Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Отличительные функции семьи. Основные функции семьи

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:

§ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

§ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

§ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

§ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

§ Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.

§ Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.



Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

· наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

· стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

· порядок заключения брака (первичный, повторный);

· количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

· количество детей (многодетная, малодетная).

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – социальный статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Компоненты соц. Адаптации:

1. материальное положение семьи : уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

2. психологический климат:степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

3. социокультурная адаптация . необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.

4. ситуационно-ролевая адаптация ,которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то -- средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему-- низкий.

Типология семей:

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.

Неблагополучные семьи, имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи -- те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Типология семей:
I. Патриархальная (традиционная) семья , где индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Такой тип предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, роль лидера отводится старшему мужчине. “Для этой семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.”
II. Нуклеарная (корневая) семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке и находящимися на иждивении у родителей. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная , или сложная , семья, включающая в себя два или более поколений.
III. Нестабильная семья , этот тип характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи:

ü Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия;
ü Полигамия - брак одного супруга с несколькими женами, причем полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, 2) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
ü Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

По критерию власти различают:

ü Патриархальные семьи , где отец является главой семейного государства;
ü Матриархальные семьи , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет жесткого распределение власти между отцом и матерью;
ü Эгалитарные семьи – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями;
ü Партнерская семья , где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.

11. Проблемы семьи. Государственная семейная политика. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций.

Во-первых , большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родите­ли не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Во-вторы х, при сохранении традиционного разделения «муж­ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих , сложнее и проблематичнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты которой определяются ее объективны­ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семья - это основное на браке или кровном родстве объединения людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.


В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и моногамному браку, т.е. единобрачию. Для ранней стадии первобытнообщинного строя был характерен так называемый дуально-родовой или групповой, брак, связывавший не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма непрочными, каждый из них продолжал жить в своем роду. Позже муж стал переходить в род жены, а еще позже жена - в род мужа. Однако при этом еще долго сохранялись и пережитки группового брака.


С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значения мужчины как основного кормильца семьи резко возросло. В связи с этим парный брак становится более прочным и со временем переходит в моногамный. Семья с этого момента становится основной экономической ячейкой общества.


Первая историческая форма моногамной семьи - патриархальная семья, управляемая отцом, - стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения ее экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужчины. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Для мужчин же развитие рабства и других форм зависимости и господства представляло возможности для многоженства. Например, в странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака. Но и европейская патриархальная семья включала в себя кроме родственников (потомков одного отца с их женами и детьми) еще и домашних рабов, в том числе наложниц.


Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленной. Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад патриархального хозяйства, которое было экономическим базисом старой семьи, повлек за собой исчезновение и самой этой семьи. Вместо нее стали складываться трудовая семья и семья буржуазная.


Капиталистическая индустриализация разрушила, по крайней мере в городах, характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших «неразделенных» семьях и их патриархальной структуре. Семья в основном стала состоять из супругов и детей (нуклеарная), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер.


Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от нее. Причем брак и семья - это далеко не одно и то же, как и не одно и то же «состоять в браке» и «жить одной семьей».


Основная функция семьи - обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.


Семья - социально-экономическая ячейка, в рамках которой ведется домашнее хозяйство бюджет семьи, происходят приобретение либо производство и организация потребления различного рода благ и услуг, удовлетворения потребности в пище, одежде, жилище и т.д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится прежде всего на супругов.


Организация культурного досуга также является одной из важнейших функций семьи. Огромное значение имеет воспитательная функция семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.


Под представительской функцией семьи понимается поведение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами.


Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий ее существования. Невыполнение семьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером, источник конфликтов.



В контексте теории семейного здоровья выделяют сексуальную, экономическую, финансово-бюджетную, демографическую, педагогическую, организацию досуга функции.


