Завтра, 24 ноября, в Москве стартует третий международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В преддверии его открытия HELLO.RU на правах официального партнера публикует программу, в которую вошли лекции, мастер-классы, кинопоказы, а также постановки зарубежных танцевальных компаний и молодых хореографов из России. Встретить арт-директора фестиваля, балерину Диану Вишнёву , можно будет практически на каждом мероприятии, а в день открытия и закрытия Диана выйдет на сцену Театра имени Моссовета в постановке Live прославленного голландского хореографа Ханса ван Манена. Фестиваль Context. Diana Vishneva продлится до 28 ноября, среди тех, кто планирует его посетить, - немало известных людей . В случае поступления дополнительной информации программа будет обновляться на этой странице.
Основные события фестиваля
Труппа Introdans (Нидерланды) с программой "Голландские мастера"
Название Introdans можно расшифровать как "введение в танец". Задача труппы, созданной в 1971 году в голландском городе Арнем, - приобщить к современной хореографии широкие слои населения. В спектаклях Introdans замысловатая техника модерна совмещается с привычными классическими па, так что в целом зрелище оказывается увлекательным и понятным даже неискушенным зрителям.
В этом году зрители познакомятся с работами шести конкурсантов, а также опусом победителя прошлогоднего конкурса, хореографа Лилии Бурдинской. Имя молодой танцовщицы из Санкт-Петербурга впервые громко прозвучало в 2011 году, когда она провела в непрерывном танце более 30 часов. За этим перформансом наблюдали тысячи зрителей интернет-трансляции.
Финал конкурса молодых хореографов
Мировая премьера постановки Man of the Hour хореографа Ицика Галили (Израиль)
Ицик Галили начинал в Тель-Авиве с народных танцев, потом переехал в Нидерланды, добился мирового признания как хореограф и после 20 лет эмиграции вновь вернулся в Израиль. Галили ставит спектакли по всему миру, в том числе и в России. На этот раз он представит в Москве абсолютно новую постановку - размышление о судьбе его родины, - созданную при участии артистов Израильской оперы.
Постановка Man of the Hour хореографа Ицика Галили (Израиль)
Brenda Angiel Aerial Dance Company (Аргентина)
Танцевальная труппа хореографа из Буэнос-Айреса Бренды Анхиел исполняет аргентинское танго с замесом хип-хопа и современной хореографии в воздухе с использованием подвесных канатов. Их захватывающий танец называют "танго на Луне", и, безусловно, что-то космическое в этом есть. В Москве труппа покажет спектакль 8cho ("очо" значит "восемь") под аккомпанемент аргентинского секстета и вокалиста Алехандро Гийо.
Американская танцевальная компания, основанная в 1929 году классиком современной хореографии Мартой Грэм, считается одной из величайших в мире. Марта Грэм, ушедшая из жизни в 1991 году, никогда не бывала в СССР, так же и ее труппа прежде никогда не бывала в России. В программе вечера - два шедевра, созданных Мартой Грэм: антивоенный спектакль Chronicle Риг-гера (1936 год) и "Весна Священная" Стравинского (1984 год), а также современная постановка Lamentation Variations (2007 год) на музыку Малера, посвященная трагедии 11 сентября.
Martha Graham Dance Company (США)
Программа кинопоказов в Центре Документального кино
В рамках фестиваля Context. Diana Vishneva в Москве впервые будет представлен шоукейс крупнейшего кинофестиваля о танце и хореографии San Francisco Dance Film Festival, в который вошли пять картин, раскрывающих тайны закулисья - создание постановки "Озеро лебедей" с настоящим водоемом в качестве декорации, воспитание молодых танцовщиков или личные истории, которые повлияли на становление великих артистов и хореографов.
Постер к фильму "Никогда не останавливайся"
Постер к фильму "Редкие птицы"
28 ноября, 13:00 - творческая встреча с художественным руководителем танцевальной компании Martha Graham dance company Джанет Эилбер
Постер к фильму "Шесть сезонов"
Гастроли Национального балета Канады
В рамках Context. Diana Vishneva одна из лучших компаний мира приедет в Россию впервые: при этом Национальный балет Канады открывает фестиваль не только в Москве, но и в Петербурге, в который не так часто приезжают труппы уровня «Бог». В «Стасик» и «Мариинку-2» худрук Карен Кейн везет три балета: «Возникновение» долгожданной Кристал Пайт, Paz de la Jolla Джастина Пека ‒ самого молодого резидента-хореографа в истории New York City Ballet – и поставновку Гийома Коте «Бытие и ничто» на тему философского воззрения Жана-Поля Сартра. Внимание: перед первым спектаклем в Москве пройдет public talk с Карен – регистрация еще открыта, – а перед показом в Петербурге ее заместитель Кристофер Стоуэлл проведет мастер-класс по классическому танцу в студии Дианы Вишневой Context Pro.
