Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Литовская национальная одежда. Что представляют собой национальные литовские костюмы

Януш Радзивилл. Портрет работы Б.Стробеля, 1634

Если взглянуть на сохранившиеся портреты знатных феодалов Великого Княжества Литовского (ВКЛ), то можно заметить, что их костюмы очень схожи с костюмами западно-европейского дворянства того времени. Из чего можно сделать вывод, что мода в ВКЛ формировалась под влиянием моды Запада. Однако и влияние византийско-русской моды тоже имело место. Взять к примеру шубы, которые занимали важное место в костюме богатых феодалов ВКЛ. Были в моде два типа шуб. Одни длинные, до пят, с широкими откидными воротниками, застёгивающиеся под горло, с длинными рукавами с разрезами, в которые могли просовываться руки. Такого дизайна шубы назывались "русскими" и мода на них пришла из Руси. Одновременно были популярны и шубы другого фасона: с шалевыми воротниками и глубоким треугольным вырезом глубиной до пояса, которые не застёгивались и носились нараспашку. Мода на такие шубы пришла с Запада.

Мужчины в плащах. Миниатюра из "Радзивилловской летописи", конец XVв


Шубы в то время шились из разнообразного меха: беличьего, лисьего, соболиного, куньего и могли быть "голыми" или "крытыми", причём на покрытие шли исключительно дорогие ткани как бархат или атлас.
Существовал и летний вариант шубы, называвшийся летник . Мужской летник фасоном походил на шубу, но, понятное дело, не подбивался мехом. Женский летник представлял собой просторную, сильно расширяющуюся книзу одежду, застёгивающуюся на пуговицы до горла, с длинными и широкими рукавами, срезанными углом, что вынуждало женщин держать руки всё время согнутыми в локтях.
Широко распространённым вариантом верхней одежды являлись плащи. Часто они фигурируют на миниатюрах "Радзивилловской летописи " накинутыми поверх плеч и застёгнутыми посередине или с правой стороны. Длина плащей редко опускалась ниже середины лодыжки. Плащи подбивались мехом, разноцветной тканью, обшивались каймой и драгоценностями. На плащах могли быть нашиты гербы, эмблемы, куски другой ткани.

Герольд в шапероне, облегающих ноговицах и коротком упелянде. Миниатюра из "Радзивилловской летописи", конец XVв


Русское происхождение имели и тегиляи - набитые очёсом льна, конопли или ватой прошитые кафтаны длиной ниже колена, с высоким стоячим воротником и короткими рукавами. Вовнутрь тегиляя могли вшиваться железные пластины. Вообще, мужская мода ВКЛ этого периода - разнообразие кафтанов, похожих в целом между собой и отличающихся деталями. Например, были в ходу яка - узкий кафтан с покатой грудной частью и длиной до середины бедра; йокула - узкий удлинённый кафтан, расклешённый ниже пояса (такой кафтан можно увидеть на портретах Витовта и Андрея Ольгердовича); кабат - длинней, чем яка или йокула, иногда до колен, с более широкими рукавами и высоким воротником-стойкой. Левая и правая половины кафтанов могли быть из ткани разных цветов. Такой стиль назывался мипарти.

Мужчина в саёне. Гравюра XVIв


Респектабельной одеждой являлся упелянд . Его отличительной особенностью являлся его крой - "солнце". Надевался он через голову, образуя множество складок на груди, спине и рукавах. Форма рукавов упелянда варьировалась, но как правило, они шились массивными и широкими, напоминающими колокол или крылья. В нижней части ширина рукава упелянда могда быть до 3-х метров. В рукавах делались прорези, через которые были видны узкие рукава нижней рубашки. Рукава часто оформлялись понизу в виде фестонов или обшивались мехом. Упелянд подбивался шкурками мелких животных, подшивался дорогой цветной подкладкой, покрывался бархатом, парчой и сукном. Мог носиться с поясом или без него. Молодёжь носила упелянды длиной до середины бедра, люди более старшего возраста предпочитали длинные упелянды, для которых была характерна большая ширина низа, доходившая до семи метров.
Влияние западно-европейской моды заметно в фасоне ноговиц, скроенных по форме ноги, часто с носочной и пяточной частями. Левая и правая штанины могли не сшиваться, а привязываться к поясу.

