Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года. Психомоторное развитие ребенка

(3 голоса : 4.33 из 5 )

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

В роль каждого сознательного родителя входит наблюдение за развитием своего ребенка. В частности, очень важно правильно оценивать психомоторику чада, что не всегда получается даже у самых внимательных мам и отцов. Проще тем, у кого уже есть детки - они могут сравнить кроху с его подросшими братьями и сестричками. А вот тем, у кого в семье родился и растет первенец, придется до всего доходить собственными «шишками» и исподтишка наблюдать за тем, как развиваются знакомые сверстники крохи. Статья «Психомоторное развитие детей 1-3 года жизни» позволит родителям самостоятельно проверить уровень психомоторного развития их малыша.

0 133759

Фотогалерея: Психомоторное развитие детей 1-3 года жизни

В психомоторном развитии детей 1-3 года жизни значение имеет множество факторов и, естественно, возрастная привязка. Ведь то, что для новорожденного ребенка - проявление нормального развития, для годовалого малыша - уже нежелательная патология. Именно поэтому оценка психомоторного развития крохи важна на каждом отдельном этапе. Мы же возьмем на рассмотрение определенную возрастную группу - детей 1-3 года жизни.

Что же такое «психомоторное развитие»? Понятие это достаточно сложное и вмещает несколько важных составляющих. Это и оценка всех органов чувствительности (слух, зрение, тактильные ощущения), и определение уровня развития двигательного аппарата малыша (учитывается всё: и мышечный тонус, и умение держать шейку и переворачиваться, ходить и бегать, и оценка мелкой моторики рук). Последнее особенно важно, так как мелкая моторика - это первый путь к будущей «кропотливой» работе, связанной с использованием небольшими предметами, с меткостью. Кроме того, в понятие «психомоторное развитие ребенка» можно отнести и его социальную коммуникабельность, контакты с близкими, узнавание голоса. Здесь же - и оценка того, как малыш общается со сверстниками и вливается в коллективные забавы. Всё это - ведущие линии развития вашей крохи.

Практически все родители стараются приписать ребенку овладение теми навыками, которым он только начал обучаться. То есть, если малыш научился держать ложечку в руке, то мамочка будет рассказывать всем своим подругам, что кроха самостоятельно кушает! Но все педиатры и психологи в один голос скажут вам, что умение действительно приобретено лишь в том случае, если ребенок может совместить его с другими, логически последовательными действиями. Опираясь на это, сказать, что малыш есть сам можно лишь тогда, когда он будет уметь и держать ложечку, и зачерпывать её кашу из тарелочки и доносить всё это до рта. В противном случае, ребенок только обучается тому или иному навыку.

Нельзя недооценивать роль каждого члена семьи в процессе психомоторного развития малыша, так как социальный фактор очень важен. Вы должны окружать ребенка теплом и заботой, при этом давая ему то общение, в котором он нуждается. Вы должны постепенно усложнять свой разговор и просьбы - так будет гармонично развиваться и психика, и движения крохи. Если же вы не будете уделять достаточно внимания ребенку и его развитию, то процессы обязательно затормозятся - и догнать сверстников потом будет достаточно сложно. Ведь, не общаясь с ребенком, вы отбираете у него единственный инструмент познания окружающей среды - а это может привести даже к задержке психического развития крохи - и отставание, поверьте, будет только прогрессировать. Это может закончиться весьма трагично - например, слабоумием или социальной дезадаптацией - то есть, ваш ребенок просто не сможет самостоятельно приспособиться к сложностям ожидающей его жизни.

Пожалуй, быстрее всего малыш развивается в первый год жизни - на этом этапе, по приблизительным подсчетам, каждый месяц количество его навыков обогащается пятью новыми пунктами. Дальше все эти умения оттачиваются и постепенно приобретаются новые, более сложные, но и более необходимые для самостоятельной жизни ребенка.

Иногда родители, «сверившись» с приблизительной шкалой оценки психомоторного развития ребенка, с радостью обнаруживают, что их дитя умеет делать не только всё то, что ему положено уметь в его возрасте, а и то, что должны уметь детки постарше. Да, это бывает часто - малыши становятся акселератами и опережают своих сверстников в развитии, поэтому родителям нужно уметь словить момент и использовать стремление малыша развиваться и познавать в нужное и полезное русло.

