Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Свои фаберже. Известный российский ювелир Карл Фаберже: биография, творчество, память. Яйца Фаберже. Четыре пасхальных яйца королевской коллекции

Поставщик Высочайшего двора, придворный ювелир королей Европы и Азии, революционер в ювелирных техниках… Конечно, мы говорим о Карле Фаберже. Изделия, техника и мастера фирмы Фаберже в свое время определили развитие целой отрасли.

В этой статье мы расскажем о неповторимом стиле изделий Фаберже, а также о мастерах и продолжателях его дела.

Стиль Фаберже

Карл Фаберже обучался в лучших школах Европы и требовал от своих сотрудников большого мастерства. Перед тем как приступить к работе, все мастера должны были изучить европейские технологии ювелирного дела. Карлу Фаберже было неважно, сколько времени это займет, - главным оставалось качество изделия.

В фирме постоянно искали новые направления, изобретали новые техники. При этом Карл Фаберже был еще и отличным менеджером: в свое время на него работали различные мастера - ювелиры-оправщики, художники-миниатюристы, резчики, золотых дел мастера и даже химики. Так Фаберже обеспечивал заказами лучших мастеров того времени, и в итоге они могли создавать настоящие шедевры.

Визитной карточкой Фаберже стали знаменитые пасхальные яйца. Каждое яйцо было не просто красивым изделием, украшенным драгоценными камнями. В них находилась сложная система механизмов, которые прятали внутри изделия секрет.

Поражает то, насколько детально исполнялись эти изделия. Например, в яйце «Сибирский поезд» находилась миниатюрная копия транссибирского экспресса. Этот поезд - пример тончайшей работы мастеров Фаберже. Экспресс был выполнен из золота и приводился в движение с помощью механизмов.

Чтобы достичь такой поразительной точности, М. Е. Перхин - художник экспресса и главный мастер фирмы довольно продолжительное время изучал строение поездов. Теперь, глядя на его миниатюрное творение, мы можем составить полное представление о том, как выглядел транссибирский экспресс.

Другая характерная черта стиля Фаберже - мастерская работа с эмалью. Особых успехов фирма достигла в изготовлении эмалей по гильошированному фону. Вдохновленный искусством Франции XVIII века, Карл Фаберже научился воспроизводить эту сложную технику.

Гильошировка - это способ декорирования металла, при которой на поверхность наносят тонкий гравированный узор из различных линий в геометрической последовательности. Это может быть узор из параллельных или пересекающихся линий, прямых или волнообразных. Сверху этот узор покрывали эмалью различных цветов.В итоге этого трудоемкого процесса получались удивительные изделия, которые «играли» и переливались различными оттенками.

Искусство эмали по гильошированному фону уже много лет поражает своим цветом, игрой света и разнообразием рисунка. В то время как современники Фаберже овладели несколькими простыми цветами эмали, Фаберже мог изготовить эмаль более чем 150 оттенков. Эмали, от нежных тонов до ярких, около 200 вариантов гильоша - в этой технике Фаберже не было равных.

Искусство Фаберже в наше время

В наши дни известно не так много продолжателей дела Фаберже. Их выявлением занимается Мемориальный фонд Карла Фаберже, который учредила правнучка Карла Татьяна. Фонд ищет и награждает достойных мастеров-ювелиров, художников и исследователей дела Фаберже.

Среди них и Квашнин Сергей Иванович - создатель Ювелирного дома «Квашнин». За время своей работы он изобрел серию ювелирно-граверных инструментов, которыми пользуются ювелиры по всей стране. Среди инструментов особенно выделяются гильошировочные станки - с их помощью можно изготовить более 10 000 вариантов рисунка. Такого разнообразия орнаментов не было даже в фирме Фаберже.

Чтобы отметить заслуги мастеров ювелирного дела, Мемориальный фонд Карла Фаберже учредил серию наград. Из всех ювелирных фирм мира их создание доверили Ювелирному дому «Квашнин». Начиная с первого ордена, созданного в 2008 году, по сей день все награды разрабатывает Дом «Квашнин».

Работа в стиле Фаберже - это одно из основных направлений деятельности Дома «Квашнин». В Ювелирном доме возможно реализовать самые сложные и интересные задачи.

Убедиться в этом вам поможет наш . Также советуем посетить раздел, посвященный . И не забудьте на обновления нашего блога, чтобы первыми читать интересные статьи из мира ювелирного дела.