Анна Ягеллонка. Портрет работы Ганса Малера, 1519


Разнообразием отличались и головные уборы: колпаки, подбитые мехом; шапки разных фасонов - с различной высотой тульи и шириной полей, с подогнутыми или опущенными полями, или совсем без них; из кожи, войлока, плотной ткани или даже соломы, причём соломенными шляпами не брезговал сам Ягайло и его придворные.
Популярен был также и шаперон - капюшон с очень длинным концом, скроенный вместе с пелериной, который мог по-разному драпироваться. В конце "хвоста" могли прятаться деньги или другие мелочи, после чего он завязывался узлом. Иногда капюшон драпировали вокруг специального валика, что увеличивало объём убора и делало его похожим на чалму. Подобный вариант можно встретить на миниатюрах "Радзивилловской летописи" как атрибут особ высого ранга.

Жёны Сигизмунда IIАвгуста, Елизавета Австрийская и Барбара Радзивилл. 1543 -1551


Неотъемлемым элементом и символом власти костюма Великих Князей являлась мантия. Она обязательно была длинной и широкой, подбитой мехом горностая, украшена опушкой. Большой горностаевый воротник тоже являлся эмблемой власти.
В женской моде преобладали очень длинные платья, волочащиеся по земле. Это вынуждало женщин при ходьбе приподнимать передний край и оголять ноги. Чтобы их прикрыть, одевалось нижнее более короткое платье. Верхнее платье имело глубокий вырез, зауженный лиф и высокую талию. Оно могло быть без рукавов, с украшенными мехом проймами, или с широкими рукавами с прорезями, через которые были видны узкие рукава нижнего платья. Цвета верхнего и нижнего платьев были контрастными.
Из головных уборов у женщин ВКЛ были популярны так называемые рушниковые. Косынку, платок или просто отрез ткани (он мог быть разного размера) укладывали или обёртывали вокруг головы в разных живописных стилях. Для большего объёма и высоты под ткань часто подкладывали шапочку, чепец, укладывали косы.

Барбара Радзивилл. Портрет работы Лукаса Кранаха мл, 1553


Для пошива костюмов использовался атлас, тафта, парча, бархат, привозимые из Западной Европы. Также завозились золотые и шёлковые нити для шитья. Широко использовалась и ткань местного производства, в основном льняная и хлопковая.
И мужчины, и женщины носили пояса. Делались они из различных материалов. Это мог быть шёлковый или кожаный пояс, на который нашивались золотые украшения. А мог быть и полностью золотой или серебряный. В таком случае он составлялся из отдельных пластин. Дополнительно пояс ещё мог быть украшен драгоценными камнями и жемчугом. Украшение пряжки и звеньев могло быть посвящено какой-нибудь теме, например, коронации короля, посвящению в рыцари, рыцарскому походу. Как украшение также использовались выгравированные портреты предков или представителей королевской династии.

Пояс Витовта, нач.XVв


Накладка на рыцарский пояс, нач.XVв, Могилёвская обл.


Обувь изготовлялась из тонковыделанной кожи или ткани, была полузакрытой, с мягкой подошвой и, как правило, остроконечной. В большинстве случаев она доходила до лодыжки и зашнуровывалась; иногда была низ­ко вырезана спереди, а у лодыжки застегивалась ремеш­ком и пряжкой. Длинный нос набивался конским волосом или мхом. Часто обувь была чрезмерно украшена - по­крыта сетчатым узором, ромбовидными и цветочными рисунками, украшена вышивкой или отверстиями, драгоценными камнями и жемчугом. Мода на чулки с подошвами (они также делались с удлиненными носами) вместо туфель также сохра­нялась до конца XV века.
Для верховой езды и путешествий использовали высокие сапоги до бедра, а к 1450 году они получили широкое распространение у модников, надевавших их для пеше­ходных прогулок. Такие сапоги, носимые знатью, обтяги­вали ноги, шнуруясь или застегиваясь по бокам. Иногда отвороты подхватывались и скреплялись застежками под икрами.
С XVI века в развитии костюма наблюдается новый этап, обусловленный влиянием попеременно французской, итальянской, испанской, венгерской и немецкой моды.

Сигизмунд II Август. Портрет работы Лукаса Кранаха мл., 1553


В дополнение к шубам появляются кожухи, отличающиеся от первых принципом пошива - мехом вовнутрь. Входят в моду дилея (или делия) - вариант длинной верхней одежды, иногда подбитой мехом. Рукава дилеи пришивались только к задней части проймы. Воротник был огромным и откидным. Дилеи могли застёгиваться на пуговицы или носиться как плащ.
Венгерским влиянием объясняется появление в ВКЛ новых разновидностей кафтана - даламана, жупицы и газуки. Даламан - расшитый шнурами кафтан длиной до колена с воротником-стойкой и узкими рукавами. Жупица - узкий облегающий кафтан до колена, часто из замши или оленьей кожи. Газука - длинный кафтан, застёгивающийся спереди на множественные пуговицы и петлицы.