Событие: Вечер Национального балета Канады
Место:
Событие: Public Talk с Карен Кейн (ContextSpeaks)
Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Событие: Мастер-класс Кристофера Стоуэлла
Место:
Охад Нахарин полгода назад порадовал своим визитом Москву накануне премьеры балета «Минус 16», а на фестиваль везет новую постановку «Венесуэла» и всю труппу «Батшева», которую и возглавляет. Почему нужно идти? Потому что увидеть хореографию на основанном Охадом Нахарином языке Gaga – всегда путь к себе, а это пропускать нельзя. Столице, где к тому же пройдет и public talk с художественным руководителем труппы, на этот раз повезло больше, чем второй локации фестиваля, поэтому петербуржцы уже покупают билеты на Сапсан.
Событие: «Венесуэла». Танцевальная компания «Батшева»
Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Событие: Public Talk c Охадом Нахарином (ContextSpeaks)
Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Открывать новые имена - одна из целей фестиваля. В список хореографов, которые стали известны балетному миру после Context Lab, попали Владимир Варнава, Константин Кейхель и Ольга Васильева. Работы участников оценивает высокое жюри – в разные годы экспертами были Ханс ван Манен, Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко и Матс Эк. В шестом сезоне до финала добрались Константин Матулевский (Москва), Ксения Вест (Берлин), Ирина Кононова (Ставрополь), Анна Щеклеина (Екатеринбург), Ольга Тимошенко (Москва) и Алексей Кононов (Петербург). Они покажут свои работы в один вечер с лауреатом программы Mind and Movement Уэйном МакГрегором, победителем Context Lab 2017 года Ольгой Лабовкиной и Павлом Глуховым.
Событие: Вечер молодых хореографов Context Lab
Место: Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург
Из образовательной программы фестиваля выбрать что-то одно - очень сложно, но пятидневный интенсив Gaga – это рок-н-ролл. Мастер-класс у профессиональных танцовщиков и хореографов будет вести экс-директор молодежной труппы компании «Батшева» Матан Дэвид. В программе - пластический «алфавит» и репертуар Охада Нахарина, а начнется все с открытого урока для всех желающих (любители и просто поклонники - велкам!) от бывшего танцовщика израильской труппы Стефана Ферри.
Событие: Пятидневный мастер-класс по языку движения Gaga
Место: Центр современного танца ЦЕХ, Москва
Участие в танцевальном мастер-классе — бесплатное на конкурсной основе. Заявки принимаются до 21 октября
Событие: Открытый урок по языку движения Gaga
Место: Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Обучать владению центром тела, движению по спиральным траекториям и технике стоп будет Нейл Вердоорн, преподаватель голландского университета Codarts, одной из самых известных европейских школ современного танца. За годы практики Нейл создала собственный словарь движений, а на своих занятиях уделяет огромное внимание работе с пространством и динамическому выстраиванию тела. Большой подарок от фестиваля Петербургу - мастер-класс пройдет в студии Context Pro.
Событие: Мастер-класс от европейской школы искусств Codarts
Место: Студия Дианы Вишневой Context Pro (Новая Голландия), Санкт-Петербург
Диана Вишнева и Марсело Гомес
Текст Ольга Угарова
Фото Марк Олич, Данил Головкин, Николай Круссер
В двух столицах в середине ноября пройдёт фестиваль Context Diana Vishneva 2017, посвящённый миру современной хореографии.
Плавные линии, энергичные движения, эмоции, травмы, поражения и победы. Всё это танец, и всё это зрители смогут увидеть в рамках фестиваля. В течение года организаторы путешествуют по миру в поисках наиболее интересных танцевальных произведений. Они собирают постановки и документальные фильмы, чтобы показать их рамках фестиваля. Это настоящий манифест современного искусства в целом и танца в частности.
Программа
Бобби Джин (Bobbi Jene, 2017), режиссёр Эльвира Линд
История танцовщицы, которая, получив популярность в Израиле, решает вернуться домой, в США. Фильм рассказывает о внутренней силе героини, рвущей старые связи ради новых возможностей, и учит преодолевать жизненные трудности.
В Калифорнии (In California, 2015), режиссёр Шарль Редон
Полнометражный дебют Шарля Редона, студенческие работы которого были ранее отмечены фестивалями. Фильм-наблюдение, основанный на увлечении режиссёра незнакомкой с деформированной ступнёй, оказавшейся балериной. Сам Шарль оказывается одновременно и автором фильма, и его героем. Через его объектив мы увидим историю о любви и танце, где сценарием становится сама жизнь.
