Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Представление цыганского костюма. Одежда цыган в свете их этнокультурной истории Н.Бессонов.

Страстный, жгучий цыганский танец не дает отвести от себя взгляд не столько из-за сложных движений, сколько благодаря манящей яркой юбке, повторяющей каждый шаг своей обладательницы и в то же время танцующей свой, отдельный танец.

Как сшить цыганскую юбку своими руками: мастер-класс

Красивая цыганская юбка кажется очень сложной в исполнении, но по факту ее очень просто и быстро сшить своими руками. Конечно, такая юбка требует много ткани, особенно для взрослой девушки.

Простая цыганская юбка сшивается как обычная длинная юбка-солнце. Для пошива такой юбки лучше брать не однотонную ткань, а с , чтобы простой крой компенсировался разнообразием деталей.

Нам понадобится:

  • атласная, шелковая или любая другая не прозрачная ткань;
  • булавка;
  • резинка для пояса;
  • швейная машинка, английские булавки;
  • утюг, мел или кусочек мыла.

Размер основной ткани должен быть в 4 раза больше длины юбки. А длина оборки в 2 раза больше подола уже готового изделия.

Выкройка для цыганской юбки



Ваша цыганская юбка готова! Осталось только продумать весь образ, подобрать или сделать своими руками украшения и обязательные атрибуты цыганского костюма, - браслеты, большой цветок для волос и звонкий пояс из монет. Не забудьте про знаменитую цыганскую шаль с крупными цветами.

Как сшить цыганскую юбку для девочки

Точно так же можно пошить цыганскую юбку маленького размера, . Шить ее будет гораздо удобнее, да и ткани потребуется значительно меньше. Ваша малышка будет самой яркой , а уж если вы разучите с ней цыганский танец, праздник ей точно запомнится надолго!

Как сшить цыганскую юбку своими руками — видео

Цыганские юбки - это очень красивые и набирающие популярность наряды. Цыганские юбки сочетаются с разной одеждой, но особо красиво она смотрится в цыганском костюме. Сегодня мы расскажем вам, как сшить цыганские костюмы своими руками.

Мы постараемся описать процесс изготовления цыганского костюма максимально просто и точно. Самый сложный элемент костюма - юбка, шьётся достаточно просто. С юбкой для танцев не должно возникнуть никаких сложностей даже у новичков, не говоря уже о тех, кто имеет достаточный опыт шитья. И так, давайте приступим к шитью основной части - юбке.

Юбка - главное украшение цыганского костюма

Юбка в отдельности может быть очень красивым элементом одежды для девочки или женщины. Как мы упомянули выше, юбка шьётся достаточно просто и легко. Главная особенность цыганской юбки заключается в её большой ширине и свободности. На фото ниже вы можете видеть примерный диаметр цыганской юбки.


Для того что бы получить широкую юбку нам нужно взять большое количество ткани. Нам нужно полотно длиной десять и шириной полтора метра. Из этой ткани мы сделает два солнца и оборка по канту. Некоторые мастерицы шьют юбку в 2,5 солнца, но это очень сложно и если вы не имеет достаточно опыта, то лучше не делать этого.

Для своей юбки ищите максимально лёгкий и свободный материал. Он должен быть лёгким «как пух». Из всех волокон можно посоветовать эти: атлас, искусственный шёлк, полиэстер и штапель. Все они очень лёгкие, не мнутся и практически не изменяют свою форму в процессе носки. Мы бы не советовали вам использовать натуральный шёлк. Да, он очень красиво выглядит, но его «склонность» к вытягиванию принесёт вам очень много неприятностей. Юбка из натурального шёлка очень быстро потеряет свою первоначальную форму и размеры.

По цыганским традициям, юбка должна очень плотно прилегать к талии девушки. В танце не должно быть видно никаких оголённых ног и живота! Очень часто многие мастерицы вместе с внешней юбкой шьют ещё и внутреннюю, в изготовлении которой используются более дешёвые материалы и, как правило, они не имеют такой красивой расцветки.

К наружной, главной юбке пришейте оборку. Оборка делается как в один, так и в два, и в три слоя. Чем больше слоёв, тем тяжелее юбка. Но юбка будет заметно красивее. Так что, если вы делаете юбку не для танцев, то можете сделать больше слоёв оборки. Старайтесь делать оборку одноцветной, это создаст контраст. Вы можете использовать разные формы оборки. Если вы впервые шьёте юбку, то вам лучше всего сделать сосборенную оборку.

Блузка

Существует множество различных блузок, различной формы. Можно сделать рукава облегающими или очень широкими и украсить их волнами с маленькими оборками. В современных цыганских танцах несколько изменили традиции. Если раньше нельзя было открывать живот, то теперь многие танцовщицы танцуют с открытым животом.

Корсетный пояс является очень красивым и популярным украшением костюма. Его следует делать полужестким и не очень широким. Пояс красиво подчёркивает талию и не сковывает движений танцовщицы.


Обязательным элементом цыганского костюма является шаль. Шаль выполняет роль не только украшения, но и специального танцевального аксессуара. Размеры шали должны быть большими и превышать 1,5 метра. Большая длина позволяет накидывать шаль на плечи или повязать на талию. В качестве шали можно использовать Павлово-посадские платки с бахромой.

Пошив

Для того, чтобы сшить костюм мы взяли восемь метров набивной атлас-стречи. Полотно имело рисунок в виде цветов розы.

Начнём шитью костюма с юбки.

Снимаем мерки обхвата талии и длины будущей юбки. Длина юбки должна быть такой, что бы её низ доставал до щиколоток.

Длину нижнего яруса можно сделать от десяти до двадцати пяти сантиметров. Но для начала рассчитайте все оборки.

