Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Типичная суфражистка. Это скандалистка или революционерка? Жизнь замечательных имен

Суфражистки. Иcтория в лицах

«Женское движение – это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находились место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, – для человеческого».
Джейн Эллен Харрисон

ХХ век ознаменовался крупными политическими потрясения и научно-техническим прогрессом. Всего за несколько десятилетий мы пересели с лошадей на автомобили, еще через 50 лет слетали на Луну, немногим позже – изобрели средство связи, помещающееся в карман. В этом современном, быстро меняющемся мире произошла еще одна перемена – женщина получила право выбирать.

В статье использованы постеры, изданные в Британии на рубеже 19 и 20 века в качестве пропаганды против женского движения и суфражизма из коллекции британского профессора по истории гендера Кэтрин Палчевски (Catherine H. Palczewski) и ее коллег.


«Дикая роза требует бережного обращения».

По следам суфражизма

Суфражистское движение возникло в Великобритании и США в конце XIX века благодаря женщинам из среднего и высшего классов, которые были неудовлетворены своим положением в обществе. Образованные и неотягощенные, благодаря своему надежному финансовому положению, семейными обязанностями, они желали утвердиться не только дома, но в и обществе.

Впервые слово «суфражистка» (от латинского suffragium – избирательное право) по отношению к гражданам, выступавшим за предоставление женщинам права голоса, было использовано в издевательской статье лондонской газеты Daily Mail журналиста Чарльза Хендса. Однако объектам насмешки Хендса так понравилось название, что они использовали его для своего движения. В качестве методов борьбы суфражистки использовали ненасильственные акции – организовывали уличные протесты, писали обращения в парламент, объявляли голодовки, но были и радикально настроенные группы, устраивавшие взрывы и небольшие диверсии.

«День выборов»

«Моя мама суфражистка»

«Меня никто не любит, потому что я вырасту суфражисткой»

Широко распространенным явлением в Великобритании был мужской суфражизм: прогрессивно настроенные философы, юристы и политики нередко поддерживали женщин в их борьбе за гендерное равноправие. Среди известных мужчин-суфражистов были философ Джон Стюарт Милль, политик сэр Чарльз Дилк, экономист Генри Фосетт, юрист Ричард Панкхерст и другие.

Требования суфражисток не ограничивались желанием участвовать в выборах. Они выступали за равную оплату труда и право на образование. Они хотели распоряжаться своим телом и иметь равные с мужьями права на своих детей. Суфражистки требовали права распоряжаться своим наследством или заработанными деньгами. Они также занимались образованием женщин, распространяя брошюры о женской гигиене и методах контрацепции, что было крайне важно для бедных слоев населения, которые не могли обеспечивать большую семью, но и не имели возможности контролировать рождаемость.

В гендерной борьбе суфражисткам приходилось преодолевать заблуждения общества, насмешки ближайшего окружения, религиозные предрассудки, но прежде всего им предстояло убедить самих женщин в необходимости борьбы за равенство. Одной из крупнейших фигур суфражистского движения была Эммелин Панкхерст.

Дело Панкхерст

Эммелин Панкхерст, в девичестве Гульден, родилась 15 июля 1858 года в пригороде Манчестера. Позднее, вопреки записям в метрической книге, она утверждала, что появилась на свет днем раньше – 14 июля, в день взятия Бастилии. Несколько поколений семьи Гульденов играли активную роль в политической жизни Британии. Мать Эммелин, София Джейн Крейн, была мэнкой (коренной жительницей острова Мэн, расположенного в Ирландском море) а в 1881 году этот регион был первым в Великобритании, предоставившим женщинам право голоса на национальных выборах.


Отец Эммелин, Роберт Гульден, родился в семье торговца. Мать Роберта была членом Лиги против хлебных законов (общества, выступающего против пошлин на хлеб и за свободную торговлю), отец участвовал в митинге за всеобщее избирательное право, вошедшем в историю как бойня при Петерлоо.

Гульдены воспитывали десятерых детей: пятерых мальчиков и столько же девочек, Эммелин была старшей среди сестер. София Джейн Крейн читала своим детям на ночь «Хижину дяди Тома» и с ранних лет приучала детей быть социально активными. Однако, несмотря на прогрессивные для своей эпохи взгляды, мистер и миссис Гульден считали, что их дочери не смогут составить конкуренцию в профессиональном плане своим братьям, и планировали завершить их образование замужеством.

В 1878 году 20-летняя Эммелин познакомилась с 43-летним адвокатом Ричардом Панкхерстом, проводившим кампанию за предоставление женщинам права голоса и свободу слова. Девушка предложила возлюбленному избежать формальностей и жить в гражданском браке, однако Панкхерст посчитал, что это лишит ее положения в обществе, поскольку незамужние женщины в Великобритании пользовались меньшими гражданскими правами. Они поженились 18 декабря 1879 года.

Первую половину 1880-х годов Эммелин с мужем жила у родителей, однако из-за того, что Ричард начал симпатизировать социализму и разошелся во мнениях с мистером Гульденом, семья Панкхерст переехала в Лондон. За первые десять лет брака Панкхерст родила пятерых детей – дочерей Кристабель, Сильвию и Аделу, а также мальчиков Фрэнка и Генри. В возрасте четырех лет старший сын Фрэнк умер от дифтерии, а в 1910 году от воспаления спинного мозга скончался и второй сын Панкхерстов.

И Эммелин, и ее муж Ричард считали, что она не должна довольствоваться ролью матери и жены, и мистер Панкхерст всячески способствовал продвижению жены на общественной арене. В 1889 году Эммелин Панкхерст вместе с группой единомышленников основала Лигу за избирательные права женщин, которая выступала за предоставление всеобщего избирательного права и установление гендерного равноправия, в то время как другие, более уступчивые организации считали достаточным предоставление права голоса незамужним женщинам и вдовам.

