Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Тесты для пожилых. Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются) Тестирование для пожилых


ВВЕДЕНИЕ

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1 Понятие и задачи психодиагностики

2 Понятие и задачи психодиагностики

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1 Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания

2 Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы . В населении не только нашей страны, но и всего мира в течение последних десятилетий увеличивается доля пожилых людей. Этот демографический процесс, характерный для индустриально развитых стран, имеет глубокие социальные и экономические последствия. Социализация человека в любом обществе протекает в условиях, для которых характерно наличие многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие индивидуума. Поэтому объективно часть населения становится или может стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

В пожилом возрасте формируются психологические особенности личности человека, которые необходимо учитывать при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации. В этом возрасте складывается жесткий внутренний порядок структуры личности, и люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет положения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

С точки зрения гуманистической психологии, важнейшее условие самореализации (в любом возрасте), личностного роста и психического здоровья - это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для пожилых людей принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другого). Для большинства пожилых практически исчерпаны возможности сколько-нибудь серьезных изменений в жизни. Но пожилой человек может бесконечно много работать над собой в идеальном плане, внутренне. Именно в этом ему необходима психологическая помощь, его ведущей деятельностью становится внутренняя работа по принятию своего жизненного пути. Нельзя забывать, что пожилые люди являются «хранителями огня», носителями нравственных норм и ценностей общества. Не зря в передовых культурах преобладала поддержка престарелых и уважение к ним.

Психологические процессы, хотя и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедлены по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. В житейском плане пожилые люди при благоприятном старении умеют находить разрешения конфликтных и сложных жизненных ситуаций.

Для того, чтобы выяснить потребности в психологической помощи и наличия у пожилых людей психологических ресурсов проводятся различные исследования.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Разработанность темы . Данная тема недостаточно хорошо разработана в трудах отечественных ученых и исследователей. Исследование механизмов психической жизни в пожилом возрасте только начинается в полной мере, но уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

Цель курсовой работы - рассмотреть психодиагностику пожилых людей.

Исходя из заданной цели были определены следующие задачи :

изучить понятие и задачи психодиагностики;

рассмотреть методики психодиагностики;

на примере геронтологического центра раскрыть психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации;

проанализировать работу психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания.

Объект курсовой работы - общая психология

Предмет - психодиагностика пожилых людей.

При написании курсовой работы были использованы монографии авторов, учебники и учебные пособия, материалы периодических изданий «Психология зрелости и старения», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Работник социальной службы», Социальное обслуживание» и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В конце работы приводится список использованной литературы.


1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ


.1


Вопрос о том, «кто есть кто» - это первый вопрос, который задает себе психолог, начиная работать с клиентом. Понять и определить неповторимые личностные особенности клиента, его способности мотивы действий поможет одна из областей психологической науки - психодиагностика.

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном состоянии человека в целом или о каком-либо взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии, сложилось два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

.Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

.В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

.Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

.Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к различным условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способов их интерпретации?

.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научных методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

.Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

.Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

.Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. ЕЕ целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-то советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия.

Научная и практическая психология решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

.Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

.Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства. В основе работы психолога-диагноста должен лежать принцип «Не навреди!».

Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.


1.2 Понятие и задачи психодиагностики


В психологии существует множество классификаций психодиагностических методик. В качестве примеров можно привести наиболее известные из них.

Классификация С.Л. Рубинштейна (1945 г.)

Основные методы исследования:

.Наблюдение прямое (за человеком), косвенное (за продуктами деятельности человека), внешнее (объективное).

.Эксперимент лабораторный (смоделированный); естественный (во время профессиональной деятельности); вспомогательный (анкета, беседа); по обучению.

Особые методы исследования:

.Генетический (сравнение между разными возрастными группами).

.Сравнительный (между нормой и патологией).

Классификация Б.Г. Ананьева (1977 г.)

Организационные методы:

.Сравнительный метод (сравнение различий в пределах одного возраста).

.Лонгитюдный (сравнение различий по одному какому-либо признаку в пределах довольно большого промежутка времени).

.Комплексный метод (определяются равноправие или подчинение отдельных свойств личности, прогнозируется ситуация).

Эмпирические методы:

.Обсервационные - методы наблюдения и самонаблюдения.

.Экспериментальные - лабораторный, естественный, обучающий, полевой.

.Праксиметрические - анализ деятельности и ее продуктов.

.Моделирования (математическое, кибернитическое).

Тесты.

.Биографический (анализ фактов и событий жизни).

Методы обработки экспериментальных данных:

Количественные.

Качественные

Методы интерпретации:

.Генетический - определение закономерностей изменений.

.Структурный - изучение взаимосвязей между свойствами личности.

Психодиагностические методики подразделяют:

по форме ответа - на устные и письменные;

по количеству обследуемых - на индивидуальные, групповые;

по однородности (неоднородности) задач - на гомогенные и гетерогенные;

по ориентации - на скорость, на мощность, на диагностику межличностных отношений;

по компетентности - на одиночные и тестовые батареи;

по назначению - на общедиагностические, профессиональной пригодности;

по влиянию диагноста на получаемые результаты - на объективные и субъективные.

Остановимся более подробно на последней классификации.

Все существующие методики можно разделить на объективные и субъективные. В объективных методиках влияние диагноста на результаты минимально, а в субъективных - результат напрямую зависит от опыта и интуиции психолога.

К объективным методикам относятся:

Приборные, психофизиологические, в которых приборы определяют дыхание, пульс, биотоки мозга.

Рассматривая психофизиологические методы диагностики, необходимо сказать, что это направление возникло в нашей стране и еще не в полной мере вошло в мировую практику психодиагностики. Основой этих методик стала отрасль в психофизиологии, которая изучает особенности протекания психических процессов у человека. Эти особенности выражаются в работоспособности, помехоустойчивости, переключаемости и других показателях протекания психических процессов.

Данный тип методик отличается от других тем, что не содержит оценок, так как нельзя сказать, что одни свойства нервной системы лучше, а другие хуже.

Аппаратурные поведенческие, регистрирующие скорость реакции, точность, координацию.

Они являются наиболее надежными. Но из-за сложности и громоздкости их используют чаще всего в научно-исследовательской работе и для доказательства точности бланковых методик.

.Тесты-опросники, в которых выбирается ответ из предложенных вариантов, описывая индивидуальные способности или предпочтения личности.

.Методики самооценки, в которых испытуемый сам оценивает какие-либо объекты (себя, свою жизнь в прошлом, в будущем, знакомых, окружающий мир).

Среди субъективных методик выделяют:

.Наблюдение, опрос. Они позволяют получать обширную информацию о человеке, о межличностных отношениях в семье, на производстве. При кажущейся простоте эти методы диагностики требуют особого искусства.

.Анализ продуктов деятельности человека (личных писем, сочинений, дневников, фотодокументов, орудий труда). Одним из способов изучения подобных источников является контент-анализ (анализ содержания).

.Ролевые игры. В процессе игры человек проявляет свои личностные качества. Это дает основание поставить диагноз.

.Проективные методики. От других их отличает нестандартность процедуры проведения и толкования. Чтобы хорошо работать с проективными методиками, психологу-практику надо помимо высокой профессиональной классификации творчески мыслить, иметь особый подход к каждому случаю, интуицию.

Наиболее распространенная на сегодняшний день методика психодиагностики - тесты. Но прежде чем перейти к ее описанию, хочется сказать несколько слов о методе наблюдения.

Во внешнем виде, поведении проявляется многое, что происходит у него внутри. За едва заметными движениями рук, глаз, тела психолог-диагност должен видеть характер, настроение, стремление исследуемого. Одежда, манера говорить, построение фраз также могут сказать о человеке многое. Задача наблюдателя как раз и заключается в том, чтобы увидеть и обобщить это многое.

Тесты - наиболее надежный метод в психодиагностике. Тест - проба, испытание, стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий.