При определении сексуального здоровья как культуры интимных отношений выявляется значение сексуальной функции семьи, функции удовлетворения сексуальной потребности, получения полового наслаждения. Важна сексуальная совместимость супругов, которая выражается в их половой конституции и модели полового поведения. Например, сексуальные проблемы в семье могут возникнуть, где супруги придерживаются (по моральным или религиозным убеждениям) прямо противоположных образцов полового поведения. Чаще всего мужчинам свойственна «игровая модель» полового общения, основанная на принципе максимального диапазона приемлемости («между супругами все дозволено»). Женщины же чаще придерживаются пуританской, или «долговой», модели полового поведения. Оптимальная совместимость будет у тех супругов, которым из множества схем полового поведения присуща одна и та же или очень близкие друг другу модели полового поведения.


В формировании сексуального здоровья детей и подростков преобладает педагогическая функция семьи. Остальные функции направлены на организацию материальных (экономическая и финансово-бюджетная) и духовных (педагогическая и организация отдыха) факторов здорового образа жизни семьи в целом и в сфере интимных отношений в частности.


Семья, являясь ячейкой воспроизводства населения, играет существенную роль в его демографическом развитии. От особенностей формирования и стабильности семьи, от числа детей зависят темпы роста населения. Семья здесь выступает как непосредственный объект демографической политики.


Эволюция семьи складывается из определенных фаз: предбрачного периода, периода взаимной брачной адаптации (между регистрацией брака и рождением детей), естественной редукции, связанной с уходом из семьи ее членов (брак взрослых детей, смерть одного из родителей).

Семья - первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.

О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили еще древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, - преступление. «Пренебрегающий этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна». При этом немаловажное значение имело то, как молодые люди, особенно женщины, подготовлены к семейной жизни. По мнению Платона, они должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они, овладевать воинскими навыками. При заключении брака важно знать, из какой семьи молодой человек берет жену, или в какую семью родители отдают свою дочь. К тому же и сами молодые люди должны хорошо знать друг друга до брака. Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии алкогольного опьянения, так как это чревато тяжелыми последствиями для будущих детей.

О необходимости и пользе супружества, особенностях взаимоотношений мужа и жены, роли каждого из них в семье говорил в «Никомаховой этике» Аристотель. Он считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Объединение нескольких семей Аристотель называл «селением», считая его переходной формой от семьи к государству. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о том, что семья - неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой - семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

В то же время семья не является простым набором индивидуумов, каждый из которых занимается своими делами. Это сложное социальное образование, каждый член которого одновременно является и неповторимой личностью, индивидуальностью, и составной частью единого целого - семейной группы. В свою очередь, эта группа не так проста, как может показаться на первый взгляд. Не случайно исследованием ее проблем активно занимаются философы, социологи, этнографы, демографы, правоведы, историки, экономисты, психологи, педагоги, медики. Кроме того, она привлекает внимание исследователей таких областей научного знания, которые, на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения. Физики пытаются объяснить особенности развития семьи с помощью законов термодинамики. Химики ищут биохимические основы счастливой и несчастливой любви, выделяют специальные «запахи любви», которые облегчают процесс установления контактов между мужчиной и женщиной, создания и сохранения семьи. Математики с помощью ЭВМ рассчитывают оптимальную стратегию поведения в супружеской паре и в любовном треугольнике. Литература и искусство пытаются помочь людям найти рецепт семейного счастья.

Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Правомерность многообразия трактовок понятия «семья» обусловлена различными подходами к изучению семейно-брачных отношений. Любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. Философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Знакомые слова об «ячейке общества» встречаются именно в этом определении: семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к своим родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Итак, семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Кроме того, семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальный гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий.

В качестве иллюстрации того, что семья - это необычная социальная общность, восприятие которой меняется не только в зависимости от изменяющихся общественных условий, но и под влиянием профессиональной деятельности человека, являются приведенные югославским писателем Б. Нушичем суждения представителей разных профессий о браке.

Историк : «Брак - это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется побежденному».

Литератор : «Брак - это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего - с неожиданным концом».

Физик : «Брак - это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

Химик : «Брак - это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

Врач : «Брак - это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этих случаях не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

Прокурор : «Брак - это временное примирение двух враждующих сторон».

