Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Сценарии праздника дня народного единства 4 ноября. Сценарий мероприятия ко Дню народного единства «Когда мы едины-мы непобедимы

Государственное казённое специальное (коррекционное)

Образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся,

Воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида №2 г. Владимира»

Конспект

внеклассного занятия

на тему:

Выполнили:

Столярова И.П.

Исляева Р.Р.

Владимир 2014г.

Цель: дать общее представление об истории праздника «День народного единства».

Задачи:

Образовательные:

    объяснить понятие Смутное время;

    познакомить учащихся с историческими личностями конца XVI – начала XVII веков;

    дать общее представление о событиях, происходящих в период Смутного времени.

Коррекционно-развивающие:

    Корригировать и развивать произвольное внимание через использование мультимедийных средств, интонационной выразительности речи.

    Корригировать и развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение) посредством ответов на вопросы викторины;

    Корригировать и развивать связную речь через развернутые ответы;

    Расширять кругозор учащихся, расширять словарный запас при объяснении, рассказе, в беседе;

    Корригировать и развивать память при запоминании материала;

    Корригировать и развивать причинно-следственные связи через установление связи между событиями.

Воспитывающие:

    Воспитывать интерес к изучению истории своей страны;

    Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;

    Формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    Воспитывать умение работать в команде;

    Воспитывать уважение к чужой точке зрения.

Методы: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, игра.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентации, видеофильм «Минин и Пожарский», раздаточный материал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Вступление.

Единение – это все вместе,

Это значит, что все как один.

Значит все мы для нашей России

Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.

И семья наша очень большая,

И свободою вечно дышала –

Жить в согласии, мире должна!

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народам нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины. И все враги были побеждены благодаря единству нашего народа.

Не так давно, 4 ноября, вся Россия праздновала великий праздник – День народного единства. И сегодня мы поговорим об истории этого праздника.

    История праздника.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в конец XVI - начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли страшное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.

1584 год… во время игры в шахматы умирает Иван Грозный. Кто же станет следующим царем? У Ивана Грозного было 8 детей (3 девочки и 5 мальчиков). Девочки и 2 мальчика умерли не дожив до года (в младенчестве). По некоторым источником третьего сына Иван Грозный убивает во время ссоры. Четвертый сын – Дмитрий, очень маленький (2 года) и не может править. Остается последний сын Федор.

Федор стал царем в возрасте 27 лет. По натуре Федор был очень мягким и нерешительным человеком, такой человек не мог самостоятельно управлять государством. Вместе с ним, правильнее сказать вместо него, страной управляли бояре (богатые люди).

в 1591 году (через 7 лет после смерти Ивана Грозного) умирает Дмитрий. В припадке эпилепсии он напоролся на нож.

В 1598 году (через 7 лет после смерти Дмитрия) умирает и царь Федор Иоаннович. У Федора детей не было. Кто же будет новым царем?

На собрании выбрали боярина Бориса Годунова.

В это время в Российском государстве царила разруха. Из-за трех неурожайных годов в стране начался страшный голод. Люди ели кошек, собак, кору. Были даже зафиксированы случаи людоедства. Народ во всем обвинял Бориса Годунова. И в это тяжелейшее время появляется человек, назвавший себя сыном Ивана Грозного – Дмитрием. И пытается занять царский престол. На самом деле это был монах Григорий Отрепьев, за ложь его впоследствии назвали Лжедмитрием. Умирает Борис Годунов (на прогулке у него хлынула кровь из носа и ушей, царь скончался). Лжедмитрия убили. Далее был Василий Шуйский, которого насильно постригли в монахи, вскоре он умер, еще три Лжедмитрия, которых убили. Многие стремились занять царский трон. В итоге Россией стали управлять 7 бояр («Семибоярщина»)

В стране царила разруха, народные восстания. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, а пустили их бояре, управлявшие Россией. Бояре хотели, чтобы Россией управлял сын польского короля Владислав.

Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали, женщин насиловали.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

В начале 1611г. было создано первое народное ополчение (войско из народа). Но ему не удалось выгнать поляков. Поляки были очень хорошими воинами, а русское ополчение было не подготовленное.

И осенью 1611 года в Нижнем Новгороде, обычный торговец мясом и по совместительству староста Кузьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго народного войска (ополчения). Кузьма был очень расчетливым и умным.

Он призывал отдавать на создание ополчения третью часть денег.