Но бывают и ситуации другого плана - когда вы обнаруживаете, что ребенок отстает в развитии. Здесь важно определить - насколько и в чем отстал кроха, чтобы вовремя помочь ему исправиться. Ведь причины, по сути, могут быть разными. К примеру, ваш малыш уже должен был начать ползать. Однако этого ещё с ним не происходит. Почему? Причин может быть, как минимум, две. Первая из них - малыш не может ползать, потому что не знает - что это такое и с чем его едят, как воспроизводится это действие. Тут проблема заключается в том, что родители не показали своему ребенку, как можно ползать. Не дали понять, что с помощью ползанья малыш может сам удовлетворять некоторые свои желания - например, достать какую-нибудь интересующую его игрушку. Если на устранение первой причины вам понадобится не так много времени, то вторая причина может порядком осложнить развивающийся процесс малыша. А заключается она в какой-либо болезни, не позволяющей крохе ползти. Например, он может страдать от пареза нижних конечностей. Так же и с любым другим навыком - если вы увидели, что ваше чадо им не владеет, хорошенько задумайтесь: может, вы просто не показывали ему, что так делать можно? Потому он и не знает, как осуществить всё на практике. В любом случае, если вы заметили даже несущественное отставание от нормы, лучше всего покажите малыша педиатру и невропатологу.

Итак, приступим к описанию тех навыков, которыми характеризуется психомоторное развитие детей в возрасте от одного до трех лет.

Вашему ребенку исполнился 1 годик и 3 месяца…

В этом возрасте малыши уже гораздо лучше понимают речь взрослого - самые употребляемые слова уже прочно связываются с предметами и действиями, которые они обозначают. Да и его личный словарный запас растет буквально с каждым днем. Он уже должен хорошо знать величины предметов и отличать «большое» от «маленького», даже если разница в размере не очень существенна (до 3 см). Кроме этого, малыш частенько повторяет все движения, которые он ранее видел в играх с родными.

Ребенок в возрасте 1 года и 3 месяцев отлично ходит - он обожает это занятие и напрочь забывает о том, что можно ещё и ползать. Он может легко присесть и так же легко снова встать на ножки. Помимо этого, кроха может пятиться назад.

Улучшаются и его навыки владения ложкой - он может самостоятельно кушать достаточно густую кашку.

Вашему ребенку исполнился 1 годик и 6 месяцев…

Малыш учится анализировать, он уже способен разбивать по тематическим группам предметы, сортировать их в зависимости от признаков, которыми они обладают. Его речь обогащается сложными словами. Кроха должен знать и узнавать базовые формы предметов: находить круг и квадрат, кирпичик. Если вы играете во что-то подвижное - то после игры вы наверняка заметите, что малыш активно повторяет все ваши движения. Двигаясь приставным шагом, ребенок может с легкостью и уверенностью перешагнуть достаточно высокое препятствие. В возрасте полутора лет кроха может хорошо управлять ложкой и координировать свои движения, поэтому легко есть сам даже жидкую пищу.

Вашему ребенку исполнился 1 год и 9 месяцев…

Малыш очень любит слушать ваши рассказы и смотреть тематические картинки - он отлично понимает, о ком идет речь и как выглядит тот или иной персонаж. После прослушивания сказки кроха может правильно отвечать на неложные вопросы. Речь стремительно развивается, он может описывать что-то двумя словами, используя при этом глаголы. Совершенствует распознавание величин предметов.

В этом возрасте кроха, скорее всего, будет любить кубики - ведь из них можно соорудить столько всего интересного! Однако пока что он ограничивается простенькими конструкциями, с увлечением выстраивая из кубиков домик или ворота.

Если вы найдете деревянный брусок высотой в 15 см и шириной - в 20 см, то ребенок сможет пройтись по нему, как по узкой дорожке.

Помимо этих умений, малыш может также надевать некоторые вещи, при условии, что кто-то из взрослых поможет ему в этом.

Вашему ребенку исполнилось 2 года…

Малыш в этом нежном возрасте уже достаточно сообразителен. Будьте уверены: если вы доходчивыми и несложными словами рассказали ребенку что-то из событий недалекого прошлого - он вас отлично поймет.

