Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Картотека на тему: Коллекция дидактических игр на развитие восприятия у дошкольников. Сенсорные игры для развития тактильных ощущений


mbdou -ds 45.ru

Оформила Милецкая Оксана Николаевна

Тема

Название игры

Части тела

Какие это волосы?

Дом, семья

Найди такой же домик

Игрушки

Помоги мишке найти мячик

Фрукты

Готовим салат вместе с мамой

Осень

Сухой - мокрый

Одежда

Разложи по порядку

Дикие животные

Кто в домике живет?

Праздник елки

Ощупывание елочных игрушек

Зима

Катаемся на коньках и лыжах

Зимняя одежда

Подбери к штанишкам кофточку

Зимние забавы

Чудесный мешочек

Домашние животные

Ходим в гости

Наша мама

Ощупай и расскажи

Транспорт

Кораблик плывет, а машина едет

Весна

Горячая - холодная

Обувь

Разложи обувь парами

Посуда

Маша пьет чай

Деревья, цветы

Какое дерево потеряло листочек?


«Какие это волосы?»
Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку. Ввести в активный словарь ребенка слова: «волосы», «голова», «жесткие», «мягкие».
Оснащение: две таблички (одна - с приклеенной к ней жесткой щетинкой, другая - с мягкими нитками), две одинаковые куклы с волосами из того же материала, что на тактильных табличках (мягкими, жесткими).
Ход игры . Предложите ребенку двумя руками ощупать табличку, проведите по ней сверху вниз ладошкой ребенка, приговаривая при этом: Мягкая, мягкая». После обследования таблички спросите ребенка (если он умеет говорить): «Какая табличка на ощупь?» (Мягкая.)
Затем предложите ощупать вторую табличку - жесткую. Проведите по ней сверху вниз сначала ладошкой правой руки ребенка, затем - левой: «Какая табличка?» (Жесткая.)
После того как ребенок усвоит два качества (жесткая, мягкая), предложите ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами (глаза можно завязать платком).
Когда ребенок научится находить тактильные таблички, предложите ему две одинаковые куклы с разными волосами (у одной куклы волосы жесткие, а у второй - мягкие). Попросите ребенка ощупать волосы первой куклы и назвать их качество (мягкие). Если ребенок еще не говорит, скажите: «Мягкие волосы». Если ребенок умеет говорить, спросите его: «Какие волосы у куклы?» Когда он ответит, предложите ему найти такую же (мягкую) табличку. Так же проводят обследование второй куклы с жесткими волосами.
Усложнение задания. Дайте ребенку ощупать жесткую табличку; предложите ощупать две таблички (мягкую и жесткую); найти такую же табличку, как ощупывали вначале (жесткую); обобщить: обе таблички одинаковые - жесткие.


«Найди такой же домик»
Цель : учить ребенка распознавать качества предметов: гладкий - шероховатый. Расширить словарь ребенка (пассивный, активный) за счет слов: «дом», «гладкий», «жесткий».
Оснащение: два игрушечных поросенка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.
Ход игры. Расскажите ребенку, что поросята решили построить дома.
« Один решил построить дом из кирпичей - вот такой» (покажите дом с шершавой фактурой). Обследуйте дом - трижды проведите рукой ребенка сверху, каждый раз приговаривая: «Шершавьте стены, шершавьте стены». Обследование проведите правой, затем левой рукой.
Второй поросенок решил построить дом из стекла. « Дом получился гладкий - вот такой». Обследуйте его аналогично шершавому дому, приговаривая: «Гладкие стены, гладкие стены».
Прибежал медвежонок и попросил поросенка найти для него такой же домик с шершавыми стенками». Завяжите ребенку глаза и предложите найти‚ домик с шершавыми стенами (для ощупывания предложите два дома - с шершавыми и гладкими стенами). Так же найдите домик с гладкими стенами для второго медвежонка. Если ребенок уже говорит, попросите его называть качество: «гладкий», «шершавый».

«Помоги мне найти мячик»

Цель: учить ребенка распознавать и выбирать «такой же» по величине предмет (большой, маленький).

