Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Римские праздники

3,707 просмотрели

Весенний Рим сияет солнечными днями, манит гостей благоуханием парков и тайнами древних памятников. Особенно упоительна столица в День Города (Natale di Roma), который принято праздновать 21 апреля . Черед увлекательных торжеств начинается за 3 дня до заветной даты и кружит в красочном калейдоскопе Вечный город.

Источников, достоверно повествующих о временах зарождения Рима сейчас не найти. Основная легенда гласит, что сыновья латинской царевны Реи и могущественного бога Марса, - Ромул (лат. Romulus) и Рем (лат. Remus) основали небольшое поселение на Палатинском холме (Palatino) в 753 году до н.э.

Различные системы летоисчисления и неточности в летописях не позволяют точно определить дату появления Вечного города. Однако официальным Днем рождения Рима принято считать именно 21 апреля.

В античные времена День Города регулярно отмечался в качестве весеннего праздника. Затем, в руинах Римской империи были погребены многие традиции. Вновь свой день обрела столица Италии лишь в 19 веке после Объединения.

Во время Второй мировой войны торжества также были под запретом. Лишь после 1945 года Рим окончательно закрепил право на собственный День рождения.

Традиции

Богиня Рима (Dea Roma)


Одной из славных традиций празднования Дня Города является конкурс девичьей красоты на звание «Богини Рима» . В 2019 году состоится 19-е по счету явление итальянских богинь. Главное условие состязания: молодость, обаяние и гармоничное воплощение образа жительницы Олимпа.

Победительница конкурса в 2018 г. - обворожительная Элеонора Пинка (Eleanor Pinca) возглавит парад, торжественно шествующий по Via dei Fori Imperiali 19 апреля. Также новоиспеченная богиня примет активное участие в постановках, иллюстрирующих Древний Рим и его традиции, в рамках празднования Палилы (Palila).

Исторический парад


Центральное место в празднованиях занимает исторический парад, в котором принимают участие сотни людей, одетые по моде Древнего Рима. Представители клубов, занимающихся реконструкцией исторических событий, из различных уголков Европы и Италии, а также энтузиасты великой империи, облачаются в красные робы, доспехи легионеров, тоги патрициев и устраивают зрелищный ход.

Все действо оканчивается сценками из истории Империи и гладиаторскими боями в (лат. Circus Maximus). В почете выступления мастеров школы гладиаторов , расположенной в Риме, которая была основана еще в 1994 году.

Еда, бесплатный вход в музеи, достопримечательности

Перевоплотившихся весталок, римских воинов, гладиаторов, остготов, норманнов, а также многочисленных зрителей принято потчевать простой . Наиболее любопытны — сытные блюда из телятины и свинины, сырные похлебки, рис под заливкой из пармезана и .

Приятным бонусом к всеобщему веселью служит тот факт, что 21 апреля гости столицы смогут посетить большинство музеев в Риме абсолютно бесплатно!

Обязательными к посещению пунктами весеннего торжества являются популярнейшие достопримечательности столицы: (Colosseo), (Piazza di Spagna), (Fontana di Trevi), (Forum Romanum).

Феномен Пантеона


Любители загадок и чудес обязательно заглянут 21 апреля в (Pantheon). Старинный храм наделен интересной особенностью: единственный источник естественного света - это круглое окошко Окулус (лат. Oculus) на самой вершине купола. Именно в День рождения Рима, ровно в полдень, луч солнца попадает ровно на вход Пантеона.


Древние римляне считали, что боги, таким образом, призывают императора войти в храм и наделяют его властью. Минули тысячелетия, а столп света, падающий с небес на центральный вход античного храма, производит мощнейшее впечатление неземной благодати.

Программа Дня Города Рима в 2019 году

Свои 2769-е именины Вечный город будет праздновать законные 3 дня:

Четверг, 21 апреля

  • В 10:00 состоится церемония открытия празднования Дня Рима в Большом цирке, ознаменованная зажжением торжественного огня.
  • В 11:00 от стен Большого цирка стартует грандиозное историческое шествие, которое к полудню завершится у Римского форума.
  • С 15:00 до 18:00 выступление групп исторической реконструкции в Большом цирке.