Не следует жалеть своего имущества; да не только имущества! Не пожалейте и дворы свои продавать, и жен, и детей закладывать!»

Сам же отдал все деньги, которые у него были, украшения жены и серебряные оправы от икон. Люди откликнулись и приносили все, что могли. Теперь стоял вопрос, кто же возглавит народное ополчение.

Выбор пал на талантливого полководца князя Дмитрия Пожарского. Дмитрий Пожарский родился под Суздалем (там и захоронен). Несмотря на то, что князь был ранен, Пожарский согласился.

Весной 1612 года народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским двинулось в направлении Москвы. По пути из разных городов и деревень к ополчению присоединялись люди…все, кто мог держать оружие. Два месяца ополчение осаждало Москву.

4 ноября 1612 года второму народному ополчению удалось взять окрестности Кремля, а через 4 дня сдались и польские отряды в Кремле.

Москва была освобождена!

В те времена в военные походы всегда брали иконы. Народному ополчению помогала икона Казанской Божией Матери. Поэтому 4 ноября так же отмечается церковный праздник день Казанской Божией матери.

После изгнания поляков из Москвы на деньги князя Пожарского на Красной площади был построен собор Казанской Божией Матери.

В честь героев-освободителей Кузьмы Минина и князя Пожарского установлен памятник в г.Москве на Красной площади. Этот памятник был поставлен на народные деньги. (вначале его должны были поставить в Новгороде, но правительство настояло на г. Москве). На памятнике существует надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому.

Благодарная Россия» .

А в Новгороде вместо памятника был поставлен обелиск в память о героях-освободителях.

Намного позднее в 2005 году мэр Москвы Лужков восстановил справедливость и копия памятника была установлена в Нижнем Новгороде. С 2005 года 4 ноября – День народного единства – это государственный праздник, для всех россиян – выходной.

Вот так двое обычных людей, торговец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский спасли нашу Родину от врагов. Они смогли объединить народ, не жалея собственной жизни сражался народ за Россию. Много крови было пролито…во имя храбрости и преданности народа, мы сегодня говорим об этой победе. Такой подвиг народа не должен быть забыт.

Завершить свой рассказ хотелось бы таким стихотворением:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

    Просмотр видеофильма «Минин и Пожарский» («Школфилм»)

    Викторина

    Как называлось тяжелое время в России с 1598-1613гг.?

    Кто призвал русский народ к объединению против польских захватчиков?

    Кто был назначен главным воеводой?

    Как называли людей, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного Дмитрия?

    Как отблагодарил народ героев Минина и Пожарского?

    После какого царя в Российском государстве началось Смутное время?

    В каком городе установлен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому?

    Как называлась икона, которая во время военных действий находилась при русском войске?

    Какие войска заняли г.Москву?

    В каком городе Кузьма Минин начал призывать народ к созданию ополчения?

    Определите век: 1612г.

    Заключение

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперёд.

Врага он побеждает, встав, как один, на бой,

И Русь освобождает, и жертвует собой.

Во славу тех героев живём одной судьбой,

И вместе День единства мы празднуем с тобой.

Российский народ празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь ваши предки тоже переживали времена Смуты. Русский народ выстоял, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве».

Спасибо за внимание!

Литературно-исторический вечер, посвященный периоду Смутного времени и освобождению Москвы.

Цель мероприятия:


  • воспитание интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;

  • воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества;

  • знакомство обучающихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа.
Оборудование:

  • компьютер;

  • мультемедио техника;

  • экран.
Используемый материал:

  • «Читаем, учимся, играем»// №

  • Интернет – ресурсы:
Целевая аудитория: учащиеся 5-9классов.
Ход мероприятия.
Ведущий 1 . С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Ведущий 2. День народного единства – праздник, который может сплотить россиян. Ведь именно 4 ноября 1612года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

Ведущий 1 . В 1598году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор. Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова.

Ведущий 2 . После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство.. первые два года его правления были спокойными, но затем в России случился неурожай. Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.

Чтец: В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселяя.

Константин Бальмонт. Предание

Ведущий 1. В своем произведении поэт говорит об еще одном сыне Ивана Грозного – царевиче Дмитрии. Но настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону.
Ведущий 2. Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей.

