Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом, позволявшим осуществлять обрядовые действия.
Шаманская парка. Вид спереди
Шаманская парка. Вид сзади
Шаманский костюм обычно состоял из парки (кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы.
У нанайцев, удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной убор, сплетенный из ритуальных стружек.
Ритуальные стружки, именуемые в этнографической литературе айнским термином "инау", широко применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура. Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье "Культ инау у племени айнов" считал, что они выполняли роль посредников между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау - это "толкующий человек, посол, оратор". Как и выдающиеся по красноречию люди, которые служили "послами и посредниками в делах мести, мира и войны", инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам потребности человека. Слово "инау" Л.Я.Штернберг этимологизировал как "язык дерева", сопоставляя стружки с "языками" оратора-посла и сравнивая их с языками огня, "с шумным многоязычием его пламени".
Символика шаманского костюма. Птица
У многих народов Сибири шаманский костюм символизировал птицу, и не простую, а “чистую”, небесную. Только надев такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы, которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась как птичьи перья.
Танец якутского шамана, изображающий полет птицы
Образ костюма-птицы символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору.
Эти изображения обозначали духов-помощников шамана, имеющих вид птиц - гагары, орла, журавля, утки, а также символизировали самого шамана, когда он в образе гагары плыл по мировой реке или в виде орла сражался со злыми духами.
Парка селькупского шамана. Вид сзади. Вид сзади. 1 - крот; 2 - гагара; 3, 5 и 8 - журавли; 4, 6 и 9 - утки; 7- орел
Символика шаманского костюма. Животное
Путешествие шамана не всегда осмыслялось как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через “море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ птицы явственно проступает образ зверя.
Шаман верхом на медведе спускается в нижний мир.
Это отражено во внешнем виде и семантике головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося, медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто. Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала “объездить”, так как он “не давался” шаману и “бился как лошадь”.
Символика шаманского костюма. Модель вселенной
Камлание, со всеми превращениями шамана из человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские ипостаси - человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма, между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа, и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических подвесок, аппликаций и т.д.).
Головной убор нганасанского шамана
В этом плане были важны семантические противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол) частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю “светлую” часть и нижнюю “темную”.На светлой части, оформленной мехом оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один, сшитый из оленьей шкуры, - для камланий в верхний мир, другой, из медвежьей шкуры, - для нижнего мира. Головной убор шамана часто украшался оленьими рогами - настоящими или их стилизованными изображениями.
Изображения рыб и змей на шаманском костюме эвенков
Подол кафтана сзади удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид утолщенных пестрых жгутов - змей. В этом случае подол был вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей, символизирующие обитателей “моря бед и несчастий”.
Им были противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля), помещавшиеся на плечах. В других случаях - птицы верхней части костюма противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя), расположенным на подоле.
Средняя часть костюма - нагрудник - отмечалась особо: на ней были расположены изображения самых главных духов-помощников шамана.
Нагрудник нганасанского шамана
Иногда на кафтанах имелись изображения костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало представлениям о строении человека и соотносилось со схемой мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл собой их тождество - антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.
Похожие статьи:
Как правило, человек сам волен выбирать себе профессию. Однако на свете существует род занятий, который не выбирают. Эта профессия сама назначает тех, кто будет ею заниматься, и обратного пути у таких людей нет. Что же означает быть шаманом - получить от судьбы подарок или проклятие?... | По данным последней переписи, около 2% населения России исповедуют шаманизм. Официальных последователей шаманских культов у нас больше, чем католиков, буддистов и протестантов, вместе взятых. Народы, верящие в то, что судьбу человека определяют добрые и злые духи, в основном живут в азиатской части страны: от Алтая и Сибири до Дальнего Востока. И, если судить по разнообразию и количеству праздников, в чем-то они счастливее, чем остальные россияне.... |
На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы... |
Шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько ступеней посвящения, т. е. как бы публично доказать свои неординарные способности. Чем более высокое посвящение, тем большие требования предъявлялись шаману. Человек мог так же оставаться непосвященным, но совершающим определенные шаманские действия. «Если первые опыты камлания оказываются удачными и одобряются сородичами, то данный человек становится общепризнанным преемником шамана. Если же попытки камлания оканчиваются неудачей, то родовая община продолжает поиски нового шамана». По данным М. Н. Хангалова и Б. Э. Петри, шаманы ограничивались одним - двумя посвящениями. Схема, разработанная ими, выглядит примерно так: «Стадии посвящения: Шаман получает: I деревянную конную трость В то же время существовало и 9 посвящений. Шаман, совершенствуя свое мастерство, увеличивая свою шаманскую силу, получал предметы культа, в том числе шаманскую одежду, поэтапно в течение 9-20 лет жизни во время специальных обрядов посвящения.