«Как обращаться с суфражисткой»

«Эволюция суфражиски — от милой девочки до старой девы»

«Самый простой способ для суфражистки получить право голоса»

Тем временем политическая и адвокатская карьера Ричарда Панкхерста потерпела крах. Его взгляды – борьба за предоставление женщинам право голоса, бесплатное образование, независимость Индии и Ирландии, свободу слова – снискали ему дурную славу и отталкивали от него немногочисленных клиентов. В 1886 году он потерпел поражение на выборах в парламент и, чтобы содержать семью, открыл небольшой магазин тканей «Эмерсон и компания». Впрочем, бизнес не приносил прибыли, и в 1893 году Панкхерсты вынуждены были вернуться в Манчестер. Спустя пять лет Ричард Панкхерст внезапно скончался от язвы желудка. Эммелин узнала о смерти мужа из газетного некролога, когда возвращалась из Швейцарии, где гостила у своей подруги. Арендовав небольшой домик, куда она переселилась с детьми, Панкхерст устроилась на постоянную работу, чтобы погасить долги семьи.

В 1903 году Панкхерст основала Женский социально-политический союз (WSPU). WSPU была первой действительно заметной политической силой, требовавшей для женщин равные права с мужчинами. За годы правозащитной деятельности Эммелин Панкхерст убедилась, что мирными акциями протеста нельзя добиться нужных результатов: ни один из соответствующих законопроектов (а их было не меньше трех) в 1870-1890-х годах не был принят парламентом. Добиться своих требований WSPU планировала с помощью довольно агрессивных методов борьбы: на митингах участницы организации нередко дрались с полицейскими, расписывали стены государственных учреждений цитатами из Билля о правах, устраивали голодовки в тюрьмах и поджоги в общественных местах. Вскоре известность Панкхерст стала такой широкой, а ее аресты настолько частыми, что она совершала побег сразу же после очередного выступления, прибегая к переодеваниям и защите специально обученного отряда женщин. После очередного ареста Панкхерст заявила на суде: «Мы не хотим быть нарушителями законов, мы хотим быть их создателями». Агрессивный характер акций WSPU в конце концов привел к расколу в рядах его сторонников, и мирно настроенные суфражистки начали формировать собственные правозащитные организации.

«Маскулинная женщина — мода суфражисток»

«Суфражистка в полной комплектации»

С 1907 года Эммелин Панкхерст начала путешествовать по всей стране с публичными лекциями, нигде подолгу не задерживаясь. Ее выступления привлекали все больше слушателей. Так, например, на митинге за гражданские права в Гайд-парке в центре Лондона послушать Панкхерст собралось около полумиллиона человек.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, члены WSPU прекратили агрессивные акции протеста до тех пор, пока не прекратятся военные действия. Панкхерст направила свои силы на то, чтобы агитировать мужчин идти на фронт, а женщин – обеспечивать тыл. Чтобы вдохновить женщин своим примером, Панкхерст удочерила четырех девочек-сирот, чьи отцы погибли на фронте. В июле 1917 года она также побывала в России, где встречалась с Александром Керенским, который в июле – октябре занимал должность министра-председателя временного правительства, и выступила с призывом не соглашаться на мирный договор с Германией, а поддержать Великобританию в войне. Вернувшись в Англию, она предупреждала соотечественников, что коммунизм в России несет серьезную угрозу демократии.

В 1918 году деятельность Эммелин Панкхерст стали приносить свои плоды. Актом о народном представительстве женщины, достигшие 30 лет, получали право голосовать. Через десять лет, Актом от 1928 года, возрастная планка была снижена до 21 года.

Эммелин Панкхерст скончалась 14 июня 1928 года. Несмотря на многочисленные разногласия между WSPU и другими суфражистскими организациями, на ее похороны собрались несколько тысяч людей, облаченных во флаги WSPU. Премьер-министр Великобритании Стэнли Болдуин, оценивая позднее деятельность Панкхерст, ставил ее в один ряд с Жан-Жаком Руссо и Мартином Лютером Кингом, так же много сделавших для социальных преобразований в обществе, как и Эммелин Панкхерст.



«Принудительное кормление голодающей суфражистки»


Древо Панкхерст

Среди пятерых детей Панкхерст выжили только девочки, и три дочери вольнолюбивой суфражистки Эммелен Панкхерст продолжили семейное дело.

На фото: Emmeline, Christabel and Sylvia Pankhurst

Старшая, Кристабель (1880-1958), училась в Манчестерском университете и получила степень в области юриспруденции, но не смогла практиковать право из-за своего пола. В 1903 году она стала одной из соучредителей WSPU. В годы Первой мировой войны Кристабель разделяла позицию матери в отношении суфражистского движения и агитировала женщин на время оставить борьбу за равноправие, чтобы помогать мужчинам, отправившимся на войну. Она также участвовала в парламентских выборах 1918 года, но потерпела поражение. В 1921 Кристабель Панкхерст переехала в США, где увлеклась религией и приняла адвентизм.

Средняя дочь Эммелин Сильвия (1882-1960) начинала свою политическую деятельность вместе с сестрой и матерью в WSPU, но вскоре вышла из организации, протестуя против агрессивных (в частности, серии поджогов) действий своих единомышленников. В 1914 году она основала левую Восточно-Лондонскую федерацию суфражисток (ELFS), в дальнейшем несколько раз менявшую свое название. В 1930-х годах, после нападения фашистской Италии на Эфиопию, Сильвия стала пропагандировать антифашистские и антиколониальные взгляды, изучала культуру и искусство Эфиопии, собирала пожертвования для страны, а в 1956 году переехала в Аддис-Абебу, где основала журнал «Эфиопский обозреватель». В 1955 году была опубликована ее книга «Эфиопия. История Культуры».

Младшая дочь Эммелин Адела Панкхерст (1885-1961) с юных лет была членом суфражистского движения, но в 1914 году эмигрировала в Австралию. В годы Первой мировой войны вместе с австралийской суфражисткой Видой Гольдштейн она организовала Женскую армию мира. Адела отстаивала пацифистские взгляды, опубликовала книгу памфлетов «Опустите меч», некоторое время состояла в австралийской коммунистической партии, но уже в 1927 году основала антикоммунистическую Австралийскую женскую гильдию. В 1939 году она посетила Японию и была арестована за пропаганду мира. После смерти мужа в 1943 году ушла из политики.

