Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Поощрение и наказание в воспитании. При выборе поощрения необходимо учитывать. Нельзя наказывать лишением любви

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание - простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение - наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

НАКАЗАНИЕ

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать - не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев - достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него - наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках - больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился. 8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией - после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

когда он болеет;

перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

во время работы и игры;

непосредственно после душевной или физической травмы;

когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

когда сам родитель находится в плохом настроении.

вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

лишение поощрений и привилегий;

осуждение поведения;
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

ПООЩРЕНИЕ

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей , родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения - конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Статья из журнала «Семья и школа» (1965 год) о роли поощрения и наказания в воспитании, о мерах наказания и поощрения детей в семье.

«Молодец!» - подбадривает мать маленького сына, сделавшего первые самостоятельные шаги. Девочке-первокласснице, которая получила отличную оценку по математике, отец говорит: «Ты очень обрадовала папу своей отметкой. Вот так и дальше учись!»

Маленькая девочка убрала свои игрушки и посматривает на маму. И если мать не похвалит ее, желание убирать игрушки у девочки в дальнейшем может пропасть.

Поощрение - в том числе и словесное- много значит в жизни ребенка . Однако, одобряя тот или иной поступок ребенка, важно соблюдать меру . Мальчику в присутствии матери сделали прививку. Она говорит сыну: «Ты у меня молодец, настоящий герой - не заплакал». Но мальчик справедливо замечает: «У нас в классе всех кололи и никто не плакал». Конечно, похвала, да еще высказанная в такой высокопарной форме, была излишней.

Иногда дети получают от родителей «награды». Малышам дают сладости, игрушки. Школьники получают подарки разной ценности, в зависимости от возможностей родителей.

Не нужно злоупотреблять подарками. Нехорошо, если дети будут придавать им особое значение и не будут обращать внимания на словесное одобрение. Однажды я слышал, как девочка с грустью говорила, что ее подруга за отличные успехи получила от своей мамы в подарок интересную игру, а вот «моя мама за мои пятерки меня только похвалила и ничего не дала». Приучайте детей относиться к поощрениям в семье не по их материальной ценности, а по тому теплому чувству, которым они проникнуты.

Мой аттестат, - говорила одна девушка, вспоминая свои школьные годы, - очень обрадовал отца. Он ласково погладил меня по голове и сказал: «Такая дочка - награда мне и матери за все наши труды». Став уже взрослой, девушка часто вспоминала эти слова отца и называла их лучшим подарком.

Плохо, когда поощрениями злоупотребляют. У ребенка появляется привычка все хорошее делать за какие-то премии. Девочка с упреком говорит матери: «Как же так? За пятерку по русскому ты мне купила шоколадку, а за пятерку по математике ничего не купила». Назойливость детей в требованиях подарка совершенно недопустима. Надо постепенно приучать их к сознанию, что высокая успеваемость, отличная дисциплина и хорошие поступки сами по себе должны приносить удовлетворение. И чем старше ребенок, тем большее место в его сознании должно занимать такое чувство. (Это не значит, однако, что поощрения для старших ребят не нужны.)

Если за положительные поступки детей в семье нужно хвалить, то за отрицательными должно следовать наказание .

Если на плохие поступки ребенка не обращать внимания, то это может быть воспринято им как молчаливое согласие с его поведением. Как-то один мальчик, разговаривая с учителем, употребил нехорошее, вульгарное выражение. Учитель сделал ему замечание. Ученик же ответил: «Дома я часто так говорю и мне за это замечания не делают».

Дети не должны воспитываться так, чтобы у них оставалось впечатление, что все их плохие поступки могут, как говорится, «сойти с рук». Состояние безнаказанности часто приводит к безответственности, к недостатку требовательности к себе.

Строго воспитывать детей - значит предъявлять им твердые, не допускающие никаких отклонений требования и осуществлять постоянный контроль за выполнением этих требований. Мать запрещала сыну без спросу уходить из дому, а когда он, несмотря на запрещение, все-таки уходил, она на это не обращала внимания. Такое снисходительное отношение говорит о недостатке строгости в воспитании.

