Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Приобщение детей к народным традициям. Доклад: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Духовская Татьяна Петровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: д.Кашино Волоколамский р-н Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Приобщение детей к народной культуре и

традициям»

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической

личности».

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством

духовного

оскудения

личности,

опасность

нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся

нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна

проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на

собрании национальных достижений.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников

является формирование у детей общего представления о культуре русского

богатстве

разнообразии,

благородстве.

Народная

культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

дошкольном

необходимо

чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить

духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство

национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из

поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция

охватывает

социального

наследия:

материальные

духовные

ценности,

социального

наследования,

качестве

традиции

выступают

определенные

общественные

установки,

поведения,

ценности,

праздники

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе

разнообразные средства и формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям

относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том

числе различные жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Национальные

праздники

способствуют

выработке

мировоззрения,

предполагающего

усвоения

поколений,

превращение

руководство

практической

деятельностью.

праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался

значительный

пользовались

следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не

праздников,

чувствовали

праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя

природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в

себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает

нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например:

осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима:

Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица –

проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

передачи

традиции

являются

сопровождающая

человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в

быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному

признаку:

колыбельные,

молодежные

признаку

признаку

принадлежности

различным

деятельности:

хороводные,

помогающие

ритуальные песнопения и т. д.

Народные

являются

традиционным

средством

педагогики.

отражался

представление

смелости,

мужестве,

сильными,

ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,

находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным

спутником

источником

радостных

обладающим

великой воспитательной силой.

народных

сохранился

оригинальность

самовыражения

своеобразие

разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера

деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не

сожалеть позднее! »

Воспитательное

значение

народных

переоценить,

педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они

формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них

отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в

сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится

казалось

разрешимой

ситуации.

народные

уверенность

торжестве

правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям

усиливает

воспитательное

значение.

сказочные

связывают

стремятся

воспользоваться

примером

положительных

страхами,

надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем

жизненном пути.

неразделимы,

знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс

образования и воспитания каждого ребенка.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам,

загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и

«от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание

пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят

и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

фольклора

отражена

многогранно,

пословицах

поговорках.

пронизаны

чувством

глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала

практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,

осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-

нравственная

Преемственность

основывается

традициях.

многообразнее

традиции,

духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют

свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают

обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не

вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона».

пословицы

наглядно

показывают,

уважительно

почтенно

относились

традициям

огромное

воспитательное

значение

Раскрывая

традиций

воспитании

подрастающего

поколения,

качестве

отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

В образовании традиций входят и обряды.

традиции,

сопутствовали

человека

рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.

С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби

отдарки»,

напоминает

пословица.

считалось,

обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические

полагается

Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только

члены семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки -

вышивку, плетение, рисунки.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для

концертом,

прикоснувшихся

культуре своих предков - естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных

народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки,

предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в

национальном

сознании

свойственные

переживания,

передавая

накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись

в праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы

то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,

может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

создание

приобщению

народной культуры;

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,

умений детьми;

Установление сотрудничества с другими учреждениями.

Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты

в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с

народными

праздниками

традициями,

фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями

погодными

изменениями,

поведением

насекомых,

растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров.

народном

творчестве

сохранились

особенные

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей.

Развивать

художественный

восприятие

традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную

отзывчивость

образцам

русского

народного

декоративно-

прикладного

искусства,

воспитывать

заниматься

подобной

деятельностью

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение

в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со

средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с

другом, через знакомство со старинными народными играми.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С

воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей страны,

её богатстве, природе. Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что

на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть

свои обычаи, традиции и праздники.

Ложкова Наталья Фёдоровна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г. Тобольска

«…О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора…»

/В.Берестов/

Дети - самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками о поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. Тогда молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

Я работаю над темой «Приобщение дошкольников к народным традициям через русскую народную игру» . Свою деятельность я построила так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры. Поставив цель: знакомство детей с историей и культурой русского народа посредством народных игр, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, его бытом, традициями и объективными законами красоты.

Работу я начала с опроса детей о традициях русской народной культуры. Мы говорили о том:

В каких домах раньше жили люди?

