Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Доклад: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям. Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

Духовская Татьяна Петровна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: д.Кашино Волоколамский р-н Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям"
Дата публикации: 04.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Приобщение детей к народной культуре и

традициям»

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической

личности».

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством

духовного

оскудения

личности,

опасность

нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся

нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна

проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на

собрании национальных достижений.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников

является формирование у детей общего представления о культуре русского

богатстве

разнообразии,

благородстве.

Народная

культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости.

дошкольном

необходимо

чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить

духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство

национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из

поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция

охватывает

социального

наследия:

материальные

духовные

ценности,

социального

наследования,

качестве

традиции

выступают

определенные

общественные

установки,

поведения,

ценности,

праздники

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе

разнообразные средства и формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям

относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том

числе различные жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Национальные

праздники

способствуют

выработке

мировоззрения,

предполагающего

усвоения

поколений,

превращение

руководство

практической

деятельностью.

праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался

значительный

пользовались

следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не

праздников,

чувствовали

праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя

природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в

себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает

нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например:

осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима:

Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица –

проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

передачи

традиции

являются

сопровождающая

человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в

быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному

признаку:

колыбельные,

молодежные

признаку

признаку

принадлежности

различным

деятельности:

хороводные,

помогающие

ритуальные песнопения и т. д.

Народные

являются

традиционным

средством

педагогики.

отражался

представление

смелости,

мужестве,

сильными,

ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,

находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным

спутником

источником

радостных

обладающим

великой воспитательной силой.

народных

сохранился

оригинальность

самовыражения

своеобразие

разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера

деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не

сожалеть позднее! »

Воспитательное

значение

народных

переоценить,

педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они

формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них

отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в

сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится

казалось

разрешимой

ситуации.

народные

уверенность

торжестве

правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям

усиливает

воспитательное

значение.

сказочные

связывают

стремятся

воспользоваться

примером

положительных

страхами,

надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем

жизненном пути.

неразделимы,

знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс

образования и воспитания каждого ребенка.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам,

загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и

«от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание

пословиц все свои чувства. Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят

и плачут и предостерегают, являются камертоном внутренней искренности.

фольклора

отражена

многогранно,

пословицах

поговорках.

пронизаны

чувством

глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала

практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,

осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-

нравственная

Преемственность

основывается

традициях.

многообразнее

традиции,

духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют

свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают

обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не

вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона».

пословицы

наглядно

показывают,

уважительно

почтенно

относились

традициям

огромное

воспитательное

значение

Раскрывая

традиций

воспитании

подрастающего

поколения,

качестве

отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

В образовании традиций входят и обряды.

традиции,

сопутствовали

человека

рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.

С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки - люби

отдарки»,

напоминает

пословица.

считалось,

обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические

полагается

Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только

члены семьи и самые близкие, то можно подарить и немудреные самоделки -

вышивку, плетение, рисунки.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для

концертом,

прикоснувшихся

культуре своих предков - естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных

народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки,

предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Таким образом, народные традиции народов включали в себя укорененные в

национальном

сознании

свойственные

переживания,

передавая

накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись

в праздниках.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы

то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции,

может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

создание

приобщению

народной культуры;

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

Создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,

умений детьми;

Установление сотрудничества с другими учреждениями.

Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты

в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с

народными

праздниками

традициями,

фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями

погодными

изменениями,

поведением

насекомых,

растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров.

народном

творчестве

сохранились

особенные

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного

развития детей.

Развивать

художественный

восприятие

традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную

отзывчивость

образцам

русского

народного

декоративно-

прикладного

искусства,

воспитывать

заниматься

подобной

деятельностью

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение

в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со

средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость) .

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с

другом, через знакомство со старинными народными играми.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С

воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей страны,

её богатстве, природе. Уделить внимание знакомству дошкольников с тем, что

на территории России живут люди разных национальностей и, у них есть

свои обычаи, традиции и праздники.

