Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

История про рождение в рождество. Праздник Рождества в России. Краткая история Рождества

Первое знакомство, или Что такое рождество?

Как рассказать в интересной и доступной форме детям о празднике Рождество.

Например, вот так.

Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.

Христос родился

Рождество - праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная...

Чудо Рождества - в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.

Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру - вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:

Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!

В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.

Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы - волхвы. Они догадались, что звезда - предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира.

Сочельник

Когда-то Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе - кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... Еду запивали узваром - компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи), а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили конфеты, деньги.

В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Дети и молодёжь поют песни - колядки . В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.

А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Иисуса. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Христа.

Прочитайте детямстихиирассказы о Рождестве.

Предпраздничные хлопоты: украшаем дом

Рождество – очень многогранный праздник, в котором сказка и быль, история и религия сплетаются самым таинственным и непостижимым образом.

Очень важно рассказать малышу историю, описывающую рождение Младенца. Это основное, что должны знать и взрослые, и дети, отмечающие Рождество – с этого начинается праздник. Историю Рождества вы можете прочитать из детской Библии.

Чтобы праздник Рождества надолго запомнился вашим детям и напоминал о чем-то добром, радостном и теплом, начните отмечать этот день всей семьей. Для этого вам необходимо создать фамильные традиции, некоторые из которых вы можете позаимствовать у других, а какие-то - придумать сами.

Центром всех церемоний в Рождество должна стать идея явления людям Божьей милости: Всевышний любит нас и поэтому послал нам Своего Сына. Важно, чтобы все максимально напоминало о сути Рождества, иначе ваш праздник превратится в застолье, каких много в году.

Украсьте комнату, в которой будете отмечать праздник, атрибутами Рождества: ангелками, вертепом, свечами. Если на вашей елке не горит звезда, вырежьте ее из фольги и повесьте на видное место. Можно поместить картину с изображением Марии, Иосифа и Иисуса на подстилку из сена – в знак того, что эта семья находилась в хлеву.

Если у вас есть интересные сувениры на тему рождения Мессии, покажите их малышу. Если таковых нет – смастерите какие-то из них сами. Сплетите ангелов из проволоки и бусин, сделайте из картона фигурки Святого Семейства. В арсенале вашего малыша, скорее всего, есть небольшие резиновые или пластиковые животные. Они также могут быть участниками праздничного убранства – ведь в хлеву, где родился Иисус, жили домашние животные.

Почти все мы стремимся украшать свои елочки еще перед Новым Годом, однако в их рождественском убранстве обязательно должны появиться сладости. Почти все привычные нам елочные игрушки тоже имеют символическое религиозное значение. Звезда, венчающая ель, символизирует путеводную звезду, проводившую волхвов к Иисусу. Игрушки – символы подарков от волхвов, ну а всеми любимые елочные шарики – это воплощение бесконечности и вечной жизни.

Рождественские колокольчики – неотъемлемый атрибут зимнего праздника. Изначально они являлись языческим символом: в колокольчики звонили, чтобы изгнать злых духов зимы, губящих солнце. Теперь же рождественский звон колоколов можно услышать в церквях всего мира. Колокольчиками можно украшать не только елку, но и вход в дом.

Какой же праздник обойдется без свечей? Они не только являются религиозным символом души и тела человека, но и придают любому праздничному вечеру неповторимую таинственность и романтику. Если вы опасаетесь за то, что ваш малыш попытается «прибрать их к рукам», то можно составить композицию из свечей и еловых веточек где-нибудь вне пределов досягаемости любопытного крохи, а еще интереснее и безопаснее будет использовать красивое блюдо с маленькими плавающими свечами в середине праздничного стола.

Выучите с детьми несложные рождественские песни, стишки. Включите их в программу. Прочитав историю Рождества из Библии, вы сможете составить викторину для своей семьи из несложных вопросов. Не забудьте запастись призами для игроков, ведь Рождество – это праздник подарков, самым главным из которых является Божий дар людям – Спаситель Иисус.

Поиграйте в игру «Что я знаю о Рождестве». По кругу каждый должен говорить один факт, который он знает о рождении Христа. Из игры выходит тот, кто в свою очередь не смог назвать ничего. Последний оставшийся участник – победитель.

