Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Рене лалик и его изумительные украшения. Флаконы для духов

Французский дизайнер и предприниматель, представитель модерна, корифей ювелирного искусства и художественного стеклоделия. Родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860.


Он создавал драгоценности для неповторимой Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира. Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля ар нуво.

Р.Ж. Лалик. Кулон Клубок змей с цепочкой. Франция. 1898–1899. Золото, жемчуг, эмаль; чеканка. 11,0 х 5,9 см. Поступил из Первого филиала Государ-ственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924–1925 гг.

Больше ста лет тому назад, 26 января 1903 года, в Санкт-Петербурге открылась выставка "Современное искусство", инициаторами и организаторами которой стали русские меценаты - князь Сергей Щербатов и Владимир фон Мекк. В экспозиции были работы

К. Коровина, А. Бенуа и других членов объединения "Мир искусства". Рене Жюль Лалик был также приглашен в столицу Российской империи и представил несколько десятков ювелирных изделий. Большинство предметов было прод но автором прямо на выставке и, возможно, многие из них и сегодня сохранились в частных собраниях в России.

Имя Р.Ж. Лалика в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с именами таких всемирно прославленных мастеров, как Карл Фаберже, Фредерик Бушерон, Луи-Франсуа Картье, Луис К. Тиффани.

В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX - начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов. Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком - Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика. Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Р.Ж. Лалик. Гребень. Франция. 1900–1902. Рог, золото, серебро; резьба, шлифовка. 10,6 х 10,4 см. Поступил из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В упомянутом собрании находится украшение для корсажа "Женщина-стрекоза", отличающееся ярким колористическим решением. Подобно тончайшему кружеву, рисунок изделия соткан из эмалей, бриллиантов и полудрагоценных камней, оправленных в тонкий контур из золота. Изображение стрекозы было одним из любимых мотивов Лалика, наряду с экзотическими и сказочными птицами и насекомыми.

В галерее "Мунстон" хранится более сдержанная по цветовым сочетаниям, выдержанная в холодных зеленых тонах брошь "Стрекоза". В изысканном изделии Р.Ж. Лалик вновь создает образ прекрасной женщины-стрекозы. Ее торс словно вырастает из длинной вертикали хвоста, который ассоциируется с облегающими женскими туалетами эпохи модерна. Украшение выполнено из золота, эмали, хризопраза и бриллиантов.

Начиная с 1896 года, мастер на своих изделиях гравировал автограф: "Lalique". Изделия, созданные по его проектам, приобретают не только частные лица, крупные коллекционеры, но и музеи разных стран мира, достоянием которых они остаются и сегодня. В 1902 году агенты петербургского Училища технического рисования барона Л.К. Штиглица приобрели у Лалика 5 работ за 4500 франков. В собственности училища произведения французского мастера находились на протяжении двадцати одного года. А в 1923 году эти вещи перешли в собрание Государственного Эрмитажа.

Среди экспонатов крупнейшего российского музея - знаменитая подвеска 1900–1901 годов "Клубок змей" из золота и выемчатой опаловой эмали. Надо отметить, что к игре опаловых оттенков Р.Ж. Лалик испытывал особое пристрастие на протяжении всей жизни. В прославленной эрмитажной коллекции находится стопа желтого стекла в серебряной оправе, чеканенной листьями и цветами чертополоха - повторение стопы из Лиссабонского музея.

В 1956 году в собрание Эрмитажа поступила хранившаяся до войны в Александровском дворце Царского Села камышовая трость с серебряным набалдашником, украшенная золотой фигуркой изящной девушки-стрекозы, вероятно, принадлежавшая до революции кому-то из членов царской семьи. По имеющимся данным, трость также была выполнена французским ювелиром.

В 1904 году Р.Ж. Лалик увлекся художественным стеклом. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм - круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р.Ж. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

Р.Ж. Лалик. Стопа. Париж. 1902. Серебро, стекло; литье, чеканка. Высота 16,0 см, диаметр 9,0 см. Поступила из Первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица) в 1924 г.

В коллекции Государственного Эрмитажа в Петербурге есть брошь, созданная в 1903–1905-х годах, со вставкой голубого стекла, под которое подложена фольга, усиливающая игру света и тени. Простая металлическая оправа делает ее образцом недорогого украшения того времени.

В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов. С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.