Строгость в воспитании необходима, но она не должна переходить в суровость и тем более в жестокость. Никогда не наказывайте детей, если вы чем-то расстроены, раздражены. Разгневанные мать или отец, наказывая ребенка, могут, как говорится, «отвести душу»: наговорить грубостей, оскорбить ребенка, прибегнуть к физическому наказанию, а потом жалеть об этом, раскаиваться.


Наказание детей в семье
должно относиться к совершенно ОПРЕДЕЛЕННОМУ ФАКТУ в поведении ребенка. Наказывать можно, например, не за грубость вообще, а лишь за определенное проявление грубости. Ребенок должен хорошо знать, в чем ИМЕННО он провинился.

Никогда не делайте неоправданных обобщений. Один случай: девочка мыла посуду и разбила чашку. Мать делает ей выговор: «Какая ты нескладная! За что ни возьмешься - все из рук валится». Такие характеристики приносят только вред - они озадачивают ребенка, он чувствует их несправедливость.

Не следует наказывать ребенка за то, что он не знает или не умеет делать. Мать делает строгий выговор дочери-первокласснице, упрекая ее в неумении готовить домашние уроки. Не лучше ли было бы просто научить ее, как надо готовить уроки?

Лучше всего на детей действуют такие наказания, которые представляют собой естественные последствия совершенного ими поступка. Ученик заигрался во дворе и не приготовил уроки. За это он был лишен права смотреть телевизор или идти в кино. Это наказание вытекает из самого проступка ученика: он как бы сам себя наказал.

Словесное наказание чаще всего носит форму выговора. Даже самый строгий выговор не должен быть грубым и унизительным для ребенка. «Я его так отчитала, - говорит мать, - что он будет знать, как обманывать меня». А во время этого «отчитывания» женщина говорила длинно, резким, «истошным» голосом, стучала кулаком по столу. Тот же по содержанию, но другой по форме, более спокойный выговор скорее достиг бы цели.

Наказанием может быть лишение удовольствий или наград. Например, ребенку не позволяют идти в кино, не покупают игрушки, оставляют без сладостей. Этот вид наказания обычно сильно действует на детей, как говорится, «задевает за живое». Сами дети считают такие наказания более сильными, чем самый строгий выговор. Однако никогда не следует в качестве наказания лишать ребенка того, что для него полезно и необходимо. Ученик, придя из школы, сообщает о полученной двойке. Мать наказывает его тем, что оставляет весь день без гулянья. Это весьма неразумное наказание, так как гулять детям совершенно необходимо.

Ни в каком случае не допустимо физическое наказание детей, унизительное не только для ребенка, но и для того, кто это наказание применяет. Прибегающие к этому наказанию родители как бы: расписываются в своем бессилии влиять на детей настоящими педагогическими методами.

Физические наказания порождают у детей трусость, малодушие, своего рода «преклонение» перед физической силой, иногда даже нервные заболевания. Эти наказания не искореняют пороки, а загоняют их внутрь.

Наказание должно соответствовать тяжести вины ребенка. Иногда родители нарушают это правило. За мелкий проступок - строгий выговор, за более крупный - беглое замечание. Объясняется это тем, что в первом случае мать или отец были в дурном настроении, а во втором - в хорошем. В результате ребенок больше обращает внимания не на тяжесть своего проступка, а на настроение родителей.

Однако поощрения и наказания не принесут пользы, если в семье не будет соблюдаться основное условие правильного воспитания детей - единство требований. Воспитательная линия должна быть единой в отношении поощрения и наказания детей .

Профессор Н. Левитов, журнал «Семья и школа», 1965 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость работника при установлении графика выполнения работы. Если данный график разрабатывают другие люди, хорошее выполнение работы вряд ли возможно, поскольку работник не будет воспринимать работу как свою «собственность».

При отсутствии целостности невозможна и автономия, так как может нарушиться общая координация выполнения отдельных действий.

Степень автономии зависит от человека: для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам законченной работы, чем по результатам выполнения ее отдельных фрагментов.

Важность обратной связи очевидна: люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Руководители являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место в том случае, когда работники сами контролируют качество собственной работы.

Руководители должны постоянно обдумывать возможные способы улучшения работы и мотивации подчиненных. Немаловажную роль здесь играет то, что даже не самые эффективные, а просто показательные проекты привлекают внимание (хотя часто и необоснованно) работников.

