Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Про патриархальную культуру и женский мозг. Что такое патриархат: о понятии, истории и современности

Патриарха́т (букв. власть отца , греч. πατήρ - «отец» и ἀρχή - «господство, начало, власть», также андрархия , андрократия ):

В философской интерпретации идея патриархата опирается на понимание власти как иерархической системы принуждения. Поэтому в рамках социологических теорий трактующих термин власть в ином контексте, как, например,общественный договор (понимающая социология), конкуренция (социально-экономические теории), как - отношения приводящие социальную систему в равновесие (функционализм) и некоторых иных - патриархат не вписывается. Эта особенность позволяет использовать понятие патриархат в идеологических целях. «Хотя исторически социологи использовали термин главным образом описательно, современное его употребление в феминистском направлении в основном подчеркивает отрицательные черты.» Поскольку философское понятие патриархат не характеризуется четкими признаками, на основании которых можно было бы говорить об особенностях социальной среды, изучаемой социологией, то возникают коллизии когда в работах разных научных исследователей понятием патриархат называют то форму государства, то тип управления государством, то систему распределения власти в государстве. Возникают трактовки в которых патриархат напрямую выводят из особенностей функционирования семьи, или от формы семьи, от характера производства или от юридических норм производственных отношений и пр. Такие особенности отразились и на более широких трактовках этого понятия:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Патриархат или матриархат? (ч.11/20)

    ✪ Патриархат.

Субтитры

Определение и употребление понятия

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата опредеделяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] . Но существуют и другие представления о процессах взаимодействия мужчин и женщин в обществе. Они основаны на другом понимании власти, не как иерархическом подчинении мужчинами женщин, а сопряженным с понятиями ответственности, и компетентности. Понимание власти как иерархического давления мужчин над женщинами, приводит к игнорированию особенностей семейно-бытовой жизни, в которой разделения труда на «женский» и «мужской» не было независимым друг от друга явлением. Ряд исследователей полагает, что причиной этого разделения стали биологические различия связанные с полом (например, в физической силе, особенностями биологии деторождения и пр.) Что в принципе не является основой и причиной угнетения. Как женщина, так и мужчина обладали определенной властью компетенции каждый в своей социально-бытовой сфере. Но при этом, независимое друг от друга существование каждого вида труда («мужского» или «женского») было не возможным впредь до появления профессиональной армии, позволившей мужчинам освободиться раньше женщин от некоторых видов традиционных обязанностей. Женская освобожденность от быта шла в ногу с технической революцией, с ростом капитализма, позволившего женщинам быть менее зависимыми от хозяйственной деятельности. Речь идет о таких факторах, как: появление сферы услуг, электрификации (удлинившей световой день), движения финансов в бытовой сфере, производство товаров массового потребления (ориентированных на быт), индустриализация и как следствие - потребность в специалистах (рост системы образования, в том числе и женского) и пр. Но поскольку философское понимание патриархата не опирается на другие видения власти, то возникает идеология, стремящаяся любыми косвенными методами доказать, осуществляемое на протяжении веков угнетения женщин мужчинами. В частности, через пропаганду, которая представляет прошлое в описательных формах специфических избирательных статистических данных. Например, подбором цитат отдельных деятелей разных эпох, исключительно мужчин. Независимо от контекста в которых звучали эти высказывания, их объединяют под единым обобщенным умозаключением и представляют как звенья одной логической цепи. Вот одна из таких подборок: Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» . В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе - рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным . До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы . Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля . Подобная система использования информации служит для пропаганды феминистической идеологии, но не способна описать отношения между мужчинами и женщинами в прошлом. В феминистической доктрине применение понятия патриархат привело к политизации половых отношений.

В феминизме

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также

Примечания

  1. Джери Д. Большой толковый социологический словарь: Collins: В.2. т.- Т.2. П-Я. /Дэвид Джэри, Джулия Джери.- М.: Вече, АСТ, 1999.- С.12-13.
  2. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  3. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  4. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  5. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  6. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  7. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  9. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  10. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  11. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  12. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  13. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - Temple University Press, 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  14. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.
  15. Erdal, D. & Whiten, A. (1996) «Egalitarianism and Machiavellian Intelligence in Human Evolution» in Mellars, P. & Gibson, K. (eds) Modelling the Early Human Mind. Cambridge Macdonald Monograph Series.
  16. Strozier, Robert M. (2002)

Таки напишу, ибо, судя по откликам, тема не последней важности.

