Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Особенности психологии ребенка — советы для родителей. Как найти общий язык с подростком? Общение с подростками: психология

В процессе воспитания и развития малыша общение играет важную, значимую роль. Родители учат капризное чадо правилам поведения в обществе, объясняют ему, что можно делать, а что категорически нельзя, вместе преодолевают возрастные кризисы.

Потребность в общении — одна из базовых потребностей человека, и если ее не удовлетворять, то он может расти пассивным, некоммуникабельным, безынициативным и, по сути, очень несчастным.

Общение с детьми разного возраста имеет свои психологические особенности и то, что приемлемо в разговоре с дочерью в 13 лет, будет неуместным, когда девочка повзрослеет и ей исполнится, например, лет 16-17. Родители, конечно, — не психологи, но чтобы понимать эмоциональное, психологическое и физическое состояние своего чада и осознать, что общение с подростком отличается от общения с трехлетним малышом, должны самообразовываться. Особенно трудно приходится одинокой маме в общении с мальчиком, рядом с которым нет ни отца, ни дедушки, ни другого авторитетного мужчины, который мог бы как-то повлиять на него или, наоборот, помочь разобраться в себе, найти общий язык со сверстниками, защитить себя в критических ситуациях.

Одиноким мамам и просто заботливым родителям для более эффективного общения было бы полезно:

  • читать психологическую литературу;
  • интересоваться кругом общения подростка;
  • общаться с учителями и, хотя бы изредка, с психологами;
  • следить за тем, что они говорят и как себя ведут в присутствии своих чад.

К сожалению, иногда слова и поступки родителей расходятся и в трудном подростковом возрасте такие родители утрачивают авторитет и не могут справиться с возникающими в жизни их детей проблемами. Было бы правильно воспитывать детей собственным примером и ежедневными поступками. Практикой доказано, что этот подход более эффективный.

Так как нужно общаться с подростком 12, 13, 14, 15, 16 лет, чтобы не утратить его доверие?

Устанавливаем новые правила!

Подростковые проблемы и трудности в общении с сыном или дочерью могут возникнуть в любом возрасте, начиная примерно с 11 лет. Период взросления наступает у каждого ребенка индивидуально. Только любящим, понимающим родителям, которые привыкли общаться с ребенком в доверительном ключе, удается пережить этот этап без особых потерь.

Следует отметить, что психологи различают младший подростковый возраст, который обычно наступает в 11-12 лет и раннюю юность или старший подростковый возраст, характерный для 15-17 лет. Эти возрастные этапы различаются некоторыми нюансами в физиологическом развитии, но основные принципы общения с подростками остаются неизменными.

  1. Слушайте и старайтесь услышать. Никогда не отмахивайтесь от их проблем, не говорите с детьми и параллельно еще с кем-то по телефону, общаясь в соцсетях. Если ребенок обратился к вам с вопросом, отвлекитесь от того, чем вы занимаетесь, каким бы важным для вас ни было это занятие.
  2. Не будьте многословны. Иногда родители жалуются, что дети игнорируют их просьбы о помощи, не реагируют на вопросы или делают вид, что не слышат. Особенностью подросткового возраста можно назвать и то, что подростки не любят, когда им читают лекции. Им жаль тратить время и усилие на обработку длинных, малозначительных предложений. Иногда, чтобы ваша просьба была выполнена, достаточно обозначить ее одним емким словом: «уборка», «мусор», «уроки».
  3. Общайтесь дружелюбно. Никому не нравится, когда общение ведется менторским тоном, а в разговоре проскакивают унизительные слова и прозвища. Тем более важно сохранять дружеские отношения и доброжелательность в общении, когда ваш отпрыск находится на этапе взросления. Вежливая, тихая просьба даст вам больше, чем разговор на повышенных тонах с угрозами и обвинениями.
  4. Планируя серьезный разговор, давайте время на подготовку. Иногда нужно обсудить серьезные проблемы или высказать претензии взрослеющему чаду, но никогда не делайте это в спешке или когда ваш сын или ваша дочь заняты чем-то очень для них увлекательным. Предупредите, что у вас есть тема для разговора и обозначьте удобное для обеих сторон время.
  5. Говорите на равных. Помните, что даже трехлетний карапуз — это личность со своим характером и мировоззрением, а уж, ведя серьезный разговор с девушкой 15 лет, забывать об уважении к собеседнице точно не стоит.
  6. Любите, хвалите, обнимайте. Почему-то некоторым родителям кажется, что дети в 16 лет уже не нуждаются в проявлении нежных чувств и одобрении родителей. Поверьте, это заблуждение. Даже нам, взрослым, добившимся успеха и высокого социального статуса, занимающим руководящую должность, приятно услышать слова поддержки от родителей. Подросткам же это крайне необходимо. Они очень уязвимы и, несмотря на внешнюю взрослость и «колючесть», остаются теми же детьми, нуждающимися в родительской любви, поддержке и понимании.
  7. Уважайте частную жизнь подростков. Не стоит слишком усердствовать и устанавливать тотальный контроль за детьми 13, 14 лет, даже если вам кажется, что это поможет их уберечь от всех бед и несчастий. Ваше недоверие может разрушить добрые отношения и выстроить стену непонимания между вами, на преодоление которой уйдет немало времени.