Прижизненная слава Р.Ж. Лалика была велика. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ему присудили Гран-при и наградили орденом Почетного Легиона. Работы парижского ювелира входили в экспозиции многих стран Европы. На Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон.

Фирма Lalique продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и даже…. незабываемые ароматы духов.

(1860-04-06 ) Мать Olympe Lalique [d] Супруга Alice Ledru [d] и Мари Ламберт [d] Дети Marc Lalique [d] , Suzanne Lalique-Haviland [d] , Georgette-Renée Lalique [d] , René-Claude Le Mesnil [d] , Raymond Lalique [d] и Renée Georgette Lalique [d]

Биография

Приобрел популярность как автор ювелирных украшений и аксессуаров. Для своего времени Лалик выделялся использованием, помимо драгоценных металлов и камней, поделочных камней и природных материалов - опал, яшма, лунный камень, коралл, рог, кость. Создавал эксклюзивные украшения для актрисы Сары Бернар .

Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода - в Винжен-сюр-Модере (Эльзас) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика - вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) - Кризи (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом . Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность (некит лалик) произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

29.06.2017

Стеклянные бусы – безделушка, способная удивить лишь дикарей. Но все меняется, если эти бусы сделаны французским ювелирным домом Lalique. Музеи мира выстраиваются в очередь, чтобы показать украшение на выставках. Селебритис тратят миллионы, мечтая заполучить его в свои коллекции. В чем же дело?

Для светской дамы XIX века было немыслимо появиться в обществе без бриллиантов – в колье, кольцах, серьгах, подвесках, диадемах. Чем больше бриллиантов, тем интереснее позиционировалась дама. Разбавлять бриллианты разрешалось, к примеру, изумрудами и сапфирами. И, конечно, побольше золота.

Можно себе представить возмущение общественности, когда некто Рене Лалик – молодой ювелир из Парижа – всерьез начал изготавливать украшения неизвестно из чего! Какие-то полудрагоценные камни, дешевый перламутр, слоновая кость, рог, непонятные металлические сплавы, стекло. Да и сами изделия выглядели странно: кулоны и броши в виде бабочек, стрекоз, змей и лягушек, полуобнаженных барышень с прозрачными крыльями, а также ящериц, павлинов, ласточек и прочей живности. Ну какая великосветская львица добровольно посадит себе на голову… паучка или лягушонка? Между тем на такой рискованный для репутации шаг ювелир пошел сознательно.

Рене Лалик родился в 1860 году в провинции Шампань. Родители – виноторговец и портниха – сумели дать юноше хорошее образование. За его плечами – престижная Высшая национальная школа декоративного искусства в Париже (Ecole des arts decoratifs), Колледж искусств Сиденхама в Лондоне.

Рене был прекрасным рисовальщиком, получал за свое мастерство высокие награды. Закончив обучение в возрасте 20 лет, стал брать частные заказы – придумывал дизайн обоев, внештатно трудился в нескольких ювелирных компаниях. Все бы хорошо, но Лалика не вполне устраивала тогдашняя концепция, доминировавшая в ювелирном искусстве: бриллианты должны быть крупными, и их должно быть много. Эстету и выдумщику Лалику было скучно работать с большими драгоценными камнями: они казались ему грубыми.

В 1885 году Лалик открыл первую студию и стал творить в свое удовольствие. Экспериментировал с эмалями и металлами, создавал удивительные формы, сочетал разные фактуры. Бриллианты у него соседствовали с янтарем, золото с лунным камнем, стекло с древесиной. Бабочки и стрекозы, казалось, сейчас взлетят, птицы запоют. Наряду с насекомыми и цветами, в украшениях Лалика возникали изображения чертополоха, мха, грубых древесных корней, еловых лап с шишками.

Брошь-кулон с изображением Алисы Ледрю, жены Рене Лалика. 1900 г.

Но основной лейтмотив его творчества – юные красавицы в томных и страстных позах. Лалик украшал их образами броши и вазы, флаконы для духов и гребни, мебель и даже фигурки на автомобильных радиаторах.

Как в 1925 году Рене Лалик сказал французскому искусствоведу Максимилиану Готье, бравшему у него интервью: «Женщины и природа – мой главный источник вдохновения».

«Люди над вами потешаться будут»

1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.

Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.

У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.

Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.

Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.