Пятница, 22 апреля

  • В течение дня будут происходить культурные мероприятия в залах Капитолийского дворца (Palazzo del Campidoglio), расположенного на

Квинкватрии (лат. Quinquatrus или лат. quinquatria )- Древнем Риме праздник в честь Марса и особенно Минервы, с 19 по 23 марта. Ложно понятое название праздника, означающее собственно пятый день после ид, привело впоследствии к тому, что праздник в честь Минервы справлялся пять дней сряду. В нём принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, всякого рода ремесленники и художники, врачи и поэты.

В июне цех флейтщиц праздновал в честь богини в течение трёх дней малые Квинкватрии (quinquatria minores или quinquatria minusculae ).

Консуалии (латHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA". Consuales Ludi, Consualia ) - древнеримские празднества и игры в честь бога Конса.

По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах . Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.

Лему́рии (лат. Lemuria ), лемура́лии (Lemuralia ) - праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами.

Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких ». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ.Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.



Существовали разные формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины - народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарь изобиловал праздниками. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения.

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили - и это поверье живо до сих пор, – что каким будет новый год, таким будет и весь год.

Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.

В феврале-месяце ритуальных очищений – справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздник пастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечного города – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственным праздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италии чтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весенних сельских праздников.

Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.

К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные Севиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступали шесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны и другие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Под 216г.до н.э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».

В 212 или 211г. до н.э, когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конные выступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили и спектакли.

В 204г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегалезийские игры (с греческого «мегаэл» - великая). Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богини победы, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк на представления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не только на цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.были представлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса», «Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». При императорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в. н.э.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.


Заключение

Новым традициям, обрядам и праздникам как важному средству коммунистического воспитания культурной жизни общества и посвящена моя работа. Не было цели осветить теоретические аспекты проблемы. Здесь присутствовала иная задача - рассказать теорию и показать практический опыт работы по внедрению в быт людей новых праздников, обрядов, традиций, ритуалов и церемоний.

Понятия обряд, ритуал, обычай, церемония, традиция продолжают жить и в современном мире, многие не устарели и остались теми же, а некоторые видоизменились. Они приобрели какие-то свои новые качества, которые их сделали понятнее для современного человека.

За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были небольшого формата – размером в развернутый печатный лист. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху или снизу картины.


Список использованной литературы:

1.Большая Советская Энциклопедия.

2.Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.,"Просвещение",1975.

3.Бузескул В.П.Открытия в области истории Древнего мира, С.,"Академия",1923.

4.Генкин Д.М.Массовые праздники., М.,"Просвещение",1975.

5.Ильинская Л.С.Античность: Краткий энциклопедический справочник,М.,1999.

6.Марьянов Б.Праздники, обряды, традиции. М.,"Молодая гвардия",1976.

7.Массовые празднества сборник Комитета социологического изучения искусств Л,1926.

8.Роберт Ж.И.Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений,М.,2006.

9.Суханов И.В.Обычаи, традиции и преемственность поколений.

10.Страничка из истории народных зрелищ.(В Древнем Риме),Вестник театра,1920.

11.Сергеенко М.Е.Жизнь в Древнем Риме, С.,"Журнал Нева",2000.

12.Словарь античности,М.,1994.

13.Театрализованные праздники и зрелища, М.,"Искусство",1976.

14.Ходасевич Валентина. Массовые действа, зрелища и праздники,М.,1933.

В древности верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и так далее. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Бахусу, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть их жизни. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней. Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II века до нашей эры государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали друг другу счастья и благосклонности богов.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников


Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии — празднества, посвященные богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (лат. «lupus»), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.

Луперкалии. Рисунок Адама Эльсхаймера

Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры. Пастухи и сельская молодежь, соревнуясь, устраивали веселые игры, состязались, кто удачнее прыгнет через костер. Обычай этот долго существовал у других народов.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.


