Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Проект моя семья моя крепость программа помощи. Проект на тему: «Мой дом- моя крепость. Желаем мы вам, дорогие, здоровья

Лишайники можно встретить практически везде, даже в Антарктиде. Эта группа живых организмов долгое время для ученых была загадкой, даже сейчас нет единого мнения по поводу их систематического положения. Одни считают, что их надо отнести к царству растений, а другие - грибов. Далее рассмотрим виды лишайников, особенности их строения, значение в природе и для человека.

Общая характеристика лишайников

Лишайники - это низшая группа организмов, которые состоят из гриба и водоросли, находящиеся между собой в симбиозе. Первые - это чаще всего представители фикомицетов, аскомицетов или базидиомицетов, а вторым организмом являются зеленые или сине-зеленые водоросли. Между этими двумя представителями живого мира существует взаимовыгодное сожительство.

Лишайники, независимо от разновидности, не имеют зеленой окраски, чаще всего они могут быть серой, бурой, желтой, оранжевой или даже черной расцветки. Это зависит от пигментов, а также от окраски лишайниковых кислот.

Отличительные черты лишайников

Эта интересная группа организмов отличается следующими особенностями:

  • Сожительство двух организмов в лишайнике не является случайным, оно обусловлено историческим развитием.
  • В отличие от растений или животных, этот организм имеет специфическое внешнее и внутреннее строение.
  • Физиологические процессы, происходящие в грибе и водоросли, существенно отличаются от таковых в свободно живущих организмах.
  • Биохимические процессы также имеют свои отличительные черты: в результате жизнедеятельности образуются вторичные продукты обмена, которые не характерны ни для одной групп живых организмов.
  • Особенный способ размножения.
  • Отношение к экологическим факторам.

Все эти особенности ставят ученых в тупик и не позволяют определить постоянное систематическое положение.

Разновидности лишайников

Эту группу организмов часто называют «пионерами» суши, так как поселяться они могут на совершенно безжизненных местах. Выделяют три типа лишайников:

  1. Накипные лишайники. Свое название получили за форму, похожую на накипь.
  2. Листоватые лишайники. Похожи на одну большую листовую пластинку, отсюда и название.
  3. Кустистые лишайники напоминают небольшой кустик.

Рассмотрим особенности каждого вида более подробно.

Описание накипных лишайников

Практически 80% от всех лишайников составляют именно накипные. По своей форме они похожи на корочку или тонкую пленку, прочно сросшуюся с субстратом. В зависимости от места обитания накипные лишайники подразделяются на:


Из-за своего особенного внешнего вида эта группа лишайников может быть совершенно незаметной и сливаться с окружающей средой. Строение накипных лишайников своеобразно, поэтому их легко отличить от других видов. Но внутреннее строение практически у всех одинаковое, однако об этом далее.

Территории обитания накипных лишайников

Мы уже рассмотрели, за что получили свое название накипные лишайники, но возникает вопрос: а отличаются ли места обитания? Ответ можно дать отрицательный, потому что их можно встретить практически в каждой широте. Эти организмы удивительным образом способны приспосабливаться абсолютно к любым условиям.

Накипные типы лишайников распространены по всей планете. В зависимости от субстрата, преобладает тот или иной вид. Например, в Заполярье нельзя встретить виды, которые распространены в тайге, и наоборот. Есть привязка к определенному типу почвы: одни лишайники предпочитают глину, а другие спокойно себя чувствуют на голых скалах.

Но среди большого разнообразия этой группы организмов можно встретить виды, обитающие практически везде.

Особенности листоватых лишайников

Таллом этого вида имеет вид чешуек или пластинок среднего размера, прикрепляющихся к субстрату при помощи пучка грибных гиф. Самое простое слоевище напоминает округлую листовую пластинку, которая в диаметре может достигать размера 10-20 см. При таком строении слоевище называют монофильным. Если имеется несколько пластинок, то полифильным.

Отличительной чертой этого типа лишайников является отличие в строении и окраске нижней и верхней частей. Встречаются кочующие формы.

«Бородатые» лишайники

Такое название получили кустистые лишайники за свой таллом, состоящий из разветвленных нитей, срастающихся с субстратом и растущих в разные стороны. Слоевище напоминает свисающий кустик, бывают и прямостоячие формы.

Размеры самых миниатюрных представителей не превышают нескольких миллиметров, а самые крупные экземпляры достигают 30-50 см. В тундровых условиях у лишайников могут развиваться прикрепительные органы, с помощью которых организмы оберегают себя от отрыва от субстрата при сильном ветре.