Сигизмунд III Ваза, 1585


Ещё один вариант кафтана - жупан . Он представлял собой однобортный кафтан, широкий в плечах, узкий в талии и расширяющийся книзу, застёгивающийся на множественные пуговицы, с узкими рукавами и воротником-стойкой. Поверх жупана мог носиться кунтуш - длинная приталенная верхняя одежда с откидным воротником и вырезом на груди, в который был виден жупан. Рукава кунтуша узкие, с разрезами до локтя. Кунтуш не застёгивался, а запахивался и подвязывался широким мягким поясом. Особой популярностьм пользовались шёлковые турецкие пояса.
Под влиянием итальянской моды в ВКЛ появился саён (сайон) - зауженный в талии кафтан с собранным в складки подолом, с большим квадратным декольте, через которое было видно нижнее бельё. Рукава саёнов делались пышными, перехваченными в нескольких местах лентами. Саёны богато украшались вышивкой по краям и горизонтально нашитыми лентами.

Сигизмунд III Ваза. Портрет работы Мартина Кобера, конец XVIв


Во второй половине XVI века под влиянием испанской моды появляются жёсткие кафтаны на каркасе - китлики . Они напоминали кирасы доспехов. Эффект достигался использованием набивных прокладок и вставок. Талия в китликах занижена, с эффектом обвислого пуза. Появились и новые штаны мариналы - ноговицы средней ширины до колен, напоминающие кумпяки, носившиеся с чулками.
С начала XVII века тон в моде задаёт Франция. Кафтаны снова становятся более мягкими и свободными, с широкими рукавами, украшенными продольными разрезами и обшитыми галуном. При отделке костюма широко используются ленты и банты.
В женском костюме XVI века преобладает узкий закрытый лиф и длинная конусообразная юбка на каркасе из ивовых прутьев. Позже и до сер. XVII века распространяется мода на платья с завышенной талией, декольте и откидным или воротником-стойкой. Юбки становятся ещё более пышными, бочкообразными. В отделке широко используются кружева, ленты и банты.

Третья жена Сигизмунда II Августа Екатерина Австрийская, 1557


Появляются новые головные уборы: береты и магерки - плоские шапки с отворотами и разрезами по бокам или спереди. У женщин наряду с беретами в моду входят чепцы и сетки, фиксирующие причёску, а также рантух - платок, вышитый шёлком или золотом, носимый поверх чепца и драпирующийся различными способами.
Дополнением костюма служили и украшения. Самыми распространёнными в ВКЛ были перстни и кольца. Носили их и мужчины, и женщины, на каждой руке, часто и на каждом пальце. Перстни выполняли роль печатки. На них могли быть изображены герб, девиз, чей-то портрет или какой-то личный знак. Кольца украшались драгоценными и полудрагоценными камнями различной формы огранки, вырезались даже "рубиновые розы" и "рубиновые лилии".

Народный литовский костюм - это не просто одежда, это отражение характера нации, точно отражающий ее этнические корни, исторические, музыкальные и танцевальные традиции.

Менялись века, менялось правительство, менялись люди и вместе с людьми облик одежды тоже постоянно менялся
В одежде заметнее всего происходящие перемены, в ней отражается неповторимое своеобразие страны и народы. Людям всегда хотелось быть привлекательными. В одежде наиболее ярко проявляется их представления о достойном и красивом.
В одежде, в народном костюме Литвы , также как и в произведениях искусства, воплощаются духовные ценности, накопленные обществом.

Одежда минувших времен, народный костюм , несёт в себе ценнейшую информацию, она – незаменимый объект исследования для учёных-историков
В настоящее время известные дизайнерские дома представляют по 4 или даже 6 (а может и больше?) коллекций в год. И ценность одежды в наше с вами время не очень то и высока. И в принципе, нашим будущим потомкам-историкам врядли скажет что-то о нас наша одежда.

А вот в те прежние времена одежду ценили и берегли. На неё затрачивали много труда. Прясть ткань, вышивать учились с детства. Почти все предметы крестьянской одежды изготавливали самостоятельно в своем хозяйстве. Нерасторопных и ленивых легко можно было признать по неприглядной одежде. Долгими зимними вечерами собирались вместе мастерицы и рукодельницы где-нибудь в просторной избе зажиточных односельчан.

Жгли лучину, пели песни и неустанно трудились. Учились при этом у тех, кто постарше, и друг у друга. Так передавался опыт поколений, и накапливались многовековые традиции.