Ложкова Наталья Фёдоровна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г. Тобольска

«…О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора…»

/В.Берестов/

Дети - самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками о поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. Тогда молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

Я работаю над темой «Приобщение дошкольников к народным традициям через русскую народную игру» . Свою деятельность я построила так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры. Поставив цель: знакомство детей с историей и культурой русского народа посредством народных игр, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, его бытом, традициями и объективными законами красоты.

Работу я начала с опроса детей о традициях русской народной культуры. Мы говорили о том:

В каких домах раньше жили люди?

Какой самый главный предмет обихода в русской избе?

В каких русских сказках упоминается о печи?

Как служила печь человеку?

Я старалась выяснить:

Что дети знают о русском народном костюме?

Какие народные праздники они знают?

В какие народные игры вы играете дома?

Проведенное анкетирование среди родителей показало, что в каждой семье так или иначе знакомят детей с русским народным творчеством: поют колыбельные песни, загадывают загадки, посещают народные гуляния и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали моё желание работать с детьми по данной теме, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

Чтобы привлечь внимание детей,пополнить и расширить знания о русском быте, мы вместе с родителями создали в группе центр «….»: оформили горницу для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы; подобрали иллюстрации о русской семье, собрали предметы народно-прикладного искусства. Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной», «Русское декоративно-прикладное искусство»…

Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет игра. Всякая игра для ребенка серьезна, играя он живет. Разучивая с детьми новую народную игру, мы начинаем с разучивания считалки или жеребьевки, исключительно старинной:

Раз, два, три – нос утри;

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем прыгать мы опять.

Дети наперебой предлагают выбрать ведущего вновь разученной считалкой. Каждая новая считалка пополняет активный словарь детей, способствует выразительности речи.

Стакан, лимон,выйди вон,

Стакан воды, выйди ты.

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое ознакомление ребенка с окружающей действительностью.

Игра служит носителем социального аспекта: традиций, культуры, она является формой преемственности между поколениями. С детьми мы изготовили альбом с рисунками и фотографиями полюбившихся народных игр – «Жмурки», «Горелки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Цепи кованные», «Бабушка Лариса», «Штандер»…

Рассматривая альбом, дети узнают о любимых играх мам и пап, бабушек и дедушек. По рисункам и фотографиям дети вспоминают ранее разученные игры, обсуждают, что больше всего понравилось и запомнилось.

Игра сродни творчеству, часто она носит поисковый, познавательный характер. Одной из любимейших словесных игр старших дошкольников являются скороговорки – быстрое произнесение трудноговоримых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Я часто использую скороговорки в работе с детьми: в играх, развлечениях, драматизациях, в познавательно-коммуникативной деятельности.

Добр бобр для бобрят.

У Саши в кармашке шишки да шашки.

Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Совершенные образцы русского языка: пословицы, поговорки, сказки, загадки, частушки; дети не только слышат, но и повторяют, усваивают. Невозможно передать ту напевность, лиричность, с какой ребенок рассказывает или драматизирует сказку. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.

Я начала ставить спектакли со своими воспитанниками со 2 младшей группы, тем самым развивая у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус. Драматизация сказок способствует развитию памяти дошкольников, формируется желание действовать сообща, совершенствуется речь как средство общения, усваивается нужная форма речи.(фото)

Повторяя игру-драматизацию раз за разом, дети все меньше нуждаются в помощи воспитателя. У малышей развивается самостоятельность в организации всех видов игр, в выполнении правил и норм поведения. Вместе с детьми мы драматизировали такие сказки как: «Дружная семейка», «Зайкина тётя», «Солнце ясное да лето красное», «Репка» и другие.(фото)

Определенным итогом каждого этапа являются народные праздники и гулянья (игрища) «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Семик- праздник березки», «Осенины», в которых участвуют родители.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Папы охотно помогают в изготовлении атрибутов для русских народных игр, таких как «Лапта», «Колышки», «Бабки»…(фото атрибутов). Мамы для детей сшили русские народные костюмы: рубахи-косоворотки, сарафаны и кокошники.(фото) В группе был проведен показ костюмов, которые поразили всех своей оригинальностью, даже девочки других национальностей (а у нас есть татары, узбеки) были одеты в русские сарафаны. Они с большим удовольствием рассказывали о совместной работе с мамой по изготовлению костюмов.