«Моя жена присоединилась к суфражизму»

«Суфражистская Мадонна»

«Не мужская работа»

«В эпоху перемен»

«Когда в жизни все полосы черные»

Портреты суфражисток

Олимпия де Гуж

Французская писательница Олимпия де Гуж (1748-1793) еще в 1791 году опубликовала книгу «Декларации прав женщины и гражданки», призывая к равноправию мужчин и женщин.



Эстер Хобарт Моррис

По легенде, первая женщина-судья в США Эстер Хобарт Моррис (1814-1902) в период выборов представителя в территориальное законодательное собрание, пригласила на чаепитие двух кандидатов-соперников. Она взяла с каждого обещание, что если он выиграет, то предложит законодательному собранию ввести женское избирательное право. Победитель сдержал обещание.

Элизабет Блакуэлл

Элизабет Блакуэлл (1821-1910), первая женщина, получившая высшее медицинское образование в США, долго шла к своей цели. После получения степени ее не принимали на работу ни в одну больницу, пока она не согласилась на должность простой акушерки. В 1851 году она открыла свою практику в Нью-Йорке, а в 1874 году в Лондоне основала медицинскую школу для женщин.



Виктория Вудхулл

Американская суфражистка Виктория Вудхулл (1838-1927) отстаивала концепцию «свободной любви», то есть выступала за свободу для женщин вступать в брак, разводиться и рожать детей без вмешательства государства.

Кейт Шеппард

Новозеландская суфражистка Кейт Шеппард (1847-1934) в 1887 году способствовала изданию первого законопроекта по избирательным правам женщин. Кампания, организованная ею, в значительной степени повлияла на суфражисток других стран. Она изображена на 10-долларовой купюре Новой Зеландии.



Анни Безант

После того как муж отобрал у английской феминистки Анни Безант (1847-1933) первые деньги, заработанные литературным трудом, она вместе с детьми ушла от него, решив обеспечивать себя самостоятельно. Впоследствии суд отказал Безант в опеке над детьми и публично осудил ее «аморальное» поведение, но от своих взглядов Безант не отказалась и продолжала отстаивать право женщин распоряжаться собой и своим имуществом.

Констанция Маркевич

Ирландская суфражистка Констанция Маркевич (1868-1927) в декабре 1918 года стала первой женщиной, избранной в нижнюю палату британского парламента. Она также стала одной из первых женщин в истории, занявших в правительстве пост министра (была министром труда в Ирландской республике в 1919-1922).

Вряд ли кто из мужчин любит феминисток. Хоть и сказано в писании «Возлюби врага своего». И действительно, истошная борьба современных феминисток заставляет считать, что в мужчинах эти дамы видят врагов, с каковым врагом они сражаются самоотверженно. Хотя, думается, борьба эта напрасна. Милое различие между мужчиной и женщиной нынешним феминисткам не уничтожить.

Различие это не только милое, но и малое. В большинстве современных стран мира различие в анатомии и физиологии мужского и женского организма – последний камешек, оставшийся от некогда могучих стен, деливших весь мир на мужскую и женскую половину.

Стен, заметим, не природных, но социальных. Они были возведены давным-давно, когда мир за пределами семьи / племени был враждебным, и залог всеобщего выживания виделся в одном – окружить наиболее ценных и слабых, женщин и детей, защитой из тел сильных, агрессивных и злобных мужчин. И так было везде: женщина хозяйничает внутри, дома, мужчина представительствует снаружи, на улице, в городе, в стране.

В принципе, такое разделение на мужской и женский мир было вполне естественным. Рожать могла только женщина. Мужское же видимое превосходство и немалые социальные преимущества оплачивались тем, что мужчины были своеобразным расходным материалом. До 40 лет не многие из них доживали. Многие не доживали даже до периода репродукции, умирали, не дав потомства, и их гены исчезали из генофонда навсегда.

Но времена меняются, и человечество меняется вместе с ними. Уже в 18-м веке стало очевидно, что женщинам тесновато на «женской половине». Особенно в слабо населенной Европе, где женщины то и дело выходили на политическую сцену. За примерами далеко ходить не надо: Жанна д’Арк. Да и правительниц женского пола в истории всех стран Европы было достаточно, от Англии, до Италии и России.

Ту французскую революцию, которую принято называть Великой, и от которой отсчитывают период, называемый «новой историей», в немалой степени заварили женщины. И не только заварили, но и продолжали в ней участвовать. Иной раз с серьезным ущербом для себя. Олимпия де Гуж (1748 -1793) которая представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие женщин, закончила жизнь на эшафоте, успев сказать красивые слова «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». Теруань де Мерикур (1762 - 1817) участвовала во взятии Бастилии, была хозяйкой революционного салона и предводительствовала отрядами революционных женщин в Париже. Таких отрядов в городе было много. Однажды Теруань окружили «идеологические противницы» и, раздев донага, жестоко избили. Могли бы и убить. Дамы, воспламененные революционными идеями – страшная толпа. От всего происшедшего бедняга Теруань лишилась разума. Последние 24 года своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. За это время в положении французских женщин произошли изменения к худшему. В 1795 году им запретили появляться в общественных местах, а также на любого рода политических собраниях. В 1804 году появился указ императора Наполеона, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у мужчины: отца или мужа. Все равно, как в эпическом указе ПетраI: «Курица – не птица, женщина – не человек»

Революция закончилась, но движение женщин за свои права продолжалось. Лозунг этого движения был достаточно прост: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Женщины требовали равноправия в браке, в правах собственности, в получении образования, в свободном выборе профессий. Требовали они и предоставления женщинам избирательного права. По-французски «избирательное право» - «suffrage». Поэтому женщины-участницы движения за предоставления женщинам избирательных прав стали называться «суфражистками».

Суфражизм возник в конце 19-го века в основном в Великобритании и в США. В этих странах была на тот момент самая развитая судебная система, и человек был наиболее защищен юридически. Как следствие, даже не самые образованные члены общества разделяли чувство социальной справедливости и всеобщего равенства перед законом. А там, где равные обязанности, там должны быть и равные права. Не так ли?