Обязательно отступаем от края юбки полтора сантиметра - это нужно нам для того, чтобы пришить оборок. Аккуратно вырезаем и следим за тем, что бы ткань не смещалась. Для этого можете прикрепить её булавками, но внимательно следите, что бы булавки были максимально острыми. Они могут оставить небольшие затяжки или заусенцы, которые просто недопустимы.

Сшиваем все части юбки. Можно сшивать с помощью запошивочного шва, ведь мы используем тонкую ткань.

После этого делаем оборки и пришиваем их с помощью швейной машинки. Далее мы должны расправить все оборки по низу юбки и сделать красивый пояс. Наша юбка готова!

В нашей статье мы рассмотрели лишь цыганский костюм для девочки или женщины. В интернете есть множество статей, описывающих как сделать костюм для мальчика.

Правильнее сказать – собрать.

Если Вы готовите личное выступление на карнавале и намерены выиграть главный приз за лучший костюм, возможно, Вам мои советы не слишком подойдут.

А вот для новогоднего корпоратива или проведения веселой вечеринки по другому поводу – это в самый раз, потому что цыганку я играла как раз на работе под Новый год.

Это было давно, интернет был еще массово недоступен, поэтому всё придумывали из головы и по памяти. Воспоминания, правда, были смутными, и опирались они на то, что видела в детстве: образы цыганок, которых изредка встречала на улице, нечастые выступления на ТВ цыганского театра «Ромэн» и культовый, наверное, фильм «Табор уходит в небо», который я смотрела в первый и последний раз на большом экране кинотеатра в возрасте 10 лет.

Впечатление было настолько сильным, что больше этот фильм никогда не пересматривала.

Костюм цыганки

я себе представляла так и только так:

  • Яркие цветастые юбки с очень широким подолом
  • Блузка с широкими рукавами-воланами
  • Платки на голове и/или талии
  • Много украшений на шее, блестящих и звенящих при движении – бусы, цепочки с золотистыми монетками, медальонами и пр.

Очень может быть, что сами цыганки мой костюм бы подправили, но когда я вошла в зал, где проходил корпоратив, никто не засомневался, что вошла именно цыганка. А это для нас самое главное. И это при том, что в наряде меня до выступления никто не видел, кроме одной девушки в кабинете, и я не черноглазая брюнетка, а сероглазая шатенка.

Как сделать костюм цыганки на корпоратив.

Точнее, как мы его делали.

Сначала придумали, что нам нужно – смотрите выше.

Потом стали соображать, что из этого есть у нас самих. Оказалось, что почти ничего – только одна юбка вроде бы не самой подходящей расцветки. О том, чтобы что-то докупить, вопрос почти не стоял – дорого, и негде особо, да и на один раз покупать смысла не было.

Стали потихонечку спрашивать у коллег, стараясь не раскрывать секрета. В итоге нам посносили несколько больших платков с бахромой, еще одну юбку и целую гору цепей и бус))

Завели большую коробку, написали на ней «Костюм цыганки», сложили туда все собранное добро, а сверху положили большой лист-список – кто что принес и когда нужно вернуть.

Одни люди хотели забрать свою вещь сразу после вечеринки (да и мне самой так было бы спокойнее), другие наоборот, просили отдать после праздников, поскольку раньше им совсем не до этого.

Сразу скажу – всё вовремя с благодарностью вернули, и этот список очень помог. Очень советую Вам тоже раскладывать все по тематическим коробкам и обязательно сразу записывать, а потом вычеркивать. Потому что это сначала кажется, что всё запомнишь, а когда набирается несколько коробок с разными костюмами, реквизитом для выступлений и плюс забивает голову волнение – никогда от него полностью не удается избавиться до самого конца мероприятия -, то забываешь все напрочь! Голова или пустая, или в ней с бешеной скоростью носятся умные мысли задним числом))) Так что складывайте и записывайте сразу!

Возвращаемся к костюму цыганки.

Проблемой оказалось найти блузку. Спустя несколько лет у меня случайно появилась нужная кофточка – хоть снова выступать иди! -, но тогда ничего даже близкого не находилось. Кажется, что-то принесли, но мелкое и очень открытое — я отказалась. После долгих раздумий решила просто надеть свое обычное черное платье, поверх него обе юбки и большой платок на одно плечо, завязав его по диагонали на талии. На шею – почти все принесенные украшения, кажется, еще и браслеты какие-то были, на голову – платок, завязанный сбоку.

Юбки оказались одной длины, и чтобы их красоту и количество было видно, я край верхней юбки заправила за пояс, показывая тем самым кусочек юбки, что под ней.

На фото как раз этот край попал в кадр – спасибо нашему любителю-фотографу, который окликнул меня, закрывающую кабинет. Он успел щелкнуть затвором, пока я оборачивалась. Потому и кисти платка на фото всё еще продолжают лететь))

Все остальные немногочисленные фотографии с вечеринки, к сожалению, или нечеткие, или очень темные.

Еще одно фото меня в цыганском костюме есть в статье, где , что передвинут шкаф.

Оно тоже может быть Вам полезным для создания образа цыганки.

Конечно, числу моих юбок было очень далеко до количества юбок Рады)) Специально для данной статьи я фрагментами прокрутила фильм «Табор уходит в небо» и нашла этот кадр: белое – платок, все остальное – юбки одной хозяйки, которые сушатся на берегу!


Но две моих, думаю, все равно лучше, чем одна))

Почитайте также цыганки – они Вам пригодятся на празднике. А я пока прощаюсь

с пожеланием удачно сделать костюм цыганки

и чувствовать себя в нем хорошо!

Ваша Эвелина Шестерненко.

Каждой маме хочется, чтобы её ребенок был самым красивым на карнавальном вечере. Оригинальным нарядом для девочки станет яркий и нарядный цыганский костюм, который сможет сшить своими руками любая мама.