Парижская опера (L’Opéra, 2017), режиссёр Жан-Стефан Брон
Лента, позволяющая проникнуть за кулисы Парижской национальной оперы во время подготовки к новому театральному сезону. Зритель получит возможность подсмотреть, как устроена изнутри эта огромная структура, получившая мировое признание.
Марсело Гомес: Анатомия танцовщика (Anatomy of a Male Ballet Dancer, 2017), режиссёры Дэвид Барба, Джеймс Пеллерито
Портрет одного из лучших танцоров современности, приуроченный к 20-летию его карьеры. Марсело вспомнит о начале своего пути и той борьбе, которую ему пришлось вести, чтобы достичь желаемого.
История балерины (A Ballerina’s Tale, 2015), режиссёр Нельсон Джордж
Режиссёр признаётся, что идея рассказать эту историю пришла к нему в тот момент, когда он наблюдал за Мисти Коупленд в реабилитационном классе. Её целеустремлённая борьба вдохновила Джонса, который взялся за это наблюдение, не зная, чем оно закончится. Мисти действительно достойна того, чтобы стать образцом для подражания и вдохновлять зрителей на свершения.
Маико: Танцующее дитя (Maiko: Dancing Child, 2015), режиссёр Осе Свенхейм Дривенес
Поиск новой визуальной формы, где танец -не просто сценические номера, но метод повествования. Режиссёр ставит перед собой задачу: показать историю героини и её внутренний мир через пластику её тела. Героини, чьё имя в переводе с японского означает «танцующее дитя».
Когда:
Центр документального кино
(Москва, Зубовский бульвар, дом 2, строение 7)
Кино&Театр Angleterre Cinema Lounge
(Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 24, отель «Англетер»)
С 15 октября по 6 ноября в Москве и Санкт-Петербурге пройдет шестой международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В программе фестиваля - лаборатория танцевальной критики и мастерская театральной фотографии, мастер-классы для танцовщиков и паблик-токи, онлайн-показы документального кино о танце, но самое интересное для неискушенного зрителя - это, конечно, спектакли, выбор которых, как всегда, разнообразен и небанален.
«Национальный балет Канады»:
канадцы - самые милые люди на планете
На вечере одноактных балетов (15 и 16 октября в Москве, 19 октября в Петербурге) «Национальный балет Канады», приезжающий в Россию впервые, покажет работы трех хореографов - Кристал Пайт, Джастина Пека и Гийома Коте.
Кристал Пайт - одна из важнейших современных хореографов, лауреат всевозможных премий и наград, создательница собственной танцевальной труппы Kidd Pivot, которая базируется в Ванкувере. Ученица Уильяма Форсайта, никогда профессионально не занимавшаяся классическим балетом, Пайт славится головокружительной техникой и нетривиальным чувством юмора. Работы знаменитой канадки ставят по всему миру, и многие труппы - от NDT до Royal Opera House в Лондоне - счастливы иметь ее постановки в своем репертуаре. Этой весной Opera de Paris представляла вечер одноактных работ, в том числе «Канон сезонов» Пайт.
Образец хореографического стиля Кристал Пайт
Кристал Пайт танцует соло в постановке своего учителя Уильяма Форсайта
«Канон сезонов» Кристал Пайт в Opera de Paris
Пересказывать работы Пайт довольно бессмысленно, их надо видеть своими глазами. В них не будет нежного принца в камзоле или девушки, похожей на весеннюю розу, зато будет много силы, борьбы и философских размышлений. На фестивале покажут спектакль Emergence 2009 года, который был отмечен театральной премией «Дора» в категориях «Лучшая постановка», «Лучшая новая хореография», «Лучшее исполнение» и «Лучшее музыкальное оформление». Удивительно, что вдохновение для этой работы Пайт почерпнула в научно-популярной книге Стивена Джонсона Emergence: the Connected Lives of Ants, Brains, Cities and Software , рассказывающей о том, что общего между муравьиной колонией, человеческим мозгом и программным обеспечением сайтов глобальных ритейлеров.
Трейлер спектакля Emergence
Джастин Пек - танцовщик и самый молодой в истории хореограф-резидент «Нью-Йорк Сити балет» (и нет, прима-балерина Тайлер Пек ему не родственница). Как и многие американцы, например, Дэвид Холберг, он начинал свою танцевальную карьеру с уроков чечетки, а в 13 лет увидел «Жизель» и понял, что ужасно хочет примерить эти чудесные белые колготки.