Эксцентричная муза

Перелом в судьбе художника, когда его буквально накрыло славой, случился в 1889 году, во время Всемирной выставки в Париже (той самой, для которой была построена Эйфелева башня). Украшения Лалика заметила Сара Бернар – именитая актриса так впечатлилась, что купила все оптом. Лучшего рекламного хода придумать было нельзя. Бернар всегда была на виду. Гениальная актриса любила щекотать публике нервы - и своим внешним видом, и экстравагантной личной жизнью. Теперь все это она делала в изящных украшениях, созданных Лаликом. Сара стала главной клиенткой его ювелирной студии.

Встреча с Сарой Бернар оказалась для ювелира судьбоносной. Это был тандем двух эксцентриков. Рене Лалик делал для Бернар роскошные «ошейники», массивные серьги, диадемы и сценическую бижутерию. Одна из самых известных работ, посвященных актрисе – брошь «Женщина-стрекоза» (Dragonfly), в которой женская красота подана как нечто прекрасное и опасное. У женщины-стрекозы, как будто дремлющей в ожидании жертвы, прозрачные невесомые крылья, инкрустированные драгоценными камнями, и массивные золотые когти. С учетом большого размера броши (23 х 26,5 см) крылья крепились на миниатюрных шарнирах и могли двигаться.

Рене Лалик. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза». 1897–1898 г.

В этом была некоторая извращенность – украшать женские наряды гадами и насекомыми. Но таковы были требования ар-нуво: жизнь кокетничала со смертью, красота любила уродство. Образы художников той эпохи часто совпадали. Неслучайно женщины-насекомые в работах Рене Лалика так похожи на утомленных красоток Густава Климта. Ювелирные изделия тогда вообще воспринимались как своего рода живописные картины, только написанные не маслом на холсте, а изумрудами на золоте. Или на стекле, как в случае с Лаликом.

Кстати, еще одним любимым дизайнером украшений Сары Бернар был чешский художник Альфонс Муха. Он не только рисовал для актрисы афиши, но и создавал эскизы украшений, которые затем воплощал в жизнь ювелир Жорж Фуке – главный соперник Рене Лалика.

Стрекоза на груди

В 1897 году после участия во Всемирной выставке в Брюсселе Лалик был награжден орденом Почетного Легиона. А через три года, в 1900-м, его стенд на Всемирной выставке в Париже (самой грандиозной в истории человечества; ее посетило 48 млн человек) произвел фурор. Этот стенд Лалик проектировал лично. Кованая решетка из нагих женщин-бабочек служила оградой. Внутри – самое лучшее из того, что создал мастер: эмали, бриллианты неправильной формы, бронзовые кубки, серебро, стекло, гребни, жуки и стрекозы.

Эскиз пекторали «Скарабей с распростертыми крыльями». 1898 г.

Лалик стал главным ювелиром ар-нуво и одним из самых смелых новаторов века. Его заказчиками были августейшие особы – и в их числе русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. Женщины сходили с ума от его украшений. Мода стремительно менялась, ради Лалика увеличивали декольте: женщинам хотелось подчеркнуть красоту груди, на которой красовалась стрекоза.

Облака – это стекло

Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!

Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним - «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.

Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.

Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».

Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.

Лалик - властелин стекла/ Lalique. L"Homme de verre
Документальный фильм (Франция, 2004)
Режисёры: Алекси Лорка, Клод Тере.

Рене Лалик – великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла – принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.


Рене Лалик (Rene Lalique)

О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Разносторонность его таланта поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия. Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства. Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Наверное, хрупкость и сияние – вот два наиболее распространенных слова, которые вот уже много лет используют романтики, поэты и Кутюрье для того, чтобы описать образ той или иной шикарной женщины. Видимо, поэтому женщины так тянутся к ювелирным украшениям из драгоценных камней, которые блеском своих отточенных граней еще больше подчеркивают эти два вечных качества красоты. Но есть в нашем мире кое-что, что женщины со вкусом ставят даже выше драгоценностей. Неудивительно, это – Lalique.