По форме проведения тесты бывают индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, аппаратурными и компьютерными; словесными и несловесными. Любой тест состоит из нескольких частей. В его состав входит инструкция, тестовая тетрадь с заданиями, стимульный материал (если это необходимо), бланк, шаблон для обработки данных.

Результаты теста сопоставляются с нормами, которые, в свою очередь, определяют опытным путем. Нормой считают уровень статистически среднего человека. Результаты, сравнивая с нормами, называют низкими, средними или высокими.

Качество теста определяется такими характеристиками, как надежность, валидность, достоверность.

Таким образом, психодиагностика - раздел психологического знания и психологической практики, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни.

В самом общем понимании психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза, под которым понимается распознавание отклонения от нормального психического функционирования и развития, а также определение психического состояния либо конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы), либо той или иной психической функции или процесса у конкретного лица.


2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ


.1 Работа психолога с пожилыми людьми в центре социального обслуживания


Для того, чтобы пожилой человек чувствовал себя полноценным членом общества, необходимо его участие в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Считается, что наиболее важны для человека две сферы: общение и повседневная деятельность. К сожалению, очень многие пожилые люди в силу различных причин бывают лишены этого. В результате возникает психологический дискомфорт, и чувство дезориентированности в условиях современной жизни. Поэтому для решения психологических проблем и возрастных трудностей пожилых людей в центрах социального обслуживания организуются психологические службы. Работа психолога сегодня в основном ведется именно с этой категорией граждан.

Осознание нового жизненного статуса в преддверии старческого возраста, понимание смысла своей новой жизни, состояния, во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей. Отсюда вытекают задачи, которые должен решать психолог, работающий с пожилыми и престарелыми людьми в центре социального обслуживания:

повышение общего фона настроения;

повышение самооценки;

формирование позитивного образа старости как времени для внутреннего покоя, развития, сознания важности прожитой жизни;

обсуждение всего хорошего, что имеется в актуальной жизненной ситуации.

Помощь психолога предполагает как индивидуальную, так и групповую работу.

Психолог, в ходе индивидуального консультирования пожилых людей обращающихся за помощью в центр, раскрывает им понятие удовлетворенности жизнью в старости, условия ее достижения, а так же условность понятия «счастливая старость»; он объясняет пожилому человеку, что есть другое понятие - «успешное старение». Оно предполагает постоянное приложение усилий для совладания с утратой или недостаточными проявлениями многих сторон жизни, присущих процессу старения. Психолог побуждает к постоянной и разумной активности, адекватным физическим и умственным упражнениям, которые обеспечивают пожилого человека необходимыми навыками борьбы с недугами, способствуют решению основных задач возрастного развития и сопровождаются переживанием удовлетворения жизнью в этом возрасте.

Бывают случаи, когда пожилому человеку необходима психологическая помощь, но он не решается прийти к психологу в силу каких-то внутренних причин, барьеров. Он гораздо увереннее чувствует себя дома. В этом случае эффективность психологической консультации в домашних условиях будет гораздо выше.

Процедура возрастно-психологического консультирования строится с учетом особенностей личности клиента и его стратегии адаптации к возрастным изменениям. Для того, чтобы учесть все особенности необходима процедура тестирования. Здесь может возникнуть еще одна проблема. В ходе практики работы с пожилыми людьми выяснилось, что у людей старше 65-68 лет возникают определенные трудности. Это и повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, и слабая мотивация деятельности. Все это влияет на данные тестирования. Заметны также изменения и в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, подозрительность, вследствие чего результаты не всегда достоверны. Поэтому этот метод диагностики личности проводится крайне редко. Из опыта работы стало понятно, что гораздо эффективнее использовать психодиагностическую беседу с пожилыми людьми. Главное очень деликатно направлять ее в нужное русло, и мы многое можем узнать о человеке.

Особенностью работы с пожилыми людьми является принцип активации и реактивации ресурсов клиента, так как невостребованные функции угасают. В этом случае психолог центра эмоционально воздействует на своих клиентов, говоря о том, что в каждом человеке, не смотря на кажущуюся немощность, заложен огромный потенциал, и он в состоянии решить свои проблемы даже, даже бы, в безвыходных ситуациях. В этом случае помогают и определенные техники психотерапии.

Основным видом психотерапии пожилых людей является общение с ними. Этот метод работы универсален и используется практически во всех случаях контакта с клиентами. Любой пожилой человек нуждается в собеседнике, он ждет сочувствия, ласковых слов, ободрения, внимания и желания его слушать. Поэтому нужно всегда найти время для общения, вселить надежду и веру, стремление к жизни.

Психотерапия может быть рациональной, использующей метод убеждения. В этом случае работа психолога центра сводится к беседам с больными и пожилыми людьми, во время которых разъясняется причина заболевания и характер имеющихся нарушений. Психолог призывает пожилого человека изменить свое отношение к волнующим событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся психологических симптомах. Достоинство этого метода заключается в том, что пожилой человек активно участвует в процессе, который укрепляет его интеллект, открывает возможность изменить свои взгляды и установки. Как показала практика, этот метод достаточно эффективен в работе с пожилыми людьми, недавно вышедшими на пенсию, то есть в возрасте от 55 и до 65 лет.

Еще одной, не мене эффективной техникой в практике психодиагноста может явиться работа с воспоминаниями. Для людей, вступивших в период старения, этот метод является наиболее эффективным способом индивидуального мотивирования жизненной активности и формирования толерантного отношения к старению и неизбежности смерти. Этот метод так же универсален и подходит для работы с совершенно разными пожилыми людьми. Это могут и достаточно активные клиенты, так и лежачие больные. Эта техника имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлена на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.

В работе с воспоминаниями как показывает работа с пожилыми людьми, очень важно возвращение, и неоднократное, к позитивным воспоминаниям о событиях, в которых появились сильные цельности личности, самоуважения и психологического здоровья

Одна из самых больших проблем людей пожилого возраста - это потеря смысла жизни. Результат - депрессия, агрессивный настрой и другие отклонения в поведении. В этом случае использует логотерапию. Эта техника не предлагает и не «прописывает» смыслов. Важно дать понять клиенту, что не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит вопрос перед ним, а человеку приходится постоянно отвечать на него, не словами, а действиями.

Очень положительный эффект имеет тренинговая работа с пожилыми людьми.

Не секрет, что многие люди до сих пор имеют весьма смутное представление о том, чем именно занимается психолог. Не всегда люди знают о том, что такое психологическая проблема и в каких случаях помощь профессионала просто необходима. Но даже тогда, когда человек имеет определенное представление о необходимости психологической помощи, существует много субъективных факторов, блокирующих потребность обратиться к психологу. Для того, чтобы психологическая служба была востребована необходимо, чтобы люди, в том числе и пожилые, знали не только о ее существовании, но и о самой сути услуг, которые она предоставляет. Без распространения этих знаний ее эффективность будет снижаться.

Таким образом, задача психолога в работе с пожилыми людьми - воспринимать их до не изолированно, вне их жизненного пути, а напротив понимать, что их нынешнее состояние есть отражение многоаспектного, многослойного и поэтапного, непрекращающегося процесса становления личности. Самое главное - каждый пожилой человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Важно донести это до пожилого человека, чтобы он понял, что самоценность человека должна быть сохранена полностью и у него появляется шанс вновь приобрести потерянную гармонию, причем на более высоком уровне.


2.2 Психологический статус пожилого человека как компонент комплексной реабилитации


Формирование у пожилых людей достаточной психической гибкости на основе оценки психологического статуса позволяет правильно понять себя и окружающих, способствует адаптации к переменам. Особую важность приобретает механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм. В данном случае подразумевается доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, появляется нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность, порой враждебность к ним. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом, и в большом. Отчуждение, уход и агрессии, часто проявляющиеся уже как деструктивность (например, участие в митингах, демонстрациях), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функционирования.

