Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как складываются стереотипы? Как сломать стереотип? Чем опасно стереотипное мышление. Разрушение стереотипов мышления

Марина Никитина

Слово «стереотип» было придумано для обозначения печатной формы, клише для печатных машин работниками типографского производства.

Дословно с древнегреческого языка «стереотип» переводится как «твердый объемный отпечаток». Позже это слово стало использоваться как метафора о привычном, шаблонном мышлении. Стереотипы людей стали обозначать устойчивое мнение о чем-либо или ком-либо, сложившееся в обществе.

Как появляются стереотипы

Сложившиеся стереотипы представляют собой устойчивые, привычные, сформированные под влиянием социума и личного опыта взгляды человека на жизнь.

Социальных стереотипов очень много, во всех сферах жизнедеятельности есть такие устоявшиеся клише мышления. Например: деньги портят человека, женщина не может быть и красивой и умной одновременно, .

Стереотипы – шаблоны, образцы, модели и паттерны поведения, обусловленные упрощенными мыслительными процессами. Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем.

Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к .

Стереотипы наших далеких предков пришли к нам в виде лаконичных пословиц и поговорок, в которых заключается житейская мудрость. Такая мудрость в форме емких образных изречений на протяжении веков помогает человеку разобраться в жизни. Стереотипы людей появляются и закрепляются и в современном обществе, чтобы облегчить жизнь, помочь сориентироваться в ней, найти верный путь, не допустить ошибок.

Без стереотипов мышления познание мира личностью было бы затруднено. Человеку каждый раз приходилось бы своим умом доходить до понимания природы явлений, вся жизнь состояла бы из одного только познания.

В то же время стереотипы помогают разобраться в многообразии жизненных проявлений, способствуют успешной адаптации человека в обществе.

Позитивная роль стереотипа как адаптивного явления, может смещаться в сторону негативного или ограничивающего восприятие жизни.

Где же грань между шаблоном восприятия помогающим жить и ущемляющим мышление стереотипом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии стереотипов общества.

Классификация стереотипов мышления

Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое.

Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:

Обобщение. В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия. Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным.

Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, и вытекающим из этого последствиям.

Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.

Категоризация. Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности.

Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее. Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.

Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.

«Черно-белое» мышление. Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.

Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.

Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.

Ошибки восприятия. Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.

Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.

Завышенные ожидания. Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.

Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других . Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.

Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.

Способы разрушить стереотипы мышления

Роль стереотипа может быть негативной по своему воздействию, ограничивая мышление настолько, что это препятствует нормальной жизнедеятельности личности. В таком случае возникает желание избавиться от стереотипов жизни, мешающих самой жизни.

Необходимо отслеживать возникающие здесь и сейчас мысли и эмоции, фокусироваться на личном опыте переживания происходящего.

Способы избавиться от негативного влияния стереотипов мышления:

Сравнение. Сравнение предполагает анализ ситуации, сопоставление ее с другими, нахождение различий и противоречий. Не нужно спешить мыслить привычными категориями, когда можно подумать, поразмышлять над тем, что воспринимается в данный момент и сравнить его с тем, что уже известно.
Постановка реальных целей. Чтобы меньше подвергаться влиянию извне, нужно формировать личные позитивные стереотипы жизни. Они могут быть в форме реальных, достижимых жизненных целей и ценностей.
Открытость восприятия. Уметь воспринимать явление целиком, смотреть на него как будто впервые, заново открывать новые грани известного и внимательно изучать все то новое, что предоставляет окружающий мир.

Критическое мышление. Нужно уметь задаваться вопросами: «Действительно ли это правда?», «Не противоречит ли мысль здравому смыслу?», «Согласен ли я с тем, что привык думать, слышать, воспринимать как истину?» и другими подобными вопросами, .
Расширение кругозора. Избавиться от стереотипов можно развиваясь, обучаясь новому, расширяя кругозор, выходя за привычные рамки зоны комфорта. Интерес к учебе и приобретению нового опыта способствует формированию собственных взглядов и мнений, отличных от общепринятых.

Эти приемы помогут избавиться от конкретного, мешающего жить стереотипа, так и от привычки мыслить шаблонно, предвзято и узко.

22 марта 2014

Здравствуйте, вы находитесь на сайте сайт, который посвящён максимальному развитию интеллектуальных способностей головного мозга. Сегодня мы будем ломать эмоциональную фиксацию, говорить о стереотипах и разрушать их. Всем любителям «только черного и только белого» посвящается. Все будет очень просто и понятно. Приступим!

Долой стереотипы!

На сегодняшний момент КАЖДЫЙ человек смотрит на мир через огромную кучу, иначе нельзя назвать, именно кучу, наслоенных друг на друга, фильтров. Эти фильтры – это стереотипы и убеждения! Представьте, что на вас надеты очки, имеющие множество фильтров-линз, но каждая линза фильтрует то, что вы видите. В итоге получается, что сотни этих фильтров режут реальность, вырезают целые куски из того, что вы видите или делаете, они ограничивают реальность.

Просто вдумайтесь, сколько мнений навязаны обществом? От этого необходимо избавляться! Мы не говорим о всех фильтрах, нельзя все вырезать, нельзя себя вести аморально, или ходить вонючем на улице, или издеваться над животными, или воровать, в конце концов. Однако такие популярные мифы как: «Красивая девушка – значит тупая», «моя машина не должна быть желтая или красная, я ведь парень»; «нужно получить образование, без него никуда!!»; «мода, стиль, бренды!» — Можно легко добавить в корзину.

В психологии это называется Ретроспективная Рационализация . Когда мы сравниваем свое внутреннее ощущение о себе с тем, что о нас думают окружающие. Если имеются несоответствия – самооценка начинает снижаться! Вдумайтесь! Вы можете быть хорошим ученым, каким-то нобелевским лауреатом, но если вы верите, что «общество» требует от вас быть модным, красивым, давать интервью и вообще достигать большего – то вы впадете в депрессию и будете несчастливы. Но и тут есть тонкий момент: если вы умный и хотите еще им побыть, то без спорта и правильного питания далеко не уйти. Поэтому, скажем фанатики спорта и ЗОЖ гораздо меньше зашторены стереотипами, чем любители дорогих брендов и моды.