Литовские женщины с древних времен были известны как искусные ткачихи. Вышитые ими мужские и женские литовские народные костюмы , скатерти, покрывала, полотенца – отличаются красотой и оригинальностью.

В те давние времена базовым материалом для создания народного костюма литвы были лен и шерсть. Изделия декорировали национальным орнаментом, в основном геометрическим – больше всего была популярна клетка, кресты и полосы. Цветовая гамма была построена на контрасте.

Красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, а также черный и белый, являлись основными цветами литовского народного костюма.

Традиционная литовская женская одежда состояла из белой блузки с длинными рукавами, длинной широкой и яркой юбки и фартука. Девушки украшали свои головы венками или коронами с лентами. Замужние же женщины носили белые косынки изо льна. Женщины всех возрастов в Литве, конечно же, любили носить янтарные украшения.

Мужская мода была намного проще – обычно это было серое пальто из грубой тяжелой ткани, светлые льняные рубашки, штаны в полоску или в клетку. Зато подпоясывались они цветными широкими лентами.
Национальная обувь делали дома вручную.
В Литве национальные костюмы отличались в зависимости от района проживания.

Чтобы поставить точку на теме «Литовский национальный костюм» публикую статью кандидата исторических наук, этнографа Марии Мастоните «Литовская народная одежда в XIX - начале XX века», опубликованную в Вильнюсе в 1967 году Институтом истории АН Литовской ССР и вошедшую в разные издания, посвященные народной одежде.
Статью иллюстрирую серией рисунков литовских народных костюмов. Рисунки собраны на разных сайтах, но, судя по стилю и манере, принадлежат одному автору, имя которого, увы, неизвестно.

Литовский народный сценический костюм

Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего, изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды - лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды - рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.

Женский костюм

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.

Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marškiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей - верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней - более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах:
1) туникообразные,
2) туникообразные с наплечниками,
3) с поликами, пришитыми по основе,
4) более поздние, на кокетке.
За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX века в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована. Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше - грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Литовский народный костюм Сувалкии (занавичка) (1)

Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (3)

Обычно поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольно-полосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuosté), тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники - браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liemenė). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки - из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.


Литовский народный костюм Аукштайтии (2)

Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например, при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях. По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и закладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой - растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор - шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kailiniai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские - иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-2)

Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.

Литовский народный костюм Сувалкии (капсы) (1)
Литовский народный костюм Дзукии (2)
Литовский народный костюм Жямайтии (3)

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи.
Наряду с венками девушки в XIX в. часто носили и разные платки . Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носили платки по-разному, чаще всего, завязывая под подбородком.
Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirštinés), нарукавниками (riešinés) и чулками (kojinés).

Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

Региональные особенности

В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье - капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

Для западнолитовского - жемайтского (Žemaitija) - комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.
Жемайтские передники также продольно-полосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски. Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10-15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку. Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-3)

Аукштайтский (Aukštaitija) - восточнолитовский - комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов. Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки. Характерный девичий головной убор - парчовые ленты. В аукштайтском комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка, как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.

Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

Юго-восточный - дзукский (Dzūkija) - комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы - невысокие (3-4 см) венцы (pakalké). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (čempés), которую носили дома и на полевых работах.

Литовские народные костюмы Дзкуии (1-3)

Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса - южный капский (Kapsai) и северный занавикский (Zanavykai), распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья и исторической областью под названием Сувалкия (Suvalkija). Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов - зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавикском - короткие.

Литовские народные костюмы Сувалкии (капсы)

Клайпедский комплекс (Lithuania Minor, Klaipėda region), который принадлежит территории, называемой Малой Литвой, отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета. Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр. Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнонолосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского, костюма характерны и привязные карманы - «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи. Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.

Народные костюмы Малой Литвы (Клайпедский район) (1-3)

Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.
На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.
Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

Мужской костюм

Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан - холщовый (trinyčiai) или суконный, и сермяга.

Литовский народный костюм Сувалкии (1)
Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
Литовский народный костюм Аукштайтии (3)

Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние - на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы. На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей - славян.

Штаны (kelnés) шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы - из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.

Литовский народный костюм Жямайтии (1)
Литовский народный костюм Жямайтии (2)
Литовский народный костюм Дзкуии (3)

Поверх рубахи надевались кафтаны . Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком. Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.

Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (2)

Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés), в западных районах Литвы, кроме постолов, - деревянные башмаки - клумпы (klumpes). Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины - сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX века.

В начале XX века литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

И напоследок еще одна информация. Тоже не вчера, а 20 лет назад, вышла книга «Литовские народные костюмы», автор которой Раса Андрашюнайте (Rasa Andrašiūnaitė).