Внутреннее строение лишайников

Практически все виды лишайников имеют одинаковое внутреннее строение. Анатомически различают два типа:


Надо отметить, что те лишайники, какие относятся к накипным, не имеют нижнего слоя, и гифы сердцевины непосредственно срастаются с субстратом.

Особенности питания лишайников

В процессе питания принимают участие оба организма, проживающих в симбиозе. Гифы гриба активно поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли имеют хлоропласты, а значит, синтезируют органические вещества в результате фотосинтеза.

Можно сказать, что гифы играют роль корневой системы, добывая влагу, а водоросли выполняют функцию листьев. Так как большей частью лишайники поселяются на безжизненных субстратах, то впитывают влагу они всей своей поверхностью, для этих целей годится не только дождевая вода, но и туман, роса.

Для нормального роста и жизнедеятельности лишайникам, как и растениям, необходим азот. Если в качестве фикобионта присутствуют зеленые водоросли, то соединения азота добываются из растворов, когда слоевище пропитывается влагой. Проще лишайникам, у которых сине-зеленые водоросли , они способны добывать азот из воздуха.

Размножение лишайников

Независимо от разновидности все лишайники размножаются следующими способами:


Учитывая, что данные организмы растут очень медленно, можно сделать вывод, что и процесс размножения довольно длительный.

Экологическая роль лишайников

Значение на планете этой группы организмов достаточно велико. Они принимают непосредственное участие в процессе образования почвы. Они самые первые поселяются на безжизненных местах и обогащают их для произрастания других видов.

Лишайники для жизнедеятельности не требуют специального субстрата, они могут покрывать бесплодную территорию, подготавливая ее для жизни растений. Это объясняется тем, что в процессе жизнедеятельности лишайники выделяют особые кислоты, которые способствуют выветриванию пород, обогащению кислородом.

Поселяясь на голых скалах, они чувствуют себя там абсолютно комфортно, постепенно создают благоприятные условия для других видов. Некоторые животные небольшого размера способны менять свою окраску под цвет лишайников, таким образом маскироваться и использовать их для защиты от хищников.

Значение лишайников в биосфере

В настоящее время известно более 26 тысяч видов лишайников. Они распространены практически повсеместно, но удивительно, что могут служить индикатором чистоты воздуха.

Эти организмы довольно чувствительны к загрязнениям, поэтому в больших городах вблизи дорог, заводов лишайники практически не встретишь. Они там просто не выживают и погибают. Надо отметить, что накипные лишайники наиболее устойчивы к плохим природным условиям.

Принимают лишайники также непосредственное участие в круговороте веществ в биосфере. Так как они относятся к автогетеротрофным организмам, то легко аккумулируют энергию солнечного света и создают органические вещества. Участвуют в процессе разложения органики.

Совместно с бактериями, грибами и водорослями лишайники создают благоприятные условия для высших растений и животных. Поселяясь на деревьях, эти симбиотические организмы вреда практически не причиняют, так как не внедряются вглубь живых тканей. В некотором роде их даже можно назвать защитниками, потому что растение, покрытое лишайниками, меньше подвергается нападкам болезнетворных грибков, лишайниковые кислоты подавляют рост грибов-разрушителей древесины.

Но есть и обратная сторона: если лишайники слишком разрастаются и покрывают практически все дерево, то закрывают чечевички, нарушая газообмен. Да и для насекомых-вредителей это прекрасное убежище. По этой причине на плодовых деревьях лучше контролировать процесс разрастания лишайников и очищать древесину.

Роль лишайников для человека

Нельзя опустить вопрос о роли лишайников в жизни человека. Можно назвать несколько сфер, где они широко используются:


Хозяйственной деятельности человека лишайники никакого вреда не наносят.

Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что вот такие невзрачные и удивительные организмы существуют рядом с нами. Несмотря на небольшие размеры, польза от них огромная, причем для всех живых организмов и человека в том числе.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строе-ния и жизнедеятельности лишайников как симбиотических ор-ганизмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; пока-зать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование и материалы: таблицы: «Лишайники», «Водорос-ли», «Грибы», коллекция лишайников различной формы, конвер-ты с заданиями для игры «Дискуссия».

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Каковы основные характерные особенности грибов?

Какие группы грибов вам известны?

Приведите примеры шляпочных грибов.

Приведите примеры плесневых грибов.

Какие грибы могут вступать в симбиотические отношения с корнями растений?

Какую пользу из этих отношений извлекает гриб?