Ведущий 1. Царем Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606года жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем. Через год в России вновь появились слухи о самозванце, на сей раз речь шла о Лжедмитрии Втором.
Ведущий 2. Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках бояр. В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон.
Ведущий 1. В ясное сентябрьское утро 1611года в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа
Чтец: Друзья и братья! Русь святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Вы слышали их слезное прошенье!

Поможем, братья, родине святой!

Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

Не все ль мы дети матери одной?

Не все ль мы братья от одной купели?
Ведущий 1. С таким воззванием обратился к народу купец Кузьма Минин.

Чтец: Что мешкать даром

Время нас не ждет!

Нет дела ратного без воеводы:

Изыщем, братия, честного мужа,

Которому то дело за обычай,

Вести к Москве и земским делом править.

Кто будет воеводой?

Воля Божья!

Пожарского избрали мы

всем миром,

Ему и править нами. Глас народа –

Глас Божий. Выборных людей пошлем.

Просить и кланяться,

чтоб шел к нам наспех.

Историческая справка. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Он был торговец мясом из Нижнего Новгорода и не особенно выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611года его избрали главным человеком в городе – земским старостой. Ему было лет 45-50. Был он не грамотный, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Дмитрий Пожарский.

Историческая справка. Дмитрий Пожарский родился в 1578году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, однако, не играл видной роли в государственных делах. Дмитрий получил военную подготовку, любил читать, был набожен. Он рано начал служить, и в 1610 году был назначен воеводой в город Зарайск. Про него говорили «что не было на нем никакой неправды». Осенью 1611года князь примкнул к первому Ополчению Прокопия Ляпунова и в боях за Москву был ранен. Он долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда к нему прибыли гонцы из Нижнего Новгорода.

Ведущий 2. В марте 1612 года отряды Второго Ополчения возглавляемые Мининым и Пожарским направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев. В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве. Там к ним присоединилось казацкое войско Дмитрия Трубецкого, участника Первого ополчения.

Ведущий 1 . Но и засевшие в Кремле поляки не собирались сдаваться. К ним на помощь двигалось большое войско литовского гетмана Ходкевича. 24 августа состоялось решающее сражение Второго Ополчения с гетманским войском.

Чтец: Враги бегут, покинувши обозы.

Остановить погоню! С нас довольно

На этот день одной победы. Можем

Поспешностью испортить наше дело,

И наша радость обратится в скорбь

Теперь Москва у нас в руках.

С надеждой,

Истомлены трудом, сиденьем долгим,

Болезнями и хлебным оскуденьем,

Голодные враги со стен глядели

На гетмана и чаяли подмоги

И ратными, и коренным запасом.

На их глазах мы гетмана разбили.

Иль умирай голодной смертью.


Увидим мы московские соборы –

И совершится очищение Руси от недругов.


Ведущий 2 . Началась осада Кремля. 15 сентября Пожарский послал полякам письмо, убеждая сдаться и общая отпустить на родину весь гарнизон, но осажденные продолжали сопротивление. Но голод и болезни взяли свое, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили Китай-город. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году. Тем временем остатки польских войск 26 октября, бросая оружие на землю, стали сами выходить из осажденной крепости.

Ведущий 1. 21 декабря 1612года «Совет всея Земли» разослал по русским городам грамоты с известием об окончательном избавлении Москвы от поляков. А в феврале 1613 года собрался Земский собор, на нем было предложено выбрать нового царя – 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Этим событием было положено окончание Смуты, принесшей немало горестей русскому народу.

Историческая справка: В 1616 скончался Кузьма Минин, он был похоронен в родном Нижнем Новгороде. Дмитрий Пожарский намного пережил друга по ополчению. В 1642году он умер и был похоронен в городе Суздале.

Ведущий 2. Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает ее сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

Ведущий 1. На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818года».

Ведущий 2. Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

Татьяна Юдина
«День народного единства» (4 ноября). Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

Ведущая : Добрый день , дорогие ребята и уважаемые гости! Четвертого ноября вся Россия будет отмечать «День народного единства » . Это праздник патриотизма , взаимопомощи и единения всех Российских народов в борьбе с врагами .

Как вы думаете, что такое единение ? (это когда все люди вместе)

А что такое патриотизм? (это люди, которые любят свою Родину и готовы встать на её защиту)

С историей не спорят

С историей живут.

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство ,

Когда един народ .