Поэтому, хотя суфражистки принадлежали к образованным и небедным кругам, свою борьбу они вели за равноправие всех женщин, в том числе, бедных и неграмотных.

Одной из идеологических основ суфражизма считается работа английского либерального философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин», опубликованная в 1869 году. В этой работе, прогремевшей в свое время по всей Европе, он отметил: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна».

Как уже было сказано, в Европе представительницы прекрасного пола абсолютно бесправными не были никогда. Они вмешивались в политические дела, даже не будучи наделенными какими-либо правами на государственном уровне. Влияние на правителей и на политиков – да еще какое! – оказывалось через спальни и через светские салоны. Но все же роль метрессы и роль официального политика – разные роли. Как тут не согласиться?

В своей борьбе суфражистки были активны, как всегда активны бывают женщины, если хотят добиться своего. Они применяли в основном ненасильственные методы гражданского неповиновения: выходили на демонстрации и выставляли пикеты с плакатами. Были в ходу и более решительные действия. Дамы садились на трамвайные или железнодорожные рельсы, приковывали себя к оградам или воротам. Но суфражистки не стеснялись радикальных методов в своей борьбе. Ведь радикализм в конце 19-го века был в моде. Разгневанные женщины иногда разбивали витрины магазинов или устраивали нападения на полицейских, забивая их с помощью подручных средств, главным образом, зонтов. Это только кажется смешным. Но мало кто бы из мужчин захотел оказаться в окружении возбужденных и кричащих дам, вооруженных колющими орудиями (а зонтик – оружие колющее). А если учесть, что британские полицейские оружия не имели, им можно было бы только посочувствовать.

Да что там полицейские! Сам сэр Уинстон Черчилль вынужден был завести телохранителей, когда узнал, что суфражистки собираются похитить его сына. Вообще он был невозмутим, ироничен, любил хороший коньяк и сигары. Всем этим сэр Уинстон вызывал у многих суфражисток приступы бешенства. Когда одна из таких «змеек» публично обозвала его «бездушным пьяным мужланом», он, не долго думая, ответил: «Я-то пьян, но завтра протрезвею. А у вас ноги кривые, и всегда такими останутся» В самом деле, скотина! О чем вскоре его известила суфражистка Тереза Гарнет. В Бристоле она ударила Черчилля зонтом и закричала: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!». Между прочим, в те годы женские зонтики были достаточно тяжелы.

Да что там Черчилль, будь он хоть трижды Первый Лорд Адмиралтейства (то есть, по-нашему говоря, военно-морской министр Британской империи)! Суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон 4 июня 1913 года бросилась под ноги королевского коня на скачках в Дерби. Но лошадь – совсем не галантный сэр Уинстон Черчилль. Эмили была тяжело ранена ударами копыт и в результате скончалась. Она стала мученицей и героиней суфражистского движения. Впрочем, борьбе за равные права этот подвиг принес больше вреда, чем пользы. Многие мужчины в Англии заявили: «Да эти суфражистки – все психически ненормальные! И таким давать право голосования?!»

Надо сказать, что примерно эту же мысль развивает Л.Н.Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина». Не многие знают, что роман этот был написан против суфражистского движения (или, как его чаще называли в тогдашней России, против «эмансипации») Перечитайте роман, и увидите, что для Л.Н.Толстого Анна – отрицательный персонаж. «Дура-баба, не знает, чего хочет!» Кажется, суровый граф не раз повторял эту фразу в процессе написания романа.

Так что суфражизм внес свой вклад и в мировую литературу. И не столько романами Жорж Санд. Которую, как известно, звали Амандина Аврора Люсиль Дюпен, и которая была одной из первых суфражисток в Европе, еще до появления этого слова в лексиконе политиков и общественных деятелей.

Так или иначе, но активная борьба женщин за свои гражданские права начала давать результаты уже в 19-м веке. Первыми, в 1893 году, получили избирательное право женщины в Новой Зеландии. Следом за ними, в 1902 году этого же добились и женщины в Австралии. После окончания Первой мировой войны в британском Парламенте был принят закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет. А в 1928 году в Великобритании было установлено полное равноправие для женщин. В России, женщины были уравнены в правах с мужчинами после Февральской революции 1917 года.

Которую, кстати, никто не предвидел. А началась эта никем не ожиданная революция с протестов петроградских женщин, которым невозможно стало кормить свои голодные семьи.

Технологии «гражданского неповиновения» отрабатывались в начале ХХ века на «движение «за права жещин»», которое изначально имело характер «семейного предприятия» и было создано мужчинами-политиками, мечтавшими попасть в парламент. При этом курируемое уидо-масонскими кланами либеральное движение «суфражисток», очевидно пораженных вирусом коллективного психоза, первыми устроили «хрустальную ночь» лондонским ювелирам, не тронув при этом магазины «избранных»

"Декларация прав женщины и гражданки", составленная Оливией де Гуж после "Великой" Французской масонской революции, 1791 г.


Мы помним, что специфичный «праздник 8 марта» имеет сомнительное происхождение. «Парадная версия» говорит, что в этот день в 1857 году работницы фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке провели демонстрацию против условий труда и низкой заработной платы. Менее отлакированная версия говорит о протестах нью-йоркских «жриц любви». Но привязка к датам имеет и другой характер.

Известно, что социалистическое течение в ХIХ- нач. XX вв. поддерживал Ротшильд (и не только), поскольку считал его еврейским . «Женский день» был установлен на 2-й Международной конференции социалисток в 1910 году в Копенгагене. Предложение внесла Клара Цеткин : «Я тогда имела определенное намерение создать день революционной мобилизации широких женских масс …». Первые годы Женский день отмечался в различных числах марта, и лишь с 1914 года за ним закрепилась дата 8 марта.

Пурим - еврейское название (мн. число от слова пур, жребий) - . «Празднуется» два дня: 14-го и 15-го месяца Адара (Есф. 9:17-18). В 1909 году, накануне 2-й Конференции социалисток, 15 Адара пришлось на 8 марта. В 1911-13 г.г. в датах Женского дня не было единообразия; но в 1914 г. 8 марта впервые широко отмечалось по всей Европе. Это был выходной день, ближайший перед Пуримом.

