Сегодня, планируя свой профессиональный путь, свою карьеру, многие не задумываются: а подхожу ли я на ту или иную должность? Обладаю ли я нужным потенциалом качеств? Не обходит это явление и должность менеджера. Слово новое, красиво звучит. А какими качествами должен обладать современный менеджер? - об этом задумывается далеко не каждый.
Само слово "менеджер" (менеджмент) уже прочно закрепилось в нашем лексиконе. Оно пришло к нам с Запада и сейчас неотделимо от нашей жизни. Первоначально данный термин обозначал умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол "to manage" (управлять), который в свою очередь исходит от латинского "manus" (рука). Буквальный перевод термина "менеджмент" - "руководство людьми". В современной литературе менеджмент понимается как процесс управления отдельным работником или целым коллективом.
В процессе веков происходило формирование образа идеального менеджера. Конечно, любой менеджер - это прежде всего, человек. Он обладает своими качествами, чертами характера. Однако одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие - нет. Именно поэтому вопрос о личностных качествах менеджера приобретает актуальность. [Сутович]
Исторический опыт и опыт разных стран в определении качеств идеального менеджера
Каждый специалист в области управления имеет свой взгляд на идеал. Так, по мнению Конфуция, основным качеством менеджера является тонкое и глубокое проникновение в характеры и чувства своих сотрудников. Греки времен Гомера выделяли в идеальном руководителе: мудрость Нестора, справедливость Агамемнона, хитрость Одиссея, энергичность Ахиллеса. Хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует. Однако он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.
Родоначальник, отец научной организации труда Ф. Тейлор считал основными у идеального менеджера качествами - ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль на первое место ставил предвидение. Большое внимание он придавал также организаторским способностям, компетентности, крепкому здоровью, интеллекту, высокой культуре и нравственности.
Современные ассы менеджмента также не имеют общего мнения, какими качествами и чертами характера должен обладать хороший менеджер. Однако следует отметить, что в силу различных национальных особенностей, различного экономического развития стал вырисовываться идеальный менеджер для каждой страны.
Рассмотрим образ идеального менеджера разных стран.
Так, в США принято выделять следующую цепочку важных качеств хорошего менеджера: развитость ума; честность; логичность; техниковооруженность; широта познаний; перспективность; коммуникабельность; цельность характера; лидерство; способность делегировать власть; ораторские способности; умение принимать решения; твердость; умение сосредотачиваться; умение воспитывать; чувство юмора; умение слушать; желание слушать; объективность; организаторские способности. Наверное многих, прочитавших такую последовательность, удивило, что организаторские способности на последнем месте, а слово "профессионализм" не вошло ни в первую и ни во вторую десятку. Но американцы имеют свой взгляд на менеджмент. В "Курсе для высшего управленческого персонала", переведенного с английского языка в 1970 году, можно прочесть: "Человек, занимающийся административной работой, должен быть зрелым эмоционально, наделен большим интеллектом, высокоразвитым чувством интеллектуальной любознательности и иметь солидную подготовку. Более того, черты его характера и ум намного важнее, чем знание им техники управления и наличие профессиональных знаний". Как видим, национальные особенности играют очень важную роль в формировании идеального образа менеджера. И образ неунывающего "американского героя" наложил свой особый отпечаток и на образ менеджера. Как бы в подтверждение этого можно привести слова Чарльза Швэба, одного из ведущих американских менеджеров: "Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения".
Качества, вошедшие в первые две десятки важнейших в образе идеального менеджера Англии, отличаются не только своей последовательностью, но и содержанием. Английская цепочка качеств имеет следующий вид: способность делегировать власть; коммуникабельность; доступность; умение слушать; авторитетность; компетентность; техниковооруженность; честность; твердость; заинтересованность в людях; позитивность; решительность; юмористичность; широта способностей; продуктивность; дружелюбие; прилежание; общительность; знание специальности; отсутствие болтливости.
Совершенно иной подход к образу идеального менеджера во Франции. Проведенная беседа специалистами фирмы "Коржеф" с 598 менеджерами позволила выделить следующее: 41% считает, что самое важное для менеджера - это "дар божий". При этом, под данным понятием они подразумевают умение и навыки межличностного общения. 36% опрошенных на первое место поставили неординарность, 10% - жизненный опыт, 8% - техническую компетентность, 4% - авторитет, а 1% - внешние данные.