Особенности развития подростков: о чем следует знать родителям

Подростковый возраст характеризуется существенными физическими изменениями, половым созреванием и поиском своего места в социуме. Подростки противоречивы по своей природе, так как, чувствуя себя взрослыми, они еще таковыми не являются. Желание быть взрослым, с одной стороны, и материальная зависимость от родителей с другой, нестабильный эмоциональный и гормональный фоны, перепады настроения могут привести к развитию подростковых страхов и даже фобий. Именно поэтому родителям нужно быть в этот момент рядом со своими детьми, чтобы помочь им преодолеть трудный возраст.

На что следует обратить внимание?

  • физическое развитие (подросткам обязательно нужно вести активный образ жизни, делать зарядку, для формирования правильной осанки показан массаж);
  • круг общения (в этом возрасте важно, чтобы у подростка были друзья с похожими взглядами на жизнь и схожими моральными ценностями);
  • эмоциональные отношения в семье (стоит предоставить ребенку право выбора и автономию, не упрекая его в материальной несостоятельности);
  • жизненную философию и моральные ценности (будьте начеку — обращайте внимание новые знакомства, хобби, друзей);
  • самоопределение (выбор профессии);
  • самоидентификацию и подготовку к серьезным отношениям с противоположным полом.

Родители, которым удалось преодолеть этот один из самых трудных и ответственных этапов в воспитании своих детей, говорят, что к их огромному облегчению он действительно проходит. К возрасту 16-17 лет из колючих и грубых, невоспитанных «хамов» подростки снова превращаются в любящих и любимых чад. Чтобы этот процесс перерождения прошел безболезненно, важно сохранять спокойствие, постараться быть не просто мамой или папой для подростка, а стать ему лучшим другом, готовым выслушать и поддержать в любой ситуации, не упрекая, не осуждая, не усугубляя переходный возраст еще больше.

Далеко не во многих семьях присутствует воспитание по принципу: «Ребенок – это все». Очень распространенная ошибка родителей – постоянно давить на ребенка и навязывать ему свою волю: вот это можно делать, а вот это – нельзя. Родители используют авторитарные стратегии воспитания, которые не позволяют ребенку проявить свой независимый голос или чувство ответственности за собственные решения.

Другие родители, наоборот, практикуют вседозволенность. Исследования показывают, что обе крайности негативно влияют на способность детей контролировать свои эмоции и формировать здоровые отношения со взрослыми. Лучший тип воспитания – это справедливость, гибкость, уважительное отношение к своему ребенку-подростку и постоянное их обучение, а не террор для достижения своей цели. Нужно слушать и уважать мнение ребенка, позволяя ему делать выбор, но при этом установить справедливые и четкие ограничения, чтобы поддерживать порядок в доме. Эта статья подскажет вам, как избежать неэффективных способов общения в разговоре родителей с подростками.

Ошибка №1. Слишком много болтовни

Когда родители говорят все больше и больше, причем резким требовательным тоном, дети перестают их слушать и воспринимать. Исследователи показали, что человеческий мозг может одновременно воспринять только два тезиса и сохранить их в своей кратковременной памяти. На практике это занимает около 30 секунд – то есть одну или две фразы родителей.

Когда в одном сообщении мама или папа дают сразу несколько указаний, ребенок в конце концов запутается и ничего не поймет из родительских поучений. Кроме того, если тон родителей тревожный, резкий или требовательный, у ребенка на подсознании возникает тревога и сомнения. Ему совсем не захочется выполнять такие требования.

«В этом месяце ты можешь записаться на бокс, кроме того, каждый день ты должен мыть за собой посуду, а на кикбоксинг тебе ходить еще рано. Послезавтра у нас будут гости, и ты должен помочь маме убрать в квартире».

Не стоит сообщать ребенку всю информацию сразу. Лучше всего разбить ее на отдельные блоки, чтобы эта информация была более удобоваримый. Пусть подросток выразит свое мнение по одному вопросу, а потом можно переходить ко второму.

Эффективный пример разговора

  1. "В этом месяце ты можешь записаться на бокс, а на кикбоксинг тебе ходить еще рано. Ты согласен?"
  2. "Каждый день ты должен мыть за собой посуду, потому что мама устает после работы, сэкономь ее и свое время. Что ты думаешь по этому поводу?"
  3. "Послезавтра у нас будут гости, и ты должен помочь маме убрать в квартире. У тебя нет никаких планов на послезавтра, 15.00?"

В этом примере родители в каждом блоке ограничивают разговор на двух предложений, что делает восприятие намного проще. Кроме того, идет разумный диалог, а не односторонний диктат родителей. Наконец, ребенок соглашается сотрудничать добровольно, а не под нажимом, при этом учитываются и его потребности.