Согласно теории Мак-Грегора, любой человек, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако работник может разочароваться в своей деятельности в силу следующих причин:

чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;

отсутствие психологической и организационной поддержки; недостаток необходимой информации;

недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего

неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

некорректность оценки подчиненного руководителем.

Эти факторы снижают чувство уверенности в себе, стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.

6.3. Поощрение и наказание

Стимулирование труда. Широко бытует мнение, что стимулировать – значит поощрять, а стимулы – это различные виды (материальные и моральные) поощрений.

Однако это очень упрощенный подход. Массовое использование поощрений не дает желаемых результатов. Результаты стимулирования зависят и от многих факторов.

В Древнем Риме стимулом называли остроконечную палку, которой погоняли быков. В современном понимании стимулирование труда – это побуждение работника к действию с помощью поощрений, с одной стороны, и принуждения – с другой.

Итак, стимул – это внешнее побуждение, например, вручение Почетной грамоты или выдача денежной премии. Но действовать это внешнее побуждение, т.е. действительно стимулировать работника, будет лишь в том случае, если оно соответствует его внутренним потребностям, интересам (предположим, один человек доволен вручением грамоты, у другого таких грамот уже много, и он остается безразличным, а третий ожидал более высокой награды и ощущает обиду).

Стимулирование труда как весьма сложный процесс управления деятельностью работника на производстве не содержит прямой зависимости между средством воздействия и характером ответной реакции работника.

Самый первый и наиболее распространенный метод наказания и поощрения – так называемая политика «кнута и пряника» – использовался довольно долго в условиях административно-командной системы и был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительности содержательной части работы, невозможности поменять место работы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Средства стимулирования действуют не сами по себе, а через восприятие человеком, которое зависит от многих факторов – особенностей личности, структуры и специфики ее интересов и потребностей, степени их удовлетворения, форм и методов стимулирования и др. При этом воздействие указанных факторов преломляется через личностные качества – пол, возраст, образование, стаж работы и др. Следовательно, эффективность воздействия на работника можно обеспечить, лишь учитывая всю совокупность этих факторов.

Ключевым моментом в стимулировании труда является, как уже говорилось, учет интересов работников: предлагая работнику то, в чем он заинтересован, что соответствует его интересам и не противоречит интересам коллектива, общества, можно стимулировать его желание, заинтересованность действовать в интересах трудового коллектива.

Руководствуясь «пирамидой потребностей», разработанной А. Маслоу и рассмотренной ранее, руководитель должен выяснить, какая потребность в данный момент является для работника основной. При этом нужно иметь в виду, что потребности человека меняются.

Нередко руководитель считает первичные потребности единственно важными и не учитывает, что после их удовлетворения у людей возникают другие потребности, столь же важные для них: внимание и уважение со стороны руководителя, уверенность в своей значимости и т.д. При игнорировании этих потребностей отмечается рост числа нарушений дисциплины, неудовлетворенность работой со стороны тех, кто считался ранее «благополучным» и на кого в связи с этим меньше всего обращалось внимание.

Понимание сущности и механизма трудовой деятельности человека, учет многообразия факторов, формирующих его социальное поведение, позволят руководителю не только укрепить слабые звенья, но и профессионально управлять жизнедеятельностью коллектива в целом.

К основным видам материальных поощренийотносятся:

1) денежные премии за:

достижения в работе;

многолетний добросовестный труд;

2) единовременные надбавки к заработной плате;

3) ценные подарки и др.

Правильное мотивирование добросовестного отношения к труду предполагает, в частности, использование следующих принципов:

индивидуальный подход к каждому работнику (у каждого работника имеются свои потребности и интересы);

постоянное внимание к каждому подчиненному;

обоснованное сочетание материальных и моральных мер воздействия;

обоснованный выбор наиболее действенных для данного человека и для данных обстоятельств мер стимулирования, соответствие меры поощрения или наказания уровню трудового результата или тяжести проступка соответственно;

оперативность;

гласность;

праздничный, торжественный ритуал поощрения;

высокий уровень производственной информированности работников. Руководитель обязан поблагодарить подчиненного за хорошее выполнение

задания или объяснить, почему его работа заслужила низкую оценку, как ее следовало сделать и как можно исправить ее недостатки.

Механизмом поощрений и наказаний нужно пользоваться психологически обоснованно, не задевая личного достоинства работника, направляя силу стимула на его поведение и отношение к работе.