В его обиходе можно встретить уже не только имена существительные и глаголы, в 2 года в речь малыша добавляются ещё местоимения и прилагательные. Он может сам ставить вопросы, которые уточняют разные характеристики события (например, временные - «когда»).

По вашей просьбе кроха может подобрать и подать вам предметы контрастного вида.

У крохи появляется понимание простой банальной логики, он может сам формировать и выполнять определенную цепочку действий, обоснованных логическими связями. Идя чередующимися шажками, ребенок может без усилий переступить через пятнадцатисантиметровое препятствие.

Одевание уже практически полностью лежит на плечах ребенка, он справляется со многими предметами одежды. Кушает он уже очень аккуратно, не пачкается и не балуется за столом (последнее, естественно, полностью зависит от воспитания малыша родителями).

В 2 года ребенок должен знать все части тела и уметь показывать их на куклах, себе и взрослых людях. Он также уже может определить, что у него болит, и сообщить об этом родителям.

Вашему ребенку исполнилось 2 года и 6 месяцев…

Речь малыша становится все более понятной и усложняется приложениями с придаточными частями. Сложнее становятся и вопросы, которые он задает: они могут уточнять место («где это произошло?») и время («когда это произошло?»).

Вы можете поиграть с ребенком в детскую геометрию, показывая ему разнообразные фигуры, по образу и подобию которых кроха должен отыскать такие же предметы.

Ребенок в два с половиной года должен хорошо ориентироваться в базовых цветах и уметь сказать, какой предмет - какого цвета. Малыш должен знать, как выглядят белый, синий, красный, желтый, зеленый и черный цвета.

Логика развивается - и малыш может воспроизводить несколько действий, связанных логически обоснованной последовательностью. Например, он знает, что куклу нужно сначала покормить, а потом - уложить спать. Совершенствуется и игра в кубики, конструкции становятся всё более сложными.

Вследствие хорошего развития мелкой моторики рук, кроха уже умеет неплохо держать в руке карандашик, однако рисовать какие-то рисунки он ещё не способен.

В возрасте двух лет и шести месяцев ребенок должен одевать полностью сам, оставляя на родителей только шнурки и молнию. Без проблем справляется с любой пищей, кушает аккуратно, ложку держит правильно. Идя чередующимися шажками, может преодолеть двадцатисантиметровое препятствие.

Вашему ребенку исполнилось 3 года…

Речь малыша в трехлетнем возрасте характеризуется наличием сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. Малыш очень любопытен, его интересует: почему что-то происходит, и зачем всё это происходит. Это так называемый возраст «почемучки».

Он знает предназначение всех предметов, которые вы употребляете в играх., и умеет правильно использовать это знание. Ему известны все базовые цвета, он может их назвать и показать.

В трехлетнем возрасте малыша начинают интересовать ролевые игры, он с удовольствием поиграет в лесных зверушек, которые ходят друг к другу в гости, или в «дочки-матери», при чем будет совсем не прочь, если вы во время игры поменяетесь привычными ролями. Сюжеты игр могут быть достаточно сложными и дополняться разными мелкими деталями.

Практически каждый малыш в три годика обожает рисовать и лепить что-то из пластилина! Более того, результаты их стараний уже начинают прослеживаться: штрихи карандаша напоминают простые сюжеты, а из пластилина образуются фигурки.

Трёхлетний кроха одевается самостоятельно, он уже не должен испытывать особых трудностей в завязывании шнурков. Если вы приучали кроху к первым требованиям этикета, то он наверняка уже умеет правильно использовать салфетку или платочек.

Идя чередующимися или приставными шажками, ребенок может переступить препятствие, высота которого находится в пределах тридцати сантиметров!

Это те основные этапы, можно даже сказать вехи психомоторного развития ребенка в возрасте от одного до трех лет. Вы можете самостоятельно составить таблицу развития, занести в неё эти данные и постепенно отмечать, соответствует ли развитие вашего малыша определенному возрасту. Однако ещё раз напомним: все малыши развиваются индивидуально, у кого-то что-то получается, у кого-то - нет. И здесь очень важна ваша помощь - уделяйте крохе побольше внимания, следите за его развитием, чтобы вовремя обнаружить какие-либо отклонения и устранить их. Вы - пример для подражания, малыш всегда будет равняться на вас, поэтому не ленитесь и будьте хорошим и правильным примером, учите его с младых ногтей тому, что пригодится крохе в самостоятельной жизни.

