Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Викторианские причёски Викторианские прически и аксессуары

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Причины трудностей социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе доу. Социальная адаптация: проблемы и решения

психический адаптация дети эмоциональный

Сам термин «адаптация» вошел в научный обиход в 30-е годы 20 века. Первоначально этой проблемой занимались биологи, которые под адаптаций понимали «приспособляемость организма к условиям внешней среды» или «взаимодействие организма со средой в условиях определенной экосистемы». Под социальной адаптацией понимается приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятия норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития:

1) Фиксация социального несоответствия;

2) Стресс - синдром и активизация всех систем организма и личности;

3) Перестройка поведения в соответствии с новыми условиями;

4) Ускоренное развитие адаптивных возможностей, когда проявляется личностный рост;

5) Достижение адаптивного равновесия, или истощения адаптивного потенциала и старт процесса социальной дезадаптации.

В современном педагогическом контексте социальная адаптация представляет собой гармонизацию отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, именно в этом и проявляется существенный результат социализации, воспитания, самовоспитания и саморазвития личности. Социализация и социальная адаптация существует в едином пространстве, в единых условиях.

В социуме ребенок проявляет и утверждает своё «Я», обретает свою социальную сущность. В таких случаях говорят «среда воспитывает», имея в виду, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему представило социальное пространство. К слагаемым социального пространства, которые оказывают формирующее и развивающее влияние на личность, относятся в первую очередь, контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Это - семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия. Во многом выраженность влияния повседневной группы на личностное становление ребёнка индивидуальна и в некоторой степени определяется его возрастом. Для малыша решающим будет семейное психологическое пространство. Его влияние первичны. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и представителями социума, помогающими детям входить в сообщество людей, быстро адаптироваться к его особенностям.

Особое значение для социализации и социальной адаптации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития личности. Дошкольнику совсем скоро предстоит войти в новое пространство жизни - школьное. Картина мира будет расширяться и обогащаться, способы её познания, присвоения социального опыта совершенствоваться. Процессы социализации и социальной адаптации вносят в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы его познания, накладывают на ребёнка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. Поэтому именно в дошкольном возрасте перед педагогами и родителями стоит задача подготовить ребёнка к этому новому этапу в его жизни.

Успех социальной адаптации, и как следствие социализации, во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного учреждения, в первом классе общеобразовательной школы.

Через контакты со сверстниками у ребёнка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других. Успешной адаптации ребёнка способствует благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге. Общение в этих группах необходимо строить таким образом, чтобы дети становились равноправными участниками жизни социума. Задача организовать такие отношения, которые бы обеспечивали личностный рост ребёнка, лежит на плечах взрослого и, прежде всего, педагога. Помочь в работе психологу, логопеду, воспитателю или учителю могут различные игровые упражнения, их можно включить в любое занятие или использовать в повседневной жизни вне занятий. В процессе их разработки, были использовали материалы О. Н. Бережной, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. С. Спиваковской, Т. А. Тарасовой, М. И. Чистяковой. Особенно актуальны такие упражнения для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в детском саду, группы подготовки к школе. Также на адаптацию влияет полная - неполная семья, образования родителей, группа здоровья детей, достаток семьи, эмоциональное благополучие детей.

Таким образом, процессы социализации и социальной адаптации детей в современных условиях протекают непросто, поэтому дошкольникам необходимо более активно помогать развивать потребности и умения взаимодействовать с другими людьми.

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

В этой статье:

Термин «социализация» происходит от слова «общественный» в переводе с латинского. То есть речь идет о том, что социализация делает человека более «общественным», приспособленным к условиям жизни в мире и в обществе. Такой человек осознает нормы и ценности, которых придерживаются в обществе, и внутренне с ними соглашается. Быть социальными дети учатся отчасти в дошкольных образовательных учреждениях, отчасти в школе и в дальнейшем в ВУЗах.