Какой самый главный предмет обихода в русской избе?

В каких русских сказках упоминается о печи?

Как служила печь человеку?

Я старалась выяснить:

Что дети знают о русском народном костюме?

Какие народные праздники они знают?

В какие народные игры вы играете дома?

Проведенное анкетирование среди родителей показало, что в каждой семье так или иначе знакомят детей с русским народным творчеством: поют колыбельные песни, загадывают загадки, посещают народные гуляния и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали моё желание работать с детьми по данной теме, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

Чтобы привлечь внимание детей,пополнить и расширить знания о русском быте, мы вместе с родителями создали в группе центр «….»: оформили горницу для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы; подобрали иллюстрации о русской семье, собрали предметы народно-прикладного искусства. Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной», «Русское декоративно-прикладное искусство»…

Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет игра. Всякая игра для ребенка серьезна, играя он живет. Разучивая с детьми новую народную игру, мы начинаем с разучивания считалки или жеребьевки, исключительно старинной:

Раз, два, три – нос утри;

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем прыгать мы опять.

Дети наперебой предлагают выбрать ведущего вновь разученной считалкой. Каждая новая считалка пополняет активный словарь детей, способствует выразительности речи.

Стакан, лимон,выйди вон,

Стакан воды, выйди ты.

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое ознакомление ребенка с окружающей действительностью.

Игра служит носителем социального аспекта: традиций, культуры, она является формой преемственности между поколениями. С детьми мы изготовили альбом с рисунками и фотографиями полюбившихся народных игр – «Жмурки», «Горелки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Цепи кованные», «Бабушка Лариса», «Штандер»…

Рассматривая альбом, дети узнают о любимых играх мам и пап, бабушек и дедушек. По рисункам и фотографиям дети вспоминают ранее разученные игры, обсуждают, что больше всего понравилось и запомнилось.

Игра сродни творчеству, часто она носит поисковый, познавательный характер. Одной из любимейших словесных игр старших дошкольников являются скороговорки – быстрое произнесение трудноговоримых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Я часто использую скороговорки в работе с детьми: в играх, развлечениях, драматизациях, в познавательно-коммуникативной деятельности.

Добр бобр для бобрят.

У Саши в кармашке шишки да шашки.

Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Совершенные образцы русского языка: пословицы, поговорки, сказки, загадки, частушки; дети не только слышат, но и повторяют, усваивают. Невозможно передать ту напевность, лиричность, с какой ребенок рассказывает или драматизирует сказку. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.

Я начала ставить спектакли со своими воспитанниками со 2 младшей группы, тем самым развивая у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус. Драматизация сказок способствует развитию памяти дошкольников, формируется желание действовать сообща, совершенствуется речь как средство общения, усваивается нужная форма речи.(фото)

Повторяя игру-драматизацию раз за разом, дети все меньше нуждаются в помощи воспитателя. У малышей развивается самостоятельность в организации всех видов игр, в выполнении правил и норм поведения. Вместе с детьми мы драматизировали такие сказки как: «Дружная семейка», «Зайкина тётя», «Солнце ясное да лето красное», «Репка» и другие.(фото)

Определенным итогом каждого этапа являются народные праздники и гулянья (игрища) «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Семик- праздник березки», «Осенины», в которых участвуют родители.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Папы охотно помогают в изготовлении атрибутов для русских народных игр, таких как «Лапта», «Колышки», «Бабки»…(фото атрибутов). Мамы для детей сшили русские народные костюмы: рубахи-косоворотки, сарафаны и кокошники.(фото) В группе был проведен показ костюмов, которые поразили всех своей оригинальностью, даже девочки других национальностей (а у нас есть татары, узбеки) были одеты в русские сарафаны. Они с большим удовольствием рассказывали о совместной работе с мамой по изготовлению костюмов.

Одной, из эффективных форм сотрудничества с родителями является вовлечение их в подготовку игры-драматизации по народным сказками. Родители стали участниками бесед о старинных песнях и играх, вместе с детьми готовили декорации, костюмы, а некоторые стали участниками драматизации. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Наравне с родителями в наших мероприятиях участвовали бабушки, они знакомили детей с колыбельными песнями, рассказывали о своем детстве и пели старинные песни.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

В родительских уголках я всегда помещаю информацию о предстоящем народном празднике, о событиях по народному календарю, выражаю благодарность родителям, которые помогают в подготовке к мероприятиям.(фото)

Итог: Я считаю, что эта тема актуальна для нашего времени, потому что народная игра способствует формированию нравственных качеств, влияет на поведение ребенка и его характер. Русская народная игра является способом познания окружающего мира.

Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто же, как не мы взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете.

Возрождение народных праздников с применением игр положительно влияет на взаимоотношения сверстников, помогает в установлении эмоциональных контактов.При таком комплексном подходе к ознакомлению дошкольников с русскими народными играми становится результатом работы всего коллектива. Дети на праздникахне просто исполняют песни, игры, частушки – они проживают определенный сюжет жизни, а использование народных костюмов, оформление зала, музыкальное сопровождение создают повышенный эмоциональный настрой у детей и зрителей.

При таком подходе к работе можно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю – а, это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника. Народные игры обогащают эмоции детей, воспитывают воображение, дают прекрасные образцы русского литературного языка, насыщенные сказочной «обрядностью», вместе с тем простым и богатым насыщением юмора.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Главный смысл и цель семейной жизни

воспитание детей. Главная школа воспитания детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

По словам А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

А органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Основные семейные традиции:

Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и

Сказка на ночь.

Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.

Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы мною был разработан и реализован проект под названием «Семья. Семейные традиции и ценности».

Актуальность: наблюдая за малышами нашей группы, я заметила, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Гипотеза исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: приобщение младших дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

2. Развивать творческое воображение.

3. Развивать связную речь и обогащать словарь терминами родственных отношений.

4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

5. Воспитывать уважение к членам семьи.

6. Создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта:

Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

При реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.

Польза и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

Подготовка материалов для родителей и художественной литературы для детей о семейных традициях.

Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности».

Беседа с детьми «Моя любимая семья, какая она?»

Анкета для родителей «Семейные традиции и ценности»

Результаты анкетирования:

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

да – 50%; нет – 50%

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

да – 50%; нет – 50%

Где и когда семья собирается вместе?

Дома: вечером, по выходным; на даче; у бабушки и дедушки; на семейных праздниках.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Дни рождения членов семьи –семейные праздники – 100%.

Новый год – самый любимый праздник – 100%.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

да – 50%; нет – 50%

Чаще всего семья собирается вместе за ужином.

Есть ли семейные привычки?

да – 75%; нет – 25%

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

Читают сказки, книги; поют детские песни, колыбельные; сочиняют истории, сказки вместе с ребенком.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День рождения ребенка – 100%.

Все важные первые достижения ребенка.

II этап. Основной.

Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями.

Оформление странички «Что такое семейные традиции?» в уголке для родителей.

Консультации для родителей «Нам традиции семейные важны».

Работа с детьми: закрепление и расширение представлений детей о своих родственниках: сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровые ситуации: «Едем за покупками», «Ужин в кругу семьи», «Мама укладывает детей спать», «У нас гости», «Покупаем подарки для членов семьи» и т.п.; игровое занятие «Солнышко семейных традиций»; чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Колобок»; театрализованные игры «Репка», «Три медведя», «Три поросенка», «Кто в теремочке живет?»; изготовление подарков для членов семьи: аппликация «ладошка» (ко Дню матери), «елочка» (к Новому году); конструирование: строим домик для семьи.

Творческая работа каждой семьи.

III этап. Заключительный.

Цель этапа: Подведение итогов.

Результаты анкетирования.

Коллаж, выполненный воспитателями.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Мы используем и такую форму взаимодействия родителей и детского сада, как активное участие в игровой деятельности.

В процессе игры с другими детьми родители видят жизнь нашей группы изнутри, это способствует укреплению сотрудничества и взаимопониманию между работниками детского сада и родителями.

Тема «Казачий костюм»
(интегрированное занятие)

Цели деятельности педагога : формировать у детей представление о традиционном казачьем костюме, его символике; ознакомить с народными донскими традициями, связанными с одеждой, с игровым фольклором, использующим атрибуты костюма; воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.

: «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.

Предварительная работа : беседы с детьми о традиционном русском национальном костюме, символике цвета и узора; сбор ягод рябины.