Ещё одно небольшое уточнение: не обязательно каждый ребенок должен уметь делать всё вышеуказанное на определенном возрастном этапе. Невропатологи и педиатры утверждают, что если он владеет хотя бы пятью пунктами из списков - то он развивается соответственно норме. Если же нет - то это повод посетить специалистов и спросить у них совета.

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст Область развития Показатели
1 год и 3 месяца Пассивная речь Быстро растет число понимаемых слов
Активная речь Растет словарный запас
Сенсорное развитие Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
Игры Повторяет знакомые действия
Движение Активно ходит, может приседать, пятиться назад
Навыки Сам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцев Пассивная речь Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речь Использует в общении сложные слова
Сенсорное развитие Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
Игры Копирует часто повторяемые действия взрослых
Движения Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
Навыки Может сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцев Пассивная речь Воспринимает рассказ по картинке
Активная речь Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитие Различает предметы по размеру с разницей в 3 см
Игры Может строить башенки, домики из кубиков
Движения Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
Навыки Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 года Пассивная речь Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речь Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитие Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
Игры Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
Движения Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
Навыки Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Все дети развиваются по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но в неонатологии существуют определенные нормы психомоторного развития ребенка, на которые опираются педиатры, давая оценку происходящим процессам. О показателях и характерных особенностях психомоторного развития детей раннего возраста, начиная с рождения и до 12-месяного возраста, вы узнаете в этом материале.

Особенности психомоторного развития доношенных детей раннего возраста

С рождением ребенка его нервная система, главным образом головной мозг, еще продолжает развиваться. Но, несмотря на то, что нервная система еще не сформирована полностью, она в достаточной мере обеспечивает ребенка механизмами, необходимыми для связи и познания внешнего мира.

В первый год жизни малыша его нервная система развивается очень активно, особенно такие ее отделы, как кора и подкорковые центры головного мозга. На основе многолетних наблюдений за детьми первого года жизни были выявлены определенные закономерности их , соответствующие возрасту в месяцах. С момента появления ребенка на свет его нервная система начинает развиваться по строго определенным этапам. Эти этапы психомоторного развития ребенка и являются критериями оценки нервно-психического становления малыша. В основе этих критериев лежат безусловные и приобретаемые условные рефлексы, постепенное развитие навыков поведения, речи.

С первого дня жизни новорожденный ощущает вкус, запах, боль, тепло и холод. У него хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы, которые в основном и обеспечивают его существование в первые дни жизни. Обнаруживаются также все основные безусловные рефлексы.

Уже к концу первой недели жизни малыша у него вырабатывается условный рефлекс, связанный с определенными промежутками времени между кормлениями, своеобразный биоритм. В это же время у ребенка улучшается слух, появляются первые кратковременные эпизоды напряжения мышц шеи, которые постепенно перейдут в дальнейшем в попытку поднять и удержать головку.

В возрасте 10-20 дней малыш уже умеет удерживать в поле зрения предмет, т. е. следить за движущимся предметом, но при этом зрачки двигаются не плавно, как у взрослых, а как бы рывками (ступенчатое слежение). Иногда движения глаз несколько дискоординированы и может создаваться впечатление, что у ребенка косоглазие. Однако к концу первого месяца жизни эти явления обычно исчезают.

Учитывая особенности психомоторного развития детей, с первого дня жизни ребенка во время его бодрствования нужно общаться с ним, улыбаться, ласкать малыша, выражать свою любовь. Это будет способствовать правильному и своевременному развитию его зрения, слуха, двигательных навыков, а также речи.

Показатели психомоторного развития новорожденного ребенка первого года жизни

В 1 месяц ребенок хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, подолгу рассматривая его. При наблюдении за движущимся предметом зрачки перемещаются уже плавно. Малыш заметно прислушивается к различным звукам, голосам, особенно родных ему людей, чувствует интонации в разговоре, его слух становится лучше. Чувствуя любовь близких и комфорт, начинает улыбаться. Психомоторное развитие ребенка в этом возрасте позволяет ему в положении на животе пытаться поднять головку и несколько секунд удерживать ее в таком положении. Движения рук и ног в этом возрасте размашистые, резкие. Конечности находятся в согнутом состоянии. В этом возрасте ребенок спит до 18-20 часов в сутки, устанавливается определенная продолжительность ночного сна и сна в промежутках между кормлениями.