При этом Клара Цеткин и Роза Люксембург , бывшими по ряду источникам любовницами, вложили в «праздник» и смысл борьбы «с ненавистной семьёй, в рабство которой женщин загоняют ненавистные мужчины».

Отметим, что все «праздники», возникшие в ходе «революционных движений», включая «движение феминизма», носят негативный характер. Это же утверждение относится к ныне забытому экстремисткому политическому движению «суфражисток». Оно интересует нас потому, что именно на нем отрабатывались технологии гражданского неповиновения и пропагандистские штампы.

В сегодняшней России потомки «пламенных феминисток» .

Суфражистки (суфражетки) , - от фр. suffrage — избирательное право - участницы фемистского движения за предоставление женщинам избирательных прав и дополнительных возможностей в политической и экономической жизни. Движение получило распространение в конце XIX - начале XX веков, преимущественно в Великобритании и США.

Справедливости ради, надо сказать, что женщины никогда не были абсолютно «бесправными». Светские дамы организовывали салоны и вмешивались в дела политики, оказывая влияние на своих друзей. Знаменитые метрессы – явное подтверждение тому, насколько влиятельны иногда были женщины, даже если официально, на государственном уровне, они были лишены каких-либо прав. Но в данном случае, в дам преимущественно «полусвета» слово вселился бес. Во всяком случае, происходящее сложно было назвать иначе, чем распространением вируса коллективного психоза.

Борьба пошла за открытую возможность принятия участия в разработке государственных законов и участия в выборах. Сообщество суфражистов в первую очередь следовали идее уравнять политические права мужчин и женщин по выбору власти. И заинтересованы в этом были те политические силы, которые, оседлав «женскую волну», могли на ней войти в эту власть. Неудивительно, что «на родине суфражизма» в Британии был наиболее развит «мужской суфражизм», когда именно мужчины создавали специальные организации в поддержку избирательных прав женщин. Более того, можно сказать, что суфражизм возник во многом благодаря мужской инициативе. Именно мужчины стояли у истоков практически всех первых суфражистских организаций. Большинство первых суфражистов принадлежали к радикальному крылу либеральной партии, продвигавшей доктрину «утилитаризма» от двух либеральных идеологов - Иеремии Бентама и Дж. С. Милля .

И. Бентам, помимо отмены рабства, отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, выступал за отделение церкви от государства, права на развод, отмены наказания для гомосексуалистов и за права животных. При этом его идеи естественно вызывали самые резкие оценки. Даже К.Маркс именовал его «…гением буржуазной глупости » (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2 изд. - Т. 23 - С. 624, прим.). Философ и экономист Дж. Милль – в подростковом возрасте раздумывал покончить собой. Во взрослом возрасте развивал «экономическое лже-учение» Д. Риккардо , бывшего биржевым партнером Ротшильдов . В конце жизни Милль освободился от влияния Бентама, потеряв прежнюю уверенность во всемогуществе «рассудочного элемента в частной и общественной жизни», стал более ценить чувства, но определенного нового миросозерцания не выработал.

Между тем, в исполкоме первой суфражистской организации в 60-х - 70-х гг. ХIХ века было от 30% до 50% мужчин. Бессменным членом исполкома общества долгие годы был адвокат Ричард Панкхёрст , принадлежавший к радикальному крылу либералов. Отметим, что практически все «мужские суфражисты» были политиками, рассчитывающие попасть в парламент.

Шокирующая женщина для начала ХХ века. Под короткой юбкой надеты брюки. На сумочке написано «голоса» и «женское избирательное право». Она говорит представителю консервативной партии (тори) – «загляните за дверь суфражизма, и вы увидите столько голосов, сколько не видели никогда ранее»


Не случайно, что суфражисткое движение получило характер «семейных предприятий». Так девица Эммелин Гоульден (15 июля 1858 – 14 июня 1928), выйдя за уже престарелого Панкхёрста, стала «лидером британских суфражисток».

Эммелин родилась и выросла в Манчестере. Семья Гоульденов принадлежала к «политически активной части общества», поэтому с суфражистским движением Эммелин познакомилась уже в восьмилетнем возрасте. В браке с Панхёрстом родила пятерых детей.

Под руководством мужа в 1889 г. основала Women"s Franchise League (Лигу за право голос женщин), поставив целью добиться права голоса женщинам в Британии. После смерти мужа стала одной из основательниц Женского социально- политического союза (ЖСПС/ Women"s Social and Political Union,WSPU). Именно его члены впервые стали назваться «суфражистками».

1913 г. Эмелина Панкхерст(15 июля 1858 – 14 июня 1928) - лидер британских суфражисток.



СУФРАЖИСТКИ

Поскольку речь шла изначально о политических правах, лозунгом движения феминисток на долгое время стала фраза: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов ».

1 января 1910 г. (место съёмки не указано, вероятно США). Суфражистка клеит плакат. На нём можно прочитать - "Голоса для женщин"

Суфражистки начали эпатировать общество – они не только устраивали демонстрации и стояли на улицах с плакатами, но отказывались платить налоги, садились на рельсы трамваев или приковывали себя к воротам.

Первый грандиозный скандал с ЖСПС участием произошел в 1905 году, когда дочь Эммелин - Кристабель Панкхёрст с подельницей, растолкав охрану, кинулись с требованием о предоставлении им права голоса к Уинстону Черчиллю и Эдварду Грею , а те в ответ удивленно переглянулись и промолчали. Тогда суфражистки стали выкрикивать в адрес политиков угрозы (вспомним дюссельдорфское «Путин уходи!» ). В итоге Панкхёрст и Кини арестовали за хулиганское поведение и нападение на полицейских и посадили в тюрьму.