Откуда взялись стереотипы

Вообще, они помогают нам учиться, по крайней мере, так думает мозг. Ему проще обобщать… Но мы то легких путей не ищем) Еще в детстве нарабатываются определенные образцы поведения, особенно, до 5-6 лет. В этом возрасте наиболее активно строятся нейронные связи. Большое заблуждение, что дети до 5 лет толком ничего не понимают, а в 6-7 начинают учиться. В возрасте до 5, у них, неосознанно, закладывается фундамент. И в этом возрасте важно направить ребенка , сформировать образцы поведения. Хотите, чтобы он интересовался музыкой, окружайте музыкой, был путешественником – возите с собой всюду и т.д.

Но когда ребенок взрослеет, становится подростком, он перенимает образцы поведения с окружающих, в том числе и с телевизора и интернета. А где у нас постоянно кричат о моде в Милане, о том, чтобы быть успешным нужен такой-то авто? Может у кого-то в 10 лет были друзья которые говорили: «Мой папа купил такую-то машину и теперь он стал успешным!», но в основном – это телевизор.

Есть реальные навыки, образцы поведения, которым нужно учиться с детства: «Переходя дорогу, смотри сначала – налево», «Не играй с огнем…», а есть, опять-таки куча хлама, стереотипов. И это уже не выбор человека – а навязанный.

Стереотипы как часть жизни

В чем их главный минус? – Стереотипы ограничивают развитие человека как личности. Вгоняют его в определенные рамки. И вместо непредвзятого трезвого взгляда, мы получаем набор факторов, которые трансформируют информацию из вне в своего рода стерильный, инкубаторный вариант реальности, что очень негативно сказывается на долгосрочном развитии мозга.

Со стереотипами можно стать однобоким профессионалом в какой-то узкой сфере и не замечать ничего вокруг . С такими взглядами можно будет постоянно слышать: «Скучно, мир отстой! Что делать, вокруг одни придурки, меня никто не понимает и т.д.» Это весьма прискорбно, господа. Ладно еще, когда у человека беда случилась, и он расстраивается и злится на всех вокруг, с точки зрения психологии – это вполне нормально. Но когда такой зашторенный узконаправленный критикан начинает причитать, что «все плохо», то кто же виноват, что он идет по узенькой тропинке, которая вся в говне. Может нужно оглянуться вокруг, посмотреть другие, пусть даже «немодные» направления, которые скрывают стереотипы. Причем, как только этот железный занавес спадет, станет ясно, что это было перемещение по свинарнику ночью, а рядом находится офигенный хайвей, где куда лучше движение.

Девушки же любят обобщать, что-то вроде: «Она красивая – наверно, тупая». Как будто, чем выше IQ – тем она хуже выглядит. Любой стереотип, который все обобщает – зло! Обобщать нельзя – это не рационально, это заставляет мозг расслабиться.

Разрушение стереотипов

Что делать? С чего начать? Банально, для начала будет достаточно добраться до работы, дома, другим маршрутом, желательно взять время с запасом. Можно проснуться раньше и прогуляться/пробежаться по ближайшей территории. Можно сменить работу, будет вдвойне легче, имей вы небольшие сбережения на первое время. Подробнее о смене работы было рассказано в статье « », та статья тоже ломает шаблоны.

Общая идея для изменений – выход из зоны комфорта . Купите яркую вещь и носите ее на людях, пожелайте удачи первому встречному, смелее вступайте в диалоги. Шлите всех лесом – кто говорит, что у вас ничего не получится и вам нужно «заняться другой деятельностью», если вы, конечно не наркотики продаете))

В общем, вариантов множество, их основа – это вести себя смелее и раскрепощённее. Допускать до своей головы, обдумывать любую идею или мысль, даже самую бредовую. Быть открытым, честным и адекватным. К сожалению, такое поведение граничит с дибилизмом, потому не стоит разгуливать в трусах по городу, демонстрируя раскрепощенность.)

Напутствие

Личностный рост и саморазвитие процветают, когда мы неподверженны стереотипам.

Взаимодействие с разными по взглядам людьми, но без осуждения и споров – это нейропсихологические катализаторы, благодаря чему мы становимся способны принимать намного больше знаний без когнитивного диссонанса. Все разногласия мнимые, без них можно взглянуть на мир в ином свете.

Ломаешь рамки эмоциональной фиксации – развиваешься ! (Задумайтесь над этим!)

Итог:

Мир не 2-х цветный. А глупые убеждения заставляют верить в то, что есть только черное и белое, только плохое и хорошее, жизнь получается как в пробирке. Хотя в действительности нет только «зимы» и «лета», есть «слякоть» и «оттепель». Есть «теплый майский дождь» и «пронизывающий осенний ветер». И мне все равно, что Фредди Меркьюри был гомиком, я не перестану только поэтому подпевать песни Queen.

Перед тем как читатель познакомится с моим эссе, я, наверное, должна сказать несколько слов о себе.

Парадокс судьбы заключается в том, что я начала печататься по-русски в Финляндии, а в своей собственной стране, на языке которой и для людей которой пишу, - по-фински. Журнал “Carelia”, выходящий в Петрозаводске на финском языке, уже давно перевел мои рассказы “Солнечные змейки”, “Предрождественская толчея”, “Ленинград - Красноярск - и обратно”, “Рыжая черепаха”, “Задрыга”, “Сорок восемь часов дороги домой”, статьи “Я - в Финляндии” и “Дорогих мужчин поздравляю с 8 Марта”, опубликованные за рубежом. В российских журналах по-русски я начала печататься как автор литературных произведений лишь с 2003 года.

Мое новое эссе - это продолжение серии очерков, которые были написаны о странах, где мне повезло жить: об Индии, Дании, Франции. И вот теперь - еще одна страна, в которой я нахожусь с 1993 года.

Итак, “Впереди - Финляндия!”

Под таким названием в 1994 году был напечатан первый очерк, положивший начало всем моим дальнейшим литературным публикациям. С тех пор прошло
10 лет, и я снова, уже с позиции нового опыта, возвращаюсь к этой теме.

Впервые я попала в Финляндию в 1989 году.

Я вышла из поезда и почувствовала, что вокруг меня все другое: архитектура зданий, улицы, магазины, люди с мило кюсюмюксюющим языком (“кюсюмюс” - по-фински “вопрос”); даже, кажется, небо было другим: оно было непроницаемым, плашмя лежало над головой, окутывая середину дня в сумерки, и из него в январе мелкой крупой сыпался дождь. И я поняла, что нахожусь в другой стране, в том месте, которое называется “столица Финляндии”. На меня наехал магазин “Сокос”, потом “Стокманн” - как огромные океанские лайнеры, полные чего только не! - я вертела головой направо и налево, все с интересом разглядывала, улыбалась, мне тоже улыбались все вокруг. Почти никто не говорил по-английски, но все старались доставить мне как можно больше удовольствия от пребывания в их стране.