В предисловии она написала: «...сегодня мы готовы и способны доказать всему миру, что литовские национальные костюмы, как сказки, песни и танцы, имеет давнюю традицию...». Увы, книга была напечатана на литовском и английском языках. Есть ли русский вариант – не знаю. Книга также богато иллюстрирована, но нигде не нашел информацию – кто автор рисунков. Да и самих иллюстраций к книге в Сети нашел всего несколько. Вот они:

Иллюстрации к книге Расы Андрашюнайте «Литовские народные костюмы».

Чтобы поставить точку на теме «Литовский национальный костюм» публикую статью кандидата исторических наук, этнографа Марии Мастоните «Литовская народная одежда в XIX - начале XX века», опубликованную в Вильнюсе в 1967 году Институтом истории АН Литовской ССР и вошедшую в разные издания, посвященные народной одежде.
Статью иллюстрирую серией рисунков литовских народных костюмов. Рисунки собраны на разных сайтах, но, судя по стилю и манере, принадлежат одному автору, имя которого, увы, неизвестно.

Литовский народный сценический костюм

Литовская традиционная одежда, которая формировалась и развивалась на протяжении столетий, бытовала до XIX в. С развитием капитализма, особенно в пореформенный период, из города в деревню начали проникать новые виды одежды, постепенно вытесняя традиционную. Прежде всего, изменения коснулись материала, из которого изготовлялись некоторые преимущественно нарядные элементы одежды - лифы, передники, головные уборы. Покрой их оставался традиционным. Основные же части одежды - рубахи, юбки, штаны, кафтаны, долго шились из домотканой материи. Некоторые предметы традиционной одежды сохранились до наших дней.

Женский костюм

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора, обуви и украшений.

Одной из основных частей традиционного женского костюма была длинная холщовая рубаха (marškiniai), иногда цельная, но чаще сшитая из двух частей - верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней - более грубое, домотканое. По покрою различалось четыре основных типа женских рубах:
1) туникообразные,
2) туникообразные с наплечниками,
3) с поликами, пришитыми по основе,
4) более поздние, на кокетке.
За исключением рубах с поликами, характерных для клайпедского комплекса одежды, все остальные были распространены по всей территории Литвы. Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. Во второй половине XIX века в восточной и юго-восточной и в отдельных местностях центральной и западной частей Литвы распространилась вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве. Большой популярностью вышивка крестом пользовалась на юго-востоке Литвы, в соседних с Белоруссией районах, видимо оттуда она и была заимствована. Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В рубахах особенно украшались длинные рукава и воротник, так как они видны из-под лифа, меньше - грудь, полики и наплечные нашивки. Самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Литовский народный костюм Сувалкии (занавичка) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (3)

Обычно поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой. Шили их широкими и длинными, наверху у пояса собирали в складки или сборки. Расцветка и орнамент юбок были разнообразными: поперечно- или продольно-полосатые, в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими и растительными орнаментами. В юбках, как и во всем традиционном литовском женском костюме, преобладают сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов. Нередко применялись желтые, оранжевые и фиолетовые тона.

Обязательной принадлежностью литовского традиционного как женского, так и девичьего костюма был передник (prijuosté), тканый из льняной, шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, или сшитый из покупной материи. Литовские передники очень разнообразны по своим узорам и их исполнению. При тканье передника использовались почти все формы техники - браная, закладная и др. Клетчатые, полосатые, белые и темные с многоцветным тканым или вышитым орнаментом передники дополняли и украшали женский костюм.

Нарядной и праздничной частью традиционного литовского женского костюма была безрукавка-лиф (liетепé). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного или полушерстяного материала, зажиточные крестьянки - из шелка, парчи и сатина, которые более широко стали применяться в XIX в. В различных этнографических областях Литвы безрукавки отличаются некоторыми деталями покроя. К концу XIX в. безрукавки были заменены белыми холщовыми лифами, поверх которых надевались кофты.