Как сшить костюм цыганки своими руками?

Традиционный костюм цыганки подразумевает наличие длиной и довольно широкой юбки, яркой блузки,красочной шали и массивных бус.

Для пошива карнавального костюма цыганки понадобится:

  • ткань яркой расцветки;
  • черный шифон;
  • черная и цветная косая бейка;
  • широкая (6 см) резинка для пояса;
  • резинка для оборки на декольте, шириной 2 см;
  • нитки в тон;
  • ножницы, швейная машинка.

Юбка

1. Для пошива цыганской юбки необходимо выкроить два солнца-клеш. Для этого снимаем две мерки - обхват талии и предполагаемую длину юбки (не забывайте, что внизу юбки будет еще оборка). Рассчитываем радиус отверстия для талии: R = ОТ/2П, где ОТ - обхват талии, а П - постоянная величина, равная 3,14.

Пример: 54 см/(2х3,14) = 8,6 см.

Поскольку нам необходимо два солнца-клеш, полученный радиус делим на 2, т. е. 8,6 см/2 = 4,3 см.

Пример: 4,3 см + 70 см = 74,3 см.

2. Делаем выкройку юбки для цыганского костюма и переносим на ткань.

3. Затем аккуратно, чтобы ткань не сместилась, вырезаем выкройку. У нас должно получиться два отреза ткани по 150 см. Далее сшиваем все части юбки.

Оборки

Одежда являтся важнейшим этнографическим источником.
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда были ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы древнего индийского фасона сохранились до наших дней. В этот комплекс костюма, будто бы, входили широкая пёстрая юбка у женщин и жилетка у мужчин.1
Этот взгляд по всем позициям является неверным. Этнографы уже доказали, что старинная цыганская одежда не имела ничего общего с той, которая существует сейчас.
Для изучения цыганского костюма есть два пути: анализ литературных данных и анализ изобразительного материала. Оба метода уже использовались в науке. Существует работа польского учёного Леха Мроза и небольшая статья французского исследователя Во де Фолитье. Мы работаем по той же методике, но используем гораздо больший по объёму материал и, соответственно, имеем возможность сделать более глубокие выводы. Нами впервые составлена всеобъемлющая периодизация, и выявлены четыре этапа в развитии костюма. Исходный «индийский» этап сознательно не рассматривается, поскольку полностью отсутствуют литературные и иконографические источники.
Как и всё остальное, костюм надо рассматривать в историческом контексте. С этой точки зрения прослеживаются следующие закономерности:

Эволюция цыганской одежды .
Таблица 11

Что касается исходного слоя материальной культуры, сейчас представляется возможным сделать лишь несколько замечаний, касающихся скорее даже не костюма, а отношения к наготе. Как уже говорилось, у цыган существует система табу, называемая "пэкэлимос". Эти табу относятся к нижней части женского тела. Практическим следствием данной системы взглядов было то, что цыганки достаточно равнодушно относились к обнажению груди, но стремились прикрыть ноги хотя бы ветхим куском ткани. В Индии женщины из ряда нижних каст обязаны были ходить обнажёнными по пояс.2 Наверняка цыгане не являются потомками именно этих каст, но без сомнений языческое восприятие наготы как естественного состояния, сказалось на цыганском мировосприятии.

«Зачастую они носят пышный чепец, между тем как сами едва прикрыты куском холстины, и их закопчёная грудь выставлена на обозрение всему свету», - пишет в 1783 году Грельманн.3 Подобного рода свидетельств немало, а в дополнение к ним существуют зарисовки и фотографии, подтверждающие правоту «отца цыганологии».4 Кстати, в противовес тому, что думают современные цыгане, юбки у цыганок в старину могли быть очень короткими, часто по колено. Это видно по многим иллюстрациям данного издания. Несомненно, здесь сказались как бедность кочевников, так и соображения бытового удобства.
Удалось вычленить ещё три черты, являющиеся наследием индийского происхождения цыган и их странствий по Востоку: способ носить детей за спиной, манеру женщин ходить босиком, гипертрофированную любовь к драгоценностям
Эти три особенности были присущи большинству групп цыган.

Ребёнка за спиной принято носить у многих восточных народов. Не удивительно, что цыганки сохранили этот способ и в окружении европейцев. Образ жизни вынуждал их постоянно брать детей с собой на заработки, и не расставаться с ними во время переездов. В то же время женщине требовалась свобода рук. Древность и распространённость этого обычая подтверждается обширным изобразительным материалом.

Манера женщин ходить босиком объясняется не только индийскими привычками, но и распределением занятий в семье. Изначально обуви не имели ни мужчины, ни женщины (как и всё население древней Индии). Появившись в Европе, цыгане осознали, что в этом регионе обувь является атрибутом солидности и достатка. Мужчины торговали изделиями своего ремесла и лошадьми, следовательно для того, чтобы коммерция шла удачно, им необходимо было показать себя равноправными партнёрами в сделке. Отсюда - появление сапог, которые стали почти обязательной приметой цыгана. Женщины, в свою очередь, зарабатывали попрошайничеством и гаданием. Для этих занятий выгоднее было ходить босиком. Во-первых, это был внешний признак нищеты, вызывающий сочувствие. Во-вторых, босая гадалка выглядела экзотичной дочерью далёкой жаркой страны (по устоявшемуся тогда мнению - Египта). Особенно хорошо это действовало в холодных странах Европы в зимнее время. Сами же цыганки, обладая с детства закалкой, не испытывали особых неудобств.5

Обычай носить детей за спиной и сейчас можно увидеть на московском Арбате.