Особенности социализации ребенка в детском саду

Детские дошкольные учреждения - один из вариантов учреждений воспитательного типа, которые были созданы государством или частными лицами для воспитания в детях социальности в дошкольном возрасте. Детский сад - одно из таких учреждений.

Деятельность коллектива детского сада направлена на подготовку (как педагогическую, так и психологическую) поступающих сюда детей, а также их родителей. Главная цель - развитие индивидуальности ребенка, организация его психологического состояния, помощь в преодолении проблем, связанных с общением, и воспитание личности, достойной жить в обществе.

Воспитательные организации в процессе социализации детей играют неоднозначную роль. Действительно, с одной стороны именно в их стенах происходит подконтрольная социализация детей. С другой же стороны, можно отметить, что, как любые общности, они оказывают сильное влияние на своих членов, и порой оно разнится с общими ценностями и нормами, выделяемыми в процессе социального воспитания.

Главные задачи детского сада по отношению к дошкольнику - это:


В детском саду маленький человек получает возможность расти и развиваться в специально созданных для этого комфортных позитивных условиях, и в этом основная особенность такого рода учреждений.

Организация пребывания дошкольника в детском саду

Необходимые для воспитания личности условия создаются в детском саду путем образования одновременно автономных и в то же время обобщенных коллективов, практикующих свои методы социального воспитания детей.

Малыши в детском саду получают возможность осознать себя как самостоятельных людей, способных обходиться без родителей в быту. В группе его поддерживают, просвещают, обучают, в случае острой необходимости оказывают личную помощь, помогая найти правильное решение проблемы. Дополнительный плюс - создание ситуаций, в которых ребенок сможет раскрыться, повысить самооценку и выйти на новый уровень саморазвития.

Воспитатели детского сада должны наблюдать за всеми детьми и за каждым в отдельности, помогая и направляя их без подавления, способствуя развитию желания проявлять инициативу, высказывать личное мнение, добиваться результатов.
Для того чтобы сад позитивно воздействовал на ребенка, важно, чтобы таким было воздействие взрослого коллектива на детский с учетом возрастных особенностей ребят.

Воспитатель в детском саду является для ребенка воплощением всего, во что он верит, к чему стремится. Со временем, когда малыш подрастет, место воспитателя займет общество, учителя, отношение и мнения сверстников.

Основная форма социализации маленького человека - это коллективная деятельность. В детском саду дошкольники получают возможность развиваться в процессе именно такой деятельности. Вместе с другими детьми они занимаются, играют, трудятся, развлекаются. Огромное влияние на малышей в это время оказывают правила и традиции членов коллектива. От того, насколько правильно будут вести себя педагоги, будет зависеть степень их влияния на детей и их адаптация в детском саду.

Таким образом, можно отметить, что социализация в данном контексте - это не что иное, как процесс узнавания и усвоения личностью установленной системы ценностей, знаний и ролей, которая позволяет развиваться в той или иной обстановке. У детей социализация возможна только посредством общения.

Для дошкольников процесс социализации крайне важен, так как благодаря ему дети смогут жить, учиться и работать в мире, построенном на социальных отношениях.

Особенности современной детсадовской группы

Переходя от терминов к практической стороне дела, отметим, что же собой на деле представляет детсадовская группа в обычном виде и действительно ли в таких учреждениях создаются необходимые для социальной адаптации и развития детей условия.

Итак, классическая группа в детском саду - это от 15 до 20 человек одного возраста и несколько воспитателей, контролирующих детей. Бесспорно, первое требование для социализации выполняется: ребенок получает общество.

Что касается динамики жизни в этом обществе, то в большинстве случаев, к сожалению, она далека от того, какой ее видят детские психологи, заинтересованные в социальной адаптации детей.

В современных детских садах главная цель, которую осознают дети - это быть послушными, чтобы не вызвать гнев воспитателя и каким-то образом отстоять свои права среди сверстников. Таким образом, вместо того чтобы социализироваться в полном смысле слова, так, как это было описано выше, дети вынуждены учиться выживать в новых условиях.