Оснащение: игрушечный медвежонок, четыре мяча (два маленьких, два больших).
Ход игры. Покажите медвежонка, появляющегося из-за ширмы. Медвежонок плачет. Прочтите стихотворение: Мишка по лесу гулял, Мячик мишка потерял. Успокойся и не плачь, Мы найдем такой же мяч.
«Медвежонок, расскажи, какой же мячик ты потерял?» Медвежонок показывает маленький мячик и говорит: «Мой мячик был вот такой, маленький, как этот мячик бельчонка». Скажите, что у вас есть мешок, а в нем много игрушек, которые растеряли малыши. Попросите ребенка помочь вам найти маленький мячик для медвежонка. Сначала предложите обследовать маленький мячик бельчонка. Ребенок катает его между ладонями, приговаривая: «Маленький мячик, маленький мячик».
Затем попросите ребенка покатать в ладошках большой мячик. Когда малыш убедится, что мячик не помещается в ладошках, предложите вместе с вами покатать его по полу, приговаривая: «Большой мячик, большой мячик». После того как будут обследованы качества мячей (большой, маленький), попросите ребенка найти в мешке один из них (укажите, какой именно). Если ребенок затрудняется это сделать, напомните ему, что маленький мячик можно покатать в ладошках, а большой - нельзя. Когда ребенок найдет маленький мячик, предложите ему поиграть с медвежонком: скатывать мяч по желобку, прокатывать в ворота, дать его в лапу медвежонку и т. д. Так же можно поискать большой мяч, а потом поиграть с ним: катать по полу, бросать друг другу и т. д.


«Готовим салат вместе с мамой»

Цель: развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец); обогащение активного и пассивного словаря ребенка: «огурец», «помидор», «салат», «шершавый», «гладкий», «режем», «готовим». Оснащение: овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Ход игры . Расскажите, что собираетесь делать салат. Для этого вам нужны помидор и огурец. «У меня есть помидор, но для салата этого мало, нужен еще один помидор. В коробке, наверное, есть еще один помидор, но коробка закрыта. Посмотри: в ней есть небольшое отверстие, через него можно достать помидор. Чтобы не ошибиться, давай потрогаем этот помидор - он такой гладкий?». Погладьте помидор предложите ребенку сделать то же. Затем попросите его найти в коробке «такой же гладкий» помидор. После того как это будет сделано, положите помидор на стол и снова обследуйте его, повторяя: «Он гладкий». Так же обследуйте вместе с ребенком огурец (шершавый) и попросите найти его в коробке. Если ребенку трудно выполнить задание, предложите ему еще раз ощупать овощи, определить их качества. В конце игры попросите ребенка сложить овощи в корзинку и отнести на кухню для приготовления салата.
Усложнение задания. Нацелено на обучение ребенка выполнять задания по инструкции («Найди и разложи овощи в таком порядке: шершавый огурец, гладкий помидор» и т. д.). Можно предложить для игры:
- натуральные овощи;
- муляжи, игрушки;
- картинки с изображением овощей.

«Сухой - мокрый»
Цель : активизация ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.
Оснащение : кукла, два одинаковых тазика (пустой и наполненный водой). Ход игры. Появляется кукла, сообщает, что осенью часто идет дождь, на улице сегодня мокро, и предлагает послушать стихотворение:
Дождик, дождик,
Кап да кап,
Мокрые дорожки.
Все равно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Скажите: «Кукла надевает сапожки и идет гулять. Наша куколка придет домой, и ножки у нее будут мокрые, вот такие».
Поставьте перед ребенком два тазика - пустой и наполненный водой. Опустите его правую руку в тазик с водой, выньте и скажите: «Рука мокрая». Проделайте то же самое с левой рукой. Обобщите: «Обе ручки мокрые, такие же, как сапожки куклы Маши после дождя». Затем попросите ребенка опустить правую руку в сухой тазик. Когда он вынет руку, скажите: «Сухая ручка». То же самое - с левой рукой. Обобщите, скажите: «Если ходить по лужам сапожки будут мокрые, если ходить по сухой дорожке - сапожки будут сухие».

Усложнение задания. Дайте ребенку различные предметы и предложите ему опускать их по очереди в тазик с водой и в пустой тазик, называя свойство предмета: «Мокрая бумажка - сухая бумажка», «Мокрая тряпочка - сухая тряпочка» и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель : активизация ощущений, развитие умения различать фактуру предметов; активизация словаря: «шуба», «куртка», «плащ», «пушистый», «гладкий», «шершавый».

Оснащение : три тактильные таблички (с меховой, атласной и вельветовой поверхностью); кукольная одежда (меховая шубка, курточка из атласной ткани, Вельветовые брючки - шершавые); игрушечная мебель («шкафчик» для одежды - коробка с двумя прорезями для рук с правой и левой стороны).