Совершенно другое мнение о качествах, необходимых менеджерам, у финских специалистов. По их мнению, руководитель должен обладать напористостью, включающую в себя известную агрессивность (в положительном смысле слова), целеустремленность, стремление обязательно добиться достижения поставленных целей, доведения начатого дела до конца.
Опрос президентов 41 крупной японской компании позволил выделить следующие качества, необходимые менеджеру-президенту: энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска (42%), долгосрочное предвидение и гибкость (34%), широта взглядов, глобальный подход (29%), умение правильной расстановки кадров и справедливых санкций (24%), готовность и способность выслушивать мнение других (22%), личное обаяние (22%), использование открытого стиля управления, приветствующего сотрудничество (19%), умение четко формировать цели и установки (17%). [Сутович]
Состав основных личностных характеристик человека, влияющих на ПРУР
Каждое УР в какой-то мере отражает индивидуальность его инициатора и систему ею ценностей. Поэтому каждое УР может в чем-то не гармонизировать с остальными участниками этого процесса исполнителями и потребителями решения. В литературе по управленческим решениям используются три синонима: «человеческий фактор», «личностные качества» и «личностные характеристики». Роль человеческого фактора проявляется во влиянии на процесс подготовки УР, оценки существующего УР и оценки результатов его выполнения. К личностным характеристикам относятся: внушаемость, воля, здоровье, опыт, особенности мышления, ответственность, профессионализм, реакции, рискованность, темперамент, уровень эмоциональности, характер внимания. С точки зрения подготовки и реализации УР представляют интерес особенности мышления человека, глубина, широта, быстрота и гибкость.
Глубина - характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек при этом может абстрагироваться or окружающих элементов Для таких людей будет эффективным аналитический метод подготовки УР Широта - отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общем сценарии деятельности. Широта мышления способствует эффективному применению метода «дерева решений» и метода сценариев
Быстрота - определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение. Быстрота мышления позволяет перебирать множество вариантов, что необходимо при эвристических методах подготовки и реализации УР.
Гибкость - характеризуется своевременным и обоснованным переходом на новые методы разработки и реализации УР. Гибкость и готовность к компромиссам необходимы при матричном методе подготовки и реализации УР.
Важное значение при ПРУР придают способности личности на уровне здравою смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей Это власть, основанная на исключительных качествах личности - мудрости, святости, героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, достойной и уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе.
Большое влияние на ПРУР оказывают такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм. Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и реализации УР, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период своей деятельности. Романтизм - это один из источников развития компании. Однако он часто приводит к разочарованию как самого руководителя, так и персонала. Обычно в компанию вливается порция нового романтизма в связи с обновлением персонала, поэтому руководитель должен определить для себя меру такого романтизма и осуществлять контроль над деятельностью подчиненного-романтика.
Теория менеджмента основывается на том, что только сплоченный и организованный коллектив может работать в полную силу. Существует много способов, как сплотить коллектив. Лучше всего сплотить его при помощи авторитета уважаемого человека, того, которому все готовы подчиняться беспрекословно 10 .
Среди личностных качеств менеджера можно выделить основные: уверенность, порядочность, честность, справедливость по отношению к подчиненным, уважение к окружающим, хорошее здоровье, энергичность, жизнестойкость, любознательность, эмоциональное здоровье, чтобы выдерживать перегрузки и стрессы. Этот список, при желании, можно продолжить 11 .
Каковы же профессиональные качества менеджера: обладание умственными способностями, умение анализировать ситуацию, брать на себя ответственность за принятие решений и их исполнение, хорошо понимать цели фирмы, умение видеть и решать проблемы.
В профессиональные качества менеджера также входит ряд организаторских и деловых качеств: целеустремленность (ведь от менеджера в современном нескончаемом потоке информации и моментально сменяющих друг друга событий требуется постановка ясных, обоснованных целей), повышенная работоспособность, дисциплина и контроль над собой, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убеждая в своей правоте 12 .
Основные профессионально важные качества менеджера – реализм и умение руководить. Ведь каждый менеджер должен правильно оценивать свои силы и возможности, чтобы потом не пришлось расплачиваться за свои ошибки. И, конечно же, самое основное – умение руководить, управлять, организовывать и поддерживать работу коллектива.
Составим портрет современного руководителя. Для этого необходимо рассмотреть все основные качества менеджера. Некоторые из них являются специфическими, а некоторые самыми обычными, присущими многим.