Литература: 1 Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири - М.-Л - 1936 г. - С. 1. Шаманский костюм. Иркутск: ООО Артиздат, 2004, c. 8–15. Мирча Элиаде отмечает, что разнообразные умения и навыки шамана - это результат его инициатического опыта. Благодаря испытаниям, через которые будущий шаман проходит во время своей инициации, он постигает меру беззащитности человеческой души и учится способам защитить её. Он на собственном опыте познает вызываемые болезнями страдания и учится распознавать причины болезней. Он переживает ритуальную смерть, спускается в Преисподнюю, иногда воспаряет на Небо. Все умения шамана зависят от его опыта и знаний «духовного» рода. Он знакомится со всеми «духами»: с душами живых и мертвых, с богами и демонами, с многочисленными существами, невидимыми на физическом плане, что населяют три космические зоны. На каждого шамана, как правило, есть специальный комплект ритуальной одежды (шаманский костюм, в который входят рубаха, маска, пояс, головной убор, халат, металлические диски, подвешивающиеся на грудь, спину или к поясу, и так далее) и шаманское снаряжение, то есть бубен с колотушкой, посох, фигурки духов (вместилища) и прочие элементы. Одежда шаманов хоть и имела схожие элементы, но варьировалась от района к району. Безусловно, не всегда и не везде у шамана есть все названные атрибуты, но даже там, где шаманского облачения как такового не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магические предметы, относящиеся к ритуальному наряду шамана. Надевая костюм, шаман обретает мистическое состояние, обнаруженное и закрепленное во время долгих переживаний и церемоний посвящения. Обычно, перед тем как изготовить свой наряд, шаман должен предварительно увидеть его во сне. В видениях духи указывают ему, где находится будущий наряд, но искать его он должен сам. У тлингитов и хайда шаман изготавливает наряд по строгим указаниям своего духа-покровителя. А иногда, особенно если шаман слабый, все происходит более прозаично: наряд покупается у родственников умершего шамана по цене коня, как это делается у бирарченов. Самыми распространенными образами шаманского наряда являются птица, олень и медведь. Украшая свой костюм перьями, костями, зубами и шкурой животных, шаман тем самым создает второе тело. Облачение в такой наряд помогает преодолеть границы собственного тела и в образе животного совершить мистическое путешествие. По поверьям, бытующим у большинства народов, шаманы могут превращаться (оборачиваться) в то или иное животное. Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем вспомогательные инструменты; каждое из них одновременно и выражение внутреннего потенциала и средство проявления этого потенциала. Алтарь. Шаманский алтарь очень прост: это кусок ткани, на котором можно удобно разложить орудия, камни, кристаллы и другие принадлежности. Алтарь помогает направить внимание шамана обозначая пределы священного пространства, где смешивается физическое и духовное. Племенные шаманы устанавливали алтарь на земле и садились перед ним, скрестив ноги. Барабан. Барабан - особенно ценное орудие; для шамана это средство, открывающее доступ к иным мирам восприятия. Чаще всего используется круглый ручной барабан, который можно без труда переносить с места на место. Обычно он изготавливается из полого древесного ствола, обтянутого выделанной кожей животного. Иногда вместо кожи используется деревянный штырек. По периметру барабан часто украшают специальными символами, иногда даже перьями и подвесками. На звучащей поверхности можно встретить эмблему или изображение животного. Барабанный бой используется для изменения уровней осознания и расширения возможностей восприятия при шаманской работе. Бубен. Лучший бубен, это тот, который сделан своими руками или подаренный другим шаманом, или принятый в дар за камлание Обычно, указания по внешнему виду и изготовлению бубна, шаман получает от духов, во время камлания, или экстатического путешествия. Ориентируясь по приметам данным духами, шаман выбирает подходящее дерево, кожу и принимается за работу. Считается, что перед изготовлением этого священного предмета шаман должен быть совершенно чист, поэтому в течение нескольких дней он воздерживается от сексуальных контактов, а непосредственно перед работой хорошо моется. Обращаться с бубном шаман должен был аккуратно. Прежде всего бубен является продолжением души шамана, и обращаться с ним следует почтительно и осторожно. Ставить или вешать бубен следует так, чтобы посторонние люди его не трогали. Маска. Шаманская маска служит средством для выражения внутреннего потенциала, обычно в церемониальном