Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Рождество и елка - какая связь? Символы рождества

Рождественские дни — одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.).

Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа.

Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке.

В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной — в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи.

Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников).

С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, ёлку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник — естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное.

В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили «новогодней елкой» — ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

07.01.2017

Рождество Христово – самый главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви. Из Евангелия мы знаем, что Пресвятая Дева Мария перед рождением своего Сына вместе с праведным Иосифом пришли в Вифлеем. В те дни проходила перепись населения, и народу в городе было очень много. Иосифу с Марией негде было переночевать, и они разместились в пещере, где пастухи обычно укрывались с овцами в непогоду и ночевали. Родившегося Младенца Христа положили в кормушку для скота – ясли. Пастухам, находившимся недалеко от пещеры, явился ангел и возвестил великую радость о рождении Спасителя, также им было видение множества ангелов, которые славили Бога. Пастухи первыми пришли поклониться Христу. Событие пришествия в мир Спасителя, рождающегося от Девы Марии, очень важно для всего человеческого рода. Все писания Ветхого Завета пронизаны ожиданием Мессии, который спасет людей от греха и смерти, примирит с Богом после грехопадения Адама. Этот великий день для всего христианского мира всегда сопровождался красивыми народными обычаями. Он считается одним из главных семейных праздников.

На первом месте в праздничном торжестве, конечно, стоит богослужение – всенощное бдение и литургия, которая по традиции совершается ночью. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Богослужебные тексты: стихиры, ирмосы, тропари канона – раскрывают догматический смысл этого великого праздника. Они являются шедеврами как по смыслу, так и по поэтике и мелодии, потому что написаны святыми при благодатной помощи Бога.

Но праздник Рождества Христова не остается в рамках богослужебного, церковного празднования. Это событие в большей или меньшей степени затрагивает все слои общества, шествует по улицам в украшениях, народных гуляниях, песнях, собирает и объединяет людей в различных мероприятиях, поздравлениях и подарках. Храмы, улицы, дома наполняются различными атрибутами, свойственными этому великому празднику. Рождество Христово возрождает в душах людей доброту, любовь друг к другу, веру в чудеса.

Хотя в России основной гражданский зимний праздник – это Новый год, все равно даже у нецерковных людей не остается без внимания торжество родившегося Спасителя. Пусть в самом малейшем проявлении, в простом поздравлении «С Рождеством!», даже не до конца осознаваемом, а просто потому что так принято – люди славят пришедшего в мир Христа, становятся участниками исполняющихся ветхозаветных обетований о спасении всего мира.

Неизменным спутником праздника Рождества Христова является рождественская ель. Самыми красивыми считаются пышные и пушистые елочки. Елями украшают храмы, из еловых веток делают украшения на иконы, большие ели с гирляндами и шарами ставят на площадях и улицах. Ну и, конечно же, елку приносят в дом, где она сразу дает ощущение торжества, создает атмосферу праздника. В день перед сочельником на елке развешивают разноцветные лампочки, игрушки, конфеты, гирлянды. Под елку кладут подарки.

В наше время большинство людей приносят в дом и наряжают елки именно к Новому году. Но так было не всегда. До Петровской эпохи Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Тогда же он ввел украшения «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.


Вначале их украшали орехами, конфетами и фруктами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XIX века. В то время Россия жила по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря, поэтому было принято наряжать елки именно к Рождеству.

В Европе этот обычай пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, не затронув лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника. Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а также фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда, а затем и рождественские свечи.

Такой груз был слишком тяжел для дерева, и немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить ими фрукты и другие тяжелые украшения.

Восковые свечи тоже являлись непременным атрибутом новогоднего елочного оформления вплоть до распространения электричества. Это было весьма опасное украшение, поэтому в гостиных всегда держали ведра с водой на случай пожара. Первая электрическая гирлянда появилась в 1895 году в США и украшала рождественскую ель перед Белым домом. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису.


В начале XX века в виду происходивших тогда политических событий, и в особенности вступления России в Первую мировую войну, в нашей стране рождественская елка оказалась в изгнании – в 1914 году началась активная антинемецкая кампания. Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей», чуждой православному русскому народу, и издал указ, запрещающий устройство елок в школах и гимназиях.