Я без труда съездила еще и в соседнюю Швецию на изумительном пароме, который и сейчас курсрует между Хельсинки и Стокгольмом, с музыкой, барами, бутиками, какими-то театральными представлениями и незабываемым буфетом, где я за чисто условную по нынешним временам плату съела пять тарелок деликатесов и ночью поняла, как умирают от обжорства. (Но все-таки выжила и благополучно вернулась обратно в Хельсинки).

Я впервые побывала в стране, где живут финны.

Конечно, я помнила двух героинь сказки Андерсена (к ним попала Герда, когда искала Кая): Лапландку и Финку, которые переписывались на вяленой треске. Я вспоминала именно этих персонажей, когда смотрела на окружавших меня людей: они были немногословны, но так же добры и готовы помочь.

В одной из статей профессора Хельсинкского университета Арто Мустайоки я прочитала о том, как финны определяют себя сами: отношение к труду серьез-
ное - это самое важное в жизни, - работать любят; работают быстро, точно, аккуратно; молчаливы и эмоций не выказывают, люди замкнутые, скромные, разумные; друзей мало, отношения с друзьями не теплые, но добрые и верные; любят стабильность и порядок, воспитаны быть вежливыми. Власть уважают.

Именно это я, кажется, и прочувствовала за то короткое время, пока находилась здесь.

Меня возили в незадолго до того открывшийся научный центр “Эврика”. Это было необычно и красиво, особенно стереофильм, который демонстрировали в конце: у меня осталось полное ощущение того, что я плыву на катере.

Мне показали, как работает самая знаменитая в Финляндии и известная на весь мир Лаборатория низких температур Хельсинкского технологического университета (Kylmalaboratorio). Проведя за простую, похожую, скорее, на гаражную, дверь внутрь длинного коридора, мне сказали: “Вот здесь и делается финская физическая наука”. Вдоль всего коридора в комнатах у компьютеров сидели спиной друг к другу сосредоточенные люди, а дальше шли огромные помещения с установками. Тишина царила полнейшая, только шумела копировальная машина. Мне сказали: “Во время рабочего дня в Финляндии никто не разговаривает”. А у меня глаза разбегались от лежавших на столах красивых ластиков, точилок, скрепок, разноцветных шариковых ручек, папок, белоснежной финской бумаги, от белизны и чистоты стен.

Экскурсовод водила меня (единственного туриста!) по зданию Парламента. Я побывала в Атенеуме, и в Национальном музее, и во многих других. Меня приглашали в рестораны и в гости. И когда от всего виденного и слышанного я приходила в восторг, только скромно покачивали головой и улыбались, а когда бурно выражала эмоции, разводили руками и говорили как само собой разумеющееся: “Но у нас это всегда так!”

Девочки и мальчики в шапочках с помпонами и рюкзачками за плечами напоминали мне рождественских гномов и умиляли.

Хельсинки остался в моей памяти как тихий, спокойный, с размеренной жизнью город скромных, трудолюбивых людей, уважающих собственные традиции и историю. Финнов.

Но я никогда не забываю, что tempora mutantur et nos mutamur in illis 1 .

В девяносто третьем я приехала в Финляндию опять, и меня поразило состояние депрессии, в котором находились люди. Все как бы притихло и настороженно замерло. Это, может быть, было незаметно для глаза, но это ощущалось.

Я осела надолго. Когда живешь в среде, увидеть изменения, которые происходят в ней, гораздо труднее. Но первое, что, я думаю, бросается в глаза, - это русские автобусы в центре Хельсинки и русская речь, которая звучит вокруг. Вы находитесь в ней постоянно: на улице, в магазинах, в кафе.

Подростки ругаются знакомыми словами где-нибудь в метро или около универсама... простите, kkk-MARKETа... Это тоже создает соответствующую ауру... Те, кто попал сюда гораздо раньше нас и кто всегда старался нести в себе Русскую Культуру - я написала оба слова с заглавной буквы, потому что именно это имела в виду, - должны, наверное, испытывать разочарование: теперь мы так часто демонстрируем бескультурье, и это выглядит печально. Именно в той среде сохраняются до сих пор русские мелочи быта: русские конфеты, чай в тонких стаканах в подстаканниках, что создает иллюзию определенного стиля жизни. Еще несколько лет назад в среде “старых русских” озабоченно говорилось: “Мы должны сохранить язык Пушкина и Толстого!”

Бывая теперь в магазине (в “Стокманне”), я, пожалуй, не чувствую никакой разницы, как если бы я находилась в российском универмаге. Рядом слышу: “Так, пойдем дальше, посмотрим, что тут дают!” Или: “Так какую люстру брать: с пятью рожками или с тремя?.. Хрустальная, итальянская... Две? А вторую куда повесим?..” (это - консультация с женой по мобильнику). Узнав во мне русскую, предлагают: “Сейчас мы вызовем русского продавца, который обслужит вас”. И перед самым закрытием на прекрасном русском языке объявляют: “Уважаемые покупатели! До закрытия магазина осталось 15 минут”.

На улице же у меня полное ощущение того, что я в Москве: машины мчатся, люди несутся, задевая друг друга, все куда-то спешат, а если не спешат, то раздражают (“И что пройти не дают?! Остановились тут!”). В дни распродаж по Хельсинки движется поток набитых вещами целлофановых пакетов. В пустых раньше вагонах метро в часы пик теперь не сядешь; стоя с правой стороны эскалатора, ощущаешь с левой нескончаемое движение людей. И куда делись они, те, среди белых снежных сугробов, спрятавшиеся в уютных деревянных домиках, коротающие зимние вечера за чашечкой крепкого кофе и прислушивающиеся, не звенят ли уже вдали рождественские колокольчики на шее у joulupukki (рождественского козла), который, стуча копытцами, несется по снежным равнинам Финляндии с севера на юг?

Вокруг - справа, слева, впереди, сзади, издалека - слышны реплики на нашем языке:

Ножками, ножками по ступе-енечкам...

Может, в “Анттиллу” сходим?

Там нет ничего, я уже с утра бегала...

Ну, пока, сказали, не берут, обождать маленько надо...

Смотри, классное пальто тетка меряет!..

Я что, уродоваться, что ли, буду!..

Ой, бабы, пошли отсюда, у нас это уже вчерашний день...

Мой недоволен, что я с ним в Америку не еду, а я ему так и сказала: “У меня депрессуха! Мне жизнь надо устраивать!”