В 2 месяца ребенок длительно фиксирует взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого. Может долго следить за движущимся предметом. На звук поворачивает голову в соответствующую сторону. Лежа на животе, поднимает, и непродолжительное время удерживает головку. Для тренировки мышц шеи и умения удерживать голову с 1,5-2-х месяцев рекомендуется регулярно брать ребенка на руки и, придерживая под грудку и ягодицы, удерживать в вертикальном положении. В этом возрасте тонический рефлекс и рефлекс ползания исчезают. Психомоторное развитие ребенка до года в этом возрасте усиливается. Малыш в 2 месяца уже начинает произносить отдельные звуки. Продолжительность сна составляет в среднем 18 часов в сутки.

В 3 месяца ребенок способен длительно удерживать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого, находясь в вертикальном положении. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Мышцы рук и ног приобретают нормальный тонус, движения становятся более свободными и точными. При поддержке подмышками уверенно опирается ножками в горизонтальную поверхность с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Говоря о психомоторном развитии детей до года, нужно отметить, что в 3 месяца малыш уже способен переворачиваться и долго лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Живо реагирует на попытки общения с ним близких людей: улыбается, громко смеется, машет ручками (так называемый комплекс оживления). Узнает голос матери. Испытывает эмоции, как положительные, так и отрицательные. Продолжительность сна в этом возрасте около 16-18 часов.

В 4 месяца ребенок начинает узнавать близких родственников, бурно выражая свою радость от их присутствия. Реагирует на незнакомые лица. Ищет глазами невидимый источник звука. Способен захватывать ручками висящую игрушку и долго рассматривать ее, поэтому рекомендуется вешать игрушки низко, так, чтобы малышу удобно было их захватывать. Это способствует развитию точных и целенаправленных движений рук. Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку. При виде любимой или красивой игрушки либо при звуках музыки появляется комплекс оживления. Раннее психомоторное развитие ребенка в этом возрасте уже позволяет малышам различать цвета. Обычно в возрасте 4-х месяцев ребенок начинает гулить - произносить нараспев гласные, гортанные звуки.

В 5 месяцев ребенок по-разному реагирует на попытки общения с ним близких и незнакомых людей. Хорошо узнает голос матери, способен различать ласковые и строгие интонации при обращении к нему. Быстро и крепко берет игрушку из рук взрослого и хорошо удерживает ее. Может долго лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко поднимая голову и грудь, поворачивая голову в разные стороны, переворачиваться со спины на живот. При поддерживании его подмышками стоит на ногах ровно и уверенно. Если в этом возрасте строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования, то ребенок хорошо и быстро привыкает к нему и начинает ему следовать.

В 6 месяцев малыш способен различать свое и чужое имя. Легко берет игрушку из любых положений, подолгу занимается ею, рассматривая с разных сторон, перекладывая из одной руки в другую. Психомоторное развитие детей раннего возраста позволяет полугодовалым малышам переворачиваться с живота на спину. Ребенок самостоятельно сидит, начинает ползать, хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. При поддержке подмышками не только уверенно стоит на ногах, но и пытается сделать шаг. Начинает произносить отдельные слоги - «ма», «да», «ба» и иные (начало лепета). Для того чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно поворачиваться к нему лицом при общении с ним, чтобы он следил за движениями губ при произнесении слов. К концу первого полугодия жизни малыша формируется начальное понимание речи. Ребенок поворачивает голову в сторону предметов, которые до этого ему показывали и называли.

В 7 месяцев малыш самостоятельно сидит, ползает, хорошо переступает при поддержке взрослого. Активно и подолгу занимается с игрушкой: машет, стучит, бросает. На вопрос «Где?» способен отыскивать взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Просится на руки к матери и хорошо знакомым людям. Учится пить из чашки. С 7-ми месяцев ребенок начинает подражать действиям взрослых.

В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослых. На вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на своих местах. Появляется мимика, выражение на лице не только радости, но и удивления, интереса. Если психомоторное развитие ребенка до 1 года соответствует норме, то уже в этом возрасте по просьбе взрослого малыш может выполнять простые действия, выученные ранее (дать ручку, похлопать в ладоши). Поворачивает голову, когда его называют по имени. Начинает подражать отдельным звукам речи взрослых. В этот период следует поощрять познавательный интерес ребенка и развивать его с помощью правильно подобранных игрушек.

