Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Русские приговорки для детей. Обеденные приговорки. Потешки на все случаи жизни

Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки". Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.

Божья коровка,
Лети на небко,

Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.

Божья коровка,
Красная головка,
Не живи у нас долго,
Полети за Волгу -
На высокие норы.
В глубокие норы.
Там тепло - у нас холодненько.
Там сытно - у нас голодненько.

Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко, то лети!
Если будет дождь, то сиди!

Коровка-боговка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так отдавай!

Бабушка-коровушка,
Полетай на небушко -
Там твой отец
Пасет овец!

Божья коровка,
Что завтра будет:
Дождь или погодка?
Как теперь - то лети!
Как в четверг - то сиди!

Погодка-ягодка,
Коли хочешь, так лети,
А не хочешь, так сиди, -
Вот твоя дорога!
Завтра дождь или погода?
- Погода, погода, гу-у-у!

Коровка-колотовка,
Будет ли работка?
Будет ли матка блины печь?
Коли будет, то лети,
А не будет - не лети!

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде - бобы,
В лесу - ягоды, грибы,
В роднике - водица,
Во поле - пшеница.

Мария-солнышко,
Полети на облышко!
Принеси нам с неба
Меда и хлеба,
Плюшек, преснушек,
Сладких ватрушек!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Бабка Лена,
Сядь на небо,
Я не буду бить,
Буду сахаром кормить.

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу,
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!

Бабочка-либочка,
Сядь покури!
Я тебя не буду бить,
Буду сахаром кормить!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко!
Там твои детки,
Кушают конфетки,
Хлебом заедают,
Медом запивают,
Всем раздают,
А тебе не дают!

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога
Да кувшин молока

Улитка добра,
Выпусти рога!
Дам кусок пирога
И кувшин творога,
Еще каши горшок,
Полотенца комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Улитка, улитка,
Высунь рожки!
Дадим лепешки,
Свиньи ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!

Катушка-матушка,
Покажи рога!
Дам кружку молока
И краюшку пирога!

Слизень-близень,
Выкажи рога!
Дам творога,
Масла туесок,
Овсяный колосок!

Слимак, слимак,
Высунь рожки!
Дам картошки,
Блин да пирог,
Толоконца комок!

Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми ряпяной
И дай мне золотой

Мышка, мышка,
Возьми гнилой зуб,
А дай мне хороший.

Мышка, мышка, вылей воду
за косую огороду!

Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу "Ку-ку" -
Сколько лет я проживу!

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко -
Дам тебе горошка,
Кувшин творога,
И кусок пирога!

Стрекоза-колечко,
Сядь на крылечко.

Соловейка маленький,
Сизенький, касатенький,
Перышки рябенькие,
Головка гладенькая.
Голосочек тоненький,
На крылышки легонький.
Спой в саду, пощебечи
Ты днем и в ночи.

Cорока-белобока,
Научи меня летать,
Не высоко, не далеко -
Чтобы солнышко видать!

Пчелка, гуди,
В поле лети,
C поля лети,
Медок неси!

Рой роится,
В поле садится,
В поле садится
Медом кормиться.

Яры пчелки гудят -
Во поле идут,
С поля идут -
Медок домой идут.

Рой, гуди,
В поля иди,
С полей иди -
Медок неси.

Галки-вороны
Все ли вы здоровы?
Одна галка нездорова,
Себе ножку наколола.
Мы поедем на торжок,
Купим Галке сапожок!

- Галки-вороны,
Где ваши хоромы?
- Наши хоромы
В лесу на соломе!
Тит солому увозил,
Наши гнезда разорил.
Одна галка наперед
Всю солому соберет!

Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку!
Не сей бобы!
Иди по грибы!
Худо тут!
Худо тут!

Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за лесом,
Огонь горит -
Твоих деток спалит.

Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за селом,
Тебе кричат:
- Не таскай цыплят,
А летай кругом
Над зеленым лугом.

Дятел-вятел
Сел на дуб:
Тук-тук,
Тук-тук,
Долбит сук,
Долбит сук!

Ики-ики-ики-ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли-икли-икли -
Это журавли! Это журавли!

Тига-си, шуг-шуг,
По Руси на юг!
Тога-тога-тога,
Колесом дорога!

Курли-курли-курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

- Гуси га-га-га!
Вы куда? Вы куда?
- Уга-уга-уга,
До юга, юга, юга.
Север-шуг, север-шуг,
С севера на юг! С севера на юг!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-та, то-то-та,
Журавли идут в дома!