Пек учился в «Школе американского балета» (School of American Ballet) при «Нью-Йорк Сити Балет» и по окончании логичным образом был принят в труппу, а вскоре заслужил и позицию штатного хореографа. Америка обожает Джастина Пека, восхваляя легкость и виртуозность его творений. В 2018 году он получил престижную награду Tony Award за лучшую хореографию в мюзикле, а недавно было объявлено , что он присоединился к команде Стивена Спилберга и поставит танцы в новой киноверсии «Вестсайдской истории», культового американского мюзикла. Отдавая должное основателям и главным творцам «Нью-Йорк Сити Балет» Джорджу Баланчину и Джерому Роббинсу, в своих работах Пек часто использует приемы заслуженных мастеров: тут у него и Чайковский, и изящная неоклассика, и бег по сцене в разноцветных футболках, и даже кроссовочки. Ничего сверхсерьезного, зато как красиво.
Одна из известных работ Джастина Пека, исполненная им в нью-йоркской подземке
Наравне с Кристофером Уилдоном и Алексеем Ратманским, Джастина Пека называют одним из трех главных хореографов ХХI века, работающих в жанре классического балета. Paz de la Jolla Джастин Пек создает в 2013 году специально для вечера, посвященного Джорджу Баланчину. «Нет новых шагов, есть новые комбинации», - говорил Баланчин, и в этом двадцатиминутном творении Пек явно идет по его стопам.
Превью постановки Paz de la Jolla в Нью-Йорке
Трейлер Paz de la Jolla в Канаде
Трейлер документального фильма Ballet 422, который покажут в рамках образовательной программы «Контекста» в онлайн-кинотеатре Nonfiction.film
Гийом Коте - премьер Национального балета Канады с 2004 года, хореографию ставит с 2013-го. В отличие от Пека в белых колготках уже с трех лет, и заниматься классическим балетом ему всегда было в радость, особенно учитывая, что в его танцевальном классе из 16 мальчиков все были невероятно дружелюбны и добры (кажется, не зря говорят, что канадцы - самые милые люди на планете).
Короткий фильм о Гийоме Коте
За свою карьеру танцовщика Коте перетанцевал, кажется, все классические роли принцев и романтически настроенных героев и участвовал, наравне с Марсело Гомесом, Леонидом Сарафановым, Иваном Васильевым и другими танцовщиками, в проекте «Короли танца», так полюбившемся широкой публике. Для одного из номеров он даже написал музыку.
«Короли танца», музыка Гийома Коте, хореография Марсело Гомеса
Работа «Бытие и ничто» выросла из сольного номера, который Коте ставил для персонального проекта примы-балерины театра Греты Ходжкинсон. В то время хореограф увлекался экзистенциализмом, и идея Сартра о некоем эфемерном отражении собственной личности, которому мы пытаемся соответствовать всю свою жизнь, показалась Коте очень любопытной. Карен Кейн дала добро, и па-де-де балерины с электрической лампочкой вместо партнера выросло в большое произведение.
Как создавался балет «Бытие и ничто»
«Батшева»: танец на языке гага
(Леди Гага тут ни при чем)
5 и 6 ноября израильская танцевальная компания «Батшева» представит новую постановку Охада Нахарина «Венесуэла».
Трейлер «Венесуэлы»
Любой сколько-нибудь интересующийся современной хореографией человек при имени Нахарина приходит в состояние экзальтации и кидается покупать билеты. В прошлом году «Батшева» - и то не основная труппа, а так называемая молодежка - приезжала на Dance Open, и у театра стояла очередь желающих выкупить у вас свой билет если не деньгами, то мольбой и скупой балетоманской слезой. Если говорить о главных мировых театрах, где идут постановки Нахарина, то проще сказать, где их нет. (Вот в Мариинском театре нет, а жаль.) «Декаданс» в Париже, например, всегда собирает полные залы.
«Декаданс»
Нахарин - новатор и экспериментатор, создатель танцевального языка гага, который кратко можно описать как «освободи свой мозг, и тело тоже освободится». Класс гаги - это своего рода управляемая импровизация на тему визуальных образов, задаваемых педагогом. Танцовщики репетируют без зеркала, которое, по мнению хореографа, мешает им чувствовать свое тело, а в их движениях сочетается чувственность и взрывная энергия, удивительная гибкость и мощь.
Про молодых хореографов всегда известно мало, но это и прекрасно - всегда есть шанс потом похвастаться, что первыми увидели восходящую звезду. В программе вечера также покажут свои работы Ольга Лабовкина, победитель лаборатории прошлого года, и замечательный Павел Глухов, выигравший стажировку у Уэйна Макгрегора. Должно быть любопытно.