Одной, из эффективных форм сотрудничества с родителями является вовлечение их в подготовку игры-драматизации по народным сказками. Родители стали участниками бесед о старинных песнях и играх, вместе с детьми готовили декорации, костюмы, а некоторые стали участниками драматизации. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Наравне с родителями в наших мероприятиях участвовали бабушки, они знакомили детей с колыбельными песнями, рассказывали о своем детстве и пели старинные песни.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

В родительских уголках я всегда помещаю информацию о предстоящем народном празднике, о событиях по народному календарю, выражаю благодарность родителям, которые помогают в подготовке к мероприятиям.(фото)

Итог: Я считаю, что эта тема актуальна для нашего времени, потому что народная игра способствует формированию нравственных качеств, влияет на поведение ребенка и его характер. Русская народная игра является способом познания окружающего мира.

Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто же, как не мы взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете.

Возрождение народных праздников с применением игр положительно влияет на взаимоотношения сверстников, помогает в установлении эмоциональных контактов.При таком комплексном подходе к ознакомлению дошкольников с русскими народными играми становится результатом работы всего коллектива. Дети на праздникахне просто исполняют песни, игры, частушки – они проживают определенный сюжет жизни, а использование народных костюмов, оформление зала, музыкальное сопровождение создают повышенный эмоциональный настрой у детей и зрителей.

При таком подходе к работе можно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю – а, это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника. Народные игры обогащают эмоции детей, воспитывают воображение, дают прекрасные образцы русского литературного языка, насыщенные сказочной «обрядностью», вместе с тем простым и богатым насыщением юмора.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Тема «Казачий костюм»
(интегрированное занятие)

Цели деятельности педагога : формировать у детей представление о традиционном казачьем костюме, его символике; ознакомить с народными донскими традициями, связанными с одеждой, с игровым фольклором, использующим атрибуты костюма; воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.

: «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, трудовая.

Предварительная работа : беседы с детьми о традиционном русском национальном костюме, символике цвета и узора; сбор ягод рябины.

Оборудование : иллюстрации, изображающие женский и мужской казачий костюмы ХVII – начала ХХ вв.; фуражки, башлык, девичий сарафан; ягоды рябины, иголки с нитками или тонкая проволока.

Воспитатель . В народе говорят: по одежке встречают, а провожают по уму. Как вы думаете, ребята, что это значит? (Ответы детей.) Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму: по одежде многое можно узнать о донском казаке. Казачий костюм очень отличается от народного русского. (Воспитатель показывает иллюстрации с изображением казачьих костюмов.) Многие его детали казаки переняли у кочевых народов. И прежде всего – шаровары. Это широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. (Воспитатель показывает иллюстрацию.) Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары обязательно нашивались лампасы – символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежит казак. Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки? (Красного.) Шаровары заправлялись в сапоги. На шаровары выпускался бешмет – присобранная от талии рубаха, застегивающаяся на крючки. Сверху надевали чекмень, на котором были знаки воинского отличия. Современные казаки носят вместо бешмета гимнастерки с клапанами, а вместо чекменя – мундиры. Интересные традиции связаны у казаков с башлыком. (Показывает иллюстрацию.) Если башлык повязан крест-накрест, значит, казак спешит по важному поручению, если завязан впереди – он уже отслужил, а закинут назад – «казак гуляет».

Особой частью одежды казака является шапка. Она символизирует достоинство казака. Шапками голосуют во время казачьего круга; старики подают сигнал станичного сбора, поднимая шапку на костыле на майдане; а парни кидают шапку во двор невесты, предупреждая, что придут свататься. Сбить шапку с казака – смертельно его обидеть. Какие еще традиции, связанные с головными уборами, вы знаете? (Приветствие, снятие головного убора при входе в церковь, хранение фуражки погибшего казака.)

Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и примерить фуражки.)

Игра «Надень фуражку» (см. Приложение 1).

Воспитатель . Древние наряды казачек были переняты у кочевников: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска (запахивалась) и кафтан. (Показывает иллюстрацию . ) Но ближе нам другая традиционная одежда казачек – парочка: пышная юбка и кофта с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Считалось, что магический узор оберегает от беды и хвори. Кружева носили и на голове – в виде файшонки, шали. Любили казачки цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.

А эту одежду носили девочки-казачки. (Воспитатель показывает сарафан.) Как она называется? Что вы знаете о сарафане? (Дети рассказывают о традициях украшения сарафана, символике цвета и орнамента.)

Воспитатель . Ребята, почему казаки говорят, что по одежке встречают? (Ответы детей.) Как одежда донца рассказывает о своем хозяине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает девочкам сделать бусы из рябины для украшения наряда, а мальчикам – поупражняться в завязывании башлыка. (Эту часть занятия можно заменить раскрашиванием казачьего костюма на заранее приготовленных шаблонах.)

Введение

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части. Согласно ФГОС ДО вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные направления деятельности ДОО, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Представленная в данном пособии программа приобщения старших дошкольников к традициям родного края путем введения этнокультурного казачьего компонента в воспитательно-образовательный процесс является моделью реализации вариативной части ООП ДО. Предложенная модель отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Программа направлена на освоение общечеловеческих ценностей посредством приобщения к народной культуре, имеющей широкий спектр этнопедагогических форм воспитания и обучения. Обращение к культурно-историческому прошлому своего народа – важный момент в воспитании подрастающего поколения. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения данной программы, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.

Безусловной заслугой авторского коллектива является соединение в программе этнической педагогики с современными тенденциями дошкольной дидактики. Предложенные конспекты тематических занятий, сценарии календарно-обрядовых и православных праздников основаны на принципах интегрированного обучения, позволяющих развивать познавательные и творческие способности дошкольников.

Реализация данной программы поможет воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Тема казачества с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом, который удачно реализован в программе дополнительного образования «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» .

Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуре Волго-Донского края.

Задачи программы :

  1. – формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурно-историческим наследием донского казачества;
  2. – приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  3. – развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора;
  4. – обучать детским народным играм, воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора;
  5. – создавать условия для творческого развития детей;

– помочь освоить навыки исполнения песен в конкретной народно-певческой стилевой традиции.

В основе данной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности и диалога культур;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

– духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Направленность программы по реализации этнокультурного казачьего компонента по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа; всё чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно-нравственной личности. С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно-нравственной личности.

Новизна данной программы состоит в том, что реализация этнокультурного компонента осуществляется на материале традиционной культуры донского казачества. В программе представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои донского казачества, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную и т. д.

Новизна данной программы определяется также тем, что содержание ее основных направлений обладает четко выраженным гендерным подходом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Волго-Донского края. В доступной для старших дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса детей.

Специфика данной программы

Тема «Приготовление взвара, блинов» (интегрированное занятие)

Тема «Приготовление взвара, блинов»
(интегрированное занятие)

Цели деятельности педагога : ознакомить детей с блюдами казачьей кухни (взвар, блины); воспитывать желание быть трудолюбивыми, умелыми, помогать взрослым; приобщать дошкольников к культуре, быту казачества.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности), «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества).

Виды детской деятельности : трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Предварительная работа : беседы с детьми о вкусной и здоровой пище, о культуре поведения за столом.

Оборудование и материалы : комната казачьего быта, оборудованная в ДОО (печь, стол, лавки, сундук, полки для посуды, посуда) ; косынки и фартуки, продукты (сухофрукты, мука, яйца, молоко, сахар, соль) , взвар в круглом кувшине с отверстием в середине.