Задайте каждому из семьи вопрос, каких перемен он ожидает в следующее Рождество. Запишите ответы на видео, а через год вам будет весьма интересно узнать, какие же мечты ваших близких сбылись.

Если у вас есть бабушка, попросите ее рассказать о своем детстве, о том, как праздновала Рождество ее семья, что особенно нравилось ей в этом дне.

Делаем подарки для гостей

Не забудьте оказать внимание в этот день вашим близким, живущим рядом: угостите их ароматным пирогом, подарите подарок. Подскажите ребенку, как он может сделать добро своим друзьям: положите в пакет угощения, пусть малыш раздаст их на детской площадке. Если вы знаете нуждающегося человека, Рождество - это хорошая возможность помочь ему тем, чем вы можете. Создайте праздник для ближнего, и вы почувствуете, каким волшебным этот день станет для вас!

Рождество – не тот праздник, когда мы дарим друг другу утюги или сотовые телефоны. Рождественский подарок – это скромный «дар», который вы преподносите от всей души тем, кого искренне любите. Самую большую ценность в это время приобретают сувениры, изготовленные своими руками, и вот тут-то как раз и есть, где разгуляться детской фантазии. Елочные украшения, открытки,поделки, аппликации на тему зимы и Рождества – каждый может выбрать себе занятие по силам. Помимо этого, можно вместе с малышом изготовить для любимых бабушек и дедушек забавные календарики собственного изготовления. Ну и, конечно, отличной идеей будет подарить им талисман на счастье в будущем году – золотую рыбку, исполняющую желания .

Сделать ее не сложно. Возьмите лист цветного картона синего цвета (море), нарисуйте фломастером контур рыбы. Пластилин синего цвета распределите по поверхности рыбки слоем толщиной 3 мм. Теперь дело за сверкающей чешуей – берем монетки достоинством 5 копеек (если вы хотите рыбку с серебристой чешуей) или 10 копеек (для золотистой чешуи). Монетки мы закрепляем в пластилине внахлест одну на другую именно так, как чешуя расположена у рыб. Рыбью голову и хвост малыш может оформить на свое усмотрение. Чтобы рыбка сохранилась на весь будущий год, лучше поместить ее в фоторамку.

Не жалейте добрых слов!

Рождество – праздник света и добра. Это время, когда мы без стеснения можем открыть свою душу для любимых людей и сказать им по-настоящему важные слова, о которых часто забываем в повседневной суете. Учите своих малышей выражать благодарность и любовь всем тем, кто их окружает, и сами подавайте им достойный пример. Цените любовь и находите в себе силы прощать.

С наступающим Рождеством Христовым!

Нравится

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Его значение настолько велико, что даже летоисчисление ведется именно с момента появления на небе первой звезды, знаменующей Рождение Иисуса Христа.

Великий праздник начинается накануне, 6 января, со Святого Вечера. Для православных это последний день 40-дневного поста и период усиленного приготовления к празднованию Рождества Христова.

Рождество

Праздник установлен в честь Рождения во плоти Сына Божьего Девой Марией. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился во времена правления императора Августа в иудейском городе Вифлееме.

Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота. Там Мария и родила Сына Божия. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи отправились в пещеру и первые поклонились младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда.

Следуя за путеводной звездой, волхвы (древние мудрецы) достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. Традиция отмечать это событие как праздник появилась значительно позже. Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком.

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество Христово соединялось с праздником Крещения и отмечалось 6 января, и было известно под именем Богоявления.

© photo: Sputnik / Рамиль Ситдиков

Работа итальянского художника Роберто Ванадиа "Как новый Вифлеем"

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.

Рождество Христово было впервые отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.

С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря. Исключение составляет Армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.

Перенесением праздника на 25 декабря Церковь хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Отцы церкви считали, что 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Икона "Рождество Христово"

Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря, также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января.

Седьмого января Рождество Христово справляют также православные и греко-католики в Украине, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, Македонии, Казахстана и Кыргызстана.

Шоба

Рождество Христово в Грузии — как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств и называется по-грузински "Шоба". Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй отслужит в Кафедральном Соборе Пресвятой Троицы — Самеба, в Тбилиси рождественскую литургию, которая начнется 6 января в 23:00.

В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но традиционные шествия "Алило", проводятся в каждом регионе страны.