Конечно же, менеджер – это не только руководитель, но еще и представитель фирмы, в которой работает, ее лицо. Это говорит о том, что его внешний вид должен быть абсолютно безупречен. Согласитесь, плохо одетый человек только испортит мнение о компании, в которой работает. Современные фирмы тщательно следят за внешним видом своих сотрудников.
Личностные характеристики менеджера разнообразны. В первую очередь, отметим следующие качества: 13
Энергичность;
Жизнерадостность;
Хорошее здоровье;
Чувство юмора;
Уважение к окружающим;
Любознательность;
Открытость всему новому.
Также отметим, что хороший менеджер должен уметь находить общий язык со всеми и каждым, быть неконфликтным, уметь ощущать, что хотят другие, и так далее. Что можно отнести к профессиональным качествам менеджера? Таких качеств тоже достаточно много.
В первую очередь, хороший менеджер должен уметь действовать в интересах своей фирмы, помогать ей развиваться, хорошо представлять ее на стороне. Он должен видеть и тут же решать проблемы, которые могут негативным образом сказаться на состоянии его компании. Хороший менеджер всегда готов взять на себя ответственность в сложной ситуации. Профессиональные качества менеджера включают в себя также целый ряд различных деловых и организаторских качеств. К ним стоит отнести целеустремленность, готовность работать даже в свое личное время, обязательный самоконтроль, а также дисциплину.
Менеджер должен уметь не только сам проникнуться идеей, но и заразить ею других. Иначе говоря, он должен вдохновлять людей работать в полную силу. Работая с людьми, менеджер должен уметь дать объективную оценку своим возможностям. В противном случае ему придется слишком часто расплачиваться за свои собственные ошибки, а также и за ошибки своих подчиненных 14 .
Формирование индивидуального образа служит залогом успешной работы. Руководитель в бизнесе является ключевой фигурой. По нему судят о всей компании. Поэтому имидж менеджера должен быть тщательно продуман. Имидж человека складывается в течение жизни. На него влияют следующие факторы: 15
Воспитание. Родители в детстве закладывают нормы поведения и индивидуальные характеристики.
Приобретенный опыт. С течением времени накопленная информация воздействует на образ человека. Этот опыт закладывает основу профессионального стиля и создает имидж менеджера.
Формирование образа менеджера начинается с совершенствования своего внешнего вида 16 . В порядке должны быть прическа, зубы, ногти, кожа. Наблюдательный человек по костюму, прическе и макияжу может сделать вывод о личностных характеристиках. Поэтому внешний вид должен быть всегда опрятным. Макияж должен соответствовать типу лица и быть максимально натуральным. При выборе одежды нужно обращать внимание на:
Неяркую цветовую гамму, гармонирующую с внешними природными данными;
Специальный покрой, подчеркивающий достоинства фигуры и скрывающий недостатки;
Деловой стиль одежды, отражающий сферу деятельности; современные аксессуары, которые сделают образ законченным (галстуки, перчатки, головные уборы, часы, портмоне, портфели, папки и прочее). Чтобы имидж менеджера был достойным, нужно уметь сочетать элементы одежды и аксессуары. Если у человека отсутствует вкус, то можно обратиться к стилистам и имиджмейкерам.
На формирование имиджа также влияют профессионализм и коммуникативная компетентность. Менеджер должен оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, принимать грамотные решения. Профессионал своего дела всегда умеет слушать партнеров, возражать, задавать вопросы, использовать язык жестов, мимику, сдерживать эмоции, строить переговоры 17 .
Образ менеджера должен соответствовать ожиданиям подчиненных. Тогда они, стремясь быть похожими на руководителя, будут развиваться и расти профессионально. Также индивидуальный стиль задает нормы отношений в коллективе: положительный имидж снижает число конфликтных ситуаций и гармонизирует общение работников между собой.
Формирование имиджа в этом случае может происходить двумя путями: целенаправленно или спонтанно 18 .
Целенаправленный путь. Это естественный процесс. Руководитель является самим собой и постепенно вырабатывает свой деловой имидж. В этом случае от менеджера требуется только постоянное самосовершенствование в профессиональном плане.
Спонтанный путь. Он представляет собой активное формирование образа с помощью некой «маски», которая соответствует типу корпоративной культуры. Этот стиль не всегда близок личности самого менеджера.
Имидж менеджера создается годами, а потерять его можно в одночасье. Поэтому на работе нужно быть всегда хорошо одетым и причесанным. Также важно сдерживать эмоции, вежливо общаться и постоянно повышать свои профессиональные навыки.