Воспитатель . Ребята, в народной пословице говорится: «Мельница живет водою, а человек – едою». Как вы ее понимаете? (Ответы детей.)

Казачья кухня очень простая (всё выращивалось и добывалось своими руками), но при этом разнообразная и питательная. Какие же блюда казачьей кухни вы знаете? (Ответы детей.) Какие из них готовят у вас дома?

Сегодня мы познакомимся с новыми блюдами казачьей кухни: научимся «заводить» блины и попробуем взвар.

Воспитатель ставит на стол круглый кувшин с отверстием в середине.

В этом кувшине находится взвар. Взвар – это компот, приготовленный из сухих фруктов или ягод.

Дети угощаются взваром и пробуют определить на вкус его компоненты. Воспитатель ставит на стол миску с сухофруктами.

Воспитатель . Посмотрите, какие сухофрукты в нем использованы – вишня, слива, абрикос, груша. Всю эту смесь моют, а потом засыпают в кипящую воду и несколько минут варят. Когда сварится, разливают по таким кувшинам. Как вы думаете, почему у кувшина в середине отверстие? (Ответы детей.) Отверстие нужно для того, чтобы взвар быстрее остывал. При приготовлении взваров использовали и ягоды шиповника и боярышника – эти кустарники в изобилии растут в донских степях и лесах.

А еще я хочу научить вас готовить вкусные блины. Печь их научила меня моя бабушка. О замешивании теста казачки говорят «заводить блины».

Воспитатель вместе с детьми замешивает тесто для блинов .

Воспитатель . В нашем музее нет настоящей печки. Попросим повара испечь нам блины на кухне.

Готовые блины дети едят в курене.

Воспитатель . Вам понравились блины? (Ответы детей.) Вы запомнили, из чего готовят взвар и блины? (Ответы детей.) Дома вы можете вместе с мамой испечь блинчики или попробовать научиться готовить какое-нибудь новое блюдо.

Образовательное содержание курса

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Край, в котором мы живем.

Тема 1.1. Волго-Донской край. Географическое положение Волго-Донского края. Города и поселки родного края. Родной город и его достопримечательности. Родной район. Пословицы и поговорки о родном крае.

Тема 1.2. Природа Волго-Донского края. Реки родного края. Растительный мир Волго-Донских степей (ковыль, полынь, чабрец) . Охрана исчезающих растений (ирисы, степные тюльпаны, рябчик русский, пионы) . Лекарственные растения (пижма, шалфей, зверобой, душица) . Растительный мир Волго-Донских лесов: грибы, ягоды, кустарники (калина, шиповник, боярышник) , деревья. Животный мир родного края: насекомые, рыбы, птицы, звери. Памятники природы Волго-Донского края.

Тема 1.3. «Человек без родины что птица без крыльев». Пословицы, поговорки, стихи о родном крае.

Раздел 2. Быт и традиции донского казачества.

Тема 2.1. Кто такие казаки? История возникновения казачества. Военная жизнь казаков. Олень, пронзенный стрелою, – древний герб донского казачества. Духовно-нравственные традиции. Городок, станица, хутор. Общественный уклад. Казачий круг. Атаман.

Тема 2.2. Казаки – защитники родной земли. Проводы казака в армию. Защита Отечества – долг и обязанность казака. Сборы на службу. Казачье оружие и амуниция. Обряд проводов в армию. Воинская слава казаков. Казачьи пословицы и поговорки о военной славе и доблести. Легендарные имена: Ермак, М. И. Платов. Подвиги казаков в Великой Отечественной войне.

Тема 2.3. Роль боевого коня в службе казака. Уход за конем. Конские масти. Пословицы и поговорки о боевом коне.

Тема 2.4. Жилище казаков. Курень – традиционное жилище казаков, его особенности. Влияние военной жизни донцов на устройство дома. Назначение комнат в казачьем курене, их убранство. Кунацкая. Девичья. Стряпка. Предметы кухонной утвари. Подворье: плетень, хозяйственные постройки, баз.