В 1911 году в Великобритании проводилась перепись населения. В знак бойкота суфражистки покинули на одну ночь свои дома и устроили пикник. Лозунгом мероприятия было – «If women don"t count, neither shall they be counted» (если женщины не принимаются в расчёт, то их не надо считать)

1910 г. - требования все то же - право голоса на выборах

Суфражистки ответили «ударом на удар». За то, что англиканская церковь осуждала их, они поджигали церкви. Разрушили и разграбили магазины на Оксфорд-Стрит, выбив там все витрины и двери (об этом расскажем ниже). Разобрали мостовую и приковали себя цепями к Букингемскому дворцу, когда королевская семья высказалась с осуждением их движения. В ходе одной из акций активистки погрузились в лодки и плавали по Темзе, выкрикивая непристойности в адрес правительства и парламента.

Прыгай на нем, он только вонючий мужик!


Всю первую декаду XX века деятельность суфражисток практически не сходила со страниц скандальной хроники. На шедших на работу политикой совершались нападения, их дома забрасывали самодельными бомбами. На маршах они от души лупили британских бобби своими довольно массивными зонтиками. Лозунг у суфражисток был такой: «Если политики нас не слышат, удар надо наносить по тому, что эти господа особенно ценят ». Поэтому, помимо нанесения побоев по чувствительным местам полицейских, суфражистки уродовали площадки для гольфа и разбивали винные погреба.

Активная участница выступлений суфражисток, владеющая Джиу-дждитсу

Особую ненависть суфражисток вызвал тот же Черчилль, который, после того, как одна из суфражисток обозвала его пьяным бездушным мужланом, ответил; «Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся ». В результате на Черчилля напал «суфражист с хлыстом». Затем в Бристоле некая Тереза Гарнет ударила Черчилля палкой со словами: «Грязная скотина, английская женщина заслуживает уважения! ». Про забрасывание Черчилля камнями, кусками угля можно уже и не говорить. И хотя он отнюдь не был трусом, телохранителей все же завел, поскольку полиции стало известно, что «активистки равноправия» собираются похитить его ребенка.

Демонстрация суфражисток в Лондоне в марте 1910 г. Плакат гласит - "От тюрьмы - к гражданству". Каждая из стрел, которые несут суфражистки (всего их на демонстрации было 617) означает осуждение существующих порядков

Не случайно, что Эммелин Панкхёрст вместе со своими дочерьми неоднократно оказывались в тюрьме. Но находясь в изоляции от недели до месяца, они объявляли голодовку, требуя улучшения условий содержания осуждённых. При этом для отказывающихся принимать пищу суфражисток, помимо «пыток в виде насильственного кормления » (привет тов. Сахарову ), был разработан специальный закон «Кошки-мышки» - заключавшийся во временном освобождении фанатичных дамочек из-под стражи по состоянию здоровья. Забавно, что при этом сами суфражистки ругали "либералов"

Британский министр обороны (с 1905 по 1912 г.) Ричард Халден . Подпись – «Ах, если бы у меня были мужчины, которые также могли бы идти вперёд!»

Антагонизм между правительством и ЖСПС только обострился с приходом к руководству организацией старшей дочери Панкхёрст Кристабель. Совершение поджогов и взрывов, что привело к общему осуждению семьи Панкхёрстов со стороны более умеренных организаций и двух младших дочерей Панкхёрст - Адели и Сильвии . Разлад в семейных отношениях так никогда уже и не был улажен.

ТЕРРОР и ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ (Листая газеты 1911 - 1913 г.г.)

ЛОНДОН , 10 ноября 1911 года . В "Caxtenhall" суфражистки произвели демонстрацию в следствие того, что новый законопроект об избирательном праве не распространяет избирательных прав на женщин.
Демонстрантки пытались пройти на площадь парламента, но были задержаны полицией. Суфражистки камнями разбили стекла в правительственных зданиях, банках, магазинах на Стреэнде и ресторанах.
Происходили сцены дикого беспорядка.
Произведено 220 арестов.

ЛОНДОН , 20, II - 4, III. Суфражистки выбили окна в доме председателя палаты лордов и во множестве магазинов. Полиция советует торговцам принять меры к защите от таких нападений.
Одна суфражистка пыталась поджечь главный почтамт. Она арестована.
Общественное мнение крайне раздражено всеми этими инцидентами. В парламентских кругах полагают, что вопрос об избирательном праве женщин в эту сессию провалится.

(ХРУСТАЛЬНАЯ НОЧЬ) БУЙСТВО СУФРАЖИСТОК В ЛОНДОНЕ . Воспользовавшись тревожными днями, которые переживает Лондон, вследствие забастовки углекопов, английские суфражистки устроили очень буйную демонстрацию «против мужчин, не дающих избирательных прав женщинам».
Запасшись молотками и небольшими топорами, отряды боевых суфражисток выбили стекла в здании палаты лордов, в квартире министра финансов Ллойд-Джорджа и во многих богатых магазинах на главных улицах столицы.
Правительство строго расправилось с скандалистками. Многие из них были арестованы и посажены в тюрьмы. А судьи приговорили виновных в погроме магазинов к весьма строгим наказаниям.
Однако суфражистки не унимаются. Пренебрегая строгими наказаниями, они продолжают разбивать стекла в окнах магазинов и общественных зданий, пользуясь тем, что орудия разрушения молотки, можно легко прятать в муфтах.
Боясь, чтобы суфражистки не учинили разгрома статуй, картин, редкой посуды и массы других ценных предметов искусства, хранящихся в британском музее, правительство Англии прекратило доступ публики в это знаменитое музейное хранилище шедевров и редкостей искусства.
27 февраля 1912 года

Арест Эммелины Панкхерст

Вот что 7 марта 1912 года писала газета «Россия» об акции суфражисток в Лондоне :

«Сообщаем подробности необычайного выступления лондонских суфражисток за свои права, сопровождавшегося битьем стекол в магазинах и частных квартирах. План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведен поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация.
Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стекла на Риджент–стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли–стрит, Геймаркете, Кокспур–стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами. Нанесенный ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг–стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стеклами и остановились у резиденции лорда Асквита.
Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стекла. Таковых было разбито четыре - по два с каждой стороны подъезда. Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхерст. Когда ее проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон. Ее товаркой выбить два окна в ведомстве местного управления. Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению.