Как мы видим, профессиональные и личностные качества менеджера должны быть присущи каждому управленцу, но не стоит забывать, что вряд ли найдется хотя бы парочка идеальных менеджеров, обладающих всеми перечисленными качествами. Однако вся наша жизнь – это долгий путь стремления к совершенству, а значит, учиться быть идеальным менеджером – никогда не поздно.
5.2. Личностные и деловые качества менеджера
Эффективный менеджер – это, прежде всего, личность, а потом – специалист. Поэтому эффективность управленческой деятельности менеджера определяется в первую очередь уровнем его личностных качеств . Практика менеджмента не даёт однозначного ответа о наличии чёткой взаимосвязи между конкретными качествами менеджера и успешностью управления, однако к числу важнейших требований к личностным качествам менеджеров в настоящее время чаще всего относят:
интеллектуальные качества , определяющие, в конечном счете, умение руководителя решать проблемы и принимать эффективные решения. К ним относятся: ум, память, рассудительность, эрудиция, образованность, стремление к саморазвитию, логика мышления, интуиция, проницательность, ораторские способности, быстрая словесная реакция и др.;
физиологические качества , характеризующие физические данные человека: высокая работоспособность, выносливость, состояние здоровья, внешность, представительность, осанка, походка, рост и пр. В истории известно немало лидеров, не обладавших этими качествами, однако их образ приобретал многие из этих качеств в глазах огромного количества людей;
психологические качества , определяющие черты характера и темперамент.
Черты характера определяют отношение руководителя к себе, к делу и другим людям. Основными чертами характера являются: целеустремлённость, решительность, энергичность, властность, требовательность, настойчивость, организованность, инициативность, готовность взять на себя ответственность, пунктуальность, трудолюбие, уравновешенность, уверенность в себе, амбициозность, чувство юмора, самокритичность и др.
Темперамент обусловлен совокупностью душевных и психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении. Понятие и типы темперамента впервые ввёл древнегреческий врач Гиппократ.
Психологи по типу темперамента делят людей на следующие группы:
холерики – это люди, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот тип темперамента самый неуравновешенный, например, когда на пути такого социотипа возникает препятствие, он не в силах сдержать возбуждение – оно выплёскивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно из-за своей прямолинейности в действиях;
флегматики – это люди, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Он сдержан и закрыт, не отвлекается на внешние раздражающие факторы. Хотя это не означает, что флегматик не способен вспылить, однако довести его до такого состояния весьма трудно;
сангвиники – это люди, которые беспокойны внешне, но спокойны внутри. Их темперамент оценивается как средне уравновешенный. После вспышек раздражительности они быстро успокаиваются. Для этого им достаточно переключиться на другой какой-либо внешний стимул, что они и делают;
меланхолики – люди, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Они занимают промежуточное положение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Свои внутренние переживания они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживлённости. Их проблема – поиск внутренней гармонии, которую легко разрушить воздействием внешних факторов.
При прочих равных условиях наиболее подходящими для управленческой деятельности считаются холерический и сангвинический типы темперамента;
морально-этические качества , являющиеся результатом воспитания и влияния общественной среды на отдельного человека. К наиболее существенным морально-этическим качествам относятся: искренность, честность, уважение к другим людям, чувство личной ответственности, совестливость, последовательность и настойчивость в труде, отсутствие склонностей к алкоголю и аморальным поступкам, умение признавать собственные ошибки и др.
Деловые качества менеджера способствуют достижению поставленной цели, намеченного результата. Эти качества проявляются в профессионализме менеджеров, умении выстраивать деловые отношения, в его организаторских способностях и в активной жизненной позиции.
Признание особой роли менеджеров в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении и необходимости их специальной подготовки.
Профессионализм менеджера зависит от степени овладения специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, а также от его организаторских способностей, выражающихся в умении работать с людьми.
Профессионализм менеджера обусловлен следующими основными качественными характеристиками:
наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
компетентностью в вопросах состояния и перспектив развития отрасли, в которой функционирует организация;
знание специфики деятельности предприятия и его основных подразделений;
владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на отраслевом рынке;
наличие знаний и практического опыта анализа среды организации;
умение прогнозировать и планировать работу организации;
умение обосновывать и принимать рациональные решения в условиях подвижности и неопределённости внешней и внутренней среды организации;
способность и умение управлять ресурсами организации;
владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
знание и умение в применении методов мотивации труда персонала организации;
владение эффективными методами контроля в организации.