Каково значение микоризы для растений?

Выполните задание

Распределите признаки грибов по сходству с:

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов.

Вспомните, какой тип питания характерен для грибов. (Грибы — гетеротрофные организмы. Они питаются гото-вым органическим веществом и не способны его синтезировать самостоятельно.)

Что такое симбиоз? (Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит поль-зу обоим организмам или одному из них и не наносит ощути-мого вреда ни одному из них.)

Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев.

Как называется симбиоз гриба и корней растения? (Мико-риза.)

Интересно то, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Та-кой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Лишай-ники — крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 000 видов. Встречаются они на всех конти-нентах, в том числе и в Антарктиде. Тело лишайника называется слоевищем

Вспомните, тело каких организмов тоже называется слое-вищем. (Многоклеточных водорослей.)

Слоевище различных лишайников бывает разнообразным по форме, размеру, цвету, строению и может иметь вид листа, кустика, трубочек, пены и т. д.

Лишайники неприхотливые организмы. Их можно встретить и в безжизненной пустыне, и на Крайнем Севере, и на голых ска-лах. Для нормальной жизнедеятельности им нужны свет и влага, которую они впитывают всем телом, получая ее во время дождей либо поглощая из воздуха (роса, туман и т. д.). В сильную жару лишайники высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова как бы оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50—100 лет, но есть виды, живущие и значительно дольше. Обыч-но лишайники растут очень медленно. Средний прирост за год составляет всего 1—5 мм.

Единственное условие, к которому лишайники очень чувстви-тельны, — это загрязнение воздуха. Особенно восприимчивы ли-шайники к соединениям серы и свинца. Именно поэтому в черте города они встречаются гораздо реже, чем в лесу. Благодаря этому свойству их используют как индикторы загрязнения окружающей среды.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники при-нято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13), заполните таблицу.

Строение лишайников с различным типом слоевища

Тип лишай-ников

Особенности строения

Накипные

Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом, толщиной до 5 мм. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях

Леканора, ле- цидея, плако- диум, графис, бацидия

Листовые

Более организованные. Имеют округлую форму, часто с изрезанными краями. или рассечены на мелкие лопасти. Диа-метр до 20 см. Прикрепляются к суб-страту пучками грибных гиф

Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера

Кустистые

Наиболее высокоорганизованные. Слое-вище по внешнему виду напоминает ку-старничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 м

Кладония (в том числе ягель), цетра- рия, эверния, уснея

(В некоторых учебниках не даны названия лишайников. В этом случае первые две колонки учащиеся заполняют самостоя-тельно, а третий — совместно с учителем. На выполнение задания отводится около 2—5 мин.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Цвет слоевища лишайников: от серовато-белого, почти бес-цветного до яркоокрашенного — красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище , как мы уже говорили, состоит из гриба и водоросли , настолько тесно взаимосвязанных друг с другом, что их можно рассматривать как самостоятельный организм. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть под мик-роскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба , между которыми расположены водоросли одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и си-не-зеленые водоросли.

Вспомните, чем являются сине-зеленые водоросли. (Это фотосинтезирующие бактерии цианобактерии.)

Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одно-клеточные , но встречаются и многоклеточные .

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минераль-ные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органи-ческими веществами, а гриб водоросль — минеральными вещест-вами и водой. Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоя-тельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в со-став лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей-симбионтов — погибают.

Размножаются лишайники преимущественно кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки образуются внутри тела лишайника и разносятся при помощи ветра и воды (например, после дождя). Таких клеток, служащих для размножения, на теле лишайника образуется до-статочно много. Кроме того, и грибы, и водоросли, входящие в состав лишайника, размножаются теми способами, которые характерны для их свободноживущих организмов. Грибы образуют споры, водоросли размножаются преимущественно вегетативным путем.

Лишайники — своеобразная группа жи-вых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 тыс. видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Хотя люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекар-ственных целях и даже в пищу, но называли их по-разному: то мхами, то водорослями, то «хаосом природы» и «нищетой растительности». На-конец в 1867 г. учёные раскрыли сущность организма лишайников — он оказался симбиозом гриба и водоросли или цианобактерии.

Однако до сих пор исследователи не пришли к единому мнению от-носительно положения лишайников в системе живой природы: одни от-носят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13), а также знаниями, по-лученными на уроке, и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека?

(На выполнение задания отводится около 5 мин, после чего учитель берет на проверку 2—3 тетради, а 2—3 ученика отвечают устно.)

Лишайники

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...