Грузинское "Алило" происходит от слова "Аллилуйя", то есть восхваление Бога. Это древняя традиция рождественского шествия в честь рождения младенца Иисуса, которую в последние годы возобновила патриархия Грузии.

В Тбилиси шествие начинается с площади Роз и идет до кафедрального собора Самеба, где участников, по традиции, встречает Патриарх и передает подарки и сладости.

Участники "Алило" проходят по центру города, распевая рождественские народные и церковные песни. Костюмы участников шествия напоминают рождественских библейских персонажей: это ангелы с венками на головах — "махаробели", то есть "вестники радости", волхвы с подарками, а также пастухи.

В шествии также участвуют духовные лица, прихожане различных церквей. В сопровождающие участников шествия тележки, запряженные быками, все желающие складывают свои подношения — сладости, фрукты, игрушки, другие дары, которые после завершения "Алило" будут розданы детским домам, приютам для престарелых, больницам и нуждающимся.

Еще одна рождественская традиция, которую ввел в Грузии Илия Второй. В Рождественскую полночь в окнах домов каждый житель зажигает церковную свечу, призванную осветить Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу путь в их дома и сердца.

В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда. Рождество Христово в разных регионах страны даже называют по-разному. В Самегрело, к примеру, этот праздник зовут "Христовым вечером", в Раче и Нижней Сванетии — "Чантлоба", в Верхней Сванетии — "Шоби" (Рождество), в Картли — "Христов Сочельник", а в Мтиулети — "Тхилоба" (Время орехов).

Святки

На Руси Святки начинаются в канун великого праздника — в сочельник ужином с Рождественской кутьей и кашей, пирогом с кренделями. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Во многих странах, как и в России, Рождество считали одним из главных семейных праздников. К празднику также пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — все хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками. После богослужения вкушали всевозможные мясные и рыбные закуски, запеченного гуся с яблоками.

© photo: Sputnik / Виктор Толочко

Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами было переодевание и колядование.

В честь старинной традиции парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных и ходили по домам с пением колядок — рождественских гимнов. Устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления.

На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, женщины гадали.

Обычаи и приметы

По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными и это помогает сбываться вашим желаниям.

Рождественские традиции говорят и о том, что в праздники вы обязательно должны весело проводить время, никогда не грустить и наслаждаться жизнью.

© photo: Sputnik / A. Sverdlov

Чеканная икона "Рождество Христово". XVII век. Национальный музей искусств Грузии

В народе считалось, что в канун Рождества выходит на свет вся нечисть и гуляет вплоть до Крещения Христова. Именно в этот промежуток времени становились популярными гадания, обряды и ритуалы.

В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.

Обильный снег на рождественские праздники указывает на то, что будет теплая весна.

Если в праздники вы потеряли расческу, то рождественские приметы говорят, что найдете суженного.

На рождественские праздники обязательно посетите магазин и купите милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.

© photo: Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы "Рождество Господа Иисуса Христа". XV век

Если кот спешит удрать утром в праздник, значит появится жених, кошка — невеста.

На Рождество следует сходить в гости или принять гостей у себя дома, тогда весь год к вам будут приходить только хорошие люди.

Если в праздники начинают звонить часы, которые вы не трогали уже долгое время, значит скоро отправитесь в путешествие.

Рождество следует встречать в одежде светлых и ярких тонах, так как печалиться в такой светлый и веселый день нельзя.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Рождество – особый праздник. И даже люди, ни разу не перешагнувшие порог церкви, с упоением готовятся к его празднованию. А для истинных христиан это один из самых значимых церковных праздников. Согласно традиций праздник отмечается с размахом. Но мало кто знает, почему православные празднуют Рождество 7 января. Так как существуют и другие даты праздника, и Рождество у католиков и православных припадает на разные числа.

История чудесного рождения Божьего младенца хорошо известна каждому верующему.

Родила его Святая Дева Мария, не испытывая мучений и страха. Событие произошло в Вифлееме. Этот город в царстве Октавия, где в те времена проходила перепись всего населения, относился к роду Давида.

Поэтому все, кто относился к этому старейшему роду, были вынуждены явиться для переписи. Не стали исключением и Дева Мария, и ее супруг праведник Иосиф.

Несмотря на беременность супруги, непорочно зачавшей, семья явилась к вечеру в Вифлеем.