Оборудование : иллюстрации, изображающие женский и мужской казачий костюмы ХVII – начала ХХ вв.; фуражки, башлык, девичий сарафан; ягоды рябины, иголки с нитками или тонкая проволока.

Воспитатель . В народе говорят: по одежке встречают, а провожают по уму. Как вы думаете, ребята, что это значит? (Ответы детей.) Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму: по одежде многое можно узнать о донском казаке. Казачий костюм очень отличается от народного русского. (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением казачьих костюмов.) Многие его детали казаки переняли у кочевых народов. И прежде всего – шаровары. Это широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. (Воспитатель показывает иллюстрацию.) Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары обязательно нашивались лампасы – символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежит казак. Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки? (Красного.) Шаровары заправлялись в сапоги. На шаровары выпускался бешмет – присобранная от талии рубаха, застегивающаяся на крючки. Сверху надевали чекмень, на котором были знаки воинского отличия. Современные казаки носят вместо бешмета гимнастерки с клапанами, а вместо чекменя – мундиры. Интересные традиции связаны у казаков с башлыком. (Показывает иллюстрацию.) Если башлык повязан крест-накрест, значит, казак спешит по важному поручению, если завязан впереди – он уже отслужил, а закинут назад – «казак гуляет».

Особой частью одежды казака является шапка. Она символизирует достоинство казака. Шапками голосуют во время казачьего круга; старики подают сигнал станичного сбора, поднимая шапку на костыле на майдане; а парни кидают шапку во двор невесты, предупреждая, что придут свататься. Сбить шапку с казака – смертельно его обидеть. Какие еще традиции, связанные с головными уборами, вы знаете? (Приветствие, снятие головного убора при входе в церковь, хранение фуражки погибшего казака.)

Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и примерить фуражки.)

Игра «Надень фуражку» (см. Приложение 1).

Воспитатель . Древние наряды казачек были переняты у кочевников: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска (запахивалась) и кафтан. (Показывает иллюстрацию . ) Но ближе нам другая традиционная одежда казачек – парочка: пышная юбка и кофта с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове – в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.

А эту одежду носили девочки-казачки. (Воспитатель показывает сарафан.) Как она называется? Что вы знаете о сарафане? (Дети рассказывают о традициях украшения сарафана, символике цвета и орнамента.)

Воспитатель . Ребята, почему казаки говорят, что по одежке встречают? (Ответы детей.) Как одежда донца рассказывает о своем хозяине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает девочкам сделать бусы из рябины для украшения наряда, а мальчикам – поупражняться в завязывании башлыка. (Эту часть занятия можно заменить раскрашиванием казачьего костюма на заранее приготовленных шаблонах.)

Введение

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части. Согласно ФГОС ДО вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные направления деятельности ДОО, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Представленная в данном пособии программа приобщения старших дошкольников к традициям родного края путем введения этнокультурного казачьего компонента в воспитательно-образовательный процесс является моделью реализации вариативной части ООП ДО. Предложенная модель отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Программа направлена на освоение общечеловеческих ценностей посредством приобщения к народной культуре, имеющей широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения. Обращение к культурно-историческому прошлому своего народа – важный момент в воспитании подрастающего поколения. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения данной программы, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.

Безусловной заслугой авторского коллектива является соединение в программе этнической педагогики с современными тенденциями дошкольной дидактики. Предложенные конспекты тематических занятий, сценарии календарно-обрядовых и православных праздников основаны на принципах интегрированного обучения, позволяющих развивать познавательные и творческие способности дошкольников.

Реализация данной программы поможет воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Тема казачества с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом, который удачно реализован в программе дополнительного образования «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» .

Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуре Волго-Донского края.

Задачи программы :

  1. – формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества;
  2. – приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  3. – развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора;
  4. – обучать детским народным играм, воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора;
  5. – создавать условия для творческого развития детей;

– помочь освоить навыки исполнения песен в конкретной народно-певческой стилевой традиции.

В основе данной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности и диалога культур;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

– духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Направленность программы по реализации этнокультурного казачьего компонента по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; всё чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно-нравственной личности. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно-нравственной личности.

Новизна данной программы состоит в том, что реализация этнокультурного компонента осуществляется на материале традиционной культуры донского казачества. В программе представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои донского казачества, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную и т. д.