Жил в конце XIX века в Париже молоденький подмастерье ювелира с искусными руками и смелой романтической фантазией. Его звали Рене Лалик, и он стал основателем династии, чьи ювелирные изделия сегодня котируются наравне с произведениями искусства и стоят на аукционах почти столько же, а порой и больше. Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла. Мода действительно всесильна…


Рене Лалик

Еще будучи совсем неизвестным паренек приносил свои эскизы уже находившимся в те годы в зените славы Картье и Бушерону, они охотно скупали их за бесценок и выпускали на их основе свои новые модели. Было в рисунках молодого человека какая-то удивительная тонкость стиля, граничащая с дерзостью и наивностью – то неуловимое чувство времени и природы женской загадки, которое и заставляет модниц всех времен желать того, кто им это предложит. Именитые мастера поначалу скрывали имя истинного автора чудесных украшений, однако так долго продолжаться не могло, вскоре он открывает собственный небольшой бутик в центре города и моментально становится любимцем равно как светских красавиц и аристократок, так и очаровательных субреток и львиц полусвета. Шикарные bijous Лалика завоевывают девичьи сердца, становясь знаком вкуса, шарма и избранности: Рене Лалик просто физически не мог обеспечить своими произведениями всех желающих, да и не особенно стремился к этому.


Рисунок подвески "Собаки и змеи в листве". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок украшения для корсажа "Гротески". Париж, около 1894-1896 гг.


Рисунок подвески "Лес". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок бабочки "Большой ночной павлин". Париж, около 1906-1907 гг.


Рисунок гребня "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг.


Гребень "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг. Рог, золото, эмаль.


Подвеска "Ели". Париж, 1900-1902 гг.Золото, эмаль, стекло.

Лалик умело сочетал в своих работах и поэзию модных тогда Верлена и Рембо, и взлетевшую популярность стиля Art nouveaux, и даже возникшую в Европе моду на японское созерцание природы – его броши и кулоны, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в тонкокрылых стрекоз, изящных рыбок, загадочных лягушек и невесомых бабочек. При этом в вещицах от Лалика непостижимым образом переплетаются чувственность и целомудренность. Любая женщина, независимо от сословия, одевая даже самую простую заколку, сделанную руками романтика Рене Лалика, становилась Красавицей. Париж упал к ногам мечтателя.


Колье. Париж, около 1900 г. Золото, эмаль, австралийские опалы, сибирские аметисты.

Он же пошел дальше. В поисках все новых секретов Прекрасного, он невозмутимо ломал стереотипы моды и ювелирного дела. Он осмелился оправлять в золото простое стекло! Он рискует соединять такие материалы, как жемчуг, кость, яшму и эмали! Это неслыханно! Но … это Великолепно!
Он совершил настоящую революцию в Haute-Joallerie. Матерые ювелиры только разводили руками и недоумевали, но не могли не признать его успеха – на Всемирной парижской выставке 1900 года он получает сразу две высших награды Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона. Его представление о красоте напоминало самый французский из всех напитков – шампанское – легкость, прозрачность, игривость, праздничность. Недаром, это любимый напиток женщин. Лалик всегда идеально чувствовал женщин – он подарил им удлиненные тонкие линии своих украшений, прозрачные, словно дрожащие на легком парижском ветру. Словно сами парижанки, легко и стремительно фланирующие по набережным своей любимой Сены.


Брошь "Анютины глазки". Париж, около 1903-1904 гг. Стекло, золото, бриллианты, эмаль.


Брошь "Павлин". Золото, эмаль, лунные камни. 1897-1898 гг.


Брошь "Сосновые ветви". Серебро, эмаль, резной камень. 1898-1900 гг.


Брошь-подвеска "Четыре стрекозы".


Подвеска "Клубок змей". Париж, 1901 г. Золото, жемчуг, эмаль.


Подвеска "Лес". Париж, около 1899-1900 гг. Золото, эмаль, стекло, барочная жемчужина.


Подвеска "Павлины". Париж, около 1902-1903 гг. Золото, эмаль, опал.


Пряжка на пояс "Мак Алисы Ледрю". Париж, около 1894-1895 гг. Серебро, эмаль.


Диадема "Орхидея Каттлея". Париж, 1903-1904. Слоновая кость, рог, золото, бриллианты, витражная эмаль, резьба


Кулон "Анемон". Золото, эмаль, слоновая кость. 1900-1902гг.


Кулон "Зимний пейзаж". Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899-1900 гг.


Кулон "Принцесса Лойнтэйн". Золото, эмаль, бриллианты, аметист. 1898-1899гг.


Ожерелье La Princesse Au Sabbat. Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899 г.


Украшение для корсажа "Жасмин". Париж, 1899-1901 гг.Золото, стекло, бриллианты, эмаль.

Его стремительно начинают копировать, это признак настоящего успеха. Его слава у всех на устах, он получает заказы от всех королевских дворов Европы, от музеев, от знаменитых коллекционеров. Казалось бы, это пик. Но мечтатели не любят останавливаться на достигнутом, не правда ли?