Мужчинам всегда подавай только супер-сэкси...

Да ну их на...!

А в школе учительница сегодня говорила...

Давай еще сюда зайдем: смотри, тут красота какая...

И на весь подземный переход по мобильнику:

Леха, ты где застрял? Встречаемся на повороте!..

Или обращаются к тебе с вопросом, стараясь, чтобы правильно по-фински было:

Voisitteko kertoa missa... katu on? (Вы не скажете, где такая-то улица?)

Примерно так, конечно.

И я отвечаю на чистом русском, как ответила бы в Москве:

Ой, девочки, не знаю.

И получаю уже тоже по-русски:

Извините...

Бывшая застенчивая финская молодежь теперь громко хохочет, курит, сплевывает прямо под ноги стоящим на остановке - иногда мне хочется подойти и сказать: “Ты что же это безобразничаешь! Что же это ты город загрязняешь!” (говори я свободно по-фински, честное слово, так бы и сделала), - и (!) все чаще и чаще перебегает улицу, не обращая внимания на светофор! (В этом месте повествования финны возмущаются и безнадежно качают головой - мол, ничего с этой молодежью теперь не поделаешь).

Разноцветной толпой идут школьники - разноцветной не только в одежде, но и в цвете кожи.

Ну, Людмила, это только здесь, на юге. (Хельсинки - это юг, кстати. - Л.К .). А дальше - все совсем другое. Там - настоящая Финляндия.

Да, да, - соглашаюсь я. Не все сразу. Step by step...

Но я не к тому.

Я к тому, что от комплексов пап и мам не остается постепенно и следа, а национальные шапочки постепенно заменяются мировой модой.

Но несмотря ни на какие ее ухищрения, несмотря на неуклонное движение к мировому стандарту (и стандарту вообще), финн и финка в душе сохраняют стиль и моду финские и безошибочно определят, где ты купила свое пальто: в ширпотребном “Стокманне” или в “Маримекко”, стиль которого, так же, как и стиль Алвара Аалто, перенести на чужую почву невозможно - они только финские. Не все любят тот и другой стили:

Ну, Маримекко - это всегда полоски!

Стиль Алвара Аалто мне кажется слишком холодным! Я его не люблю.

Но вот я прихожу на работу в пальто из “Маримекко”. Сначала на него смотрят, и я понимаю, что оно произвело впечатление. Потом, когда я его снимаю, мне предлагают плечики, берут из моих рук осторожно, чуть ли не сдувая пылинки, и уважительно вешают в шкаф. Не расположенные к комплиментам финские мужчины могут и не выдержать: “Красивое у тебя пальто!” И это самая высокая оценка твоего вкуса!

Все это, конечно, вещи чисто внешнего порядка.

Писать о Финляндии русскому, который попал туда в 90-е, значит, в первую очередь, писать о вживаемости в среду.

Финляндия в этом смысле, наверное, занимает особое место. В Хельсинки, например, постоянно действуют русские программы театра “Савой”, часто проводятся художественные выставки, приезжают на гастроли петербургские и московские артисты. И хотя Куклачева с его кошками было уж слишком много, сколько же финских детей на каждом его представлении сидело в зале! А кроме того, существуют многочисленные клубы, кружки, которые могут посещать не только русские, но и финны, наконец, различные ассоциации. Ностальгию, согласитесь, испытать трудно. Да и страна наша - четыре часа езды на поезде от столицы. Все это создает ощущение того, что вроде бы и не отрывались совсем. Жаль, нет сейчас художников-передвижников, чтобы написать, например, картину: “В Выборг за продуктами”. И не только не испытываем ностальгии мы, а скорее, наоборот. Может быть, именно поэтому у людей, которые имеют возможность приехать в Россию в лучшем случае раз в год, отношение к ней иное. Когда уезжаешь далеко, все отодвигается на необозримое расстояние. А тут - рядом. И разговор о финнах идет уже только так: “они” и “мы”, как будто стоят друг против друга, но по разные стороны границы.

Прежде всего, мне кажется, необходимо разрушать стереотипы, которые так склонны создавать люди и из рамок которых не так легко потом выйти.

“Почему русские всегда говорят, что финны их ненавидят?” - спрашивали меня не раз. (Здесь нужно оговориться, что речь шла исключительно о вновь прибывших переселенцах). Честно говоря, не знаю, что ответить на этот вопрос, так как понимаю, что имеется в виду: заранее заданная установка, с которой большинство людей собирается войти в новую среду. И собирается ли, кстати сказать?..

Помню, на одном из собраний русскоязычных (от этого термина, похоже, нам уже никуда не деться) какая-то новая жительница жаловалась, что соседи-финны вымазали ей дверь майонезом и кетчупом. Надо сказать, я отнюдь не испытала к ней сострадания. Я подумала: “До чего же ты их, бедных, довела!” Задаются ли хоть когда-нибудь такие люди вопросами: много ли хорошего мы видим от самих себя, особенно теперь, когда такое несметное количество нас живет за границей, тесно сгруппировавшись в неких заграничных “русскоязычных” сообществах? Как мы выглядим со стороны и что делаем для того, чтобы нас “любили”? И, наконец, почему нас должны “любить”? Я заранее отметаю все многозначительные воздыхания по этому поводу, сетования на “трудности” судьбы и прочие вещи, которые так любят повторять те, кто с удовольствием в одночасье покинул свою страну, надеясь найти лучшие бытовые условия в другой. И, найдя, понял, что это совсем не то, чего стоило искать, ибо оказался как бы выкинутым из новой среды, хотя и живет теперь в большой квартире, а не в двухкомнатной хрущобе.

За границу текут разные постсоветские граждане. Где их только не встретишь теперь! Об этом даже писать скучно. Сколько раз уже обмусоливали наши высказывания на улицах европейских городов!

На центральной площади Женевы, в историческом центре города, среди ренессансных домов слышится:

Понимаете, она признает только макароны, картошку, мяса она не ест совсем...

А я обожаю чернослив, - перебивают рассказчика.

Не успела попасть в Монако, обгоняют на дорожке в парке три человека и, услышав, что мы тоже говорим по-русски, завязывают разговор, удивляются:

Из Финляндии? Далеко забрались! А мы на радио “Свобода” работаем.

“Существует еще? Какой, однако, plusqvamperfectum теперь!” - думаю я про себя.

