Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Как загадать желание, чтобы оно исполнилось

Викторианские причёски Викторианские прически и аксессуары

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Элементы предметно пространственной среды государственных учреждений. Описание предметно-развивающей пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

    Конституция Российской̆ Федерации;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде­миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде ­миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

    Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

    Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

    Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03­-51-­46ин/14-­03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.

Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения 8 .

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.

Предметное содержание

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом)....

Организация пространства

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены 9 ....

Изменение

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей…

Обеспечение

Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования. Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.

Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. 10

В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективные показатели негативного влияния:

    сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

    провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

    чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

    формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

    снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

    тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

    культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

    Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

    физические риски,

    психологические риски,

    нравственные риски.

Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

Принцип соответствия

  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

    индивидуальным особенностям,

    специальным особенностям ребенка…

Ирина Петрюк
Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС

1 слайд :

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС »

Подготовила : воспитатель Петрюк И. М.

2 слайд :

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

3 слайд :

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС :

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей .

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды , представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития .

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда .

4 слайд :

РПП среда в младшем дошкольном возрасте :

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения .

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии , это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

5 слайд :

РПП среда в среднем дошкольном возрасте :

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами . Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

6 слайд :

РПП среда в старшем дошкольном возрасте :

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной , нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно- развивающая среда организуется так , чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры , технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

7 слайд :

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе :

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка . Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде . Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде . Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности :

Рабочая

Активная

Спокойная

8 слайд :

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

9 слайд :

Насыщенность среды предполагает :

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

10 слайд :

Полифункциональность материалов предполагает :

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители )

11 слайд :

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

12 слайд :

Вариативность среды предполагает :

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

13 слайд :

Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

14 слайд :

Безопасность среды :

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

15 слайд :

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

16 слайд :

Социально-коммуникативное развитие :

Центр ППД

Центр пожарной безопасности

Центр труда, уголок дежурств

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

17 слайд :

Познавательное развитие :

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

18 слайд :

Речевое развитие :

Центр речевого развития или уголок речи грамотности

Центр «Будем говорить правильно»

Центр «Здравствуй, книжка!»

Логопедический уголок

19 слайд :

Художественно-эстетическое развитие включает :

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»

Центр музыкально-театрализованной деятельности

20 слайд :

Физическое развитие :

Центр физического развития

Центр сохранения здоровья

Спортивный уголок «Будь здоров!»

21 слайд :

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда , в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!

Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учрежденииправильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.

Ирина Березина

В наше время большое внимание обращают на создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС. РППС в группе ориентирована на принципы содержательно-насыщенная, доступная, полифункциональная и трансфомируемая.

При размещении оборудования учитывалось пространство помещения, характер и стиль его оформления, индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) детей. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности. При построении РППС соблюдался принцип зонирования.

ЦЕНТР «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ»

Цель : Формирование потребности в ежедневной двигательной активности. В нём находятся : мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера,бубен, скакалки, кегли, кубики, флажки, «косички» ,кольцеброс,дидактический материал «Спорт» , ворота, для перекидывания мяча,мешочки с песком, «Дартц» , обручи, массажные дорожки и коврик, Флажки, по гремушки, ленты.

ЦЕНТР «НАША ЛАБОРАТОРИЯ»

Цель : создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента .

Стеллаж для пособий и оборудования, фартуки, нарукавники, бумажные полотенца, природный материал : песок, вода, глина, камешки. ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п. ,сыпучие продукты : желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, лупы,песочные часы, безмен. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля) . Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов. Календарь природы. Ведерки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.

ЦЕНТР «МЫ ИГРАЕМ»

Цель : Воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, умение договариваться, распределять роли , обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные и нравственные способности, учить играть группами , развивать речь .

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин» , "Авто", "Парикмахерская", "Больница", "Магазин", "Дом"




УГОЛОК "УЕДИНЕНИЯ"

Цель которого создать условия для отдыха , уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

ЦЕНТР «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

Задачи : Приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, правильно воспринимать содержание, сопереживать его героям. Обогащать представления детей о мире . Знакомить с произведениями и мудростью писателей других народов.

Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение , фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость. Знакомить детей с музыкальными инструментами их звучанием, воспитывать интерес к музыке.

