Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Типы воспитания детей в семье. Характеристика стилей семейного воспитания. Что такое папа

Лекция № 15

Психология семьи

    Семья. Виды семей.

    Типы и стили семейного воспитания.

    Роль семьи в воспитании и развитии личности.

1. Семья. Виды семей

Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не укради, будь почтительным к старшим.

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность.

В основе семейного воспитания был заложен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

В зависимости от количества детей семьи бывают:

Многодетные,

Малодетные,

Однодетные,

Бездетные.

По составу:

Однопоколенные (супруги),

Двухпоколенные (родители + дети),

Межпоколенные (родители + дети + родители родителей).

В последнее время достаточно распространены неполные семьи.

Отмечено, что семейные обстоятельства, в которых выросли дети, накладывают отпечаток на всюих жизнь и даже предопределяют судьбу.

Успешность воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и учебно-воспитательных учреждений.

Действенным стимулирующим фактором развития учащихся является создание трудовой атмосферы всемье. Дети должны вносить посильный вклад в создание благополучия семьи.

Родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, относиться к ним (несмотря на возраст) уважительно.

Формирование правильных взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми – важная задача родителей.

2.Типы и стили семейного воспитания

Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью – чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от опасностей, осчастливить их, обеспечить будущее, родители фактически обрекают своих питомцев на неправомерные ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях – с аморальными поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли достаточное уважение к их доводам и аргументам. Ведь дети, будучи не правы, искренне убеждены, что правы именно они, что родители не хотят или не способны их понять. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание общающимися друг друга, неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующих желаний, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений : авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Угрозы, понукания, принуждение – главные средства авторитарного стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.

Источником либерального стиля является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью.

Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, путь один – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Для родителей семейное воспитание – процесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

4. Роль семьи в воспитании и развитии личности

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

Влияние на ребенка – индивидуальное, основанное на конретных поступках и приспособленное к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры родите­лей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание – поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них – слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

    Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д.

    Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

    Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности – нет и повода, и возможности для общения

    Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.

Поэтому существующие типы воспитания детей в семье могут быть противоречивыми, что приводит к конфликтным ситуациям. Нужно понимать, какие типы и стили воспитания в семье используются, чтобы выработать компромиссную тактику, выбирая подходящие виды взаимодействия. Рассмотрим основные типы родительского воспитания в семье и попробуем дать некоторые советы.

Виды семейного воспитания ребенка в семье

Виды воспитания ребенка в семье накладывают неизгладимый отпечаток на его личность. В нарушении поведения ребенка психологи прослеживают прямую зависимость родительского к нему отношения. Человек является существом противоречивым и переменчивым, на его отношение к чему-либо влияют эмоции, которые он в данный момент испытывает, поэтому четко оценить отношение родителей к детям довольно трудно. Семья и виды семейного воспитания - это сложная и многогранная тема, которая заслуживает отдельного рассказа.

Виды отношений между родителями и детьми

Психологи выделили несколько видов отношения между родителями и детьми, соответственно и несколько типов семейного воспитания, которые мы рассмотрим ниже. Все виды отношений между детьми и родителями имеют право на существование и должны подвергаться своевременной коррекции.

1. Гипоопека. Первый вид нерационального воспитания, имеющий несколько подвидов.

  • Явное эмоциональное отвергание. Проявляется в открытой враждебности по отношению к ребенку. Самый распространенный пример — это когда родители стараются максимально загрузить ребенка определенными заданиями, а иногда даже наказать за несвоевременное или некачественное их выполнение. При этом старания и усилия, которые он приложил, не замечаются, действия не поощряются, ласка и внимание по отношению к ребенку отсутствуют. В таких семьях дети постепенно начинают чувствовать себя изгоями, у них падает самооценка. В меньшей степени эмоциональное отвергание проявляется в отсутствии ласки и внимания со стороны родителей. Детей в таких семьях крайне мало обнимают и ласкают, у них отсутствует такое необходимое любому человеку «тактильное внимание», которое при нормальных условиях дает почувствовать малышу свою нужность и любовь родителей.
  • Гипопротекция. Это недостаточность воспитания. В данном случае родители не выполняют минимальный комплекс мер по удовлетворению физических и духовных потребностей ребенка.
  • Скрытая гипопротекция. Это формальное отношение к процессу воспитания. В данном случае присутствует видимость интереса родителей к воспитанию ребенка. Это проявляется в их словесных наставлениях, которые не подкреплены действиями. Они не требуют неукоснительного выполнения правил, соблюдения режима дня, системы наказаний и поощрений в таких семьях не существует, а это является необходимым условием для нормального психического и физического развития личности. Дети довольно быстро понимают подобное отношение родителей, по-своему переживают его, так как при таком подходе они не получают прежде всего необходимого им душевного и эмоционального тепла.
  • Потворствующая гипопротекция. Один из часто встречающихся типов воспитания. Его суть заключается в том, что, с одной стороны, родители всеми способами стараются оградить своего ребенка от влияния и воспитательных мер других взрослых, педагогов, сверстников, которые могут быть и не всегда положительными. Но в то же время сами проявляют попустительское отношение к детским поступкам, в таких семьях отсутствует контроль за поведением малыша.