Выбирать детский сад для социализации ребенка нужно осмотрительно, на основании многочисленных отзывов от проверенных людей, личных наблюдений за работой педагогов и воспитателей. Быть уверенными в том, что малыш действительно пройдет весь путь социализации в детском саду, можно только в том случае, если будет досконально известно о том, что в этом учреждении:


Чтобы дети все это усваивали, воспитатели должны не только показывать, рассказывать и убеждать, но и стать для них личным примером, общаясь вежливо, спокойно. Кроме того, дети должны быть под неусыпным контролем, чтобы в случае необходимости воспитатели могли своевременно отреагировать на ситуацию и помочь найти выход.

Только в таких условиях можно говорить о правильной социальной адаптации ребенка и дальнейшем его развитии как успешной, гармоничной, подготовленной для жизни в социальном мире личности.

Факторы социализации дошкольника

Речь идет о двух типах факторов – внешних и внутренних.

Внешние факторы - те, что определяют форму социализации детей дошкольного возраста и векторы их последующего развития. Это в первую очередь родители и близкие родственники, коллектив во дворе или в кружке по интересам, детский сад.

Внутренние факторы -
особенности каждого ребенка, оказывающие влияние на формирование у него отношения к миру и определяющие тип реакций на отношения с людьми.

В современной педагогике проблема социализации дошкольников стоит достаточно остро. Успешное ее разрешение станет залогом развития полноценно функционирующих в обществе личностей. От того, насколько социально адаптирован дошкольник, в дальнейшем будет зависеть его роль в социальной среде.

Социализация дошкольников: нюансы

Методы социализации дошкольника в первую очередь связаны с его возрастом и ведущей деятельностью. В зависимости от этого в личном развитии дошкольника доминирует:


Следует понимать, что ведущая деятельность дошкольника в любом возрасте - это игра, поэтому и социализация происходит по большей мере именно через игру. Именно поэтому стоит обращать внимание исключительно на те методики, которые предусматривают развитие детей в простой игровой форме.

Что такое гендерная социализация?

Под гендером понимают социальный пол. Значит, когда речь идет о гендерной социализции, то подразумевается определение
в ходе адаптации ребенка принадлежности его к своему полу с усвоением соответствующих ему правил и норм поведения.

Поло-ролевая социализация наступает у дошкольников в первые месяцы жизни дома, где он имеет возможность понять и принять роли женщины - мамы и мужчины -папы. Самым ярким примером гендерной социализации в дошкольном возрасте является общеизвестная игра «дочки-матери», свидетельствующая об усвоении основных гендерных норм ребенком.

Оптимальный период для поступления ребенка в сад

Детский сад, как одно из наиболее подходящих учреждений (в случае соблюдения воспитателями норм поведения) для социальной адаптации ребенка, рано или поздно появляется в жизни почти каждого малыша. Одни родители уверены, что оптимальный возраст для знакомства с правилами детского сада - 3 года, другие придерживаются мнения, что чем раньше, тем лучше, третьи же предполагают, что достаточно будет года перед школой в саду для полной социальной адаптации ребенка без стрессов.

Также считается, что удобнее всего начинать
рано, еще до трех лет открывая двери сада перед ребенком, где его будет ждать воспитатель ясельной группы. С одной стороны, дети в столь нежном возрасте не всегда осознают подвох и с удовольствием ходят в сад, с другой же – слишком раннее оформление ребенка в сад может стать причиной нарушения его связи с домом и семьей.

Таким образом, оптимальный возраст для оформления дошкольника в детский сад - это 3-4 года. В этом случае социальная адаптация пройдет максимально гладко и практически без стрессов.

Что влияет на процесс адаптации?

Во многом социальная адаптация зависит от возраста ребенка. Принято считать, что чем раньше кроха попадет в группу, тем быстрее он сможет принять новые условия жизни и привыкнуть к ним. Кроме того, на процесс оказывает самое прямое влияние предшествующее воспитание крохи в семье.