Литовский народный костюм Аукштайтии (2)

Традиционный женский, как и мужской, костюм дополнялся поясом (juosta). Судя по археологическим данным, пояса в Литве были известны уже в VIII в. В быту пояса использовались очень широко, например, при изготовлении девичьих головных уборов, при пеленании детей и т. д. С давних времен пояса дарили на свадьбах и в иных случаях. По способу изготовления литовские пояса бывают нескольких видов: тканые на дощечках, плетеные, тканые на ниту и на станках браной и закладной техникой. Соответственно технике различаются и узоры поясов. В плетеных поясах встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой - растительные мотивы и звездочки. В наиболее распространенных и красивых браных поясах преобладает геометрический орнамент. В поясах, как и в других частях одежды, доминируют красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Фон образует белая, льняная основа, узор - шерстяные, реже шелковые цветные нити утка. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см. Пояса почти всегда заканчиваются разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги (serméga) и овчинные шубы (kailiniai). Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам, а жемайтские - иногда отрезные по талии, с нижней частью в мелких сборках. Отложной воротник, манжеты и карманы украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-2)

Обязательной частью традиционной женской верхней одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara), бытующее в некоторых местах, особенно в Дзукии, и в настоящее время. Его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным и клетчатым.

Литовский народный костюм Сувалкии (капсы) (1)
Литовский народный костюм Дзукии (2)
Литовский народный костюм Жямайтии (3)

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Еще в начале XIX в. женщины волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными. К концу XIX в. и женщины стали заплетать косы.
Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Иногда девичьи венки бывали и в виде мягкой перевязи.
Наряду с венками девушки в XIX в. часто носили и разные платки . Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), широко распространенная у балтийских, славянских и других народов. В первой половине XIX в. весьма популярными стали платки и чепцы, а с начала XX в. платки из ситца, шелка, шерсти и домотканые холщовые вытеснили все головные уборы и по сей день бытуют в литовской деревне. Носили платки по-разному, чаще всего, завязывая под подбородком.
Традиционный как мужской, так и женский костюм дополнялся красивыми узорчатыми вязаными перчатками (pirštinés), нарукавниками (riešinés) и чулками (kojinés).

Основным украшением литовских женщин до конца XIX в. оставались серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы (karoliai). Хотя археологический материал Литвы богат фибулами, браслетами, кольцами, гривнами, височными кольцами и другими украшениями, до XIX в. они уже не дошли.

Региональные особенности

В народной женской одежде были некоторые локальные особенности. По покрою отдельных предметов одежды, колориту и технике изготовления тканей в литовском традиционном женском костюме выделяются шесть основных комплексов: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, в Занеманье - капский и занавикский. В каждый из них входят все вышеперечисленные элементы одежды и резких различий между ними не существует.

Для западнолитовского - жемайтского (Žemaitija) - комплекса народной одежды характерна довольно темная цветовая гамма и сочетание контрастных цветов: красной и синей, красной и черной, черной и зеленой красок в юбках, безрукавках и других частях одежды. Для жемайтского комплекса характерны продольно- и поперечнополосатые юбки, а также красные нижние юбки. Нижние юбки украшались черной тесьмой.
Жемайтские передники также продольно-полосатые, однако колорит их светлее: на белом или сером фоне располагаются красные, синие или разноцветные полоски. Лифы короткие, по линии талии пришивалась полоса шириной 10-15 см, заложенная в мелкие складки. Спереди лиф застегивался на крючки или пуговицы. Вырез у шеи небольшой, круглый. Для жемайтского комплекса одежды характерно ношение разнообразных платков на голове, плечах и на шее. Особенно красивы жемайтские шерстяные многоцветные платки, а также тканые из льняных или хлопчатобумажных ниток в красную и белую клетку. Жемайтский комплекс народной одежды XIX в. отличается и своеобразными долблеными деревянными башмаками (klumpés), которые носили женщины, мужчины и дети как повседневную, а иногда и как выходную обувь. Вероятно, деревянные башмаки в западную часть Литвы проникли через Пруссию, куда они были принесены колонистами из Западной Европы, переселившимися на опустевшие прусские земли после морового поветрия 1710 г.

Литовские народные костюмы Жямайтии (1-3)

Аукштайтский (Aukštaitija) - восточнолитовский - комплекс заметно отличается от жемайтского цветовой гаммой. В нем преобладали светлые тона, особенно белый цвет. Кроме рубах, белыми были передники, а иногда и холщовые юбки, которые украшались красными или синими браными узорами. Характерны также и клетчатые юбки светлых тонов. Аукштайтские безрукавки многоцветные или черные, короткие, с глубоким вырезом у шеи, со шнуровкой из металлической цепочки или ленточки. Характерный девичий головной убор - парчовые ленты. В аукштайтском комплексе народной одежды дольше всех, до начала XX в., сохранилась намитка, как праздничный головной убор замужних женщин. В Аукштайтии преобладают плетеные пояса. Только для местного комплекса одежды характерны металлические бусы.