Начну издалека: периодически появляются у меня клиенты - дети авторитарных или просто жестоких родителей. Нормальный запрос: "хочу быть достаточно хорошим для...". То есть, на самом деле, человек приходит не со своей проблемой, а с желанием другого человека.
Первое, что я говорю в таких случаях: авотфиг. Я не работаю с чужими запросами. На первой встрече я всегда проясняю: кто заказчик, кто заинтересованное лицо, кто оплачивает сессии. Не то, чтобы это сильно меняло ход работы, но всегда важно, почему клиент пришел и за чьи деньги.
В случае авторитарных родителей - опять же - стандартная ситуация, что на вопросы типа "А как Вам?", "А что Вы хотите?" человек отвечает "Не знаю", "Не понимаю" и "А как надо?". И месяца два-три уходит как раз на то, чтобы человек откопал в себе хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее личность, и услышал ее голос. Пусть тихий, пусть порой сомневающийся и заглушаемый воплями командующих родителей ("мне плевать, что ты хочешь" и "у тебя все равно ничего не получится"), но все-таки хоть какой-нибудь. С ним уже можно работать.
Напоминаю: процесс "до" - два-три месяца, а то и значительно дольше. При этом авторитарные родители ездят по личности человека "всего-то" пятнадцать-двадцать лет.

Патриархальное общество уничтожало самосознание женщин в течение тысячелетий. Очень хорошо то, что происходит с личностью женщины в таком обществе, описал нобелевский лауреат Памук в романе "Красное": Османская империя, средневековье, у женщины умирает муж, за счет которого она существовала (при этом барышня не из последней семьи, дочь очень умного и продвинутого персонажа). Она тут же начинает поиск... правильно, другого мужчины, который придумает, как ей дальше жить. Все, на что она способна, - это просчитать стратегию соблазнения так, чтобы человек и не сорвался, и не "получил свое и сбежал". Она не осознает себя, как нечто отдельное или целостное, - она всего лишь придаток.
Патриархальное общество приучает женщину к месту в иерархии где-то между собакой и лошадью. Она полностью зависит от мужчины, все решения принимает он, все рерсурсы семьи зависят от него. Она принимает одно решение: не принимать никаких решений.
К сожалению, многие женщины в России века двадцать первого пытаются вести себя также, как эта турецкая барышня.

Меня всегда смешила поговорка "муж голова, а жена - шея". Если голова дурная, то никакие бонусы и плюшки шею не спасут - ей будет плохо. И за дурную голову разрубают, ломают и душат как раз шею.
У всех женщин, живущих сейчас в России, за спиной сотни, а то и тысячи лет авторитарного родительства мужского общества, века безответственности, бесправия, безразличия к телесным, физическим и духовным границам. Практически у всех - интериоризированный шовинизм, уверенность в том, что женщина хуже, слабее и глупее мужчины. Легко набить морду обидчику извне. Справиться с раскаленными огромными буквами "ТЫ БЕЗ МУЖЧИНЫ НИЧТО" в собственной голове - практически невозможно без посторонней помощи.
Примеров - бесконечное количество. "Женщина не может быть одна", "Для женщины главное - дети", "Успешные женщины - несчастны", "Либо семья, либо работа" - это пишут и говорят сами женщины, игнорируя все противоречащие примеры.
Именно поэтому порой умницы и красавицы спорят и ссорятся из-за таких мужчин, что волосы дыбом встают. Многовековой страх остаться в одиночестве или умерет старой девой (а в патриархальном обществе женщина без мужа, отца или братьев имеет на выбор четыре профессии: содержантки, проститутки, вдовы на пенсии и нищенки) привязывает женщин к бессмысленным и бесплодным, ограничивающим и унижающих их отношениям.
При этом они еще и пытаются стать этаким угождающим дублем: всегда веселая, всегда красивая, неконфликтная, улыбчивая, всепрощающая, никогда не высказывающая своего мнения, боящаяся оспорить даже самое глупое высказывание своего мужчины (он же боится умных женщин) барышня, которая никогда не устает и всегда хорошо выглядит. Я, когда слышу от старого обрюзгшего мужика, что его жена, которая выглядит на пятнадцать лет моложе него, "уже не то и ее срок прошел" испытываю много чувств. В первую очередь - к самой женщине, которая постоянными компромиссами приучила мужчину, что он - царь и бог в любом виде, а она недостойна его ни при каких обстоятельствах.
Одна из клиенток сказала, что она хотела бы стать для своего мужчины марсианином из романа Бредбери, который превращается в то, что от него хотят видеть. На мой ответ, что он плохо кончил - попал в толпу и попросту разорвался между многочисленными противоречивыми желаниями - она сказала, что ее это не пугает. А ведь стать таким марсианином - личностное самоубийство.
Более того, мужчины сейчас порой сами уже не хотят и не могут нести сто процентов ответственности и принимать все решения (на самом деле это ведь тоже не сахар), они пугаются постоянного угождения и возвеличивания, видят в этом источник проблем и сбегают. А женщина продолжает идти за ними, жалобно спрашивая: "Что я могу сделать, чтобы тебе понравится?", не понимая, что от нее ожидают, что она хотя бы раз попробует сделать то, что понравится ей самой. Это - первый шаг на сложном пути взросления и принятия ответственности.