Тема 2.5. Чем славится земля Донская? Казачьи промыслы: плетение, пчеловодство, огородничество. Быковские арбузы. Пуховязание: урюпинские и калачевские платки. Семикарагорский фаянс. Казачьи ремесленные профессии: кузнец, ткач, гончар, охотник, пряха, купец, колодезник, колесник, шорник, седельник, корзинщик, бондарь, чеботарь. Современные казачьи фамилии, образованные от названий ремесел. Пословицы и поговорки о труде.

Тема 2.6. Казачий костюм. Мужской костюм: шаровары, бешмет, чекмень. Символика цвета и деталей. Лампасы как символ казачьей вольности. Военный костюм казаков. Шапка – символ достоинства казака. Фуражка, папаха, башлык. Традиции, связанные с головными уборами: голосование на круге, хранение фуражки погибшего казака, приветствие, снятие при входе в церковь, предупреждение о сватовстве.

Женский костюм: шаровары, сорочка, кубелек с широкими рукавами, юбка-запаска, кафтан. Парочка (пышная юбка и кофта с баской). Файшонки, шали, платки. Вышивка и кружева как обереги. Сарафан – традиционный костюм девочки-казачки.

Тема 2.7. Традиционная казачья кухня. Уха. Каша с куриной. Пышки с каймаком. Вареники с картошкой. Блины. Квашеное молоко. Взвар. Моченые яблоки. Квашеная капуста. Мед.

Раздел 3. Нравственные устои донского казачества.

Тема 3.1. Семейный уклад казаков. Нравственные устои казачьей семьи. Особенности взаимодействия между членами семьи. Женщина-казачка: роль в семье и ведении хозяйства. День матери-казачки. Особое положение стариков. Многодетность казачьих семей. Воспитание сироток как традиция казачьей семьи. Пословицы и поговорки о семье.

Тема 3.2. Рождение ребенка в казачьей семье. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка. Традиции выбора имени. Таинство крещения. Крестные отец и мать, их роль в православном воспитании. Традиционные подарки мальчикам и девочкам. Обряд «смывания забот с девочки», «отцовская» каша. Обычай первой посадки казачонка на коня.

Тема 3.3. Воспитание мальчика в казачьей семье. Праздник первых штанов. Привлечение к мужскому труду, обучение верховой езде. Второй постриг и поход в баню с мужчинами. Переход в кунацкую. Учеба военному искусству. Как вырасти настоящим казаком в наши дни.

Тема 3.4. Воспитание девочки в казачьей семье. Воспитание девочки-казачки как умелой и аккуратной хозяйки. Виды рукоделия. Предметы для женского рукоделия: веретено, прялка, пяльца, крючок и спицы для вязания, нити для вязания и вышивания. Приготовление приданого.

Тема 3.5. Детский игровой фольклор (см. Приложение 1) . Игра как традиционное средство народной педагогики. Отражение в играх образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев, представлений о чести, смелости; желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Корлан Байдаулетова
Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей

Байдаулетов Корлан Серикбаевна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №112»

Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций , как источник формирования у детей нравственных ценностей

Цель, которую мы ставим в работе перед собой, приобщать детей к уникальной духовной культуре русского народа , к их традициям и обычаям , нравственно-эстетическим ценностям , формировать интерес к историям традиции русского народа .

Задачи : воспитание у детей любовь к родному краю и его истории , чувства патриотизма через возрождение и сохранение богатого опыта русских традиции .

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа , а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу . Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья , но и потому что это наши истоки и поэтому , наша задача сегодня :

Помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;- уважительно относиться к своим древним корням;

Чтить и уважать память предков;

Систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры .

Народная культура содержит богатый воспитательный потенциал : традиции и обычаи наших предков, которые передаются из поколения в поколение. Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа . Преемственность старших и младших основывается именно на традициях . Чем многообразнее традиции , тем духовно богаче народ . Традиции , как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси» , «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» , «Обычай крепче закона» . Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки , какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов . Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает» .

Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что «воспитание, лишённое народных корней , - бессильно» 1.