Когда единой силой он движется вперед

Врага он побеждает

Восстав, как один на бой

И Русь освобождает

И жертвует собой.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев. Такими были Нижегородский богатырь Кузьма Минин и Московский князь Дмитрий Пожарский, объединившие вокруг себя много людей и спасшие древнюю Москву от Польских завоевателей.

Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живешь.

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом , в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Мы с вами живем в замечательном Тульском крае, давайте споём о нём песню «Край родной»

ПЕСНЯ «КРАЙ РОДНОЙ»

Ведущая : А какой главный город в нашем Тульском крае? (Тула)

А чем знаменита Тула?

Дети : Тула веками оружие ковала

Стала похожа сама на ружьё.

Слышится звон боевого металла

В древних названиях улиц её.

Улица Штыковая

Улица Курковая,

И Пороховая, и Патронная,

Дульная, Ствольная, Арсенальная

Улица любая оборонная.

СЛАЙД № 4

Ведущая : В Туле находится знаменитый оружейный завод, который снабжал оружием с давних времён всю Россию, и с помощью которого Россия всегда одерживала победу над захватчиками.

СЛАЙД № 5

Тульский кремль- это историческое место города, который в стародавние времена служил крепостью и защищал от набегов чужеземцев.

СЛАЙД № 6

Куликово поле, на котором в 1380 году состоялось знаменитое Куликовское сражение с татаро-монголами.

СЛАЙД № 7

А как называется наш город? (Новомосковск)

Наш город молодой, но у него есть своя славная история.

Дети :

У истоков Дона

В звёздном озаренье

В славные и трудные года

Ты расправил плечи

Всем на удивленье

В богатырских буднях

Мирного труда.

Трудолюбив, плечист и крепок,

И достиженьями богат.

Таков он город пятилеток

Старинной Тулы младший брат .

Мелодично и влюблено

Произносим мы слова :

Здравствуй, город возле Дона

Здравствуй, новая Москва!

ПЕСНЯ О НОВОМОСКОВСКЕ

Славный город нарядился

Празднику он рад

Песни звонко словно птицы

В воздухе звенят

Яркие гирлянды

Пестрая листва

А над головою неба синева.

СЛАЙД № 8

ТАНЕЦ ПОЛЬКА

СЛАЙД № 9

Ведущий : наш город стоит у истоков великой русской реки Дон. Вы наверное все видели памятник истоку Дона, из под которого вытекает маленький ручеёк. Собирая на своем пути роднички и маленькие речушки он превращается в могучую реку. (СЛАЙД № 10)

Наш город хоть и молодой, но своими историческими корнями уходит в глубокое прошлое. Об этом говорит памятник Дмитрию Донскому (СЛАЙД № 11) который собирал на Дону своё войско, объединил людей и вёл их через это место на котором стоит сейчас наш город. Благодаря единству , силе духа храбрости русских богатырей под предводительством Дмитрия Донского была одержана величайшая победа над татаро- монгольским игом.

Наши мальчики тоже хотят защищать свою Родину и быть похожими на богатырей.

СЛАЙД № 12

ШЕСТВИЕ БОГАТЫРЕЙ.

Ведущая : В разные исторические эпохи были разные герои, но всех их объединяло одно- любовь к своей Родине. В нашем городе есть памятник знаменитому адмиралу Всеволоду Рудневу, который сражался за русскую землю на крейсере Варяг и одержал победу.

Дети :

Мы знаем, что когда-то за Родину свою

Под Тулою солдаты легли в одном бою.

Ни ради громкой славы они на подвиг шли,

Пред ними даже травы склонялись до земли.

Клянемся мы героям- быть первыми во всём,

СЛАЙД № 14

ТАНЕЦ «Тульская земля»

Ведущая : Ребята, день единства России празднуется осенью , а осень как вы знаете –щедрая и благодатная пора.

СЛАЙД № 15

Стоит спиною золотой

Волнуется пшеница

И урожаем на полях

Наш Тульский край гордится.

Дети :

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И растет под небом светлым строен и высок

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

СЛАЙД № 16

ПЕСНЯ «ЗОЛОТЫЕ КОЛОСКИ»

Ведущая : стоит стеною золотой, волнуется пшеница

И урожаем на полях наш Тульский край гордится.

СЛАЙД № 17

Вот и Осень к нам идет

В хоровод детей зовёт .

ДЕТИ ЗАВОДЯТ ХОРОВОД ВОКРУГ ОСЕНИ.