«Сатурналии» Эрнесто Бьонди. Бронзовая копия 1909 года

По преданию, Сатурн стал царем в Лацие, и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В «золотой век» (лат. «aurea aetas») не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях им прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Зажжение их было жертвоприношением богу. В эти дни обязательно следовало дарить подарки. Существовали даже своего рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, «ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши, немедленно прочесть», — писал великий сатирик античности Лукиан.


Греки тоже устраивали праздники в честь богов, чтобы умилостивить их и убедить выполнить желания людей. Самым главным праздником в Афинах были Великие Панафинеи, проводимые в честь покровительницы города, мудрой воительницы Афины Паллады. Афину граждане почитали за то, что она подарила им оливковое дерево.


Бегуны — участники Панафиней. Ваза, ок. 530 года до нашей эры

Праздник длился пять дней. Его вершиной было шествие от городских ворот к месту на Афинском Акрополе, где находилось святилище богини. Там Афине приносили в дар новое платье из тончайшей ткани, изготовленное женщинами. Его везли, вывесив на мачте священного корабля, поставленного на колеса, чтобы все видели, какой наряд приготовили афиняне своей покровительнице. В торжественном шествии участвовали все жители города: старики несли оливковые ветви, молодые мужчины вели сто быков, которых приносили в жертву, девушки несли корзины с драгоценными сосудами. Процессия заканчивалась общим праздничным пиром.
Помимо праздников в честь богов, греки устраивали также общегосударственные торжества в память какого-либо выдающегося события, например, День освобождения в честь победы над персами при Платеях.

Самым главным праздником древних греков были Великие Панафинеи


Очень популярными у греков были спортивные состязания. Главными соревнованиями были Олимпийские игры. Игры начались в 776 году до нашей эры и проводились каждые четыре года. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу и проходили в Олимпии. К участию в них допускались только граждане Афин, а женщины не имели права находиться даже среди зрителей.

Во время проведения Олимпийских игр во всех греческих государствах прекращались войны. Участники будущих состязаний приезжали на месяц раньше, чтобы ознакомиться с местностью. Игры начинались с жертвоприношений Зевсу, на алтаре спортсмены давали клятву соревноваться честно.


Древнегреческая ваза. Три вида пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка

Поначалу в программу соревнований был включен только бег. В 708 году до нашей эры на Олимпийских играх было введено пятиборье — пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, метания диска, метания копья и борьбы. Греки прыгали в высоту и в длину, позже появились кулачный бой, состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей. Наградой для победителя был венок из оливковых ветвей.

Олимпийские игры в древности проводились 293 раза в течение 1170 лет. В 394 году римский император Феодосий I объявил христианство официальной религией и, считая Олимпийские игры языческим развлечением, запретил их.

Лишь в 1896 году благодаря усилиям французского общественного деятеля Пьера де Кубертена и его единомышленников стали снова проводиться Олимпийские игры. Местом проведения I-й Олимпиады стала столица Греции — Афины. С того времени каждые четыре года на алтаре Олимпии зажигают олимпийский огонь, который передают к месту проведения очередной Олимпиады.

Очень популярными у древних греков были спортивные состязания


У древних египтян тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их торжества с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир».


Царица Хатшепсут на празднике Сед

Фараон был не только сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему владыке охватывал всю страну и продолжался 90 дней.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хеб-сед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату — 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если правитель предчувствовал, что его дни сочтены, и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Одним из самых великих и радостных праздниках фараона был Хеб-сед


Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников.
Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет — богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.
Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили их за помощь и просили не оставлять в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья — устраивало пиры, приглашало гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона — Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Праздник Опет начинался с того, что из Карнака — храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народа. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Свои праздники египтяне называли «пьянство» или «опьянение»


Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мина — очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что бог плодородия Мин сидел на своей ступени и принимал приношение — первый сноп нового урожая.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья.