Традиция жива , пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

«Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование».2

И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их и восстановить, воскресить для новой жизни.

Одним из таких обычаев были проведение праздников. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей , и взрослых. И как отметила Т. А. Шорыгина «Праздники в культуре каждого народа неразрывно связаны с его историей . Знакомясь с историей отдельного праздника, ребёнок невольно начинает познавать историю своей страны »3.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила , нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме , понятной и доступной. И мы педагоги как никогда сейчас понимаем, что наши праздники, которые мы проводим в саду, вернулись к нам из далёких времён, они и тогда и сейчас воспитывают детей приучая их добру , долготерпению, справедливости, к красоте. И отрадно знать , что ныне мы всем сердцем и душой рады, что праздники народные вернулись в нашу современную жизнь. Встречая весну, проводим масленичные гулянья, где дети лихо отплясывают и «Кадриль» или «Смоленский гусачок» . А какие игры старинные возродились на наших праздниках ! Это и «Бой с подушками» , и «Катание на каруселях» , и хороводы старинные, и «Петушиный бой» , и «Перетягивание каната» .

Особой задачей нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно- нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности к русской, к русским традициям и обычаям . Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники , как средство выражения национального характера, как умение верно сохранять традиции и обычаи русского народа . Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника . Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время. Воспитывая в детях чувство бережного отношения к памяти предков, мы тем самым воспитываем чувства патриотизма, чувства гордости за свой край, за свой город, за село в котором мы живём.

Много праздников мы проводим с детьми и среди них празднование Дня Победы стало тоже традицией в нашем саду , как и во всех дошкольных учреждениях . К 70-летию Победы мы показали с детьми открытое мероприятие. Дети только пришли в старшую группу. Большинство детей пятилетнего возраста . И мы с сентября месяца по крупинке, шаг за шагом, начиная с самого начала (это обстановка в мире перед тем как началась вторая мировая война) старались объяснить, почему Гитлер хотел завоевать весь мир, в том числе нашу страну. Конечно, это мы делали доступным современным методом (ИКТ, это и кинохроники, это и отрывки из советских фильмов о войне, это и картинки, это и старые фотографии. С кинохроники дети видели, как были одеты дети военного времени, что они ели. Это были наши прабабушки и прадедушки. Все от мала до велика, добывали победу.

На протяжении четырёх лет мы знакомим детей , посещающих нашу группу, с особенностями русского народного костюма , а так же с народными костюмами других национальностей. И в последствии, в старшей, подготовительной группе, им самим предстоит выступать в колоритно расшитых костюмах перед родителями на утренниках и на конкурсах художественной самодеятельности наряду с другими дошкольными учреждениями . Так, воспитанницы нашей группы с танцем «Русский хоровод» выступили на сцене Дома творчества Кировского административного округа.

И на занятиях, и во время беседы мы рассказываем детям о том, как русский народ бережно , с трепетом относится к своим старинным хороводам, какие напевные, красивые песни поют при этом девушки. Прививая любовь к древним традициям русского народа , мы сами проникаемся любовью к красоте родного края, и детей ведём за собой увидеть это буйство красок родной природы, ведь хороводы всегда велись на лоне природы. И каждый понимает и принимает красоту души русского народа и надеемся , что в дальнейшем пронесёт эту любовь через всю жизнь. Приобщая детей к русским народным традициям , в ДОУ часто проводим различные посиделки. На посиделках дети, как и бабушки-хозяюшки (воспитатели) приходят в русских народных костюмах . Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Бабушка-хозяйка, рассказывая о предметах быта – старинных русских самоварах или о расписной скатерти, вышитых рукодельницами, или о станках, на которых ткали ковры, приобщает детей к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили.

А мы в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы подрастающее поколение сохранило и приумножило национальные культурные ценности , которые нам достались от наших отцов и дедов.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Н. Кончаловская

Суворенкова Л.А.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида

№6 «Золотой петушок»

г. Губкин

Белгородская область

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры.