Среди оседающих за рубежом прочно, навсегда, конечно же, есть и бывшие обладатели партийных билетов, кое-кто пользовался в свое время “привилегиями” или в нашей замечательной, такой “человеколюбивой” стране занимался тем, что “стучал” и “топил” своих же сограждан - расставлял “пешки на шахматной доске”. И вот, оказавшись за границей, люди квинтэссируются (если можно образовать такое слово), перенося укрепившиеся навсегда в менталитете партийно-профсоюзные отношения на новую почву. Финляндия тут не составляет исключения. Бывшие члены КПСС процветают, приспосабливаясь к жизни среди иностранцев, как раньше они приспосабливались к “той” жизни, - умение приспосабливаться у таких людей колоссальное. А когда в иностранную аудиторию бросаются слова: “На советскую власть я не работала”, и иностранная аудито-
рия - поборница демократии - готова рукоплескать оратору, мне хочется встать и выйти из зала. Я до сих пор каждый раз думаю: “Что эти люди сделали со своими партийными книжками? Неужто выбросили их, заветные, с помощью которых распределялись блага?”

Все подобные вещи отвлекают, мешают, направляют мысли в другое русло. И это грустно.

За последние несколько лет, буквально на моих глазах, русскоязычное население районов, прилегающих к Большому Хельсинки, возросло в несколько раз. Сюда на постоянное жительство по-прежнему приезжают ингерманландцы, которые получили это право в 1991 году, и не только они: люди, которых финны приглашают для научной работы, люди, работающие в сфере искусства, на различных совместных предприятиях и фирмах, в сфере обслуживания, и просто те, кто находят пути, как переехать на жительство в другую страну.

Появились целые жилые районы, где сконцентрировано огромное количество русскоязычного населения.

Язык, как известно, средство общения. И как же вы будете общаться, если не знаете языка? Да. Здесь возникает обычно проблема номер один, ибо в определенном возрасте людям бывает очень трудно выучить чужой язык. Тем более, такой трудный, как финский, в котором пятнадцать падежей. Тем более, для людей, которые в нашей прошлой советской действительности никогда иностранных языков не учили. Хотя можно, конечно, научиться просматривать новости культуры, смотреть финские программы по телевидению. И это уже хорошо.

Когда говорят, что самое главное - выучить язык, чтобы интегрироваться, я сильно сомневаюсь. Среди моих знакомых есть такие, кто прекрасно знают финский язык, давно живут в Финляндии и при этом абсолютно не интегрировались в финское общество. Разумеется, язык - одно из условий. Но есть, в конце концов, миллион средств невербального общения, которые помогают людям на всем земном шаре понимать друг друга без слов. Было бы желание общаться, а средства найдутся. И разве мы всегда хорошо понимаем, скажем, людей, которые говорят на одном с нами языке - русском? Даже синтаксическое построение фразы у разных слоев общества разное.

Давно-давно, когда я еще только начинала жить в Финляндии, один из моих знакомых - финнов сказал: “Если ты не придешь к твоим соседям сама, они к тебе сами не придут. Ты должна сделать первый шаг”. Я это запомнила.

Однажды я ехала на поезде в Москву. Мой попутчик, переехавший, как выяснилось из разговора, за несколько лет до этого на постоянное жительство в Финляндию, оказался нестарым человеком - на вид ему было лет сорок. Раньше он работал пожарником. Сильный, здоровый, молодой еще по существу человек. И вдруг в том, что он рассказывал, мелькнуло такое, что тут же насторожило, знакомое что-то, что в книжных киосках у нас везде сейчас продается и идет нарасхват: “Он придет!.. Он судить будет, никто от Него не скроется!..” Честно говоря, я решила не обращать внимания и перевести разговор. Стала расспрашивать, как решается у него проблема с трудоустройством. Оказалось, что этой проблемой мой спутник не особенно озабочен, так как получает социальное пособие, которого ему вполне хватает. “Скоро Он придет и все увидит!” - заключил мой собеседник. Я перешла на тему досуга. Выяснилось, что эта проблема решается еще проще, так как телевизор - российская программа - основной источник информации и средство общения с миром. И еще чтение, конечно. Чтение о Нем.

Это не единственный случай, к сожалению, когда люди, поселившиеся на территории другой страны, живут лишь на ее территории , фактически продолжая оставаться жителями страны, из которой они прибыли, не желают осознавать, что они теперь - в другой стране. Их сообщества, местные “ячейки” нашей диаспоры, представляют собой замкнутые структуры со всеми присущими им отношениями. Мы создали множество как бы мини-Россий: принесли наши российские отношения и трансформировали их в соответствии с местными условиями. В одном из таких сообществ я даже услышала: “Давайте изучать, как русские влияют на местную культуру!” (Речь шла о 400 русских в городе, где 400 тысяч населения).

Да, в век глобализации говорится все больше и больше о сохранении национальных особенностей и национальной культуры. А как же без этого? Это ведь Культура, которая воспитывала человека с детства, Культура, которую он пронесет через всю жизнь, Культура, которая составляет его внутреннее “я”. Но я не совсем уверена, что это имеет отношение к месту, где человеку, может быть, придется жить потом. Кто знает, как сложится жизнь? Тот стержень, который человек несет в себе, не зависит от места его проживания.

Конечно, в Финляндии, как, я думаю, и в любой другой стране, можно прожить так, чтобы никогда ни с кем не поздороваться и никогда не узнать, кто же живет рядом. “Послушай, - говорю я как-то, увидев, что сосед, увешанный четырьмя детьми, попросту загораживается от меня тем, которого держит на руках, и не собирается меня замечать, - у нас в России при встрече знакомые люди всегда здороваются. Может, у вас это не так, но давай лучше все-таки говорить друг другу “Moi!” (“Привет”)”.

В Вербное воскресенье приходят “вербоваться” дети, и, хотя я с пятого на десятое разбираю стишок, который они выпаливают с ходу, с удовольствием наполняю их протянутые ладони шоколадными конфетами.

Ко мне звонят в дверь: “Людмила, на собрание жильцов идешь?” (Я живу в кооперативном маленьком доме). - “Ой, я же язык плохо знаю, опять не пойму, о чем речь!” - “Ничего, мы поможем. Давай, давай! Мы ведь наши насущные вопросы решать будем!”