2. Гиперопека.

  • Потворствующая гиперопека. В данном случае мама всеми силами пытается предотвратить появление у ребенка какого-либо недостатка. Здесь имеет место чрезмерная опека. У женщины возникают страхи, что ее ребенок может заболеть, умереть, станет плохо себя вести, а когда вырастет, уйдет от нее. Поэтому все усилия, направленные на воспитание ребенка, предпринимаются только для самоуспокоения и оправдания себя перед окружающими, но никак не на благо сына или дочери.
  • Доминирующая гиперопека. Проявляется в жестком контроле со стороны родителей. Они не показывают особой любви к ребенку, а вместо этого относятся к нему строго, контролируя и ограничивая его общение со сверстниками. В таких семьях дети испытывают недостаток эмоционального и физического контакта с другими людьми, что приводит к тому, что ребенок не умеет проявлять инициативу, он растет рассеянным, робким, пассивным и безответственным.

3. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

При таком типе воспитания родители стараются спроецировать свои нереализованные мечты и желания на детей. Это может касаться образования или карьеры. Во втором случае на ребенка возлагают обязанности по уходу за младшими или беспомощными членами семьи. Стоит ли говорить, что не каждый ребенок может справиться с той ответственностью, которую возлагают на него родители.

4. Противоречивое воспитание.

В данном случае речь идет о несогласованности воспитательных методов, избранных матерью и отцом, а возможно, и бабушкой. Как это объяснить? Каждый из родителей предъявляет к ребенку разные требования по одному и тому же вопросу, разниться могут и критерии оценки поступка сына или дочери тем или иным членом семьи. Такое поведение взрослых затрудняет адаптацию ребенка, а в крайнем случае может привести и к невротическим проявлениям.

5. Гиперсоциальное воспитание.

Чаще встречается в семьях с высоким социальным положением в обществе или же в тех, где родители занимаются педагогической деятельностью, т. е. в тех, которые во многом зависят от социального одобрения/неодобрения. В этом случае родители, создавая видимость благополучия, или не замечают проблем своих детей, или подавляют их чрезмерными воспитательными наставлениями. Во взрослую жизнь такие дети входят не с чувством радости и интереса, а с мыслью «Ты должен!», которую годами внушали ему родители и от которой довольно сложно избавиться самостоятельно.

6. Воспитание в культе болезни.

Такой тип воспитания возникает в семьях, где воспитывается ребенок-инвалид или ребенок, имеющий специфические заболевания. Многие родители, особенно мамы, сильно преувеличивают физическую слабость ребенка, формируя таким образом у него мнение, что он особенный из-за своей болезни. Так как мама старается предугадать каждое желание такого ребенка, сделать за него все, даже то, что он мог бы сделать самостоятельно, из него вырастет капризный пессимист, за которого все должны делать другие.

Воспитание ребенка по типу кумир семьи и другие ошибки

Стоит сказать, что роли ребенка в семье делятся на положительные и отрицательные. Первые построены на основе эмоционального слияния родителей и детей. Во втором случае на ребенке отражаются все негативные процессы, происходящие в семье, а иногда вину за них родители также возлагают на детей. Воспитание ребенка по типу кумир семьи и другие совершаемые ошибки попробуем рассмотреть ан конкретных примерах.

Положительные роли.

  • Кумир семьи. В данном случае родители чрезмерно восхищаются своим чадом, что не всегда продиктовано четким соизмерением его поступков. Последствия такого отношения могут привести к развитию у ребенка капризности, эгоцентризма и других отрицательных черт характера.
  • Роль паиньки. Родители стараются воспитать послушного ребенка, выполняющего все правила не только дома, но и в обществе, что может привести к развитию у него чувства неполноценности, вины, неспособности принимать критику.
  • Болезненный ребенок. Такое отношение проявляется в семьях, где растет ребенок-инвалид или часто болеющий. В данном случае он и его болезни возводятся в культ, и ребенок, осознав это, начинает со временем манипулировать родителями, а мама с папой манипулируют друг другом, призывая не волновать ребенка. Стоит ли говорить, что если, например, отец хочет создать новую семью, а мать давит на его чувство долга по отношению к больному сыну или дочери, то это не принесет пользы ребенку, а наоборот, породит в нем массу комплексов, а возможно, и чувство вины.

Отрицательные роли.

Золушка. На ребенка в данном случае возлагается забота о других членах семьи (младших братьях и сестрах, больных бабушках или дедушках). Его чувства и эмоции не принимаются во внимание, что со временем может привести к неуверенности и завистливости. Такой ребенок рано начнет искать душевное тепло вне дома, и не факт, что он сможет адекватно оценить человека, которому он будет доверять.

Ужасный ребенок. В данном случае родители рассматривают своего ребенка как источник проблем, поэтому все его поступки, какими бы они ни были, априори являются плохими. Такое отношение может встречаться в случае рождения второго ребенка, рождения ребенка не того пола, которого хотели родители, а также в других частных случаях. Взрослые не принимают ребенка, безусловно, он мешает всем членам семьи, что впоследствии приводит к развитию у него мстительности, хитрости и изворотливости.