"Хрустальная ночь", Берлин, 1938


Молотки и камни были спрятаны в муфтах. Одна из женщин заявила, что намеревалась выбить стекла во всех ювелирных магазинах от Пикадилли–соркоса до Оксфорд–соркоса. Многие из ювелиров действительно пострадали. Около семи вечера были арестованы до 60 женщин и препровождены в полицейские участки. Особенно большие убытки нанесены на Оксфорд–стрит и Бонд–стрит. На первой из улиц ущерб определен в 10 тысяч рублей. Там, где не было железных завес, пришлось на ночь баррикадировать окна. На Бонд–стрит лишь немногие магазины остались нетронутыми; между прочим, на этой улице разбито огромное стекло цветочного магазина».
Бригада, действовавшая на Пикадилли, Бонд–стрит, Риджент–стрит и по соседству, состояла более чем из сотни прекрасных половин.

Интересно, кто оказался тем «избранным», у кого суфражистки не тронули ювелирные магазины?

Отметим, что по прошествию 25 лет эта акция фактически вдохновила на Но, заламывая руки о скарбе еврейских торговцев в Германии, о самих родоначальниках идеи «хрустальной ночи» либералы предпочитают молчать.

СУД НАД СУФРАЖИСТКАМИ. Общественное мнение заставило судей Лондона изменить снисходительное отношение к «истеричным женщинам» на суровое применение к ним всей строгости законов, карающих за составление шайки для порчи чужой собственности.

Ныне судьи приговаривают арестованных суфражисток к тюремному заключению.
Любопытно, что среди подсудимых, по одному процессу суфражисток был один мужчина, мистер Пезик-Лоранс, который устраивал буйства вместе с своею женой и с приятельницами г-же. Панкгорст и г-жею Тьюк.
На фото: суфражистки на скамье подсудимых (слева направо): г-жа Тьюк , г-жа Панкгорст , г-жа Пезик-Лоранс и ее муж-суфражист.
28 февраля 1912 года

СУФРАЖИСТКА ОСКОРБИЛА КОРОЛЯ И КОРОЛЕВУ . В Англии. 13 июня, был «день королевы Александры», вдовы короля Эдуарда VII, в честь 50-летия ее пребывания в Англии. Жены министров и знатные дамы продавали «цветок розы» на улицах Лондона в пользу больничного фонда королевы. Население восторженно приветствовало королеву, объезжавшую в открытом экипаже главные улицы.
Этот торжественный день суфражистки избрали для нового скандала.
В Кардифе (Уэльс), во время посещения местного собора королем Георгом V и королевою Мэри, через ограду церковного двора перескочила прилично одетая суфражистка и, прорвав полицейский кордон, с ругательствами бросилась на министра Мак-Кенна, сопровождавшего королевскую чету.
- Вы тут развлекаетесь путешествиями, а суфражистки в тюрьмах умирают голодною смертью, - кричала скандалистка: - Королева, освободи заключенных поборниц избирательная права...
Королева Мэри и даже король были сильно напуганы скандалом.
Полиция арестовала суфражистку, хотя последняя отчаянно сопротивлялась, осыпая всех бранью.
Собралась громадная толпа, которая чуть не расправилась со скандалисткой судом Линча .
16 июня 1912 года

2 суфражистки приговорены к 5-ти-летним каторжным работам за попытку поджога королевского театра в Дублине.
27 июля 1912 года

Близ Лондона в Поттерсбаре ночью суфражистками перерезано 14 телеграфных проводов.
24 августа 1912 года

Карикатура 1875 г. против суфражизма – «Женское избирательное право - мужское страдание» – «Вряд ли для женщин, которые и так не закрывают рот, необходимо давать права голоса по общественным вопросам»

ПРОНИКНОВЕНИЕ СУФРАЖИСТОК ВО ДВОРЕЦ КОРОЛЯ. Суфражистки не только нападают на министров, но не оставляют в покое и короля. На днях они обманули бдительность стражи, охранявшей дворец Бальмораля, где проживает теперь Георг V, проникли в парк и расклеили на деревьях свои прокламации. Затем они незамеченными направились на площадку для игры в гольф и воздвигли там знамена с надписями: «Пусть министры перестанут насильственно кормить в тюрьме суфражисток!» «Право голоса женщин принесет покой министрам!»
Наконец, придя к фонтану, они сделали надпись: «Только одни министры ответственны за эти манифестации».
30 августа 1912 года

ЛОНДОН. Опасность со стороны суфражисток принимает большие размеры, вследствие угроз убить членов кабинета, если они не исполнят желания женщин. министров охраняет тайная полиция. Автомобиль Асквита сопровождается двумя полицейскими автомобилями. Министры пользуются особенным туннелем под улицами.
09 января 1913 года


продолжение следует…

Сегодня странным кажется то, что совсем недавно отношение к женщинам как ко второму сорту было вполне приемлемым в цивилизованном обществе. Многие столетия женщины страдали от необходимости безоговорочно подчиняться мужчинам, которые совершенно не принимали во внимание потребности прекрасного пола. Поэтому вполне понятно, что подобные обстоятельства вызывали негодование, и в один прекрасный момент дамы отказались мириться с таким положением вещей и поднялись на борьбу.

Зарождение движения

Вторая половина прошлого века в Англии была ознаменована возникновением нового движения - суфражизма. Термин происходит от английского «suffrage», которое в переводе значит «избирательное право». Это именно то, за что боролись женщины, присоединившиеся к новому движению. Суфражистка - это женщина, которая стремилась получить права, аналогичные с мужскими. Как это обычно и происходит, некоторые участницы движения смотрели в разных направлениях, что привело к его расколам и борьбе противодействующих партий.

Движение суфражисток разделилось на два направления. Правые силы, включавшие представительниц двух новообразованных партий, настаивали на мирных способах проведения революции. Они занимались созданием брошюр, организовывали митинги, создавали петиции. Левоцентристские силы решили работать совершенно другими методами, которые были направлены против действующего правительства.

Начало демонстраций

Значение слова "суфражистка" подразумевает следование идеалам движения, однако далеко не все участницы ограничивались социальной позицией. Очень часто подобные демонстрации проходили под громкие крики, демократические лозунги и с постоянными скандалами. Во время своих протестов суфражистки занимались как травлей недругов, так и откровенным беспределом. Они били стекла домов, клеили провокационные плакаты и устраивали шумные парады.