Ошибка №2. Упреки и постоянная критика

Большинство родителей знакомы с ситуацией, когда ребенка приходится долго будить по утрам, или он разбрасывает свои вещи по квартире, или не вовремя приходит из школы. И тогда они используют эффективный, на их взгляд, прием: жалуются на плохое отношение подростка или резко критикуют его. На самом деле это только ухудшает ситуацию: вы даете повод подросткам игнорировать вас, потому что каждый день вы не устаете ребенку твердить одно и то же, причем самым противным тоном.

Неэффективный пример разговора

"Я разбудил тебя на час раньше, потому что ты никогда не можешь собраться в срок. Тебе нужно одеться прямо сейчас. Покажи свой дневник, чтобы я мог его подписать.

Десять минут спустя.

"Я сказал тебе одеться и дать мне дневник. А ты все еще собираешься! Ты опоздаешь, и я вместе с тобой! Иди чистить зубы и подготовь свою одежду "

Через десять минут.

"Где твой дневник для подписи? Я просил тебя привести его? И ты не закончил одеваться. Мы точно опоздаем ".

Этот родитель дает слишком много разноплановых заданий ребенку, причем все нужно сделать немедленно и сразу. Это не позволяет подростку справиться с ситуацией. Потому что каждые 10 минут родитель поторапливает его, внося тревогу и панику в процесс сборов. Это так называемый «вертолет воспитания», который может привести к неуверенности, чрезмерной зависимости подростка от команд родителей. Тон родительского посыла – негативный и навязчивый, что приводит к недовольству и сопротивлению подростка или его пассивной агрессии.

Эффективный пример разговора

"До отъезда в школу нам остается 45 минут. Если ты не успеешь собраться и дать мне на подпись дневник, свое опоздание будешь объяснять учителям сам ".

Это краткая инструкция, которая дает понять, чего родитель ожидает от ребенка и каковы последствия невыполнения задания. Родитель не осуждает ребенка, не пытается его контролировать и не создает ситуации тревожности и паники. Родитель позволяет подростку отвечать за собственное поведение.

Ошибка №3. «Пусть тебе будет стыдно!»

Одна из самых сложных для родителей идей – в том, что дети не имеют сочувствия к их потребностям. Дети развивают свою эмпатию (склонность к сопереживанию) медленно, по мере того как взрослеют. Вот почему ожидания родителей того, что дети будут во всем сочувствовать им и помогать, далеко не всегда бывают оправданными просто в силу особенностей психологического развития подростков.

Они все еще просто дети – они не становятся на вашу сторону и не ставят себя на ваше место, а сосредоточены на получении удовольствия в данный момент. Большинство родителей подчеркивают, что их дети – эгоисты, заботятся только о себе. В принципе, так оно и есть. Это может привести к недовольству родителей, когда детине хотят им в чем-то помогать. В такие моменты важно успокоиться, глубоко подышать, а потом спокойным тоном высказать ребенку свои пожелания и просьбу, в чем именно вам сейчас надо помочь. Если вы позволите эмоциям сорваться, это сделает ваше общение с подростком неээфективным.

Неэффективный пример разговора

"Я просил тебя несколько раз привести в порядок свою комнату – и что я вижу? Вещи разбросаны по всему полу. Разве ты не видишь, что весь день на ногах, я забочусь о семье, а ты ничего не делаешь. Теперь мне придется убирать твою комнату, вместо того, чтобы отдохнуть после работы. Как тебе не стыдно, ну почему ты такой эгоист?»

Этот родитель создает много отрицательной энергии. Мы все можем разочаровываться в поведении другого, но обвинять подростка неуважительно. Он слышит подсознательный вызов из-за фразы «Ты – эгоист!», и это очень вредно для психики и самооценки ребенка. Постепенно папа или мама ему внушают, что с ним что-то не так. Дети подхватывают и впитывают эти негативные ярлыки и начинают видеть себя как "недостаточно хорошего", «эгоиста». Унижать или стыдить ребенка очень вредно, поскольку это может сформировать отрицательные эмоции и плохое мнение ребенка о себе.

Эффективный пример разговора

"Я вижу, твоя комната не убрана, и это очень меня расстраивает. Для нас важно, чтобы в квартире был порядок, чтобы всем нам было здесь приятно жить. Все разбросанные по комнате вещи сегодня вечером придется отправить в кладовую. Ты сможешь взять их обратно, когда уберешь в своей комнате. "

Этот родитель четко сообщает подростку о своих чувствах и потребностях – без гнева или обвинений. Он объясняет четкие, но не чрезмерно карательные последствия поведения подростка и предоставляет возможность ребенку реабилитироваться. Это не создает у подростка отрицательную мотивацию и не заставляет его думать о том, что он плохой.