Феминистки порой и выглядят так ужасно потому, что они - протестующие подростки. Они уже поняли, что "папа не всегда прав", но еще не во всем способны принять ответственность за свои решения, а порой и попросту идут по пути деструкции: частицы "не". "Я не буду готовить!", "Я не буду краситься!", "Я не буду ухаживать за собой!", "Я не буду женственной!", "Я не буду милой!". Здесь еще нет осознания своего "я" - "что я хочу? а чем это может для меня закончиться?" - только протест против. К тому же давно известно, что все, что на самом деле нужно подростку - внимание этого самого папы. Грубо говоря, нет ничего патриархальнее, нежели воинствующая феминистка. За всем, что она делает, стоит "Папа, почему ты меня не любишь?".
Но это хотя бы первый шаг. В Европе, по моим ощущениям, дело уже продвинулось дальше, нежели в Америке или (тут мы вообще в начале пути) России. Там женщины уже позврослели и начали осознавать, что они утащили у мужчин слишком много одеяла и настало время отдавать какую-то часть обратно. В США же, судя по феминистским статьям и законопроектам, барышни пока потрясают отобранным одеялом и радуются, не осознавая, что пытаются построить ту же патриархальную культуру, только наоборот. Ну а в Росии женщины, если продолжить метафору, периодически дергают одеяло, но так пугаются собственной храбрости, что тут же укутывают мужчину по самые уши.

Осознанное родительство и супружество отличается от всех вышеперечисленных вариантов не тем, что женщина (мужчина) готовит или не готовит, убирает или не убирает, работает или не работает. В партнерских отношениях проблемы решаются вместе на основании того, что хочет каждый из участников отношений, а не на основании того, как "надо" и "принято". И внешне эта семья может быть похожа на патриархальную. Но внутренняя атмосфера будет совершенно иной без "жертвенности" и "подчинения обстоятельствам". Это отношения разных - по полу, возрасту, семейной истории и профессиональным навыкам - но равных и уважающих друг друга партнеров.

В общем, какой вывод и о чем было все это "много текста". Патриархальное общество в течение тысяч лет сформировало образ "подчиненной" женщины, который есть в головах даже у очень умных и образованных женщин современности. Терапия этого состояния - на мой взгляд - аналогична той, что ведется с детьми, выросшими с жетскими доминирующими родителями. Просто она более долгая и куда более глубокая. И - вероятно - займет не одну сотню лет, если брать все общество в целом.
Плюсы такой терапии стандартные - человек начинает жить. Не подчиняться, справляться и жертвовать собой, а выбирать, думать и делать так, как он считает нужным. Он обретает самого себя, а ведь на самом деле - это единственное, что у него вообще есть и может быть.

Проверить себя на патриархальную женственность легко: задайте себе несколько вопросов и послушайте внутренние ответы на них: чьи задачи вы решаете в браке? какой у вас образ идеальной жены? насколько вы ему соответствуете и с какими интонациями говорите о своей роли (к примеру "я жена-ехидна - ничего не делаю по дому" - это тоже интериоризированный шовинизм)? знаете ли вы свои плюсы как партнера? какого мужчину предпочитаете видеть рядом с собой? легко ли вам принимать решения или приятней передавать эту функцию кому-нибудь другому? легко ли вам отказаться от своего мнения и желаний, чтобы все были довольны?
и так далее, и тому подобное...

Ответов для этого теста не будет - он открытый. Каждая женщина сама решает, насколько она хочет быть собой и насколько она готова от себя отказаться.

от греч. ????? – отец и???? – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века. В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов. Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la r?publique", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей". В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cit? antique. ?tude sur la culte le droit, les institutions de la Gr?ce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-europ?ennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("V?lkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи. В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der V?lker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", ?. ?., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс?., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. ?., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951. Л. Файнберг. Москва.

Время не стоит на месте, и вместе с ним меняются общественные отношения, в том числе, приходят на смену друг другу и типы семьи. Так, у некоторых древних племен женщина являлась непреложным авторитетом — такую ячейку общества называют матриархальной. Сейчас настала эпоха эгалитарной семьи, в которой партнеры равны. Но наибольшее распространение в истории общества получил патриархальный тип.

