Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания. Нетрадиционные формы воспитательной работы

Основные идеи темы

Понятие о формах воспитательной работы. Многообразие форм воспитательной работы и попытки их классификации. Требования к отбору форм воспитательной работы с воспитанниками. Технология проведения отдельных форм организации воспитания (беседа, диспут, игра, читательская конференция, собрание, устный журнал, кружки, научные общества, технические и гуманитарные центры, клубная деятельность учащихся, творческие мастерские, детские центры). Тенденция развития современных форм воспитательной работы. Нетрадиционные формы воспитания. Технология проведения беседы и диспута.

Основные понятия темы

Форма воспитательной работы, внешкольная воспитательная работа, внеклассная работа, методика проведения форм воспитательной работы, критерии отбора форм воспитания.

Методические указания по теме. Студент должен ознакомиться с многообразием форм воспитательной работы, условиями их выбора и способами организации. Ему необходимо овладеть умениями отбирать содержание и формы воспитания, адекватные педагогическим целям и задачам. Студент должен усвоить различные технологии организации и проведения форм воспитательной работы (беседы, диспута, конкурса, игры, собрания, устного журнала и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику организационных форм воспитательной работы.

2. Раскройте специфику организаторских приемов и воспитательных средств.

3. Докажите обусловленность выбора форм воспитания задачами и содержанием воспитательного процесса.

4. Какие вы знаете традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы?

5. Определите требования к технологии проведения форм воспитательной работы.

СРС. Студентам предлагается проанализировать современные формы воспитательной работы в школе, наиболее популярные формы и жанры российского и регионального телевидения, воздействующие на формирование сознания, ценностных ориентаций и моделей подражания детей и молодежи.

НИРС . Студенты готовятся к обсуждению и защите реферативных работ. Экспертная комиссия из числа старшекурсников приглашается для определения лучших работ с последующей рекомендацией авторов к участию на факультетской научно-теоретической конференции студентов-исследователей.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Ознакомьтесь с некоторыми установками из мини-курса для учителей американского психолога Джеральда Джампольски:

1. С сегодняшнего дня я не выношу никаких категорических оценок.

2. Давать и получать – это по существу одно и тоже. Все, что я даю, так или иначе, возвращается ко мне.

3. Я освобождаю от осуждения себя и всех, кого я знаю.

4. Я отказываюсь от всех мыслей, которые причиняют мне боль.

5. В моей жизни ничего не происходит само по себе. Я получаю только то, к чему сознательно или бессознательно стремлюсь сам.

6. Для того чтобы почувствовать полную свободу, я освобождаюсь от мыслей о прошлом и будущем, и учусь жить только настоящим.

7. Вот список слов, употребления которых я стараюсь избегать:

Невозможно;

Не могу;

Если только;

Продумайте для себя жизненные установки, которые помогут вам жить в согласии с собой и окружающими.

Сущность формы воспитания в школе. Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса в школе.

Форма воспитания может иметь различную модификацию в зависимости от целей, задач и методов воспитательной работы. Например, экскурсия может осуществляться как с целью ознакомления с достопримечательностями города, так и с целью закрепления какого-либо учебно-воспитательного материала.

Метод дискуссии (столкновение различных точек зрения, позиций, взглядов с целью выявления истины) может проводиться в различных формах воспитательной работы, каждый из которых отражает свои правила, условия и порядок проведения. Например, диспут как форма дискуссии предполагает наличие ведущих или организаторов, которые умело направляют обсуждение в русло заблаговременно выделенных, оглашенных через школьное радио или освещенных в классных стенгазетах, положений (вопросов) предстоящей дискуссии. При этом организаторам и ведущим диспута важно знать, что спорных положений, вокруг которых завязывается дискуссия, может быть не более пяти, иначе спор обретает расплывчатый характер. Суд как другая форма дискуссии предполагает наличие таких персонажей, как судья, прокурор, адвокат, присяжные и т.д. Значительно облегчают поиск истины (особенно с исторической точки зрения) справочные бюро, информбюро из числа педагогов или наиболее компетентных воспитанников класса, группы. Суд как форма воспитательной работы приобретает особенную актуальность при выработке у детей адекватной оценки исторических событий развития человечества, политических событий современности, нравственных ценностей современного общества.