или шаманском танце, когда бывает необходимо заземлить внутреннюю энергию. Маски изготавливают из различных материалов и надевают в особых случаях. Самую простую маску рисуют на лице. Ожерелье. Шаман носит ожерелье не просто для украшения. Ожерелье, имеющее форму кольца, символизирует круг личности шамана, а бусины, косточки, зубы, камни или другие предметы, нанизанные на него, служат для связи с тонкими энергиями владельца. Онгон. Онгон - это вместилище для духов. Шаман сначала делает онгон, а потом вселяет в него духа. Онгонами могут служить изображения духов, животные выбранные по какому-либо признаку, вырезанные из дерева и бумаги фигурки. Основное предназначение онгона - оберегать людей и служить средством передвижения шамана в его мистических путешествиях. Погремушка. Погремушка - древнее звуковое устройство, которым пользовались для того, чтобы создать атмосферу ожидания в процессе перехода от одного уровня реальности к другому. Компания ООО ХСН из Чебоксар зарекомендовала себя как лидера России в производстве охотничьей одежды и аксессуаров . В дополнении к моделям одежды, которые пользуются спросом на протяжении последних десятилетий у охотников и рыбаков, компания создала линию охотничьей одежды премиум класса ШАМАН (SHAMAN). Применение передовых камуфлированных тканей и маскирующих технологий позволят быть полностью незаметным на охоте . Качественные мембранные ткани применяемые в костюмах SHAMAN позволяют применять одежду ХСН от ШАМАН в любых условиях. Наш интернет-магазин сайт является официальным дилером на поставку одежды охотника SHAMAN-ХСН. Мы несем все гарантийные обязательства и рады услышать любой отзыв по одежде ШАМАН от ХСН! Мы предлагаем послойную технологию охотничьей одежды от SHAMAN.
Каждый слой имеет свое назначение, первый слой - легкое термобелье которое отводит влагу, второй слой - флисовый для дополнительного утепления, третий слой - костюм зимний или демисезонный, в случае охоты в экстремально низкие температуры используется четвертый слой - комбинезон. Подробно одежду ШАМАН каждого слоя можно посмотреть в нашем каталоге. Вы можете собрать послойный комплект охотничьей одежды для любой охоты
, от охоты на волка на номерах, до охоты на гуся из засидки.
Компания ХСН в рамках бренда SHAMAN разработала и серию рюкзаков премиум класса
. Рюкзаки выполнены в аналогичны цветовых решениях и отлично сочетаются с костюмами ШАМАН. Тоже самое можно сказать и про шапки из флиса и перчатки охотничьей экипировки шаман. Основным конкурентом охотничьей экипировки премиум класса SHAMAN является молодая компания Sitka Gear. Сравнения охотничьей одежды премиального класса говорят о большом сходстве, у брендов очень много общего, это и мембраны по типу SHIELD-TEX, антибактериальные системы и пропитки, технологии сохранения тепла ну и, конечно же, применение натурального гусиного пуха при производстве зимних теплых охотничьих костюмов С итка и Шаман . Основными отличиями является узнаваемость бренда и конечно недорогая цена российских костюмов от ШАМАН. Здравствуйте гости моего блога! На бедре шамана висит бубен - пяльцы с натянутыми всё теми же вискозными салфетками, разрисованными гуашью индейскими символами. Там же рядом висит черный мешочек с камнями. Я не сказала, мой Михо - шаман камней. В мешочке лежат 8 драгоценных камней (фото добавлю позже, что то не могу его на компе найти), каждый камень что то означает: любовь, славу, дружбу, богатство и т.д. Шаман раскладывает камни перед собой, а тот, кому он гадает, выберает любой понравившийся камень. Что вытянул - то и ожидает этого человека в наступающем году. Вот как выглядел костюм в прошлом году. На шее шамана висит ожерелье из зубов и когтей диких зверей. Для декора и пущего эффекта я повесила своему шаману на пояс пару пузатеньких бутыльков, которые были когда то у дяди шамана освежителями воздуха в автомобиле. Отдельно хочу сказать про головной убор индейца. С ним пришлось помучиться, так как я приступила к работе без какого либо плана действий и импровизировала на ходу. От старых колготок отрезала верх примерно по колено. И как в детстве, надела на голову:) Завязала хвост, а оставшуюся длину порезала на лоскуты - это у меня волосы. На некоторые "волосины" нанизала "бусины" - порезанные цветные коктейльные трубочки. Перья из обычной плотной бумаги, сзади для прочности приклеены те же коктейльные трубочки черного цвета. Украшен убор вискозными салфетками и лентой из настоящих перьев, я эту красоту купила в магазинчике для шитья по соседству с домом, очень классная штука. По бокам пришила нити с нанизанными на них деревянными бусинами. На фото я:) |