Наконец, гипертрофированная тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного.6 Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре - под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе. Литература изобилует описаниями босых, одетых в лохмотья цыганок, имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра. Уже парижская хроника 1427 года свидетельствует, что женская одежда «состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции... У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два...»7
Три столетия спустя Грельман оставил удивлённое замечание о цыганской шкале приоритетов. В зимние холода цыган не станет приобретать шубу, подбитую мехом, зато охотно купит поношенную куртку с серебряными или золотыми галунами. Эти куртки, на которых блестят пуговицы размером с жёлудь, мужчины одевают поверх грязных лохмотьев - и ходят с такой спесью будто они хозяева мира.8

Ещё через полтора столетия, уже в 1930 году румынский профессор С.Попп-Сербиану описал цыганок своей родины следующим образом: «Зажиточные женщины носят на груди золотые мониста, прочие - фальшивые ожерелья и жемчуг. Каждая женщина имеет длинные серьги, кольца на пальцах и разного рода браслеты на запястьях. Все они ходят босые.»9

I. «Византийский» цыганский костюм. Перед появлением в Западной Европе, цыгане двести лет прожили в Византии. Именно там кочевники переняли существовавшую с V века одежду: нижнюю рубаху с длинными рукавами и плащ из тяжёлой ткани. Как известно, данный фасон был развитием античной тоги.
В романский период влияние этой моды испытала вся Европа. Судя по изобразительному материалу, плащ и рубаха были широко распространены во всех странах Запада. Тем не менее, в готическую эпоху появились облегающие фасоны, и «византийская» мода осталась в прошлом.10
В XV столетии, когда в Западной Европе появились первые таборы цыган, они выглядели экзотично прежде всего потому, что византийско-романский стиль был уже «хорошо забытым старым».
Записи из Арраса, относящиеся к 1421 году детально описывают кочевников. Мужчины смуглые, с густой бородой и длинными чёрными волосами. На голове у женщин были тюрбаны. Просторные воротники их сорочек почти открывали грудь. Поверх рубах цыганки носили покрывало из широкого сукна, завязанное через плечо; в эту ткань они заворачивали младенцев. И у женщин, и у детей были кольца в ушах. Французский исследователь Во де Фолитье справедливо заметил, что всё это было очень непривычно. В ту эпоху мужчины Западной Европы брили бороды и стриглись коротко, да и серьги были ещё неизвестны.11
Подчеркнём, что указанные элементы костюма (сорочка и плащ через плечо) встречается не только в литературных источниках, но и у художников той эпохи. Нам не удалось обнаружить ни одной картины или зарисовки, относящейся к XV-XVII столетиям, где присутствовали бы такие «знаковые» цыганские атрибуты, как мониста, косынка или пёстрая юбка с оборкой. Напротив, все авторы изображают «византийский» покрой. Вот далеко не полный список художников, рисовавших в ту эпоху цыган:

Франция: Jacques Callot, Jacob Grimmer, Georges de la Tour, Vallentin de Boulogne, Vouet Simone.
Италия: Nicolas Regnier, Filippo Napoletano, Matteo Pitocchi, Mattia Preti, Leonello Spada, Michelangelo Cerquozzi, Vincenzo Gemito, Michelangelo Сaravaggio.
Германия: Weigel Christoph, Guler von Weineck.
Нидерланды: David Teniers, Jan Van Goyen, Ieronimus Bosch, Gerrit Adriaensz de Heer, Ferdinand Bol, Jan Wouwermans, Abraham Govaerts, Maerten de Cock, Paul Bril, Lucas van Valckenborch, Jan Cossiers, Bartholomeus Breenbergh.12

Картины данных художников можно рассматривать как достоверный источник прежде всего потому, что на них с безукоризненной правдивостью отражены костюмы дворян, крестьян и горожан - представителей коренных национальностей. Несомненно и внешний вид «египтян» отражён на полотнах, благодаря зарисовкам с натуры.

Наряд "египтянки" с картины Б.Бренберга. Фрагмент. Середина XVIII века.

Интересно отметить, что яркость и пестрота, которая являлась в начале XX века отличительной особенностью костюма цыганки, в те времена были не характерны. Цветовое решение чаще всего было тусклым: не редкостью были серый, коричневый, блекло-синий цвет. Встречались даже чёрные балахоны. На наш взгляд, это объясняется дороговизной ярких цветных тканей, а также тем, что цыганки носили одну и ту же одежду подолгу: она пачкалась, выгорала на солнце, мокла под дождём и т.д.13
Что касается тканей с узорами, то в эпоху позднего средневековья и Возрождения их могла себе позволить только европейская знать. Орнамент вышивался вручную, и такая одежда стоила очень дорого. Дешёвые набойные ткани с цветными узорами появились только в XIX веке - и только тогда цыганки стали приобретать их себе на юбки.
В момент появления в Западной Европе и мужчины и женщины носили тюрбаны. Мы не будем на этом останавливаться, так как цыганские головные уборы отдельно рассмотрены в конце главы, причём в развитии.
«Византийский» плащ просуществовал до того времени, когда в Европе появились многочисленные антицыганские законы, и постепенно был вытеснен европейским платьем. Это не значит, однако, что он исчез бесследно. В России XIX века его носили так называемые «плащуны», выходцы из Молдавии.14
Из Польши XIX века исходит следующее свидетельство: «Женщины одеты во всё, что подвернётся, их волосы капризно разбросаны по спине и плечам. Однако, стараясь сохранить национальный вкус в своей одежде, они заворачиваются в простыни, которые не сшиты, а носятся на манер римской тоги, завёрнутой через плечо, так что их правая рука, над которой простыня завязана, остаётся свободной и неприкрытой.»15
Однако, эти и подобные им описания относятся лишь к отдельным реликтовым группам (чаще всего восточной ветви цыган). Уже в XVIII веке состоялся переход ко второму этапу - когда в таборах стали носить европейское платье.