Раньше считалось, что для управления организацией необязательно быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать технологию и технику управления, уметь работать с людьми. В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства. Поэтому в европейских и японских компаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в своих фирмах.
По данным исследований современный руководитель лишь на 15 – 20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего, он должен быть организатором, психологом, социологом .
Огромное значение в управленческой деятельности имеет опыт работы руководителя, который, наряду с положительными качествами, может включать и некоторые отрицательные аспекты, обусловленные выработкой привычки к старым способам действий, боязнью нового, консерватизмом и рутиной. Признаками рутины в работе руководителя являются :
абсолютная уверенность в правильности своих действий;
некритическое отношение к собственной деятельности;
отсутствие поисков новых путей и методов решения проблем и задач;
чувство превосходства над окружающими;
полная удовлетворённость положением дел и нежелание перемен.
Основное в деятельности руководителя – это работа с людьми. Организаторский потенциал руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям (среде). Его способность умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат в коллективе должна рассматриваться как один из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.
Под организаторскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать.
К организаторским способностям относятся:
целеустремлённость – проявление настойчивости в постоянной рационализации управленческого труда и способности к решительным действиям в достижении целей организации;
креативность – склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и т.д.;
коммуникабельность – общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
стрессоустойчивость – интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
доминантность – властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер и т.д.
Руководитель должен учитывать потребности подчиненных в самореализации и самоуважении. Поэтому в сферу его воздействия следует включать также сугубо личностные свойства людей, их психологию.
Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива являются мысли и чувства подчиненных. Существует лишь один путь влияния на их поведение – это познание руководителем их внутреннего мира и овладение приемами перестройки его в позитивном направлении. При этом каждый руководитель должен освоить механизм психологического воздействия на подчиненных, который подразумевает различные способы активизации их деятельности: убеждение, внушение и принуждение.
Руководитель с недостаточными личностными и деловыми качествами:
всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, так как не способен предугадать и почувствовать их приближение, и, соответственно, приготовиться к ним;
убеждён, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому старается делать всё сам;
занят несущественными деталями дела, участвует во всех делах, из-за чего никогда не имеет времени;
любит «заваливать бумагами» свой письменный стол;
носит непрочитанные документы домой для ознакомления с ними;
ничего не решает до конца, часто переносит решения на завтра;
в целях ухода от ответственности готов к любому компромиссу, склонен перекладывать свои ошибки на других;
с подчинёнными фамильярен, старается приобрести репутацию хорошего руководителя;
способен «из мухи сделать слона», всё видит в чёрно-белом изображении и т.п.
Практика менеджмента показывает, что в современных экономических условиях руководители должны быть не только предприимчивыми хозяйственниками, но и одновременно политическими деятелями, государственными людьми, обладающими широким кругозором, политической культурой, ориентированной на человека, на удовлетворение его потребностей.
Понятие «политическая культура» подразумевает политическую направленность, политические знания и действия, а также умение вести за собой возглавляемый коллектив, при этом правильно сочетать власть и неформальное воздействие на людей.
С учетом требований современного рынка и современных систем управления менеджер сегодня должен обладать вполне определенными личными качествами. Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Поэтому менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов корпорации и их взаимодействие с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, обладать умением идти на разумный и взвешенный риск, уметь осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и осуществлять бизнес-план. Менеджер должен обладать умением осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей и занятие в нем новых инновационных ниш.
К основным личным качествам современного менеджера можно отнести такие качества, как:
Жажда знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;
Упорство, уверенность в себе и преданность делу;
Нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;
Психологические способности влиять на людей;
Коммуникабельность и чувство успеха;
Эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;
Открытость, гибкость и легкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;
Ситуационное лидерство и энергию личности в корпоративных структурах;
Внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;
Энергичность и жизнестойкость;
Склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;
Ответственность за деятельность и принятые решения;
Потребность работать в коллективе и с коллективом.
Менеджер в своей деятельности с коллегами и партнерами руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами: следовать методам честной конкуренции" не использовать "грязные деньги" в своей деятельности" не играть в "открытую", если партнер делает также, стараться выполнить данное ему обещание при любых условиях; использовать только честные методы при попытке влиять на подчиненных; быть внимательным и предупредительным; быть требовательным, на не оскорблять достоинство.
Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал, время и люди, умело, используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организации.
Современный менеджер должен обладать навыками и способностями эффективного управления. На эффективность управления могут оказывать влияние такие факторы, как:
Способность управлять собой;
Разумные личные ценности;
Четкие личные цели;
Упорный постоянный личный рост;
Навыки и упорство решать проблемы;
Изобретательность и способность к инновациям;
Высокая способность влиять на окружающих;
Знание современных управленческих подходов;
Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
Умение обучать и развивать подчиненных.
К недостаткам же современного менеджера относят такие качества, как:
Неумение управлять собой;
Размытые личные ценности;
Смутные личные цели;
Остановленное саморазвитие;
Недостаток навыка решать проблемы;
Недостаток творческого подхода;
Неумение влиять на людей и их консультировать;
Недопонимание процессов управления;
Слабые навыки управления всеми видами ресурсов;
Низкая способность формировать коллектив.
Особо пристальное внимание менеджеры процветающих фирм уделяют проблеме использования человеческих ресурсов. В связи с этим было предпринято много попыток разработать идеальную модель менеджера. Одной из наиболее удачных, на мой взгляд, стала идеальная модель менеджера целью, которого является "помочь сотрудникам выполнить работу", разработанная службой по управлению персоналом компании "Чейз Манхэттен Бэнк". Предложенная модель состоит из следующих пунктов:
1. Гуманное отношение к работникам.................................100%
2. Дружеские отношения с сотрудниками...........................75%
3. Самопрезентация (стремление нравиться людям) ......30%
4. Использовать работников в своих интересах..................40%
5. Зависимость от чего-либо...................................................20%
6. Избегать принятия решений...............................................40%
7. Не воспринимать альтернативных решений.....................20%
8. Применять административное давление...........................25%
9. Стремление к цели несмотря ни на что.............................30%
10. Неудовлетворенность получаемыми результатами..........60%
11. Целеустремленность.......................................................100%
12. Получение удовлетворенности от своей работы...........100%
Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
- руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
- специалисту по управлению производством;
- предпринимателю-организатору в определенной сфере;
- члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.
Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:
- устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
- обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
- осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
- выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
- разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
- несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
- обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
- выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);
- создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
- выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
- генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
- анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
- представляют организацию в различных мероприятиях. Функции менеджера как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.
Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).
Причем какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя.
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее (рис. 7.1).
Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другими работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий.
Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.
Рис. 7.1. Уровни менеджеров предприятия
Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.
На западных предприятиях также различаются:
- top management, т. е. высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);
- middle management - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
- lower management - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
Образ менеджера постоянно обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению.
Но уже в наше время появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.
Необходимо также отметить, что чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени менеджер должен затрачивать на решение стратегических, перспективных задач. На низшем уровне, наоборот, менеджер должен заниматься больше оперативными вопросами. Рекомендуется следующая структура рабочего времени менеджеров высшего уровня: стратегические задачи - 60% времени, тактические - 25%, оперативные - 15%; менеджеров среднего звена - соответственно 25, 50 и 25%; менеджеров низшего звена - 10,25 и 65%.
Можно также выделять менеджеров линейных и функциональных. Первые возглавляют организации, учреждения, объединения, вторые руководят функциональными подразделениями.
Существуют и другие принципы деления менеджеров. Так, С. Паркинсон и М. Рустомджи выделяют производственных и административных менеджеров. Первый занимается технической стороной производства, выпуском продукции, создает требуемые материально-технические условия для успешного протекания технологических процессов, а второй - обеспечением общих условий работы, организацией совместной деятельности, финансами, планированием, правом, экономической безопасностью, связями с общественностью, исследованиями, маркетингом, коммерцией, бухгалтерским учетом и некоторыми другими вопросами.
В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем - менеджером возникла потребность в новом типе управляющих - инновационном менеджере. Он, по характеристике Б. Санто, не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями.
Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры работают в частных компаниях. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.
Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах.
Причем раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.
В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японских компаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в самих фирмах. Тем не менее в компаниях ряда государств, особенно США., еще распространена практика найма профессиональных управляющих.
В нашей стране в предыдущие десятилетия имел место и другой уклон в подготовке специалистов средней и высшей квалификации, когда весьма глубоко изучалась технология отрасли, но практически не осуществлялась управленческая подготовка.
По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания.