Ошибка №4. «Я тебя не слышу»

Мы все хотели бы научить наших детей уважать других людей. Лучший способ сделать это –формировать уважительное и заботливое поведение с нашей стороны. Это поможет подростку понять значение уважения и сочувствия и учит его навыкам эффективного общения. Во многих случаях услышать ребенка родителям труднее всего, потому что дети часто прерывают их. В этом случае, нормально сказать ребенку " Мне сложно услышать тебя сейчас, потому что я готовлю ужин, но я буду готов внимательно выслушать тебя через 10 минут. " Лучше запланировать четкое время для общения с ребенком, чем слушать его вполуха или вообще не слушать. Но помните, что подростку сложно ждать долго, потому что они могут забыть то, что хотели сказать, или у них будет не то настроение.

Неэффективный пример разговора

В ответ на рассказ подростка о своих оценках в школе родитель отвечает: «Представляешь. Они все-таки забили этот гол!»

Эффективный пример разговора

«Я готов внимательно тебя выслушать через 10 минут, как только досмотрю футбол».

Разговор с подростком – тонкое искусство. Но его можно освоить, просто будучи внимательными к своему ребенку. И вы обязательно добьетесь успеха.

Подростками в нашей стране считаются дети с 12 до 17 лет. Этот кусок жизни для детей делится на три периода – младший подростковый возраст (12-13), средний подростковый возраст (13-16) и старший подростковый возраст – от 16 до 17 лет.

Подростковый возраст характеризуется повышенным максимализмом, ранимостью и стремлением доказать всему миру ценность своей личности. Поэтому подросток старается поменьше слушать взрослых (даже совсем не слушать) и побольше – ровесников, мнение которых становится для ребенка архиважным. В то же время взрослый остается в недоумении: еще вчера Васенька или Леночка, которые слушались каждого маминого-папиного слова, сегодня во всем спорят и доказывают собственное мнение.

Кроме психологических особенностей подросткового возраста, на конфликт родителей и детей-подростков влияет непонимание между обеими сторонами. Например, папа говорит: «Выключай свет и ложись спать, уже поздно» - папа имеет в виду, что ребенку вредно засиживаться за компьютером, а ребенок слышит в этой фразе другое: папа ограничивает его свободу. Поэтому желательно общаться с подростком максимально терпеливо, объяснять ему, что именно вы имели ввиду, когда просили подростка сделать то или это.

Если тон взрослого повышается, дети моментально распознают это. Раздражение, гнев, агрессия – все это улавливает чуткое ухо ребенка, даже если папа или мама стараются говорить спокойно. Как только подросток почувствует, что взрослый пытается сделать его в чем-то виноватым, он моментально ощетинится и начинает противоречить взрослым любым способом. Поэтому старайтесь разговаривать с ребенком как можно спокойнее, быть вежливым с ними, чтобы социально незрелый еще человек чувствовал уважение по отношению к себе.

Важность мнения подростка

Если вы не знаете, как разрешить ту или иную ситуацию, честно обратитесь к ребенку и спросите его мнения. Ребенок выскажет свои чувства, и у вас получится полноценная беседа, а не обвинения в одностороннем порядке. Если у вас есть сомнения, выскажите их ребенку. Тогда он будет понимать, что перед ним не непререкаемый авторитет, а человек со своими мыслями и чувствами, сомнениями, такими же, как у ребенка. И будет охотнее прислушиваться к мнению взрослых.

Чтобы держать определенную ситуацию под контролем, не обязательно во что бы то ни стало добиваться согласия ребенка на тот или иной шаг. Подросток должен иметь возможность выбирать. Это очень важно для них сейчас, намного важнее, чем папе или маме добиться собственных требований. Поэтому на данном этапе (в подростковом возрасте) очень важно говорить с ребенком побольше, а не требовать от него.

Если ребенку не нужно будет подчиняться, ему не нужно будет и бунтовать против «устаревших» устоев, которые «навязывают» взрослые. Чрезмерные критические замечания и требование от подростка быть во всем совершенным скорее вредны, чем полезны. Идеала вы не добьетесь, зато очень быстро настроите ребенка против себя.

Кроме того, взрослые должны ощущать и распознавать, когда ребенку требуется совет, а когда ребенок «берет на пробу»: а могу ли поговорить с папой и мамой о том или об этом. Очень хорошо, если круг тем, которые родители могут обсудить с подростком, будет как можно более разнообразным.

Как вызвать подростка на откровенный разговор

Очень часто в подростковом возрасте ребенок сравнивает свою модель поведения с моделью поведения сверстников. Он может прийти из школы и рассказать о том, как вел себя на уроке Вася. Он не выражает своего мнения, это проба на родительское мнение. В этом случае большой ошибкой родителей будет сразу же бросаться в штыки на бедного Васю, ругать его и завершать разговор «А вот я в свое время…» Ребенок обозлится и станет думать, что модель родительского поведения и в этом, и в следующих случаях оригинальностью отличаться не будет.

Правильное поведение родителей – вызывать подростка на откровенный разговор. Два главных вопроса, которые они должны задать ребенку: «А что ты думаешь о поведении Васи» и «А почему ты так думаешь?» и третий, не менее важный вопрос: «А как бы поступил ты»?