Праздник Мина был не таким всенародным, шумным и веселым, как Опет. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

2.1 Праздники в Древнем Риме

Древнеримские праздники составляли одну из важнейших ролей в жизни римлян. Они отмечали более 50 праздников в году. Многие их традиции сохранявшиеся веками дошли и до наших дней.

Как уже упоминалось, большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности.

Итак, осветим перечень основных праздничных мероприятий римлян на протяжении года.

Народный праздничный календарь (выборочно).

Праздник двуликого бога Януса (1 января), одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее: люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день - все впрок (магия первого дня); к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год; вспоминали сатурнов век, когда не было жажды наживы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила.

Действо ряженых в честь покровителя природы Пана(15 февраля). "Третья заря после ид обнажившихся видит луперков, Фавна двурогого тут священнодействием чтят... Голый бог нагишом бежать слуг своих заставляет".

Поминовение предков(21 февраля), тени которых в эти дни бродят по земле: возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).

Канун первого по римскому счету месяца года - марта(28 февраля), названного в честь бога Марса, сыном которого по одной из легенд был Ромул: устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступление марта; украшали венками друг друга и статуи Марса; возжигали огонь в храме Весты.

Матроналии(1 марта) - Женский праздник в память о поступке сабинянок, предотвративших сражение своих мужей с отцами и братьями из племени сабинов (за год до этого римляне разбойно захватили сабинских женщин): мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин; женской прислуге в этот день давали свободу и равенство (на один день).

Праздник Анны Перенны(15 марта)(по легенде она одурачила домогавшегося ее Марса). День народного гуляния. Люди отправлялись за город, на берегу Тибра устраивали шалаши или укрытия из одежд, пили вино, угощались, потом начинали хороводы и пляски. Девушки пели "зазорные" для Марса шутливые песни.

Либералии. Либер(17 марта) - то же, что Дионис (Вакх) для греков. Главное событие дня -- посвящение юношей во взрослое состояние (они одевают мужскую тогу); пекли либу - медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству); украшали себя венками из плюща; устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.

Мегалезийские игры в честь матери богов Реи(4-6 апреля). Шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотаврами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульптурой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, чтобы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна; вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам мифов о празднуемом событии.

Цереалии. Игры Цереры(12-19 апреля). Это очень слабый отзвук греческих Фесмофорий и Элевсинских игр, хотя они имеют общую мифологическую основу. Церера (она же Деметра) - богиня плодородия. В этот день подносились жертвы богине (соль, полба), осуществлялось сожжение смолистых веток (аромат, а также для освещения пути Деметры в подземом царстве Плутона);

Обрядовую тему Цереалий продолжали Парилии (21 апреля). Здесь встречаются и элементы нашего апрельского Егорьева дня с окуриванием скота, и элементы Троицы из зеленых святок: очищение скота (его прогоняли через дымные, прилитые водой костры из соломы); прыгание через костры; украшение зеленью жилищ; сжигание для очищения земли веток сосны, можжевельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свойством стихии.

Флоралии(с 28 апреля по 3 мая). Праздник растительности и цветения, отчасти - в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются с разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах - цветы, на головах - венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре.

Май - время поминовения предков. "И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век".

Весталии(9 июня). Ничего особенного в этот день не происходило: очистка очага и обновление огня в храме Весты; несли жертвы Весте в чистых тарелках. Веста, пожалуй, единственная из богов, не имевшая скульптурного облика, ибо сущность ее - огонь. Очень интересная цитата из Овидия: "Веста - ведь это Земля: при обеих - очаг негасимый, а и земля и очаг обозначают жилье, Шару подобна земля, лишенному всякой опоры. Только воздух один держит всю тяжесть ее. Круговращением своим сохраняет она равновесие" .

Чтобы не повторяться, перейдем к декабрю, когда праздновались сатурналии, оказавшие влияние на позднейший римский карнавал.

17 декабря в храме Сатурна совершали жертвоприношения и устраивали пиршество. Им руководил избираемый шутейный "царь", обеспечивающий веселье.