Новизна данной программы определяется также тем, что содержание ее основных направлений обладает четко выраженным гендерным подходом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Волго-Донского края. В доступной для старших дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса детей.

Специфика данной программы

Тема «Приготовление взвара, блинов» (интегрированное занятие)

Тема «Приготовление взвара, блинов»
(интегрированное занятие)

Цели деятельности педагога : ознакомить детей с блюдами казачьей кухни (взвар, блины); воспитывать желание быть трудолюбивыми, умелыми, помогать взрослым; приобщать дошкольников к культуре, быту казачества.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).

Виды детской деятельности : трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Предварительная работа : беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о культуре поведения за столом.

Оборудование и материалы : комната казачьего быта, оборудованная в ДОО (печь, стол, лавки, сундук, полки для посуды, посуда) ; косынки и фартуки, продукты (сухофрукты, мука, яйца, молоко, сахар, соль) , взвар в круглом кувшине с отверстием в середине.

Воспитатель . Ребята, в народной пословице говорится: «Мельница живет водою, а человек – едою». Как вы ее понимаете? (Ответы детей.)

Казачья кухня очень простая (всё выращивалось и добывалось своими руками), но при этом разнообразная и питательная. Какие же блюда казачьей кухни вы знаете? (Ответы детей.) Какие из них готовят у вас дома?

Сегодня мы познакомимся с новыми блюдами казачьей кухни: научимся «заводить» блины и попробуем взвар.

Воспитатель ставит на стол круглый кувшин с отверстием в середине.

В этом кувшине находится взвар. Взвар – это компот, приготовленный из сухих фруктов или ягод.

Дети угощаются взваром и пробуют определить на вкус его компоненты. Воспитатель ставит на стол миску с сухофруктами.

Воспитатель . Посмотрите, какие сухофрукты в нем использованы – вишня, слива, абрикос, груша. Всю эту смесь моют, а потом засыпают в кипящую воду и несколько минут варят. Когда сварится, разливают по таким кувшинам. Как вы думаете, почему у кувшина в середине отверстие? (Ответы детей.) Отверстие нужно для того, чтобы взвар быстрее остывал. При приготовлении взваров использовали и ягоды шиповника и боярышника – эти кустарники в изобилии растут в донских степях и лесах.

А еще я хочу научить вас готовить вкусные блины. Печь их научила меня моя бабушка. О замешивании теста казачки говорят «заводить блины».

Воспитатель вместе с детьми замешивает тесто для блинов .

Воспитатель . В нашем музее нет настоящей печки. Попросим повара испечь нам блины на кухне.

Готовые блины дети едят в курене.

Воспитатель . Вам понравились блины? (Ответы детей.) Вы запомнили, из чего готовят взвар и блины? (Ответы детей.) Дома вы можете вместе с мамой испечь блинчики или попробовать научиться готовить какое-нибудь новое блюдо.

Образовательное содержание курса

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Край, в котором мы живем.

Тема 1.1. Волго-Донской край. Географическое положение Волго-Донского края. Города и поселки родного края. Родной город и его достопримечательности. Родной район. Пословицы и поговорки о родном крае.

Тема 1.2. Природа Волго-Донского края. Реки родного края. Растительный мир Волго-Донских степей (ковыль, полынь, чабрец) . Охрана исчезающих растений (ирисы, степные тюльпаны, рябчик русский, пионы) . Лекарственные растения (пижма, шалфей, зверобой, душица) . Растительный мир Волго-Донских лесов: грибы, ягоды, кустарники (калина, шиповник, боярышник) , деревья. Животный мир родного края: насекомые, рыбы, птицы, звери. Памятники природы Волго-Донского края.

Тема 1.3. «Человек без родины что птица без крыльев». Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.

Раздел 2. Быт и традиции донского казачества.

Тема 2.1. Кто такие казаки? История возникновения казачества. Военная жизнь казаков. Олень, пронзенный стрелою, – древний герб донского казачества. Духовно-нравственные традиции. Городок, станица, хутор. Общественный уклад. Казачий круг. Атаман.