Ход игры. Покажите ребенку куклу и сообщите, что кукла Маша любит гулять. У нее много одежды. Вся одежда лежит в шкафу. Кукла просит помочь ей собраться на прогулку. Она говорит, что вся одежда для прогулки лежит в шкафу и просит сначала достать ей брюки, вот такие (дайте ребенку пощупать вельветовую табличку. Он ощупывает ее сначала правой, затем левой рукой). Обобщите: «штанишки шершавые, вельветовые». Попросите ребенка найти брючки в шкафу. Ребенок просовывает обе руки в «шкаф» и ищет такие же шершавые брючки. Так же поступите с остальной одеждой (шуба - мягкая, куртка - гладкая).
Когда вся одежда будет лежать на столе перед ребенком, попросите его одеть куклу, называя качество и вид той одежды, которую ребенок должен сейчас на нее надеть: «Надень мягкую шубку. Надень гладкую куртку. Надень шершавые брючки».
Усложнение задания. Попросите ребенка разложить по порядку на столе глад кие пушистые, шершавьте предметы (таблички, кружочки, одежду). Чередование предметов одежды может быть любым, а их количество в три года может доходить до шести.

«Кто в домике живет?»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь; активизация словаря: «медведь - медвежонок», «белка - бельчонок», «лиса - лисенок», «большой - маленький», «берлога», «дупло», «нора».
Оснащение: игрушки разной величины, но одной фактуры, при усложнении - плоскостные игрушки, разные по величине (мама и ребенок) «дупло», «берлога», «нора».
Ход игры . Покажите ребенку «дупло», «берлогу», «нору». Скажите: «Посмотри, дети расстроились, что их мама потерялась. Давай пойдем искать их мам». Пусть ребенок подберет маму для детеныша и назовет ее. Если он еще не умеет говорить, назовите маму и детеныша сами: «Большая медведица и маленький медвежонок», «Большая мама-лиса и маленький лисенок», «Мама-белка и маленький бельчонок».
Скажите: «Возьми маму-медведицу в ладошку - она такая большая, не помещается в ней. А теперь возьми медвежонка - он маленький и весь поместился на твоей ладошке». Так же изучите всех мам и малышей, давая понять, что детеныши маленькие, а мамы - большие.
Попросите поместить зверей каждого в свой домик - положить на нужную картинку. Положив в коробку медвежонка и маму-медведицу, попросите ребенка достать маленького медвежонка и назвать игрушку.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения пар животных(для трехлетнего ребенка - четыре пары). Затем игрушку сменяет ее плоскостное изображение (картинка, вырезанная по контуру).


«Ощупывание елочных игрушек»
Цель : развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары).
При усложнении задания (в три года) знакомство ребенка с двумя признаками: величиной (большой, маленький) и формой (круглый, продолговатый - шишка, сосулька). Активизация словаря: елочные игрушки» (введение в пассивный и активный словарь обобщающего слова), «шар - шарик», «шишка - шишечка», «сосулька - сосулечка», «висит», «елка».
Оснащение: «чудесный мешочек», набор елочных игрушек, игрушечная елка, плоскостные елочные игрушки, елка из плотного картона, бельевые прищепки.
Ход игры. Скажите ребенку, что ночью приходил дед Мороз и оставил такой чудесный, красивый мешок. «Интересно, что же в нем лежит?» Выньте парами елочные игрушки и назовите их: «Шар - шарик, шишка - шишечка, сосулька - сосулечка». Предложите ребенку ощупать маленький шарик, покатать его между ладонями, затем ощупать и покатать по столу большой шар. Шишку (сосульку) вложите в ладошку малыша: спряталась она в ней или торчит? Если спряталась, то это маленькая шишечка, а если нет - большая шишка. После обследования предложите ребенку на ощупь найти ту или иную елочную игрушку (маленький елочный шарик, большую шишку и т. д.).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества пар елочных игрушек (от одной до трех пар в три года); для ощупывания предлагаются плоскостные игрушки (вырезанные из картона по контуру).