30 мая – знаменательная дата для всего культурного мира. Именно в этот день 169 лет назад родился легендарный российский ювелир, основатель целой династии ювелиров, прославивший нашу страну далеко за её пределами – Карл Густавович Фаберже.

Создание ювелирного дома Фаберже

Известная ныне фирма начала своё существование как небольшая мастерская, основанная в Санкт-Петербурге в 1842 году Густавом Фаберже.

Уже тогда Фаберже-старший мечтал, чтобы начатое им дело переросло в крупную семейную компанию. В 1850-х годах Густав отправил сына за границу для обучения ювелирному искусству у известных европейских мастеров, в том числе знаменитого Йозефа Фридмана. Вернувшись в Россию, в 1870 году 24-летний Карл возглавил фирму отца.

У него был намётанный глаз. Фаберже умел подбирать художников и ювелиров и видеть в обыденном прекрасное. Он обладал глубокими знаниями мировой художественной культуры, часто путешествовал и занимался самообразованием. Для Карла Фаберже не существовало мелочей: ювелир уделял значительное внимание не только мельчайшим деталям изделий, но и футлярам.

«Ювелир Его Императорского Величества»

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III. За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!




С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.





Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.








Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

В изделиях Фаберже сочетались самые разные художественные стили и направления: ампир, готика, модерн, неоклассицизм и, конечно же, русские национальные мотивы.

Некоторые ошибочно полагают, что отличительной чертой фирмы были роскошные изделия, выполненные из редкостных дорогостоящих металлов и камней. На самом деле секрет Фаберже заключался в умении понять и почувствовать материал, вдохнуть в него жизнь, раскрыть всю его красоту и величие.


Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Визитной карточкой компании было создание изделий в «русском стиле». Кокошники с бриллиантами и серебряные чарки с самоцветами вызывали восторг иностранцев. Уже тогда ювелирный дом стал выпускать украшения, в которых сочетались разные драгоценные камни.






Ювелирами дома Фаберже создавались искусные оправы икон, кресты и церковная утварь для храмов и монастырей Кремля. Всё это выполнялось в старорусском стиле и украшалось невиданными до того времени узорами, тончайшей сканью или эмалевой росписью.

Традиции легендарного ювелира

Ежедневно создавая украшения для самых разных женщин, художники SOKOLOV не забывают о том, что ювелирное дело – это прежде всего искусство. Так, в 2011 году появилась первая модель из серии эксклюзивных изделий, выполненных в особом узнаваемом стиле компании. Каждое творение уникальной коллекции раскрывает философию бренда и отражает идею постоянного движения вперёд.

Сначала, вопреки известному выражению, мастера изобрели велосипед, каждая деталь которого – фрагмент ювелирного изделия. Годом позже появилась другая модель, выполненная в ретро-стиле.


Продолжением темы стало создание серебряного ретро-автомобиля, украшенного полудрагоценными камнями и эмалью. Самой масштабной моделью коллекции стал серебряный локомотив с более чем тысячью камней, каждый из которых закреплен вручную. Уникальность изделий не только в их неповторимом дизайне, но и в том, что все они абсолютно подвижны.


Олицетворение свободы, успеха и стремления к новым вершинам – сканная фигура сокола, ставшая результатом долгой кропотливой работы ювелиров и ещё одним эксклюзивным творением.


Каждый год художники и мастера-ювелиры SOKOLOV удивляют нас новыми шедеврами, глядя на которые понимаешь, что блестящая история дома Фаберже имеет достойное продолжение.


Многое ли вы знаете из истории империи, построенной этим художником?
Мастером, день рождения которого официально стал днем ювелира?

На самом деле, Фаберже - не один человек, а семейная фирма, маленькая ювелирная империя, где в согласии работало несколько поколений ювелиров.

Начало ей было положено в 1842 году, когда Густав Фаберже, уроженец эстонского города Пярну, открыл в Санкт-Петербурге магазин «Золотых и Бриллиантовых Вещей». Почему сын плотника стал ювелиром, история умалчивает, но дела в мастерской шли успешно, что позволило дать детям прекрасное образование. Стоит отметить, что весомую лепту в обучение детей внесла и мать, дочь датского художника Шарлотта Юнгштедт. Именно она помогла развить Карла и Агафона, утонченное восприятие красоты, сделавшее впоследствии их произведения эталоном ювелирного искусства.