У каждого ребенка социальная адаптация проходит по своему
графику, на котором отражаются прежде всего индивидуально-типологические особенности нервной системы.

Если одни дети бьются в истерике, требуя привести родителей, отказываясь от еды и сна, не реагируя на воспитателя и детей в первые несколько дней, а потом забывают о том, что родителей нет, и с удовольствием принимают участие в общественной жизни, то другие, наоборот, в первое время сохраняют спокойствие, но спустя несколько дней после поступления в сад начинают хандрить.

Протекание адаптационного период во многом будет связано со способностью нервной системы малыша адаптироваться к резко изменяющимся условиям. Дети, которые до поступления в детский сад не были лишены общения со взрослыми и детьми, имели возможность получать новые жизненные впечатления и периодически меняли обстановку (ходили в гости, ездили на море и в деревню), легче перенесут социальную адаптацию в детском саду.

Три основные степени адаптации

Адаптация ребенка
в детском саду может протекать в трех формах:

  • легкой;
  • средней;
  • тяжелой.

Легкая форма характеризуется быстрым привыканием дошкольника к новым условиям жизни в саду, без стрессов и истерик. Малыш с удовольствием идет в детский сад, радуется приходу родителей. Также здесь характерно незначительное снижение аппетита, который возвращается спустя неделю после поступления ребенка в детский сад. За несколько недель налаживается и сон. Иммунитет в таких случаях у дошкольников практически не страдает, организм адаптируется к новым условиям в течение нескольких недель.

Средняя форма адаптации характеризуется появлением отклонений, связанных с аппетитом и сном малыша. Ребенок становится менее активным, чувствует себя подавленным, испытывает трудности со стулом, на лице появляются темные круги, снижается иммунитет, ОРЗ протекают в более тяжелой
форме. Нормализация состояния наблюдается к концу второго месяца в саду.

Тяжелая форма встречается не так часто. Характеризуется частыми болезнями ребенка на фоне эмоционального стресса. Дошкольник отказывается от еды, плохо спит, становится малоактивным. О нормализации состояния в таких случаях можно говорить только через полгода после поступления ребенка в детский сад.

Если улучшений даже спустя полгода не наступает, обычно признают, что ребенок не может адаптироваться в детском саду, по крайней мере в данный период, и предлагают родителям попробовать все снова на следующий год.

Подготовка ребенка к детскому саду

Чтобы социальная адаптация прошла максимально гладко и без бесконечных стрессов у ребенка и родителей, рекомендуется уделить время подготовке дошкольника к новому этапу жизни заранее. Что нужно будет делать? Для начала, перейти на близкий к садовскому режим:


Особое внимание нужно уделить меню ребенка в период подготовки к детскому саду. Постарайтесь, чтобы в рацион входили овощные салаты, запеканки, суфле из рыбы, а также какао, молочные каши, кисели.

Стоит также сконцентрировать внимание и на навыках самостоятельности у дошкольника. Ребенку необходимо обладать основными навыками самообслуживания для того, чтобы в саду не так зависеть от помощи воспитателей – это положительным образом скажется на его самооценке.

Малыш должен уметь самостоятельно пользоваться туалетом, мыть руки, одеваться, раздеваться, кушать и, конечно же, играть. Чем более самостоятельным и уверенным в себе будет малыш в группе, тем проще и быстрее будет проходить его социальная адаптация в коллективе.

Если у малыша к приближению момента поступления в сад
остались вредные привычки, например пустышка или игры во время еды, постарайтесь постепенно его от них отучить. Если же сделать вовремя это не получилось, поговорите с воспитателями, предупреждая о том, что ребенок может негативно отреагировать на запреты прекратить делать то, что он привык, без подготовки.