Почему Лалик решил заняться именно хрусталем и стеклом? Есть красивая легенда, объясняющая страсть мастера к этим материалам. Говорят, в детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - это облака. Он видел их трансформации, их образность, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить красоту облаков. Это был хрусталь.

У него появляется новая страсть – стекло. Он сосредоточил все свое внимание именно на нем, окончательно отказавшись от использования драгоценных камней в пользу этого почти алхимического, завораживающего материала, податливого, твердого и хрупкого попеременно. Парижанки решили, что это катастрофа. Но Рене быстро успокоил их, обещая, что его новые модели будут обладать не меньшим шиком, чем прежние. И они поверили, разве можно не верить волшебнику? В 1912 году он устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали. Но Лалик быстро успокоил своих поклонниц, разработав и выпустив совместно со своим приятелем Франсуа Коти серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Столица мировой моды вновь потеряла голову, обретя своего кумира в новом качестве. Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты – и мир наполнился новыми шедеврами; каждый из них мгновенно становился раритетом. Кстати, в наши дни эксклюзивное право на уникальное стекло от Дома Lalique имеет только Nina Ricci, в частности, в таком флаконе выпускается аромат L"air du temps. В 1922 году Лалик приобретает завод по производству изделий стекла и осваивает навыки фабриканта.


Трансформация флакона знаменитых духов L"air du temps с 1948 до наших дней


Ваза "Большой шар из плюща"

И снова необычный поворот: беспокойный мечтатель хотел идти в ногу со временем. Точнее, мчаться. Став ценителем и знатоком прекрасных женщин, он, как настоящий мужчина, сумел разглядеть и красоту автомобилей. Снова дерзкий и небывалый проект: он решил производить украшения для авто!

Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум.


Маскот "Cinq Chevaux", 1925


Маскот "Victoire", 1928

К Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 году Рене Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан "Родники Франции", украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля "Нормандия", отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, – сегодня это музей Тейен в Токио. Авторитетный в то время знаток декоративного искусства Калуст Гюльбекян очень точно определил тогда искусство Рене Лалика: "он сегодня творит для элиты будущего". Между прочим, сам Гюльбекян собрал в Лиссабоне редкие произведения Лалика и создал специальный Фонд, в котором до сих пор действует постоянная экспозиция.


Фрагмент отделки вагона-ресторана поезда "Orient Express"


Ресторан трансатлантического лайнера "Нормандия" - отделка Лалика


Стол из стекла работы Лалика, 1935


Архитектурные проекты Рене Лалика также способствовали его успеху. Его четкое понимание равновесия и гармонии в сочетании с высоким мастерством в работе со стеклом позволяли ему осуществлять монументальные проекты.
Его первые работы в этой сфере датируются 1902г. В это время он занимался обустройством собственного дома в Париже, на улице Кур ла Рен (Cours La Reine), 40 - сегодня это улица Кур Альбер Премье (Cours Albert Premier),построенного архитектором Феном (Feine). Одним из главных элементов декора стала входная дверь, составленная из резных стеклянных плит, на которых были изображены еловые ветви - напоминание об аллеях в имении Лалика в Клэрфонтене. В холле располагалась еще одна дверь, также из резных стеклянных плит с изображением атлетов.

Как это часто бывает с настоящими мастерами, его искусство продолжило жить и после смерти самого Рене Лалика в 1945 году. Дело отца продолжил сын Марк, не менее талантливый. Достойный продолжатель традиций своего гениального отца, он отдавал предпочтение хрусталю, полюбив его за особый звон и прочность. Знаменитая "Голова коня" работы Марка стала символом минимализма 50-х. Он ввел в семейный бизнес новые технологии. Только когда хрусталь окончательно остынет, обязательно при комнатной температуре и не раньше чем через 200 часов можно приступить к окончательному шлифованию, обтачиванию и полировке изделий. А чтобы придать украшениям фирменный цвет "antinea" требуется несколько сложных технологических операций, которые в результате дают невероятное сочетание переливающихся зеленых оттенков. Забавно, что достигается это всего лишь путем добавления в расплавленную стеклянную массу костной муки.Так или иначе, вещицы от Lalique засверкали новыми гранями, одна из которых – гарантия суперкачества. Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную. Если хоть один пузырек воздуха будет замечен в прозрачной массе, готовое изделие безжалостно разбивают. Надо сказать, что профессии стеклодува и шлифовальщика, как и в семье основателя династии, здесь передаются по наследству.


