Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Проект по профориентации в доу. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

Наталия Карташова
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!»

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «, !» (знакомство с профессиями родителей ) .

Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» . У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей . В этом случае углубленное изучение профессий , через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда . Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий , требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта . Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей . Знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

Слайд 3. Цель : Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи : Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека .

Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей , выявить свои стремления, желания и наклонности.

Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

Развивать коммуникативные способности . Обогащать словарный запас детей.

Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий .

Слайд 4. Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Вид, тип проекта : творческий, познавательный, информационный.

Место проведения : МДОУ детский сад №1 «Аленушка» , г. Тейково.

Сроки проведения : краткосрочный, январь – апрель 2016 г.

Возраст детей : 6 лет.

Слайд 5. Условия реализации проекта .

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника , обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Слайд 6. Планируемый результат

Для детей :

Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

Обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

Понимание детьми значения слово «профессия » , проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей) .

Сформированность знаний о некоторых профессиях родителей , их назначении, особенностях;

Пополнение лексики воспитанников;

Умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей :

Успешное взаимодействие со своими детьми;

Повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя :

Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта ;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут :

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия » .

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

Слайд 7. План реализации проекта (этапы работы) .

Работа была спланирована в следующих формах : занятия (с использованием мультимедийных презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, беседы, экскурсии, выставки, тематическое развлечение.

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический) : выявление проблемы.

Включал :

Определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;

Формулировка цели и задач;

Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;

Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;

Планирование деятельности по реализации проекта ;

Подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;

Подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;

Пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Слайд 8. Методы сбора информации :

Анализ современных образовательных программ ДО.

Анкетирование родителей.

Обследование предметно-пространственной развивающей среды.

Анализ планирования.

Беседы с детьми.

Наблюдение за играми детей.

Слайд 9. (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов

Профессий много есть на свете , это знают даже дети.

И профессий нет не важных – вам об этом скажет каждый !

Полицейский.

Медицинская сестра.

Врач-стоматолог.

Парикмахер.

Слайд 11. План выполнения проекта (интеграция образовательных областей) .

Социально – нравственное воспитание : Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра) ; рассказы о разных профессиях ; экскурсии с детьми по профильной ориентации .

Познавательное развитие : Знакомство с профессиями родителей ; встречи с интересными людьми.

Речевое развитие : чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» , С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Стёпа» , В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете , «Кем работает мама, папа?» , «Происхождение профессий » , «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?» ).

Художественно-эстетическое развитие : изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту» , «Кем работают мои родители» ); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие : Развлечения, конкурсы (тематические) .

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня» , «Парикмахерская» , «Больница» , «На перекрестке» и др.); дидактические игры («Кем быть» , «Кому, что нужно для работы» , «Профессии » и др.).

Работа с родителями : встречи с интересными людьми (родителями) ; рассказы родителей о своей профессии ; папка-передвижка «Профессии » ; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта .

Слайд 12. 2 этап – основной, организационно-практический.

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши , каждый способен найти для души ! Профессии моих родителей », через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей , как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Слайд 13. Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Слайд 14. Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта .

Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ) .

Беседы с детьми по профориентации .

Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности .

Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы) .

Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра) .

Трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа) .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.

Мастер – классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» .

Экскурсии «Все работы хороши , по знакомству детей с профессиями родителей .

Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях , а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.

Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности .

Слайд 15. Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества

Слайд 16. «Расскажи – ка о профессии (схема) .

Слайд 17. Знакомство с профессией – «Повар» (фото) .

Слайд 18. Знакомство с профессией – «Парикмахер» (фото) .

Слайд 19. Знакомство с профессией – «Полицейский» (фото) .

Слайд 20. Знакомство с профессией – «Врач - стоматолог» (фото) .

Слайд 21. Знакомство с профессией – «Медицинская сестра» (фото) .

Слайд 22. 3 этап – заключительный :

Цель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат .

Входит :

Создание мультимедийной презентации. Представление проекта .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ) .

Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Продолжение знакомства с другими профессиями родителей .

Слайд 23. Рефлексия.

Вопросы к детям : Какие профессии ты знаешь ? С какими профессиями ты ближе познакомился? Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Как ты хочешь стать, когда вырастешь?