СЛАЙД № 18

ХОРОВОД «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЁТ»

Ведущая : А сейчас приглашаю всех в любимое место детей – Детский парк . Как красив он осенью. Берёзки, дубки, лиственницы, золотые клёны встречают осень в своих красивых разноцветных нарядах.

СЛАЙД № 19

ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.

СЛАЙД № 20

Ведущая : Детский парк- ровесник нашего города. Обустраивали, сажали деревья ваши прабабушки и прадедушки. Они любили свой город и гордились им. Давайте осень встретим красивой песней.

СЛАЙД № 21

ПЕСНЯ ОСЕННИЙ ВАЛЬС.

СЛАЙД № 22

Ведущая : Я приглашаю вас, ребята прокатиться на детском паровозике «Ветерок» (слайд)

За окошком мелькают красочные пейзажи, как будто у каждого дерева хозяйничает осень-невидимка. Давайте споём песню про осень- невидимку.

СЛАЙД № 23

ПЕСНЯ-ОРКЕСТР «ОСЕНЬ-НЕВИДИМКА»

Ведущая : Остановка «Дубки» .

СЛАЙД № 24

Осень нынче в парке краски разводила

По листве тихонько краски разводила.

Пожелтел кустарник

И зарделись клёны

В пурпуре осины

Только дуб зелёный.

Вот какой художник осень. Давайте, ребята, споём про такого замечательного художника.

ПЕСНЯ «ОСЕНЬ-ХУДОЖНИК»

СЛАЙД № 25

Ведущая : Дорогие ребята, всех нас объединяет чувство гордости за наш красивый город, за наш Тульский край, в котором мы живём и за нашу огромную страну Россию, за её новую историю. И в этот праздничный день с особой силой ощущаем, что мы единый и могучий русский народ и у нас одно Отечество- Россия.

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём к примеру эти

Слово «я» и слово «мы» .

Слово «мы» сильней, чем «я» ,

Мы -семья и мы -друзья

Мы- народ и мы- едины

Вместе мы непобедимы.

Ребята, заводите хоровод дружбы.

«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»

Ведущая : наш праздник заканчивается . Я желаю вам добра, мира, благополучия.

СЛАЙД № 26

Сценарий праздника "Россия-Родина моя" для учащихся начальных классов на День народного единства

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню народного единства, для детей младшего школьного возраста

Фимина Екатерина Борисовна, воспитатель ГПД МОУ-СОШ с. Лебедёвка, Краснокутского района Саратовской области
Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.


О Флаге Российской Федерации
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи -
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.


Ведущий:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место (город, село) где родился каждый из нас.


Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.


Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.

На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский)

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»

Оформление зала: на авансцене справа – флаг РФ стандартного размера, рядом на боковой кулисе – герб РФ. На левой части задника сцены – экран для демонстрации компьютерных слайдов.

До начала концерта в фойе и в зале звучит музыка к операм Глинки “Жизнь за царя” и Мусоргского “Борис Годунов”; на экране меняются картины русских пейзажей.

Оборудование: компьютер, слайды, музыкальные фонограммы, государственная символика РФ, икона Казанской богоматери.

Концерт начинается со звучания Гимна РФ в записи хора. На экране – карта РФ.

Все зрители встают, поют вместе с хором.

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Входят двое ведущих

I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.

Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польско-шведской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.

На экране – картина Чистякова “Смутное время”

II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

I ведущий: Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.

II ведущий: Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены.

I ведущий: И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

II ведущий: И тем не менее нашлись здоровые силы – и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

На экране фото Алексея II

I ведущий: “Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть”.Это цитата нынешнего патриарха Всея Руси Алексия II.

II ведущий: Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны ! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

Выходят следующие трое участников, поют под музыкальную фонограмму

1 куплет песни из к/ф “Офицеры”.

На экране – портреты Минина, Пожарского, патриарха Гермогена, Сусанина

От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой
Только громкая доблесть их
Поселилась в сердцах живых
Этот вечный огонь,
Нам завещанный от них,
Мы в груди храним.

Включается фонограмма: Д.Верди – фрагмент из увертюры к опере “Сила судьбы”, М.Мусоргский симфоническая фантазия “Ночь на Лысой горе”.

Под звучание тревожной мелодии участники читают поэму Т.Павлюченко “Русская смута”

I участник:

Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.

II участник:

Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно

III участник:

Лжедмитрий – бывший русский инок,
Что веру православную предал,
Наверно, всё же богом был покинут,
Коль душу церкви католической отдал.

I участник:

Лжецарь – в Москве, в Москве – поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы – в грязь, к своим ногам.

II участник:

В год жуткий вновь нет единенья
Среди бояр, средь именитых казаков.
Когда ж в народе кончится терпенье?
Когда ж он будет к битве с ворогом готов?

III участник:

Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?

I участник:

Он – новый претендент на царство.
Любым путём пришёл занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия - на воре – вор

II участник:

Насильно принял Шуйский постриг:
С престола – вон, подальше – в монастырь.
Опять вопрос о власти острый:
Стране – державной быть??? Или... пустырь?!

III участник:

Московская бояр верхушка
Опять впустила польские отряды
Российский трон для них – игрушка:
“Царём – Владислава нам надо”.

I участник:

Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу – не быть самодержавным,
В Москве Владиславу – по-русски жить.

II участник:

Но Сигизмунд – монарх коварный –
Отец Владислава – поляк –
За власть он в бой вступил неправый,
Коль сын согласен править так.

III участник:

Осталась церковь лишь единой,
Молилась за Россию ночь и день.
“Сбирайтесь, россияне, воедино” –
Призвал из заточенья Гермоген.

I участник:

Призыв пришёл нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.

II участник:

Что нет конца проклятой Смуты,
Руси – не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы –
Уже готово вороньё для пира.

III участник:

Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли
Взывал к народу: “Русь спасайте!”

Возможен внос иконы Богородицы Казанской.

На экране – картина Маковского “Возвышение Минина к нижегородцам”

I участник:

Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
“Победа Родины – святое дело”.

II участник:

Пожарский Дмитрий – воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
“Полякам не топтать Москву ногами”.

III участник:

Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю.

Заканчивается звучание фонограммы колокольным звоном

На сцене ведущие

I ведущий: Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

На экране высвечивается иллюстрация к книге Рылеева “Иван Сусанин” “Любовью к родине дыша”

II ведущий: В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.

Инсценирование поэмы К. Рылеева “Иван Сусанин” на фоне музыкальной фонограммы (фрагмент оперы М.Глинки “Жизнь за царя”). На экране иллюстрация из книги К. Рылеева “Любовью к Родине дыша”.

Действующие лица:

  1. Чтец.
  2. И.Сусанин.
  3. Поляки (3–4 человека).

Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, –

Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти.

Поляк: Куда ты завёл нас?”

Чтец: лях старый вскричал

Сусанин “Туда, куда нужно,

Чтец: Сусанин сказал

Убейте, замучьте, – моя здесь могила.
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской Земли!

Поляки: “3лодей!”

Чтец: закричали враги, закипев.

Поляки: “Умрёшь под мечами”.

“Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело.
И радостно гибнет за правое дело.
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь”.

Поляки: “Умри же!”

Поляки герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали.

Поляк: “Погибни, предатель! Конец твой настал!”

И твёрдый Сусанин весь в ранах упал.
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила.

На экране – миниатюра “Избрание Михаила Романова на царство”

I ведущий: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари – самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь|.

II ведущий: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу – возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения.

На экране слайд – памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и памятник Сусанину в Костроме

Участники исполняют песню:

(Музыка и слова М. Ножкина) под музыкальную фонограмму

На экране во время исполнения песни карта РФ на экране сменяется картинками русских пейзажей

  1. Карта РФ.
  2. Государственная символика РФ.
  3. Фото патриарха всея Руси Алексия из газеты “Труд”. 11.2005 г.
  4. Борис Годунов фрагмент росписи Московского кремля.
  5. Л. Килиан. Лжедмитрий 1.
  6. К. Вениг. Последние минуты Самозванца.
  7. П.Чистяков. Смутное время.
  8. К. Маковский. Воззвание К.Минина к нижегородцам.
  9. Иван Сусанин – иллюстрация к книге К.Рылеева “ Любовью к Родине дыша”.
  10. Н.Лавинский. Памятник И.Сусанину в Костроме.
  11. Миниатюра из книги “Избрание Михаила Романова на царство”.
  12. Иллюстрация к книге “Царство людей”.
  13. Бояре. Учебник Ворожейкиной “Рассказы по родной истории”.

Литература

1. К. Рылеев “Любовью к Родине дыша”.

2. Патриарх Всея Руси Алексий II. Статья “Праздник спасения страны”, газета “Труд”, ноябрь 2005 год.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....