Поощрения. Руководитель зачастую должен сдерживать свое самолюбие: если, предположим, работник в силу каких-то причин не явился на торжественное собрание, где ему собирались вручить премию, руководитель не должен лишать его этой премии (как это иногда бывает), поскольку работник заслужил ее своими трудовыми достижениями, – он должен вручить премию работнику на его рабочем месте.

Работнику это будет, с одной стороны, приятно, а с другой стороны, он будет ощущать, что отвлекает руководителя от служебных дел, поэтому в следующий раз он обязательно придет на собрание. Это правильная реакция руководителя на поступок подчиненного. А чтобы принимать правильные решения, надо чаще пытаться понять людей, ставить себя на их место.

Общая формулировка о поощрении каких-либо работников «За добросовестное отношение к труду и активное участие в общественной жизни» вызывает обиду у остальных работников, которые считают, что они тоже добросовестно выполняют свои обязанности

отсутствует последовательность в их применении: работники, имеющие невысокие трудовые достижения, получают порой поощрения более высокого уровня, нередко допускаются формализм, будничность при вручении поощрений;

низкое качество оформления и содержания средств поощрения;

недостаточный уровень производственной информированности является нередко причиной неправильного представления работников о премировании, зарплате, нормах и расценках, условиях конкурсов, служит поводом для производственных конфликтов, ухудшающих психологический климат в коллективе.

Отвечая на вопрос, какое моральное поощрение является наиболее предпочтительным, многие рабочие назвали не Почетную грамоту, не занесение на Доску или в Книгу почета и даже не благодарность в приказе, а всего лишь устную благодарность руководителя – то, что, казалось бы, легче всего, и то, о чем руководство нередко забывает.

Задеть человеческое достоинство, обидеть людей можно, оказывается, и непродуманным поощрением: в некоторых ситуациях Доска почета получила другое название – «Лучшие люди». Но ведь лучшие люди – это не только лучшие работники, поэтому для основной массы людей такое переименование Доски почета является поводом для обиды.

Оценить, кто лучше или хуже работает, проще, чем оценить, кто хороший человек, а кто плохой.

Что касается Почетных грамот, то в книжных магазинах они продаются за наличный расчет, что, безусловно, подрывает их престиж.

Следует отметить, что награждения Почетными грамотами, как известно, относятся к годам первых пятилеток. Редкие по тому времени документы, они играли огромную стимулирующую роль; красиво оформленная грамота, вывешенная на стене, была лучшим украшением комнаты передового работника.

С тех пор неузнаваемо изменились условия жизни людей, иными стали и вкусы, понятия о красоте, а грамоты нередко остаются такими же, какими были 50-60 лет назад. Человек порой не знает, куда деть такую награду. Поскольку грамоты и дипломы предназначены для постоянного хранения, может быть, стоит изготавливать их в обложке?

Принуждение и наказание. Наказание – весьма деликатный вопрос и использовать его надо с особой осторожностью. Работник, личное достоинство которого задето грубым замечанием руководителя, больше думает не о том, чтобы впредь не допускать ошибок, а о том, как отомстить руководителю, унизившему его в присутствии товарищей.

Как объявить взыскание?

Если поощрения всегда должны быть гласными, то наказывать гласно нужно лишь в тех случаях, когда проступок подчиненного известен всему коллективу.

Наиболее распространенное наказание – устный выговор. Объявлять выговор подчиненному руководитель должен, как правило, наедине. Вначале необходимо подчеркнуть его достоинства и заслуги, выразить общее к нему положительное отношение и лишь затем высказать соглашение по поводу его упущений или проступков. Такой выговор действует, как правило, неизмеримо сильнее, чем публичная «экзекуция», которая включает разнообразные психологические механизмы защиты личности и нивелирует воспитательное воздействие такого наказания.

Детей.

3.Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции.

4.Правильное наказание, поощрение.

5.Физическое наказание.

6.Виды и формы поощрений и наказаний

7.Золотые правила поощрения и наказания.

8.Детские проступки: наказания и поощрения.

9.Заключение.

10.Приложения.

Список использованной литературы.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течении дня, а иногда и целой недели работать с группой детей, не используя поощрений и наказаний. В семье же, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверно, отсюда и появляется убеждение, что в идеале поощрения и наказания вообще не нужны.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрение призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение.

Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет его к регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.

Часто наказание, если оно неадекватно поступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Ребенок должен быть информировать о том, за что будет наказан и в какой форме. Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делать ему плохое.

ПООЩРЕНИЕ – НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Награда, одобрение и похвала возвышают его и ориентирую его на

хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с


открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и

обращается против наказывающего. Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. Указать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, чтобы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок принял и понял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных взрослыми и которые известны ребенку. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Любое прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать все и всегда – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Как просьба о прощении, так и способность прощать требует немалых душевных сил. Простить – значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребенка совершить этот проступок. И не надо торопить ребенка просить прощения. Надо рассказать, что вы испытывали, когда он сделал вам неприятно и дать ему время на обдумывание.

Важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы: делал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой – либо другой причине. Только, исходя из мотивов, следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком! Следует, прежде всего, донеси до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны.

Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление

личности ребенка и его действий. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом


целесообразности.

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах – поощрения и похвалы или наказаний и осуждений?

Наказывая детей, совершенно необходимо сохранять самообладание, и даже мирное расположение духа. Нельзя это делать в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь наказывать надо для того, чтобы остановить его, когда он сам остановиться не в состоянии. Наказание – шлагбаум, препятствующий продвижению ребенка по порочному пути, а вовсе не орудие пытки. Поэтому сначала успокойтесь, отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

Наказание - применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Детей за поступки наказывают родители или заменяющие их лица, а также воспитатели и учителя.

НАКАЗАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ.

Термин «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с целью уменьшения , по крайней мере временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом.

По Б.Ф.Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет «позитивное наказание» и «негативное наказание».

Пример позитивного наказания - ставят в угол или шлепают.

Пример негативного наказания – запретить смотреть телевизор из-за плохого поведения.
НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ ПООЩРЯТЬ И НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА? Разве он должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? И все же и поощрение, и наказание нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения, либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.

Поэтому первое правило- использовать поощрение и наказание не часто и

лишь тогда, когда это действительно необходимо. Ведь воспитание

не дрессировка. Поощрение и наказание могут приносить положительные

результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться, прежде всего, понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу воспитанию и развитию, очень не просто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ним, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему дети порой неосознанно тянутся.

Если поощрят ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Конечно, детям (как, впрочем, и взрослым) свойственно иногда упорствовать в своих ошибках, лгать, проявлять жестокость, эгоизм. Оставленные без внимания они могут усилиться, стать со временем свойствами характера. И если убеждение, требование, внушение не помогают – приходится применять и наказание.

Нельзя отменять в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанное.

Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы ни в каких ситуациях , ни в какой форме!!! Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов.

ИТАК, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем. Но наказанный ребенок должен быть уверен, что его любят и вместе с ним переживают случившееся. При всей на первый взгляд противоположности поощрений и

наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше

требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Слепое рабское повиновение – вот высшая цель средневековой школы и ее главного воспитательного орудия – телесных наказаний. Для буржуазной школы, шедшей ей на смену, этого арсенала было уже недостаточно. В капиталистическом обществе, где все строилось на власти денежного мешка, на основе «свободной» купли – продажи стимулы повиновения должны были стать более гибкими. Это нашло свое проявление в известном видоизменении системы наказаний в буржуазной школе и в дополнение ее своего рода уравновешающим началом- развитой системой поощрения. Педагогика палки в чистом виде сменяется педагогикой «кнута и пряника». Наряду с постепенно отходящими на задний план физическими наказаниями, буржуазная школа унаследовала от старой школы разного рода «мягкокарательные» меры, унижающие личное достоинство ребенка. В школах были введены, с одной стороны целый ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой – множество наград… В условиях буржуазной школы поощрения и наказания никогда не были и не могли быть ни чем иным, как средства «устрашения, воздаяния, кары, платы за услуги» и т.п.