Литовские народные костюмы Аукштайтии (1-3)

Юго-восточный - дзукский (Dzūkija) - комплекс народной одежды отличается многоцветностью: клетчатыми юбками, а также передниками и лифами, в которых переплетаются различные цвета. Лифы короткие, с четырехугольным или круглым вырезом у шеи, украшались они узкой тканой тесьмой. Из поясов изготовлялись также и девичьи головные уборы - невысокие (3-4 см) венцы (pakalké). Пояса в Дзукии использовались очень широко и изготовлялись разной техникой. В Дзукии была известна своеобразная вязаная из льняных ниток обувь (čempés), которую носили дома и на полевых работах.

Литовские народные костюмы Дзкуии (1-3)

Особенно богата и многоцветна занеманская традиционная одежда, в которой выделяются два определенных комплекса - южный капский (Kapsai) и северный занавикский (Zanavykai), распространение которых и названия совпадают с границами соответствующих диалектов Занеманья и исторической областью под названием Сувалкия (Suvalkija). Занеманские комплексы прежде всего отличаются многоцветными передниками с вытканными закладной и браной техникой узорами из стилизованных лилий, расположенных полосами или разбросанных по всему переднику; рубахи богато украшены белой ажурной гладью; юбки темных тонов - зеленые, бордо, фиолетовые в широкую продольную полосу; лифы от талии расклешены, в капском комплексе они длинные, в занавикском - короткие.

Литовские народные костюмы Сувалкии (капсы)

Клайпедский комплекс (Lithuania Minor, Klaipėda region), который принадлежит территории, называемой Малой Литвой, отличается особенно темными тонами: преобладали черный, коричневый, синий и зеленый цвета. Несомненное влияние на одежду клайпедцев оказала местная лютеранская секта гернгутеров, запрещавшая светские развлечения, яркую одежду и пр. Клайпедский комплекс отличался и покроем рубах. Кроме туникообразной рубахи с наплечниками, известен также тип с прямыми поликами, пришитыми по основе; юбки продольнонолосатые или клетчатые, мелко плиссированные. Только для клайпедского, костюма характерны и привязные карманы - «делмонас» (delmonas), которые носили на правом боку под передником. В них хранились деньги, носовой платок и разные мелочи. Клайпедские пояски узенькие, многоузорчатые, часто встречается сочетание синего и зеленого цветов.

Народные костюмы Малой Литвы (Клайпедский район) (1-3)

Охарактеризованные локальные комплексы традиционной литовской женской одежды соответствуют тем этнографическим областям, которые выделяются и по другим элементам материальной культуры литовцев: жилищу, земледельческим орудиям, а также языковым диалектам.
На формирование некоторых элементов в локальных комплексах традиционной литовской женской одежды повлияли культурные и экономические связи литовцев с соседними народами.
Особенно много общих черт в одежде литовцев и латышей: покрой рубах, узор юбок, головные уборы, мотивы орнаментики. Сходные элементы одежды свидетельствуют о культурной общности обоих народов. Много общего в узорах и колорите у восточных литовцев (особенно дзуков) и белорусов.

Мужской костюм

Литовская мужская одежда свою национальную специфику утратила гораздо раньше, чем женская, но до этого и она имела много общих черт с мужской одеждой соседних белорусского и польского народов. В связи с ранним исчезновением народной мужской одежды выявить в ней локальные различия не удается.
Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан - холщовый (trinyčiai) или суконный, и сермяга.

Литовский народный костюм Сувалкии (1)
Литовский народный костюм Аукштайтии (2)
Литовский народный костюм Аукштайтии (3)

Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете. Старинные рубахи были туникообразного покроя с наплечниками, а более поздние - на кокетке. Вышивкой или нашивками из белой хлопчатобумажной ткани украшались воротник, манжеты и грудь. Для вышивки подбирались растительные или геометрические орнаменты. Они выполнялись черной и красной бумажной ниткой, крестом по канве. Такая орнаментация, как и в женских рубахах, более широко распространена в соседних с Белоруссией районах Литвы. На западе Литвы рубахи заправлялись в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами. В восточной части Литвы рубахи круглый год носили навыпуск, подпоясав тканым поясом, в чем также прослеживается несомненное влияние восточных соседей - славян.

Штаны (kelnés) шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы - из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.

Литовский народный костюм Жямайтии (1)
Литовский народный костюм Жямайтии (2)
Литовский народный костюм Дзкуии (3)

Поверх рубахи надевались кафтаны . Шились они до колен, в талию, с отрезной спинкой. Карманы, грудь, воротник, манжеты и швы серых суконных кафтанов украшались тесьмой или обшивались черным шнурком. Основным материалом для изготовления мужской зимней одежды была овчина. Шубы и полушубки шились чаще всего прямого покроя и подпоясывались поясами.

Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шляпы и покупные круглые картузы с козырьками.

Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (1)
Народный костюм Малой Литвы (Клайпедский район) (2)

Повседневной обувью восточных литовцев до конца XIX в. были лыковые лапти (vyžos) и кожаные постолы (naginés), в западных районах Литвы, кроме постолов, - деревянные башмаки . Кожаную обувь зажиточные крестьяне в XIX в. носили по праздникам: мужчины - сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке. Валяная обувь с галошами более широко распространилась только в начале XX века.

В начале XX века литовская традиционная как женская, так и мужская одежда исчезает из повседневного употребления, крестьянская одежда сближается с городской. Однако ткани, особенно для рабочей одежды и белья, изготовлялись дома.

И напоследок еще одна информация. Тоже не вчера, а 20 лет назад, вышла книга «Литовские народные костюмы», автор которой Раса Андрашюнайте (Rasa Andrašiūnaitė).

В предисловии она написала: «...сегодня мы готовы и способны доказать всему миру, что литовские национальные костюмы, как сказки, песни и танцы, имеет давнюю традицию...». Увы, книга была напечатана на литовском и английском языках. Есть ли русский вариант – не знаю. Книга также богато иллюстрирована, но нигде не нашел информацию – кто автор рисунков. Да и самих иллюстраций к книге в Сети нашел всего несколько. Вот они:

Иллюстрации к книге Расы Андрашюнайте «Литовские народные костюмы».

Национальные костюмы я люблю рассматривать пристально, обойдя вокруг, запомнив детали.
Фотографий будет около 30, предупреждаю сразу. В Национальном музее гид, (женщину я поймала в коридоре) пояснила, что именно рисунок на юбке показывает, из какого региона женщина. Все наряды -относятся по времени к 19 веку.
На карте Литва поделена на сложившиеся издавна регионы -так понятнее, к какому месту относится костюм.

Девичий (слева) и женский (справа) костюмы региона Аукштайтия.


Гид согласилась со мной в том, что в костюмах очень многих стран соблюдается это правило: девичий головной убор открыт сверху, а у замужних женщин волосы прятались целиком.

автор карты с обозначением регионов Литвы (взято из википедии) - Автор: Milenc - Self-made. The background is from image:LithuaniaPhysicalMap-Clean.svg by user:Knutux. Factual information is from map of etnographic regions by Centre for cartography, Vilnius University, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18795974
Все надписи были на литовском и английском языках.
Регион Сувалкия представлена этими девичьими костюмами Какие передники!

Не удержалась, выделила воротнички. Отделаны вышивкой белого цвета.
Возможно, слева колье из кораллов, справа -из гранатов?

Регион Дзукия . Селянка/ горожанка? А платки повязаны непросто, тут слоев!

Вид сзади.

мужские костюмы регион Аукштайтия . Плетеная тесьма разной ширины сопровождала все костюмы, очень украшала их. На стех музея были вывешены пояса.
Тут тесьма завязана и на отворотах голенищ сапог, и на поясах. Понятно, что нарядные костюма надевались не каждый день. Женихи!
За лентой шляпы кавалера справа - павлинье перо, у левого тоже яркое перышко есть.
Воротничок на сорочке - стойка с маленьким отворотом, без вышивки

И с другой стороны. Кавалер в светлом пальто Надел пестрый шелковый шейный платок, тесьма у него на поясе широкая.

Жемайтия . Элегантное сочетание цветов. Можно предположить, костюм молодой супружеской пары
Колье из янтаря. У кавалера под пальто на шее сложенный по диагонали клетчатый платок, поверх - широкий полосатый шарф
Длинное черное пальто

Шерстяной жакет украшен строчной вышивкой

Баска - складки приутюжены. На запястьях надеты черные... не знаю как назвать -не митенки - наручи?
Отделаны вышивкой цветным бисером

Также Жемайтия . Слева -замужняя женщина, справа -девица.
Воротнички на сорочках - стойки со сборкой на горловине, с вышивкой красными нитками

Баски разной ширины

Повязка на девушке интересная

На заднем плане - коллекция тесьмы. Колье из темного и светлого янтаря.

Интересно присобрана лента -вид сбоку.

и сзади заканчивается бантом и свободно спадающими лентами

Костюм Жемайтии , обошла кругом.

Малая Литва . На поясе маленькие сумочки, украшенные вышивкой бисером и нитками

Палантин (как сейчас бы сказали) из однотонной шерсти, вероятно, Нашивка белого кружева, возможно связанного крючком

Платок по краю обшит бело-красной бахромой, вышит нитками

Ах, хороша вышивка!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....