Создавайте позитивные ассоциации с детским садом, говорите о нем, о воспитателях, о детях с радостью и заинтересованностью, смотрите вместе с малышом позитивные мультфильмы про детский сад, играйте в игры, укрепляющие в ребенке веру в то, что сад - это его второй дом, где ему всегда рады.

Первые дни в саду: что нужно знать?

В первый день приводите малыша в детский сад в хорошем настроении, после завтрака, на игровую часть или на прогулку, уже сытого. Последующие несколько дней продолжайте водить малыша в это время, оставляя его не более чем на 2-3 часа. Спустя 3-4 дня можно будет постепенно
увеличивать время пребывания ребенка в саду, наблюдая за тем, как проходит его социальная адаптация в коллективе.

Очень важно, чтобы родители не беспокоились больше, чем сам малыш, прощаясь с крохой со слезами на глазах и оглядываясь на него со страдальческим лицом. Такое поведение родителей посеет в голове ребенка сомнения, он подумает, что раз мама или папа так беспокоятся, то его, скорее всего, оставят тут надолго, и в ответ сделает все возможное, чтобы отсрочить уход родителей.

Оставляя малыша в саду, демонстрируйте уверенность, улыбайтесь, сохраняйте хорошее настроение, всем своим видом показывая, что все будет хорошо и вы скоро вернетесь. Если малышу сложно расставаться с мамой, то в сад его может отводить отец или бабушка с дедушкой. Простые ритуалы прощания могут помочь малышу отпускать родителей с меньшим сожалением. Также смягчить первые дни пребывания в саду ребенку помогут его любимые игрушки, которые он может принести в группу с собой.

Чтобы социальная адаптация проходила своим чередом, необходимо придерживаться графика детского сада и дома, даже в выходные дни и на каникулах. В конце дня после садика нужно обязательно разговаривать с ребенком и воспитателями о том, как прошел день, с чем малыш справился хорошо, а с чем не очень, что ему понравилось, а что расстроило.

Помните о том, что социальная адаптация малыша в детском саду может занять от двух месяцев до года, в течение которых каждые несколько недель кроха будет болеть. Будьте к этому готовы и правильно стройте планы на будущее.

Несколько слов о факторах риска

Не все родители знают о факторах риска, которые могут стать сигналом к тому, чтобы отложить посещение ребенком детского сада на определенный период из-за его неготовности. К ним относятся:

  1. Проблемы в дородовом периоде (сильный токсикоз, тяжело протекающие болезни, вынужденный прием сильнодействующих препаратов, алкогольная зависимость во время беременности);
  2. Сложный родовой процесс (сложные роды, родовые травмы, резус-фактор);
  3. Проблемы в послеродовый период (недоношенный или переношенный ребенок с избытком или недостатком веса, болезни в первые месяцы жизни, искусственный тип вскармливания, курение матери во время кормления, тяжелое материальное положение семьи).

Все эти факторы могут усложнить адаптацию малыша, при этом факторы из двух первых групп, в отличие от факторов третьей группы, не поддаются корректировке.

И в заключение отметим, что неразрешимых проблем практически не бывает. В случае сложностей с адаптацией детей в детском саду имеет смысл обратиться за помощью к детскому психологу.

Понятие социальной адаптации детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Замечание 1

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Социальная адаптация дошкольников

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.

Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:

  • социальная некомпетентность;
  • эмоциональная неадекватность;
  • несоциализированная агрессия;
  • сопротивление воспитательному и учебному процессу;
  • плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
  • отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.

Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка. От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Замечание 2

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Свои, чужие и добровольное общение.

Давайте поговорим о пресловутой социальной адаптации. Спросим себя: какие образы, воспоминания, знания возникают у нас в голове при этом словосочетании? Детская группа, совместные игры, умение существовать и выживать, ушки зайчика на детских выступлениях, кружочки бархатной бумагой, старательно наклеенной по образцу, банты и белые колготки с букетом цветов на 1 сентября, школьная заклятая подруга (друг), совместные походы по подвалам и многое другое.