Петер Карл сначала учился в немецкой частной школе Святой Анны, затем продолжил образование в Дрездене. Несколько лет путешествовал по Европе, изучая опыт ювелирного производства. Дольше всего он задержался в мастерской франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана, которого впоследствии называл своим учителем.

Обучение у лучших европейских ювелиров не прошло даром, в 1872 году 26-летний Карл возглавил мастерскую отца. Нельзя сказать, что мастерская Фаберже сразу же стала знаменита, успех пришел только в середине 80-х годов, когда у произведений братьев Фаберже (с 1882 г. к Карлу присоединился 20-летний Агафон) появился свой узнаваемый стиль. Этому во многом способствовал и талантливый мастер-ювелир Михаил Перхин, пришедший в мастерскую в 1885 году и проработавший в ней до 1903 года.

В этот период Карл участвовал в проведении реставрационных работ в Эрмитаже. По преданию, значительную часть работ он выполнял бесплатно, так как они позволяли досконально знакомиться с лучшими произведениями ювелирного искусства из эрмитажной коллекции. Здесь Фаберже получил свой первый крупный официальный заказ – изготовление копий скифских золотых изделий из «Керченского клада». Затем последовал заказ от императора на изготовление пасхального яйца. Последовали и другие заказы. Уже в мае 1885 года произошло знаменательное событие – Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора». Авторитет фирмы Фаберже стремительно рос.В 1890 году Карл стал потомственным почетным гражданином (привилегированное сословие, стоящее ниже дворянского) и был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества».

Принципом Фаберже было отсутствие банальности: ни одно изделие не повторялось дважды, а если заказчик умолял создать копию, то мастер все равно старался внести изменения, превзойти предыдущее изделие по красоте. Эта постоянная гонка за все более великолепным результатом, ежедневное самосовершенствование быстро возвело Дом Фаберже в разряд величайших ювелиров своего времени, которых признали не только в России, но и в Европе и Америке.

В 1899—1900 гг. в центре Санкт-Петербурга возводится главное здание фирмы Фаберже по проекту архитектора Карла Шмидта, двоюродного племянника ювелира. На первых этажах разместились магазин и мастерские. Остальную часть здания заняли жилые комнаты семьи Фаберже.

Дом Фаберже называли «культурной губкой», потому что в его произведениях равномерно сочетались мотивы самых разнообразных художественных направлений: и пышный ампир, и романтическая готика, и плавное Ар Нуво, и пряный Восток, и, конечно, русские национальные стили. Вопреки распространенному мнению, что все изделия Фаберже роскошны и безумно дороги, изготовлены из самых редких и ценных материалов, на самом деле визитной карточкой Дома было умение понять глубинные качества любого материала, одухотворить мертвый металл и заставить камень открыться во всей красе.

Многие вещицы были не так уж и дороги, знаменитые пасхальные яйца были в несколько раз дешевле, чем бриллиантовые ожерелья европейских ювелиров того времени, однако сам Карл Фаберже говорил: «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга ».

Постоянный поиск новых решений приводил к использованию порой и недрагоценных металлов рядом с изумрудами и бриллиантами, и цветного стекла, и полудрагоценных российских самоцветов, а рядом с золотом непременно присутствовали серебро и платина.

Одной из характерных черт фирмы было использование так называемого «Русского стиля», очень популярного в конце 19 - начале 20 вв. Бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра, как у славянских князей, удивляли заморских гостей, а яркие подвески, в которых сочетание зеленых изумрудов, синих сапфиров и красных рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение...

Православная символика также пользовалась вниманием Дома: для церквей и монастырей Кремля Фаберже создавал золотые оправы для икон, кресты, обложки для Евангелий, панагии и литургические наборы. Все они были изготовлены в старорусском стиле, в точности напоминая предметы 12 – 15 веков, но гораздо более искусно сделанные, обильно украшенные традиционными для того времени жемчугом, альмандинами и турмалинами, красочными эмалями, тончайшей сканью, выложенной в стилизованный растительный орнамент, и металлическими резными узорами.


Традиционная для Древней Руси обработка металла вообще характеризует изделия Фаберже «старорусского» стиля: серебряные ковши и братины, инкрустированные кварцем, аметистами и халцедонами, украшенные лепными цветами и чудо-птицами, порой сплошь покрытые яркими разноцветными сочными эмалями, поражают глаз искусностью стилизации.