Системно-структурный анализ формы воспитания. Системный анализ позволяет определить форму воспитания как совокупность актов, организаторских приемов (действий) и воспитательных средств взаимодействия между субъектами воспитания.

Под организаторскими приемами принято понимать действия, позволяющие решить конкретные организаторские задачи. К организаторским приемам можно отнести жеребьевку или свободный выбор, обязательные задания или задания по выбору, аукцион лучших идей или обсуждение всех предложений и т.д.

Организаторские приемы способствуют решению задач распределения поручений, порядка проведения, вовлечения игроков, размещения участников (круг, полукруг или в ряд), правильной оценки их действий и т.д.

Эффективность организаторских приемов усиливается благодаря приемам педагогического воздействия, стимулирующим активность и личностноеотношение детей к участию в совместной деятельности.

К приемам педагогического воздействия можно отнести авансирование успеха, доверие, мнимое сомнение, увлечение и т.д.

Под воспитательными средствами понимаются предметы материальной или духовной культуры, окружающая среда или условия, используемые для достижения воспитательных целей.

Воспитательные средства могут быть прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) воздействия. К первым можно отнести организационные правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников (приветствия команд, условия выхода из игры, мажорный фон, поддержка болельщиков, «непререкание» с судьей). Ко вторым относятся элементы музыкального, художественного, иллюстративно-наглядного, светового оформления (музыкальные заставки и паузы, устные журналы, кино и видео сюжеты, дизайн, костюмирование).

Структурный анализ воспитательной формы позволяет выявить определенную логику и поэтапность организационных действий. Наиболее обобщенная структура любой формы включает в себя три неотъемлемых этапа:

Подготовка;

Проведение;

Однако многие формы обладают более сложной структурой, которая может включать в себя, например, предварительную подготовку, групповое планирование, коллективно-групповую подготовку, групповую рефлексию, коллективную оценку.

Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:

Формы и методы формирования сознания личности ребенка;

Формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Формы и методы стимулирования поведения и деятельности;

Формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).

Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:

Мероприятия;

Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.

Мероприятия , с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.

Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.

Таким образом, под играми понимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.

Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.

Дело трактуется как общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Дела характеризуются самой высокой деятельностно-созидательной позицией детей, опосредованным педагогическим руководством и гуманистической направленностью на развитие личности и коллектива. Некоторые формы данной классификации представлены на рис 13. Система форм воспитания Е.В. Титовой.

Особую значимость в данной типологии форм воспитательной работы имеют коллективные творческие дела, разработанные И.П. Ивановым. Они, с точки зрения большинства педагогов, обладают наибольшими воспитательными возможностями, так как предоставляют каждому ребенку шанс внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, интеллектуальные и т.д.), укрепить коллектив и коллективные отношения как основу личностного развития ребенка, эмоционально окрасить ситуации взаимодействия между субъектами воспитания. Таким образом, переход форм из одного типа в другой сопровождается не только усложнением их организации, но и возрастанием воспитательных возможностей форм воспитательной работы.

Воспитательный эффект используемых форм взаимодействия во многом зависит от профессионализма, компетентности и творчества воспитателей, организаторов и игротехников школы.

Воспитательная работа в школе, к сожалению, страдает от таких недостатков формотворчества, как стереотип отработанных и регламентированных форм и сценариев, предпочтительность готовых сценариев как результат репродуктивного подхода к педагогической деятельности, однообразие форм как следствие закостенелости педагогического мышления воспитателей.

Традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы. В школе сложилась определенная система традиционных форм воспитательной работы. Хорошей традицией стали, например, выступления агитбригад, КВН, конкурсы художественной самодеятельности, фестивали, трудовые операции. Наряду с этим, мы должны отметить, что школу всегда украшали нестандартные формы воспитательной работы. Например, замечательной педагогической находкой коллектива Павлышской школы В.А. Сухомлинского была такая форма семейного воспитания школьников, как «Яблоня матери». Достойным вкладом в копилку форм воспитательной работы московской школы № 825 В.А. Караковского стали такие мероприятия и дела, как ежегодное обращение к людям Земли, интеллект-аукцион, защита генеалогического древа семьи и др.