К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
- наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
- компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);
- владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
- умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
- высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
- умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
- способность и умение управлять ресурсами организации;
- умение прогнозировать и планировать работу организации;
- владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
- владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
- умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
- хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
- убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
- уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
- инициативность, целеустремленность;
- высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
- обаяние, популярность, привлекательность;
- готовность взять на себя ответственность;
- решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
- знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
- умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:
- адаптационная мобильность, т. е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
- контактность, т. е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
- стрессоустойчивость, т. е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
- доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.
Считаем целесообразным относить к организаторским способностям также следующие:
- способность организовывать людей, включающую коммуникабельность, привлекательность, навыки межличностного общения, способность влиять на людей, сплачивать их, вести за собой, находить исполнителей, способность к внушению, вызывать доверие;
- способность организовывать мероприятия, включающую навыки планирования и подготовки мероприятий, реализации намеченного, реальность мышления, развитое воображение, способность представлять в деталях предстоящее мероприятие, возможные проблемы и срывы.
- Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение работать с людьми. Сюда относятся:
- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятия и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;
- психологическая компетентность менеджера;
- умение устранять неспособных работников с целью удержания единства коллектива и обеспечения эффективности функционирования организации (подразделения);
- умение строить отношения с людьми с учетом взаимосвязи формальной и неформальной структур;
- способность и умение влиять на подчиненных;
- умение общаться с людьми, знание «человеческих отношений».
Таким образом, перечень качеств, которыми должен обладать человек, занимающий должность менеджера, весьма внушительный, а содержание его подчас противоречиво.
Нетрудно понять, что людей, в полной мере обладающих всеми указанными качествами, практически нет. В связи с этим целесообразно в каждом отдельном случае при рассмотрении определенной должности выделять те качества, которыми должен обязательно обладать человек, занимающий эту должность. Точнее, следует четко представлять уровень знаний, перечень навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела.
В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности.
Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.
Профессиограмма - это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и т. п.). В профессиограмме дается подробное описание профессии с указанием наиболее сложных функций данной профессии, которые вызывают определенные затруднения в ее освоении. При этом указываются затруднения, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека (недостаточная острота зрения, медленная реакция и т. д.) и с организацией производства.
После этого следует провести оценку личных деловых качеств конкретного человека, претендующего или занимающего данную должность, соответствия их предъявляемым требованиям.
Для анализа и оценки личности человека социологами разработана модель, которая включает следующие качества:
- деловые (образование, знания, опыт);
- способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ);
- культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
- характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);
- темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
- направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
- возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);
- здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).
При этом устанавливаются условия оценки:
- · качество отсутствует - 1 балл;
- · качество проявляется очень редко - 2 балла;
- · качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;
- · качество проявляется часто - 4 балла;
- качество проявляется систематически - 5 баллов.
Следует заметить, что набор качеств и особенно их весомость для каждой группы менеджеров будут варьировать.
Экспертная оценка указанных деловых качеств заносится в таблицу, то же - весомость каждого качества (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Оценка деловых качеств менеджера
Эксперты | Экспертные оценки восьми качеств менеджера по пятибалльной системе |
|||||||
Весомость по пятибалльной системе |
По данным таблицы выводятся минимальное, среднее и максимально возможное значения интегрального показателя деловых качеств.
Рассчитанный ранее интегральный показатель деловых качеств конкретного человека сопоставляется:
- с предельным (эталонным или максимальным) значением;
- со средним значением;
- с аналогичным показателем конкурентов.
На основе этого выводится окончательная оценка деловых качеств конкретного человека, делается вывод о степени соответствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека требованиям к профессии или должности, которую он занимает или предполагает занять. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.
Менеджер должен обладать также лидерскими качествами. Лидер тоже является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему.
Чем лидеры отличаются от формальных менеджеров? Менеджеры определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной (как правило, другими людьми) цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, не взирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Различия между менеджером и лидером
Менеджер | Лидер |
Администратор | Новатор, инноватор |
Командует | Вдохновляет |
Работает по целям и указаниям других | Работает по собственным целям |
В основе действий лежит расчет, план | В основе действий лежат видение, интуиция |
Полагается на систему, организацию | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Убеждает | Призывает |
Использует преимущественно жесткие, вертикальные связи, отношения и структуры | Использует преимущественно мягкие связи и отношения |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Реализует решения |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.