II. Адаптированный костюм. Смена костюма цыганами, жившими в странах Западной Европы, в значительной степени была вынужденной. В семнадцатом веке повсеместно были приняты антицыганские законы, и кочевому народу стало опасно внешне отличаться от окружающего населения. В Провансе женщин, схваченных в цыганской одежде, подвергали порке. Похожие законы были приняты в Португалии и Испании.16 Но дело было не только в законодательном запрете носить цыганский костюм. Пожалуй, важнее была общая обстановка, в которой арест грозил мужчинам - смертью, а женщинам - поркой и клеймлением. Об изменениях в одежде можно судить не только по живописи, но и по официальным бумагам. При арестах составлялись описания примет. Фолитье приводит один из подобных документов, относящийся к 1748 году, где говорится об аресте четырёх цыганок 75, 30, 20 и 14 лет. Вещи, которые были одеты на арестованных были те же, что и у немок: капор, платье, юбка, фартук. Цветовое решение было очень неброским, доминировали чёрный, серый, белый и коричневый цвет. Только у девочки были юбка и лиф красноватого оттенка. Две из четырёх даже имели обувь.17
То, что в данном случае мы имеем дело именно с мимикрией, показывает дальнейшая история синти. Когда в XIX веке стало безопасно появляться на улицах, немецкие цыганки, сохранив местный силуэт, стали носить юбки ярких цветов и броские пёстрые платки.18
Возвращаясь к началу перехода на «адаптированный» костюм, подчеркнём, что процесс этот был неизбежен, поскольку и в Восточной Европе, где не было террора, одежда испытала сильное влияние местных традиций. Таким образом, речь идёт лишь о сроках, в течение которых цыгане переходили от так называемого «византийского» костюма к одежде, более соответствующей данной обстановке.
На цыганской одежде прослеживается общая для всех народов закономерность, отмечаемая этнографами: женский костюм консервативнее мужского. Цыганские мужчины примерно на 50-100 лет раньше перешли на европейское платье, что доказывается хотя бы известными гравюрами Калло, созданными в XVII веке. Цыгане на этих графических листах одеты в штаны, куртки, сапоги и широкополые шляпы с перьями, в то время как цыганки ещё не успели облачиться во французские платья. На них по-прежнему рубахи и просторные накидки через плечо.
Ассимиляционные процессы должны были идти ещё и потому, что в таборах не было собственного ткацкого производства и пошива готовых изделий. В сущности, цыгане и цыганки одевались в то, что удавалось добыть у местных жителей. Это дало повод одному автору XIX века к меткому замечанию: «Одежда цыган отличается простотой и фантастичностью, они не имеют своего народного костюма, но покрываются обыкновенно лохмотьями той страны, в которой кочуют »19
Эти слова, сказанные более века назад - по сути, исчерпывающая характеристика второго периода. Кочевое племя ходило в платьях, выпрошенных у местных обывателей, или купленных за бесценок - это были лохмотья отдалённо напоминающее национальные костюмы европейских народов. Таким образом, относительно единый восточно-византийский наряд распался на десятки направлений, в которых, в зависимости от страны проживания, проявлялись славянские, французские или испанские черты.
Наиболее показательным выглядит наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку «цыганский» оттенок.

Естественно, сарафаны и кокошники недолго оставались приметами русских цыганок. Уже в середине XIX века кокошник стал анахронизмом даже в крестьянской среде, и общие изменения, которые шли в костюме русского простонародья тут же оказали влияние на цыган. Этническая группа русска рома стала носить более современную деревенскую одежду. Заимствования шли по всем направлениям. В быт проникали зеркала, самовар, православные иконы, образующие в шатре «красный угол».
Те же процессы заимствования шли и в остальных странах. В Польше, Сербии, Германии, Бельгии мы видим на женщинах лиф со шнуровкой. В Англии - капоры и очень откровенные корсажи.20 Определённый интерес представляет книга Джорджа Борроу, описавшего мужской и женский облик середины XIX столетия: «Женщина была дородная, лет ей было тридцать-сорок. Голова её была ничем не покрыта; длинные волосы, разделённые на пробор, свешивались почти до пояса двумя конскими хвостами... Руки её были голые, грудь наполовину прикрыта несерьёзного вида корсажем, ниже которого была только исподняя юбка из грубой ткани - и ничего более.»
Муж был одет более обстоятельно:
«Из несколько заострённой кверху шляпы, торчало павлинье перо, поверх безрукавки из недублёной овчины он набросил грубую куртку красновато-коричневого цвета; короткие штаны, принадлежавшие, верно, некогда солдату... прикрывали ноги до колен; на голенях у него были чулки из синей шерсти, а на башмаках огромные старомодные пряжки.»21

Бугро. "Цыганка". 1890 год.

Немецкий автор того же периода Рихард Либих отмечает пристрастие этнической группы синти к сапогам с блестящими шпорами. В этом он усмотрел характерную для цыганской ментальности тягу к внешним эффектам.
Важнейшим отличительным признаком цыганской одежды была крайняя бедность. Очень выразительны зарисовки с натуры, сделанные во французских горах Вогезы писателем Мериме и художником Т.Шюлером. На них нет ни монист, ни пёстрых тканей. Оба автора изображают молодых босоногих цыганок в коротких, свисающих лохмотьями юбках, и простых рубахах, сползающих с плеч или едва запахнутых на груди. Та же лапидарная простота отражена и на гравюре «Цыгане», созданной французским художником Манэ в 1862 году. Его цыган-гитарист одет в покупную одежду, головным убором был картуз.

