Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Роль музыкальной деятельности в воспитании дошкольника. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей. Методологическая основа исследования

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища.

Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

  • 1) воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.
  • 2) организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.
  • 3) воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия. Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью - это его активное участие в ней.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе воспитания и обучения детей в детсом саду в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

  • 1. Повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
  • 2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
  • 3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.
  • 4. Повышение общего кругозора ребят и их познавательной активности.
  • 5. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Итак, в организации музыкальноой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для эстетического воспитания и общего развития.

Итак, за общую постановку музыкальной деятельности отвечает воспитатель. Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, даёт советы, оказывает практическую помощь.

Вопрос о музыкальном воспитании детей на протяжении долгого времени остается актуальным. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Учитывая огромное влияние музыки на жизнь человека, мы должны позаботиться о том, чтобы привлечь детей к музыке, показать детям всю красоту и разнообразие этого вида искусства. Для того, чтобы привлечь детей к музыке, мы должны как можно раньше познакомить детей с ней, определить их музыкальные задатки и способности. Многими учеными было доказано, что музыкальные задатки и способности проявляются активнее и ярче в раннем возрасте. Наша задача состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить у ребенка эти задатки и способности и начать развивать их.

Ведущие черты развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. Психология и педагогика утверждают, что способности личности формируется и развивается в деятельности. Через деятельность у дошкольника формируется и выражается тип отношения к миру. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Генезис развития музыкальной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период.

Становление музыкальной деятельности дошкольников проходит ряд этапов: музыкально-предметная деятельность, когда интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки; музыкально-игровая деятельность, когда музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка -- игра.

Решению вопросов музыкального воспитания детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствует игровая деятельность. С точки зрения ученых, осуществлять процесс музыкального воспитания в этом возрастном периоде позволяют формы обучения, создающие условия для производства игровой деятельности.

В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.Н. Мясищева, игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

На основании вышесказанного, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников.

Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников».

Объект исследования - процесс музыкального воспитания дошкольников.

Предмет исследования - музыкальное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности.

Цель исследования - определить и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Рассмотреть и научно обосновать роль и значение игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.

Определить и предложить к использованию наиболее приемлемые формы игровой деятельности с целью музыкального воспитания детей.

Обосновать целесообразность применения материалов исследования в практической работе.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, метод сравнительного анализа, сопоставление, формирование выводов, а также - исследовательские беседы; опросы по вопросам исследуемой темы.

Методологическая основа исследования:

научные исследования отечественных психологов по проблеме развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Богословского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Е.И. Рогова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.)

труды отечественных педагогов (Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, И.П. Подласого, К.Д. Ушинского, и др.);

психолого-педагогическая концепция игровой деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Б.П. Никитин, Д.Б. Эльконин, М.Г. Яновская и др.);

теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов исследования в работе педагогов-практиков.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы; определены объект, предмет; сформулирована цель и задачи исследования; представлены методы исследуемой проблемы, структура работы.

В первой главе раскрываются психолого-педагогические аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста - проводится ретроспективный анализ проблемы, даны сущностные характеристики основных положений и понятий, рассмотрена специфика детской музыкальной деятельности в дошкольном возрасте.

Вторая глава посвящена практическому аспекту раскрытия темы исследования - рассмотрению возможности реализации музыкального воспитания дошкольников посредством игровой деятельности. Раскрыты содержательные характеристики; виды и формы игры, определена специфика игровой деятельности в музыкально-педагогическом процессе, предложены формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.

В заключении сведены результаты проведенного исследования.

Список литературы включает 44 наименования: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.

В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю - педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкаль­ный руководитель отвечает за правильную постановку музыкально­го воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллек­тив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:

■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;

Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом вос­питателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкаль­ный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкально­го развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что вы­двигает к нему ряд требований.

Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готов­ность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального испол­нительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движе­ния, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.

В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания


Окончание таблицы


дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководи­тель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.

Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельно­сти и формы ее организации.

Воспитатель является активным помощником музыкального ру­ководителя в организации праздников, в проведении игр и развле­чений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы му­зыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.

Особо важную роль играет воспитатель при руководстве само­стоятельной музыкальной деятельностью детей в их повсе­дневной жизни.