После революции 1917 года елки на несколько лет опять были возобновлены. В конце января 1918 года Советом народных комиссаров был издан декрет, переводивший Россию на григорианский календарь, который «обгонял» юлианский на 13 дней. Но Православная Церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество, как прежде, по юлианскому календарю. С тех православное Рождество в России стало отмечаться 7 января, то есть после Нового года. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена в 1929 году празднования в стране Рождества. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с рождественским праздником отменялась и елка, уже прочно «сросшаяся» с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Елки были разрешены только в конце 1935 года. Это произошло по предложению первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева и было одобрено Иосифом Сталиным. Можно сказать, это хвойное дерево стало символом нового праздника, получившего простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство праздников – новогодних елок – для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, и сейчас для большинства русских людей елка связывается именно с новолетием. Так Рождественская елка стала новогодней.

Рождественский венок

Из еловых веток создают еще одно украшение для дома – рождественский венок. Обычно он делается не очень большим, чтобы было удобно повесить его на входную дверь, но и не очень маленьким, чтобы издалека было видно, что в этом доме рады гостям, приходящим с рождественскими поздравлениями. Такие венки бывают очень разнообразными, насколько хватит фантазии. Они украшаются разноцветными лентами, шишками, цветами, фигурами ангелов, яблоками, искусственным снегом, снежинками и звездочками. Если в центр венка поместить колокольчик, то при открывании входной двери он обязательно звякнет и оповестит хозяина о прибытии гостей.


Рождественский венок делают и для украшения праздничной трапезы – на нем устанавливают свечи.

Изначально рождественский венок появился в западных странах как украшение в предрождественское время. У католиков и лютеран время предрождественского периода, во время которого они готовятся к празднику, аналогичное периоду Рождественского поста в православных странах, называется адвент. В первое из четырех воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе – вторая, потом третья и четвертая.

Рождественский венок был введен гамбургским лютеранским теологом Иоганном Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя маленькими и четырьмя большими свечами. Каждое утро в этом венке он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.


Такой венок еще называется «венок адвента». Последовательное зажигание свечей символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, Который есть «Свет миру».

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Его круг также символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение.

Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. На церковнославянском языке пещера – это вертеп. Такой вертеп как объемное изображение события Рождества Христа в рождественский сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе.

Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Постоянной остается только сцена у яслей, где Богородица и праведный Иосиф склонились над родившимся Младенцем-Христом. Украшают вертеп еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.


Композиция вертепа может изображать не один какой-то момент Рождества Христова, а совокупность событий; чаще всего в ней вместе изображается поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

В православных храмах иногда вместо главных персонажей – Святого семейства – используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками.


Как дополнительные персонажи около Младенца могут присутствовать вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Среди пастухов с овцами один из пастухов часто изображается несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазии автора в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы. В традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. Это объясняется тем, что в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец-Христос. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется традициями иконографии.


Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Сначала вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом, повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.

В России устроение вертепов стало распространяться с XVII века.

Вифлеемская звезда

Неизменная спутница события Рождества Христова в иконографии – это яркая звезда, которая, согласно Священному Писанию, явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере. Феофилакт Болгарский пишет о звезде, что это «была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Бог привел их ко Христу этим для них знакомым знаком. К тому же она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и останавливалась, когда останавливались они.

При устроении вертепа Вифлеемскую звезду часто располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.


Звезда как символ праздника занимает важное место и в украшении рождественских елок, венчая собой верхушку дерева. Даже в советский период звезда на елках осталась, только плавно была заменена с восьмиконечной Вифлеемской на пятиконечную.

Рождественское угощение

Немаловажным этапом празднования Рождества Христова является трапеза. Так как праздник Рождества предваряет продолжительный сорокадневный пост, верующие люди после богослужения идут по домам разговляться. Для праздничной трапезы заранее готовится обильное угощение, которое сравнимо с пасхальным. Тут и мясные блюда, и различные салаты, и молочные продукты, и самая разнообразная выпечка. Стол застилается праздничной скатертью, а для большего уюта на него ставятся зажженные свечи.


Главным же и обязательным блюдом для рождественского стола во многих странах Европы является рождественский гусь, рождественская индейка или утка. Обычно берут крупную птицу, чтобы угощения хватило на всех участников застолья. Гусь готовится в Германии, Дании, Греции, России. По классическому рецепту жирного гуся запекают в духовке целиком, приправляя картофелем и овощами, также используют яблоки и чернослив. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе.