Даже самые знаменитые изделия Дома - пасхальные яйца с сюрпризами - также являются продолжением национальной традиции, ведь именно в России был наиболее популярен обычай дарить на Пасху крашеные яйца-«писанки». Из яиц настоящих в 19-м веке вырос «рынок» пасхальных яиц из дерева, фарфора, а потом и самоцветов и металла.Но произведения Фаберже затмили всех конкурентов, ведь Дом изготавливал подарки для членов царской семьи. Исключение было сделано лишь для богатейшего предпринимателя Кельха - им Фаберже изготовили семь яиц.

Первое же яйцо Фаберже было сделано в подарок супруге Александра III Марии Федоровне в 1885 году. Это было так называемое «Куриное» яйцо. Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона. Это пасхальное яйцо способствовало присвоению Фаберже в том же году звания Поставщика Высочайшего двора. Этот титул дал право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак.

Тонкость работы поражает даже сегодня. Многие работы изготавливались в память о каких-либо значимых событиях. Так, в яйце из гелиотропа, покрытом золотыми цветами, скрывается на подставке из аквамарина, символизирующего гладь моря, золотая модель крейсера «Память Азова», на котором сыновья Александра III совершили длительное путешествие по Востоку.

А в другом, серебряном, украшенном эмалью яйце, хранится золотая заводная миниатюрная модель поезда, что знаменует создание Сибирской магистрали.

Первое яйцо подаренное Александре Федоровне императором."Сюрприз" - роза, как напоминание о Родине императрицы, славящейся своими цветами. Стиль - неоклассицизм. Яйцо из цветного золота, прозрачной красной и непрозрачной белой эмали, бриллиантов, бархата. Бутон из золота, непрозрачной зеленой и желтой эмали.

Яйцо венчает портрет-миниатюра императора Николая II, год написан на пьедестале яйца под бриллиантом. Яйцо открывается; внутри яйца находится желтый бутон розы, в котором, в свою очередь, раньше находилось два сюрприза: миниатюрная модель императорской короны, и рубиновая яйцевидная подвеска, висящая в ней. Оба сюрприза были изъяты из яйца до того, как яйцо-сувенир было продано Советским правительством в 1920-е годы. Местонахождение этого яйца было неизвестно в течение многих лет.Золотое, покрытое прозрачной эмалью яйцо, которое подарил Александре Федоровне Николай II вскоре после событий на Ходынском поле, стоит на золотой модели Московского Кремля - посвящение Москве глубоко символично, потому что первопрестольная не пользовалась после трагедии особой любовью августейшей четы.

"Яйцо-часы с синей змеёй" - было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании "Яйца герцогини Мальборо" в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.По всей видимости император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году, и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.

"Двенадцать монограмм" - яйцо было создано в 1896 году по заказу императора Николая II подаренно им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд. Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней — АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо отрывается и внутри имеет отделку бархатом. Сюрприз яйца - миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.

Пасхальное яйцо императорского двора - "Яйцо с вращающмися миниатюрами". Дата изготовления - 1896 год. Яйцо выполнено из горного хрусталя и окантовано полосой, усыпанной бриллиантами. Внутри яйца на золотом стержне укреплены четыре вращающиеся миниатюры в золотых рамках с видами императорских дворцов. Миниатюры выполнены Иоганнесом Зенграфом. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1896 года. Хранится в Музее Изящных искусств штата Вирджиния, Ричмонд,США, коллекция Лилиан Т.Прат.



Яйцо посвященное коронации императора Николая II - "Коронационное" Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты - сюрприз (мастер Георг Штайн), в которой император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы. В карете висело крошечное яйцо, украшенное бриллиантами. Под портретным бриллиантом на верхней части яйца находятся инициалы Александры Федоровны из розовых бриллиантов и рубинов. Дата написана под меньшим портретным бриллиантом на нижней стороне. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами.

Яйцо "Ландыши". Поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали.

На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь три миниатюрных портрета, трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.).

Яйцо - часы "Букет лилий". Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.Яйцо -"Анютины глазки" сделано в 1899 году. Яйцо сделано из нефрита, золото, позолоченное серебро, бриллианты, эмаль. Сюрприз яйца - золотой мольберт на котором стоит бриллиантовое сердечко в центре с эмалью. На сердце - мольберте одиннадцать овалов из красной эмали, где стоят инициалы семьи Романовых. Все овалы раскрываются и под ними находятся миниатюрные портреты семьи императора.

