Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Общение с новорожденным ребенком. Общение с новорожденным малышом

Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Грудное вскармливание – основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.

Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так "в пустоту" выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.

Как улучшить взаимопонимание?

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз "Ваш ребёнок":

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя .

Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто.

Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: "Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик". Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям "я" и "мне" - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова "мама" и "папа".

Сопровождайте речь жестами.

Скажите: "Помаши киске ручкой: "пока" и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы.

"Митя хочет на ручки", "Пойдем спать?" Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия.

Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: "Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…" Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда "ушки на макушке", он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Дайте ребенку возможность ответить вам.

Задавая ребенку вопрос, дайте ему время "ответить". Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.

Продолжайте вашу беседу.

Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·

Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели "Гуси-гуси…" Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.

Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года:

10 дней -1 месяц
Идеальной "игрушкой" для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .

1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания.

10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки - кукла, мишка, собака и др.; для развлечения – заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, "обсуждайте" всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо - всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим "компаньоном". Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы.

Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или

Когда 5-летнего Никитку привели на по английскому языку, педагогу показалось, что малыш уже овладел одним иностранным языком, причем только на нем и говорит. Учительница решительно не понимала, что хочет сообщить ребенок. Буквы Ю у Никиты нахально вставали на место У после любых согласных, Ш упорно превращалось в С, а Р и Л спрятались в этой чехарде, будто партизаны. Словом, когда мальчик открывал рот, маме приходилось расшифровывать его речь.

С самых первых дней

Обратив внимание мамы на проблемы малыша, учительница с удивлением услышала в ответ: «А логопед нам сказал приходить только после 5 лет». Позвольте, но если до школы остается год, исправить все речевые огрехи невероятно трудно. К первому классу у ребенка возникнут трудности с поступлением в школу, где углубленно изучают иностранный язык. И что гораздо серьезнее, могут появиться проблемы с грамотностью - неправильно произнося слова родного языка, ребенок будет неверно воспроизводить их на письме. В такой ситуации надо как можно раньше обратиться к логопеду. И не забывайте, что самый талантливый и внимательный педагог, знающий малыша с рождения, - это мама. Старайтесь с первых дней больше разговаривать с новорожденным . Малютке столь же приятен ваш голос, как вам его очаровательный вид и первая улыбка. О чем говорить с таким несмышленышем? Пусть грудничок улавливает только интонацию, а не смысл слов. Хотя мой младший сын в возрасте 2 месяцев с весьма хитрым лицом слушал обещания отвезти его на море, если он начнет наконец спать по ночам… И вскоре вполне заслуженно весело бултыхал ножками в соленой воде. Так что на всякий случай говорите своим деткам что-то очень приятное. Важно и то, КАК вы общаетесь с младенцем .

  • Старайтесь не спешить, четко выговаривать слова и звуки, чуть нараспев.
  • Озвучивайте свои действия. «Вот мы сейчас поменяем мокрый подгузничек, наденем красивый костюмчик…»
  • Не скупитесь на рифмы! Пойте младенцу песенки, вспоминайте прибаутки и потешки. Можно только восхищаться мудростью наших предков, сопровождавших стишком-пестушкой каждое движение, обращенное к малышу. Например, с детства всем знакомое:

Водичка, водичка, умой
наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток.

Причесывая ребенка, в старину обычно приговаривали:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Батюшка, гребешок,
Причеши петушок.

Когда младенец потягивался, просыпаясь, слышал:
Потягушенъки, потягушенъки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Такая речь отличается четким ритмом, задает тон движениям и разряжает однообразие ежедневных процедур. Попробуйте произнести эти стишки в плохом настроении с нахмуренными бровями - вам тут же станет смешно. Так что смело можно утверждать - присказки, поговорки и тетешкания обеспечивают маме и малышу эмоциональный комфорт.

Эта программа-минимум для первых месяцев совместной жизни поможет приобрести опыт общения с новорожденным и . В развитии ребенка шестого месяца жизни закладывается фундамент правильного и своевременного . Став постарше, ребенок поразит вас способностью легко запоминать рифмованные строки. Кроха будет декламировать полюбившиеся стихи. А пока, если вы стремитесь к диалогу, попробуйте научить малыша говорить «агу». Подключите к делу и папу. Как показывает практика, мужчины проявляют чудеса терпения и повторяют это созвучие до бесконечности, наклонившись над сыном или дочкой. А затем, явно гордясь друг другом, демонстрируют свои достижения, агукая наперегонки. Пусть это еще не осмысленные слова, а так называемые предречевые вокализации, они доставляют истинное удовольствие всем участникам.

Слово оживает в движении

Разнообразные, усложняющиеся по мере взросления ребенка «гукающие» звуки постепенно заменяются лепетными вокализациями. очень похож на речь (слоги, часто складывающиеся в слова - ба-ба-ба, ма-ма-ма). В этот период старайтесь поддерживать инициативу малыша, повторять те звукосочетания, которые ему даются легко, и предлагайте новые. Самое простое - сочинять ритмичные лепеталки. Например, «ТА-ТА-ТА, увидали мы кота», «РА-РА-РА, наступила вдруг жара».. Предлагайте ребенку , проясняющие значения слов. Во втором полугодии жизни малыш уже может связывать слова с предметами и движениями. «Где кроватка? Где киса? Где мишка?» - только спрашивайте. И ребенок будет с удовольствием отыскивать глазами названные предметы. В бурный восторг моих мальчишек приводила изумительная по простоте игра: «Птички летели, летели, летели (ладонями изображаете взмахи крыльев), на головку к Ване сели (накрываете голову ладонями), отдохнули и дальше полетели (снова движение полета)». Через несколько повторов ребенок сам начинает ручками изображать птиц, усаживает их к себе на головку. Не забывайте, что с движениями развивают понимание взрослой речи и ускоряют процесс активного овладения словом. Вспомните знакомые со времен вашего детства ладушки, «Гуси-гуси». Детям 3-5 лет нравятся более сложные игры-путалки.