Рождественская индейка больше распространена в Англии и США. На Руси традиция целиком запекать крупную птицу или большие куски мяса связана с особенностями устройства русской печи, которая позволяла успешно готовить крупноразмерные продукты.

К Рождеству готовят много разной выпечки. Можно выделить плоские имбирные пряники, которые обладают уникальным ароматом. Их делают совершенно разными: и в форме звездочек, и в форме елочек, и в форме животных. Пряники украшают разноцветной глазурью, дарят друг другу, а также развешивают в качестве вкусных украшений на елку.

Но, пожалуй, самое желанное украшение рождественского стола – это выпечка в форме агнца или барашка. Сама идея изображать барашков очень древняя, ей около двух тысяч лет. Во время археологических раскопок храмов раннего христианства в древних катакомбах учёные находят на стенах изображения ягнят. Древние христиане изображали таких агнцев на стенах как символ Иисуса Христа, потому что во многих местах Священного Писания Он именуется «Агнец Божий». Поэтому и на праздник Рождества выпекают красивых барашков.


По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом. В тесто можно добавлять изюм или цукаты. Выпекаются такие барашки в специальных формах. После того, как готовое изделие остынет, рекомендуется немного срезать низ, чтобы барашек ровно стоял на праздничном столе, и посыпать его сахарной пудрой.

Подарки

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Конечно, при подмене в советский период Рождества Новым годом для многих наших сограждан традиция дарить подарки переместилась на новогоднюю ночь. Но церковные люди понимают, что, несмотря на всю важность даты 1 января как начала года, начала нового этапа в общественной гражданской жизни, все-таки праздничное настроение, душевное и духовное ликование более уместны после окончания поста, в праздник Рождества Христова.

Когда родился младенец Христос, волхвы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе особую звезду, отправились за ней и пришли к бедным Вифлеемским яслям. Их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Золото восточные мудрецы преподнесли Христу как царский дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу. Также он является священническим символом, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна являлась указанием на искупительную жертву Христа за все человечество, так как ею помазывали тело умершего человека. По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество.


Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Также обычай дарить рождественские подарки идет от древних повествований о святом Николае Чудотворце. Праздник святителя Николая Мирликийского отмечается 19 декабря, незадолго до Рождества. Из его жития известно, что он помогал бедным и нуждающимся. Особенно выделяется история о том, как он помог одному бедняку, имевшему трех дочерей и впавшему в отчаяние от того, что не может их прокормить. Святитель Николай помог отчаявшемуся человеку, подкинув ему в дом три раза по мешку золота, и девушки после этого смогли выйти замуж. Святитель Николай старался помогать людям, оставаясь при этом незамеченным. Отсюда впоследствии пошла традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса.


В русской литературной традиции Дед Мороз появился в 1840 году. В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Дед Мороз из славянской мифологии и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и празднование Нового года существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Знакомый нам образ Деда Мороза сложился к началу XX века. Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческое изображение сил природы – зимы и мороза, а также это волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.


Религиозные каноны не накладывают никаких специальных ограничений и предписаний на рождественские подарки близким и друзьям. Считается, что подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное. Они ни в коем случае не должны быть формальными. Да и как приятно найти что-то особенное для близкого человека и доставить ему радость! Когда возникла традиция наряжать к Рождеству елку, она не сразу стала ассоциироваться с подарками. Первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

Рождественский носок

Сегодня многие жители нашей страны перенимают любопытный западный обычай прятать подарки в рождественские носки. В европейских странах принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или возле постели. Этот обычай восходит к разным трактовкам все той же истории о помощи святителя Николая бедняку с тремя дочерями. Одна из таких легенд говорит, что святой якобы бросил в трубу дома бедных сестер золотые монеты, которые упали в сушившиеся у камина чулки. Вот и европейские дети оставляют у очага свои носочки в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. С чем бы ни была связана история появления рождественских носочков, такой способ вручения подарков очень нравится и взрослым, и детям во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Рождественские носочки можно сделать самостоятельно из фетра или любой плотной ткани либо связать из плотных шерстяных ниток. Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом или блестящим дождиком, украсить вышивкой, атласными лентами, кружевами, фигурками оленей или снежинок и бубенчиками. Если носочки изготавливаются для нескольких членов семьи, то их делают именными, вышивая красивыми буквами имена.

Рождественские носочки предназначены не только для вручения подарков, но и для украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и даже делать из маленьких носочков гирлянды.