В данной курсовой работе будет рассмотрена психодиагностика пожилых пациентов геронтологического центра «Уют».

Для исследования психологических защит пожилых пациентов геронтологического цента был выбран опросник Плутчика-Келлермана- Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

психодиагностика пожилой реабилитация социальный

Таблица 1 - Характеристики психологических защит пожилых пациентов

Психологические защиты%Проекция42,18Отрицание26,64Рационализация17,76Гиперкомпенсация13,32Замещение4,44Вытеснение4,44Регрессия2,22Компенсация2,22

Из таблицы 1 следует, что наибольшее число обследованных пациентов имеют ведущей психологическую защиту по принципу проекции (42,18%). Суть ее заключается в том неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. Проекция - это тенденция человека приписывать окружающей среде ответственность за то, что берет свое происхождение в нем самом. К проекции прибегают люди, когда встречаются с невозможностью принимать некоторые свои потребности и чувства, и потому приписывают их объектам окружающего мира. С миром человек устанавливает определенные отношения, характеризующиеся повышенной напряженностью (гнев, раздражение, страх, интерес, восхищение и т.д.).

В пожилом возрасте проекция часто проявляется как приписывание другим негативных эмоций или черт характера, которые невозможно признать в себе, то есть человек, человек сам имеющий патологические черты характера (например, раздражительность и обидчивость), замечает их в других.

Проекция может расцениваться как патологическая только в том случае, если она становится систематической, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Однако здоровая проекция необходима: именно она поможет установить контакт и понять другого человека. Вообразить себе, что чувствует другой, можно только встав на его место. Проекты на будущее - это проекции собственных фантазий.

Отрицание (к нему прибегают 26,64% участвующих в исследовании) - такая форма психологической защиты, которая характеризуется отказом от осознания определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании, зачастую путем бегства в грезы, фантазии. Часто такой механизм возникает в отношении каких-то хронических или «страшных» заболеваний. Проще и менее болезненно убедить себя, что ты не болен, чем принять факт наличия болезни и приложить усилия к ее лечению, переживать, бояться не выздороветь. В связи с этим пожилые люди недостаточно внимательно относятся к рекомендациям врачей.

Значительно реже преобладают механизмы рационализации, гиперкомпенсации и замещения. Рационализация (преобладает у 17,76% обследованных) - форма психологической защиты, характеризующаяся рациональным объяснением человеком своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы. Примером рационализации может быть преувеличение имеющихся ценностей, чтобы дискредитировать недосягаемое желание - «лучше синица в руках, чем журавль в небе». На ранних этапах развития личности рационализация - эффективный механизм защиты, но у пожилого человека излишне активное использование данного механизма может привести к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя в мире.

Гиперкомпенсация обозначена А. Адлером как особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но и достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим, то есть при невозможности, к примеру, самостоятельно выполнять тяжелую работу по дому, но при сохранности мелкой моторики, некоторые пенсионерки начинают заниматься каким-либо видом рукоделья, достигая высокого уровня мастерства. Таким образом, 13,32 обследованных имеют преобладающей именно эту защиту.

Остальные психологические защиты - замещение, вытеснение, регрессия и компенсация - наименее распространены среди пожилых людей.

Для исследования ведущей стратегии выхода из конфликта используется методика «Стратегия выхода из конфликта».


Таблица 2 - Характеристика «Стратегия выхода из конфликта» у пациентов геронтологического центра

Стратегия%Компромисс28,86Избегание28,86Приспособление13,32Соперничество11,1Сотрудничество4,44

Из всех обследованных пациентов по 28,9% выбрали ведущей стратегией поведение в конфликте стратегию «компромисс» и стратегию «избегание». Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Она не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. Компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию при изменении обстоятельств, вызывающих напряженность.

Стратегия ухода (избегание) отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. Стратегия применима, когда конфликт не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации, либо когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Обе эти стратегии не приводят к разрешению конфликта и продуктивны только в определенных ситуациях. Однако в данном исследовании видно, что большинство опрошенных (57%) выбирают эти две стратегии как наиболее типичные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Оба типа реагирования в конфликте достаточно «экономны» по эмоциональным «затратам». Их преобладание можно объяснить высокой ценностью сложившихся социальных связей в пожилом возрасте и ослаблению эмоционально-волевого компонента личности - не всегда хватает волевых усилий на достижение желаемой цели, поэтому пожилые люди прибегают к стратегиям, наименее болезненным, и приводящим к скорейшему выходу из конфликта.

Приспособление как способ разрешения конфликта, предпочитают 13,32%. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, то есть человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В данной стратегии приоритет отдается межличностным отношениям.

Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели. Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.. Данная стратегия характерна для конформистской личности.

Детальный анализ данных по каждому пожилому человеку показал, что стратегия избегания характерна для тех, у кого преобладает «вытеснение» и «отрицание». У большинства обследованных - 61,52% с данной ведущей стратегией выраженный механизм «вытеснение»; 30,79% - «отрицание» и 7,69% - регрессия. Компромисс как способ конфликтного поведения характерен для людей с психологической защитой «рационализация», у 90% обследованных ведущей является эта психологическая защита.

Еще один компонент психодиагностики - уровень надежды. Надежда рассматривается как диспозиция личности, то есть как готовность к оценке возможного, возникающая при ожидании личностью какого-то важного и труднодоступного блага, а также готовность к последовательному поведенческому акту ради достижения этого блага.

При проведении анализа выбора стратегии поведения в конфликте и уровнем надежды так же прослеживается связь - пожилые люди, склонные добиваться желаемого, наиболее часто прибегают к стратегиям «компромисс» (47,74%) и соперничество (21,7%). Со стратегией «избегание» и со стратегией «приспособление» по 13,02%, со стратегией «сотрудничество» 4,34%. Те кто в равной степени склонен и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще выбирают стратегию приспособления - 47, 87%, компромисс - 28,58%, сотрудничество и избегание по 14,29%. Соперничество не является ведущей стратегией поведения в конфликте ни для одного из тех, кто в одинаковой степени планирует и достигает поставленных целей.

Таким образом, из полученных диагностических данных можно сделать следующие выводы:

ведущими стратегиями поведения в конфликтной ситуации для пожилых людей являются стратегии «избегание» и «компромисс»;

наиболее выражены у большинства опрошенных деструктивные психологические защиты «проекция» и «отрицание»;

конструктивные психологические защиты («рационализация», «компенсация», «гиперкомпенсация») присутствуют лишь у 38%;

Пожилые люди, предпочитающие не только планировать, но и достигать поставленных целей, в качестве основной стратегии реагирования в конфликте выбирают стратегию «компромисс»;

пожилые люди, в равной степени склонные и к планированию, и к достижению поставленных целей чаще, выбирают стратегию «приспособление» (47,87%)

Для проведения более полного и развернутого анализа ситуации и выявления связей между стратегией поведения в конфликте и ведущей психологической защитой требуются дополнительные диагностические данные и наблюдения. Однако уже из полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство пожилых людей имеют недостаточно развитые компенсаторные механизмы, в связи с чем склоны к депрессиям, немотивированной агрессии, болезням и низкой социальной активности. Для нормального процесса старения должен доминировать прежде всего адекватный и полный вид компенсации, то есть этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь).

С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появления нового хобби и любых форм творчества, так с их помощью развивается полная компенсация.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, как определенная система прикладного знания психодиагностика позволяет психологу-практику совершенствовать свою работу с пожилыми людьми, эффективно решать свои профессиональные задачи.

Психодиагностика может использоваться и используется в различных областях социальной практики в ходе консультирования и оказания психотерапевтической помощи, для прогнозирования психологических последствий изменения среды обитания человека, при осуществлении самых различных видов социальной работы и т.д. В каждой из областей социальной практики, где осуществляется психодиагностика, существуют специфические условия использования психодиагностических средств, ставятся специфические психодиагностические задачи, используются специфические методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик. Однако фундамент любой специальной психодиагностики образует решения более общих, в своем роде универсальных вопросов, составляющих предмет общей психодиагностики.