Семья - это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

  • традиционная семья;
  • детоцентрическая;
  • супружеская.

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

Основа супружеской семьи - это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное - это успеть их вовремя исправить.

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд . Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-дифферентныи.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким - контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дис-тантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Проведенное Баумринд лонгитюдное исследование было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Роль указанных стилей родительского воспитания - авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного - в формировании личностных особенностей детей стала предметом специального изучения. Параметрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности / доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм / кооперация; доминирование в общении / уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность / подчинение и зависимость; целенаправленность / импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний / отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, * автономия / зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная). Стиль родительского воспитания примерно в 80% случаев удалось идентифицировать.

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов п требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родителъстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации. причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень, требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со * стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной активностью и личностной позицией.

По данным, полученным на североамериканской выборке (США), распределение родителей по стилям семейного воспитания, выделенным Баумринд, выглядит следующим образом: 40-50% родителей реализуют авторитарный или близкий к авторитарному стиль воспитания; 30-40% - демократический и около 20% - разрешающий или попустительский стиль. Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах Л.Е. Личко , Э.Г. Эйдемиллераи В. Юстицкиса , Исаева , А.Я: Варги , А.И. Захарова и др.

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

*взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

*высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

* признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

* отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

*признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

*обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

*систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

*разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

*устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Возрастная динамика развития детско-родительских отношений. Особенности восприятия материнской и отцовской родительской позиции Полученные результаты были проанализированы по основным параметрам, характеризующим особенности родительской позиции: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономия и непоследовательность. Был констатирован достаточно высокий (12-15 лет) и удовлетворительный (в группе 16-17-летних подростков) уровень эмоционального принятия и интереса со стороны отцов.

Несколько иная картина наблюдается в диаде подросток - мать. Практически во всех возрастных группах мы наблюдали снижение уровня позитивного интереса и принятия со стороны матери по сравнению с нормативными значениями. Особенно ярко переживание подростками дефицита тепла и внимания было отмечено в группе 14-15-летних. Эти показатели не могут не вызывать тревоги, поскольку именно материнская роль традиционно связывается с обеспечением переживания ребенком безусловной любви и принятия, чувства безопасности и доверия к миру [Фромм, 1990; Адлер, 1990; Lampert, 1997]. Полученные нами данные хорошо согласуются с выявленной ранее в ряде исследований тенденцией увеличения уровня негативных чувств по отношению к родителям в раннем или среднем подростковом возрасте, наиболее ярко проявляемой в отношениях дочери и матери .

Возрастная динамика в целом определяется снижением директивности воспитательного стиля отца, его участия в контроле и управлении поведением подростка. Отец в значительном числе случаев скорее дистантная фигура, чем реальный участник воспитательного процесса в семье.

Уровень директивности матери остается практически неизменным во всех возрастных группах и тем самым вступает в противоречие с нормативной возрастной динамикой ее изменения, предполагающей последовательное снижение с возрастом.

Значительное превышение уровня директивности матери по сравнению с отцом в восприятии подростков свидетельствует о ведущей роли и лидерстве матери в воспитательном процессе, ее основной управляющей и регулирующей функции в современной российской семье.

Подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное или амбивалентное, подозрительное, с установками на обвинение и порицание. В сочетании с показателями позитивного интереса родителей полученные данные могут быть интерпретированы как острое переживание подростками недостатка тепла и любви со стороны матери и амбивалентности, непонимания и отстраненности со стороны отца.

Подобный образ родительских установок может быть детерминирован по меньшей мере тремя обстоятельствами. Во-первых, объективно сложившимися эмоционально негативными отношениями родителей и подростков; во-вторых, повышенной сенситивностью подростков к эмоциональному отношению родителей, обусловленной тревожным типом привязанности; и, в-третьих, дефицитом личностно-ориентированного аффективно-позитивного общения подростков с родителями.

Полученные результаты исследования обнаруживают чрезмерно высокую по сравнению с нормативными значениями автономность отца. В сочетании с недостаточной директивностью высокая автономность свидетельствует об отстраненности отца от процесса воспитания детей. Отцовская любовь, сочетающая в себе предъявление социальных образцов желаемого поведения и требовательность, готовность оказать необходимую помощь и поддержку, предложение форм сотрудничества, воплощающих в себе образцы ответственности, целеустремленности и справедливости, является, по мнению ряда исследователей, решающим условием становления социально зрелой личности [Адлер, 1990; Фромм, 1990; Maccoby, 1980; Siegal, 1987]. Воспитательная позиция отца, характеризующаяся излишней автономностью, напротив, является фактором риска в решении важнейших задач подросткового возраста - формирования полоролевой идентичности, независимости и ответственности личности. Наши данные позволяют говорить о тенденции возрастания автономности отца в отношениях с ребенком в старшем подростковом возрасте.

Наши данные свидетельствуют о том, что, с точки зрения подростков, родители демонстрируют высокий уровень непоследовательности своего поведения и воспитательских воздействий. Особенно ярко это видно в отношении матери.

Вам также будет интересно:

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...