Этот семейный уклад наделил властью мужчину , оставив женщине роль подчиненной, и просуществовал в большинстве стран с древних времён вплоть до XX века. Конечно, сейчас патриархат отошёл в прошлое, однако, мы до сих пор испытываем на себе его влияние. Итак, что такое патриархальная семья?

Определение и общее описание

Прежде всего, стоит сказать, что патриархальная семья — это тип семейного уклада, соответствующий патриархату. Само слово «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отцов» , намекая нам на основную особенность данной формы социальной организации. При ней мужчина является основным носителем как политической власти, так и морального авторитета. Так, на Руси во главе государства стоял монарх, а во главе семьи — самодержец в миниатюре — отец. Одному подчинялась страна, другому — домочадцы.

Таким образом, семьи патриархального типа — это ячейка патриархального общества , где главенствует мужчина, женщина находится в зависимости от мужа, а дети — от родителей. В ней мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена подчиняется ему беспрекословно и следит за бытом. Более того, супруги никогда не смогут поменяться ролями. В патриархальной семье женщина ни при каких обстоятельствах не пойдёт работать, а мужчина не начнёт посвящать время бытовым заботам. Детей они растят, как правило, в строгости, воспитывая в них с юности чувство уважения к родителям.

Особенности и признаки

Для классической патриархальной семьи характерны следующие черты:

Традиционная патриархальная семья

Люди, следующие традиционному патриархальному канону, живут по строгим правилам: все жизненные решения продиктованы разумными причинами и целями, ведущими к их процветанию. В традиционной ячейке патриархального типа:

Стоит отметить, что эти характеристики носят обобщённый характер и в той или иной степени применимы для любого патриархального народа. Однако культурные особенности каждого из них наделяют патриархальную семью своими особенностями. К примеру, в Древнем Риме, главой был pater familias, обладающий правом на женщину, как на вещь или раба, а у славян он и вовсе не имел права вмешиваться в женские дела. Мы же в нашей статье коснемся более подробно описания патриархальной русской семьи.

Патриархальная семья в России

У русских, как и у многих славянских народов, долгое время просуществовала большая патриархальная семья. Несколько пар, состоящих в браке, владели имуществом и занимались хозяйством. Руководил семьей домостроитель или иначе большак — самый опытный, работоспособный и зрелый мужчина. Власть главы семейства распространялась на всех ее членов. Обычно у него была советница — большуха. Это старшая из женщин, которая занималась хозяйством. Однако ее положение было немногим лучше, чем у менее значимых по статусу членов семьи женского пола. Напомним, что на Руси вдовы, к примеру, не имели права наследования.

В XVIII-XIX веках распространение получила индивидуальная патриархальная семья, состоящая из 2-3 поколений родственников. В низших слоях общества она и вовсе приняла форму православной — из 3 человек: отец, мать и сын/дочь.

В начале XX века в России произошли кардинальные изменения в экономике и производственных отношениях, а вместе с ними начал приходить в упадок и главенствующий в семье патриархат. Власть мужчины в доме нередко приводила к внутрисемейным кризисам. Эту тенденцию легко просмотреть по классической русской литературе. Только вспомните «Анну Каренину» Л. Толстого!

Так или иначе, а уже в 80-х положение женщины заметно улучшилось. К примеру, управление финансами стало для нее нормой. Мужская власть имела на данном этапе лишь регулятивный характер.

Патриархат и современное общество

Сейчас патриархальная семья — нередкое явление разве, что в странах Востока. В Европе и России этот тип семейного уклада себя полностью изжил. По мнению психологов, он крайне губителен для личности, а вырасти в такой семье может только неуверенный в себе человек с низкой самооценкой. Тем не менее влияние эпохи патриархата чувствуется до сих. Ведь до сих пор встречаются и единичные исключения, в которых есть несколько признаков патриархата.

Стоит задуматься: а, может, это и не так плохо, как принято считать в современном обществе? Ведь при патриархате не может быть брошенных и обездоленных стариков или детей, оставшихся без надзора. Да и взрослый человек никогда не останется со своими проблемами наедине. А воспитание ответственности и уважения к старшим еще никому не вредило.

В которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью , а отцы в семьях обладают лидирующим положением. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными , то есть собственность и общественное положение наследуются в них по отцовской линии.

В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает сильное влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству .

Определение и употребление понятия [ | ]

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения [ | ]

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История [ | ]

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] .

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» .

До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы .

Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля .

В феминизме [ | ]

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  2. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  3. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  4. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  5. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  6. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  7. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  9. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  10. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  11. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  12. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - , 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  13. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...