Журавли летят,
На всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
Мы несем весну!

Летят гуськи -
Плоски носки,
Говорят гуськи:
- То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!

Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан -
Рукомойничек, судомойничек!

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
- Сухо будет - полечу,
А сыро будет - посижу!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке,
Садитесь на цветок,
Несите медок в сотушки!

Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!

Оля, оля, вылей воду
На зеленую колоду -
Поросят помыть,
Боровка напоить!

Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

Мышка, мышка,
На горошку,
Вылей воду
На дорожку!

Мышка, мышка, вылей воду -
На дубовую колоду.
Щи варила, пролила,
Потрошки не собрала.

Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Земелюшка добра,
Вырасти до гриба -
Гриба грибового,
Во бору борового.

Ау, ау, аукаем!
В лесу приаукиваем:
Столько нам грибков -
Сколько в лесу дубков,
Столько нам корзинок -
Столько в лесу осинок.
Ау, ау, аукаем!

Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

Стогом-верхом нам грибков,
Полных-ровных кузовков.
Чтоб был гриб на грибу,
А мой наверху!

Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу,
А мой наверху!

Ау, ау, аукаем,
По полям, лесам приаукиваем:
Столько нам грибов коробов -
Сколько в лесу комаров;
Столько ягод лукошек -
Сколько в поле мошек.
Ау, ау, аукаем!

Сей, сей горох,
Уродится неплох!
Отлично хорош -
Крупен и пригож!

Репа-репонька,
Родись крепонька!
Ни мала, ни долга -
До мышиного хвоста!

Уродитесь, бобы,
Круты и велики,
В чисто поле,
На все доли -
На потеху старым,
На веселье детям малым!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки - с пятачки!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.

Сей-высевай горох,
Уродится он не плох.
Отлично хорош -
Бел, и крупен, и пригож,
И множество стручков!

Сей, сей горох!
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем,
И сам тридесят -
Для всех ребят.

Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста!

Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке - в лукошко,
Тятеньке - в стаканчик.
А серому волку -
Корья на лопате!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки -
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.

Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки!

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До большой воды!

Море-морюшко -
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стужок!

Мотылек-вителек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.

Кораблик, плыви,
Товар вези.
Смолы да вару -
На грош всего товару.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: "Ох!"

Жили были два енота
И сказали: "Гоп!"

Чашки, ложки, поварежки,
Искупалися матрешки -
Бульк!

С берега долой
Катись бородой.

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Словно белый гусь.

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Да не захлебнусь!

Нырком пройду,
Из-под воды вон уйду!

  1. Потешки
  2. Небылицы-перевёртыши
  3. Колыбельные

ЗАКЛИЧКИ

это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.


Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.


Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!


Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко - К нам в оконышко!


Буря - Баба Яга, Иди с моря на луга! Там лук, чеснок, Киселя горшок, Каша масляная, Ложка крашеная. Ты поешь, посиди, А на море не ходи!


ПРИГОВОРКА

  • это стихотворные обращения к живым существам.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.


Божья коровка, Лети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого.


Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога.


Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали.


Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!



Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

У детских игр и забав есть свой язык, своя фольклорная основа, свой юмор. Это не сленг. Это отражение в игре синтеза разных культур, искусства, народных традиций этноса, реального и сказочного.

Как к нему относиться? Спокойно, с пониманием, уважением, с разумной снисходительностью. Язык детских игр — это самобытное, чисто детское фольклорное творчество, отражающее особую детскую психологию.

Играя с детьми, необходимо прислушаться к языку детских игр, не «исправлять» его, а попытаться, дав детям свободу высказывания, повернуть детское игровое творчество в нужное русло.

Понять этот язык, жанры детского игрового фольклора — значит понять мир детей и помочь им сохранить их внутренний мир.

Напомним о наиболее популярных для игр «сигналах» языкового творчества ребят. Полагаем, что они стары, как мир, они «висели» на языке прабабушек и прадедушек.

Закличками принято называть забавные стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.).

Заклички

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Тучка, дай нам дождь большой,

Будем с кашей и лапшой...

Ну-ка, дождик-государь,

По моей макушке вдарь...

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя.

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Дождик, дождик, перестань:

Куплю тебе халастан;

Останутся деньги,

Куплю тебе серьги.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Приговорки

Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

Дразнилки

Этот «жанр» игрового фольклора весьма распространен. Обидевшись на партнера по игре, ребенок прибегает к рифмованным прозвищам.