Дидактические игры - на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Слайд 24. Продолжение знакомства детей с другими профессиями родителей : «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов : Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Слайд 25. Итог работы. Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаю, что после реализации данного проекта вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями , понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопится не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве . В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии , так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Слайд 27. Ресурсное обеспечение :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании . – М.: УЦ «Перспектива» . 2013. – 104 С.

4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей . Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников . - М., 1988.

7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. - Балашов : Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н . Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с детьми 4-7 лет : Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. ,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях . - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

13. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет . М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост . В. Н. Журавлева : Учитель, 2011.- 202 с.

15. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями , Детство- Пресс, 2012, 207с.

17. Шорыгина Т. А. Профессии , какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

18. Беседы с ребенком. Профессии . Картинки с заданиями. М., 2013

19. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ .

20. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

21. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет , М., 2010

22. Профессии . Демонстрационный материал. М., 2013

23. Профессии . Демонстрационный плакат М., 2013

24. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

25. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях . Метод. Пособие М., 2014

26. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014.

В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития!

Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.

Для чего нужна профориентация?

Профориентация, представленная в детском саду в виде игр, поможет детям с ранних лет иметь представление о той или иной профессии, и к достижению ими возраста 15-17 лет, когда предстоит сделать выбор, сделать его осознанным и не теряться среди множества вариантов.

Очень часто при опросе детей на тему, для чего он учится в школе, в ответ можно услышать такие ответы, как «Чтобы получать хорошие оценки» или «Чтоб родители похвалили». Немногие дети осознают, что на самом деле учатся для себя, приобретая знания, которые в будущем поспособствуют их личностному росту.

Некоторые профессии, такие как парикмахера, врача, спортсмена ребенок может наблюдать самостоятельно и иметь представление, как работают люди этих профессий. Такие же профессии, за трудом взрослых в которых не представляется возможным понаблюдать, можно воссоздать с помощью современных технологий, например, используя технологию 3D.

Игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие , что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение, а не отбывание повинности.

Профориентация в детском саду. Презентация

Направления и задачи для реализации профориентирования в дошкольном учреждении можно описать такие:

  • Развить заложенное в программе обучения ознакомление с разными видами профессий взрослых;
  • Привлечь к процессу администрацию сада, воспитателей, родителей и самих детей;
  • В играх показывать действия, сопровождающие трудовой процесс, знакомить детей с профессиональной лексикой, рассказывать об оборудовании, учить уважать труд;
  • Организовывать экскурсии на производства, встречи с профессионалами, либо приглашать в гости родителей разных профессий;
  • Запоминание полученных сведений в дальнейших беседах с воспитателем, занятиях;
  • Вызывает положительные эмоции и желание подражать героям произведений и чтение детской художественной литературы;
  • Как результат всех названных действий у детей разовьется чувство гордости за выбранную профессию, они будут уметь подражать работе взрослых, знать назначение предметов, используемых представителями разных профессий, научатся уважать всякий труд.

Проект ранней профориентация детей в детском саду

Педагогами созданы различные проекты ранней профориентации детей. Они состоят из записей занятий в виде игр, разъяснительных бесед с детьми, описаний игр в профессии, чтения художественной литературы и последующих рассуждений с воспитанниками о прочитанном.

В проектах содержится информация о привлечении родителей к данному вопросу, их непосредственное участие в игровом и обучающем процессе.

Профориентация в детском саду. План занятий

План занятий по профориентации может выглядеть следующим образом:

Изучение двух видов профессий в течение месяца.

При таком способе подачи материала на вводном занятии рассказывают общие понятия о профессии, дают представление о том, чем занимается человек. На последующих занятиях используют экскурсии, игры, чтение, создание поделок и другие занятия, призванные расширить кругозор ребенка об обсуждаемой профессии.

Занятия по следующей схеме:

  1. Показать детям картинку с изображением представителей разных профессий и попросить назвать их.
  2. Показывая картинку с изображением например, врача, попросить назвать предметы, которыми врач пользуется.
  3. Назвать действия, которые выполняет представитель профессии.
  4. Назвать качества личности, которыми должен обладать представитель профессии.

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» . Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере) , а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

1. 2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;
  • Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 11 станицы.

1. 3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель: - Создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания.