Тема 2.2. Казаки – защитники родной земли. Проводы казака в армию. Защита Отечества – долг и обязанность казака. Сборы на службу. Казачье оружие и амуниция. Обряд проводов в армию. Воинская слава казаков. Казачьи пословицы и поговорки о военной славе и доблести. Легендарные имена: Ермак, М. И. Платов. Подвиги казаков в Великой Отечественной войне.

Тема 2.3. Роль боевого коня в службе казака. Уход за конем. Конские масти. Пословицы и поговорки о боевом коне.

Тема 2.4. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Влияние военной жизни донцов на устройство дома. Назначение комнат в казачьем курене, их убранство. Кунацкая. Девичья. Стряпка. Предметы кухонной утвари. Подворье: плетень, хозяйственные постройки, баз.

Тема 2.5. Чем славится земля Донская? Казачьи промыслы: плетение, пчеловодство, огородничество. Быковские арбузы. Пуховязание: урюпинские и калачевские платки. Семикарагорский фаянс. Казачьи ремесленные профессии: кузнец, ткач, гончар, охотник, пряха, купец, колодезник, колесник, шорник, седельник, корзинщик, бондарь, чеботарь. Современные казачьи фамилии, образованные от названий ремесел. Пословицы и поговорки о труде.

Тема 2.6. Казачий костюм. Мужской костюм: шаровары, бешмет, чекмень. Символика цвета и деталей. Лампасы как символ казачьей вольности. Военный костюм казаков. Шапка – символ достоинства казака. Фуражка, папаха, башлык. Традиции, связанные с головными уборами: голосование на круге, хранение фуражки погибшего казака, приветствие, снятие при входе в церковь, предупреждение о сватовстве.

Женский костюм: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска, кафтан. Парочка (пышная юбка и кофта с баской). Файшонки, шали, платки. Вышивка и кружева как обереги. Сарафан – традиционный костюм девочки-казачки.

Тема 2.7. Традиционная казачья кухня. Уха. Каша с куриной. Пышки с каймаком. Вареники с картошкой. Блины. Квашеное молоко. Взвар. Моченые яблоки. Квашеная капуста. Мед.

Раздел 3. Нравственные устои донского казачества.

Тема 3.1. Семейный уклад казаков. Нравственные устои казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. День матери-казачки. Особое положение стариков. Многодетность казачьих семей. Воспитание сироток как традиция казачьей семьи. Пословицы и поговорки о семье.

Тема 3.2. Рождение ребенка в казачьей семье. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка. Традиции выбора имени. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Традиционные подарки мальчикам и девочкам. Обряд «смывания забот с девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.

Тема 3.3. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение к мужскому труду, обучение верховой езде. Второй постриг и поход в баню с мужчинами. Переход в кунацкую. Учеба военному искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни.

Тема 3.4. Воспитание девочки в казачьей семье. Воспитание девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды рукоделия. Предметы для женского рукоделия: веретено, прялка, пяльца, крючок и спицы для вязания, нити для вязания и вышивания. Приготовление приданого.

Тема 3.5. Детский игровой фольклор (см. Приложение 1) . Игра как традиционное средство народной педагогики. Отражение в играх образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев, представлений о чести, смелости; желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Г.Ш.Ханова, А.Ш.Ханова
МОУ СОШ р.п.Старотимошкино
МО «Барышский район»
Народный календарь­ педагогическая технология приобщения
дошкольников к народным традициям.
Аннотация. В данной статье отражен опыт работы дошкольных групп МОУ СОШ
р.п.Старотимошкино по приобщению дошкольников к народным традициям с
помощью Народного календаря.
Ключевые слова: Народный календарь, обрядовые и календарные праздники, приметы,
фольклорные праздники.
Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ
личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными
ценностями. Приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном
крае, национальной культуре, включение народных традиций в процесс
воспитания способствует развитию национального самосознания,
формирование чувства гордости за свою Родину.
Для решения этих задач был разработан «Народный календарь».
Программа «Народного календаря» основана на материале, доступном для
ребенка дошкольника, по знакомству с историей, культурой, традициями,
обрядовыми и календарными праздниками, народным декоративно­
прикладным искусством и ремеслами. Особенность нашего календаря в том,
что в нем представлены русские и татарские праздники.
Народный календарь представляет собой красочно оформленный журнал, в
котором представлены основные русские и татарские народные праздники.
Материал размещен по сезонам: весна, лето, осень, зима. Обрядово­
календарные праздники русского и татарского народа кратко описаны в
Народном календаре. Для каждого праздника нами разработаны сценарии и