Он создает условия, способствующие возникновению музыкаль­ной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкаль­ную зону в группе, атрибут, пособия и т.д., организует и поддер­живает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволя­ет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на за­нятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкаль­ного воспитания и развития детей.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп раз­личны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном за­нятии (Е.А.Дубровская и др.).

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упраж­нения, танцы, игры), меньшая - в разделе «Слушание музыки».

Младшая Воспитатель является активным участником
группа педагогического процесса на музыкальном занятии: он

поет вместе с детьми, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии

Средняя Самостоятельность детей возрастает и функции
группа воспитателя становятся иными. Он действует лишь


Средняя группа

по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, показывает отдельные фрагменты песен, танцев, оценивает деятельность детей

Старшая Детям предоставляется больше самостоятельности,

и подгото- но все же помощь воспитателя необходима. Он

вительная осуществляет в основном контроль за поведением детей

группы и за качеством исполнения

Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкаль­ного руководителя и воспитателя может дать положительный резуль­тат в организации музыкального воспитания дошкольников.

Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):

■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;

■ знать программные требования в области музыкального воспи­тания детей;

■ знать музыкальный репертуар своей группы;

■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;

■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими све­дениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;

■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области
ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и
методикой проведения игр.

Организация работы по музыкальному воспитанию на этих осно­ваниях позволит обеспечить компетентность педагогического воз­действия на детей (схема 33).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Роль музыкальных занятий в формировании личности ребёнка

Целенаправленное музыкальное воспитание ребёнок начинает получать уже в детском саду, следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.. Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности. В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, ритмических соотношений в музыке, разнообразия форм. Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково. На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У них совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому на музыкальных занятиях используются самые разнообразные виды музыкально-развивающей деятельности:

Активное слушание качественной музыки, доступной детскому восприятию (музыкальный репертуар подобран из музыкальных произведений классической, народной, авторской и современной музыки);

Детская исполнительская деятельность (пение песен, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах);

Знакомство с элементарными музыкально-теоретическими знаниями;

Музыкально-развивающие игры - система оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре вокальной, инструментально-исполнительской, актерской деятельности.

Детская музыкально-творческая деятельность (рисование под музыку, пластические интерпретации музыки);

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе музыкальному руководителю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.)

Очень важен контакт музыканта - педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, развлечений, на праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на прогулках. При таком подходе музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.). Если музыкальные занятия, как занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становиться косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативы, что особенно важно при самостоятельных проявлениях детей.

Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы, и пристрастия детей. Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующий определенные музыкальные умения и навыки, способность переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь принять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

Обучение – средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающие его возрастные и индивидуальные особенности;

Музыкальные занятия – основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;

Руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера. Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народною попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребёнок постарше наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов. Ребенку могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь руководства взрослого, педагога, иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушание радиопередач и просмотры телепередач, детских мульти- и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Такая эмоциональная насыщенность в жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка: объединяют детей общими радостями, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержания зависит от учебных заданий и возраста детей, они очень насыщенные, и здесь, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требование к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д.) чего нет на занятиях рисования, лепки, математики и других. Музыкальное воспитание реализуется при условии активности самих детей и правильной организации педагога в их разнообразной деятельности.

Задачи, которые ставятся на музыкальных занятиях:

Научить ребенка усваивать определенные последовательности в музыке, способы восприятия, исполнительства.

Развить его музыкальные и творческие способности.

Обогатить переживаниями, создать запас ярких впечатлений.

Значение музыкальных занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка, формируется его эстетическое отношение к окружающему искусству посредством применения и чередования пения, ритмики, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах.

На занятиях формируются положительные качества, как отдельной личности, так и коллектива в целом. Следовательно, музыкальные занятия можно считать необходимым компонентом подготовки ребят к школе.

Для развития артикуляционного аппарата, используют музыку, потому что мелодия песни строится так, чтобы в нужное время можно было сделать вдох. Краткая, удобная для ребенка музыкальная фраза позволяет ему дышать естественным образом. Дети должны запевать песню одновременно, петь в лад, отчетливо, с хорошей дикцией произносить текст. Плохое произношение, с которым может столкнуться педагог, обучая ребенка пению, проявляется и в обычной речи. Ребенок овладевает звуковой системой языка в раннем возрасте, слушая речь окружающих его взрослых.

Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников, развлечений способствует нравственному воспитанию детей, они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового об окружающем их мире. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступления детей – все это важные факторы эстетического воспитания. Музыка, как ведущий компонент праздника и развлечения, соединяет в себе все виды искусства, создает эмоциональный настрой в соответствии с основной темой, она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрприза; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день Восьмого марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Структура праздника может быть различной. Например, в начале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается другой вариант, когда все эти номера чередуются, вполне возможно в начале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. Музыкальные номера помогают воспитать у детей: эстетические, нравственные качества, расширяют круг знаний, а также формируют музыкальные способности каждого ребенка. Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми – необходимое условие воспитательного воздействия праздника на ребёнка. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов. Хорошей традицией в детском саду стали так называемые проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, и еще раз получить удовольствие от выступления. На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме того, праздники являются источником новых приятных и радостных впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы: («Мы на лугу ходили» А. Филиппенко, «Землюшка-чернозем» – русская народная песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например: «Пошла млада за водой» – русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и другие). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалок, например, «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы балалайка», «Зайка белый куда бегал» и другие. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. Летом на прогулке можно использовать детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии, при наличии определенных навыков игры на музыкальных инструментах, объединяться в ансамбль. Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и другие. Можно интересно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой). Эти игры развивают у детей чувство ритма, ладовое чувство, музыкальный слух.

Задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий – способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Для эмоционального настроя, бодрого заряда активной деятельности ребенка на физических занятиях и утренней гимнастике используют музыку. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метание в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной и т. п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики, должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию, снижает физиологическую нагрузку, соответственно маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Но на физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер. Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агофонникова спокойная мелодия, удобный умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет», имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп, и применяется только в работе со старшими дошкольниками. Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян). В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений, и, наоборот, в жаркое – снизить его. В этом случае гимнастику делать без сопровождения музыки.

На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры, могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчиваются маршем. Песня на физкультурном занятии и утренней гимнастике звучать не должна (исключения составляют некоторые подвижные игры) так как это требует дополнительных усилий от ребенка, не дает полного восстановления дыхания. Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показом музыка облегчает восприятие. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными.

Для осуществления коммуникативной функции важно владеть коммуникативными умениями – находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Исследовательская функция предлагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя знаний, умений, качеств личности, традиционных для педагогической деятельности и в тоже время специфичных. Использование музыки в повседневной жизни детского сада является важной темой.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и глубокого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает девочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, воспитатель говорит им: «Пароход уходит всё дальше и дальше, поэтому песня едва слышна». Воспитатель может предложить построить часть игры или всю её на основе музыки. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая ход игры, то в какой-то степени будет преодолён разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музыкальной деятельности.

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, её отдельные явления. В то же время наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или в лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно её рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, который они разучивали на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская народная песня «Ай, да березка», музыка Т. Попатенко и др). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного восприятия природы, при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придаёт прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое время года, явление природы по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять её явления с музыкальными образами

Музыку целесообразно включать и в занятие по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушали целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его. Так, при прочтении детям сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать прослушать фрагменты одноименной оперы Н. Островского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, белку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской оперы-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебеди» − спеть песню маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песни по ходу сказок придаёт им особую эмоциональность. Музыка может быть использована и при проведении на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде и т. д.)

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с её содержанием. Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а так же их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, чётких песен способствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибауток с чётко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воробей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огурчик», «Две тетери».

Влияние музыки на быт детского сада огромно. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной творческой инициативе, в организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей. Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах. Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеет ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. На занятиях не нужно навязывать свое решение и мнение ребенку, необходимо побуждать мыслить его самостоятельно, творчески. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать, передавать различные эмоциональные состояния героев. Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие. В общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы дошкольника является условием его успешного музыкального - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.

Чувства и настроения, вызванные музыкальными занятиями, придают движению, эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально - двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются на всю жизнь. Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней малышам и в детском саду. Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...