Железнодорожник : «Сначала - поезд для увеселительных прогулок, спустя некоторое время - пассажирский поезд, а потом невыносимый товарный. Столкновение почти всегда происходит на разъездах».

Продавец в книжном магазине : «Это книга, которую с увлечением читают только в первом издании, а когда она устаревает и становится классической, то теряет всякую ценность».

Телефонистка : «Брак - это разговор двух абонентов, которые хорошо слышат друг друга лишь до тех пор, пока какие-нибудь внешние причины не нарушат связь или, что случается чаще, пока в разговор не вмешается третий»

Важнейшими интегральными характеристиками семейной группы являются ее функции , структура и динамика .

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи .

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья - это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется характер семейных функций и их иерархия.

Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями.

Основные функции современной семьи

Сфера семейной

деятельности

Общественные функции Индивидуальные функции
1 2 3
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода.
Воспитательная Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно-

бытовых услуг одними членами семьи от других.

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги).
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Сфера духовного

Общения

Развитие личности членов семьи. Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи.

Воспроизводство социальной культуры.

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье.

Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

Сексуальная Сексуальный контроль. Удовлетворение сексуальных потребностей.

Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую - родительские.

В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества - организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.

Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи.

Остановимся более подробно на существенных характеристиках важнейших из названных семейных функций.

Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.

Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно положительными эмоциями. Необходимым условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции - обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Поэтому совершенствование духовных отношений предполагает повышение культуры общения. Супружеское общение - одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине и близости умственных и особенно эмоциональных контактов.

Основой культуры духовного общения между супругами является, прежде всего, отношение к партнеру как к равному себе. В ходе такого общения супруги совершенствуют себя, свое умение сотрудничать с другими людьми. Если же один из супругов считает себя выше другого, может быть нарушено не только взаимопонимание, но и произойти разрыв отношений. Поэтому так важно уважать друг друга, обеспечивать взаимную моральную поддержку, что в конечном итоге помогает сохранить душевное спокойствие и приводит к эмоциональному сближению.

Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм и правил членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Нельзя не учитывать тот факт, что семья устанавливает отношения и поддерживает связи с государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, другими (родственными, дружескими, соседскими) семьями, отдельными лицами. Эта сфера ее жизнедеятельности связана с реализацией представительской функции.

Благодаря этой функции семья вступает во взаимодействие с социальным миром, устанавливая с другими социальными общностями экономические, идеологические, юридические, общекультурные, эмоциональные и другие отношения, представляет себя как первичную ячейку общества.

К числу важнейших относится и хозяйственно-бытовая (экономическая) функция семьи, которая направлена на удовлетворение ее материальных потребностей (в пище, жилье, одежде, предметах первой необходимости и т.д.), содействует сохранению физических сил и здоровья всех членов семейной группы.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Как отмечают исследователи, влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», дети - лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.

Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров. В последнее время многие исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях.

В то же время семья позволяет осуществлять регулирование сексуально-эротической направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших функций семьи является репродуктивная (функция деторождения или биологического воспроизводства населения). Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.

Попытки изучения репродуктивного поведения населения и регулирования деторождения предпринимались уже в глубокой древности. Платон, например, считал: для того, чтобы идеальное государство было управляемым, оно должно иметь немногочисленное население. Поэтому избыток людей необходимо выселять в колонии. Свои взгляды относительно идеального государства в плане народонаселения высказывал и Аристотель. С целью регулирования количества населения он предлагал принять специальный закон о браке, согласно которому запрещалось иметь детей мужчинам до 37, а женщинам - до 18 лет. Аристотель полагал, что избыток населения опасен для государства: часть граждан не имеет возможности получить землю и впадает в бедность, вследствие этого в обществе растет возмущение и преступность. Чтобы избежать подобных негативных явлений, связанных с перенаселением, он предлагал в качестве средства регулирования численности граждан умерщвлять больных детей и «лишних» новорожденных.