К таким вопросам можно отнести выявление методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария и принципов формулирования психодиагностических заключений; разработку методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов, таких, например, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения; разрешение проблем.

Один из важнейших методологических принципов, на котором строится психодиагностика и который отличает ее от научного исследования, заключается в следующем. Психолог-исследователь ориентирован на поиск еще не установленных, «неизвестных закономерностей» и использует для их пока заранее определенных по какому-либо признаку «известных испытуемых», сознательно пренебрегая их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста же, наоборот, именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектов интереса и выявления, он в процессе психодиагностики ориентирован на поиск уже установленных, «известных закономерностей» у «неизвестных обследуемых».

Основные требования к психодиагностическому инструментарию, к используемым для психодиагностики методикам и методам могут быть сформулированы следующим образом: используемые методики должны позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие, по сравнению с процессом ее «естественного» поступления, сроки; эта информация должна носить целенаправленный характер и как можно полнее отражать вполне определенные свойства диагностируемого объекта (пожилого человека), те или иные его особенности; информация должна быть представлена в виде, позволяющим ясно и однозначно дать количественное и качественное сравнение индивида с другими аналогичными объектами. Психодиагностическая информация должна быть полезна с точки зрения как построения прогноза развития, динамики состояния или ситуации, так и выбора средств вмешательства, коррекции.

Практическая психодиагностика также предполагает учет мотивации обследуемого и знание способов ее поддержания; психодиагност должен уметь оценивать состояние индивида в момент психодиагностики, должен владеть навыками сообщения информации обследуемому индивиду.

В контексте социальной работы психодиагностика применяется для выявления психологических особенностей и состояний клиентов социальных служб. При этом психодиагностика нацелена на то, чтобы позволить осуществить вмешательство в социальную ситуацию клиента наиболее полезным для него способом с учетом результатов психодиагностики.

Психодиагностика как процесс включает в себя определенные стали. На первой стадии осуществляет анализ и, как правило, переформулирование поступившего к нему запроса. Психолог как бы производит своеобразный перевод заявляемой клиентом проблемы с языка житейских, обыденных представлений на свой особый профессиональный язык и осуществляет постановку психологического диагноза.

На второй стадии психолог формулирует цели и задачи психодиагностики, производит оценку и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на пожилого человека, а если необходимо и возможно, то и на социальную ситуацию.

На третьей стадии психолог осуществляет намеченное им воздействие, которое может происходить в различных формах: беседа, консультация, игра, тренинг и пр.

В данной курсовой работе объектами психодиагностики выступали пожилые люди.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гаврилова, Е.В. Психосоциальная работа с пожилыми людьми в центре социального обслуживания /Е.В. Гаврилова, О.И. Кононова //Работник социальной службы. - 2010. - №3. - С.82-99

.Глухова, И.Ю. Специфика образа старости в различных возрастных группах /И.Ю. Глухова, М.Н. Зыкова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №1. - С.46-73

.Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.

.Ермолаева, М.В. Значение жизненного пути в старости /М.В. Ермолаева //Психология зрелости и старения. - 2007. - №2. - С.58-82

.Калашников, И.Г. Психологический статус пожилого пациента как компонент комплексной реабилитации /И.Г. Калашников, Н.В. Тихонова, Н.И. Бондаренко //Социальное обслуживание. - 2010. - №6. - С.20-26

.Крайг, Г. Психология развития /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.Миннигалеева, Г.А. Оказание психолого-педагогической помощи пожилым людям в Центре социального обслуживания: потребности и возможности _ /Г.А. Миннигалеева //Психология зрелости и старения. - 2003. - №1. - С.63-81

.Массон, Г.В. Отношение «личностный смысл - состояние экзистенциальной тревожности» в пожилом возрасте /Г.В. Массон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.80-85

.Масон, Г.В. Проблема организации исследования психических состояний у неработающих пожилых людей /Г.В. Масон //Психология зрелости и старения. - 2008. - №3. - С.42-49

.Настольная книга психолога ОСН /Под ред. Т.Г. Беляевой. - Горно_Алтайск, 2001. - 246 с.

.Немов, Р.С. Психология: учебник. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 632 с.

.Обозов, Н.Н. Психодиагностика личности /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 1998. - 426 с.

.Обозов, Н.Н.. Психология работы с людьми / Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. - Киев, 2000. - 416 с.

.Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога /Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2001. - 316 с.

.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 224 с.

.Психология для студентов вузов /Под ред. Е.Н. Рогова. - М.:ИКЦ «МарТ», 2005. - 560 с.

.Психосоциальные проблемы людей пожилого и старого возраста /С.С. Чернякова //Психология зрелости и старения. - 2005. - №3. - С.78-87

.Сапогова, Е.Е. Ностальгия по себе: экзистенционально-психологические пространства «кризиса старения» /Е.Е. Сапогова //Психология зрелости и старения. - 2009. - №3. - С.43-63

.Солодникова, И.В. К проблеме развития личности на этапах жизненного пути /И.В. Солодникова //Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С.86-102

.Филозоп, А.А. Программа психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста /А.А.Филозоп //Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2009. - №2. - С.17-25

.Шатохина, В.А. Опыт работы с нарративами в консультировании людей пожилого возраста в системе социального обслуживания /В.А. Шатохина //Психология зрелости и старения. - 2009. - №4. - С.56-67

.Щелканова, Е.А. Программа социально-психологического сопровождения лиц старшего и позднего возраста (практика реализации в комплексном центре социального обслуживания населения) /Е.А. Щелканова //Работник социальной службы. - 2009. - №6. - С.84-96


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тестирование по теме: «Оказание социальной помощи пожилым людям в учреждениях стационарного типа»

Тестирование по теме 1.1.

Тестирование по теме 1.1.

«Значение общения в профессиональной деятельности социальных работников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование

по теме: «Оказание социальной помощи пожилым людям в учреждениях стационарного типа»

1. Учреждения, в которых находятся лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, с последствиями травм, врожденными уродствами (инвалиды с детства) и др.

а) геронтологические центры;

б) дома – интернаты для инвалидов и пожилых людей (общего типа);

2. Реабилитационные мероприятия в данных учреждениях складываются из медикаментозного воздействия, трудовой терапии и терапии средой. Это

а) геронтологические центры;

б) санатории;

в) психоневрологические интернаты.

3. Задачами данного учреждения являются:

Социальная защита прав и свобод проживающих в центре граждан преклонного возраста;

Медико – социальное обслуживание нетрудоспособных ветеранов войны и труда преклонного возраста;

Проведение по дифференцированным программам мероприятий, направленных на социально – бытовую реабилитацию и интеграцию обслуживаемых в обществе и т.д. Это

а) геронтологический центр;

б) психоневрологический интернат;

в) дом – интернат.

4. Предупреждение и устранение конфликтов между людьми разных поколений (между молодыми инвалидами и лицами пожилого возраста), организация содержательного и занимательного досуга, организация связей с окружающей (внешней средой) и др., являются задачами

а) социально – средовой реабилитации;

б) медицинской реабилитации;

в) социально – трудовой реабилитации.

5. Социально – средовая реабилитация для данных больных это мероприятие по информированию их о службах дома – интерната, по хронологической ориентации, по поддержанию коммуникативных способностей. Это

а) больные шизофренией;

б) больные с интеллектуально – психическими нарушениями;

в) больные с умственной отсталостью.

6. Основной задачей данного отделения является выявление с помощью органов социальной защиты одиноких пожилых людей, нуждающихся в психологической поддержке и социальной реабилитации, вовлечение пожилых в социально активную жизнь. Это

а) отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

б) отделение срочного социального обслуживания;

в) отделение дневного пребывания.