То есть большинство вспоминает при слове "социум" детей и их забавы. Но социум — это значительно больше, чем детская стая. Итак, что же необходимо для нормальной социальной адаптации. Нормальной — это когда решается задача научить ребенка адекватно взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста.

Давайте посмотрим в словарях определение. Адаптация — процесс приспособления к новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация — это процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Оговорюсь, что новым для ребенка является все, где нет опыта, а приспособление — это постепенный процесс, в результате которого ребенок познает правила, по которым действует данный социум, и, сначала учится действовать по этим правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия.

Давайте вспомним, что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал эти правила и вырабатывал привычки? Правильно, первичное условие — безопасность. Для того чтобы это стало понятно, я расскажу, как ребенок познает пространство и адаптируется к нему. А потом мы эту же модель применим к социуму.

Ребенок познает пространство

Вот новорожденный. Границы его тела неопределенны, он ощущает себя... шаром со ртом. Пространства комнаты огромны по сравнению с ограничивавшими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача — убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это — безопасная территория гнезда, а мама — постоянная "точка опоры", центр мира.

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее — все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность.

Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А "точкой опоры" была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу, он внимательно осматривал все, что видит с маминых рук, а маме и в голову не приходило отпустить ползающего ребенка в магазине (ну, я надеюсь) или на проезжей части для изучения "нового пространства". Просто потому, что оно небезопасно. Оно чужое, и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя, он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек — это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься.

И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: "Я пойду гулять один на улицу". И мамаша, хватаясь за сердце, стоит и смотрит в окно, как ее дитятко, сделав круг по двору, возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда — места, которое для него является константой, началом координат.

А теперь представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. Можно и совсем утрировать пример: она несет его в заведомо опасные места, доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин, и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд?

Когда речь заходит о пространстве, то мы просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок захочет самостоятельности и пойдет осваивать мир, в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом — в безопасность.

Начало социальной адаптации

Зачем я так долго это расписываю? Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок хочет жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Тоже ничего не надо делать специально.

Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.

У человека длинное детство. Оно ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации — в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведущая. Ведущая роль матери заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях, и давать адекватный выход из ситуации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут — внимание! — он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение "своих". Давайте введем таки данные — есть свои, есть чужие. Свои — это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша — ожидания принятия, доверия, веры, обратной связи и т.д. Есть чужие — это просто люди, которые во вне. Ну, как есть квартира, а есть улица.

Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми, и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.

Свои — это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею в виду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю.

Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа — социально активные существа, и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели.

Предвижу вопрос: если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу: а что, разве среди "своих" не бывает конфликтов? Разве в гостях у подруги, у которой тоже есть ребенок, вы не наблюдаете конфликтов между вашими детьми? Конечно, бывает. Просто когда это свои, вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут, и то, чему он научится в данном обществе, действительно достойно подражания.

А что делать, если такого общества нет? Вот над чем стоит задуматься.

От своих — к чужим

С 9 месяцев до 3 лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать. Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном). Он идет в детскую стаю, постоит и возвращается. Потом идет и взаимодействует — и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума, в котором родился.

К трем годам у него достаточно набранных моделей, и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять — в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей.

Вы знаете, что это обязанность родителей — обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста? Ребенок точно знает — родители плохого не пожелают, и раз сказали: живи тут, значит, это свои, и все, что тут происходит — правильно. Он не понимает, что мы порой помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.

С 7-9 лет ребенок пробует выходить из круга своих и общаться самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть "свои", а когда есть такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить, возвращаться и опять пробовать — одиночкой он все равно не останется. Он хочет познать этих "чужих" и делает это постепенно в комфортном для себя темпе и стиле.

Вот вам модель социальной адаптации. И при чем тут детский сад или школа?

Вам также будет интересно:

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...
Определение беременности в медицинском учреждении
Первые симптомы беременности обычно проявляют себя через небольшое количество времени после...