Идею о том, что «истинное» воспитание – это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальная гармония взаимоотношений ученика и

учителя, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты,

высказывали многие выдающиеся педагоги прошлого. Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского, писавшего «если мы

до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». Так утверждал и А.И.Герцен, писавший, что воспитатель мстит детям наказанием за свою неспособность, и Н.А.Добрынин, и Л.Н.Толстой, и многие замечательные умы России. Утопичность этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с грубой действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности с наказанием и наградой с другой был, бесспорно, прогрессивным явлением. В противоположность сторонникам наград и наказаний, понимаемых как средства «искусственного подстрекания», с одной стороны, честолюбия детей, а с другого – их страха, в буржуазной педагогике получили идеи так называемых «естественных» поощрений и наказаний. Родоначальником этих воззрений был французский просветитель Ж.-Ж. Руссо.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть

«механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации

воспитательного процесса, был А.С.Макаренко. Главный смысл наказания А.С.Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить

отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости, каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Вместе с тем он считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПЕДЕГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

Поощрение и наказание – метод педагогического стимулирования, который, побуждая общественно полезную деятельность воспитанников, вместе с тем тормозит их не желательные действия и поступки. Содержание поощрений и наказаний состоит во внесении изменений в отдельные права и обязанности учащихся, как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности. Этот метод способствует воспитанию у детей общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои слова и поступки.

Вряд ли найдется много семей, в которых воспитание детей не основывается на системе поощрений и наказаний. Хочешь смотреть мультики — убери игрушки; получил двойку за контрольную — ни о какой новой машинке не может быть и речи. И, наверное, это не так уж и плохо. По крайней мере, во взрос-лой жизни эти принципы встречаются также часто. Вышел в выходной на работу — получил премию; опоздал, и это замети-ли — придется писать объяснительную и т. п.

Вот только как-то не хочется все время быть для ребенка строгим контролером и оценщиком. Хочется, чтобы он сам по-нимал, что можно и нужно делать, а чего не стоит, даже если об этом никто не узнает. И конечно, в идеале ребенок сам торопится сесть за уроки, чтобы узнать что-то новое и интересное; всеми фибрами души стремится помочь маме, чтобы увидеть улыбку на ее уставшем лице; с радостью наводит порядок в своей комнате, чтобы вдохнуть свежий воздух и быть свободным от лишних вещей. Но достичь этого довольно-таки сложно, и уж точно это возможно не при оценочной системе воспитания.

Какими же должны быть поощрения и наказания, чтобы они производили максимальный эффект, оказывая при этом минимальный вред?

Начнем с наказаний

На мой взгляд, если не забывать о праве личности на самоопределение и в том числе на выбор способа времяпрепровождения, то самое правильное наказание — лишить ребенка плодов вашего труда. Проще говоря: «Ты не захотел помыть посуду после завтрака — я не захотела приготовить тебе обед», «Ты не нашел времени на подготовку к экзаменам — у меня нет желания зарабатывать деньги для твоих развлечений». Естественно, такой подход разумен только с достаточно взрослыми детьми, которые могут осознать справедливость выдвигаемых требований и последствий их несоблюдения.

С маленькими детьми наказаний за нежелание что-то делать лучше вообще избегать. С одной стороны, малыш может до конца не осознать причинно-следственную связь между разбросанными игрушками и криком мамы или, еще хуже, наказанием, отсроченным во времени, например не купленной на следующей день машинкой. С другой стороны, вероятность того, что через некоторое время не повторится то же самое, очень маленькая. С третьей же стороны, не забывайте, что озвученные угрозы по идее нужно выполнять. Так что если вы обещали выкинуть доро-гой конструктор, если он не будет убран, то по большому счету это нужно сделать. Иначе вы не только не добьетесь любви к тру-ду и порядку, но и потеряете доверие ребенка к вашим словам.

Вариантов приучения маленьких детей к выполнению своих обязанностей достаточно много, и реализовать их на практике не так уж и сложно.

✏ Во-первых, маленький ребенок с удовольствием откликается на предложение поиграть. И тогда, например, уборку своих вещей и игрушек легко можно превратить в увлекательное занятие: уложить всех спать, найти домик для каждого предмета, помочь зайке разложить все по местам, поиграть в подъемный кран, который собирает и переносит игрушки на нужное место. Все зависит от вашей фантазии и умения чувствовать интересы ребенка.

✏ Во-вторы х, малыши обожают подражать родителям. И если вы с увлечением начнете собирать игрушки, то, вероятнее всего, ваш ребенок, пусть и ненадолго, присоединится к вам.