Дети старше 12 лет пользуются дразнилками редко. Они бытуют в среде дошкольников и младших школьников.

Чаще всего встречаются персональные дразнилки:

Аркашка — таракашка.

Саша — каша — простокваша.

Васька-кот — блин пек.

Антошка — недопеченая картошка.

Танюшка — лягушка.

Валя — краля.

Лиза — подлиза.

Света — конфета.

Маша — простокваша.

Нинка — корзинка.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

К тебе девочки придут,

Поцелуют и уйдут.

Соня-засоня,

Куколка-балетница,

Вображуля, сплетница!

Любят дети дразнить тех, кто плачет:

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

Но особенно дети не любят жадных сверстников:

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.

Жадина-говядина,

Турецкий барабан...

Кто на нем играет?

Коля (Саша...)-таракан.

В ответ на дразнилку обиженный часто отвечает отговоркой:

Ты сорока-белобока,

Твоя тетка кривобока,

Обзывайся целый век,

Я — хороший человек.

Мирилки

Все детские ссоры кончаются добрым миром. Ну как не вспомнить мирилки — «мир», замирение, которые приговаривают дети после ссоры:

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

А если будешь драться.

Я буду кусаться.

При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Чурилки

Искрометен детский язык. Что такое чурилка, попробуй догадайся. Это, очевидно, производное от «чур меня». Чурилкой дети оберегают себя от каких-то напастей, от всего неприятного:

Чур, чур меня от воды и огня.

Эту пропастину далеко закину.

На калину, на малину.

Ни моя. Ничья.

Поддевки и остроты

Поддевки — это веселые шутки-балагурки, средство забавы «за счет» товарища, основанное на игре слов.

— Скажи: медь.

— Ну, медь.

— Твой отец — медведь.

— Скажи: двести.

— Двести.

— Голова в тесте.

Поддевки-загадки

— Тарин, барин, пощипай,

Ехали на лодке.

Тарин, барин утонул —

Кто остался в лодке?

— Пощипай!

Затеявший игру щиплет своего партнера.

А и Б сидели на трубе.

А упало, Б пропало,

Кто остался на трубе?

Над тем, кто не ответил, смеются.

Поддевки-заманки

Я буду рассказывать, а ты говори: «И я тоже...»

Пошли мы в лес.

И я тоже.

Вырубили корыто.

И я тоже.

Налили помои.

И я тоже.

Свиньи стали есть.

И я тоже.

А ты разве свинья?

Поддевки-присловья

Дедушка Пыхто

Да бабушка Нихто!

Тебе поклон послала.

Какая Маша?

Еще одна группа жанров — календарный детский фольклор — связана уже не с игрой; эти произведения — своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами: к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.

Заклички для детей

Ветер, тучки погоняй!

На дворе уж теплый май,

Рожь посеяли - растет,

Только дождик не идет!

Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

Угони их все

За седые горы,

Просветлеют пусть

Золотые просторы!

Жаворонушки весенние,

Прилетайте!

Й весну-красну

Зазывайте!

В гости к нам скорей

На житье-бытье,

На согрев земли

Ясным солнышком,

Теплым солнышком-

Колоколнышком!

Речка-красавица,

Чиста водица!

Пусти нас остудиться,

Поплавать, помыться!

Дорожка, дорожка,

Пожалей наши ножки,

Не петляй, не крути,

Не путай пути!

Выйди, выйди, выгляни,

Порадуй нас,

Утреннее солнышко

В рассветный час!

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

Ты, туман молочный,

Не тумань мне очи,

Не тумань окошко,

Покажи дорожку!

Уж ты, солнышко, вставай!

Утро доброе встречай!

Одари теплом и светом,

Шлем поклон тебе за это!

Уж ты радуга-дуга!

Убери свои рога!

После дождичка грибного

Ждем мы солнышка родного!

Приговорки

К заклинкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"

Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

Лягушка, лягушка,

Надуй брюшко,

Скажи "Ква-ква"

Ты весной, березка, дай напиться сока,

Чтобы детки малы стали еще краше,

А тебе, березка, все поклоны наши!

Ты, пшеничное наше полюшко,

Радуй, радуй нас спелым зернышком!

Урожай собрать нам позволь сполна,

Золотое зерно ссыпать в закрома!

Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!

Рожь и пшеница,

Хотим вам поклониться!

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...