Практика показала, что оригинальные и нестандартные формы, обладающие безусловной притягательностью и привлекательностью для детей, с одной стороны, и большими воспитательными возможностями, с другой, впоследствии становятся доброй традицией в воспитательной работе школы. Далее наглядно представлены некоторые традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы в современной школе (рис. 14. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания).

Критерии отбора форм воспитательной работы. В основе отбора эффективных форм воспитательной работы в школе лежат следующие критерии:

Целесообразность (например, соответственно целям и задачам экологического воспитания: от экологии души человека к экологии его разума, от экологии души и разума человека к экологии окружающей его природы, от экологии природы к экологии ноосферы планеты, воспитательная работы школы наполнена такими формами, как зеленые и голубые патрули по очистке лесов и рек региона, участие в международных акциях гринпис, проведение Дня птиц, операций «Навстречу весне», «Золотая осень» и т.д.;

Разнообразие форм и приемов воспитательной работы;

креативность форм воспитательной работы, пробуждающих нестандартное, оригинальной решение проблем воспитательного взаимодействия;

Соответствие воспитательных форм психолого-физиологическим, возрастным, индивидуальным особенностям детей;

Соответствие форм особенностям развития коллектива и коллективных отношений;

Привлекательность и эмоциональная окрашенность форм воспитательной работы;

Последовательное усложнение форм воспитательной работы;

Постоянное усиление воспитательных возможностей формы.

Технология проведения беседы. В педагогике слово «беседа» обозначает какспособ взаимодействия между субъектами воспитания, так иформу – внешнее отражение этого взаимодействия в конкретных временных, пространственных, организационно-процессуальных нормах и правилах (во сколько, где, с кем, в какой последовательности и т.д.).

Беседа как метод воспитания используется с давних времен. История донесла до нас со времен афинской школы сократическую беседу, со времен средневековья - катехизическую беседу, со времен советской педагогики – идейно-политические и нравственно-этические беседы, ныне широкое распространение получают различные варианты эвристической беседы. Как бы не менялись разновидности беседы, суть сохраняется неизменной – беседа была и остается одним из самых действенных методов воспитания. Этому способствует, прежде всего, заложенный в ней мощный психолого-педагогический потенциал воздействия на личность ребенка: максимальная доступность, убедительная аргументация, интенсивность, ассоциативность, экспрессивность, ясность выражений, широкие воспитательные возможности. Благодаря этому, беседа как метод выполняет разнообразные функции: информационную, мотивационно-побуждающую, контролирующую, коммуникативную, поисково-исследовательскую и т.д.

Технология проведения беседы как формы воспитательного взаимодействия включает в себя пять взаимосвязанныхфаз (этапов) :

1. Начальная фаза беседы.

2. Фаза передачи информации.

3. Фаза аргументирования.

4. Фаза опровержения доводов слушателей и убеждение в правоте ваших мыслей.

5. Заключительная фаза беседы.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1. Спортивно- оздоровительное;

2. Художественно- эстетическое;

3. Научно- познавательное;

4. Военно-патриотическое;

5. Общественно- полезная и проектная деятельность.

Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы, посвященные определенным нормам поведения в школе и за ее пределами и многие другие мероприятия.

Внеурочная работа должна строиться с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно- воспитательного процесса.

1 класс- развитие коммуникативных навыков;

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеурочных мероприятий:

· творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;

· музыкальные спектакли;

· субботники, организация дежурств по классу;

· классные часы, беседы, викторины;

· экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города;

· участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

В организации внеурочной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно- познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.

В настоящее время существуют различные нестандартные творческие формы организации внеурочной деятельности, которые мы изобразили на нашем коллаже. Например,

1. Очень полезно использовать проектную деятельность , которая вошла в практику многих современных российских школ. Перечислим неоспоримые плюсы данного метода:

Он развивает познавательный интерес;

Ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;

В процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;

Знания находят практическое применение;

Устанавливается связь с жизненным опытом детей;

В групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

2. КВН проводится в форме соревнований между командами.

Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

3. Викторина

Она предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

4. «Путешествия»

Эти занятия красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственно относится к изучению нужного материала.

5. Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки.

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка;

6. Игры

Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков - обобщение и систематизация знаний.

7. Конкурс «Русский медвежонок»

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

8. Конкурс «Кенгуру»

В России конкурс впервые был проведен в 1994 году по инициативе

Санкт-Петербургского Математического общества.Конкурс «Кенгуру» — это олимпиада для всех школьников с 3 по 11 класс. Цель конкурса - увлечь детей решением математических задач. Задания конкурса очень интересные, все участники (и сильные, и слабые в математике) находят для себя увлекательные задачи.

Проходя производственную практику в школе, я впервые столкнулась с проблемой разработки конспекта внеурочных занятий и их проведения.

Для решения данных проблем, мы опирались на возрастные особенности и жизненный опыт учащихся. Мы проводили различные внеурочные мероприятия, в таких кружках:

· «Умелые ручки»

· «Занимательная математика»

· «Занимательная экология»

· «Азбука добра»

· «Веселая грамматика»

При проведении кружковых занятий использовались следующие

· индивидуальная (проведение опытов и самостоятельное выделение свойств воздуха и воды на занятиях «Занимательная экология»);

· групповая (выполнение заданий по карточкам на занятиях «Веселая грамматика», «Занимательная математика»);

· парная (взаимопроверка решения арифметического диктанта друг другом на занятии «Занимательная математика»),

· коллективная (на занятиях «Азбука добра» учащиеся составляли перечни правил разговора по телефону, вежливости),

· фронтальная (использовалась на каждом занятии).

· словесные (использовалась на каждом занятии);

· наглядные (использование на занятиях презентации, проведение опытов, инсценирование различных ситуаций);

· частично - поисковые (использовалась на каждом занятии);

· контроль и взаимопроверки (использовалась после выполнения детьми самостоятельной работы).

Для того чтобы продолжить формирование мотивационной сферы учащихся, студенты применяли следующие установки:

1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

3. Эмоциональную речь учителя;

4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

5. Применение поощрения и порицания;

6. Нестандартные формы проведения кружковых занятий;

7. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

8. Создание ситуации успеха.

ВЫВОД: Во время прохождения практики мы столкнулись с трудностями организации деятельности детей. Практика способствовала положительному отношению к своему выбору специальности «Преподавание в начальных классах».

Лариса Дахова
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

Возраст - один из факторов, влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими.

Состояние здоровья - Физическое состояние как фактор, влияющий на адаптацию. Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частые заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие этого, - заболевание.

Умение общаться со взрослыми и сверстниками -

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Сформированность предметной и игровой деятельности -

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с предметной и игровой деятельности. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью, которые имеют избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие с предметами и с игрушками более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь всё его внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно - легче общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом личностного общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками делового общения, связанного с предметами. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составу игровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным, либо вызывают слезы или капризы.

Приближенность домашнего режима к режиму детского сада- В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Использование традиционных форм работы с родителями

Каковы основные формы традиционные сотрудничества ДОУ с семьей? Охарактеризуем главные из них.

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Посещение семьи ребенка

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частные задачи.

Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать папки-передвижки, подбирая в папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Дни открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.)

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом и воспитателями. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Консультации

Консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Выставки – это наглядная форма предоставления информации. Они знакомят родителей с ожидаемыми или уже прошедшими мероприятиями в группе, детском саду (акциями, конкурсами, экскурсиями и праздниками).

Родительские конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями Праздников и развлечений. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, 9 мая и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов.

Одной из форм сотрудничества с родителями является Работа с родительским комитетом. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете. Он совместно с руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества ДОУ и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общий родительский комитет ДОУ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ .

К ним относятся:

Сайт детского сада

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании услуг. С помощью сайта учреждения родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей; высказать свои пожелания, написать отзывы о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и запросов родителей.

В каждой группе педагогами оформляются Фотовыставки и фотомонтажи, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества.