✏ В-третьих, с маленькими детьми очень хорошо вводить разные ритуалы. Они легко принимают на веру, что так и должно быть, и привыкают к определенным обязанностям. Например, я знаю трехлетнюю девочку, которая вечером обязательно идет убирать игрушки, когда видит, что стрелки на часах подходят к 9. Важно стараться самим не нарушать эти правила. Хотя иногда так хочется побыстрее сделать все самой, а вот уж завтра дать ребенку вовсю насладиться выполнением своих обязанностей.

Говоря о наказаниях, нужно обратить внимание на то, что дети, особенно старше 7 лет, зачастую боятся физических наказаний ничуть не больше, чем криков и долгих занудных нравоучений. Вряд ли после таких «воздействий» ребенку захочется что-то делать или найдутся силы для преодоления своей лени. Обидеть словом можно гораздо сильнее, чем применением силы. Мы часто безоговорочно соглашаемся с неприемлемостью телесных наказаний, но при этом можем так «отругать», что ребенку было бы легче получить ремнем по мягкому месту.

Пытаясь наказать ребенка «словом» или просто эмоцио-нально реагируя на его неправильное поведение, мы в запале ча-сто говорим то, что не только не улучшает ситуацию, но и ведет к дальнейшему нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний, которых нужно обязательно избегать в общении с ребенком:

Обличение личности провинившегося, указание на недостатки в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);

Навешивание «ярлыков» вместо объяснения своих чувств и реакций («Ты лентяй!» вместо «Я очень переживаю, что вчера ты не захотел хорошенько подготовиться к контрольной»);

Негативные сравнения со значимым человеком («Весь в отца — такой же бездельник»);

Использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое слово: твоя лень тебя погубит»);

Частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не помогаешь мне по дому»);

Обобщения («Ты ничего не делаешь»).

Теперь перейдем к поощрениям детей. Как и за что поощрять детей?

Здесь тоже не все так просто, как кажется. Помыл посуду — получи конфетку! А если конфетки закончатся, то можно есть из грязной? У ребенка обязательно должны быть дела, которые он делает ради своих близких или ради семьи в целом. Не должно быть других поощрений, кроме выражения одобрения и уважения, например, за приготовленный маме чай или за генеральную уборку в бабушкиной квартире. Сострадание, забота — это то, что отодвигает лень далеко на задний план, и задача родителей — воспитывать эти качества в ребенке.

С одной стороны, формально награждая за какое-то выполненное дело, мы не всегда способствуем развитию трудолюбия. С другой стороны, если ребенок не видит никаких реакций со стороны родителей после того, как он долго и усердно занимался полезным трудом, то в следующий раз его пыл может слегка угаснуть. Но это противоречие легко преодолимо: награда за работу непременно должна быть, только она должна быть правильной и стимулирующей к дальнейшей деятельности в данном русле.

Что же может быть такой наградой?

Если между ребенком и родителям не потерян контакт, то одним из самых значимых для ребенка видов поощрений будет Демонстрация старшими своего уважения, восхищения, благо-дарности и т. д. Заметьте, что здесь речь идет не о проявлениях любви, которую нужно показывать как можно чаще и независимо от достижений или промахов ребенка, а именно об уважении, о признании его «взрослости и полезности», о гордости за него.

Хорошей наградой за долгий упорный труд может быть непривычный для ребенка отдых. Здесь тоже все зависит от вашей фантазии и возможностей. Кто-то отправится с ребенком на ло-дочную прогулку после пыльной генеральной уборки квартиры, кто-то позволит ребенку вволю побегать и попрыгать, снять на-пряжение на подходящих аттракционах после утомительной монотонной подготовки к годовой контрольной.

Будет замечательно, если поощрение за проделанную работу не только даст ребенку положительные эмоции и удовлетворение, но и усилит его интерес к данному делу, подтолкнет к дальнейшим занятиям. Здесь в первую очередь напрашивается пример с получением знаний. Сдал, например, ребенок экзамен по биологии на пятерку, почему бы не организовать ему поход в ботанический сад? Причем и самому к походу подготовиться, чтобы у ребенка не сложилось впечатления, что мир ботаники чрезвычайно далек от мира интересов его родителей. Естественно, не нужно дарить ребенку энциклопедию юного физика после того, как он еле отделался от набившего оскомину предмета, но предложить что-то, что может заинтересовать, будет очень даже кстати.

Ольга Юрченко, детский психолог

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...