«Катаемся на коньках и лыжах»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения определять шершавые и гладкие поверхности без зрительного контроля; активизация словаря: «дорожка», «лыжня», «коньки», « лыжи», «шершавая», «гладкая», «катаются», «дети».
Оснащение : сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа с наклеенным на нее овалом из гладкой фольги («каток») и двумя узкими полосками белой бархатной бумаги («лыжня»); вырезанные по контуру изображения лыж и коньков.
Ход игры. Обращаясь к малышу, скажите: «Посмотри, какая красивая картинка. Что это так сверкает? давай пощупаем - это лед. Он гладкий, вот такой». Попросите ребенка четыре раза сверху вниз провести по «катку» всей ладошкой правой руки, затем проделать то же самое левой рукой. Обобщите «Лед на катке гладкий. Дети будут кататься на коньках. Посмотри, вот какие коньки». Дайте ребенку рассмотреть вырезанные из картона коньки, назовите все их части. «Посмотри, что у меня есть, - лыжи. Они длинные. Где же можно кататься на лыжах? Посмотри, вот лыжня (покажите « лыжню » на картинке). Лыжню проложили по снегу. Снег - холодный, колючий . Вот такой». Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним) по «лыжне», проговаривая: «Снег на лыжне колючий, лыжня шершавая». «Петя взял лыжи и решил на них покататься. Найди лыжню, по которой будет кататься Петя». Завяжите ребенку глаза и попросите на ощупь найти шершавую лыжню. Когда ребенок выполнит задание, попросите его назвать то, что он нашел (шершавая лыжня). Теперь попросите его найти гладкий каток.
Усложнение задания . Попросите ребенка найти узкую и широкую лыжни, затем большой и маленький катки. Сначала проведите игру со зрительным контролем, при усложнении завяжите ребенку глаза.


«Подбери к штанишкам кофточку»
Цель: развитие умения подбирать на ощупь подобный предмет (другой формы, но такой же фактуры); активизация словаря: «кофта», «штаны», «костюм», «вязаный», «шитый».
Оснащение : кукольная одежда - вязаные штаны и кофта, суконные штаны и кофта; «шкаф» (коробка с прорезанными с боков отверстиями для рук).
Ход игры. Покажите ребенку двух кукол и скажите, что они собрались на прогулку, но оделись не по погоде. «На улице холодно, мороз, а кукла Маша собралась гулять в колготках. У нее могут замерзнуть ножки. Надо ей надеть что-то потеплее. У нее есть два костюма: вязаный, вот такой (дайте ребенку ощупать кофточку и штанишки), и суконный, вот такой (дайте ощупать штанишки и кофточку). Маша, наша Маша-растеряша, пошла одеваться и потеряла вот от этих штанишек кофточку. Помоги ей найти такую же кофточку - она ее
положила в шкаф». Когда ребенок найдет пару, попросите его назвать найденный предмет и его качество (вязаные штаны, вязаная кофта).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества костюмов (до четырех для трехлетнего ребенка), изменения фактуры ткани.


«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающее его качество (гладкий, шершавый). Введение в активную речь предлога («по»; активизация словаря: «дорожка», «идет», «шершавая», «гладите: «кошка», «коза», «собака», «лошадка»).
Оснащение : две дорожки: гладкая из атласной ленты и шершавая из бархатной бумаги (цвет «дорожек» в начале игры должен быть одинаковым), два квадрата с такими же поверхностями; игрушки: кошка, собака, коза, корова, лошадь; картинки с изображением этих же животных.
Ход игры . Прочтите двустишие: Пальчики с домашними животными дружили, пальчики к животным в гости все ходили, - и выставите перед ребенком «дорожки»: гладкую и шершавую. Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним одновременно) по гладкой «дорожке», говоря: «Гладкая дорожка» (проведите трижды пальцами правой и трижды - пальцами левой руки). То же проделайте с шершавой «дорожкой». Покажите кошку, поднесите ее к своему уху и послушайте, что она «говорит». Скажите ребенку, что кошка хочет пойти в гости к козе, но не знает, по какой дорожке ей идти. Выставите в конце гладкой «дорожки» козу. Попросите ребенка провести пальчиками по «дорожке» и рассказать, по какой дорожке» (по гладкой) шли его пальчики. Так проведите по «дорожке» всех животных (они ходят друг к другу в гости), меняя комбинации «хозяев - гостей». При этом нужно оговаривать качество той «дорожки», по которой ребенок вел в гости животное.
Если ребенок не говорит и не может назвать качество «дорожки», нужно положить перед ним два квадратика - шершавый и гладкий (такие же, как «дорожки») и попросить ребенка показать на квадратике, по какой «дорожке» он вел в гости свое животное.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества «дорожек» (мягкой, колючей); можно предложить ребенку проводить по «дорожке» всеми пальчиками по очереди: указательным, средним, безымянным и т. д.; можно попросить малыша провести животное к той еде, которую оно любит, провести животное в его дом.