В 9 месяцев начинает «танцевать» под веселую музыку, к спокойной и грустной музыке прислушивается. Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками, садится из вертикального положения. Активно занимается с игрушками и другими предметами, совершает различные манипуляции в зависимости от их свойств (гремит погремушками, катает шарики, открывает коробочки). На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их расположения. Хорошо знает свое имя и отзывается на него. Подражает речи взрослых, произносит с ними отдельные слоги. Продолжительность сна составляет 15-16 часов.

В 10 месяцев по просьбе взрослого выполняет различные Действия с предметами: открывает, вынимает, катает и т. п. Долго занимается с игрушками, особенно с кубиками и пирамидками. Может ставить кубики один на другой или нанизывать колечки на стержень пирамидки. По просьбе «Дай» находит и дает знакомые предметы. Психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев позволяет ему подниматься по лестнице, подлезать под предметы. Продолжительность сна составляет 14-15 часов.

В 11 месяцев самостоятельно выполняет различные действия с игрушками по команде взрослого: ставит кубики один на другой, складывает и разбирает пирамидку. Способен стоять без поддержки и делать первые самостоятельные шаги. Делает первые попытки обобщения понятий «Дай», «На». Продолжительность сна - около 14 часов.

В 12 месяцев ребенок узнает на фотографиях знакомых, самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками. Если психомоторное развитие ребенка 1-го года жизни соответствует норме, то в этом возрасте он уже самостоятельно ходит, но продолжает много ползать. Переносит разученные действия с одного предмета на другой. Понимает без показа названия предметов, частей тела, имена знакомых, команды, выполняет поручения взрослых («Найди», «Отдай», «Принеси» ), находит среди множества игрушек именно ту, что назвал взрослый. Легко подражает новым слогам, произносит до 10-12 слов. Различает значения слов «можно» и «нельзя», поэтому к концу первого года жизни ребенка его поведением можно управлять с помощью речи взрослого.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев

Нервная система ребенка активно развивается на первом году жизни. При рождении он получает рефлексы, позволяющие ему существовать в первые месяцы жизни, и постоянно приобретает новые навыки общения с окружающим миром. Овладение определенными навыками, отражающими нервнопсихическое развитие малыша, должно фиксироваться в определенные сроки его жизни. Существуют утвержденные нормы нервно-психического развития детей. Психомоторное развитие недоношенного ребенка имеет ряд особенностей, так как такие дети рождаются с еще несозревшей нервной системой, и это сказывается на темпах их нервно-психического развития. Поэтому многие такие малыши несколько отстают от своих доношенных сверстников. Степень отставания зависит от степени недоношенности.

Недоношенные дети, родившиеся с массой тела от 2500 г, почти не отличаются по срокам своего развития от доношенных. Отставание показателей психомоторного развития недоношенных детей первого года жизни в получении тех или иных навыков может составить 1-2 недели. Чем меньше масса тела ребенка при рождении, тем сильнее выражено его отставание в нервно-психическом развитии.

Психомоторное развитие недоношенных младенцев, родившихся с массой тела от 1500 до 2000 г, позволяет им ощущать запахи, вкус, холод и тепло. Врожденные рефлексы могут быть выражены в первые недели после рождения недостаточно, особенно сосательный и глотательный, что препятствует нормальному кормлению.

Календарь психомоторного развития недоношенного ребенка 1-го года жизни по месяцам

В первый месяц жизни врожденные рефлексы активно развиваются и затем уже мало отличаются от рефлексов доношенных детей. Зрение и слух обычно не отличаются от таковых у доношенных детей. Далее описаны особенности психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам.

В возрасте 1-2-х месяцев ребенок учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете, разглядывать его. В 2 месяца внимательно прислушивается к различным звукам, голосам, так как его слух улучшается. Первую улыбку малыша родители обычно замечают на 2-3-м месяце его жизни.

В 2,5-3 месяца ребенок уже довольно уверенно удерживает головку в положении лежа на животе.

В 3,5 месяца он уже отвечает улыбкой на улыбку и обращение к нему взрослого.