Проведение акций

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция "Подари книгу другу". Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.

Проведение мастер-классов - Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог.

«Круглый стол» с родителями

Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Презентации

– помогают родителям познакомиться с основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации. Полученные знания родители могут применять в воспитании детей в семье, тем самым облегчить адаптационный период пребывания своего ребенка в ДОУ.

Выпуски семейных газет и плакатов

Газеты и плакаты помогут сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, "Выходной день семьи", "Моя мама", "Мой папа", "Я дома" и т. д.

Проведение тренинга и деловой игры

В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на совместных прогулках и экскурсиях. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Брошюры, листовки и буклеты .

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут эти формы письменного общения. Они помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Родители могут обращаться к пособиям в течение всего года. Их можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать родителей информацией об особых мероприятиях, изменениях в ДОУ.

Выставка семейных реликвий – это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение (бусы, шкатулки, амулеты, статуэтки и др.). Сегодня не часто случается услышать о семейной реликвии. Может быть потому, что люди стали забывать своих предков, свои семейные традиции. Выставка семейных реликвий помогает с ранних лет понять детям, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Наряду с традиционными формами воспитания существуют различные нетрадиционные формы .Это коллективное творческое дело (КТД), ток-шоу, "Сократовская беседа", интеллектуальный аукцион, дискуссионные качели, воспитательный тренинг и другие.

Форма воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Под мероприятие можно подвести десятки форм воспитательной работы, каждая из которых имеет свою специфику. Важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной внеклассной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм .

Нетрадиционное воспитательное мероприятие- это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения.

Достоинства нетрадиционных форм воспитательной работы

  • не сковывают учебно-воспитательный процесс
  • вносят разнообразие в школьные будни
  • оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение
  • активизируют ребят
  • приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям

Одним из нетрадиционных мероприятий, форм воспитания является воспитательный тренинг.

Тренинг является одним из методов практической психологии, применяемых в психотерапии, в психокоррекции, в обучении. Однако сегодня вычленяют групповой психологический тренинг из ряда других методов работы психолога, как вполне самостоятельное направление .

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:

  • небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
  • специально подобранная или разработанная система упражнений
  • доверительность общения участников тренинга
  • наличие обратной связи на занятии
  • саморефлексия каждого участника тренинга

Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск .

Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.

Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Принципы организации воспитательных тренингов:

Максимальное вовлечение участников в активную деятельность на занятии. Пробуждение у них различных видов активности: внутренней и внешней; познавательной, социальной и физической.

Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;

Поддержка альтернативности, множественности мнений;

Развитие функции общения как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения .

Подготовка педагога к воспитательному тренингу начинается с определения целей и задач занятия, с изучения исходного материала, литературы. У педагога должно сложиться четкое представление о том, какой материал дети должны отработать и, на этой основе, он разрабатывает задания, упражнения для тренинга.

Материал, выносимый на педагогические тренинги, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • содержать сведения, углубляющие знания;
  • содержать проблемные вопросы;
  • требовать углубленной работы и обдумывания;
  • включать разноуровневые задания: облегченные и повышенной сложности;
  • включать задания, информацию, активизирующую интерес к теме занятия, эмоциональную сферу.

Чтобы активизировать учащихся, побудить у них интерес к овладению знаниями, умениями, взаимодействие в условиях тренинга строится на основе постановки и решения детьми задач, выполнения упражнений различного типа .

Виды тренинговых упражнений / в зависимости от их основной функции/:

"Индикаторы" - упражнения, побуждающие активность, интерес;

Репродуктивные - упражнения, требующие воспроизведения знаний, умений;

Поисковые - упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;

Творческие - упражнения, направленные на включение в творческую деятельность.

Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы:

  1. Сообщение правил работы.
  2. Активизация мыслительной деятельности и группового взаимодействия.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.

Каждый этап, с учетом его специфики, осуществляется через:

  • постановку перед участниками определенных задач;
  • организацию их деятельности с помощью системы заданий, упражнений;
  • использование определенных материалов (текстов, информационных листов, отрывков из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Так, постановка правил работы, учитывая специфику занятия, может осуществляться в разной форме: коллективного обсуждения или прямого сообщения ведущим.