Яйцо- часы "Петушок", сделано в 1903 году. Маленький золотой петушок, очень реалистично выполненный из золота и раскрашенный желтой, голубой и зеленой эмалью, с бриллиантовой россыпью на перышках появляется из-за золотой решетки, чтобы сообщить время в нужный час; при этом он кивает головкой и хлопает крылышками, и даже его маленький клюв легка шевелится.

Пасхальное яйцо императорской семьи "Гатчинский дворец", это точная миниатюрная копия дворца с прилегаюшие терретории, с деревьями, фонарными столбами,главной загородной резиденцией вдовствующей императрицы - Марии Федоровны.

Яйцо - "Корзинка цветов". Мастер, изготовивший это яйцо - неизвестен. "Сюрприз" яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года.

Яйцо с самым сложным механизмом. Для вдовствующей императрицы готовили другое яйцо, но она однажды намекнула сыну, что хотела бы к Пасхе что-то «с голосом». Так она получила дерево с птичкой внутри. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, нажатием которого поднимается замаскированная листвой круглая крышка на вершине дерева. Оттуда появляется птичка из переливающихся перьев и начинает петь

Единственное, которое придумала женщина. Художница Альма Пиль предложила полностью новое решение внешнего вида подарка. Яйцо сделано в стиле дамского рукоделия, которым увлекалась императрица Александра Федоровна, и Фаберже сразу поддержал эту идеюСовсем аскетично яйцо, подаренное Николаем Александре перед самой Революцией - оно изготовлено из стали, лишено декора, единственными деталями служат золотая корона наверху и гербы по бокам, подставка же сделана в форме четырех снарядов на постаменте из нефрита.

Удивительное разнообразие фактур, оболочка то из самоцветов, то из металла, трудоемкие «сюрпризы» сделали яйца Фаберже настоящей легендой. Всего ими было создано пятьдесят семь яиц - однако на сегодняшний день в Российских музеях осталось лишь десять, остальные были проданы в первые годы Революции за бесценок за границу, и многие осели в коллекциях европейских королевских домов или кладовых американских миллионеров, всегда питавших к Фаберже большую слабость.

Однако пасхальные яйца - не единственная сфера деятельности, сделавшая Фаберже знаменитыми. Очень много работали они с российскими самоцветами - фигурки из резного камня были одной из существенных статей дохода. Маленькие обезьянки, тюлени, мышки, носороги, собачки - «зоопарк» Фаберже был огромен, и для каждого животного подбирался камень, наиболее точно передающий его естественный окрас, для поросенка - розовый кварц, для тюленя - обсидиан, для рыбки-карпа - оранжевый сердолик...






Очень любили в Доме Фаберже горный хрусталь: его использовали повсеместно, иногда сам по себе, делая фигурки совсем прозрачными, иногда с глазками из драгоценных камней. Еще одна серия - самоцветные статуэтки людей в национальной одежде народов России, а также «характерные» работы, показывающие людей разного социального уровня в привычных для них делах - дворник, певица, музыкант, многие из таких работ Фаберже продавали за границу.


Еще одна область использования самоцветов в работе Фаберже - потрясающие воображение «каменные цветки», помещенные в «вазочки» из горного хрусталя, так искусно вырезанные, что в них будто бы налита вода. Стебельки изготовлены из золота и серебра, листики - из нефрита, лепестки окрашены эмалями и тщательно отполированы, так что цветок действительно кажется «живым».


«Одуванчик» сделан из золота и серебра, а к тычинкам приклеен натуральный цветочный пух; серии одуванчиков были особенно популярны. Золотые корзинки с ландышами, веточки рябины и кактусы в горшочках собирали не только русские дворяне, но и европейские аристократы: особенно любила цветы Фаберже английская королева Александра, сестра русской императрицы Марии Федоровны.

Для большинства ювелирных украшений Фаберже характерно следование стилю ар деко - изогнутые линии, причудливое сочетание экзотических восточных мотивов и растительных орнаментов, использование «натуралистической» темы. Много у него брошей в виде насекомых и птиц, веточек и цветов, а блестящие подвески - характерные для Фаберже произведения - поражают орнаментикой и симметрией, в то же время напоминая старинные украшения Средневековья своей массивностью. Часто детали несколько укрупнены, в противовес изящным статуэткам и яйцам, чрезвычайно пышны и сразу бросаются в глаза, камни используются в основном крупные и дорогие - рубины, бриллианты, изумруды, сапфиры.