В 4-5 месяцев малыш поворачивает голову на звук, пытаясь рассмотреть источник звука. В 5 месяцев он уже хорошо фиксирует взгляд на неподвижном предмете, может длительно рассматривать лицо матери, находясь у нее на руках в вертикальном положении. Психомоторное развитие недоношенных детей первого года жизни позволяет им к этому возрасту следить взглядом за движущимся предметом.

В возрасте 5-5,5 месяца малыш бурно реагирует на обращение к нему близких родственников: улыбается, машет ручками, издает гласные звуки, это так называемый комплекс оживления. Хорошо узнает голос матери, пробует схватить игрушку или другой интересный для него предмет. В 5,5 месяца он отвечает на нравящиеся ему события или обращение взрослых громким смехом. В полгода ребенок начинает гулить - произносить долгие гласные или гортанные звуки. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного в этом возрасте уже позволяет малышу хватать подвешенные игрушки. Различает близких и чужих людей и часто проявляет свое отношение к ним: понравившимся он улыбается, а на неприятных ему реагирует плачем или отворачивается. Ребенок не только реагирует на звук и поворачивается в его сторону, но и определяет для себя невидимый источник, его издающий.

В 6,5 месяца малыш берет из рук взрослого игрушку и самостоятельно удерживает ее. К 7-ми месяцам гуление малыша становится более длительным и разнообразным. Он уже хорошо находит контакт с окружающим миром и вполне в нем адаптировался. Ребенок более подвижен, его движения становятся слаженными, постепенно утрачивая беспорядочный характер. Психомоторное развитие недоношенного новорожденного ребенка в этом возрасте активно продолжается. Малыш пытается переворачиваться на живот. В этом возрасте ребенок не только пьет молоко и соки, он уже довольно уверенно кушает с ложки пюре, снимая пищу губами.

В среднем с 7,5 месяца ребенок начинает лепетать - произносить отдельные слоги, иногда много раз, пытается повторять отдельные слоги из речи взрослых.

В 7,5-8 месяцев ребенок пытается ползать на животе, пока не опираясь на колени и ладошки, пробует переворачиваться с живота на спину. Он уверенно берет игрушки, которые подвешены, лежат в кроватке или предлагаются ему взрослым.

К 8,5-9 месяцам лепет малыша становится более длительным и разнообразным, он четко произносит отдельные слоги. В 9,5 месяца малыш начинает есть уже более твердую пищу, он, например, хорошо удерживает в руке кусок хлеба и откусывает от него.

В возрасте 10 месяцев ребенок уже умеет довольно хорошо ползать и учится сидеть. Он может долго заниматься игрушками, рассматривая их, пытаясь перекладывать из руки в руку, кладет одни и берет другие. К концу первого года жизни недоношенный ребенок, родившийся с массой тела от 1500 до 2000 г, овладевает всеми необходимыми навыками, и его отличия в этом плане от доношенных сверстников постепенно сглаживаются.

В 10-11 месяцев он уже самостоятельно встает, держась за неподвижную опору, и переступает, придерживаясь за нее. Уверенно сидит. Может из положения стоя около опоры сесть, а затем лечь. Хорошо стоит, удерживаемый за руки взрослым, и пытается шагать.

К 10,5-11 месяцам понимает обращенную к нему речь, знает мать и отца, свое имя, на вопрос «Где?» находит нужный предмет. В 11 месяцев становятся более сложными и его действия с игрушками: он не только уверенно перекладывает их из одной руки в другую, но и размахивает ими, стучит по полу, бросает.

К 11-12 месяцам он уже хорошо стоит и ходит, придерживаясь за руку взрослого или опору. К году ребенок повторяет за взрослыми слоги, пытается самостоятельно, без опоры, ходить.

К 13 месяцам он уже произносит некоторые простые слова, хорошо понимает и пытается повторить слова взрослых. Довольно уверенно ходит без опоры, залезает на невысокую поверхность, например на диван, и слезает с него. С поддержкой взрослых учится шагать по ступенькам, перешагивать через лужи и небольшие препятствия.

Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели могут несколько отличаться у детей с разной массой тела при рождении. Недоношенные малыши, родившиеся с массой тела до 1500 г, отстают в нервно-психическом развитии от описанной группы примерно на 2-4 недели и догоняют доношенных несколько позже.

Статья прочитана 3 321 раз(a).

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни.

Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца.
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...