"Голова коня". Дизайн Марка Лалика, 1953

Марка Лалика сменила, в свою очередь, в 1977 году его дочь, Мари-Клод. Она стала главным художником семейного предприятия и предложила возобновить подзабытые линии, разработанные своим великим дедом. Она создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса, а в 1992 году состоялась презентация первых собственных духов Lalique de Lalique, а затем и Nilang de Lalique – естественно в оригинальных хрустальных флаконах. Благодаря Мари-Клер в Доме появился уникальный хрустальный зоопарк bestiaire или "сказки живого мира".


Мари-Клод Лалик


Шелковые платки Lalique

Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не меньше трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. Многие модели создаются лимитированными сериями в 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается - в каталогах фирмы так и пишут: "тема исчерпана". Такую модель можно купить разве что на аукционах.

Lalique сегодня - это не только забавные декоративные вещицы, но еще и бокалы, графины, стильные столовые приборы, изящные и удобные флаконы для ванной, хьюмидоры для дорогих сигар, пепельницы, подставки для книг, вазы, кубки – все это доставляет наслаждение одним только своим видом, не говоря о продуманной функциональности. В 2000-м году Lalique впервые выпустил наручные часы: ремешек из крокодиловой кожи, с украшениями из хрусталя и механизмом одного из старейших часовых домов Швейцарии. И в этом нет ничего удивительного: логичный шаг, продолжая желание Рене Лалика постоянно двигаться вперед и осваивать новые области. Тем более, что искусство этого ювелира-романтика, разгадавшего секрет Прекрасного, продолжает оставаться свежим и актуальным, время над ним не властно...

Известный московский декоратор Ирина Алексина поделилась своими впечатлениями о посещении виллы Рене Лалик и одноименного музея с интерьерным Журналом Casa Ricca.

Эстетическая вселенная Рене Лалика настолько необъятна и экстраординарна, насколько и талантлива. Его имя в мировом ювелирном искусстве фактически отождествляется со стилем ар-нуво, а его работы являются эталонными образцами.

Лалик был уникальным и фантастически успешным ювелирным художником и, безусловно, легендарным мастером стекольных дел. Имя этого человека в истории мирового ювелирного искусства находится в одном ряду с именами таких всемирно известных мастеров как К. Фаберже, Ф. Бушерон, Л.-Ф. Картье, Л. Тиффани. Сара Бернар выступала в драгоценных украшениях, созданных для неё Лаликом, вызывая неизменное восхищение публики. У Рене Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Фёдоровна и многие другие представители русской и европейской аристократии.

Рене Лалик (1860 – 1945).

Эскиз к первым украшениям, созданным в духе античности и японизма.

Изысканность и утончённость его стиля, новизна используемых материалов раскрывает философию Лалика – «Лучше искать красоту, чем выставлять напоказ роскошь».

Будучи революционером ювелирного искусства, мастер сочетал неканонические ювелирные материалы: драгоценные камни, золото, платину с эмалью, стеклом, рогами животных и так далее. При этом он был необычайно успешным бизнесменом, создавая и осваивая новые ниши массового производства предметов роскоши. Начиная с 1896 года, Лалик персонифицирует свои изделия изящной гравировкой “Lalique”, которая наносится и по сей день на продукцию фабрики вручную.

В 1905 году художник после заключения контракта с «Коти» начинает разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов.

После смерти жены Лалик фактически полностью переключается на стекло. Здесь ему так же, как и в ювелирных украшениях суждено стать выдающимся дизайнером. Полностью посвятив себя стеклу, Лалик создаёт изумительной красоты вещи: скульптуры, часы, шкатулки, флаконы, аксессуары для автомобилей, занимается оформлением общественных и жилых помещений, декорированием ресторанов, интерьеров самых современных и фешенебельный транспортных средств таких, как знаменитый поезд «Восточный экспресс», лайнер «Нормандия » и, конечно, мастер создаёт свои знаменитые вазы, лампы, мебель. Успех был сенсационным. Лалик просто фонтанировал идеями, удивляя публику и экспертов.

Лайнер «Нормандия», поезд «Лазурный берег - Пульман экспресс»

Он постоянно учился, экспериментировал, постигал новое и создавал своё. Его знаменитый рецепт опалесцентного стекла является «секретом фирмы» и сегодня. Мастерски исполненные изделия завораживают, магически притягивая взгляд. Лучшие музеи мира и самые взыскательные клиенты были счастливы иметь в своих коллекциях его работы, отражающие феноменальное преображение материала. Это было воплощение роскоши нового типа – художественной.

Прижизненное признание мастера в профессиональной сфере было грандиозным: широкая известность после Всемирной выставки в Париже , объявление Лалика лучшим ювелиром Франции, награждение орденом Почетного легиона – являются примерами общественного успеха.

У Лалика существовало концептуальное правило, отражающееся в любых его работах – это правило 3-х F – «Femme, Faune, Flora» - «Женщина, фауна, флора» . Замечательно, что новые коллекции современного дома Lalique демонстрируют преемственность этих принципов эстетики.

В начале 1920 годов Лалик поселился в Эльзаском регионе в Винген-Сюр-Модер, где хрустальное и стекольное производство имеют вековые традиции. Там расположены его завод и знаменитая вилла, которая сейчас отреставрирована и преобразована в фешенебельный отель с 6 номерами , декорированными элегантной мебелью и аксессуарами, производимыми компанией Lalique, продолжающей успешно развивать традиции великого мастера.

Вилла Лалик в Вингене

И когда мне выпала счастливая возможность посетить музей и виллу Лалика в Вингене, то я с удовольствием там побывала. Чудесным солнечным сентябрьским днём казалось, что сама природа вокруг дышит спокойствием и безмятежностью, такое же ощущение умиротворения и покоя в сочетании с самым изысканным комфортом создавал интерьер виллы. Дизайнеры дома Lalique Леди Тина Грин и Пьетро Мингарелли бережно провели реконструкцию фасада фахверкого дома в эльзаском стиле с черепичной крышей, сохранив очарование этой загородной виллы.

Атмосферу аутентичности создают аксессуары и графические работы, эскизы Лалика, образ завершают семейные фотографии.


Интерьер сьюта на вилле Lalique

Дизайнеры Lalique Maison , вдохновленные эстетикой мэтра, создали мебель, в которой отражаются традиции эстетики Лалика. Они сделали это так эффектно и органично, что интерьер получился элегантным и совсем не старомодным, а, наоборот, выглядит цело и свежо. Орнаменты, придуманные Лаликом, перешли на лампы, текстиль, мебель.

Музей Lalique

Двери музея открылись совсем недавно - в 2011 году в Вингене, где в 1921 году Рене основал свой завод. Музей был спроектирован бюро французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта . В экспозиции представлены вещи из коллекций внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина предприятия швейцарского бизнесмена Сильвио Денца .

Музей Lalique

Экспозиция музея разделена по разделам: ювелирное искусство, парфюмерия, выставки, жилые и общественные интерьеры. В ней, например, воссозданы интерьеры поезда «Лазурный берег - Пульман экспресс» и представлено множество фотографий.

Также демонстрируются фильмы о творческом пути Рене Лалика и о современном производственном процессе. Виден весь процесс эволюции изделия – от создания эскиза, макета и формы до отлива, шлифовки, декорирования, приёмки и нанесения логотипа. Каждое изделие проделывает этот многодневный путь – от расплавленной хрустальной массы, изящно называемой мёдом, до завершенного, сверкающего произведения искусства.

LALIQUE René, Broche Fée, vers 1897-98. LALIQUE René, Pendentif Guêpes et prunus, vers 1904.

LALIQUE Marc, Motif Deux Poissons, 1953

Обновление коллекций происходит каждый сезон, и последняя коллекция демонстрирует это утверждение. Так для коллекции Chrystal Architecture работает целый ряд известных архитекторов, например, ныне покойная Заха Хадид создала изумительные по своей пластике вазы.

Вазы Lalique, дизайн Заха Хадид

Сегодня компания динамично развивается, удивляя спектром новых коллабораций: сотрудничество с российским брендом Beluga привело к созданию уникального декантера.

Запущен благотворительный проект с Элтоном Джоном , появилась серия художественных панно с Демьяном Хёрстом , хрусталем Lalique была украшена специальная модель рояля Steinway .

Если вы любите утонченную роскошь, отправляйтесь в путешествие в Винген, отдохните на вилле Lalique и окунитесь в настоящее искусство, посетив одноименный музей.

Текст: Ирина Алексина (декоратор)

Фотоматериалы: lalique.com

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....