Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Основы рукоделия. Вышивка гладью для начинающих

1.Актуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Вышивка - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выполняют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались

Вышивание по свободному контуру

Кроме вышивки по канве существует ещё вышивка по свободному контуру . Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швами - на ткань ложатся изображения листьев, цветов, веток растений, птиц, зверей. Всё выглядит как живое, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Вышивку по свободному контуру выполняют разными техниками вышивания. Преобладающей среди них является гладь.

Атласная и штриховая гладь

Атласной гладью называется техника вышивания плотно прилегающими друг к другу петлеобразными стежками. В результате получается гладкая блестящая поверхность. Этой гладью вышивают крупные или выпуклые объекты: толстые стебли, плоды (рис. 106), гладкошёрстных животных.Основа атласной глади - стебельчатый шов, строчки которого выполняют рядами в прямом и обратном направлении, располагая их так близко друг к другу, чтобы не было видно просветов ткани (рис. 107). С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклой формы узора. Для этого нарисованную фигуру с помощью вспомогательных линий делят на участки (рис. 108) и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Чтобы избежать стягивания ткани вышивкой, не рекомендуется туго затягивать стежки атласной глади.

Вышивают атласную гладь ниткой мулине в одно сложение. Весь мотив выполняют ниткой одного цвета. Выделить какие-либо места можно другим цветом или тоном, укладывая стежки поверх глади.

Атласная гладь. Узор, разделённый дополнительными линиями

Штриховая гладь

Штриховая гладь получила своё название потому, что она похожа на рисование штрихами с помощью иглы и нитки. Выполняют вышивку прямыми стежками различной длины и направления. Длина стежков не должна превышать 7 мм (рис. 109).

Штриховую гладь чаще всего сочетают с другими видами вышивки. Её выполняют ниткой в несколько сложений, чтобы достичь выразительности узора.

Штриховая гладь

Выполнение образцов вышивки гладью

Вам потребуются:

гладкокрашеная ткань, цветные нитки мулине, игла, напёрсток, пяльцы.

  1. Нарисуйте на ткани карандашом узор, изображённый на рисунке 108. Вышейте его атласной гладью ниткой в одно сложение.
  2. Переведите на ткань изображение ветки мимозы с рисунка 110.
    Вышейте ветки мимозы (кроме цветков) штриховой гладью ниткой
    зелёного цвета в два-три сложения.

Ветка мимозы.

Одним из видов рукоделия считается вышивка, которая имеет несколько разных техник. Более популярной является гладь, которая была придумана китайским народом. Так можно украсить постельное белье или одежду – они будут выглядеть нежнее по сравнению с узором в виде крестика. Как научиться вышивать гладью? Используйте для этого инструкции ниже.

Как вышивать гладью

Прежде,чем приступить к вышиванию гладью для начинающих, рекомендовано изучить основные швы, которые используются в процессе создания того или иного узора. Для этой техники характерны несколько стежков:

  1. «Вперед иголку». Применяется для контуров и линий. Выглядит как чередование одинаковых стежков и промежутков, выполняемых справа налево.
  2. «Шнурочек». В основе имеет предыдущий шов, только дополнительно через каждый стежок нужно пропустить иглу, направляя ее вниз.
  3. «Назад иголку». Подобен первому шву, но с изнаночной стороны выглядит как стебельчатый. Выполняется введением иглы в ткань в месте позади выхода нити.
  4. «Стебельчатый». Часто используется для выполнения стеблей цветов или контуров элементов. Заключается во введении иглы примерно посередине последнего стежка вплотную к нему.
  5. «Петельный». Подходит для обработки краев или вышивки отдельных деталей. Прокладывается слева направо введением иглы в начале элемента, а затем выполнении следующего стежка с нитью под иголкой.

Для вышивания гладью нужно подготовить рисунок, который будете переводить, иголку, пяльцы, ткань, нити, ножницы и карандаш. Процесс вышивания включает следующие этапы:

  1. Поверх ткани положите сначала копирку, а затем рисунок.
  2. Прикрепите все булавками к ткани, обведите выбранный узор, как показано на фото.
  3. Уберите булавку с копиркой и рисунком.
  4. Нитку мулине вденьте в иглу, первые стежки сделайте по контуру рисунка, используя шов «вперед иголку».
  5. Начните заполнять пространство параллельными стежками.