Мы будем решать наши вопросы! Ко мне пришли мои финские соседи, чтобы идти решать наши вопросы. И мы решаем, например, куда перенести детскую песочницу и качели, чтобы не торчали у всех под окнами и чтобы детям было приятно играть и качаться на качелях среди сосен. Из-за этой самой песочницы с кем я только ни ругалась, доказывая, что дети должны приучаться к эстетике. Ругаюсь я вообще по-страшному, точно так же, как на своей “исторической родине” в Москве. “Ну, что вы вот тут сделали? - возмущаюсь я по поводу каких-то мелких ремонтных работ. - Ведь упасть теперь на этом месте можно зимой!” В отличие от русских у финнов есть прекрасное качество: они могут признать свою ошибку. Русский же не сделает этого почти никогда! Будет сознавать, что не прав, но не признается. А финн может сказать: “Да, я был не прав!” И тогда мы смеемся и - опять друзья.

А осенью мы озеленяем нашу общую территорию: едем в магазин покупать растения, землю в пакетах, делаем разметку. “Куда посадить гортензию, как ты думаешь?” - спрашивают соседи. - “Ой, ребята, не знаю, вы же финны, у вас же ваш финский дизайн!” - смущаюсь я. - “Нет, ты скажи! У тебя красиво получается!”

Все посажено, все поливается и растет, дети строят песочные крепости и на качелях среди берез, елей и сосен качаются. “А теперь мы должны знаете, что сделать...” - начинаю я. “Подожди, Людмила, теперь нужно немножко передох-
нуть! - останавливают меня. - Ты слишком быстро все делаешь!”

Я отнюдь не хотела бы, чтобы создалось впечатление, будто я пишу некую финскую пастораль. Люди есть люди везде, и идеализировать никого не следует. Как сказал один из тех, кто переделывал плохую работу другого: “Мы тоже разные бываем”.

Я приехала из страны, где соседом мог оказаться грузин, этажом ниже мог жить татарин, а напротив - еврей или армянин. Да и финны были. У моей бабушки на Украине квартирантка была финка! И все мы общались, не думая о том, что должны как-то “интегрироваться” - у всех были общие проблемы, которые мы решали. Нас никогда не интересовало, кто на каком языке говорил дома. И сами русские - кто? Сколько разных кровей в нас намешано?

Среди моих многочисленных знакомых были семьи, в которых мать была русская, отец - исландец, дети не знали этих языков - их родной язык был датский, и они считали себя датчанами.

Была когда-то в советские времена детская телевизионаая игра, которую придумали в ГДР. Она называлась “Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!” Там не нужно было знать немецкого языка - там нужно было знать правила игры. “Как тебе живется в Финляндии, во Франции, в Германии?..” - вопрос, который задают каждому, кто приехал в чужую страну.

“А как я живу в этой стране?” - вот вопрос, который, я думаю, должен задать себе каждый.

Трамвай затерялся, на табло написано, что ждать его целых 17 минут, потом он еле-еле тащится. И я, конечно, опаздываю на урок. И вообще - флаги везде висят, а я в календарь не заглянула: может быть, и уроков сегодня не будет? Но, кажется, никто ни о чем не предупреждал.

Вхожу на фирму запыхавшаяся. Все на месте, работают, но ждут преподавателя.

Почему флаги сегодня? - спрашиваю с ходу.

Праздник.

День Швеции.

Ах, да, есть такой день в календаре.

И что это значит? Как он празднуется? - Вопрос задаю в целях разговорной практики, а заодно и для себя - всегда узнаешь что-то, чего еще не постигла.

Неопределенно пожимают плечами.

Ну, все-таки, - допытываюсь я. - Ведь праздник же. Как вы его отмечаете?

Но раньше, когда я был маленький, - говорит Симо, - всегда отмечали. В этот день, 6 ноября, мы их били.

Били? Кого?

Тех, кто говорил по-шведски.

Зачем? - мои глаза недоуменно округляются.

А зачем они говорили на нем? Мы просто выходили на улицу и били их в этот день.

И где же происходили эти “бои”? - Меня уже начинает разбирать любопытство.

На Эспланади или в парке около Успенского собора. Мы собирались там во второй половине дня и начинали колотить их кулаками.

Да, просто шли на них и начинали бить. Все уже знали, что в этот день будет драка, готовились к потасовке.

Значит, это было вроде кулачных боев?

Ну, что-то вроде этого.

Тогда понятно по крайней мере, почему сегодня так плохо ходит транспорт.

Симо смеется:

Нет, нет, это просто в компьютерной системе что-то меняют.

Ну, да, специально приурочили к этому дню: компьютеры не работают, трамваи стоят, светофоры отключили, - продолжаю я шутить... - А что вы все-таки кричали, когда их колошматили?

Иногда просто hurri, но это не плохое слово, обычное. Просто мы их так называли...

А дома что ждало, когда с подбитым глазом возвращался?

Дома от родителей еще доставалось, конечно. В кухне на стене, за часами, висела розга для устрашения нас - мы были очень непослушные. - И мне довольно выразительно показывают размеры орудия, с помощью которого непослушных мальчиков превращали в благовоспитанных юношей, демонстрируют его положение в пространстве и механизмы воздействия.

Ужас! Значит, вас били? – Я даже не могу поверить в такое.

Ну, мама розгой, да... И каждый раз сама плакала, когда этой розгой наказывала. Бьет и приговаривает: “И что же вы такие непослушные, и когда же вы слушаться меня будете...”

Папа только ругал. Но когда наказывал, то ремнем. И это было действительно ужасно. - Вспоминая, Симо усмехается, качает головой: - Да, времена были... Двор на двор ходил. Но теперь ничего этого никогда не бывает, никто ни на кого не ходит больше. Тогда войну помнили еще, карточки отменили только в пятьдесят шестом году... Я, конечно, карточки уже не застал, но вокруг тогда все об этом только и говорили. Cейчас все успокоилось.

Понятно. Значит, Густава Адольфа вспоминаете иногда... - говорю я и дальше не продолжаю.

Но мы и императора Александра вспоминаем, - поняв, чтo я не договорила, улыбнувшись, продолжает Симо. - Это бывает перед Рождеством, когда поют рождественские песни. У нас есть длинная-длинная песня, вроде баллады. Ее слова доходят до сердца каждого финна.

О чем же она? - заинтересованно спрашиваю я (не забывая при этом и об учебных целях – лишний раз разговорная практика).

По-русски мне трудно тебе рассказать все. Но если коротко, то в ней пересказывается библейская история в соединении с финской. Обычно ее поют четыре мальчика - tiernapojat (в терновых венках). И там, в одной из частей, упоминается имя императора Александра.

А ты помнишь эти слова?

Симо берет лист бумаги, немного подумав, начинает писать, потом протягивает мне:

Keisari Aleksanteri

Suomen Suuriruhtinas,

Han pois otti orjuuden,

Han pois otti styrankin...*

Внушительно, конечно. И главное - правда. А мы и забыли давным-давно.