18-19 декабря центр празднования "рассыпался" по домам. Омовение (как для нас сходить в баню перед Новым годом), заклание молочного поросенка (потроха предназначались в жертву Сатурну, остальное жарили). Характерно поздравления и подношение подарков, где обязательны были восковые свечи как символ возрождения солнца. Подарками служили также фигурки из теста или глины, которые в канун праздника продавались в лавках Рима. Они служили символами реальных жертв, приносимых ранее богу Сатурну; их, как правило, бросали для Сатурна в Тибр; временное равенство и свобода для рабов; на улицах бродячие актеры без масок и римляне в масках разыгрывали сцены; гладиаторские бои и "охота" в цирках.

2.2 Характеристика основных зрелищ Древнего Рима

зрелище праздник древний рим

В жизни широких масс населения Древнего Рима огромное место занимали различные публичные зрелища: гладиаторские бои, травля животных, триумфальные шествия, театральные представления и др.

Зрелища являются неотъемлемой частью многих праздников римлян. В связи с этим, раскроем сущность каждого из видов зрелищ.

Общественные развлечения и зрелища в Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях.

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.

Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра “голова или корабль” - римский вариант нашей игры “орел или решка”.

Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воздушных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным занятиям взрослых.

Римский театр

Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности.

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми. Со временем зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

Гонки на колесницах

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Гладиаторские бои

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда -- вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) .

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как «превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы» .

Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в «море». Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва «между афинянами и персами».

Откуда же брали «человеческий материал» для гладиаторских боев? Прежде всего - из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он «подарил» провинциям для гладиаторских боев. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать «к мечу» (то есть гладиаторским играм) и «диким зверям». Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов.

В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих «Анналах»), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера.

Триумфы полководцев

Еще одним популярнейшим зрелищем римлян были триумфы полководцев. Триумф мог отмечать только полководец высшего ранга за победы в крупной войне (на суше или на море). Разрешение справлять триумф ему давал каждый раз Сенат (по его личной просьбе). Понятно, что в эпоху империи правом на триумф обладал лишь император, считавшийся во всех битвах, войнах верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля, через весь Рим, по Священной дороге на Капитолий.

Процессию возглавляли сенаторы и магистраты, далее следовали трубачи, везли военные трофеи, несли изображения форсированных рек, взятых городов и т.д. За ними вели разукрашенных жертвенных быков (не менее 120), знатных пленников в цепях или с веревкой на шее. Следом шли полководцы триумфатора с зажженными курильницами. Далее - на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в пурпурной тунике и тоге, осыпанной золотыми листьями, с лавровым венком на голове - ехал сам триумфатор. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Тут же были его сыновья, воспитатели и учителя. Замыкали шествие солдаты победоносных легионов. На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои лавры, совершал закалывание жертв. Затем проводились грандиозные пиршества: один - для знати, другой - для солдат и народа, с раздачей подарков.

Всего в истории Рима было отмечено около 350 триумфов; последним был триумф императора Диоклетиана в 302 г.

В честь побед возводились и великолепные триумфальные арки (до нас дошло около 70).

Отдых - после дел, -говорится в латинской пословице. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Цирковые жанры в древнем Риме

В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую.

Зрелища с участием зверей стали частью игр. Издавна в них демонстрировали дрессированных животных или показывали охоту на диких козлов и антилоп. Потом в цирках появились львы, леопарды, медведи и тигры, с которыми сражались гладиаторы. Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. В промежутках между заездами колесниц выступали джигиты. Нравилась публике и комическая сценка, в которой четырех обезьян, наряженных в костюмы четырех партий цирка, привязывали к необъезженным лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего - Колизей.

Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. По традиции игры начинались с венации, то есть охоты на диких зверей. Число и разнообразие животных в таких охотах были поразительными. Петроний пишет, что однажды в шестидневных играх было убито девять тысяч животных. Здесь показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали, так же демонстрировались олени, дикие кабаны, медведи, быки, антилопы, козероги, шакалы, страусы, журавли, дикие лошади, гиены, леопарды и стадо домашнего скота “для массы”. Участью этих животных была смерть. Их убивали самыми изощренными способами. Управляться с ними было исключительно опасно и рискованно, и для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. Бестиарии дрессировали животных, так же в их функцию входило убийство этих животных, независимо от степени опасности.