7. Данные учреждения для инвалидов функционируют в ряде регионов России, являются учреждениями, предназначенными для профессионального образования и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, устройства инвалидов молодого возраста, не способных или ограниченно способных к самостоятельной жизни в обществе. Это

а) реабилитационные центры для инвалидов;

б) геронтологические центры;

в) реабилитационные центры для умственно отсталых лиц.

8. В домах – интернатах реабилитационного типа основополагающей является реабилитация, содержание которой заключается в восстановлении соматического здоровья, в компенсации защитных сил организма, в оживлении адаптационно – приспособительных механизмов. Это

а) медицинская реабилитация;

б) профессиональная реабилитация;

в) социальная реабилитация.

9. Для данных больных социально – трудовая реабилитация имеет целью их эмоциональную активизацию, побуждение интересов, восстановление межличностных связей, адаптацию в психоневрологическом интернате. Это

а) больные шизофренией;

б) больные с умственной отсталостью;

в) больные с интеллектуально – психическими нарушениями.

10. Геронтологические центры содержат:

а) организационно – методическое отделение;

б) консультативное отделение;

в) отделение медико – социальной реабилитации;

г) отделение дневного пребывания;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Тестирование по теме 1.1.

(Часть 1)

1. Функция общения, которая проявляется в процессе развития человека и становления его как личности

а) формирующая функция

б) прагматическая функция

в) внутриличностная функция

2. Функция общения, представляющая диалог с самим собой

а) подтверждения функция

б) внутриличностная функция

в) прагматическая функция

3. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т.е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект

а) деловое общение

б) светское общение

в) примитивное общение

4. Сложный многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга

а) этикет

б) общение

в) эмпатия

5. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными

а) деловое общение

б) формально – ролевое общение

в) примитивное общение

6. Словесное общение

а) невербальное

б) вербальное

в) прямое

7. Лицо, передающее информацию

а) реципиент

б) абонент

в) коммуникатор

8. Невербальное средство общения, помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; радость. гнев, печаль – самые распространенные эмоциональные состояния лица

а) улыбка

б) взгляд

в) мимика

9. Сопровождение слов действиями, в которых главную роль играют руки

а) жесты

б) поза

в) мимика

10. Эмоциональный отклик, сопереживание

а) аттракция

б) эмпатия

в) идентификация

Тестирование по теме 1.1.

«Значение общения в профессиональной деятельности социальных работников»

(Часть 2)

1. Механизмами общения являются

а) внушение

б) психологическое заражение

в) убеждение

г) подражание

д) все ответы верны

е) все ответы неверны

2. Состояние коммуникативной депривации, вынужденная изоляция от других людей, принудительное прерывание коммуникаций с ними

а) чувства

б) одиночество

в) аффект

г) конфликт

3. Основа всех навыков консультирования

а) сопереживание

б) анкетирование

в) слушание

4. Явления, при которых выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе

а) умения

б) способности

в) эмоции

г) знания

5. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению

а) компромисс

б) соперничество

в) конфликт

6.Крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний

а) аутичность

б) отчуждение

в) сочувствие

7. Понимание и признание важности чувств, желаний и стремлений как своих, так и окружающих. Что это за фактор?

8. Она представляет собой способность социального работника к диалогу с человеком или группой, плодотворному сотрудничеству с ними

а) коммуникация

б) коммуникативная компетентность

в) профессиональная компетентность

9. Внешне проявляемые действия, которые могут быть замечены наблюдателем

а) улыбка

б) поведение

в) приспособление

10. Уровни общения

а) социализация личности

б) организация совместной деятельности

в) развитие межличностных отношений

г) все ответы верны

д) все ответы неверны


Мы привыкли к тому, что с возрастом у людей обязательно появляются какие-то проблемы со здоровьем, и они воспринимаются как должное. Вот почему во многих семьях часто случается так, что психическое здоровье бабушки или дедушки постепенно ухудшается многие годы, но никому не приходит в голову обращаться к врачу.

Когда выясняется, что нарушения уже зашли далеко и время упущено, родные пациента искренне удивляются: «Мы все списывали на возраст». И даже многие врачи в ответ на жалобы семидесятилетнего человека на снижение памяти отвечают: «А что вы хотите? Это возраст».

Также существует стереотип о том, что в старости естественно находиться в подавленном состоянии. Считается, что «старость не радость» и пожилому человеку свойственна апатия, грусть и «усталость от жизни».

На самом деле постоянная подавленность и нежелание жить — не норма для любого возраста. Это симптомы нарушения, которое называется депрессия, и лечится оно особыми лекарствами — антидепрессантами.

В таблице описаны состояния, которые можно считать нормальными для людей пожилого возраста, и те, что свидетельствуют о болезни.

Как распознать деменцию

Норма Признак болезни
Некоторое сужение интересов, снижение активности (например, больше времени, чем раньше, человек проводит дома). Апатия, бездеятельность, пренебрежение мытьем, сменой одежды.
Осмысление жизненного пути, осознание своей смертности, забота о том, что останется после его смерти (решение проблем наследования, накопления на похороны), без акцента на этой теме. Постоянные мысли о смерти, разговоры о том, что «зажился», «пора умирать», «стал обузой» и т.п.
Удовольствие доставляют не те занятия, что раньше. Нет удовольствия ни от какой деятельности.
Легкая забывчивость, которая не мешает в быту. Например, можно забыть о каком-то событии, но вспомнить, если о нем расскажут. Забывчивость нарушает повседневную жизнь. Утрачиваются навыки. Забыв о событии, человек не вспоминает о нем, даже если напомнить.
Сон 6-7 часов в сутки, склонность рано ложиться и рано вставать. Пробуждения 1-2 раза за ночь (например, для посещения туалета), после чего нет проблем с засыпанием. Сон меньше 6 часов в сутки, многократные пробуждения, сонливость днем.
Приверженность старому опыту, настороженное отношение к изменению привычного уклада. Хранение старых вещей, с которыми связаны воспоминания. Высказывания о том, что кто-то (обычно близкие люди или соседи) вредят или враждебно настроены, воруют вещи и т. п. Собирание хлама и мусора на улице.

Очень важно как можно раньше распознать болезненные проявления, внимательно присмотревшись к родным, и как можно быстрее обратиться к врачу, если проблемы обнаружатся. Вовремя начатое лечение поможет продлить годы достойной жизни нашим близким.

Что такое деменция

Деменция — это утрата познавательных, или, как говорят специалисты, когнитивных, способностей, то есть памяти, внимания, речи, ориентировки в пространстве и других. При деменции познавательные способности нарушаются стойко, то есть речь идет не о временном ухудшении психического состояния, как, например, во время острой болезни.

Некоторое ухудшение памяти на недавние события естественно для пожилого возраста, и это явление называют доброкачественной забывчивостью. Когда нарушения достигают степени деменции, у людей появляются трудности с выполнением бытовых дел, которые раньше давались легко. Если в норме человек может сделать так, чтобы его забывчивость была заметна только ему, то при деменции изменения видны сначала близким людям, а затем и всем окружающим.

Снижение памяти и утрата бытовых навыков не нормальны ни для какого возраста. Это всегда результат болезни или травмы.

Как распознать деменцию на ранних стадиях: тест

При разных видах деменции симптомы могут различаться и появляться в разной последовательности. Обычно деменция при болезни Альцгеймера развивается постепенно, и часто близкие с трудом вспоминают, когда же у больного проявились первые изменения. Чаще всего к врачу обращаются в тот период, когда замедлить процесс уже невозможно и немногие лекарства, которые могут улучшить состояние, уже не действуют.

У человека, вероятно, развивается деменция, если:

  • он постоянно теряет важные вещи: ключи, документы и т.п.;
  • кладет вещи в совершенно несвойственные им места;
  • подозревает, что потерянные вещи украдены, не поддается разубеждению;
  • много раз переспрашивает одно и то же, забывая ответ;
  • с трудом ориентируется на улице;
  • делает грубые ошибки в том, что раньше давалось легко (например, заполнение квитанций).