Изобразительный материал по цыганам-кале очень велик. Теснейшее родство между испанским народным костюмом и платьем кале не требуют доказательств. Короткие мужские куртки, женские платки, обматывающие грудь крест-накрест, юбки с узором в горох и многочисленными оборками стали приметами испанских цыган.24
Наибольший интерес для нас представляет адаптированный костюм восточноевропейской ветви кочевого народа. Здесь развитие также не выпадало из общего для всех групп закона, но именно цыганам Румынии и Венгрии удалось синтезировать на основе местной материальной культуры то, что сейчас ошибочно называют традиционным цыганским костюмом.

В XVIII и начале XIX века одежда кочевых цыган, по сути, была лишь более примитивной копией влашской или молдавской одежды. Вот как описывает Даль молодого цыгана-кузнеца: «На нём была рубаха и шаровары, то и другое, как казалось, бессрочное, бессменное, чёрное, изодранное. Вместо пояса на нём был широкий ремень, украшенный медными бляхами и пуговицами; шапки на голове не было вовсе, а в угольном мешке лежал, может быть некогда синий кафтан, весь в лохмотьях.» 25

Молодая жена кузнеца описана тем же автором в другом произведении: «...Одежда на ней была та же, как и на прочих и как носят все волошские и молдавские цыганки: шерстяная, полосатая юбка, такой же пояс в ладонь ширины, на голове платок, повязанный по-цыгански, то есть свисший одним углом по спине: на плечах рубашка, ноги босые...»26

Тем не менее, у некоторых групп уже начинают появляться первые признаки «истинно цыганского» облика. Так на картине румынского живописца Теодора Амана изображён обычный крестьянский наряд: цыганка одета в красную юбку с чёрным узором и белую рубаху румынского стиля; на её шее простые красные бусы. Вместе с тем способ повязывать косынку, сдвигая её на затылок и по особому заплетённые волосы являются первыми ростками кэлдэрарского стиля.

III. Кэлдэрарский костюм и его производные. Кэлдэрарский костюм является не просто адаптированным вариантом европейского платья - это синтез всего лучшего, что существовало у западной и восточной ветви цыган. Этот синтез был бы невозможен без кочевья по всему европейскому континенту, но история кэлдэраров сложилась именно так, что во второй половине XIX века они двинулись из Румынии и Венгрии во все страны Западной Европы, и в короткий срок завершили процесс создания национального костюма. Здесь совпал ряд исключительно благоприятных факторов психологического и экономического характера. Цыганская тяга к золоту, не подкреплённая прежде материальными возможностями, при наличии больших заработков реализовалась в богатых украшениях. Пока цыгане кочевали в пределах Румынии и Австро-Венгрии, мы не видим на картинах монист и серебряных монет, вплетённых в косы. Не видим мы этих дорогих украшений и на первых зарисовках, сделанных художниками в тот период, когда первые «венгерские имммигранты» разбили свои таборы в предместьях французских городов. На шее у женщин в шестидесятые годы XIX века обычные бусы. Стоило, однако, трудолюбивым ремесленникам заработать первые солидные суммы, как женщины вплели в волосы монеты и украсили шею золотыми монистами. Это нельзя считать собственно цыганским атрибутом, поскольку во всей Восточной Европе принято было украшать волосы, одежду и косынку монетами. Более того, восточноевропейские женщины, скорее всего, пришли к этой моде под турецким влиянием (Балканы столетиями находились под властью Османской империи). Как только предоставилась материальная возможность, кэлдэрарки украсили себя золотыми монистами, которых прежде были лишены, и на Западе это было воспринято как элемент чисто цыганского костюма.

Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой (система табу пэкэлимос, о которой мы уже упоминали). Замужняя кэлдэрарка закручивала волосы на висках жгутом; эти косицы назывались амболдинари. В косы вплеталась лента-плетеря, с нашитыми на неё монетами-теляри (цыганское искажение слова «талер»). По всей видимости такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата. Эту деталь женской причёски можно проследить уже на самых ранних европейских зарисовках, а далее на графике Калло, картине Жоржа де Латура XVII века, и на немецкой гравюре XVIII столетия.27 Кэлдэрарки только придали древней традиции законченный выразительный вид.
Кэлдэрарская юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка разрезана, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Разрез существует для того, чтобы женщина не одевала юбку через голову и, таким образом, не опоганила верхнюю часть тела. Юбки у кэлдэрарок на этапе их перекочёвки в Западную Европу были без оборки. Это важно подчеркнуть, поскольку, на наш взгляд, синтетический характер национального цыганского костюма заключается в том, что котлярские таборы очень удачно заимствовали оборку на юбке у испанских цыганок этнической группы кале. Изобразительный материал позволяет сделать вывод, что данное заимствование произошло в 1880-х годах, и уже к началу XX века, благодаря исключительной мобильности таборов лудильщиков, внедрилось у кэлдэрарок всей Европы. Следует обратить внимание на то, что заимствование не было слепым. Испанские цыганки любили нашивать оборки в несколько ярусов и предпочитали ткани с рисунком в горох. Котляркам же нравились пёстрые покупные ткани с цветочным орнаментом, и оборка на их юбках была только одна (она составляла по длине примерно от трети до половины юбки). Появилась оборка и на фартуке.