Но, к сожалению, мест в гостинице для пары не нашлось. И пришлось им искать убежища в холодную ночь в пещерах. В месте, которое было предназначено для стойла скота, уже нашли пристанище многие люди.

Но Мария и Иосифом к ним не присоединились, а нашли для себя укромный уголок. Здесь же у Марии и начались роды. Дева Мария родила прекрасного младенца, которому было суждено изменить судьбы миллионов людей. Чтобы согреть малыша, заботливая женщина положила его в ясли к овцам.

О том, что на свет появился Спаситель, первыми узнали пастухи. Им об этом сообщил Ангел, спустившийся на землю. Пастухи сразу же отправились на поклон к младенцу.

А вот восточным мудрецам о благой вести сообщила взошедшая Вифлеемская звезда.

Она и указала путь волхвам к пещере, куда они принесли для Спасителя в дар золото и благовония: ладан и смирну.

Не для всех новость о Рождении Спасителя стала радостной. Царю Ироду было предсказано, что родившийся мальчик принесет ему погибель. Поэтому он и решил найти и убить младенца. Так как он не знал точного местонахождения мальчика, царь приказал убивать всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет.

Сыну Божьему удалось спастись, но по приказу Ирода было убито 14 000 младенцев.

Они приняли мученическую смерть, еще не зная, что жертва была принесена будущему Спасителю.

Православный праздник Рождество Христово стал для верующих напоминанием о чудесном появлении Спасителя, о начале новой эры веры и надежды.

Спросите у своих знакомых, друзей, когда православные отмечают рождество, и услышите утверждение, что 7 января, и ответ будет, как ни странно, не совсем верным.

Ведь существуют православные церкви, отмечающие Рождество 25 декабря. И их не мало, а 10 из существующих сегодня 15.

Кроме этого, существуют и католические церкви, которые отмечают Рождество совместно с православными христианами 7 января. Почему же произошла такая путаница с днем католического и православного Рождества.

Чтобы разобраться, придется заглянуть в историю.

И здесь, как ни странно, однозначного ответа нет, так как не установлена настоящая дата рождения Христа.

Привычное для многих 6 января долго отмечали, как День Крещения, так как это событие считалось более важным в жизни христиан.

Когда же встал вопрос о рождении Христа, то его высчитывали исходя из даты вести о богозачатии, которое припадает на 25 марта по старому стилю.

К тому же на 25 декабря во многих западных странах праздновался языческий праздник, посвященный богу Сатурну.

Римской церкви было удобно провозгласить Рождество на эту дату. Такая подмена помогала искоренять языческие праздники, более привычные по тем временам людям.

Константинопольская церковь присоединилась к празднованию Рождества в веке.

Поэтому длительное время православное Рождество отмечалось именно 25 декабря. И такое положение вещей сохранялось буквально до начала 20 века.

В России в это время принимается решение о переходе на Григорианский календарь, по которому европейские страны живут уже не один год. Но церковь такого решения не поддерживает.

Поэтому церковный календарь русской церкви исчисляется по Юлианскому календарю.

И даты праздников сохранились именно в соответствии со старым стилем.

По григорианскому летосчислению даты праздников сдвинулись на 13 дней.

Поэтому и получается, что Рождество по православному календарю и сегодня отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по более привычному для обывателей календарю.

Это прихожане Русской, Сербской, Грузинской, Белоруской и Иерусалимской Церкви.

С 2014 года к ним присоединилась еще и Польская православная церковь.

Вместе с ними Рождество празднуют и украинские греко-католики, но на фоне последних событий начал подниматься вопрос о переносе даты празднования Рождества.

Дата празднования православного Рождества также совпадает с днем праздника у некоторых протестантов, придерживающихся Юлианскому календарю. На этот же день отмечают Рождество афонские старцы. Так что дать однозначный ответ, какого числа православное рождество, сложно.

Рождество Христово православное: празднование и традиции православного рождества

Рождество – православный праздник, и верующие особенно остро и глубоко в этот день переживают встречу с Христом. Это момент, когда осознание корней и традиций празднования происходит радостно и красочно. Праздник дарит тепло и веру, разжигает в душах людей свет.

До рождения Христова люди были далеки от Бога и возможность встречи с Творцом просто отсутствовала.