Если такие беседы будут проводиться с подростками постоянно, ребенок не будет таить от взрослых свои чувства и намерения, и вы всегда сможете вовремя отреагировать, если у сына или дочки начнутся трудности с чем-либо. Например, с тем, как себя вести в той или иной компании. Главная задача родителей – сохранить драгоценную возможность откровенно общаться с ребенком независимо от обстоятельств, в которые он попал. Чувство постоянной связи с родителями, ощущение, что его всегда поймут и выслушают, для подростка намного важнее, чем модель подчинения и авторитарности. Ощущение, что ребенка всегда поймут, придает ему большую уверенность в себе и в общении со сверстниками, социальная роль ребенка становится все более крепкой и устойчивой.

Когда он станет взрослым, он будет твердо уверен в себе и такое же отношение перенесет на общение со взрослым коллективом. Карьера и личная жизнь такого подростка будут складываться намного успешнее.

Как мягко сказать подростку «нет»

Конечно же, родители не могут постоянно соглашаться с ребенком, потому что это не укрепит их авторитет, а наоборот, разрушит. Прежде всего, родители должны быть честными со своим сыном или дочерью. Но сказать подростку «нет» тоже надо уметь. Существует много фраз, с помощью которых можно сказать ребенку, что вы не согласны с его мнением или что оно вам не нравится. Во-первых, нужно выслушать ребенка не перебивая, даже если он, на ваш взгляд, несет полную ерунду. И, если вы не согласны с его мнением или поступком, осторожно высказаться: «Я бы, скорее всего, поступил по-другому». У ребенка непременно возникнет вопрос, как.

Либо сказать подростку: «Я не могу с тобой согласиться, хотя, возможно, что-то в этом есть. Но к ситуации можно подойти более эффективно». И обговорить с ребенком план развития ситуации, учитывая и уважая его мнение. Либо сказать еще одну волшебную фразу: «У меня другое мнение, но я уважаю твое. Ты можешь поступать как считаешь нужным. Хотя более полезным было бы…»

Таким образом, вы делаете главное: показываете ребенку, как уважаете его, и не навязываете собственное мнение, но даете понять и собственную позицию. Тогда ребенок у вас же учится, что отстаивать и иметь собственное мнение – это нормально, оно не обязательно должно совпадать с мнением самого большого для него авторитета.

Если ребенку не противоречить открыто, у него не будет необходимости и главное – соблазна – сопротивляться. Общаться с подростком - нелегкая задача, но вы несомненно справитесь.

Становятся непредсказуемыми, как бег по минному полю. Подростки и родители - вечное противостояние. Одни настаивают на своем праве опекать и направлять, вторые — отчаянно защищают свое право на свободу и собственные решения, хотя подкрепит эти решения им пока решительно нечем.

Писательница и журналист Ксения Букша рассказывает, . Проблема в том, что подростки — уже не дети, но и не вполне еще взрослые. Ими нельзя управлять с позиции всезнающего взрослого, но и ждать полной осознанности и ответственности за свой выбор тоже не стоит. Что же делать родителям с теми, кого невозможно заставить, нечем наказать и нереально переупрямить?

Стратегия 1. Заставить и запретить

На самом деле, этот инструмент у нас все-таки есть. Только использовать его придется не добровольно, а значит, ценой могут быть испорченные на всю жизнь детско-родительские отношения.

Применяем запреты, только когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту — схватить и оттащить от края.

Мы взрослые, и мы еще можем сделать с подростком все что угодно, хоть в школу при монастыре отдать, как мой знакомый папа дочь-наркоманку. Она просидела там шесть лет и вышла в двадцать, когда все ее друзья и подружки уже умерли. Не хочу того папу ни судить, ни хвалить, ни вообще как-то оценивать, и уж точно никому не желаю повода следовать его примеру. Просто пытаюсь показать масштаб проблем, в которых имеет смысл действовать таким образом.

А вот более мелкие аварии вроде «бросил школу», «занимается сексом до брака» — мы готовы заплатить за это отношениями с ребенком? «Целыми днями валяется с телефоном» — а за это? Скорее нет, чем да, но вдруг у него серьезная депрессия? Прежде чем орудовать железной рукой, надо еще и понять, куда тащить-то собираемся.

Стратегия 2. Составить договор

В письменном виде. И повесить на стенку. Договор может сделать сносным совместное проживание с экспансивным (от слова экспансия) молодым существом.

У родителей и у детей имеются права и обязанности. Родитель имеет право садиться утром на чистый унитаз. Ребенок имеет право не отвечать на СМС, но на звонки — обязан. Или наоборот.

Любая вещь, брошенная за пределами комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке — самостоятельная побелка оного. Все что угодно, главное, реалистичные для вашей семьи пункты и совместное их обсуждение.

