Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образования
неоднократно указывает на
ребенка, развитие положительного самоощущения
и формирование позитивного отношения
к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия
дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием
.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать
с окружающими людьми, достигать общих интересо
в, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других
.
Речь , в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации . При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в
Света Карастелева
Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие»
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый , способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка .
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития . Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Вот почему меня заинтересовала проблема « через интеграцию различных видов деятельности». Т. К. основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Основной целью в моей работе по социально-коммуникативному развитию является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой я использую следующие задачи :
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
Формирование основ безопасности в быту, социуме , природе;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ожидаемый результат
развитие эмоций и навыков общения у ребенка;
Успешная социальная адаптация ;
Улучшение детско - родительских отношений.
Данное направление моей работы нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях : Приказ МинОбрНауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.
Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.
« детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.»
В. А. Сухомлинский
Что же такое «социализация » ?
«Социализация » происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности .
Это начальный период социализации ребенка , приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Социальное воспитание дошкольника - это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.
Это формирование гуманистических чувств и отношений.
Это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.
Это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Я работаю по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга» . Использую парциальную программу
Князевой О. Л., М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» , региональную программу «Приключение светофора» , методическое пособие Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет» .
Главный принцип в построении предметно развивающей среды и игрового пространства : не давать готовые ответы, а развивать исследовательские способности детей в поиске ответа на вопросы.
Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДО :
Насыщенности среды;
Трансформируемости;
Полифункциональности;
Вариативности;
Доступности;
Безопасности.
Игра, в реализации ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка . Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. А. Екжанова в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр :
- «Дом, семья» .
- «Игры с транспортом» .
- «Больница» .
- «Магазин» .
- «Игры с животными» .
- «Мастерская» .
- «Парикмахерская» .
Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.
Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.
В группе находятся :
Макет перекрёстка;
Набор дорожных знаков, макет светофора;
Атрибуты инспектора ДПС;
Набор транспортных средств;
Иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
Плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;
Папки-передвижки;
Дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.
Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления , внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу .
В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную , грамматически правильную речь.
Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся образами для подражания.
Всю свою работу я строю на следующих принципах :
Научности;
Доступности;
Прогностичности;
Последовательности и концентричности;
Системности;
Интегративности;
Культуросообразности и регионализма;
«диалога культур.
В своей работе я использую следующие формы деятельности :
Совместная (партнерская) деятельность;
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная (партнерская) деятельность подразумевает :
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности.
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
4. Открытый временной конец занятия.
Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю :
1. В утренние и вечерние часы.
2. На прогулке.
Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :
1. Подвижные игры с правилами.
2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия.
3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.
4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
5. Опыты и эксперименты , дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.
6. Беседы, ситуативные разговоры.
7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.
Самостоятельная деятельность детей
как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.
В своей работе я использую все виды деятельности.
Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников , дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.
Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие , коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка .
Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие , формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.
Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.
Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.
В своей работе применяю следующие методы :
Наглядные;
Практические;
Словесные;
Метод сравнивания;
Метод моделирования ситуации;
Метод повторения.
Новизна опыта
В своей работе я применяю тестопластику.
С детьми мы изготавливаем сказочных героев, которые потом мы применяем в игровой деятельности. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, и оживляем этих героев.
Свой опыт работы с тестопластикой я применяю и в работе с родителями . Родители помогают создавать материалы для использования оснащения развивающей предметно пространственной среды в игровой деятельности
(знаки, дома, куклы, посуда и т. д.)
Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.
Цель взаимодействия с семьёй :
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются :
Родительские собрания;
Лектории;
Круглые столы;
Мастер-классы;
Заседания клуба «Семейная гостиная» ;
Индивидуальные консультации;
Размещение материала на стенде для родителей;
Тренинги.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :
Дни открытых дверей;
Турниры знатоков;
КВН, викторины;
Праздники;
Семейные конкурсы;
Выпуск газеты;
Просмотры фильмов, мультфильмов;
Концерты;
Оформление групп;
Соревнования;
Благоустройство ДОО и территории.
Активное участие я принимаю в жизни ДС. Обладая артистизмом и перевоплощением постоянно играю различные роли в мероприятиях дошкольного учреждения.
Готова всегда прийти на помощь коллегам. Я являюсь наставником и примером для молодых специалистов. Провожу консультации, мастер – классы, делюсь своим опытом , разрабатываю проекты.
В МБДОУ№60 я работаю около двух лет . Оценку индивидуального развития детей провожу в рамках педагогической диагностики. Результаты моей непосредственной работы вы видите на экране .
Динамика результатов освоения образовательной программы
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало года 2015 9% 91%
Конец года 2016 18% 68% 14%
На экране вы видите мои достижения, и достижения моих воспитанников.
В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети :
Овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;
Положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.
Способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.
Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;
Адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;
Способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам ;
Могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;
Способны к принятию собственных решений.
Благодарю за внимание. Творческих успехов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад первой категории
№ 60 «Ягодка» с. Кулешовка
«Социально – коммуникативное развитие через интеграцию различных видов деятельности».
Карастелева Светлана Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка , в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением .
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие , формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя :
Организацию предметно-пространственной среды;
Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
Стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
Устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
Мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
Обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
Моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие » реализуется в 4-ех направлениях :
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста . И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки .
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни . Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является патриотическое воспитание. (слайд)
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
Воспитывать уважение к труду;
Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
Формировать элементарные знания о правах человека;
Расширять представления о городах России;
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, праздниках и развлечениях , в играх, в труде, в быту - так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через :
Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота» , «мое здоровье» , «безопасность в помещении» , «безопасность и природа» , «общение с незнакомыми людьми» .
Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность , наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями :
Привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
Дни открытых дверей для родителей;
Анкетирование родителей;
Консультации для родителей;
Родительские собрания;
Оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка . Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада : учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально -коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.
дошкольного возраста в системе ФГОС ДО
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.
Основные аспекты социализации
Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.
Включает в себя два основных аспекта:
- усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
- активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.
Структура социализации
Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта. К основным компонентам социализации принято относить передачу посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.), а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.
Деятельностный аспект
В концепции А.Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.
Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме. При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А.Н. Леонтьева, является условным понятием. В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.
Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью).
Сфера общения
Сфера общения и тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности. Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий - то есть в процессе деятельности.
Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической). Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.
Сфера самосознания
Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент), оценка себя (эмоциональный), отношение к себе (поведенческий).
Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.
Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер - как деятельности, так и общения и самосознания.
Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.
Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для включает в себя следующие параметры:
- уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
- уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
- уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
- уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
- уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
- уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
- уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).
Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников
В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.
Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.
Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.
В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.
В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.
Социально-коммуникативная компетентность ребенка
Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.
В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:
- Социальный - соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
- Коммуникативный - умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.
Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности
Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.
Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях - физическом, психическом и социальном.
Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк
В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.), целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:
- дети с ослабленным соматическим здоровьем;
- дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.);
- дети, имеющие трудности в обучении;
- дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
- дети, не имеющие особенностей в развитии.
Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.
Социально-коммуникативное развитие - динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:
- развитие ;
- привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.
Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.
Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?
Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
- Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
- Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
- Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
- Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
- Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
- Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
- Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.
Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста
Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн , который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.
Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.
Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.
Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Видео
Видео-презентация на тему: