Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Определение и значение праздников. Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности

Отмечается знаменитый шотландский праздник Апхеллио в последний вторник января в городе Леруике на севере Шетландских островов. Это день, в который наряженные викингами участники с факелами в руках и звучными горнами ведут через город 30-ти футовый корабль с драконом на носу для последующего сожжения его на берегу моря.

Праздник посвящен викингам, которые высадились в 9-м веке на Шетландские острова, рядом с побережьем Шотландии, и это стало значительным событием в истории островов. Большой фестиваль огня считается одним из самых уникальных в мире.

Праздник Хадака Мацури - Япония

Это один из самых необычных и популярных праздников в Японии. В третью субботу февраля японские мужчины от 23 до 43 лет в городе ходят в одних набедренных повязках фундоси и пьют сакэ. По традиции таким образом они пытаются очистить себя от проблем и неприятностей. Запрещается раздеваться только мужчинам, имеющим татуировки на теле.

В Японии считается, что холод не только закаляет тело, но и очищает душу. Поэтому в холодном месяце феврале, разогреваясь бесплатным сакэ, толпа обнаженных мужчин идет к храму Сайдайдзи, где в кульминацию праздника они устраивают поединки и обливаются ледяной водой. В полночь жрецы храма бросают в толпу несколько священных амулетов синги, которые приносят большую удачу весь следующий год. Проводится праздник преимущественно в маленьких городах, а его история началась в Окаяме в VIII веке.

Фестиваль Джаз Фест - Новый Орлеан

Новый Орлеан считается мировой столицей джаза, и в конце апреля - начале мая здесь проходит один из крупнейших джазовых фестивалей мира – JazzFest. Исполнители джазовой музыки устраивают концерты на открытых и закрытых сценах, а то и просто на улицах города.

Луизианский джазовый фестиваль славится не только музыкой, но и неповторимой новоорлеанской кухней. Это утка «po-boy», жареные баклажаны с соусом из кубинских раков, лангусты и устрицы. И некоторые фанаты приезжают сюда каждый год только для того, чтобы вновь отведать необычные праздничные блюда.

Праздник Томатина - Испания

Томатина или битва томатов (La Batalle del Tomate) проходит в последнюю неделю августа в городке Буньоле на востоке Испании.

Ежегодный томатный фестиваль посвящается уходящему лету и проходит он с праздничными фейерверками, танцами, зажигательной музыкой и бесплатными угощениями. Кульминацией праздника становится томатная битва (La Tomatina), которая проходит на городской площади.

После сигнала петарды на улицы города приезжают машины с сотнями тонн помидоров, которыми и кидаются друг в друга участники битвы. На это время закрываются почти все общественные заведения в городе, а окна и двери домов завешиваются пластиком.

После томатины городские улицы напоминают томатные реки, порой доходящие до щиколоток ног. Ничем, кроме помидоров, бросаться нельзя, а сами овощи перед броском рекомендуется раздавить, чтобы избежать травматизма. В конце праздника можно искупаться в бассейне с томатным соком и попробовать окорок традиционной иберийской свиньи.

Праздник Burning Man - США

В последний понедельник августа, в пустыне Блэк-рок собираются артисты и художники, диджеи и музыканты. В конце праздника сжигают большую фигуру деревянного человека. Black Rock City - это своеобразный мифический город, который появляется и через несколько дней исчезает.

В пустыне устанавливают различные арт-объекты, участники фантазийно одеты и раскрашены, проводятся музыкальные концерты и танцы. Необычный праздник самовыражения первый раз отмечался в 1986 году.

Парад цветов - Голландия

Ежегодно в первые выходные сентября по главной улице голландского городка Аалсмеер проходит торжественное шествие платформ с цветами в форме животных и героев народных сказок, которое протягивается на два с половиной километра до центра Амстердама. Это одно из самых известных и незабываемо красивых цветочных шоу в мире.

Во время знаменитого парада выступают музыканты, проходят различные представления и танцы. Более миллиона цветов украшают лодки-платформы и автомобили - это розы, хризантемы, лилии, фрезии и, конечно же, гордость Голландии - тюльпаны, которые считаются одним из символов этой страны. Декорируются не только «участники» цветочного парада, но и все дома, заборы, машины города. На площади Дам (Dam Square) в центре Амстердама начинается праздничный концерт, который и завершает шествие.

Фестиваль света - Берлин

Массу впечатлений можно получить, посетив Фестиваль света в Берлине. Ежегодно, с 2005 года, во второй половине октября на две недели все известные места города украшаются световыми инсталляциями. В волшебную сказку город превращает ночью несметное количество разноцветных лампочек на фасадах зданий и памятников. Праздник дополняется лазерными шоу, огнями фейерверков и вспышками прожекторов. До поздней ночи открыты бары, рестораны и музеи.

«Участниками» фестиваля стали более 70 известных исторических зданий и мест города, таких, как Александровская площадь, телебашня, улица Унтер ден Линден, фасады Берлинского Дома, Берлинского собора, здания Главного вокзала, замка Шарлоттенбург и др. Чтобы помочь туристам осмотреть все световые композиции, по городу ездит специальный автобус «LightLiner», а также речные трамвайчики, велотакси и даже воздушный шар, также украшенные разноцветной иллюминацией. Завершается фестиваль света ночным марафоном «City Light Run», участники которого совершают 10-километровый забег по центру Берлина.

Фестиваль Шоколада - Италия, Перудже

Ежегодно в октябре, в Италии, в г. Перудже проводится уже ставший традиционным – праздником «Еврошоколад». Сюда съезжаются все сладкоежки мира, чтобы отведать сладости, сделанные как по старинным традиционным рецептам, так и основанные на новейших технологиях.

Лас Файяс - Испания

Это праздник салютов и самых красивых фейерверков проходит в Испании с 14 по 19 марта (во время масляничной недели). Пиротехники (специалисты, которые занимаются салютами и фейерверками) придумывают множество спецэффектов, чтобы развлечь публику и подарить ей незабываемое шоу!
Фестиваль гурманов в Санкт-Морице - Швейцария

Фестиваль гурманов в Санкт-Морице (Gourmet Festival) – ежегодный гастрономический фестиваль, который проходит зимой на знаменитом горнолыжном курорте Швейцарии в течении 5 дней.

Не менее чем горнолыжными трассами Санкт-Мориц также издавна славится своими ресторанами, а долина Энгадин имеет давние традиции ведущей кулинарной области в Альпах. Поэтому именно здесь – на «Вершине мира» на высоте 1800 метров над уровнем моря – проходит этот фестиваль «высокой кухни». Каждый год первоклассные шеф-повара со всего мира, обладатели высших поварских титулов и «колпаков», приезжают в Санкт-Мориц на Фестиваль гурманов и вместе со своими местными коллегами творят на кухне настоящие чудеса. Они собираются здесь, чтобы продемонстрировать свои таланты всем ценителям и просто любителям изысканных блюд, для которых в течение пяти дней в лучших отелях Санкт-Морица накрываются столы для многочисленных дегустаций, кулинарных ревю и гала-ужинов. Открытие фестиваля проходит в 5-звездочном «Carlton Hotel».

В фестивальные дни все гости и участники могут не только продегустировать творения мэтров высокой кухни, но и понаблюдать за процессом приготовления блюд и отведать деликатесы прямо «с пылу, жару». Пик фестиваля – обед на 300 персон, который проводится в знаменитом отеле «Kempinski Grand Hotel des Bains».

Для гостей же фестиваля и туристов в программе – многочисленные вечеринки, гала-ужины, коктейли, тематические обеды, а также интересная культурная программа и дегустация прекрасных вин. Традиционно Фестиваль гурманов завершается демонстрацией мастерства кулинаров на берегу замершего озера Санкт-Мориц, обещая фантастическое сочетание прекрасных природных видов и эксклюзивных блюд.

Фестиваль цветов – Таиланд

Фестиваль цветов - одно из самых красивых и впечатляющих событий Таиланда - проводится ежегодно на севере страны, в городе Чиангмай (Chiang Mai Flower Festival). Праздник начинается в первую пятницу февраля и длится три дня.

По городу проносят сотни тысяч, если не миллионов, самых разных цветов. Самые красивые девушки шьют к этому событию экзотические национальные костюмы - ведь в конце фестиваля будет выбрана самая красивая из них. Красавица станет королевой цветов.

Все мероприятия праздника цветов начинаются рано утром, а заканчиваются поздно вечером. Фестиваль насыщен самыми разными увлекательнейшими событиями: церемония открытия, шествия, выставки и соревнования цветочных декораторов, ярмарки, представления, выборы королевы красоты.

Берлинский международный кинофестиваль «Берлинале» - Германия

Берлинский международный кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin) «Берлинале» – это самое крупное событие в Германии и одно из важнейших в Европе. Фестиваль проходит в феврале.

Наряду с Каннским и Венецианским кинофестивалями, «Берлинале» также является одним из центральных событий в мире кинематографа. Но в отличие от других, он ориентирован, прежде всего, на «авторское» и «интеллектуальное кино». В конкурсной программе фестиваля участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение года до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.

Премьеры проходят во дворце «Berlinale Palast». Жюри фестиваля, в состав которого входят известные актеры, писатели, режиссеры и деятели культуры, уделяет особое внимание тому, чтобы на «Берлинале» были представлены фильмы со всего мира.

Как правило, на фестивале показывают около 350 фильмов, а посещают его порядка 200 тысяч зрителей. В рамках киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», «Форум нового кино» (это авангардные и некоммерческие фильмы), видеофестиваль, фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок.

Основной наградой является «Золотой медведь» Основной наградой является «Золотой медведь» Основной наградой является «Золотой медведь» (медведь – геральдический символ Берлина), присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в нескольких номинациях – «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая музыка»; отдельные призы вручаются за выдающиеся достижения в области искусства, за лучший фильм-дебют, а также – Премия Альфреда Бауэра, которой отмечают картины, «открывающие новые пути в киноискусстве».

Винный фестиваль в Марльборо – Новая Зеландия

Винный фестиваль в Марльборо (Wine Marlborough Festival) – самый большой винный фестиваль Новой Зеландии. Регион Марльборо – сегодня известный на весь мир винодельческий район – расположен на северо-востоке острова Южный, крупнейшего из островов Новой Зеландии.

Именно здесь каждый год во вторые выходные февраля, с пятницы по воскресение, проходит Винный фестиваль. Хотя это довольно молодой праздник, и его история насчитывает всего несколько лет, но с каждым годом популярность этого фестиваля растет. Ежегодно здесь собираются гурманы и любители вина не только со всей Новой Зеландии, но и из-за рубежа. Традиционно праздник проводится на территории известной винодельни Montana Brancott Estate.

Насыщенная культурная программа, бесплатные винные семинары, секреты винные и не только, атмосфера праздника, танцы, всеобщее веселье и Савиньон Блан – неотъемлемые атрибуты Винного фестиваля на самом облачном краю земли. Новозеландцы традиционно гордятся своими винодельческими традициями, поэтому фестиваль Вина стал для них почти национальным праздником.

Кинопремия «Сезар» - Франция

Главная кинематографическая премия Франции «Сезар» – одна из самых престижных наград за успехи в киноискусстве. Она учреждена Французской академией кинематографических искусств и техники и считается европейским аналогом «Оскара».

Премию «Сезар» присуждают французским и иностранным фильмам по результатам тайного голосования членов Французской академии кинематографических искусств, которое проходит в два тура. Бюллетени для голосования рассылаются по почте, так же и собираются. В ходе первого тура определяются по пять претендентов на премию в каждой из номинаций, в ходе второго – победители.
Церемония вручения кинопремии «Оскар» - США

Главная национальная кинопремия США и одна из самых престижных кинонаград мира – «Оскар» (Oscar) является самой старой премией в мире в области медиа, но до сих пор остается одной из наиболее значимых наград в мировом кинематографе. Она вручается ежегодно Американской академией киноискусства (Киноакадемией) на торжественной церемонии, которая традиционно проходит в конце февраля в театре «Kodak» в Лос-Анджелесе (США).

Международный фестиваль кубинских сигар – Куба, Гавана

В конце февраля в Гаване открывается ежегодный Международный фестиваль кубинских сигар (Habanos Cigar Festival). Обычно в нем участвуют более 600 производителей, экспортеров, коллекционеров и просто любителей знаменитого табака из 47 стран мира. В программу пятидневного фестиваля включаются выставки, концерты, поездки на табачные плантации, обсуждения и презентации. И все это о кубинских сигарах. Проводятся различные конкурсы и аукционы табачных изделий. Гостям предлагаются поездки на табачные фабрики и плантации, а также возможность принять участие в семинарах на самые разные темы: от умения производить сигары и искусства наслаждаться ими, до выявления подделок. Программой предусмотрен обед, во время которого изысканные вина подаются с определенными сортами сигар.

День пива в Исландии – Исландия

1 марта в Исландии - Bjórdagurinn, празднуется День пива. Самое главное, что полагается в этот день - пить его ровно столько, сколько сможете в себя вместить. Дата празднества вовсе не случайна - в этот день отмечают принятие закона о крепком пиве, который действует в Исландии с 1989 года. Этим актом был отменен «сухой закон», действовавший в стране в течение 75 лет. День пива празднуется во всех барах и ресторанах.

Кроме того, проводится пивной фестиваль, особенно активные участники которого - студенты, распивающие пенный напиток в самых шумных кабачках Рейкьявика, но присоединиться может и любой желающий. Весело отметить праздник можно не только в пивнушке (Фото: glen gaffney, Shutterstock) Весело отметить праздник можно не только в пивнушке (Фото: glen gaffney, Shutterstock) Кабачки открыты вплоть до утра, и дело лишь за тем, чтобы было, чем расплатиться, поскольку цены на пиво в Исландии, прямо скажем, немаленькие. А если быть еще точнее, то цены - одни из самых высоких в мире (более 10 евро за пинту в баре - в 2008 году).

О-ханами (фестиваль цветения и любования сакурой) – Япония

Невозможно не сказать, наверное, о главном весеннем событии в Японии - цветении сакуры. Любование сакурой японцы называют о-ханами. Период цветения сакуры не является официальным праздником в Японии. В японском календаре нет ни национального праздника, ни специальных праздничных или выходных дней, связанных с этим великолепным природным чудом. Но психологически это, несомненно, праздник, как для самих японцев, так и для многочисленных иностранных туристов.

В мартовские дни цветения сакуры парки, скверы, аллеи, а также территории буддийских и синтоистских храмов с цветущей сакурой посещают и проводят в них время огромное число людей. Период цветения относительно короток, поэтому цветением сакуры любуются и в дневное, и в вечернее время. Вечерний осмотр сакуры невероятно популярен: после 6 часов вечера деревья очень умело подсвечены, и прогулка в такой атмосфере наполнена романтизмом и некоторым таинством. Но, откровенно говоря, уединиться в тишине нет никакой возможности - вокруг масса народа!

Фестиваль воздушных змеев – Китай

Драконы занимают центральное место в китайской мифологии. В отличие от европейских драконов, изображаемых обычно злыми и кровожадными, китайский дракон был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. В честь этого главного мифологического существа в китайском городе Вэйфань в апреле проходит Международный фестиваль воздушных змеев (Weifang International Kite Festival), в котором принимают участие более ста тысяч человек из более чем 60 стран мира.

Кроме основной насыщенной программы в дни фестиваля проводятся торговая и кулинарная ярмарки.

Фестиваль виски – Великобритания

Одним из знаменитых фестивалей Шотландии является фестиваль виски в Спейсайде (Spirit of Speyside Whisky Festival). У каждой страны есть свой национальный продукт, своя национальная гордость. Шотландцы гордятся своим виски. С наступлением весны в Шотландии начинается пора фестивалей и праздников, посвященных виски.

Первым стартует The Spirit of Speyside Whisky Festival. За ним идет Feis Ile - a festival of Malt and Music. И так до сентября, когда начинается последний - Autumn Speyside Whisky Festival.

Спейсайд - это место, где самая высокая плотность расположения вискокурен в мире. Заводов, которые производят знаменитый напиток там более 100. Там находятся самые знаменитые вискокурни - Glenfiddich, Glen Grant, Strathisla… Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски

Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски (Фото: Jaime Pharr, Shutterstock) Один раз в год обычные люди могут посетить заводы самых престижных производителей виски. В обычное время заводы не допускают в свои цеха посторонних. Главной и наиболее притягательной частью фестиваля является дегустация многочисленных сортов и разновидностей ароматного напитка, в том числе под руководством экспертов.

Тем участникам, в ком виски начинает будить бурлящую кровь предков - предлагается принять участие в шотландских спортивных состязаниях: метание бревна или молота. В программе фестиваля, чествующего местный эликсир жизни, веселые конкурсы, приемы и обеды в вискокурнях, шотландские вечеринки с музыкой и танцами, специальные меню в ресторанах, различные конкурсы и соревнования, показ мод килт (шотландских юбок), посещение музея Виски и конкурс на самое быстрое сооружение бочки, выставки и вечера народной шотландской музыки.

Канадский фестиваль тюльпанов – Оттава

Один из самых великолепных праздников весны - фестиваль тюльпанов в Канаде (The Canadian Tulip Festival) - ежегодно стартует в Оттаве в первую неделю мая и длится чуть более двух недель.

Ежегодно в мае канадская столица утопает в разноцветном море тюльпанов, которые по давней традиции посылают в дар Канаде благодарные голландцы. Эта традиция появилась после Второй мировой войны, на время которой Канада предоставила кров вынужденному бежать от фашистского режима королевскому дому Нидерландов. Королева Маргриет родилась здесь, на североамериканском континенте. Однако для того, чтобы стать наследницей трона, она должна была родиться в родной стране.

Канадское правительство специальным указом любезно провозгласило комнату в госпитале Оттавы, в которой родилась принцесса, территорией Нидерландов. Вернувшись на родину в 1945 году, принцесса Голландии Юлиана послала в дар Оттаве 100 тысяч луковиц тюльпанов. Подарок был сделан не только в знак благодарности за предоставление убежища, но и в признание роли, сыгранной канадскими освободителями Голландии. С тех пор тюльпаны стали символом интернациональной дружбы и первой приметой настоящей весны в Оттаве.

Первый фестиваль прошел в 1953 году. По сей день из Голландии приходит по 20 тысяч луковиц ежегодно, и теперь в Оттаве растет больше тюльпанов, чем в любом другом городе Земли. В период цветения тюльпанов Оттава превращается в цветочную столицу мира, несмотря на то, что она является одной из самых холодных столиц. Посмотреть на цветение более 5 миллионов тюльпанов в страну приезжает ежегодно более 1,5 миллионов туристов.

Фестиваль Диксиленда в Дрездене – Германия

Фестиваль Диксиленда в Дрездене (International Dixieland Festival Dresden) – это международный фестиваль джазовой и блюзовой музыки, старейший джазовый фестиваль Европы и второй по величине фестиваль диксиленда в мире. Он проходит ежегодно, начиная с 1971 года, в середине мая и длится неделю.

В течении фестивальных дней проходит более 60 концертов на двух десятках сценических площадок города, а также множество импровизированных выступлений на разнообразнейших площадках – в концертных залах и на улицах, в кафе и барах, в парках и на площадях, на пароходах и даже в зоопарке. Уже традиционно стартует это красочное мероприятие на центральной площади Дрездена с выступления юных джазистов – воспитанников детских садов и учащихся начальных классов Дрездена. Затем свое мастерство демонстрируют взрослые исполнители. Все это сопровождается аплодисментами тысяч восторженных зрителей.

Завершающий аккорд Диксиленда – большой парад ансамблей-участников (Фото: de.wikipedia.org) Завершающий аккорд Диксиленда – большой парад ансамблей-участников (Фото: de.wikipedia.org) Каждый год Диксиленд дарит поклонникам изысканную музыкальную программу.

Кроме выступлений ведущих джазменов, в рамках фестиваля пройдут семинары, тематические музыкальные выставки-продажи. Также в насыщенную программу фестиваля включены детские и семейные концерты, фейерверки и мини-парады. Весь город поет и танцует под зажигательную музыку. По традиции часть представлений для публики бесплатная. Завершающий аккорд Диксиленда – общий финал и большой парад ансамблей-участников, которые закрывают фестиваль уже несколько лет и являются особо популярными пунктами программы джазового праздника.

Каннский кинофестиваль – Франция

Каннский кинофестиваль (Festival de Cannes) является наиболее престижным и широко освещаемым весенним событием в мире искусства кино. Успех фестиваля и его стремительное развитие сделали из фестиваля настоящий «город», в котором можно потеряться: 10 тысяч аккредитованных профессионалов, около 4 тысяч журналистов. На 10 дней в Каннах собираются звезды, профессионалы кино и любители большого экрана со всего мира.
Оперный фестиваль в Мюнхене - Германия

Оперный фестиваль в Мюнхене (Opernfestspiele) – уникальное событие культурной жизни не только Европы, но и всего мира, а сам город на юге Германии – считается одним из крупнейших центров мировой оперной культуры. Поэтому именно здесь для любителей изысканных развлечений ежегодно проводится Оперный фестиваль, который стартует в конце июня и длится примерно месяц. Главные события проходят в Национальном театре Баварии.

Этот фестиваль пользуется необычайной популярностью – ежегодно на его мероприятия продается более 80 тысяч билетов. Дополнительно, на установленном большом экране, на площади перед театром, еще 14 тысяч зрителей могут бесплатно увидеть представления. Художественное руководство фестивалем традиционно осуществляет музыкальный директор Баварской государственной Оперы. С 2006 года этот пост занимает Кент Нагано – знаменитый американский дирижер японского происхождения.

Репертуар фестиваля чрезвычайно разнообразен и нетривиален. В течение пяти недель местная публика и туристы со всего мира получают уникальную возможность посмотреть новые постановки, лучшие спектакли текущего и прошлых сезонов и фестивальные премьеры самых различных оперных жанров, с привлечением лучших музыкальных сил и исполнителей мирового уровня.

Венецианский международный кинофестиваль – Италия

Венецианский международный кинофестиваль (итал. Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica) – один из старейших международных кинофестивалей и важное событие в мире кинематографа. Он проводится ежегодно осенью (чаще в августе-сентябре) на острове Лидо (Италия) и длится около двух недель.

Помимо конкурсной программы, фестивальный показ также состоит из следующих основных частей: Программа «Горизонты» (Orizzonti), где участвуют игровые и документальные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кинематографа; Конкурс короткометражных фильмов (Corto Cortissimo) – это конкурс игровых и анимационных короткометражек; Внеконкурсный показ, где демонстрируются наиболее выдающиеся мировые премьеры, вышедшие в текущем году; Секция независимого и параллельного кино; Международная неделя критики (Settimana Internazionale della Critica); Конкурс авторского кино (Giornate degli Autori). И, конечно же, в течение всего фестиваля проводится Кинорынок, где крупнейшие торговые компании предлагают прокатчикам со всего мира последние новинки кинопроизводства.

Праздник фонариков во Флоренции – Италия

Исторический праздник фонариков (Festa della Rificolona) проходит во Флоренции ежегодно 6–7 сентября. Эти числа соответствуют кануну дня рождения Богоматери. Праздник берет свое начало в 17 веке. Тогда у жителей окрестных городков и деревень было принято приезжать во Флоренцию ко дню рождения Девы Марии, которую в Италии всегда очень почитали.

Людям нравилось отмечать эту дату на флорентийской площади Благовещения, посвященной Богоматери. При этом крестьяне старались совместить приятное с полезным - не только принять участие в торжествах, но и выгодно продать свои товары. Поэтому канун рождения Девы Марии постепенно превратился в одну из важнейших городских ярмарок.

Флоренцию в эти дни наводняли толпы крестьянок, нарядившихся по случаю праздника в лучшие платья. Городские жители, считавшие, что селянки одевались не в меру пышно, называли их «фонариками» - Rificolona. В память о тех временах в наши дни в ночь с 6 на 7 сентября - после традиционной ярмарки - по городу проходит многолюдная процессия с красочными бумажными фонариками, в которых горят свечи. Шествие, возглавляемое кардиналом, начинается у базилики Санта-Кроче и заканчивается на площади Пьяцца Сантиссима-Аннуциата. По другой версии, традиция берет свое начало от триумфального входа войск Флоренции в Сиену. Это случилось в 1555 году. Воины-победители вошли в захваченный город, освещая себе дорогу светильниками, поднятыми на пиках.

Как бы то ни было, осенний праздник фонариков во Флоренции пользуется большой популярностью среди туристов. Говорят, в эти дни город-музей оживает и показывает гостям свое настоящее лицо.

Октоберфест – Германия

Октоберфест (Oktoberfest) - крупнейший в мире фестиваль пива. Он проходит в столице Баварии - Мюнхене, начинается во второй половине сентября и продолжается 16 дней.

По традиции, в день открытия, ровно в 12 часов, мэр города откупоривает бочку с пивом. Это символическое действие дает старт «пивному марафону». Затем по центральным улицам города начинает движение праздничная процессия. Во главе ее - «Munchner Kindi» - символ города - молоденькая девушка с большим колокольчиком в руке верхом на разукрашенной лошади. Она одета в монашескую одежду желто-черного цвета.

Все 16 дней распития пива сопровождаются насыщенной шоу-программой. Костюмированные парады, шествия стрелков, скачки, концерты сменяют друг друга. Близ пивных часто можно увидеть танцоров в традиционных баварских костюмах с кожаными штанами, отбивающих чечетку «шуплаттль» тяжелыми альпийскими ботинками. Также вас ждут со своими экскурсиями пивоварни города и музеи пива. О размахе праздника лучше всего говорят цифры статистики. За время фестиваля выпивается около 7 миллионов литров пива (с каждым годом этот объем увеличивается), съедается порядка 1,5 миллионов жареных цыплят и сосисок, 84 быка. Пиво, предоставляемое шестью пивоварнями Мюнхена, продается в 650 пивных местах. Дополнительно открывается 363 магазина с сувенирами. Посетителей развлекают 200 аттракционов и концертных площадок. Во время фестиваля Мюнхен посещают более 7 миллионов туристов со всех континентов земли. Сам праздник освящается в прямом эфире телеканалами различных стран мира. За все это пивной фестиваль «Октоберфест» был занесен в Книгу рекордов Гинесса как самый большой в мире праздник.

Праздник «Нового божоле» - Франция

Как обычно, в третий четверг ноября, ровно в полночь, на французскую землю приходит праздник «Нового божоле» - молодого вина, изготовленного в небольшом регионе к северу от Лиона. Праздник «Божоле нуво» (Beaujolais Nouveau) появился во Франции в середине 20 века и имел под собой чисто коммерческую основу. В принципе вино из винограда сорта «гамэ», который традиционно выращивают в Божоле, заметно уступает по качеству продукции виноделов Бургундии и Бордо.

Как обычно, старт празднованию дают виноделы из городка Божо. Держа в руках зажженные факелы из виноградной лозы, они торжественным шествием выходят на городскую площадь, где уже установлены бочки с молодым вином. Ровно в полночь выбиваются затычки, и хмельные струи «Божоле нуво» начинают очередное ежегодное странствие по Франции и всему миру. За несколько дней до третьего четверга ноября, из небольших деревень и городов региона Божоле, миллионы бутылок молодого вина начинают свой путь из Франции по странам и континентам, где его уже с нетерпеньем ждут в магазинах и кафе, ресторанах и клубах. Для их владельцев провести у себя праздник молодого вина - дело чести! Между производителями даже происходит соревнование, кто первым доставит свое вино в ту или иную часть света. Используется все: мотоциклы, грузовики, вертолеты, самолеты Конкорд, рикши.

Почти невозможно объяснить причины сумасшедшей популярности этого праздника в мире. В этом есть что-то мистическое… Независимо от часового пояса дегустация Beaujolais нового урожая начинается в третий четверг каждого ноября. Божоле нуво - это целый ритуал, большой языческий и народный праздник. Будучи универсальным, он приспосабливается к любой стране и вливается в любую культуру.

Социокультурное значение праздников

В духовной жизни японцев, как и народов других стран, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют духовный мир нации. Праздник - это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танин, песни и повод повеселиться, а сама история и культура народа, с его богатыми традициями. Важную роль в праздниках играют социально-психологические факторы, религиозные обычаи и обряды, нормы взаимоотношений между людьми, фольклор. Отражая важнейшие социальные связи поколений, их представление о мире, праздник сохраняется как этнокультурная традиция. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник - явление всеобщее и постоянное. "Праздник - первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе", - писал автор классических трудов по теории культуры М. М. Бахтин .

Но, несмотря на общечеловеческий принцип, праздник носит, как уже говорилось, социально-классовый характер, обладает определенной идейной направленностью, отражая тенденции борьбы добра и зла, культурный антагонизм классового общества. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой. По образному выражению М. М. Бахтина, "это - временный выход в утопический мир" . В то же время праздник несет и большую идеологическую нагрузку, и многообразные социальные функции, которые тесно связаны друг с другом. Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная инициация и социализация личности, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях.

Праздник выступает как средство объединения людей, возобновления определенных общественных связей, выполняя коммуникативно-интегративную функцию. Без праздника, очевидно, человек почувствовал бы себя отчужденным, одиноким, изолированным от общества. Праздник - явление коллективное, он организует большие массы людей самых различных возрастов, разных профессий и социальных слоев общества, создает "как бы единое народное целое" .

Во время праздника люди принимают участие в различных обрядах, шествиях, соревнованиях. В это время двери домов открыты для гостей - родственников, знакомых и даже незнакомых людей. В праздник люди позволяют себе определенные излишества в еде, одежде, украшении жилища и улиц. Более того, создать в праздничные дни небудничную атмосферу считается долгом каждого. Все поздравляют друг друга, желая всех благ, обмениваются подарками, шутят и веселятся. Праздник зачастую бывает лишен всякого практицизма и утилитарности. При этом во время праздника осуществляется связь не только живущих поколений, но и существовавших на протяжении всей истории народа.

В празднике отражается и ценностная ориентация человека в мире, в котором он живет. Эта ценностно-ориентационная функция праздника, несущая политико-идеологическую нагрузку, очень важна для социализации общества. Она отражает изменения социокультурных ценностей общества. Поэтому праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций. В антагонистическом обществе господствующие круги всегда стремятся использовать этническую общность народа, народно-праздничную систему образов, чтобы навязать ему свои узкоклассовые интересы, выдавая их за общенациональные. В частности, эти круги способствуют распространению и укоренению праздников, которые служат укреплению их позиций, и выступают против тех, которые могут поколебать существующий социальный порядок.

Праздники, обычаи и обряды, с ними связанные, выполняют также и большую познавательно-созидательную функцию. Праздник служит мощным импульсом для развития разного рода художественного творчества, поскольку он привлекает людей к активному участию в оформлении праздника, к изготовлению специальной утвари и костюмов, созданию музыки, песен и танцев, чтобы сделать его пышным и красочным. Праздник со-действует познанию истории и культуры страны, развивает художественный вкус, любовь к природе, способствует воспитанию подрастающего поколения в духе уважения истории страны и ее традиций, ведет к сплочению каждой семьи, отдельных коллективов, всей нации.

Эти факторы весьма умело используются правящими кругами Японии для пропаганды идей "японского духа", "исключительности японской нации", т. е. японского национализма. В настоящее время, как и в прошлом, проведение традиционных праздников поддерживается целенаправленной политикой правительства. Это осуществляется, в частности, через широкие пропагандистские кампании и непосредственное участие городских властей, представителей правительственных кругов в проведении различных фестивалей и праздников, что, по их мнению, демонстрирует единство власти и народа.

Официальная пропаганда, используя древние традиции, пытается возрождать и духовные "ценности" националистического прошлого, навязывать массам свое толкование древних преданий, отражающих дух народа и поэтому близких каждому японцу.

Ярким примером подобных манипуляций с народными верованиями может служить возрождение празднования Дня основания империи, а также шумные пропагандистские кампании в день рождения здравствующего императора. Все это направлено на то, чтобы использовать старое оружие националистической идеологии в новых условиях.

Против этого активно выступают демократические силы страны, одновременно добиваясь права проводить праздники, отмечаемые пролетариатом всего мира. Так, в результате упорной борьбы японские трудящиеся завоевали право открыто и широко отмечать, например, праздник 1 Мая, который занял достойное место среди японских праздников.

Праздник выполняет еще одну очень важную функцию, стимулируя в известной мере развитие производства. Непременное обновление жилья и одежды, предпраздничная уборка, избавление от старых вещей и покупка новых, заготовка специальных продуктов, а также приобретение подарков, что японцы делают в огромных количествах, - эти глубоко укоренившиеся в жизни народа обычаи, сопровождающие праздники, весь этот всплеск потребления являются мощным импульсом для расширения производства многих видов продукции. Кроме того, нужно специально подготовить праздничные декорации, атрибуты, украшения, художественно оформить место проведения торжеств и т. п. Для изготовления всего этого требуется занять много людей не только в кустарных и ремесленных производствах, но и в самых современных отраслях промышленности.

С проведением праздников связаны большие перемещения населения по стране, охватывающие миллионы людей. Это по-ездки на родину во время таких событий, как Новый год или День поминовения усопших (Бон, или Обон), встречи с родственниками, друзьями, посещение массой туристов наиболее популярных локальных праздников, например в городах Осака, Киото или Саппоро, поездки в наиболее живописные места, чтобы полюбоваться цветущей сакурой или багряными листьями клена, например в г. Никко или на о-ве Миядзима. Такие перемещения людей служат стимулом к развитию торговли, транспорта, гостиничного хозяйства, туризма, являясь таким образом важным источником дохода для большой армии работников сферы услуг.

Праздник в известной мере представляет собой связующее звено между духовной и материальной культурой общества. Многие праздничные атрибуты становятся со временем предметами повседневного обихода. Праздничные зрелища, представления, мероприятия часто переходят в будничную жизнь и художественную традицию народа. Например, классические японские театральные жанры Но и Кёгэн вышли из религиозных обрядов. Одновременно можно проследить и обратную связь. Так, ритуал высадки рисовой рассады - не что иное, как обычный трудовой процесс, но обрамленный торжественной обрядностью.

Праздник - одна из наиболее устойчивых форм духовной культуры, где, как правило, традиция превалирует над инновацией, поскольку в нем отражаются не только мифологическое сознание народа, древний культ и ритуал, но и характер общественного уклада, семейно-бытовых отношений, мораль, психология.

Для Японии вообще характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, т. е. устоев, опирающихся на многолетний (а иногда и вековой) опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Даже в наиболее подвижной сфере развития общества - экономике, показавшей "чудеса" модернизации и выведшей современную Японию на второе место в капиталистическом мире, иногда новое тесно переплетается со старым, подчас создавая прочный фундамент поступательного движения.

Особенно большую роль играют традиции в культурной жизни страны. Именно в этой области в наибольшей степени наблюдается бережное отношение к традиционным формам. Быстро воспринимая новые веяния культуры, в Японии в то же время не отказываются от прежних, часто веками проверенных традиций, а усваивают новое, опираясь на эти традиции. Наблюдается диалектическое взаимодействие старого и нового, традиций и инноваций, что ведет к созданию новой традиции, отражая саморазвитие культуры.

"Важная особенность японского художественного сознания - способность быстро усваивать новые идеи, приспосабливать их к своим условиям и конкретным нуждам, органически соединять с идеями традиционными. На протяжении всей истории японской культуры не было крутых переломов течения художественного процесса, и даже важные качественные изменения принимали форму постепенного преобразования традиционных представлений и художественных форм в новые. Это было связано с общим замедленным темпом исторического развития средневековой Японии и таким типом функционирования художественных идей, когда новое не опровергало и не отвергало уже существовавшее, но начинало жить одновременно с ним, постепенно "размывая" прежние представления, вытесняя их на периферию художественного сознания в виде омертвевших канонических схем" .

Традиция воплощает в себе историческую и этническую па-мять нации, и бережное отношение к этой памяти - путь к сохранению культурного наследия, что имеет немаловажное значение в современных условиях все более убыстряющегося развития инноваций. Более того, в период быстрого проникновения новых веяний наблюдается подъем национального самосознания, интереса к сохранению культурного наследия.

Одним из ярких проявлений бережного отношения японцев к традиционной культуре является повсеместное сохранение и культивирование национальных праздников, этого важного элемента этнического своеобразия нации. Праздник является живым механизмом передачи культурных традиций из поколения в поколение. Он обеспечивает необходимую адаптацию духовных ценностей, культурных традиций к современности. Изучая праздник, можно понять, что в данный момент преобладает в культуре - сохранение старых традиций или стремление к обновлению и как общество относится к своим основным ценностям.

На протяжении всей истории Японии праздники всегда опирались на традиции, но при этом они меняли свои формы, приспосабливаясь к условиям времени. Например, когда синтоистские верования подвергались буддийскому влиянию, возник синкретизм буддизма и синтоизма, что привело к изменению обрядовой стороны праздников. Синтез этих двух религий породил культурно-религиозную традицию страны, в соответствии с которой появляется на свет, живет и уходит из жизни каждый японец. И хотя большинство японцев считает в настоящее время себя атеистами, в своей повседневной жизни они соблюдают эти традиционные обычаи.

По мере социально-экономического развития общества в некоторых местных обычаях и обрядах кое-какие традиционные черты изменились или совсем исчезли. Особенно это касается городов; в глухих сельских районах, в частности на севере и северо-востоке Японии, старые традиции пока еще сильны. Но и здесь подчас меняется восприятие традиционных праздников, особенно молодым поколением. Они рассматриваются уже скорее как культурные, фольклорные и семейные мероприятия. Нередко культовый в своем происхождении праздник превращается в народное гулянье или фестиваль, в котором принимают участие специально приезжающие с этой целью туристы из разных концов страны и даже из-за границы. Примером может служить праздник Гион в г. Киото , который начал отмечаться в связи с прекращением эпидемии чумы, и праздник Танабата (Седьмой вечер, или Праздник звезд), который восходит к китайской сказке о звездах Альтаир и Вега (Волопас и Ткачиха) в г. Сэндае.

Таким образом, праздник всегда был готов измениться, чтобы идти в ногу со временем. В одних случаях возникал синтез традиций и инноваций, в других имело место их мирное сосуществование, в третьих - обряд терял свое исконное содержание, а на первый план выходила игра, развлечение, соревнование.

Устойчивость существования праздника, его постоянство "связаны прежде всего с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает столь многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни" .

Любопытно, что и современность с ее урбанизацией, бешеным темпом жизни нисколько не потеснила празднества. В наши дни жители Токио, одного из современнейших городов мира, едут на метро или автомашинах в парки Уэно или Мэйдзи полюбоваться цветущей сакурой перед пагодой или храмом, как это делали паломники в предшествующие времена. Никого не удивляют удары барабана, возвещающие о какой-либо процессии в тот момент, когда люди едут на работу в набитой битком электричке через центр города.

Можно дать понятию «праздник». Если говорить научным языком, то праздник – это особый феномен, важнейшая составляющая человеческого бытия, социальное и культурное явление.

Даже небольшой анализ происхождения термина «праздник» в языках, имеющих важное влияние на историю европейской культуры, показывает, что праздник связан с танцами, весельем, пиршеством, религиозным культом, важными датами истории народа и государства. Из латыни мы знаем термин «fiesta» - народное гуляние, а русское слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный», «не занятый».

Существует целый ряд определений этого термина. Но все исследователи отмечают двойственную природу праздника: он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. С помощью праздника традиционный опыт каждый раз воспроизводится, и так передается во времени от поколения к поколению. Происходит духовное единение с живыми и ощущается связь с предками. В атмосфере праздника человек чувствует себя одновременно личностью и членом единого коллектива. Возникает непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей.

С давних времен праздник в культуре вытекал из системы календарного исчисления и в то же время управлял этой системой. То есть календарные праздники строятся на основе циклического природного времени и отражают наиболее важные этапы жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому в периоды эпохальных перемен значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.

Праздник разрывает повседневное течение времени, он возмещает недоступные и даже запретные в будни удовольствия. Он находится на стыке между двумя уровнями бытия человека: реальным и утопическим (иллюзорным). На время праздника допускается обществом отступление от правил и норм – моральных, социальных, этических. Люди погружаются в другой мир, где возможно всё. В этот период устанавливаются особые отношения. Попав в праздничную атмосферу, разные по взглядам, характеру и поведению индивидуумы начинают вести себя сходным образом. Так праздник для общества выступает средством снятия напряжения и является просто необходимым для поддержания психологического баланса людского коллектива.

Смех – такая простая вещь и неотъемлемая часть фиесты – на самом деле играет ключевую роль как культурно-психологическое явление. Так называемая зона смеха в социуме становится зоной контакта. В праздничной кутерьме часто звучит «беспричинный» смех, который говорит о радости, ликовании. Ярким тому примером служат карнавалы. Многие виды деятельности человек способен осуществлять в одиночку, но праздновать – никогда. На разные комичные ситуации отдельные члены коллектива могут реагировать по-разному, но общий смех выражает взаимопонимание, сплочение группы людей, неформальное равенство среди них.

Знаменательные даты и события всегда отмечали в кругу семьи, обязательно посещали храм и выходили «в народ», на улицу. Так выражалось следование традициям, посредством которых общество ищет неосязаемые опоры своей стабильности. И в то же время, люди стремятся сделать праздничный досуг более интересным и соответствующим духу времени.

Праздник опирается на устоявшиеся традиции, постоянно стремится к их возрождению, поэтому сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним одним. И таким образом способствует развитию, обновлению и обогащению традиций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры РФ

Пермская государственная академия искусства и культуры

на тему: Праздничная культура

Введение

1. Праздничная культура

3. Масленичная обрядность

Список литературы

Введение

Мы, живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения: культуру, какой бы то ни было, эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.

1. Праздничная культура

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «праздное время»- период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). B новом издании «Большой советской энциклопедии» смысл слова «праздник» раскрывается в статье - «праздничные дни » следующим образом: «Дни, посвященные выдающимся событиями или традиционным датам.

Итак, существует ряд определений понятия «праздник».(2 с.324)

Праздник семантически связан и со свободным временем, с определенным ритуалом, временем праздности, танцем, приемом, весельем и пиршеством. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определенные дни.

Как происхождение терминов, так и толкование их значения, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением культуры, характерным и для жизни обществ, известных нам лишь по страницам истории.

Праздник позволяет людям глубже понять смысл жизни, поэтому речь идет не о ценностях праздника - они всегда вторичны, преходящи, - а о ценностях, пронизывающих всю жизнь, которое в обычное время по необходимости как бы скрыты от большинства людей и которые в особое время, в период праздника, всегда проявляются, подтверждаются и актуализируются. Весь прошедший опыт истории человеческой культуры подтверждает, что потребность в празднике в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости форм празднования. Для того, чтобы проникнуть в суть искусства, необходимо не только проанализировать, их как явление сегодняшней действительности, но и знать этапы становления и развития.

Термин «праздник» принадлежит к словарному фонду повседневной речи и часто употребляется. Понимание значения слова «праздник» в народной культуре достаточно широко, однако можно выделить несколько смысловых полей, с единой доминантой в каждом из них.

Во-первых, одна из особенностей и признаков праздника определяется самой этимологией слова «праздник» (от слова праздный, то есть «незанятый»). Словарь Даля толкует термин «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте). Интересен также ряд значений слова праздновать: очень часто оно употребляется не только в значении «отмечать праздник», «не работать по случаю праздника», но и в более широком смысле как «отдыхать». Так Даль указывает, что праздновать значит «быть праздным, или не делать, не работать». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы.(1.с.87)

Во-вторых, смысловое поле праздника связано с идеей обязательного застолья. У В.И. Даля праздновать что-то или чему-то - «совершать празднество, отправлять праздник». Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании с идеей гостевания. Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.).Характерно, и существование несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь) (1.с. 88).

Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником.

В-третьих, празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным. При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие.

Таким образом, традиционный, народный праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Уместно отметить, что праздничные традиции, их состав, идейная направленность, характер бытования, способы проведения в целом отражают уровень развития материальной и духовной культуры народа и в то же время содержат богатый и разнообразный исторический опыт, накопленный за многие века их существования.

2. Праздничная культура в советское время

Праздничная культура Советского Союза XX века представляет

собой уникальное явление. Она - важный элемент социалистического общества, способствующая коммунистическому воспитанию. Институт праздника, удовлетворяющий устойчивые человеческие потребности, сохранен, но праздник ориентирован на новые идейные ценности, ценности социалистического общества. Это, прежде всего, коллективизм, верность идеям партии, интернационализм, подчиненность личного общественному. Участие в праздниках - моральная обязанность каждого члена общества, форма политической идентификации, долг, вытекающий из непосредственного участия в празднующей группе. Если первые три десятилетия существования советская праздничная культура проходила этап становления, во время которого она замещала, вытесняла прежние праздничные традиции (как религиозные, так и светские), то со сменой двух поколений система праздников сложилась полностью, она перестала вызывать отторжение у большинства населения. За годы существования советской власти в стране была создана уникальная праздничная культура, неповторимая по самобытности, разнообразная, призванная формировать и укреплять ценности строителей коммунизма, успешно решать задачи коммунистического воспитания.

В эпохи радикальной трансформации общества праздники становятся эффективным средством формирования нового мышления.

Сегодня, когда праздничная культура современной России находится в стадии становления, а её мировоззренческая основа недостаточно ясна, необходимо изучать опыт праздничного календаря советского периода.

Ведь праздничная культура любого государства напрямую связана с культурной самоидентификацией, для которой характерна, в том числе, и актуализация прошлого, опора на опыт предшествующих поколений.

2. Масленичная обрядность

«Зимний период народного календаря» посвящен одному из самых продолжительных периодов года. Поэтапность сезонных изменений в природе, а также мифологические аспекты осмысления этого важного в годовом цикле переходного времени (от летнего к зимнему полугодию и наоборот) делают условными границы начала и завершения зимы, позволяют выделять особые «переходные» периоды осенне-зимнего и зимне-весеннего.