Поэтому Бог вынужден был преодолеть грань, отделяющую людей смертных и грешных от жизни вечной и радостной, что проявилось явлением Божьим в образе человеческом. Он послал к людям своего сына, который и должен был рассказать людям о Царствие Божием, и привести их к вере. Именно эту встречу и празднуют православные на Рождество.

Предшествует празднику православный пост – перед Рождеством христиане придерживаются Филиппова или . Начинается пост 28 ноября и длится вплоть до Рождества. Заканчивается сорокадневный пост в рождественское утро.

Празднование же начинается со Сочельника. Вечерять семьи садятся только после появления первой звезды.

До этого 6 января не положено трапезничать. На столах должно быть , каждое из которых имеет собственное значение и важность. Основным блюдом считается сочиво, от чего и пошло название Сочельник.

С рождественского Сочельника начинаются Святки, которые длятся еще две недели. Заканчиваются Святки еще одним немаловажным праздником – Водокрещением, которое празднуют православные 19 января или 13 января по старому стилю.

Всю ночь перед Рождеством идут праздничные служения в церквях. А сутра 7 января положено разговеться, так как заканчивается пост.

Традиционно накрываются богатые столы на Рождество с , и , .

Люди поздравляют близких, родных и просто знакомых с праздником. Православное поздравление с Новым Годом и Рождеством несет добрые помыслы и пожелания веры.

Церкви и дома обязательно украшаются хвойными ветками и другой рождественской атрибутикой. Обязательно ставится и рождественская елка, которую положено украшать яркими игрушками, мишурой, огнями. Эта традиция связана с происхождением райского дерева и «райскими» яблочками на нем.

Особенно интересны рождественские колядки. Дети и молодежь еще с вечера начинают ходить по домам с пожеланиями добра.

В некоторых селениях, когда православные празднуют Рождество, сохранились традиции устраивать вертепы. На деревянном ящичке крепятся фигурки. Участники вертепа показывают при помощи этих фигурок библейский сюжет, связанный с рождением Христа. Они поют песни, читают колядки.

В благодарность хозяева благодарят их конфетами, сладостями, колбасой, деньгами.

Обязательно дарят православные подарки на Рождество. Эта традиция связана с пожеланием добра, богатства, счастья родным, близким, дорогим людям.

Подарки кладут под рождественскую ель или раскладывают в специальные сапожки, носочки.

Праздник проходит всегда весело и радостно. С застольями, песнями, плясками, поздравлениями и подарками. Поэтому праздник Рождество очень любим и детьми, и взрослыми, и даже теми, кто к православным традициям относится равнодушно или скептически.

Видео: православные истории для детей

Смотрите в видео мультфильм о Рождестве Христовом

Скоро праздник — Рождество Христово, в 2017 году дата, когда наступает праздник — как обычно, дата неизменна. Наша история — для детей кратко и понятно, взрослым, не знающим предыстории праздника, тоже полезно почитать. Мы расскажем краткое содержание истории праздника, народные традиции и обычаи, это интересно, уделите пару минут времени своего на прочтение.

Наступает праздник в ночь с 6 на 7 января. Предшествует празднику довольно таки длительный рождественский пост, который длится аж 40 дней. Правда, он не такой строгий, как Великий пост, можно кроме среды и пятницы мирянам есть рыбку, можно скромно с рыбным столом отпраздновать в кругу семьи Новый год, помолившись Господу и поблагодарив Его за все блага, которые Он послал нам за прошедший год. А с 1 января пост уже более строгий, рыбу уже вовсе нельзя есть, нужно больше молиться, поститься, исповедоваться и причащаться, готовиться к наступлению праздника с чистой совестью и душой.

6 января (его еще называют Сочельник) обычно люди ничего не едят, пока не появится на небе первая звезда. Часто (по народной традиции) все садятся за семейный ужин, на котором накрыто 12 постных блюд (в честь 12 апотостолов). Хотя воцерковленные люди в это время больше на службе бывают, чем у плиты стоят, такое количество блюд выготавливая! Главным блюдом является кутя или сочиво, которое готовится обычно с разваренных зерен пшеницы с добавлением меда, орешков и мака. Все едят, произносят молитвы, в ожидании светлого праздника Рождества, которое наступает в полночь.