Большинство подростков уже умеют худо-бедно контролировать импульсы, а значит, будут этим пунктам следовать. Договор хорош тем, что при наступлении санкций выяснять отношения с родителями нет смысла: все честно, из ванной фантики и шкурки должны быть убраны без звука, а в его комнате могут гнить хоть вечность.

Важно: договор не является попыткой добиться от подростка желаемого «курса его жизни», это не мотиватор. Это всего лишь средство, позволяющее четко разделить границы. Поэтому в него не стоит вносить пункты вроде «компьютерного времени, не более двух часов в сутки» и прочих штук, которые родителя никак лично не касаются. Договор — это разделение прав и обязанностей, территории и ресурсов.

Стратегия 3. Вручить самостоятельность

Хотите найти общий язык с подростком — позвольте ему хоть в чем-то себя победить. Поднимаем лапки кверху и вручаем право решать самому. Мы не можем уложить тебя спать, если ты не лег сам, и не можем заставить надеть шапку, если ты считаешь, что не холодно. И тянуть «приличную гимназию» ты уже можешь только сам. А если не тянешь, значит, придется из нее уйти.

Мы можем долго думать, прежде чем что-то отпустить, и можем взять права обратно, если увидим, что дело идет к какому-то полному краху.

Я думала, что ты справишься, но ты всю неделю ложилась в шесть утра и не училась вообще — это значит, что мне придется еще сколько-то месяцев тебя укладывать и будить.

Но не разочаровываемся, а постоянно тестируем реальность — может, уже готова? Проспала во вторник и в среду, но в четверг сама собралась вовремя — ага! Получаются такие весы: тут пока мы сильнее, а тут уже она, а тут опять пока мы.

Стратегия 4. Обсудить планы

Лет с 15-16 надо давать старшему подростку понять, какой уровень поддержки ждет его после 18-ти, и где мы начнем страховать его риски.

Это должно быть предельно ясно: например, «мы всегда нальем тебе тарелку супа и ты сможешь у нас жить, не более того, но на это можешь рассчитывать». Или «за свою учебу ты отвечаешь сам, мы не будем отмазывать тебя от армии, если ты не поступишь». Или «до шестого курса можешь не беспокоиться ни о чем». Или «от армии отмажем, но заставим идти на работу и вносить вклад в семейный бюджет».

Это совершенно разные программы действий для подростков и родителей.


Человек же должен как-то планировать свое будущее! А то живешь на всем готовеньком вроде, но как-то неясно: я уже взрослый или еще кто? А когда стану взрослый, тогда что? И когда? А коли не стану, то кто виноват?

Если четко обсудить все эти вещи вместе, поговорить о конкретных планах на будущее и способах их достижения — может родиться прямая близкая мотивация. Только планы подростки и родители должны составлять вместе. Мы не «ставим подростка в известность, что после 18 он выметается с нашей жилплощади» и не пытаемся «дать ему хорошее образование». Только вместе. Игры тестировать? Патологоанатомом? Или пока-никем-но-я-люблю-тебя-мамочка? Спасибо, я тебя тоже. Очень.

Стратегия 5. Выключаться

Ну, это все пафос и общие слова, а каждый день-то что делать? Как найти общий язык с дочерью подростком, которая не хочет сходить в магазин вместо матери, у которой другие хлопоты?

На каждый день наш главный инструмент — это выключаться. Есть такие обогреватели: нагреют воздух до указанной температуры — раз, выключились, стоят как паиньки и остывают. Родителю подростка нужно тоже так уметь.

Ребенок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет, или, наоборот, хочет не того, и наших сил не хватает, чтобы его убедить? Спросим себя, не умрет ли кто, не дай Бог, если мы прямо сейчас выключимся. Если вопрос на данный момент не смертельный — смело переходим в режим «офф».

Это значит, что мы продолжаем присутствовать, но перестаем конфликтовать. Мирно пьем чай на кухне. Делаем только то, что нам сейчас хочется. Если ребенок у нас трудный и проблемный, это хорошая профилактика созависимости. Главная трудность — надо выключить все общие и пафосные мысли вроде «что же из него вырастет». Сейчас нас интересует не это, а спокойно прожить час.

Подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что прав, но отказывается от борьбы. Который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». И, что важно, дает поступить неправильно.

Дочка в тот день в магазин не пошла, чувствовала себя от этого не очень, и в следующий раз, возможно, ее даже не придется просить.
Выключившись, мы даем себе отдохнуть и даем жизни сработать за нас, вместо наших воспитательных визгов.

Родители часто жалуются, что подростки лучше напишут текстовые сообщения друзьям, чем спросят совета у семьи.

Если вы хотите сохранить близкие отношения с взрослеющим ребенком на долгие годы, чтобы он во многом и далее каждый день полагался на ваш совет - вот несколько моментов, которые помогут заинтересовать вашего ребенка в приятном разговоре с вами.

На самом деле все не так уж и сложно.