И, тем не менее римская толпа хотела более захватывающего зрелища, и организаторам зрелищ было что предложить - сексуальные сношения между женщинами и животными часто показывали под трибунами и такие зрелища демонстрировали время от времени и на арене. Римляне очень любили представления на мифологические сюжеты. Юпитер, царь богов, часто насиловал молодых девушек, принимая облик различных животных, поэтому такие сцены успешно были представлены на арене.

В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. скоморохи, клоуны, карлики, одетые в шутовские костюмы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники.

Зрелищность и ее формы в древнеримской культуре

Франк Коуэл утверждал, что: "Среднестатистический римлянин не был лишен развлечений и увеселений: действительно, большим соблазном большого города была бесконечная последовательность всяческих зрелищ...

Истоки театрального искусства эпохи античности

До средины I в. До н.э. постоянного театра в Риме не было. Игры устраивались на форуме перед храмами. Все сооружения которые воздвигались для театральных игр ломались по их окончанию...

Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

Уже в третьем тысячелетии до нашей эры на одном из островов греческого архипелага - на острове Крит - была создана высокая культура. Именно там археологами открыты первые в истории человечества сооружения...

Прическа в стиле "барокко"

В Древнем Риме парикмахерское искусство длительный период времени не имело собственного направления и находилось под влиянием Греции. Очень популярны были прически из коротких мелко завитых волос. Мужчины носили бороды и усы...

Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте

История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э...

Творческий метод Джованни Пиранези

В 1745 году по предложению Джузеппе Вагнера, венецианского гравера, издателя и торговца гравюрами, Пиранези возвращается в Рим в качестве его торгового представителя и открывает мастерскую на Корсо...

Утонченность флорентийской культуры последней трети 15 в. Сандро Боттичелли

«Призвание Моисея» Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV...

Филиппо Брунеллески и Флоренция: творческая личность в контексте ренессансной культуры

Манетти подробно описывает поездку Филиппо в Рим после неудачи на конкурсе 1401 года. Привожу этот текст с незначительными сокращениями: «Он счел за благо отправиться туда, где есть хорошая скульптура, и поехал в Рим...

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Календарь В средневековой Франции были введены и получили распространение хорошо нам знакомые временные точки отсчета. Начало летосчисления, положенное Рождеством Христовым, 25 декабря первого года, было установлено в 532 г. Дени Ле Пти. Религиозное происхождение

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Календарь на 200, 300, 400 лет Вспомним о цикле Солнца и вернемся к таблице на стр. 163. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Мусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Календарь Для народа, жившего на перекрестке многообразных влияний, трудно уточнить историю календаря. Евреи пользуются различными способами летосчисления. Их календарь отражает прогресс их знаний:они восприняли лунно-солнечный, как только он был изобретен египтянами.

автора Телушкин Джозеф

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Календарь К этой теме не так-то легко приступить, поскольку известно, что понятие времени и способ его использования меняются вместе с происходящими изменениями культур и эпох. Уже на языковом уровне становится ясно, что древний исландский язык не располагал

Из книги Галлы автора Брюно Жан-Луи

КАЛЕНДАРЬ Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Календарь Предпосылки Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время,

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

Из книги Счисление и календарь автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Счисление и календарь Термин «новая хронология», введенный А. Фоменко и Г. Носовским, строго говоря, не вполне удачен, поскольку «новых хронологий» и в прошлом было немало, например, «советская хронология» - «годовщины Великого Октября», начало которой считалось от 7

Из книги Газетный мир Московского университета автора Кузнецов Иван Васильевич

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Календарь и праздники Само слово «календарь» появилось в Риме. Оно произошло от названия первых дней месяца – календ. Как уже говорилось, составление календаря у римлян было прерогативой специальных жрецов, которые нередко использовали это в собственных целях.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...