Впервые государственные законы, направленные на упрочение семьи и стимулирование деторождения, были разработаны и внедрены в практику общественной жизни при римском императоре Августе. Этими законами учреждалось обязательное вступление в брак представителей всаднического и сенаторского сословий. Согласно им, вводился ряд ограничений для холостяков и бездетных; определялись различные преимущества для всех имеющих детей римских граждан, имеющих детей, в том числе и для женщин; предусматривалось усиление власти главы семьи; устанавливалось строгое наказание за прелюбодеяние.

В настоящее время различные государства с целью регулирования деторождения вырабатывают и проводят в жизнь специальную демографическую политику, которая включает в себя экономические, социальные и юридические мероприятия, направленные на достижение желаемого типа репродуктивности семьи. Однако до сих пор этот процесс не получается сделать управляемым. Даже всемирно известные ученые признают, что им пока не удалось установить те закономерности общественного развития, которые определяют переход от высокой рождаемости населения к низкой, а затем - к относительно стабильному ее состоянию. Опираясь на эти закономерности можно было бы с научной основательностью объяснить многие проблемы, которыми характеризуются демографические процессы в разных регионах мира.

Детей нужно не только воспроизвести на свет, но и воспитать, дать им образование, ввести в сложный мир человеческих отношений. Поэтому наряду с репродуктивной существенное значение приобретает тесно связанная с нею воспитательная функция семьи. В рамках реализации этой функции удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств, вплоть до достижения им социальной зрелости. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.

Следует иметь в виду, что семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена в течение всей его жизни. При этом не только родители влияют на детей, но и дети на родителей и других взрослых членов семьи, побуждая их к самосовершенствованию.

Жизнь семьи весьма многогранна. Каждая функция семьи социальна. Социальный характер функций семьи определяется в первую очередь тем, что семья является первичной ячейкой общества, поэтому общество оказывает влияние на нее, создавая тот или иной тип семейной группы. В свою очередь, семья также оказывает немаловажное воздействие на развитие и образ жизни общества: в результате осуществления семейных функций удовлетворяются жизненно важные потребности не только членов семьи, но и общества в целом - в физическом и духовном воспроизводстве самого человека, населения страны и мира. Вместе с тем функции семьи не остаются неизменными: в зависимости от социальных условий происходят изменения в их содержании и значимости. Кроме того, в отдельно взятых семьях возможно нарушение тех или иных семейных функций, что, естественно, сказывается на особенностях ее жизнедеятельности. Так, например, в настоящее время качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п. Среди субъективных факторов, которые негативно отражаются на реализации семьей ее важнейших функций, можно выделить такие, как:

Личностные особенности членов семьи и прежде всего супругов (темперамент, характер, мировоззренческие установки, ценностные ориентации и др.);

Особые условия семейной жизни (раздельное [“дистантное”] проживание членов семьи; отсутствие собственного жилья и финансовых возможностей для организации совместной жизни, например, у супругов-студентов; контрактно-договорное заключение брака и т.п.);

Характер взаимоотношений между членами семьи, а также уровень их сплоченности и взаимопонимания (нестабильная, дезорганизованная семейная атмосфера, конфликтная обстановка и т. п.)

Литература

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998.
  2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.
  3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. – М., 1988.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
  5. Желдак И.М. Искусство быть семьей. – Минск, 1998.
  6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
  8. Семья на пороге третьего тысячелетия / Гл. ред. А.И. Антонов. – М., 1995.
  9. Соловьев Н.Я. Семья в советском обществе и некоторые ее функции // Культура семейных отношений. – М., 1980.
  10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
  11. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост. Т.А. Разумовская. – М., 1990.
  12. Харчев А.Г., Мацковский А.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.
  13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
  14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Социальные функции семьи имеют два основных источни-ка их возникновения: потребности общества и потребности са-мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин-ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци-альную задачу. Можно выделить следующие основные функ-ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба-бушкой и др.) накопленного обществом социального опы-та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи-зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоян-ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле-нов семьи), побуждающее их активно заниматься само-воспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию , семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло-гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-ъединения.

Досуговая функция осуществляет организацию рацио-нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди-вида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция связана с воспроизвод-ством социальной структуры общества, так как предоставля-ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.



Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот-ребностей супругов.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...