Виды вышивки

У вышивки гладью выделяются несколько разных направлений:

  1. Русская гладь. Проста в выполнении: стежки прокладываются горизонтально или вертикально с расстояниями между ними примерно в 2 нитки. На обратном пути просветы заполняются.
  2. Художественная вышивка гладью для начинающих более сложная, ведь используется сразу несколько цветов, чтобы достичь плавного перехода одного тона в другой. Сама технология – это косая гладь без настила.
  3. Атласная гладь заключается в прокладывании тонких ниточек вплотную друг к другу, которые имеют начало в середине предыдущего стежка.

Техника вышивки

Основной техникой является плоская гладь, когда стежки просто кладутся плотно друг к другу прямо или под углом, т.е. по форме элемента – так расход ниток получается большим, ведь узор получается с 2 сторон. Есть еще несколько рекомендаций к вышивке:

  1. «Вприкреп». Способ используется при вышивании больших элементов. С изнанки делаются маленькие стежки, а с лицевой стороны выполняют длинные, которые перехватывают короткими поперечными.
  2. «С настилом». Используется для объемных элементов, выполняется сначала толстыми нитками, а поверх гладьевыми стежками вплотную друг к другу.
  3. «Теневая». Используется для перехода одного тона в другой, представляет вышивку нитями разного цвета.
  4. «Прорезная». Представляет собой обшивку надрезанных краев рисунка.

Картин

Вышивание гладью для начинающих легче освоить, используя небольшие эскизы для вышивки, что поможет набраться опыта. Первый вариант заключается в самостоятельном подборе рисунка и перенесении его на ткань. Другой же способ – это купить уже готовые наборы вышивка гладью, в которых есть и необходимые нитки, чаще мулине, и сама картина, которую нужно вышить. Шерстяные же больше подходят для ковров. Для выполнения картин можно комбинировать стежки разной длины и составлять их в геометрические фигуры.

На одежде

Наши предки украшали такой вышивкой не только рушники, но и целые народные костюмы. Сегодня гладь тоже остается популярной, ведь ее используют для превращения простых вещей в ультрамодные. Можно вышить большой узор на белой футболке или только инициалы на рубашке. Особенностью является то, что лучше использовать художественную вышивку – она смотрится богаче и аккуратнее. На одежде создавать узор нужно аккуратно, заходя за контуры рисунка, чтобы в конце он был полностью скрыт и не портил внешний вид вещи.

Какую выбрать ткань для вышивания гладью

Выбор ткани зависит от того, что вы хотите оформить такой техникой. Если это постельное белье – лучше обратить внимание на шелк или сатин. Для вышивки на одежде подойдет любая ткань, особенно плотный драп. Главное условие заключается в отсутствии требований к особому уходу за основой для вышивки, ведь в процессе она не должна вытягиваться или деформироваться при стирке, чтобы рисунок не потерял первоначальный вид. Для картин на стену подойдет хлопчатобумажная или льняная ткань. Лен поплотнее лучше использовать при оформлении скатертей или салфеток.

Какими нитками вышивать

Самым распространенным вариантом нитей являются мулине, ведь они характеризуются многослойностью, что позволяет легко регулировать их толщину. Благодаря многообразию оттенков легко выполнить любой переход от одного цвета к другому. Если основа для вышивки тонкая, то стоит выбрать шелковые или хлопчатобумажные нити, а если толстая – шерстяные, например, «Ирис».

Схемы для начинающих

Техника вышивки гладью для начинающих проще осваивается по небольшим картинкам, которые легко рисовать самостоятельно либо по готовым схемам. Для обучения этому мастерству используйте незамысловатые узоры, отдельные цветы, например, маки или розы. Кроме того, попробуйте красиво вышить свои инициалы на платке или создать картину с пейзажем, которая отлично впишется в интерьер. В этом вам помогут готовые схемы вышивки гладью.

Видеоуроки вышивки гладью для начинающих

Используя правильно подобранные узоры для вышивки гладью, вы сможете создать как оригинальные картины, так и уникальные предметы гардероба. Кроме того, оформленные в этой технике полотенце или постельное белье станут отличным подарком на любое торжество. Осваивать технику вышивания гладью для начинающих можно как по книгам, так и по видеороликам, где пошагово показан весь процесс создания того или иного узора.

Вас также может заинтересовать с фото и видеоуроками.

Мастер-класс по объемной вышивке

Цветы

Буквы

Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не теряя своей актуальности.

Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё –крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая гладь, цветная гладь, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.

Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом. Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счётная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.

Отличие в вышивках гладью

Существует несколько разновидностей вышивок , — это верхошовная гладь, белая гладь, художественная, русская, цветная, атласная, счетная гладь.

Верхошовная гладь

В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.

Белая гладь

Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, — она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.

Художественная гладь

Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.

Русская гладь

Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.

Цветная гладь

Цветная гладь — самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.

Атласная гладь

Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.

Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани выплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе — шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – .

Счётная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку счетная гладь.

Техника выполнения такой вышики достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, мережками. Можно поиграть с узорами из , или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Принцип и техника вышивания счетной гладью

Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.

Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.

Как выполняется:

  1. Переносим на ткань основы рисунок.
  2. Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
  3. Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
  4. Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, — ваша работа от этого только выиграет.
  5. Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
  6. Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
  7. Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
  • Валик (рис.2)
  • Зубчики (рис.3)
  • Ступеньки (рис.4)
  • Ромбики (рис 5)


Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.

8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.

Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.

Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату — не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.

Атласная гладь - это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать вышивки, способные конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения. Нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно прорабатывать цветовые переходы, "прорисовывать" мельчайшие детали рисунка. Конечно, изготовление вышитого панно, где не только само изображение, но и фон покрыты стежками атласной глади, занимает достаточно времени, по сравнению, к примеру, с вышивкой крестом, однако не так много, как могло бы показаться. Так, панно "Ламия" (30 х 45 см.), на примере изготовления которого я хочу рассказать о технике атласной глади, было вышито примерно в течение полугода, что, кстати сказать, вызвало мое собственное удивление. Работала я, естественно, не от зари до зари, а только во время отдыха и далеко не каждый день.


На вышитом панно изображена ламия. Эти сверхъестественные существа встречаются в мифологии многих стран, но для меня ламии, прежде всего, персонажи баскского фольклора. В баскских легендах ламии предстают в виде человекообразных существ, имеющих ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они - прекрасные женщины с рыбьим хвостом, очень похожие на хорошо знакомых нам русалок. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Порой они влюбляются и бывают любимы людьми. Некоторые легенды описывают ламий как маленьких людей, обитающих под землей. Их жилищами, как правило, являются пещеры, но они могут также селиться вблизи луж и речных омутов. Привычное занятие ламий - вертеть веретено и прялку, часто они предстают перед путниками с золотой гребенкой в руках. Героиня, изображенная на нашем панно, спрятала свои перепончатые ступни в опавшей листве, и мы можем только догадываться, как выглядят они на самом деле.

Техника шитья

Стебельчатый шов

Основой атласной глади является стебельчатый шов. Это один из старинных швов, используемый мастерицами с незапамятных времен. Чаще всего его применяли при вышивке стебельков и веточек, поэтому шов и получил свое название. Состоит стебельчатый шов из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Выполнение его несложно. Каждый новый стежок делают, вкалывая иголку под ниткой предыдущего, отступив назад примерно на половину его длины (фото 1). Особенность стебельчатого шва состоит в том, что образующие шов стежки заходят один за другой, а не соприкасаются концами.


Прокалываем иголкой ткань, оставив маленький хвостик нитки на изнаночной стороне, фиксируем его пальцем и закрепляем нить несколькими маленькими стежками. После того, как нитка закреплена, начинаем выполнение элементов вышивки, укладывая стежки по контуру рисунка. Следим за тем, чтобы стежки не стягивали ткань и располагались близко один к другому, без просветов. Когда нитка закончится, закрепляем ее на изнанке вышивки несколькими стежками "за иголку", под проложенными ранее стежками.

Атласная гладь

Основа атласной глади - это стебельчатый шов, ряды которого располагаются без просветов вплотную друг к другу, образуя гладкую блестящую поверхность, напоминающую атлас. Атласная гладь относится к свободной вышивке, где длинна, расположение стежка и его направление произвольно. Короткие стежки обычно прокладывают там, где линия контура закругляется, длинные используются для заполнения больших участков рисунка и фона. Шитье осуществляется во всех направлениях - слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, наискось, под любым углом, а сама линяя шва может быть как прямой, так и изогнутой.

Для выполнения атласной глади используют шелк или мулине. Надо иметь в виду, что чем тоньше нитка, тем лучше и ровнее ложиться рисунок. При одноцветной глади желательно использовать нить, взятую в одно сложение, однако для многоцветных рисунков с плавными цветовыми переходами, мы будем использовать нитки мулине в два сложения.