Даже один из перечисленных признаков — это повод обратиться к неврологу или психиатру.

В интернете можно найти много тестов, которые используют чтобы оценить собственные познавательные способности. Один из самых простых и достоверных — задача нарисовать часы. Человека просят начертить по памяти круглый циферблат со всеми цифрами и стрелками, чтобы они показывали определенное время, например, четыре часа тридцать минут.

Здоровый человек легко справляется с этим заданием. При развитии деменции ошибки в этом тесте начинают проявляться очень рано: например, «зеркальное» расположение цифр, числа 13, 14 на циферблате и т.д. Обычно к этому моменту проблемы, которые могут встревожить родных, бывают заметны уже и в быту. Не нужно ждать, что они исчезнут: чем раньше вы обратитесь к врачу, тем больше возможностей для лечения получит родной вам человек.

Чаще всего она начинается со снижения памяти на недавние события: человек начинает забывать о важных договоренностях. Появляются ошибки в сложных делах: денежных расчетах, управлении техникой. Неожиданно выясняется, что человек уже не может освоить ничего нового, например, при смене стиральной машины не запоминает новый способ ее включения. Со временем в памяти остаются только старые, хорошо усвоенные знания, затем и они начинают утрачиваться — от более новых к более старым.

Становится заметна чувствительность человека с деменцией к перемене обстановки, неспособность переносить изменения. Иногда признаки заболевания ярко проявляются после смерти супруга (супруги). Такое резкое ухудшение может быть связано не только с горем и депрессией, но и с необходимостью полностью перестроить уклад жизни и взять на себя задачи, которые раньше выполнял супруг.

Постепенно пациент теряет бытовые навыки, и раньше всего страдает ориентировка в пространстве и времени. Вначале становится сложно ориентироваться в совершенно незнакомых ему местах, затем человек может потеряться даже рядом со своим собственным домом.

Для пенсионера объяснимо ошибаться на один день в числе или дне недели, но при деменции человек неправильно называет даже месяц и год. Становится трудно определять время по часам, многие «путают день с ночью»: проснувшись после дневного сна, решают, что уже утро.

Постепенно появляются трудности с планированием самых простых действий: больной не может готовить еду, одеваться, завязывать шнурки, мыться, чистить зубы. На поздних стадиях «забываются» даже такие, казалось бы, очевидные навыки, как распознавание предметов и ходьба.

Постепенно утрачивается речь: вначале собственная речь становится бедной, человек забывает слова, заменяя их ничего не значащими фразами, например, «это самое». Со временем нарушается и понимание речи, услышанной и прочитанной, и этот процесс не связан с ухудшением слуха. Если больной не выполняет ваших просьб, задумайтесь о том, понимает ли он, что вы сказали. Возможно, он не узнает смысл отдельных слов, или ваша речь для него уже — не значащий набор звуков.

По мере того как болезнь затрагивает отделы мозга, отвечающие за движения, человек становится все более неловким, ходит шаркающей походкой, бедной становится мимика. На последней стадии заболевания пациент разучивается ходить.

Обсуждение

Сейчас прочитала и поняла, что эта болезнь у моей мамы. Так ужасно, когда она все время говорит, что мы у нее все воруем. И спрашивает все по 10 раз и забывает...

Комментировать статью "Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест"

Лекарств от деменции нет к сожалению. Знакомая врач сказала, что поддерживала маму тренталом и кавинтоном. Соседка в возрасте 84г.,но вроде без деменции,попросила сохранить ее деньги,т.к. к ней часто приходят внуки и она боялась, ч то они заберут у нее все...

прогрессирующая деменция. Уход за престарелыми. Старшее поколение. Экспериментально и пока только на 17 из 25 испытуемых удалось ощутимо затормозить деменцию разного рода экстремальными визуальными конфликтами.

Старческая деменция. Ищем психиатра. Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Старческая деменция. Тяжелая деменция - это старческое слабоумие, характеризующееся полной дезадаптацией человека к окружающей среде и его Мама может...

Ей ставят деменцию, не Альцгеймера. Хоспис - не выход хотя бы потому, что она туда не захочет. Пока борюсь за то, чтобы не уходила из квартиры и не пыталась слишком Деменция - такая болезнь, что в любом случае ухаживающий будет чувствовать себя виноватым.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. У мужа есть признаки деменции. Его мама, моя свекровь, тоже рано начала проявлять, но скончалась от другого тяжелого заболевания.

Ранняя деменция. Жена и муж. Семейные отношения. Ранняя деменция. Предложите варианты дальнейшей жизни. У мужа есть признаки деменции. Его мама, моя свекровь, тоже рано начала проявлять, но скончалась от другого тяжелого заболевания.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. И даже многие врачи в ответ на жалобы семидесятилетнего человека на... Если пожилой человек с деменцией отказывается идти к врачу. Посмотрите другие обсуждения: Старческое слабоумие.

Тест. Образ жизни. Старшее поколение. Уход за пожилыми родственниками, взаимоотношения, лечение, сиделки, конфликтные ситуации, помощь, дедушки и бабушки. Выписаны и принимаются препараты. которые останавливают или замедляют деменцию.

У мамы деменция, так получилось, что думали про один диагноз, а вывалился другой и буквально за последние полтора месяца случился обвал в сознании. На данный момент одного взгляда на нее достаточно, что-бы понять, что с ней нелады.

Бабушка с деменцией - как общаться. Забрала бабулю к себе из другого города после того как она стала чудить. В Москве она каждый день рвалась домой, даже отлавливали ее у порога в верхней одежде, нас подозревала в заговоре с целью отобрать квартиру.

Деменция нужны советы. Болезни, уход за больными. Старшее поколение. Повела ее в психдиспансер, там поставили тяжелую степень деменции. Сейчас по направлению психиатра кладу ее в больницу для обследования и чтобы получить первую группу (хотя бы лекарства...

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Считается, что « старость не радость» и пожилому человеку свойственна апатия, грусть и... он постоянно теряет важные вещи: ключи, документы и т.п. подозревает, что потерянные вещи украдены, не поддается...

Если есть пожилой человек с деменцией, в силу которой справляться с ним трудно, он представляет опасность для себя и для окружающих, а лечения нет и в больницу/дом престарелых сдать - не вариант, то почему давать ему, например, на ночь снотворное или даже...

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. болезнь Альцгеймера. Причины деменции и болезни Альцгеймера. Зачем делать томографию. От забывчивости к деменции. 3 способа отложить Альцгеймер.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. 01.06.2015 01:16:14, договор пожизненной ренты+. Старческое слабоумие - это деменция, с таким диагнозом легко признать человека недееспособным по суду. Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция: что...

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. У родственника – деменция. Как стать опекуном: процедура подробно. Тяжелая деменция - это старческое слабоумие, характеризующееся полной дезадаптацией человека к окружающей среде и его Мама может...

У моего отца тяжелая деменция, он лежачий, себя не обслуживает и почти не соображает. У меня есть от него генеральная доверенность, которую оформляли еще когда он лучше соображал. Срок доверенности истекает через 6 месяцев.

Старческое слабоумие - это деменция, с таким диагнозом легко признать человека недееспособным по суду. Сходила посмотреть что такое деменция, диагноз надо сказать малоприятный. Но по большому счёту такой диагноз можно поставить половине наших стариков.

Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест. Хранение старых вещей, с которыми связаны воспоминания. Высказывания о том, что кто-то (обычно близкие люди или соседи) вредят или Когда беспокоиться о забывчивости? Как же отличить обычную...

Неумалимая статистика свидетельствует, что люди, увлекающиеся разгадыванием головоломок, любящие танцевать и сохраняющие умственную активность до самой старости, страдают слабоумием (в частности Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест.

Деменция, старческий маразм и слабоумие – такие заболевания развиваются при нарушениях памяти. Память является одним из уникальнейших процессов нашего организма. Ученные уверяют, что возможности памяти человека безграничны и превосходят возможности самого мощного компьютера. Но, к сожалению, нарушения памяти часто становятся источником трудностей для пожилых людей. Ранняя диагностика является важным условием эффективности лечения.