Активизация группового взаимодействия необходима для создания благоприятной, доброжелательной атмосферы во время занятия, где каждый чувствует себя свободно, не боится высказать свое мнение, ощущает поддержку со стороны участников. На этом этапе целесообразно использовать психотехнические, интеллектуальные игры, динамические игры, позволяющие вызвать у участников тренинга определенный настрой, "запустить" психические познавательные процессы, способствовать самопознанию.

На основном этапе тренинга коллективная работа чередуется с работой в парах и индивидуальной работой, задания теоретического характера с практическими заданиями, репродуктивные с поисковыми и творческими.

Определенным заданиям необходимо придавать "личностную" окраску, чтобы дети могли "пропустить" материал через себя, найти личный смысл, актуализировать собственный опыт, выразить авторскую позицию.

Методы работы на тренинге: беседа, дискуссия, постановка проблемы, анализ конкретных случаев, ролевая игра, практические упражнения, мини-презентации, самостоятельная работа, работа с литературными источниками, и др.

Заключительный этап любого тренинга - рефлексия - самоанализ собственной деятельности, ощущений, чувств, мыслей, осознание того, что я хочу, могу и не хочу, не могу. Рефлексия придает логическое завершение всей работе. Ребята рефлексируют полезность занятия, как в плане познания, так и в плане развития, воспитания.

Приведем примеры экологических тренингов - тренинг "Я + природа = Мы", "Мои домашние любимцы".

Эко-тренинг

"Я + Природа = Мы"

Цели тренинга:

  • формирование субъектного восприятия природных объектов;
  • формирование экологической эмпатии через идентификацию с природой.

Этапы тренинга

1. Сообщение правил работы

Будь активным!

Уважай мнение других!

2. Активизация группового взаимодействия и мыслительной деятельности

1. Игра "Яблоко, апельсин, персик"

Правила игры: Каждый называет себя каким-нибудь фруктом. Нужно запомнить название каждого игрока. Играющие садятся по кругу. Один стул остается не занятым.

Водящий стоит в круге. Тот, у кого пустой стул стоит справа, хлопает правой рукой по стулу и называет фрукт. Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Если он зазевается, то свободный стул может занять водящий, а игрок, в свою очередь, становится водящим.

Как только стул освобождается справа, игрок хлопает по стулу и называет фрукт. Если он забывает это сделать, то водящий садится на пустой стул, а этот игрок выходит в круг и становится водящим. Игра проходит в быстром темпе.

2. Игра "Ассоциация"

Задание: Если бы:::. (имя участника тренинга) был временем года (деревом, зверем, цветком, насекомым, птицей, рыбой, водоёмом, явлением природы, природной зоной, звуком природы), то кем бы он был?

Затем, когда все по кругу скажут свою ассоциацию на данного участника тренинга, этот участник говорит, какая из ассоциаций ему больше понравилась. Почему? С кем он себя ассоциирует. Итак, с каждым участником тренинга.

3. Упражнение "Никто не знает, что у меня:"

Задание: Каждый, продолжая фразу, говорит что-то связанное с природой.

3. Основная часть

1. Ассоциации к понятию "Природа"

Задание: Все по очереди произносят свою ассоциацию к "Природе".

2. Упражнение "Природа = человек"

А) Каждый получает изображение природного объекта (белки, лисы, леопарда, бабочки, розы, орла, варана, слона, гриба, лошади, щегла и др.) и готовит ответ на вопросы:

Если бы этот природный объект стал человеком, то какого пола, возраста, профессии?

Его имя, характер, увлечения?

Социализация: представление своего природного объекта.

Б) Предлагаются различные изображения людей (картинки из журналов, газет).

Задание: Найдите изображение человека, соответствующее вашему описанию. Сравните изображение этого человека и природного объекта. Ответьте на вопрос: Кто из них как людей мог бы подружиться? А кто бы из них мог подружиться в природе? Почему?

В) Задание: Разыграйте диалог между ними на любую тему.