Направление стежков в атласной глади должно подчеркивать форму вышиваемого фрагмента изображения. К примеру, вышивая листик растения или лепесток цветка, надо направлять стежки по его жилкам (фото 2). Не забываем, что вышивая закругленные фрагменты, число стежков следует увеличивать, делая их более частыми и мелкими. Работая над изображением человеческого тела или лица, мы будем "вылепливать" нитью его форму, заполняя контур изображения либо параллельными рядами стебельчатого шва, идущими вдоль изгибов тела, либо располагая шов по сужающейся спирали, что позволяет визуально придать данной части рисунка большую выпуклость. Для выполнения гладкого фона, например неба в пейзажах, подойдут длинные ряды шва с относительно большими стежками, идущие от одного конца панно к другому и параллельные его краю. Чтобы не ошибиться, ткань можно расчертить по линейке, заполнив участок фона параллельными линиями, расположенными на расстоянии одного сантиметра друг от друга, Эти линии превратятся в своеобразные направляющие, помогающие прокладывать ровные ряды стебельчатого шва.


Итак, после того, как мы разобрались с техникой выполнения стебельчатого шва и атласной глади, поговорим о том, как создавать плавные, почти неразличимые на глаз цветовые переходы, на мой взгляд, являющиеся главным достоинством этого вида художественного шитья. С их помощью удается достичь высокой степени реалистичности изображения, и в частности создавать эффект скульптурного рельефа. В процессе вышивки используется прием, хорошо известный вышивальщицам "крестиком", когда в иголку вдеваются две нитки разных, но близких друг к другу оттенков. В качестве примера, подберем нитки в одной цветовой гамме, например: черную, темно-серую, серую и белую. Приступим к работе. Несколько рядов, примыкающих к контуру рисунка, вышиваем черной ниткой, взятой в два сложения, после чего вдеваем в иголку черную и темно-серую нитки, продолжаем шить этой парой, затем за ними последует пара темно-серых нитей, темно-серая и серая, две серых, серая и белая, и наконец, две белых. Подобные цветовые переходы показаны на фото 3, но для наглядности в работе была использована нить, взятая в четыре сложения. На самом деле, в качественной вышивке, выполненной в технике атласной глади стежки почти неразличимы, а заметны только плавные изменения оттенков от темного к светлому и наоборот.

Материалы и инструменты

Основой вышивки служит плотная, но тонкая белая хлопчатобумажная ткань с частым переплетением нитей. Подбирая ткань, надо проследить за тем, чтобы игла проходила сквозь нее без усилий. Атласная гладь достаточно сильно стягивает материал, поэтому полотнище обязательно надо натянуть на прочные прямоугольные пяльцы и время от времени подтягивать ткань, чтобы в течение всего процесса вышивки сохранялось хорошее натяжение.

Иголка нам потребуется максимально тонкая и достаточно длинная, с такими удобнее работать. Выбирая иглу, остановимся на самой тонкой из тех, в которые можно продеть две нитки мулине.

Что касается ниток, то никаких конкретных цветовых схем я не предлагаю. Выбираем цвета на глаз в соответствии с оригинальным изображением, стараясь использовать как можно больше оттенков каждого цвета. Произвольный выбор цветовой гаммы, с одной стороны может показаться сложным для тех, кто привык вышивать строго по схемам, но, как мне кажется, делает процесс вышивки более увлекательным, превращая ремесло в творчество, и позволяет создавать неповторимые, уникальные работы.

Перевод рисунка на ткань

Перевод рисунка на ткань всегда вызывает много вопросов, и похоже, до сих пор не изобретен оптимальный способ, выполнения этой, казалось бы, несложной операции. Вариантов придумано немало, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако мы пойдем по самому простому пути, используя в работе копирку и шариковую ручку. Поскольку полотно полностью покрывается гладью, можно не опасаться того, что будут заметны линии рисунка, а фон немного запачкается копиркой.

Выбираем подходящий рисунок, распечатываем его в двух экземплярах. Один, цветной - поможет нам подобрать цветовую гамму вышивки, другой - черно-белый, в натуральную величину мы используем для перевода рисунка на ткань. Приметываем рисунок с подложенной под него копиркой к ткани и обводим контуры, кроме этого выделяем зоны с различной степенью затемнения (у нас получится изображение, напоминающее изолинии на карте). Снимаем рисунок, обводим линии на ткани черной шариковой ручкой, дорисовываем и уточняем детали. Так, к примеру, фигуру ламии я перевела с готового рисунка, формата А4, а пейзаж дорисовала от руки, заполнив оставшееся пространство фона контурами цветов и листьев.