Прежде, и, прежде всего, что бы вы ни считали и не видели перед собой (помните, что обычно то, что вы видите - еще и исключительно субъективно), 14-летний ребенок чаще всего уже чувствует себя сложившейся личностью.

И «не слушать родителей», их советов, особенно когда они подаются в форме приказов или с высоты «я знаю настолько больше тебя» - это не блажь и не капризы, а совершенно логичная реакция человека на оскорбление личности. Просто представьте, что вам в подобной форме вот сейчас, таким, какие вы есть, будут излагать так называемые «советы» и говорить, что вам делать, а что нет - как вы отреагируете?

Думаете, подросток чувствует себя иначе? Нет. Мало того, подобным обращением вы подрываете на корню только что сформировавшиеся в нем здоровые самоощущение и самоуважение, что в свою очередь, скорее всего, быстро приведет к самым неприятным изменениям в ее или его костяке, основе навыков социального общения внутри каждого индивида.

Детей нужно не воспитывать, с ними нужно разговаривать, причем, как с равными - и чем в более раннем возрасте вы придете к подобной практике, тем более морально устойчивой, уверенной в себе, правильной и зрелой личностью вырастет ваш ребенок.

Очень странно, что родителям бывает настолько сложно пересилить себя, и начать общаться с ребенком нормально, подумайте, что в этом случае вы защищаете? Свой непререкаемый авторитет или… или что?

Как бы то ни было, некоторые вещи бывает действительно необходимо донести до подростка, а для этого вам понадобятся:
- чувство юмора;
- способность использовать их любопытство;
- ваша готовность учиться самим.

1. Раз и навсегда установите позитивный тон. Не насмешливый, не покровительственный, не с трудом сдержанный, а именно просто спокойно-позитивный. Приятные обеим сторонам беседы чаще всегда получаются именно тогда, когда вы все находитесь в расслабленно-оптимистичном состоянии.

Посмотрев несколько раз на вас, ребенок автоматически переймет подобную манеру общения, и это станет бесценным не только для вашего общения, но и для его будущей жизни. Постоянно следите за атмосферой в разговоре, которую, как взрослый, задаете именно вы.

Если один из вас расстроен, разговор может очень быстро направиться под откос. Если вы требуете, чтобы они рассказывали вам те или иные вещи, они точно не будут страстно желать вступать с вами в общение. Если они раздражены, разговор тоже, скорее всего, не пройдет хорошо.

Вспомните время, когда ваш ребенок только начинал ходить, неужели вы заставляли его или ее постоянно стоять на ногах и отчаянно ругали за каждое падение? Наверно, скорее вы отвлекали ее или его, чтобы они не расстраивались из-за своих ошибок - давали возможность, например, сфокусироваться на чем-то более интересном. Отвлечение от проблем отлично работает так же и с подростками. Так что, прежде чем зададите им слишком много вопросов, убедитесь, что вы сами не накручены. Предложите им что-то вкусное пожевать. Лучший способ начать любой хороший разговор - предложить еду или выпить (в нашем случае что-то безалкогольное).

2. Бросьте все, чем вы занимались ранее, сядьте и выглядите заинтересованными. Это лучший способ показать, что вам действительно есть до ребенка дело, и что он первый в списке ваших приоритетов. А это, как ни крутите, лучше всего располагает к доверию. Если вы читаете газету или журнал, когда ваш подросток входит в комнату, отложите ее и скажите: «Ты просто не представляешь, что я только что прочел», и затем поделитесь в увлекательной форме историей из газеты, которая могла бы ее или его заинтересовать. Если вы моете посуду или что-то мастерите, вытрите руки и предложите: «Иди, посиди со мной минутку». Только не начинайте после этого тискать ребенка, жаловаться на жизнь, тут же грузить его или ее советами, не молчите, и не вытворяйте нечто в том же духе - не портите сразу все.

3. Улыбайтесь и выглядите дружелюбно. Улыбка не в пример лучше и легче поддерживает разговор, чем хмурый взгляд. Дружелюбие доносит основную мысль гораздо быстрее, чем лекция, нагоняй или сарказм. Поощрите вашего сына или дочь улыбкой и дружелюбным «Привет, дорогой(ая)». (Предупреждение: никогда, НИКОГДА не говорите ничего, что может смутить подростка на глазах его друзей, и/или выставить его перед друзьями в невыгодном свете).

Видя вас в приподнятом настроении, подросток будет всегда помнить, насколько вам приятно находиться рядом с ним. Это поможет создать установку, благодаря которой у ребенка дольше будет держаться желание находиться рядом с вами.

4. Не закатывайте глаза и не вздыхайте обреченно. Вы сами помните, как вам неприятно, когда подростки вздыхают, трясут головой и закатывают глаза, всем видом давая понять, что вы настолько далеки от понимания проблемы, насколько это вообще возможно и, самое главное, не желаете ничего понимать, так что не закатывайте свои глаза, разговаривая с ними. Не выказывайте свое неодобрение, держите себя в руках. Только потому, что они настаивают на точке зрения, которая вам кажется смехотворной, еще не значит, что вы должны спускать их мнение в унитаз. Оставьте неодобрения для бОльших проблем.