3. Упражнение "Вопрос - ответ"

Задание: На листочке бумаги запишите вопрос о своём природном объекте или от его лица.

Все листочки складываются в коробочку. Затем участники по очереди достают листок с вопросом и готовят ответ на него.

Социализация: представление своего вопроса и ответа на него.

4. Упражнение "Составь тезис"

Задание: Составьте тезис

"По отношению к природе

Правильно::

Неправильно::

4. Рефлексия

Какие упражнения понравились? Какие чувства, мысли испытывали?

Эко-тренинг "Мои домашние любимцы"

Цели тренинга:

  • формирование экологических установок и экологической эмпатии;
  • формирование экологических представлений.

Этапы тренинга

1. Сообщение правил работы

- "Правило кувшина"

Будь активным!

Уважай мнение других

2. Активизация группового взаимодействия

1. Игра "Обмен"

Ведущий произносит слова: "Обменяйтесь те, кто...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака - лев и т.д.).

Все игроки, относящие сказанное к себе, меняются местами. Кому места не досталось, становится ведущим.

2. Упражнение "Продолжи фразу"

Задание: Каждый из участников произносит фразу и к ней добавляет свое слово, а затем наоборот - каждый убирает слово из фразы в последовательности его появления во фразе.

Фраза "У меня живёт попутай..."

3. Основная часть

1. "Ассоциативная гроздь"

Задание: Назовите ассоциации к слову "дружба"

2. Работа по группам "Моё животное"

Задание: Разделитесь на группы в зависимости от того, какое животное живёт у вас дома:

  • собака
  • кошка
  • грызуны
  • птицы
  • рыбки
  • черепаха
  • нет никого

3. "Вопросы"

Каждый отвечает на вопросы:

Почему вы завели это животное? Как он у вас появился? (Или почему вы ни кого не заводите?)

Что он любит и чего не любит? (Кого бы вы завели? Почему?)

Какой у него характер?

4. "Интересный факт"

Задание: вспомните и обсудите интересный факт об этом животном. Представьте его перед всеми.

5. Работа с информационными листами

Задание: прочитайте текст о животном, выберите ту информацию, которая вам понравилась или удивила, или чем-то привлекла ваше внимание, и познакомьте всех с данной информацией.

6. Упражнение "Перевоплощение"

Задание: перевоплотитесь в ваше животное и разыграйте диалог между животными на тему взаимоотношения с их хозяином.

7. "Портрет моего друга" /работа в группах/

Задание: нарисуйте коллективно портрет вашего животного. Но представьте, что он также как и человек любит какую-то одежду, какие-то вещи, хочет красиво выглядеть на портрете. И на обороте портрета напишите пожелания своему другу.

8. Индивидуальное задание : что общего и в чём отличия между животными и человеком?

Социализация: представление размышлений

9. Продолжи фразу : "Когда я вижу своё любимое животное......."

Вывод: ваше животное - ваш друг, оно любит вас, так пусть эта любовь будет взаимной.

4. Рефлексия

Какие чувства испытал во время занятия? Чем было оно полезно?

Таким образом, эко-тренинг - это инновационная форма групповой деятельности учащихся, призванная повысить экологическую культуру. Эко-тренинг направлен на решение следующих задач: коррекция, формирование и развитие экологических установок личности; формирование экологической эмпатии, непрагматического отношения к миру природы, субъектного восприятия мира природы; расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.

Воспитательные тренинги по различным направлениям воспитательной работы представлены в приложениях:

  • по нравственному воспитанию - тренинг толерантности, тренинг "Уважай человека" (Приложение 1) ;
  • по умственному воспитанию - тренинг творческого мышления (Приложение 2) ;
  • по подготовке к семейной жизни - тренинг супружеского взаимодействия, тренинг "Слагаемые семейного счастья" (Приложение 3) ;

организация свободного общения и досуга детей - тренинг на сплочение коллектива (Приложение 4) .

Воспитательные тренинги как нетрадиционная форма воспитания направлены на воспитание в детях гуманизма, эмпатии, толерантности, чувства прекрасного, на развитие познавательной активности, самостоятельности и др.

Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития очевидна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, т.к. нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения и воспитания, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...