И цветы у памятника, наверное, поэтому всегда, - говорю я уважительно.

Ну, нет, - опять смеется Симо, - не поэтому. Это чтобы видно было, что в городе все на месте, все как должно быть...

В Финляндии интерес к России неизменен: мы и ближайшие соседи, и связи тесные исторические - об этом говорят, например, названия центральных улиц Хельсинки (Алексантеринкату, Лийсанкату, Софьянкату), его архитектура.

Финская аудитория всегда оживляется, когда слышит слово “конь” (по-фински означает клячу) или “лафка” - в старом хельсинкском сленге было достаточно много русских слов, а “киисели” - это уж “нормальное финское” название киселя. Теперь, правда, мы добавляем постепенно новые “словечки” и в себя впитали чужой язык тоже, образовав своеобразный “хельсинкский диалект” русского языка.

Финны любят русское искусство, балет, ставят постоянно пьесы Чехова, устраивают выставки и гастроли, приобщая своих граждан к мировой культуре. Конечно, приливы и отливы этого интереса к нам прогнозировать весьма трудно, практически невозможно. Например, количество желающих изучать русский язык колеблется постоянно то в ту, то в другую сторону. И если в первой половине
90-х учебные аудитории были переполнены, то сейчас в основном все диктуется лишь коммерческими потребностями. Интерес к нам явно упал: слабых изучать скучно и не нужно - у них вы не найдете примеров для подражания. В такой ситуации важно быть особенно осторожными. Люди оставляют Россию и как-то забывают, что это страна, которая дала образование, культуру, позволила достигнуть определенного материального уровня (по своим, российским, возможностям). Можно ли открещиваться и можно ли откреститься навсегда от того, что раньше было твоим, можно ли убежать от него? Ведь сколько бы времени ни прошло, оно все равно будет сидеть внутри. Недавно я услышала от одного новоиспеченного гражданина Израиля, что его родной язык - иврит! А я, общаясь с ним лет двадцать пять по-русски в нашей общей когда-то стране, думала, что мы люди одной культуры...

Мне иногда говорят: “О чем ты пишешь? Мы все это знаем!” Люди, как всегда, хотят сказки про королей и королев...

На углу двух центральных улиц Хельсинки - Маннергейма и Алексантеринка-
ту - исполняют “Калинку”, или “Пусть бегут неуклюже”, или пытаются воспроизвести растрескавшимся голосом репертуар Высоцкого - на любой вкус, что вам больше нравится.

Рано утром у выхода из метро, пристроившись в углу и бросив для виду в шапку, которая стоит рядом, несколько “евреев” (для непосвященных - так называют евро, как разъяснили мне как-то в поезде Москва-Хельсинки), на чужой мотив - не то испанский, не то итальянский - поют русские слова, и я, невольно прислушиваясь, на ходу отмечаю про себя: звучит ведь не хуже итальянского мой родной язык! И как Ломоносов все правильно сказал!..

Я проношусь мимо и теряюсь в толпе, которая тоже спешит по своим делам...

Хельсинки, апрель, 2004

1 Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (лат .).

*Царь Александр,

Великий князь Финляндский,

Он уничтожил рабство,

Он уничтожил тиранию...

Стереотипное мышление – это проблема, знакомая практически всем людям. Каждый временами попадает под влияние стереотипов, просто у кого-то это случается иногда, а у кого-то стереотипы стали основой мышления. Говоря о том, что такое стереотипное мышление, можно представить себе определенный шаблон, который все обобщает, и люди применяют его во всех ситуациях, хотя практически всегда ситуация выходит за рамки этого шаблона. Общество внедряет в сознание определенный образ мыслей, и человек, не имея собственного опыта в каких-либо вопросах, доверяется стереотипам, которые на деле оказываются бесполезными.

Еще во время учебы в университете я познакомилась с одним очень интересным мальчиком. Звали его Андрей. Андрей был умным, симпатичным, весьма добросердечным, но вот был у него один явный недостаток – он все видел в черно-белом цвете. Любая ситуация у него имела четкие границы, и если что-то за эти границы выходило, оно автоматически становилось неправильным. По мнению Андрея, все профессии делились на женские и мужские, все богатые люди нажили свое состоянием воровством, у каждого мусульманина под одеждой спрятана бомба, а женщины все мечтают только об одном – найти жениха побогаче.

Подобное стереотипное мышление часто мешало ему в жизни. В школе он очень любил иностранные языки, которые к тому же ему легко давались, но поступил он в технический университет, ибо «не мужская это профессия в словарях копаться». Так и выучился на специальность, которая ему неинтересна. Когда Андрей искал съемное жилье, его стереотипы мышления вынудили его отказаться от весьма хорошего варианта, просто потому что рядом жил кавказец (будет еще баранов в своей однушке резать). Личная жизнь тоже страдала от его подхода к жизни, ведь девушку, с которой Андрей встречался три года, он бросил, потому что «не должна женщина зарабатывать больше мужчины».

Так Андрей до сих пор и живет: работает на нелюбимой работе, живет в убогой квартирке (зато соседи – славяне), встречается с истеричкой-кассиршей. Недавно слышала от подруги историю, как Андрея привезли на скорой в больницу (отравился курочкой, которую приготовила «любимая»), и он целый час весь зеленый и дрожащий требовал мужчину-врача, так как женщины ничего не смыслят в медицине. Никакие уговоры на него не действовали, и не переубедило даже то, что у женщины, которой его изначально доверили, был красный диплом, многолетний опыт работы и множество научных статей.

Ограничивающие типы стереотипного мышления

Примеры шаблонного мышления встречаются повсюду. При общении с людьми нередко можно услышать подобные фразы: «Мужчинам от женщин нужен только секс», «Каждая женщина мечтает о детях», «Все рокеры – анархисты», «У блондинок мозгов как у амебы», «На эстраду попадают только через постель» и многое другое. Люди обобщают других по какому-то признаку (пол, возраст, национальность, профессия, внешность и т.д.), не принимая во внимание индивидуальные особенности каждого человека.