Симптомы деменции (старческого слабоумия)

Старческий маразм, старческое слабоумие, деменция – названия одного состояния, характеризующиеся такими симптомами, как приобретенное снижение интеллекта, возникающее в результате органических поражений головного мозга и нарушающее социальную адаптацию человека, т.е. делающее его неспособным к профессиональной деятельности, ограничивающее возможности самообслуживания и нарушающее его бытовую независимость.

На поздних стадиях заболевания симптомы нарушения памяти становятся столь выраженными, что человек уже не может обходиться без помощи окружающих, могут развиваться психические расстройства, наблюдается неадекватное поведение. Человек перестает узнавать своих родственников, не может самостоятельно ухаживать за забой (выполнять гигиенические процедуры, готовить себе пищу, правильно одеваться), требует постоянного контроля за своими действиями.

По статистике, деменция чаще возникает в пожилом и старческом возрасте. Она развивается приблизительно у каждого десятого пожилого человека. И по мере увеличения продолжительности жизни на планете распространенность деменции будет неуклонно расти.

Причинами деменции являются дегенеративные и сосудистые заболевания, а также возрастные атрофические изменения головного мозга, обедняющие его резервные возможности.

Первые признаки деменции

Развитие деменции не одномоментный процесс, он занимает длительное время. Первые признаки деменции могут могут выражаться в:

  • Ослаблении интереса к окружающему
  • Снижении физической, социальной и интеллектуальной активности
  • Усиливается зависимость от окружающих
  • Стремлении уменьшить ответственность за решение каких-то финансовых вопросов, бытовых проблем

Обратите внимание, если у вашего близкого появляется сонливость в дневное время, во время разговора снижается интерес, внимание, нить разговора ускользает, появляется тревожность, угнетенное настроение, резко ограничивается круг общения.

Тест для оценки выраженности нарушения памяти требует затраты времени, 10-12 минут. Кажется, не так и много, но, к сожалению, у врача общей практики, работающего на амбулаторном приеме, этого времени нет. Если начать лечение на ранних этапах, то можно отодвинуть тяжелую стадию на более длительный срок. Поэтому, вы можете самостоятельно исследовать память у ваших пожилых родственников с помощью следующих несложных тестов.

Тесты на нарушение памяти

Отвечайте на вопросы и суммируйте полученные балы:
0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто.

1. Я забываю номера телефонов.
2. Я забываю, что куда положил
3. Оторвавшись от книги, не могу найти место, которое читал.
4. Я забываю о назначенных встречах.
5.Мне нужно составлять список дел, чтобы ничего не забыть.
6. Я забываю, что планировал сделать по дороге домой.
7. Я забываю имена старых знакомых.
8. Мне трудно сосредоточиться.
9. Мне трудно пересказать содержимое телепередачи.
10. Я не узнаю знакомых людей.
11. Мне трудно вникнуть в смысл того, что говорят окружающие.
12. Я быстро забываю имена людей, с которыми знакомлюсь.
13. Я забываю, какой сегодня день недели.
14. Когда кто-нибудь говорит, я не могу сосредоточиться.
15. Я перепроверяю, закрыл ли я дверь.
16. Я пишу с ошибками.
17.Я легко отвлекаюсь.
18. Перед новым делом меня нужно проинструктировать несколько раз.
19. Мне трудно сосредоточиться, когда я читаю.
20. Я тут же забываю, что мне сказали.
21. Мне трудно принять решение.
22. Я делаю все очень медленно.
23. Моя голова бывает пустой.
24. Я забываю какое сегодня число.

Если результат теста составляет более 42 баллов, то необходимо обратиться к врачу.

Можно самостоятельно провести следующие простые тесты, которые требуют 5-6 минут времени.

Тест рисования часов

Распространенный тест на нарушение памяти – тест рисования часов. Предложите человеку нарисовать часы, стрелки которых указывают на определенное время. В норме испытуемый рисует круг, расставляет внутри цифры от 1 до 12 в правильном порядке с равными интервалами, изображает 2 стрелки (часовая короче, минутная длиннее), начинающиеся в центре круга и показывающие заданное время. Любое отклонение от правильности выполнения теста – признак достаточно выраженных нарушений памяти.

Тест на речевую активность

Для того, чтобы провести тест на речевую активность, испытуемому предлагается за 1 минуту назвать как можно больше названий растений или животных и слов, начинающихся на определенную букву, например «л». В норме за одну минуту большинство пожилых людей со средним и высшим образованием называют от 15 до 22 растений и от 12 до 16 слов, начинающихся с определенной буквы. Если число называемых растений или животных и слов, начинающихся с определенной буквы, менее 10 – это признак достаточно выраженных нарушений памяти.

Вот несколько советов людям, столкнувшимся с нарушениями памяти у своих пожилых родственников:

  • Создайте в семье благоприятную обстановку, ведь положительные эмоции способствуют приостановлению процесса болезни, как и лекарственные препараты.
  • Во время разговора ограничьте воздействие посторонних шумов, отвлекающих внимание. Прежде чем заговорить, обратитесь к человеку по имени.
  • Во время разговора, старайтесь использовать простые слова и предложения. Если с первого раза вас не поняли, повторите спокойным голосом.
  • Если ваш родственник расстроен или устал, переключите его внимание, например, сходите погулять с ним.
  • Старайтесь как можно чаще вспоминать старые времена, попросите рассказать о своем детстве, молодости. В процессе деменции страдает краткосрочная память (на текущие события), а память на прошлое сохраняется.
  • Помните, что рядом с вами люди, которые когда-то заботились о вас, когда вы были совсем беспомощны, помогали вам, отдавали вам свою любовь, теперь они сами столкнулись с проблемами и только вы можете им помочь справиться с этим.

Память – психическая форма нервной и умственной деятельности человека по удержанию, накоплению, хранению и воспроизведению той информации, которую он пропускает через свои органы восприятия.

Процесс ослабление памяти называют гипомнезией. Обычно проблема возникает с возрастом или как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсиии т. д.).

Однако зачастую на ослабление памяти жалуются и молодые люди. Здесь важно не путать болезнь с избирательностью нашей памяти. Если вы только что говорили с человеком и забыли его имя или продиктованный телефон - это не повод бежать к врачу. Зачастую так проявляет себя способность головного мозга сортировать более и менее важные аспекты информации для вас. А вот если вы, поговорив с человеком, и спустя время не можете вспомнить о чём шла в разговоре речь - вам прямая дорога к специалисту.

Причины нарушения памяти

Причин нарушения памяти, как и любого физиологического процесса организма, несколько. Вот те, всем известные внешние причины, которые вообще пагубно сказываются на здоровье человека и в частности на ослабление памяти:

Плохая экология, загрязнённость воздуха, которым дышим. Для деятельности мозговых клеток нужен кислород, который всё больше становится проблематичным в нашем загазованном городе.

Плохой сон, частые проявления бессонницы, ведь именно во сне происходят в организме все восстановительные процессы. Особенно важен здоровый, беспрерывный сон, который должен обязательно начинаться до 24 часов и заканчиваться в 6 - 8 часов утра.

Информационная перегрузка, которую испытываем мы все: интернет, радио, телевидение. На мозг неожиданно сваливается большое количество информации или человек сам забивает её ненужным «хламом».

Психологическая усталость, стрессы, нервные перегрузки так же вызывают ухудшение памяти.
Многим знакомая банальная лень, когда человек, тот же студент, ещё недавно хранивший в голове массу информации, окончив учёбу, перестал вообще читать, считает с калькулятором, все записи дел ведёт через блокнот. Головной мозг резко перестал получать сигналы к запоминанию, отключается напрочь, и человек уже завтра не запомнинает элементарного.

Некачественное питание, недостаток витаминов, отсутствие натуральных продуктов, в которых много консервантов, пищевых добавок, вредных для организма.