Главные действующие лица

Одной из основательниц суфражизма по праву считается Эммелин Панкхерст. Она была образованной женщиной, которая получила образование в Париже и решила всю свою жизнь положить на борьбу за женское равноправие. Она считала, что все проблемы, возникающие в мире, существуют только потому, что власть полностью находится в руках мужчин, впрочем, так думала едва ли не каждая суфражистка. положения мужчин в обществе значительно повлияло как на саму Эммелин, так и на ее дочь Кристобаль, которая была полностью согласна с матерью.

Флора Дрюмонд - еще одна известная суфражистка. Это была довольно колоритная дама, которая во время выступлений надевала белый мундир с золотыми эполетами и форменную фуражку. На участие в подобных акциях ее спровоцировала ненависть к несправедливости по отношению к женщинам.

Агрессивная борьба

Движение суфражизма продолжало приобретать популярность и становиться более многочисленным. Страна продолжала сотрясаться от митингов, шествий и демонстраций. Особо активные участницы оказывались в тюрьме, где устраивали голодовки, чтобы привлечь к себе максимум внимания.

Результат

Работа движения не оставалась незамеченной. Уже в 1907 году был создан специальный комитет, нацеленный на защиту избирательного права для женщин, за которое боролась каждая суфражистка. Синоним активистки этого движения, который сегодня встречается довольно часто, - "феминистка". И те, и другие стремились урегулировать права мужчин и женщин в правительственных организациях, и одно движение стало логичным продолжением другого.

Суфражизму удалось добиться определенных успехов, частичное избирательное право для женщин появилось уже в 1918 году, а полное - в 1928. Но до сих пор многие знают, что суфражистка - это женщина, которая боролась за равноправие.

Начало XX века. Мод (Кэри Маллиган) с самого детства работает в прачечной и живет ничем не примечательной жизнью: муж, сын, тяжкий труд. Совершенно случайно она попадает в социально-политическое движение суфражисток, которые выступают за предоставление женщинам избирательных прав. Мод понимает, что ей тоже есть, что сказать, но за каждое слово и действие придется заплатить по букве закона.

Создателям фильмов необходимо быть очень осторожными, когда они берутся за экранизацию исторических событий. Пусть речь даже идет не о биографической истории реально существовавшего человека, а о вымышленном персонаже при помощи которого освещается некая важная веха в развитии общества. Грамотно расставить акценты в такой ситуации стоит многого, ведь подкованный зритель прекрасно знаком с фактами и знает, как все происходило на самом деле. Жизнь, как известно, редко бывает действительно черно-белой — в какой-то момент все-таки приходишь к выводу, что границы между противоположностями стираются: у каждого есть свои изъяны и свои чесноты. «Суфражистке» Сары Гаврон, однако, абсолютно не знакомо понятие компромисса — это пламенный манифест, где есть место только одной точке зрения.

Большинство мужчин здесь — жестокие деспоты, считающие своих жен и детей собственностью, а не живыми людьми, женщины, которые не спешат поддерживать суфражисток — трусихи и лохушки, безмолвные и дрожащие. Участницы движения, в свою очередь, отчаянно идеализированные героини без страха и упрека, в стремлении к благородной цели им прощается все — и вандализм, и теракты, несущие угрозу жизни. Впрочем, политические моменты Гаврон и сценаристку Эби Морган, как оказывается, и вовсе не слишком волнуют — им куда ближе трогательная история о нелегкой женской судьбе, в которой, однако, все тоже однозначно.

Кэрри Маллиган — артистка той внешности, которой не составляет труда выжать из публики слезу, и Гаврон пользуется этим с воодушевлением достойным лучшего применения. Тут вам и разрыв с мужем, и разлука с ребенком, и суровые будни за решеткой. Все — ради того, чтобы изменить общество, но, глядя на терзания Мод, возникает вопрос: а стоит ли это игра свеч? Для ключевых героинь «Суфражистки» ответ существует только один, они готовы пожертвовать всем, но не отступить. Излишне прямолинейно? Сценарий не допускает двойного дна, и это не добавляет фильму вистов, хотя, с другой стороны, это насквозь конъюнктурная картина — требуя от нее противоречий и более объемной драмы, стоит понимать, что таковы правила игры.

Тяжелая артиллерия в виде Мэрил Стрип присутствует в «Суфражистке» практически незримо — появляется на пару минут, чтобы произнести страстную речь с балкона и мчится прочь в карете. Маллиган, тем не менее, уже в состоянии сама держать фильм на плаву — доросла до необходимого ранга. Да и на группу поддержки в лице Хелены Бонэм Картер, Брендана Глисона и Бена Уишоу можно положиться, пусть последний и отбывает номер, запоминаясь разве что щегольскими усами. У Бонэм Картер и Глисона тоже бывали куда более яркие выходы, но породистые артисты чувствуют себя, как рыбы в воде, переносясь на сто лет назад — костюмчик, как говорится, сидит. Атмосфера эпохи тоже воссоздана великолепно — уж с этим британцев проблем никогда не возникало, радующим глаз антуражем могут похвастаться даже сериалы для телевидения, не говоря уже о фильмах, которые идут в большой прокат. Но все-таки в работе Гаврон главное — попытка начертить убедительный образ мученицы и призвать виновных к ответу, а с ней режиссер справляется не слишком уверенно. То есть, мучается Маллиган старательно, эффективно давит на сантименты, но все-таки хотелось бы более основательного подхода к причинам ее невзгод, а не достаточно поверхностной аксиомной констатации факта.

Поднимая важные вопросы, «Суфражистка» вынуждает зрителя либо слепо следовать пропагандистскому посылу либо самого искать ответы. В любом случае, Гаврон удается, не отступая от шаблонов, возможно даже невольно, спровоцировать у зрителя какую-никакую реакцию, предоставляя большое пространство для интерпретаций, аналогий и дискуссий. Известно ведь, что достаточно даже искры, чтобы вспыхнуло пламя.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...