«Ходим в гости»
Цель : развитие умения различать на ощупь фактуру предметов (узнавать шершавую и гладкую «дорожки»); развитие умения ощупывать «дорожку» двумя пальцами ведущей руки; активизация словаря: «заяц», «лиса», «пруд», «еда», «шершавая», «гладкая», «холодная», «сочная», «хитрая», «ловкая».
Оснащение: лист картона, на который справа наклеена картинка с изображением зайца, под зайцем - картинка с изображением лисьи; слева от зайца наклеена полоска шершавой белой бумаги («снежная дорожка), в конце которой нарисована морковка; слева от лисы наклеена полоска гладкой белой бумаги («ледяная дорожка»), в конце которой нарисована рыбка.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона и попросите назвать все, что на нем изображено. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, помогите ему, назовите сами те предметы, которые он не смог назвать. Прочитайте стихотворение:
Раз холодною зимой
Пошли звери за едой.
Прыгал зайка ловко
За сочною морковкой.

По шершавой по дорожке
Прыгал он, морозил ножки.
А лисичка, хвостик рыжий,
К речке, хитрая, спешит,
По льду хвост ее скользит.
«Рыбка плавает в пруду,
Съем ее, домой пойду».
Предложите ребенку провести по «дорожке» лисы одновременно указательным и средним пальцами. Спросите: «Какая дорожка на ощупь?» (Гладкая.) Если ребенок затрудняется назвать качество дорожки, назовите его сами и пот просите ребенка повторить. Спросите ребенка: «Что нашла лиса в конце дорожки?» (Рыбку.) Предложите ребенку так же обследовать «дорожку» зайца («дорожка» гладкая, в конце «дорожки» морковка).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества животных и «дорожек», по которым она будут идти, разыскивая еду.

«Ощупай и расскажи»
Цель : развитие умения узнавать на ощупь жесткую и мягкую фактуру; развитие чувствительности кончиков пальцев ребенка; активизация словаря: «рама», портрет», «мягкие», «жесткие», «прямые», «кудрявые».
Оснащение: нарисованные на листе картона два портрета мам с приклеенными волосами: у одной волосы жесткие, кудрявые, у второй - прямые, мягкие.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона с портретами мам. Прочтите стихотворение:
У меня в раме
Портрет моей мамы и мамы Ванн.
Мамочка моя рыжая, кудрявая,
Иногда упрямая.
Ванина мама - с прямыми волосами,
Полюбуйтесь сами.
У моей мамы кудряшки,
Жесткие, как шерсть барашка,
А у Ваниной -
Волосы мягкие, словно шелк.
Предложите ребенку ощупать на картинке волосы первой мамы, назвать их качество (жесткие). Потом предложите ему ощупать волосы второй мамы (Ваниной). Спросите: «Какие волосы у Ваниной мамы?» (Мягкие.)
Завяжите ребенку глаза платком, предложите ему ощупать волосы мам на картинке и сказать, кому они принадлежат, какие они на ощупь.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа персонажей (прибавления бабушки, сестры, брата) с волосами разного качества.


«Кораблик плывет, а машина едет»

Цель : развитие умения узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности; выработка умения ощупывать предмет одновременно двумя пальцами (указательным и средним) правой и левой руки; активизация словаря: «корабль», «грузовая машина», «море», «волны», «урчит», «поднимается», «спускается».
Оснащение : лист картона, на который наклеена грузовая машина (справа). От нее влево идет прямая полоска бархатной бумаги, изображающая дорогу. Оканчивается «дорога» домом. Под грузовой машиной наклеен корабль. От него влево идет полоска извилистой гладкой бумаги («морские волны»), которая заканчивается морским вокзалом.
Ход игры. Попросите ребенка выбрать одну из «дорог» и провести по ней указательным и средним пальцами одновременно. Спросите, куда, на чем, по какой «дороге» он ехал (или плыл). Пока ребенок ведет пальцами по «дорожке», прочтите ему стихотворение. Если ребенок проводит пальцами по морской «дорожке», прочтите I часть рифмовки, если по автомобильной - II часть.