Как видите, все причины внешние, ни слова о генетике, так что свою память, данную от природы, любой человек может даже улучшить.

ТЕСТ НА ЗАБЫВЧИВОСТЬ

Для начала пройдите простой тест, который поможет Вам выяснить насколько работоспособна Ваша память на элементарных вещах.
Ответьте на следующие вопросы (да / нет):

1. Удается ли вам с первого раза ввести пин-код в мобильный телефон или в банкомат?

2. Быстро ли запоминаете имя или имя + отчество новых знакомых?

3. Часто ли случается вам терять (запямятовали куда положили) столь необходимые в жизни мелочи как ключи, помаду, расческу, очки?

4. Случается ли вам забывать о назначенной встрече или забыть про звонок, который от вас ждут?

5. Высыпаетесь ли вы?

6. Можете ли вы сосредоточиться на главном, важном на данный момент деле?

7. Часто ли вы задаетесь вопросами: не забыли ли вы выключить утюг, плиту, воду, свет?

8. Вы хорошо запоминаете дни рождения родных, друзей и коллег?

9 . Часто ли вы отдыхаете, расслабляетесь?

10. Затрудняетесь ли вспомнить, какое сегодня число и день недели?

11 .Часто приходится слышать упреки в необязательности от близких и коллег?

12. Вам приходится заранее составлять список продуктов, чтобы не забыть купить необходимое?

14. Получается ли разгадывать кроссворды и прочие головоломки хотя бы процентов на 70?

15 Всё, что нужно сделать за день записываете, а потом постоянно сверяетесь со списком?

17. Случается, шли куда то и зачем то, придя на место, забыли зачем пришли?

18.Случается ли так, что когда Вы рассказываете очередную историю или анекдот друзьям, Вам говорят, что Вы его уже рассказывали?

19. Если у Вас допустим 3 сим карты, помните ли Вы все свои мобильные номера?

20.Вы рассказываете — Вас перебили, быстро ли вспоминаете о чем говорили?

5 ответов «ДА» – в наше время норма.
Действительно, память иногда может и подвести. Это вполне нормально. Мы с вами не роботы и не
компьютеры, чтобы не забывать и не ошибаться.

От 6 до 10 ответов «ДА» – легкий дефицит памяти.
Такое тоже вполне допустимо, но при определенных условиях: вас одолели болезни, умственное напряжение, стрессы, депрессии, переутомление и т.д. В этом случае лучше обратиться психотерапевту, попить травяные успокоительные чаи.

От 11 до 20 ответов «ДА» – дефицит памяти, диагноз!
Вот здесь нужно позаботиться о себе и обязательно принять меры. Пройдите медицинское обследование, найдите причину проблемы и пройдите лечение, здесь таблетками и травяными чаями не обойдётся.

ТЕСТ НА АЛЬЦГЕЙМЕР

Этот тест считается одним из лучших в ряду тестов на Альцгеймер. Желательно внимательно прочитать весь текст, до конца. Не торопитесь, найдите закономерность и тогда на второй-третий раз вы просто глазами проглотите текст. Таково свойство здорового мозга. Итак, дерзайте!

94НН03 С006Щ3НN3 П0К4ЗЫ8437, К4КN3 У9N8N73ЛЬНЫ3 83ЩN М0Ж37 93Л47Ь Н4Ш Р4ЗУМ! 8П3Ч47ЛЯЮЩN3 83ЩN! СН4Ч4Л4 Э70 6ЫЛ0 7РУ9Н0, Н0 С3ЙЧ4С Н4 Э70Й С7Р0К3 84Ш Р4ЗУМ ЧN7437 Э70 4870М47NЧ3СКN, Н3 З49УМЫ84ЯСЬ 06 Э70М. Г0Р9NСЬ! ЛNШЬ 0ПР393Л3ННЫ3 ЛЮ9N М0ГУ7 ПР0ЧN747Ь Э70.

Прочли легко? - признаков Альцгеймера нет.

Для справки:

Ало́ис Альцге́ймер (нем. Alois Alzheimer; Алоис Альцхаймер, 14 июня 1864, Марктбрайт, Германия - 19 декабря 1915, Бреслау, Германия) - немецкий психиатр и невролог, автор множества статей по таким проблемам как алкогольный психоз, шизофрения, эпилепсия, сифилис мозга, хорея Хантингтона, артериосклеротическая атрофия мозга (1894), пресенильный психоз (1907).

Получил медицинское образование в Вюрцбурге, затем жил и работал во Франкфурте. В возрасте 31 года Альцгеймер стал руководителем исследовательского института, в котором проработал всю оставшуюся жизнь. В 1904-1915 годы опубликовал шеститомный труд «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга».

Альцгеймер внёс значительный вклад в изучение патологии нервной системы. Увековечило его имя изучение сенильной деменции, известной как «болезнь Альцгеймера». Основываясь на результатах собственных фундаментальных исследований, он описал принципиальные различия между слабоумием сосудистого и нейродегенеративного генеза.

Коллега Альцгеймера, немецкий психиатр Эмиль Крепелин позднее назвал разновидность старческого слабоумия именем Альцгеймера.

Как улучшить память и внимание в домашних условиях

Тренируем память. Начинаем тренировать свою память точно так же, как тренируем мышцы.

Очень часто при знакомстве люди тут же забывают названные имена, это происходит оттого, что в этот момент, мы считываем информацию о человеке, которого видим. Срабатывает стереотип: практически все имена для нас знакомы, и мозг отключается в этом направлении. Учитесь концентрировать своё внимание в нужные моменты и там где это необходимо.

Едете в транспорте, посмотрите внимательно в течение 3-5 секунд на двух-трёх людей, отвернитесь в сторону и спросите себя о том, что удалось запомнить: какого цвета куртка у первого, шапка у второго и какой длины волосы у третьего.

Ниже кратко приведена методика улучшения памяти И.И.Полонейчика - руководителя Центра интеллектуальных технологий, признанной сегодня самой успешной на постсоветском пространстве. Она называется системой накопления. Суть работы методики в следующем:

Будите свои мозги, смените род занятий, расширьте сферу интересов увлечений. Если вас интересуют инвестиции, переключитесь на политику, здоровое питание или искусство.

Читайте книги, учите стихи, заучивайте отрывки из прозы, которые запомнить особенно трудно, решайте кроссворды. Здесь важно, чтобы процесс приносил удовольствие, доставлял радость вам, тогда и будет успех.
И особенно важно, чтобы стихи были хорошие, лучше классика, ведь мозг наш очень избирателен, но не менее важно, чтобы эти стихи вам нравились.

Японцы доказали, что устный счёт хорошо улучшает память, дети считающие в школе «в уме» гораздо умнее и обладают лучшей памятью, чем их сверстники с калькуляторами.

Высчитывайте дату по дням недели и наоборот. К примеру, сегодня суббота 1 марта, а в пятницу через неделю какое будет число? Или 23 марта придётся на какой день?

Назовите за 100 секунд 100 названий стран, городов, столиц государств, рек и озёр. Или придумайте за 100 секунд 100 слов в порядке алфавита. Здесь очень важна скорость. Пусть не 100 за сто удастся, но мозг будет работать и это уже даст результат.

Установлено, что очень важно разнообразить род своих занятий, что стимулирует установление в мозге новых связей нервных клеток, и вызывает даже рост этих клеток, способствуя повышению качества памяти.

Память наша инерционна, поначалу вы будете забывать про эти упражнения, вам будет лень их делать, но возьмите это под контроль и уже через две, максимум три недели вы заметите результаты.

Употребляйте пищу, богатую витаминами Е, С, микроэлементами.

Замечено, что плохой памяти страдают люди, сидящие на диетах, курящие и употребляющие алкоголь, а также те, кто не завтракает по утрам. Так что делайте выводы!

Будьте всегда здоровы, с прекрасной памятью и в ясном уме!

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...