Ребенок – это огромный, часто недоступный, очень хрупкий мир мыслей, впечатлений, мнений и открытий. Задача воспитателя – помочь малышу, создать всяческие условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ведь самое важное и ценное в человеке это его моральные, внутренние ценности, то, что им управляет - сердце, добрые чувства.

Для этого необходимо максимально раскачать маятник общения ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за прекрасными пейзажами, музыка, чтение художественной литературы трогают душу ребенка, обогащают его эмоциональный опыт, учат быть лучше, заботливее. Очень важно, чтобы малыши чувствовали себя удовлетворенными, счастливыми и радостными, окунаясь в этот волшебный мир сказок, мелодий, чего-то прекрасного и сказочного.

Мы, взрослые, с малых лет должны воспитывать у детей любовь к Родине. И только осознав себя частью малой родины, своей семьи, можно стать гражданином своей страны, и потом – жителем планеты Земля. А начинать надо с малого. С истоков. Начинать надо от самого близкого, постепенно продвигаясь к более сложному и далекому. Потому так важно создание для ребенка условий для формирования положительно-эмоционального, насыщенного образа родного дома, семьи. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Следуя вышеперечисленным целям и задачам, в нашем детском саду был организован проект - мини-музей «Предметы народного быта». Экспонаты музея – предметы быта, домашняя утварь, одежда. Педагоги нашего сада принимали активное участие в обогащении предметной среды музея, вовлекались в выполнение творческих заданий. Посещая наш музей, детки знакомятся с устройством бытовой среды русского дома, с традициями и обычаями русского народа. Вместе со своими воспитателями они познают обустройство избы, назначение многих предметов. Удивляясь, что вместо шкафов раньше были сундуки, пищу готовили не на плите, а в печи, а прялка и чесалки для шерсти вызывают у них просто восторг и множество вопросов.

Основная задача проекта - воспитание чувства любви к своему городу, к его историческому прошлому и гордости за настоящее.

Следующая, неотъемлемая задача в приобщении дошкольников к традициям православной культуры, это знакомство детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи, сохраняет духовное здоровье, способствует становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника. Для детей – это, прежде всего, внешняя радость, которую им необходимо доставлять.

В связи с этим в детском саду просто необходимо прочтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (детская Библия), беседы с детьми о православных праздниках, знакомство с живописью на библейские сюжеты. А так же проведение всевозможных выставок детских рисунков, посвященных православным праздникам. Очень важно здесь активно подключать родителей. Поделки, костюмы, общение с детьми на библейскую тематику вне дома. Возможно оформление небольших сборников группы, куда могут войти рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Темы для этого весьма разнообразны: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха».

Проектом, связанным с данной тематикой, в нашем саду стала разработка сценария, посвященного православному празднику «Коляда». Сотрудники дошкольного учреждения, одевшись в традиционные для ряженых костюмы, идут колядовать по группам детского сада. Ряженые (Коза, Медведь, Журавль, Баба Яга, Цыгане и др.) с ударными народными инструментами в руках заходят в группу, напевая. На празднике очень много было рассказано об истории его возникновения. Этот праздник стал для детей поистине незабываемым событием, оставившим в душе только светлое чувство.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретным представлением о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С давних пор вошла в жизнь русского народа красавица-береза. Сколько добрых слов сказано и песен сложено об этой красавице. Вот и праздник, который проходил в нашем детском саду, был посвящен русской березке. Сначала ребята пели песню «Во поле береза стояла» и водили хоровод. Затем читали стихи о березке и отгадывали загадки. Из рассказа воспитателей дети узнали, что с березой связано много обрядов. Это и прощание с весной, и встреча лета. Прославлялась зеленеющая земля, а главным персонажем была березка. Дома и улицы украшали разноцветными лентами.

Через интерес, позитив происходит воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Также в воспитательной работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Очень важны регулярные проведения народных праздников: осенние посиделки, масленица, зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к православным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические ценности.

Работа воспитателя должна быть основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с ним. Результатом проведенной работы должны стать четко сформированные у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского православного народа.


Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....