5. Разговаривайте с ними о волнующих, действительно интересных вещах, которые возбудят их любопытство. Если каждое обсуждение, которое вы предпринимаете со своим ребенком, касается того, что он сделал или не сделал, они станут избегать вас и правильно сделают. Если вы хотите, чтобы подросток периодически с вами разговаривал, вам нужно привнести в беседы новые, интересные объекты обсуждения. От фотографии до музыки, танцев, шуток и спорта - существует масса тем, которые вы могли бы исследовать. Интересные и новые темы закладывают фундамент для последующего желания делиться с вами более личными вещами.

6. Сыграйте в игру «узнай меня лучше»: каждый участник составляет список из трех вещей, о которых другие ничего не знают. Две из них правда, и имеют место быть, третья выдумана. Вовлеките ребенка в игру таким образом, чтобы ему самому стало любопытно и интересно, а не просто предлагайте сие действо. Другие, соответственно, должны отгадать, какие две из них верны и какая выдумана.

7. Введите поправку на точку зрения подростка. Подростки находятся на стадии: «Я знаю больше, чем ты», и в то время как они действительно знают больше о поп-культуре (и речь вовсе не только о музыке, а о культуре общения молодежи в целом), о новых технологиях, о порядках в современных школах, и многое другое, это еще не все. Как раз, как родитель, вы можете рассказать им и научить их остальному (а не приказывать и не наставлять) - вы имеете больше жизненного опыта, но и это еще далеко не все. Поэтому в разговоре лучше всего слушать и слышать, что вы можете узнать о том, что, умеет, знает и в чем прав (а таких вещей, поверьте, очень много) ваш ребенок-подросток.

8. В разговоре выбирайте короткие, емкие по смыслу и точные фразы вместо больших параграфов с рассуждениями. Время в разговоре часто имеет критичное значение, и от него часто зависит, как обернется разговор. Если вы надеетесь достичь основного смысла в разговоре, лучше всего говорить по существу и не высокопарно. Вы родитель, но вы не должны выставлять себя гордецом в течение каждого разговора.

Дополнения и предупреждения:

Не думайте, что дети еще малы, чтобы что-то понять. Как показывает практика, очень часто в 8 лет и даже ранее дети смотрят на мир гораздо объективнее, чем их родители. И не только. Дети просто все понимают, пока они еще не выросли и не начали абстрагироваться по своему удобству от тех или иных вещей.

Весь опыт (да, да, в том числе и ваш «огромный» жизненный) - субъективен. Спросите у любого психолога. Если все личности разные, значит и пережитые ими события сугубо субъективны. Несомненно, существует целый ряд универсально и единственно правильных вещей, вроде той, что девушке определенно не стоит садиться с малознакомыми мужчинами в машину, но, с другой стороны, например, то, что ваша дочь любит клубы и дискотеки, тоже не значит автоматом, что она гулящая особа.

Если вы рассказывали сыну или дочери, что такое хорошо, а что такое плохо, или показывали на своем примере, не надо, как только они перешагнули черту, за коей их можно называть подростками, подозревать их сразу и во всех грехах. Во-первых, вы правда думаете, что у вашего ребенка полностью отсутствует способность соображать? Как правило, подобные вещи очевидны - посмотрите на свое чадо, вы правда считаете, что он или она не обладают самым обычным здравым умом? Во-вторых, вспомните, насколько оскорбительными будут подобные предположения для хорошего, воспитанного вами человека, да еще и от родителей, на которых ребенок привык полагаться во мнении.

Детей не нужно запирать дома, нужно учить их как справиться со сложностями. Иначе что получится? Сначала ребенок растет и слушает вас, потом сидит дома, а потом сразу на работу и ответственность на плечи. И в течение всей жизни он не будет знать, как поступить. А когда же ему жить?

Подумайте, как следует, вы действительно уверены, что знаете современный мир и его порядки лучше? Да, в некоторых небольших моментах и средах общения и правда нарушаются все возможные нормы. Но по большей части устои меняются далеко не настолько страшно, как представляет себе старшее поколение.
Вы и правда уверены, что знаете окружение вашего ребенка? Нет, правда? Или просто пару раз увидели их на скамейке с пивом и сигаретами? Или, что еще хуже, просто начитались страшилок в газетах и насмотрелись новостей по ТВ?

Не начинайте разговор с фраз «нам надо с тобой поговорить» или «дорогая(ой), я бы хотела с тобой поговорить», и аналогичных по напряженности фраз. Вы бы ждали чего-то хорошего от подобного разговора? А вам в принципе хотелось вы в нем участвовать? Свободолюбивому подростку, не привыкшему, как взрослые, загонять себя в многочисленные рамки и ограничения, и постоянно подчиняться по одному слову «надо», подобное начало покажется еще менее оптимистичным, чем вам.

Так что задумайтесь и держите себя в руках.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...