I . Среди бури, среди волн
Наш кораблик плавает.
На волну он поднимается,
А потом с волны спускается.

II . А вдоль моря по дороге
Едет быстро грузовик.
У него мотор урчит.
Он домой спешит, спешит.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления рельсов со шпалами, по которым поедет поезд с вагонами (наклейте их на тот же лист картона).


«Горячая - холодная»
Цель: развитие тактильных ощущений ребенка; знакомство со свойствами воды (горячая, холодная); активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная».

Оснащение: два тазика (один с холодной (талой), второй с горячей водой; температура воды должна быть комфортной для ребенка - не очень холодной и не очень горячей), полотенце для рук. Ход игры. Поставьте перед ребенком на детский стол два тазика с водой. Прочтите четверостишие:
Вот и к нам весна пришла,
Солнце людям принесла.
Солнце яркое светило
И снежок весь растопило.
Опустите обе руки ребенка в тазик с талой холодной водой. Спросите: «Какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Если ребенок затрудняется ответить на ваш вопрос, то ответьте на него сами: «Вода в тазике холодная». Так же обследуйте горячую воду во втором тазике.
После того как ребенок научится называть качество воды (холодная или горячая), предложите ему с завязанными глазами определить, какая вода налита в тот тазик, в который вы опустите его руки.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления тазика с теплой водой.

«Разложи обувь парами»
Цель: совершенствование чувствительности кончиков пальцев ребенка; развитие умения определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть ее качество (жесткая, мягк ая); активизация словаря: «туфли», «меховые тапки», «мягкие», «жесткие».
Оснащение: вырезанные по контуру туфли (сверху наклеена гладкая бумага), вырезанные по контуру тапки (сверху наклеен мех); коробка с отверстиями для правой и левой руки; два круга, оклеенные тем же материалом, что контурная обувь.
Ход игры . Покажите ребенку куклу Машу, обутую в один тапок. Обратите внимание на ее обувь и предложите ребенку найти для куклы второй тапок в коробке. Предупредите его, что в коробке есть еще другая обувь, но достать нужно такой же тапок, как у куклы. Коробка не открывается, и тапок придется искать на ощупь. Скажите: «Давай ощупаем как следует тапок, который надет на Машину ногу. Снимите с куклы тапок и вместе с ребенком проведите по нему несколько раз рукой: «Тапок мягкий. Попросите ребенка повторить, какой это тапок, и найти в коробке такой же. После того как он выполнит задание, поставьте перед ним оба тапка. Проведите по одному из них ладошкой ребенка и скажите: «Мягкий тапок». Сделайте же со вторым тапкам и скажите: «Этот тапок такой же мягкий. Оба тапка мягкие». Так же провести игру с туфлями куклы.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа пар обуви до четырех. Познакомьте ребенка с различными тканями (вельветом, бархатом, кожей), в которых шьют обувь.

«Маша пьет чай»
Цель: развитие чувствительности пальцев; ознакомление ребенка со способами обследования предметов разной формы (квадратной, круглой); активизация словаря: «рафинад», «конфета», « чашка», «блюдце», «квадратный», «круглый».
Оснащение : «чудесный мешочек»; три кусочка рафинада, три круглые карамельки без фантика; игрушечные блюдце и чашка.
Ход игры. Покажите ребенку куклу Машу. Скажите: «Кукла хочет пить. Она просит налить ей чай. Маша попробовала чай и сказала, что он невкусный потому, что несладкий». Покажите ребенку кусочек рафинада и конфету. Предложите ему взять кусочек рафинада и скажите: «Это сахар, он вот такой - квадратный, как кубик». Дайте ребенку подержать сахар в руках и спросите: «Какой кусочек сахара рафинада?»
Так же обследуйте круглую карамельку. Теперь предложите ребенку на ощупь найти кусочек сахара или конфету.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления конфет разной формы.