Какие существуют типы стереотипного мышления

Стереотипное мышление можно разделить на отдельные виды:

  • Полярное или черно-белое мышления (такое мышление заставляет человека делить все на плохое и хорошее, без каких-либо компромиссов);
  • катастрофизация мышления (характеризуется исключительно негативными прогнозами на свое будущее);
  • обесценивание позитивных явлений (человек замечает только свои неудачи, а весь позитивный опыт остается без внимания);
  • изменение мышления на фоне всплеска эмоций (человек доверяет стереотипам, так как он чувствует, что это правда);
  • наделение людей ярлыками (создание стереотипов относительно определенных групп людей);
  • минимизирующее мышление (человек все воспринимает слишком негативно, и даже положительные явления ему кажутся не столь радостными, как они есть на деле);
  • выборочное мышление (из всего, что случается с человеком, он воспринимает только неудачи);
  • уверенность в своем умении читать мысли (человек отказывается верить в то, что его первое впечатление может быть неверным);
  • чрезмерное обобщение (имея негативный опыт в какой-либо истории, человек обретает уверенность, что так будет во всех подобных ситуациях);
  • персонализация (человек считает себя причиной любых отрицательных эмоций со стороны окружающих);
  • долженствование (убеждение в том, что все должны действовать по определенному образцу без каких-либо отхождений от правил);
  • туннельное мышление (даже при наличии каких-то плюсов от ситуации, человек замечает только минусы).

Если Вы за собой заметили хотя бы одну разновидность стереотипного мышления, то советую Вам сразу же заняться изменением своих убеждений. В случаях когда самостоятельно с проблемой справиться не получается, необходимо обратиться к психологу.


К чему приводит стереотипное мышление

Стереотипное мышление – это мышление, которое вредит как своему носителю, так и людям, окружающим его. В зависимости от типа мышления и степени подверженности шаблонному мышлению человек подвергается различным видам негативного воздействия.

  1. Человек рискует потерять свою индивидуальность. Стереотип мышления – это некий шаблон, который подгоняет людей под определенный паттерн (модель поведения, образец). Так, при общении с человеком учитываются лишь стереотипы, а его индивидуальные особенности и навыки остаются без внимания при формировании образа. Паттерное мышление обезличивает окружающих, создавая тем самым преграды для выстраивания отношений.
  2. Заниженная самооценка. Под воздействием стереотипов человек осознает свое несовершенство. Понимая, что он не соответствует идеалам общества, человек перестает себя любить. Постепенно развиваются комплексы, а вера в себя практически исчезает. Замечая недовольство по отношению к себе со стороны окружающих, человек со стереотипным мышлением чувствует к себе отвращение. Желание всем понравиться в данной ситуации сильно вредит, так как неодобрение общества, даже если таких людей найдется и немного, повлияет на самооценку. Концентрируясь на своей неидеальности, человек неосознанно заменяет веру в себя массой комплексов касательно внешности, характера, достижений, финансового состояния.
  3. Боязливость. Человек испытывает сильное чувство страха касаемо своих слов и поступков. Любое действие, так или иначе, вызывает отклик в обществе. Стереотипное мышление пробуждает страх того, что окружающие осудят любой шаг. Каждый хочет одобрения и признания со стороны общества, но если какие-либо действия идут вразрез с общепринятыми нормами, то общество может запросто отвернуться от человека. Таким образом, боязнь общественного порицания приводит к тому, что человек старается никак не выражать свое мнение, чтобы случайно не потерять одобрение окружающих.

Последствия стереотипного мышления не всегда бывают столь катастрофическими. Часто жизнь людей не сильно зависит от стереотипов, но в запущенной форме подобное мышление может кардинально изменить жизнь.

Как избавиться от стереотипного мышления

Чтобы избавиться от стереотипного мышления, достаточно следовать нескольким правилам.

  1. Медитируйте. Подобное упражнение позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. Медитации освобождают разум, и он, не подверженный никаким стереотипам, может порассуждать спокойно и без чужого влияния.
  2. Контролируйте собственные мысли. Пуская ход рассуждений на самотек, человек неосознанно подвергается влиянию стереотипов. Если в этот момент попробовать сосредоточиться на рассуждении и взглянуть на дело отчужденно, то мышление абстрагируется от стереотипов.
  3. Задавайте себе вопросы: «Зачем я так поступаю?» и «Почему?» помогут трезво взглянуть на ситуацию.

Первое время человеку сложновато следовать этим правилам, но со временем все эти упражнения становятся неотъемлемой частью рассуждений.


Итоги

Стереотипное мышление присутствует у многих людей, но лишь некоторые готовы признать проблему и попытаться исправить ситуацию. Постоянное саморазвитие – это необходимое условие для становления успешным человеком. Для более детального погружения в проблему можно почитать другие статьи на сайте, так как чем больше известно о сути проблемы, тем больше способов ее решения отыщется. Работайте над собой, над своим мышлением, над своим внутренним миром, ведь главный человек в вашей жизни – это Вы сами.

Лирическое отступление: один из самых главных уроков в моей жизни .

Давным-давно, я был наивным-наивным первокурсником. И как-то вечерком в общаге не слишком дружелюбный старшекурсник хлопнул мне пару раз по морде, а потом мы с ним выпили пива. Посмеиваясь и дыша перегаром, мой новоявленный приятель стал учить меня жизни. Взял возвышенно-философский тон, и, дирижируя стаканом, провозгласил:

В жизни нужно на каждом шагу спрашивать три вещи.

Зачем нам это надо?

Что нам за это будет?

Что мы с этого будем иметь?

Урок я вроде усвоил.

Так вот. «Зачем ломать стереотипы» — вопрос довольно простой и очевидный. Однако очевидные вещи нужно не только знать. Их нужно еще и осознавать как следует. И главное – действовать в соответствии с ними.

Стереотипы мешают нам достоверно оценивать мир вокруг нас. Мы получаем неверную информацию, а значит, строим на ее основе неправильное поведение. Неправильное – значит «неэффективное», мешающее добиваться наших целей.

Вот, например.

Стереотип «труд это уже ценность, слава труду» . Вот этот человек – молодец, работает целый день, устает, старается. Все правильно?

В ответ так и просятся цитаты:

«Получается, что лошадь лучше любого человека – работает больше» (Горький)

«Работаем от забора и до обеда!» (Армейский анекдот)

Примеров в жизни полно. «Марьивановна, но я же учил!» — вопит школьник, получая трояк. «Зато я сделал сто втулок» — оправдывается рабочий, получив нагоняй от мастера за огромный процент брака.

А ведь все так просто. Нужно не делать. Нужно – сделать. Причем не как-нибудь. Во всем важен результат. Результат и оценивается. А процесс – побоку.

Все это нужно не просто понимать. Нужно принимать. Иначе вы будете мыслить неэффективными категориями, а значит – работать впустую, ради процесса, не получая результата.

Вам также будет интересно:

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...