Этапы выполнения панно

Итак, после нанесения рисунка, настало время приступить к "священнодействию" и, вооружившись иглой и цветными нитками, приступить к вышивке. Вышивать надо начинать от центра изображения, так ткань меньше стягивается. В случае "Ламии" вышивку начнем с лица. "Вылепливаем" черты лица при помощи мелких стежков, используя нити розоватых и зелено-коричневых оттенков. Переходим к выполнению фигуры. Вышивку всегда начинаем с темных зон, постепенно переходя к светлым. Направление шва должно следовать изгибам тела ламии. Закончив с телом, займемся волосами таинственной обитательницы леса, используя нитки коричневых и золотистых оттенков.

Когда фигура ламии будет готова, перейдем к окружающему ее пейзажу. Начнем вышивать с крупных листьев и цветов, расположенных над головой ламии. Здесь нам потребуются зеленое мулине темных и светлых оттенков, немного белых, желтых и голубоватых ниток. Вышиваем листики и цветы, прокладывая стебельчатый шов вдоль прожилок, тычинки выполняем в технике узелковой глади.

Мелкие сухие листики у ног ламии вышиваются нитками розовато-коричневых и зеленых цветов. Каждый маленький листик прорисовывается стежками, проложенными по контуру, а фон между ними - прямыми рядами стебельчатого шва, параллельными нижнему краю панно.

Когда все элементы рисунка будут закончены, перейдем к вышиванию фона. Он заполняется параллельными рядами стебельчатого шва, выполненного нитками черного, темно-зеленого и темно-фиолетового цветов. Едва различимые листья в глубине пещеры вышиваются не по направлению жилок, а прямыми линиями, так же, как и весь фон. Это сделано для того, чтобы листья почти сливались с общим фоном и словно таяли в темноте.

Готовую вышивку не нужно отпаривать. Прежде чем снять ее с пяльцев, подклеим с изнанки флизелин, чтобы избежать деформации. Итак, панно "Ламия" готово. Остается только поместить его в рамку и искать новые сюжеты для новых работ, выполненных в технике атласной глади.

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА

традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи.

В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.

В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

Мстерская гладь

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.

Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.

Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы

Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, но часто встречается и одноцветные вышивки.

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.


Гладь «верхошов».

Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора.

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. .

Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины. Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.

Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.

Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.

Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.


Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Выполнение шва «козлик» описано мной в статье «Азы ручной вышивки. Часть 2» . Если говорить о владимирских швах, то «козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 8. Сердцевины цветов обычно окаймляют тамбурным швом (см. ).

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)

Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше.

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.


Русская гладь

Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево. Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см.).

Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.

Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь

Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.

Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков.

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.

Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.

Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Желаю удачи. В следующий раз мы поговорим о подарках, которые можно сделать своими руками.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
[email protected]

+++++++++++++++++++++++++++++++

Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения), тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо делать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков.

В выполнении узоров применяют таксе различные виды ажурных сеток, «стяги», «дырочки», «узелки», россыпь», «подкладной» шов или «восьмёрку», детали в виде кружочков, «усиков» и другие. Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани создают декоративность вышивки, выполненной в одном цвете.

Детали узора в форме кружочков - «пышечки» вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшейте швом «вперёд иголку» , сделайте настил и выполните гладьевые стежки от середины кружочка сначала вправо, а затем влево.

Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья. Обшив цветок по контуру, стежки настила расположите по кругу и вдоль контура, а гладьевые стежки - в направлении от середины цветка к краю. Цветок может быть из отдельных лепестков, лепестки вышивайте последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперёк лепестка.

В мелких листьях гладьевые стежки могут иметь прямое или косое направление. Более крупные листья вышивают гладью и «россыпью» или «узелками». «Россыпь» выполняют мелкими стежками швом за иголку, стежки располагайте параллельными рядами. Край листочка, вышитого россыпью или узелками, стягами или сеточкой, обшейте гладьевым валиком. Листочек на две трети длины бывает разделён на две половинки («листок в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка по середине его, начинайте выполнять гладьевые стежки с целой части листочка. Дойдя до места раскола, вышивайте сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками, а выкалывая на линии контура листочка.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...