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. Православные люди, объединенные радостью о пришедшем в мир Спасителе, ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и поздравлениями. Пение выражает праздничное настроение.

В святочные дни поются особые обрядовые песни, сложенные в течение веков русским народом, – это колядки. Традиция колядования в особенности была распространена в деревнях и селах. Изначально история колядования в России была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния, «день рождения» солнца, крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже, когда Русь стала христианской, языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование было приурочено к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.


Колядующие назывались ряжеными, так как наряжались в шубы и тулупы наизнанку, на их лицах были маски животных, а в руках – мешки для сбора даров. Впереди процессии шел человек, несущий на шесте или палке блестящую звезду как символ праздника.

Но самое главное в этом шествии – это песни-колядки. Как правило, колядка является маленьким рождественским рассказом о величайшем событии евангельской истории – пришествии в мир Христа, прославлением родившегося Спасителя.

В наше время традиция колядования возрождается, колядки поют не только в церковных дворах, но и в масштабах города устраиваются святочные ярмарки, народные гуляния с неизменными «ряжеными», поющими колядки. «Славить Христа», то есть петь некоторые богослужебные песнопения и колядки, ходят к православным друзьям, к знакомым священникам, а также на детские праздничные вечера, где к тому же устраиваются спектакли на тему праздника.

Рождественские открытки

Как бы ни были продолжительны выходные дни, связанные с Новым годом и Рождеством, но не всех друзей и знакомых можно посетить, не со всеми удается созвониться даже в наш век развития интернета и видеосвязи. Поэтому еще одной хорошей традицией, до сих пор не утратившей своей актуальности, является отправление в разные уголки мира рождественских поздравительных открыток.

Наряженная елка – обязательный атрибут празднования Нового года. С раннего детства мы знаем и любим этот обычай. В последнее время распространено словосочетание «рождественская елка». Некоторые люди даже наряжают елку не к Новому году, а к 7 января – к празднику Рождества Христова!

Я задавалась неоднократно вопросом о связи наряженной елки и Рождества, а в прошлом году услышала по телевизору вполне логичное объяснение, которое было примерно таким:

«Когда родился Иисус, на небе появилось новая звезда, которую назвали Вифлеемской. Это было чудо! Восточные мудрецы поняли, что родился необычный ребенок – будущий Царь и Бог! Три волхва – Мельхиор, Гаспар и Балтазар - пришли поздравить счастливых родителей и принесли новорожденному три подарка: золото, ладан и смирну. Но к новорожденному их не пустили, поэтому волхвы развесили свои подарки на дереве перед входом в хлев. В память об этом событии мы и наряжаем елку к Рождеству!»

Все понятно и логично. Только имя третьего волхва я забыла и решила уточнить в Интернете. Во время поисков я выяснила, что елка не имеет никакого отношения к празднику Рождества.

Оказывается, к моменту прихода волхвов, количество которых неизвестно, младенцу Иисусу было около двух лет: они пришли издалека, с Востока, неизвестно, сколько времени потратили на дорогу. По крайней мере Ирод, после разговора с ними, приказал убить всех младенцев в возрасте от двух лет и ниже! Значит, у родителей Иисуса не было причин не пускать волхвов к ребенку и развешивать подарки на деревьях не было нужды!

А как же елочка? Почему мы ее украшаем на Новый год и Рождество?

Обычай украшать деревья был у многих народов в древности. Даже в наше время он существует: в 1994 году мне один осетин показывал «дерево рода», под которым раз в году собираются все родственники, наряжают его, высказывают свои желания.

Родиной обычая наряжать рождественскую елку считают Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

Красивый обычай постепенно распространился по всей Европе благодаря бракам с немецкими принцессами. Женился английский король Георг III на немецкой принцессе – в 1760 году ёлочка появлась в Англии. Вскоре ёлку полюбили богатые люди из различных городов Европы и Нового света. Сначала её украшали яблоками, шишками, конфетами, потом - игрушками из папье-маше. Позже стали делать удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

В России первые ёлки стали устанавливать немцы в 40-е годы XIX века,
постоянно проживавшие в Санкт-Петербурге.

Получается, что наряжать елку – это красивый обычай, который вошел в МОДУ и стал ТРАДИЦИЕЙ!

С какой стороны не посмотри – к празднику Рождества елка не имеет никакого отношения!

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...