Интересная область работы Дома - изделия практического назначения. Среди них особенно хорошо продавались портсигары из золота, серебра и платины, украшенные гравировкой или переливающимися эмалями, которые могли имитировать и рыбью чешую, и перламутр, и шелк, и инкрустированные драгоценными камнями, либо покрытые цветочно-растительными узорами в русском стиле.

Лорнеты и лупы из золота и полудрагоценных камней, ручки для зонтиков, печати, рамки для фотографий, ножи для письма, корпусы часов, мундштуки и пепельницы вырезали из родонита, яшмы, горного хрусталя, сердолика, нефрита, бовенита, лазурита, топаза и кварца. Ручка зонта могла иметь форму женской головки, блюдо быть словно выложенным яшмовыми смородиновыми листьями, а шляпка «гриба» из хрусталя отшлифована так, что камень стал золотистым и шероховатым.

Туалетные коробочки могли быть целиком сделаны из самоцветов или серебряными с эмалевым «ситцевым» покрытием, а вечерние сумочки создавались из золота и серебра подвижного «кольчужного» плетения. Серебряная посуда - еще одна сфера деятельности Дома Фаберже, где они, часто сочетая этот металл с горным хрусталем, добились непревзойденных высот, матовый блеск серебра оттенялся объемными изображениями растений, словно вьющихся по поверхности металла.

Обидно, что блестящая история российского Дома Фаберже оказалась так коротка - в 1917 году Карл Фаберже уехал из Петербурга сначала в Ригу, а оттуда пароходом в Европу и, как и многие известные ювелиры того времени, навсегда покинул Россию.

Всего через три года Карл умер в Лозанне, а его сыновья, последовавшие за отцом в эмиграцию, попытались возродить его дело в Париже, где была открыта мастерская "Faberge & Cie", где ремонтировались и переделывались старые изделия и изготавливались новые по сохранившимся эскизам. Через какое-то время лицензия на использование торговой марки Фаберже была продана, в разное время под ней работали разные фирмы, и предпоследним владельцем была транснациональная компании Unilever, производившая под этой маркой столовое серебро и хрусталь в «русском» стиле и ювелирные украшения.

Недавно же ювелирный мир был потрясен известием: марка Фаберже была перекуплена инвестиционной компанией Pallinghurst Resources, причем крупнейшим инвестором собирается стать русский миллиардер Виктор Вексельберг, который чуть ранее выкупил и привез в Россию 15 яиц Фаберже из американских частных коллекций. Планы у покупателей грандиозные - планируется возрождение великой марки.


Осуществятся ли эти планы - пока непонятно. Но одно можно сказать точно - не только миллионные инвестиции решают, будет ли та или иная марка лучшей в своем роде.
Дом Фаберже никогда не был наиболее дорогостоящим из всех - однако произведения его отличает искуснейшая ручная работа и видимый невооруженным глазом талант.
И вряд ли новым произведениям ювелирного искусства удастся затмить то, что создано было великой семьей - название купить можно, но не все продается за деньги.

Мы, люди XXI века, считаем, что знаем о роскоши все: дорогие гаджеты, спортивные машины, огромные драгоценные камни в ювелирных украшениях, маленькие лейблы на одежде, которые специально не отрезают. Для нас роскошь – это, в первую очередь, цена бренда. Но есть такие вещи, элитарность которых и по сей день характеризуется не только «именем», но и своей искусностью.

Фамилия Фаберже еще с конца XIX века стала синонимом искусства для богатых.

Наследник отцовского дела Петер Карл Густавович обучался ювелирному делу в Европе и в двадцать четыре года взял управление фирмой в свои руки. Поворотным моментом для него и компании стала Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года, после которой императором Александром III ему было присуждено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Карл действительно был талантлив. Он разрабатывал и утверждал эскизы, скрупулезно следил за всеми этапами работы и мог с легкостью разбить почти готовое изделие, если оно не соответствовало его ожиданиям. Однако главной силой Фаберже было его организаторское чутье, позволившее собрать в одной фирме более десятка талантливых мастеров и художников, среди которых были Хольмстрем, Коллин, Перхин, Вигстрем, Дербышев и многие другие. Кроме того, он нередко приглашал к сотрудничеству мастеров из других областей: архитектора Шехтеля, живописца Савицкого, скульптора Обера. Компания «квартировалась» в Санкт-Петербурге, хотя ее фирменные магазины были и в других городах, в том числе и в Москве.