«НАША БИБЛИОТЕКА»

В него входят : стеллаж для книг. Детский диван. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных областях. Альбом с фото и биографиями детских писателей. Книги, знакомящие с культурой русского народа : сказки, загадки, потешки, игры. Книжки-раскраски,книжки-самоделки. Библиотечный каталог и карточки читателей – (сюжетно-ролевая игра «Библиотека» ).Набор «Книжкина больница» . Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.


«ИГРАЕМ В ТЕАТР»

Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4-5 сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр. Дидактические игры «Найди пару» , «Сказочное лото» , «Собери сказку» , «Найди волшебный предмет » , и т. п. Кубики «герои русских былин» , пазлы.



«МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, маракасы, «поющие» игрушки). Звучащие предметы-заместители . Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок. нотная лесенка (большая, малая) . Музыкально-дидактические игры «Угадай-ка» , «Музыкальное лото» . Пособие «Нотный стан» . Пазлы (музыкальные инструменты». Музыкальные ребусы загадки, игры с движениями. Альбом с фото и биографиями музыкантов.


«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Восковые и акварельные мелки. Цветной мел. Гуашевые, акварельные краски. Фломастеры, цветные карандаши. Пластилин. Цветная и белая бумага, картон. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам. Книжки-раскраски. Дидактическая игра «Городецкая игрушка» , «Хохломская игрушка» , «Жостовская роспись» .


ЦЕНТР «РАЗВИВАЮЩИЙ »

Задачи : Формировать знания и интерес к изменениям в природе, учить отличать времена года по их характерным признакам;

развивать зрительную и слуховую память, воображение;

учить логически мыслить, проявлять фантазию;

развивать мелкую моторику рук .

Формировать у детей навыки основ безопасности жизнедеятельности.

Обогащать словарный запас, развивать разговорную речь , память, внимание, расширять кругозор.

«ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ»

Дидактические игры «Ребятам о зверятах» , «Расти, малыш» , «Весёлый огород» , «Животный мир» и т. п. «Во саду ли, в огороде» . Вкладыши «Весёлая ферма» . Экологические знаки. Географическая карта.


«БУДЬ ОСТОРОЖЕН»

Информационные -папки «Соблюдай правила» , «Пожарная мозаика» . «Лабиринты» . Дидактические игры «Как избежать неприятности» , «Первая помощь» , «Основы безопасности» , «Как правильно себя вести» и т. п.


«ЮНЫЕ ОРЧАНЕ»

Папка-передвижка с информацией «Наша Россия» (Президент, гимн, герб - российская атрибутика) . Карта Оренбургской области. Альбомы и наборы открыток с видами г. Орск. Дидактические игры по направлению «Наша Родина» («Мы живём в России» , «Народы России и ближнего зарубежья» , т. п.). Лото, пазлы, кубики с изображением г. Орск



Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы , предметные картинки ). Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа. Занимательный и познавательный математический материал. Набор объемных геометрических фигур. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели. Счеты, счетные палочки. Схемы «Рисуем по клеточкам» . идактические игры «Весёлая арифметика» и т. п. Умное лото «Сложение» , «Вычитание»



«УЧИМСЯ КОНСТРУИРОВАТЬ»

Мозаики (средняя и мелкая ) и схемы выкладывания узоров из них. Конструкторы типа «Lego» с блоками маленького и среднего размеров . Игра «Танграм» . Разрезные картинки (8-12 частей, все виды разрезов, пазлы. Различные сборные игрушки и схемы их сборки. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки. Кубики с изображениями. Блоки Дьенеша. Лабиринты. Дидактические игры «Логические цепочки» , «Цветные кармашки» и т. п.



«БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри» , надувные игрушки, пособия из природного материала). Картотека предметных и сюжетных картинок . «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах . Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.) . Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?» , «Кто за забором?» «Собери семейку» и др.). Лото и домино. Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.


Публикации по теме:

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ясельной группе Видео Развивающая предметно-пространственная среда ДОО Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

Безопасность и психологическая комфортность детей в группе. Комфортная предметно-пространственная среда: У ребенка дошкольного возраста.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Вам также будет интересно:

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...
Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея
C наступлением осени в детских садах и школах проводятся праздники, посвященные этому...
Определение беременности в медицинском учреждении
Первые симптомы беременности обычно проявляют себя через небольшое количество времени после...