Вторым заимствованием в Испании был покрой рукавов. До выхода с Балкан, кэлдэрарки носили обычные крестьянские рубахи с манжетами или простыми прямыми рукавами. У испанских цыганок они увидели красивый расширяющийся силуэт. Благодаря этому в тех же восьмидесятых годах XIX века появилась классическая женская кофта двух разновидностей: с рукавом до запястья или более коротким - до локтя. Шили эту кофту из тканей ярких цветов, зачастую брали не гладкую, а покрытую узорами материю. Эта новая цыганская мода обратной волной ушла на Балканы и в Россию.
Дополнением к женскому наряду была шаль. С одной стороны, это было отражением общей для всей Европы и России женской моды XIX столетия. С другой стороны, причины увлечения этой деталью одежды были у цыганок глубже. Как мы уже показали, на протяжение всей истории в таборах была очень сильна традиция носить накидки, покрывала. Ими защищались от дождя, в них заворачивали детей, их растягивали над головой на ветках во время стоянок. Отсюда огромное разнообразие способов носить шаль, недоступное прочим европейским женщинам. Румынки, русские, француженки накидывали платок на голову, или на плечи. Цыганки вдобавок к этому обматывали шаль вокруг тела, завязывали через плечо, повязывали на бёдра, и так далее.
Котлярский мужской костюм был не менее выразительным, чем женский. Он был очень красив и пронизан чувством меры. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Как и у венгров, у кэлдэраров были украшены вышивками-аппликациями куртки, жилетки, штаны. Высокие сапоги из кожи с узорчатой выделкой также были данью венгерской моде. Интересно, что массивные серебряные пуговицы-бутоны были у венгерских цыган уже в начале волны миграций, что прослеживается по зарисовкам того времени. Явно восточноевропейского образца также широкие кожаные пояса и головные уборы. Тем не менее, всё это в комплексе было уже именно цыганским, благодаря продуманной соразмерности деталей.

Дополнительными аксессуарами мужского костюма были платок, посох и трубка. Платок крепился к пиджаку, образуя спереди дугу и свисая складками с бедра. Никакой функциональной нагрузки он не нёс, и был нужен только для красоты. Высокий посох с серебряным набалдашником и трубка подчёркивали мужскую основательность, неторопливость цыгана. Впрочем, курили и женщины. Трубки были богато украшены полированным деревом, костью и металлом.

Благодаря интенсивным переездам кэлдэраров, их комплекс мужской и женской одежды оказал влияние на прочих цыган. Многие его элементы вошли в обиход других цыганских групп.

IV. Вторая адаптация. Двадцатый век оказался враждебен всякой национальной самобытности. Индустриальная цивилизация уничтожила в Европе практически все разновидности народных костюмов. Естественно, и цыганский костюм не мог долго противостоять общемировой тенденции. Как и в первый раз, вначале усреднённому европейскому стилю подчинились мужчины. Вместо жилетов с серебряными бутонами они одели обычные пиджаки; сапоги постепенно сменились ботинками. Уже ко времени Второй мировой войны исчезновение мужского цыганского костюма была предрешено. Цыганки дольше сохраняли самобытность в одежде. Но в наше время даже самые традиционные группы (кэлдэрары и влахи) не могут полностью удержать достижения предыдущих поколений. Фактический переход на оседлость привёл к тому, что золотые украшения стало безопаснее хранить дома, а не носить на себе. Серебряные монеты в волосах уже никто не носит, золотые мониста в лучшем случае стали семейными реликвиями. На свадьбах и праздниках у большинства этнических групп и мужчины, и женщины одеты в современном европейском стиле. Чем богаче цыгане, тем быстрее и успешнее они осваивают новые веяния моды. Даже пестрота расцветок, которая весь двадцатый век казалась непременным атрибутом цыганского вкуса, почти полностью исчезла. Сейчас в Москве отдаётся предпочтение чёрному цвету костюмов и вечерних платьев. Делая прогноз на будущее, мы уверены, что через несколько поколений то, что мы называем традиционным цыганским костюмом, можно будет увидеть только в кино и на сцене.

Эволюция головного убора у цыган. Для удобства восприятия мы рассматриваем эту тему отдельно. Проанализированные источники позволяют проследить эволюцию головных уборов за последние пятьсот лет.
Самым древним из известных нам цыганских головных уборов является тюрбан, перевитый по ободу лентами. Мужчины не долго носили такие тюрбаны - уже через столетие после появления в Западной Европе они привыкли к шапкам, шляпам и беретам местных фасонов. Следить за трансформациями женских головных уборов гораздо интереснее.

Первым серьёзным изменением стала завязка вокруг подбородка. Поначалу это была просто широкая полоска ткани, которую обвязывали вокруг головы, прижимая тюрбан сверху. Произошло это к концу XV века.

Следующий этап относится уже к семнадцатому и восемнадцатому столетию. В это время цыганки стали носить то же, что и все окружающие женщины: вначале покрывала из гладкой или узорчатой ткани, а потом обычные европейские чепцы, а также завязанные узлом под подбородком платки.

Только в XIX женщины в кэлдэрарских таборах стали носить косынки, закрученные по бокам жгутом.
*****
Итак, изображения одежды в живописи и графике могут служить важным этнографическим источником. Они позволяют проследить миграции цыган, даже если нет никаких литературных данных. Имея изобразительный ряд, можно не только определить принадлежность цыган к какой-либо этнической группе, но и попутно изучить материальную культуру: род занятий, орудия труда, способ ставить палатку, тип повозки и т.д. Однако, подчеркнём, что пользоваться этим источником можно только после всестороннего изучения очень большого количества материалов. Как и в случае с литературными источниками, необходимо отсеивать недостоверную информацию, вызванную незнанием или фантазией художников. Следует хорошо разбираться в истории искусств (чтобы знать, насколько реально отражал данный автор окружающую действительность). Нужно быть специалистом по материальной культуре окружающих цыган народов (чтобы выявить заимствования). Авторы данной монографии считают себя подготовленными к решению этих задач в силу этнографического и художественного образования, а также длительной профессиональной работы в указанных сферах.

1. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М., 1990. С. 44-45.;
Смирнова-Сеславинская М. Раджастхан - колыбель цыганской культуры. Шунэн ромалэ. М., 1998. № 1. С. 16.
2. Снесарев А.Е. Этнографическая Индия. М., 1981. С. 215.
3. Grellmann H.M.G Histoire des Bohemiens. P., 1810. Р. 80.
4. Asseo Henriette. Les Tsiganes; une destinee Europeenne. Gallimard, 1994. Ill. P. 46;
. A tarsadalom peremen; Kepek a magyarorszagi ciganyok eletebol. Budapest, 1989. Photo № 9, 107;
Szuhay Peter; Barati Antonia. Kepek a magyarorszagi ciganysag 20. Szazadi tortenetebol. Budapest, 1993. Photo № 55;
Gronemeyer Reimer; Rakelmann Georgia A. Die Zigeuner: Reisende in Europa. Koln. 1988. Ill. P. 122;
Григореску. Бухарест, б.г. рис. на С. 21;
Hayes John. Gainsborough, paintings and drawings. Great Britain, 1975. Ill. P. 113;
Block Martin. Zigeuner. Lpz., 1936. Photo № 28.
5. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 82.
6. Снесарев А.Е. Этнографическая Индия. М., 1981. С. 175.
7. Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944. Р. 17-19.;
8. Grellmann H.M.G. Histoire des Bohemiens. P., 1810. Р. 77-78.
9. Popp-Serboianu C.J. Les Tsiganes. P., 1930. P. 78.
10. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1986. С. 87, 88, 101, 105, 108.
11. Vaux de Foletier Francois. Iconographie des «Egyptiens». Gazette des Beaux-Arts. IX. 1966. Р. 165-166.;
Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961. Р. 55-57.
12. Asseo Henriette. Les Tsiganes; une destinee Europeenne. Gallimard, 1994. Ill. P. 13, 17, 20-21, 27, 29, 30, 31, 34;
Bernt Walther. Die Neederlandischen maler des 17 Jahrhunderts. Munchen, 1969. Vol. 1. Ill. P. 193, 241, 437;
Bernt Walther. Die Neederlandischen maler des 17 Jahrhunderts. Munchen, 1970. Vol. 3. Ill. P. 1216
Callot Jacques. Das gesame werk. Brl., 1972, Vol. 1. Ill. P. 658, 661, 663, 669; Vol. 2. Ill. P. 1075, 1079;
. Le Louvre. P., 1971. Vol. 2. Ill. 211;
Dutch Prints of Daily Life. Kansas, 1983. Ill7 P. 144, 149;
The Italian followers of Caravaggio. Massachusetts, 1967. Vol. 2. Ill. 172, 310, 310;
La mostra della pittura Napoletana del secoli XVII-XVIII-XIX. Napoli, 1938. Ill. P. 309;
Leveque Jean-Jacques. L’Ecole de Fontaine-bleau. Neuchatel, 1984. P.139;
. The National Gallery Collection. Lnd., 1987. Ill. P. 143;
Musees de France Repertoire des peintures italiennes du XVIII siecle. P., 1988. Ill. P. 146, 259;
National Gallery Illustrated General Catalogue. Lnd., 1973. Ill. P. 608, 687;
Schweers Hans F. Genre Bilder in deutschen museen. Munchen-NY-Lnd-P., 1986. Ill. 154;
Vallentin de Boulogne. Milano, 1966. Ill. 2., Ill. VII;
Zeri Federico. La Galleria Spada in Roma. Sansoni-Firenze, 1954. Ill. 47.
13. L’opera completa di Bosch. Milano. 1966. Ill. XXIe;
Le musee d’Art Ancien Bruxelles. Bruxelles, 1988. Ill. P. 54
Mille peintures des musees de France. Gallimard, 1993. Ill. P. 225, 243;
14. С.С. Цыганы в России. Иллюстрированная газета. СПб., 5.II.1870. № 6.;
Московские ведомости. М., 1864. № 153. со сноской на Одесский вестник.
15. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. Р. 59.
16. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972. Р. 50.
17. Vaux de Foletier Francois. Iconographie des «Egyptiens». Gazette des Beaux-Arts. IX. 1966. Р. 170.
18. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 82.
19. Цыганы в Румынии. Иллюстрированная газета. СПб., 1870. № 17.
20. Hayes John. Gainsborough, paintings and drawings. Great Britain, 1975. Ill. P. 113.
21. Borrow George. Lavengro the Scholar, the Gypsy, the Priest. NY., Lnd., 1905. Р. 29-30.
22. Munchner Maler im 19 Jahrhundert. Munchen. 1983. Vol. 4. Ill. P. 358;
Etudes tsiganes. 1980. № 4. Ill. Р. 19.
23. Macfie Robert. With gypsies in Bulgaria. Liverpool. 1916. Ill «A Zagundzhi woman»;
Природа и люди. 1901/1902. № 8. Илл. на С. 125;
Pittard M. Eugene. Les Tziganes ou Bohemiens. Geneve. 1932. Ill. 45;
Lacio drom. 1981. № 6. Ill. P. 29.
24. Lo-Johansson Ivar. Zigenare. Halmstad. 1963. Ill. Zigenerskorna dansar;
La Fotografia en Espana hasta 1900. Madrid. 1982. Ill. P. 51;
Mondejar Publio Lopez. Las Fuentes de la memoria fotografia y sociedad en la Espana del siglo XIX. Spain. Ill. P. 138.
25. Даль В.И. Цыганка. Полное собрание сочинений Владимира Даля (казака Луганского). СПб-М., 1898. Т.7. С.66-67.
26. Даль В.И. Цыганка. Полное собрание сочинений Владимира Даля (казака Луганского). СПб-М., 1897. Т.5. С.43.
27. Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961. Ill. 24;
Mode Heinz, Wolffling Siegfried. Zigeneur. Lpz., 1968. Ill. 62;
Asseo Henriette. Les Tsiganes; une destinee Europeenne. Gallimard, 1994. Ill. P. 31;

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....