«Какое дерево потеряло листочек? »
Цель: дальнейшее формирование навыка обследования поверхностей и определения их качества; развитие тактильного восприятия ребенка; активизация словаря: «лист», «иголка», «береза», «сосна», «мягкий», «липкий», «колючий».
Оснащение : два листа бумаги, на одном из которых нарисована береза, на другом - сосна (или елка); блюдце с четырьмя листочками березы и четырьмя сосновыми (или еловыми) иголками; коробка с прорезями для рук или мешочек.
Ход игры. Покажите ребенку первую картинку. Скажите, что на ней нарисована береза. Рассмотрите вместе с ребенком дерево, называя его части: ствол, ветки, листья. Возьмите с блюдца листочек березы, ощупайте его и скажите: «Листочек мягкий, клейкий». Предложите ребенку ощупать листочек и рассказать, какой он. Так же обследуйте сосновую иголку: она колючая и жесткая. Предложите ребенку поиграть. Спрячьте листочки и иголки в коробку, попросите ребенка засунуть в нее обе руки, взять листочек и, не вынимая рук из коробки, назвать то, что он взял, затем вынуть листочек и положить на то дерево на картинке, с которого он упал. Потом попросите сделать то же с иголкой.
Усложнение задания . Покажите ребенку рисунок, на котором иголки и листочки расположены в определенной последовательности. Попросите его найти такие же иголки и листочки в коробке и разложить рядом с рисунком в той же последовательности.

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, ПО ПРОБЛЕМЕ: «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Описание: Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 5-6 лет, с ограниченными возможностями здоровья.
Цель : познакомить родителей с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов:
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ¬войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
Зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Определение:
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика - функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор - это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий - слепота, глухота и т.п.
Второй фактор - состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор - это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны
Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста.
Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.
Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как:
форма и размер;
цвет и качество;
вкус и запах;
звук, музыка.
Что такое сенсорные эталоны?
Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача - предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» - именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы - геометрические фигуры; величины - метрическая система мер.
- Слуховые эталоны - это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи - на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи:
В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В среднем дошкольном возрасте:
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение детей способам обследование предметов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Как знакомить ребенка с признаками предметов?
Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):
1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).
3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
Работа с сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.

В развитии ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому.
Роль развития слухового внимания в подготовке к школе
Особое внимание следует уделить развитию слухового внимания. Этот фактор немаловажен для дошкольников, которым предстоит быть сосредоточенными на уроках в общеобразовательной школе.

Хороший фонематический слух немаловажен для обучения дошкольников письменности. Искажение одного-двух звуков слова может в значительной степени искажать смысл слова. А от будущего первоклассника требуется произносить слова так, чтобы учитель и одноклассники могли их понимать. Да и если ребенок не путает звуки, ему будет легче впоследствии ориентироваться в написании букв, которые обозначают эти звуки.

Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников

I. Подготовительный этап работы
1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям
повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Игра «Внимательные ушки»
Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса - коса
Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
«Угадай, чей голосок »
Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолёт, кошку, собаку). Ребёнок угадывает.
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.
. Игры на развитие умения следить глазами.
Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация.
"Лабиринты"
Развитие ориентирования во времени
Важно развивать у малыша ориентировку во времени и научить его различать времена дня; давать представление о месяцах года. Знание эталонов времени помогают ребенку проложить четкую последовательность происходящих событий, причинно-следственной связи между ними. Это впоследствии поможет ему при восприятии временных отношений в текстах различной сложности, то есть будет способствовать развитию способностей языкового анализа. В свою очередь, эти знания очень нужны в процессе чтения и письма.
Игры на развитие пространственного восприятия:
Счетные палочки – игры со счетными палочками развивают
не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческие воображения. Представления о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания: (для детей 3–4 лет)
Выложить треугольник, квадрат, прямоугольник.
Назвать геометрические фигуры, сколько треугольников, сколько квадратов.
Построить фигуру по образцу.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.
Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой.
Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:
сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;
словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Игры на развитие тактильного восприятия:

1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами.
3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д.
Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное - несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
«Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игры для развития восприятия для дошкольников – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Такие занятия существенно облегчат первые школьные годы ребенка.

Резюме
Итак, сенсорное воспитание дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни. Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных. Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и усидчивости.
Вся работа проходила чрезвычайно интересно, как для меня, так и для моих воспитанников. Перечисленные ранее методы, приёмы и формы работы учили детей сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть некоторые отрывки занятий, как же я знакомлю ваших детей с некоторыми сенсорными представлениями.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и майку- меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

~ Игры для развития тактильного восприятия ~ Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сохраните себе несколько игр, которые помогут ребенку развить тактильное восприятие. "Поймай киску" Мама касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и другие. "Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. "Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и другие. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые. "Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. "Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. "Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. "Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. "Что внутри?" Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков. Играйте и развивайте ребенка на здоровье!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....