Задачи:

  • Создать в образовательном учреждении материально - технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС) ;
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» ;
  • Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
  • Организовать: экскурсии, встречи, а также тесное взаимодействия с родителями;

Для детей

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению;

Для педагогов

  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Для социальных партнёров

  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Объект - является процесс работы дошкольного учреждения по ранней профориентации.

Предметом - являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.

Гипотеза исследования: Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии и создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта) .

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников струдом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) . М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» . На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы) .

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) . Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) . Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие

человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

  • мультимедийные презентации;
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников) .

Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию» , посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта: Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиям актуальны для нашей станицы. Так как станица считается небольшой и отдаленной. Большая часть населения трудоустроены за приделами станицы. Для этого направленная сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельность по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Мастерская «Мир на дорогах» - представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Кубани. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

Следует учитывать, что важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (образовательные учреждения) . Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого- педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость.

Социализация, как комплексный процесс, осуществляется на трех уровнях:

  • общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.;
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правил этикета;
  • приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.

Нами разработана система посещения организаций. В процессе экскурсии дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

Масютина Татьяна
Проект по профориентации в ДОУ

Профориентация в ДОУ

Уважаемые коллеги, я думаю, что все присутствующие согласятся со мной, что сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. При этом особое внимание уделяется развитию личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности : любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых : наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.

За 2 года работы инновационной площадки «Ребенок в мире профессий » собран богатый материал по ознакомлению детей с миром профессий . Мы уже знакомили коллег с практическим материалом на фестивале инновационных практик, на стендовом докладе на августовской конференции. Повторяться не буду. В этом учебном году мы переходим к реализации 3 этапа нашего проекта «Мастера и мастерицы» , т. е совместная деятельность взрослых и детей.

Цель : создание условий для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания как средства предпрофильного развития .

Задачи :

Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующие повышению компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания.

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

Развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

Формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

Воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе.

Что ждет нас при реализации 3 этапа проекта :

Отработка новых подходов к организации содержания технологий педагогического процесса, через творческие группы педагогов, смотры-конкурсы предметно-развивающей среды, открытые мероприятия, продолжение работы кружка «Веселая иголочка» , организация работы клуба интересных встреч в «В городе мастеров» с приглашением родителей, педагогов дополнительного образования с проведением мастер- классов для дошкольников, создание интерактивного развивающего пространства, смотры конкурсы по трудовому воспитанию, созданию уголка «Трудовичок» , создание музея трудовых династий воспитанников, обмен педагогическим опытом между участниками реализации проекта , мониторинг развития ребенка.

Какие изменения мы ожидаем в результате реализации 3 этапа проекта ?

Педагоги ::

1. Рост профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников.

2. Педагоги научатся применять в полной мере технологию проектирования в организации трудовой деятельности дошкольников.

3. Будут использоваться современные технологии : игровые технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности . В рамках работы педагогического коллектива детского сада будут подготовлены, апробированы и внедрены методические материалы по организации трудовой деятельности.

4. Дети будут самостоятельны, смогут творчески проявить свою индивидуальность.

5. Будет происходить развитие трудовой деятельности дошкольника в направлениях совершенствования его внешних и внутренних, мотивационных и операционных компонентов.

6. Интересы и способности ребенка возникают и развиваются в разных видах деятельности, которые затем позволят ему выбирать свой профиль в старшем звене школы.

7. Активизируется познавательная деятельность дошкольников, повысится интерес к профессиям взрослых - позиционирование себя в различных профессиях . Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников , гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых, демонстрируют хорошие знания.

Родители

1. Мероприятия проекта помогут родителям осознать себя равноправными партнерами в деле воспитания подрастающего поколения, влиять на образовательную политику учреждения, формировать социальный заказ.

Публикации по теме:

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Мероприятие с презентацией в рамках профориентации «Деятельность, труд, профессия» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр.

План работы по ранней профориентации в подготовительной группе План работы по ранней профориентации в подготовительной группе. Сентябрь: Знакомство с профессией шофер Дать понятие о том, что шофер управляет.

Проект ранней профориентации «Человек и его дело» Актуальность: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых.

Проект по дошкольной профориентации, планирование на неделю (средняя группа) Проект по дошкольной профориентации «Все работы хороши…» О проекте: проект разработан для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Проект краткосрочный.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...