Приснодева Мария носила во чреве Иисуса, когда из Рима пришел указ о переписи всех жителей Палестины. Люди обязаны были прийти в города, где они родились, и отметиться там. Иосиф и Мария пошли в свой родной город Вифлеем. Но народу оказалось там в это время слишком много, что и гостиницы, и дома у местных жителей были заняты прихожанами, поэтому хозяин одного дома показал им пещеру, где зимой он скрывает скот от холодного ветра.

Именно в этой пещерке в ночь знаменательную на 7 января родился Иисус, и на небе загорелась звезда, которая выделялась среди остальных своей яркостью (отсюда и название Вифлеемская звезда). Ирод, царь иудеев, увидев это чудо в небе, понял, что родился Спаситель и сильно обеспокоился, ведь Младенцу предсказано стать царем! В это время к нему зашли волхвы, которым было открыто, что Богомладенец родился, и они искали Его найти и преподнести Ему дары. Ирод, узнав, что Младенец родился, сказал волхвам, чтобы сообщили и ему о месте рождения, якобы для того, чтобы воздать Ему хвалу, а на самом деле — погубить.


Волхвы отправились на поиски, их вела звезда. Когда они пришли в Вифлеем Иосиф с Марией уже были не в пещере, а в доме. Волхвы преподнесли подарки Иисусу: золото (почитая в нем будущего царя), ладан (видя в нем Бога) и смирну (предполагая, что как человек, он смертен).

Ангелы велели волхвам не возвращаться к их царю, зная, что он задумал.Ирод в злобе приказал уничтожить всех младенцев примерно возраста Иисуса, а Иосиф с Марией и дитем отправились в Египет, подальше от Ирода и вернулись на родину после его смерти.

С тех пор самым главным праздником православных считает Рождество Христово.
Весь день и всю ночь в церквях идут службы, горят свечи, поются радостные колядки. Праздники (Святки) длятся вплоть до Крещения господня, которое отмечается православными 19 января.

Рождество — народные традиции

Рождество всегда праздновали в народе весело и ярко — с колядками, ряжеными, песнями и танцами. Ходили от дома к дому, пели колядки, хозяева их за это угощали, а ряженые желали им мира и добра. Считалось, чем больше колядников посетит дом, тем больше счастья принесет на весь год его обитателям. Везде устраивают вертепы, изображающие пещерку, где родился Богомладенец, поют песни, и все присоединяются к большому и светлому празднованию Рождества Господня. Дети по обычаю носят вечерю своим крестным родителям. Им заворачивали в платочек гостинцы — калачи и сладости, а в ответ крестные родители угощали их и давали подарки.

На рождество принято запекать рождественского гуся и всей семьей собираться к праздничному столу. В Болгарии пекут пирог погачу, в который вкладывают серебряную монетку — кому попадется — тому и больше всего счастья привалит! Многие на святки гадают — конечно, церковь не приветствует такие вещи, как гадания, знахарство, магию и заигрывания с потусторонними силами, в народе говорят: сегодня Христос родился, и вся нечисть хвост поджала! Но лучше все же в такие игры не играть, пусть этот обычай останется в древнем язычестве!

Корагодина Елена

Обсуждение: 4 комментария

    Вот и снова на пороге прекрасный и радостный праздник Рождества — такой волшебный, сказочный и таинственный… Сразу вспоминается детство. Чудесная статья — погрузила в атмосферу предстоящего праздника, всё в ней коротко, просто и понятно! Спасибо Вам за информацию!

    Ответить

    Рецепт сочива или кутьи, как мы всю жизнь делаем - очень вкусно!
    Берете пшеницу, растираете ее немного в ступке, чуток взбрызгивая водой, чтобы отшелушить верхнюю оболочку, просеиваете и ставите варить (часто перед Рождеством бабки на рынке уже продают отшелушенную пшеничку, она такая как немного лохматая).
    Как хорошо разварится пшеница, оставьте остывать. а пока сделайте заправку для нее. мак разотрите в ступке хорошо, залейте медом, добавьте дробленые орешки. Потом как мы делаем - как надо тарелку или мисочку сделать кутьи - насыпаем половину пшеницы, заливаем таким вот соусом и пусть постоит, чуток напитается - можно кушать! а еще варим узвар из сухофруктов, можно им тоже пшеничку заливать, и на стол узвар тоже в тарелку наливается. В сочельник как раз это только до первой звезды и можно есть.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....