Собранные в столице шедевры мирового искусства и обучение Карла за границей сыграли немаловажную роль в развитии художественного почерка фирмы. В противовес московским выдающимся ювелирным мастерам, делавшим упор на национальные мотивы и древнерусскую тематику, Карл предпочитал тонкую игру историзма. Мотивы табакерок екатерининского времени покрывали изящные папиросницы, а элементы безделушек становились частями настольных часов, чернильниц и других вещей более утилитарного назначения. Компания Карла создавала украшения, рамки, декоративные коробочки, культовые предметы, сервизы, вещи для быта и туалета.

Но, хотя большую часть работ мастерской можно было не только поставить на полку, но и использовать, к ним порой относились как к излишествам и даже мещанству. Владимир Набоков писал, что его «семья презирала работы Фаберже как олицетворение гротескной безвкусицы» .

Причиной тому отчасти был широчайший диапазон техник и материалов, применявшихся для создания. Ни один работник конкурирующих фирм того времени не владела эмалями лучше, чем мастера Фаберже. Их насыщенные краски нередко сочетались с несколькими оттенками золота, драгоценными камнями. Больше чем кто-либо до этого Карл приветствовал использование в ювелирном деле полудрагоценных и поделочных камней.

Самыми известными работами мастерских Фаберже до сих пор являются пасхальные яйца, которые представляют собой апофеоз всего русского золотого и серебряного дела того времени. Пасхальные яйца делались по принципу матрешки – в раскрывающейся скорлупе хранился сюрприз. Первой такой работой стало яйцо «Курочка» , прототипом для которого стала жемчужина датской сокровищницы – яйцо из слоновой кости, с вложенной короной и кольцом.


Заказанное Александром III для своей жены Марии Федоровны, оно должно было напоминать ей о доме. В этом самом простом из всех яиц Фаберже сюрпризов было целых два. В матовом желтке скрывалась курочка, внутри которой в свою очередь были маленькая копия императорской короны и цепочка с рубиновым кулоном.

Каждая подобная работа выполнялась целый год. Помимо традиционных проектов, включавших сюрпризы, произведение могло порадовать владельца и другими особенностями: так часть яиц стала часами. Их заказывали члены императорской семьи или приближенные. И после «Курочки» фирма Фаберже нередко повторяла уже известные произведения, но искусность художников и мастеров, внимательный подход к работе, позволяли создать совершенно новое произведение.

«Сравнивая работу Фаберже с оригиналом Ле Роя, обратите внимание на то, насколько точно следует современный ювелир композиции ларчика. Однако, разглядев в нем намёк на яйцевидную форму, он исполняет свое изделие в более изысканной манере, приспосабливая соотношение размеров украшенного трельяжной сеткой оригинала к изящному силуэту яйца, и утяжеляет основание» , - писал в 1953 году Кеннет Сноумен (Kenneth Snowman) о яйце «Ренессанс» и его прототипе – шкатулке мастера Ле Роя (LeRoy) XVIII века.


Теперь яйца, так же как и другие произведения фирмы, украшают коллекции музеев и галерей, включая недавно появившийся в Санкт-Петербурге «Музей Фаберже», основателем которого является В. Вексельберг.

Можно по-разному относиться к работам Фаберже. Как часть элитарной культуры они всегда вызывали раздражение у более демократично настроенной публики. Но в то же время и по сей день мало найдется людей, которые не восхитятся и не удивятся мастерству обработки металлов, камней и стекла. Достаточно просто представить, что все эти вещи делались на рубеже веков вручную, чтобы понять, насколько это был кропотливый труд настоящих профессионалов ювелирного дела. Как утверждает гуманитарная наука эстетика, прекрасное – это то, что способно нас поразить. Раз так, то произведения фирмы Фаберже прекрасны вне всяких условий.

Карл Фаберже (1846-1920).