мультимедийные презентации, подобрана картотека игр и музыкальных
произведений, которые используются на том или ином празднике.
Особо хочется отметить такие праздники, которые прошли в дошкольных
группах:
­Фольклорный праздник «Посидим у самовара» прошел в дошкольных
группах МОУ СОШ р.п.Старотимошкино. На праздник были приглашены
бабушки и дедушки воспитанников дошкольных групп, наши родные и
любимые люди, без участия которых зачастую ни одно детство не может
считаться полным, наиболее ярким и запоминающимся.К сожалению,
народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки и дедушки в
деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом и
др. .На празднике бабушки и дедушки соревновались в умении лепить
колобка из теста, танцевали в валенках татарский народный танец, носили
воду при помощи коромысла. А сотрудники дошкольных групп и ребята
порадовали гостей русскими и татарскими народными танцами,
инсценировкой народных сказок.
­ Фольклорные посиделки «В гостях у Кузьмы и Демьяна».Кузьма и Демьян ­
покровители ремесленных дел.В старину называли их святыми кузнецами,
способными ковать не только металл, но и заковать землю в ледяные оковы, а
также сковать брачными узами супружескую пару. В программе праздника ­
разыгрывание русского и татарского осеннего семейно­бытового обряда:
капустника и ощипывание гусей с использованием песен, игр и других
жанров фольклора.Таким образом, на одном празднике мы показали осенние
обряды русского и татарского народа.
Атрибутами и оборудованием к праздникам служат настоящие предметы
народного быта или их заменители (поделки). Их изготавливают дети с
воспитателями или родителями заранее на занятиях или во время работы
творческих мастерских.

Кроме праздников в календаре дается краткое описание каждого из 12
месяцев в соответствии с древнеславянским календарем. Есть приметы
каждого месяца, стихотворение, которое ярко характеризует данный месяц.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с
народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями
русского и татарского народов, крестьянским трудом, способствует развитию
познавательных способностей у детей, формированию высокой
нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,
интерес к самобытной народной культуре.
Календарь построен в виде ежемесячных праздничных развлечений, не
требующих от детей длительной подготовки. Дети могут выучить песенки,
потешки, игры, стихи на занятиях или в других видах совместной
деятельности воспитателя и детей. Но вместе с тем, дети и на этих
мероприятиях получают много интересных знаний, умений и навыков.
Старшие дошкольники (а именно на них рассчитаны данные методические
разработки) с удовольствием поют народные и современные песни, частушки,
потешки, считалки играют в игры, читают стихи. Эти развлечения проводятся
один раз в месяц (в конце месяца) во второй половине дня, с детьми 5­7 лет.
Развлечения построены по календарному принципу, начиная с сентября
месяца (с первого осеннего месяца), с начала учебного года. От детей не
обязательно требовать запоминания народных примет или обычаев. Важно
показать культуру организации старинных праздников, их разумность и
целесообразность, красоту народной речи, старинных игр, песен.
Важно вызвать и поддерживать у детей интерес ко всему тому, что было
интересно и важно нашим предкам.
Проект «Народный календарь» стал мощным импульсом развития всего
педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к
традиционной народной культуре. Мы помогли детям развиваться,
проявлять свой творческий потенциал. Народный календарь помог изучить не

только русские народные праздники, но и татарские. Мы увидели, что в
основе всех народных праздников лежит преклонение человека природе.
Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально ­
нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые
проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания,
таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в
процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально
отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка
радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную
культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации
праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого
формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое
главное, что никто не был пассивным созерцателем. Таким образом,
ознакомление детей с народным искусством, традициями, позволило:
сформировать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно­
прикладного искусства, русский и татарский фольклор;
научить понимать слова, отражающие представления о русской и татарской
культуре, использовать их в речи;
активно участвовать в русских и татарских народных и сюжетно­ролевых
играх с использованием предметов народной культуры, в театрализованной
деятельности;
проживать яркие события в соответствии с Народным календарем.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...