Основные элементы Масленицы по-разному реализованы в локальных традициях, однако масленичная обрядность в целом выступает как единый комплекс, для каждого ареала проживания русских были отмечены все основные ее элементы катание с гор, катание на конях, масленичное ряженье, масленичный стол, обычаи с молодоженами, проводы праздника. Описанию основных компонентов в структуре праздничного цикла предшествует анализ его символики. Например, раскрывается символика масла, ставшего основным обрядовым блюдом, сопровождавшее в название праздника. (3.с.160)

Масленица персонифицировалась не только в виде широко распространенной фигуры - женщина со сковородником или метлой.Она изображалась в виде мужика, соломенного чучела (а то и двух чучел, с мужскими и женскими чертами).

Нередко термин «масленица» переносился на обрядовые блюда, на тех, кто ходит ряженым, а то и на масленичный поезд. Богато представлена в масленичных обрядах символика обработки льна и прядения. Народные гуляния на Масленой всегда имели свою внутреннюю обрядовую структуру. Одним из наиболее характерных элементов масленичного гуляния было катание на конях и катания с гор. Масленичное ряженье редко было самостоятельным и обычно дополняло праздничные игры, катание молодых, проводы Масленицы, было не «страшным», а комическим.

Особым видом масленичного ряженья были процессии ряженых на санях. Масленичные обычаи с молодоженами были известны в Прикамье в разных формах чествование и катание молодых, гостевание и угощение у молодых, осуждение неженатой молодежи, приуроченность к Масленице последнего этапа свадебного обряда - хлибен Посещать молодых молодафью целовать было принято в субботу или воскресенье масленичной недели; как правило, молодая должна была угостить пришедших пивом. (3.с.175)

Чаще всего именно во время Масленицы недавно женившийся ехал на хлебины - обычно с подарком теще.С этими же обычаями связана традиция гостевания зятя у тещи «на блинах».

Наиболее полно обрядовая сторона Масленицы проявлялась в праздновании последнего дня - Прощеное воскресенье, Прощальная Масленка, Целовник, Человник, Соловник.Кроме сжигания чучела или соломы, соломенного снопа полагалось ломать катушки и даже разбивать лотки, на которых катались. Вариантом проводов Масленицы было сжигание антропоморфного чучела. Иногда масленичное чучело не сжигали, а топили в

Реке. Проводы Масленицы заключались и в сжигании большого вороха соломы на горке-катушке.

Действия Чистого понедельника, Чистой Масленки можно считать завершением масленичной обрядности. К Чистому понедельнику приурочивались в ряде мест последние проводы Масленицы, те действия, которые обычно совершали в воскресение Чистый понедельник - начало нового календарного цикла, Великого поста - считался также переходным временем, некоторые ритуалы имели очистительное и прогностическое значение. праздничный советский масленица обрядность

Продолжительный зимний период народного календаря осмысляется как перерыв в хозяйственных работах, природных процессах, в то же время он сохраняет прогностическое и продуцирующее значение для всего года. Многие ритуальные действия святочной и масленичной обрядности призваны обеспечить благополучие на весь предстоящий год.

Обрядность зимы, как и других периодов года, связана с осмыслением всех основных циклов социального, природного, животноводческого, земледельческого. Значительное место в этом периоде отведено социальным коммуникациям, раскрывающимся в брачных ритуалах и свадебных периодах этого времени, а также взаимодействию мира человеческого и потустороннего, более всего реализовавшегося в представлениях святочного периода. Масленичный же период календарно и может быть соотносим с зимним временем, но семантика и символика многих ритуалов Масленицы связана с весенними праздниками, подготовкой к новому природному и хозяйственному циклу.

Структура народного календаря русских Пермского края, а также большая часть относящихся к нему обычаев, обрядов и праздников свидетельствует об их единстве на всей территории региона, что позволяет говорить о специфике именно пермского комплекса календарной обрядности. В то же время локальные традиции показывают многообразие и много вариантность календарной обрядности Пермского Прикамья, что обусловлено действием целой группы факторов - исторической спецификой освоения Пермского края русскими, особенностью адаптации переселенческих традиций к новым природно-климатическим, социально-экономическим и этнокультурным реалиям, сложным социальным, конфессиональным составом его населения, влиянием, которое оказало на пермские традиции иноэтническое окружение.

Список литературы

1. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996.

2. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. -М.: Русская книга,1996.-496 с.

3. Иванов В. О веселом ремесле и умном веселии // Декоративное искусство СССР. 1990. № 6.

4. Кац И.М. Праздники //Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.

5. Масленица в Прикамье (конец XIX -первая половина XX в.) -Подюков И.А., Черных А.В.-Пермь, 2004.-60 с.

6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь.-М.: Правда, 1989.-496 с.

7. Русский праздник.Праздники и обряды народного земледельческого календаря (Иллюстрированная энциклопедия)/ Авт.: Баранова О.Г.,Зимина Т.А. и др.-СПб.: Искусство-СПБ, 2001.-672 с.

8.Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX-начале XX в.(по материалам южных районов Пермской области).-Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2002.-260 с.

9. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье.Праздники и обряды конца XIX-середины XX в.Ч.II.Зима.- Пермь.: Изд. Пушка,2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение праздничного события (краткий анализ возникновения и развития традиций празднования). Региональные особенности основных отличий праздничной традиции в России. Традиционное содержание праздника. Значение событий, положенных в основу праздников.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Теоретический анализ особенностей и эволюции русской свадебной обрядности. Исторический обзор русских свадебных традиций: их происхождение и влияние других народностей на этот процесс. Характеристика свадебных обрядов, обычаев, суеверий. Обряд венчания.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Характерные особенности и тенденции культуры Китая, отображение поэтичной космогонической картины мира, этических норм, разветвленной и стройной системы государственности, сохранение традиций, обычаев и ритуалов. Строительство Великой стены и его роль.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Особенности формирования праздничной обрядности после Октябрьской революции. Основные инструменты влияния партии на массы. Использование средств массовой информации для донесения идеологических идеей до общественности. Принципы антирелигиозной политики.

    магистерская работа , добавлен 14.11.2017

    Праздничная культура как объект антропологического знания. Анализ традиционной русской праздничной культуры, выявление значения детского праздника в русской культуре. Современные календарные обычаи и обряды народа как важные условия социального бытия.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Исследование культура быта бурятского этноса, коренного населения Сибири. Основные виды хозяйственной деятельности бурят. Анализ представлений бурят о пространстве, его отражение в фольклоре, сказке. Описания традиционных праздников, обычаев и обрядов.

    статья , добавлен 20.08.2013

    Определение арабской культуры как составной части мировой цивилизации. Естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. Исследование религии, быта и обычаев, искусства и науки Арабского Востока.

    реферат , добавлен 11.10.2011

    Анализ картины мира и исторической системы ценностей народов Южной и Северной Осетии. Характеристика религиозных символов, обычаев, фольклорных традиций и обрядов осетинского народа. Изучение особенностей устного народного творчества нартского эпоса.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...