Петер Карл Густавович Фаберже (18 (30) мая 1846, Санкт-Петербург — 24 сентября 1920, Лозанна) - немецкий ювелир, основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.
Карл Фаберже родился в Санкт - Петербурге 30 мая 1846 года. Он был старшим сыном Густава Фаберже, основавшего в 1841 году на Большой Морской улице, д. 11 небольшую ювелирную мастерскую. В 1860 г. семья переезжает в Дрезден. Карл получает художественное образование во Франкфурте, Флоренции и Париже, где изучает известные ювелирные коллекции XVI-XVII вв., методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения; в Саксонии осваивает резьбу по твердому камню.
Вернувшись в Петербург, в 1870 году, под руководством своего учителя Питера Пендина, Карл Фаберже становится во главе фирмы. В 1882 г. к Карлу присоединяется его 20-летний брат Агафон, проработавший с ним более десяти лет. В этом же году на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» фирма Фаберже впервые выставляет свои изделия и получает золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму, а также за ряд других ювелирных изделий.
Ювелирное декоративное искусство играло важную роль в жизни петербургского общества того времени. В Зимнем дворце хранился целый запас подарков для различных поводов. Большинство предметов этой кладовой было получено от фирмы Фаберже, располагавшейся буквально в нескольких шагах от дворца. С 1883 года фирма впервые получила заказ от императорского двора и фактически становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году появляется первое пасхальное яйцо Фаберже, которое заказал Александр III в подарок императрице Марии Федоровне.
Большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов, являются наиболее известными работами фирмы Фаберже. Их изготовление было в России традицией и старинным ремеслом, но только мастера фирмы Фаберже сумели довести это искусство до непревзойденного мастерства и изящества.





Это был самый грандиозный проект, который когда-либо доставался на долю кому-нибудь из ювелиров. В период с 1885 по 1916 гг. Александром III и Николаем II в качестве подарков для членов императорской семьи было заказано около 54 яиц - с сюрпризом внутри каждого. Некоторые из них требовали более года работы. “Сюрприз, скрытый в подарке царя, сохранялся в большом секрете, даже от самого императора”, - пишет шведский рисовальщик Ф. Бирбаум. Сюжеты не должны были повторяться - каждая вещь была уникальна. Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали золотопромышленник Келч, подаривший своей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц, князь Юсупов.
16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоенно звание ювелира Его Императорского двора: он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма больше не производит копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями. Фаберже создавал эмали тона желтых примул, лилово-сливового, розово-семужного, лилово-зеленого или голубого прусского тонов. Самым изысканным был его “устричный” тон. Фаберже впервые применил в России для предметов искусства технику «гильоше» - “солнечные лучи”, “волны” или муаровый узор, выгравированные на покрывавшейся эмалью металлической основе.




В 1900 году Фаберже строит для фирмы новое здание в Петербурге - дом № 24 на Большой Морской улице. К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Фаберже очень хорошо платил своим работникам, но рабочий день длился каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям - с 8.00 до 13.00. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца.
В работах Карла Фаберже можно проследить стилистические влияния разных эпох - от античности до модерна. Лучшими считаются его работы в стиле Людовика XVI и империи. Большинство изделий, выполненных в московских мастерских, созданы под влиянием идей мирискусников. Художник А. Бенуа, который был другом Фаберже, подсказывал ему идеи некоторых изделии - например, для яйца «Колоннада».
После успеха на Парижской выставке 1900 г. о Фаберже восторженно заговорил весь мир. Для того чтобы справиться с огромным количеством заказов, в 1916 году фирма Фаберже была преобразована в товарищество, которое имело несколько отделений (магазинов и мастерских): в Петрограде, Москве, Одессе и Лондоне. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII.




У Фаберже был один из лучших в России сейфов - «блиндированная» (бронированная) комната-лифт; на ночь ее поднимали до уровня второго этажа и держали под током. После Февральской революции постоянные клиенты, зная безукоризненную честность Фаберже, стали приносить в магазин на хранение свои драгоценности. Спрос на дорогие декоративные изделия падает, и в конце 1917 г. Карл Фаберже закрывает свой дом на Большой Морской улице, передав его содержимое директору Эрмитажа. Ювелир перебрался в Ригу, а оттуда в Германию. Там он заболевает, и в июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс (дочь управляющего императорскими мастерскими по производству мебели) и старший сын Евгений перевозят ювелира в Лозанну. В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. Карл Густавович скончался 24 сентября 1920 г. Его сыновья Александр и Евгений пытались возродить фирму в Париже, повторяя то, что было создано в России. Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.
Фаберже говорил в одном из интервью о своих конкурентах: “...если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга». Имя Карла Фаберже стало одной из «визитных карточек» России. Его время было триумфом российского ювелирного искусства - изделия Фаберже занимали почетное место во дворцах королей Англии, Болгарии, Дании, Швеции, Германии. Императорские пасхальные яйца Фаберже сегодня находятся в коллекциях Москвы, США и Европы.





























Благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга коллекция Форбса, приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на родину в 2004 году.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...