Взрослый читает стишок и показывает:
Как живешь?
Вот так!
(Большой палец вверх.)
Как плывешь?
Вот так!
(Руками изображает движения пловца.)
Ждешь обед?
Вот так!
(Гладит себя по животу.)
Машешь вслед?
Вот так!
(Машет рукой.)
Утром спишь?
Вот так! (Руки складывает под щекой.)
А шалишь?
Вот так!
(Прыжки и махи руками.)

А затем ведущий начинает путать движения, неправильно соотнося их со строчками стишка. Задача ребенка - не поддаться на эти уловки и все показать правильно.

Стимулирует совместное чтение книг. С какого возраста начинать? Все дети разные. Старшему сынишке я стала показывать и читать книги после года. Младший заинтересовался книгами в 3 месяца. Тщательно изучив и матерчатые, и клеенчатые книжки с картинками (я называла и показывала все изображенные там предметы), попробовав их на вкус, он перешел к «солидным» изданиям из картона. Но если ваше 2-летнее чадо не желает сидеть и слушать, как вы читаете, не бросайте своих попыток. Главное, чтобы ребенок чувствовал ваше искреннее желание заняться таким увлекательным делом, как совместное рассматривание и чтение книг. Выбирайте прочные картонные книжки с узнаваемыми картинками и короткими рифмованными текстами. Малышам трудно дослушать даже маленький стишок до конца, поэтому первые несколько дней (недель или месяцев) знакомства с книгой вполне можно ограничиться изучением картинок и озвучиванием героев: смотри, собачка, она лает: «Гав, гав».

Книги нужно использовать и для обсуждения прочитанного и увиденного. По мере взросления ребенка усложняйте задачу. От простого: «Где спрятался зайчик на картинке?» идите к сверхсложному: «Что он почувствовал? Как ты думаешь, что будет дальше?». Постепенно малыш должен научиться составлять связный рассказ по картинке, анализировать увиденное и услышанное. Сегодня все знакомы с понятием «мелкая моторика» и представляют ее значение для развития речи. Но у мам не хватает терпения ежедневно заниматься развитием ловкости маленьких пальчиков. А зря! Если вам не терпится услышать первые слова крохи, не ленитесь несколько минут поупражнять пальчики. Во время кормления просто перебирайте их, аккуратно сгибайте и разгибайте. Для тех, кто постарше, указательным пальчиком изобразите любимых героев на картинках в книжке. «А где же спрятался мышонок? Вот он!» На помощь вам придут бусины, пуговки, которые нанизывают на нитки и дают изучать любопытным пальчикам. Камушки хорошо перекладывать из одной коробочки в другую. После года, когда ребенок способен сконцентрироваться и дольше удерживать внимание, выкладывайте мозаику на пластилиновый фон, делайте забавные аппликации с макаронами, играйте со шнурочками. Пополнить активный словарный запас помогает домашний кукольный театр. Если кроха еще не интересуется «куклами на руку», замените их резиновыми или мягкими игрушками. Мои полуторагодовалые «ученики» с удовольствием разыгрывали «Теремок», соорудив домик из подушек, увлеченно озвучивая всех «меховых» актеров. Даже стеснительные и неразговорчивые дети втягиваются в игру и из пассивных зрителей превращаются в активных участников, а порой и режиссеров спектакля. 5-6-летние дети способны увлечься пальчиковым театром, делая бумажные колпачки для пальцев. С помощью красок или фломастеров их можно превратить в сказочного героя. Так что репертуар театра пальчиковых кукол будет поистине безграничен, как и его польза для развития речи.

Тренируем слух

Правильное произношение слов, а позже успешное овладение чтением и письмом невозможно без развития фонетического слуха. Четко различать все звуки родного языка на слух, выделять их из слова помогут забавные стишки с «убегающими» звуками.

Например:
Загудел, взлетая, лук,
В огороде вырос жук. Или посложнее:
Солнце греет бочку,
Льется дождик в почку.

Отыщите вместе с малышом звуки, которые сбежали со своих мест, чтобы строка обрела смысл. Еще детям нравится игра в рифмы. Часто я рассказываю сказку о том, как мышка решила полакомиться книжкой и обкусала «хвостики» у стихов. Читая стихотворение, я предлагаю детям придумать «съеденное» слово. Маленькие поэты наперебой предлагают варианты последнего слова в строчке. Однажды коротенькое «Спит в шкафу на полке книжка, не достанет ее (мышка)» изобретательные трехлетки превратили в настоящую поэму. Героями ее стали мальчишка, пышка, котишка, сынишка и шалунишка. Достаточно сложным, но очень полезным фонетическим упражнением может быть игра в слова (придумать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее). Конечно, приступая к таким играм, необходимо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков и очень важно уметь их слышать и правильно произносить.

Разговаривая с ребенком :

    • НЕ злоупотребляйте «детскими» словами. Не думайте, что 2-летнему карапузу проще произнести «ляля», чем «кукла», и «авка» вместо «собаки». Употребляйте правильные названия. Бесконечные «ням-нямы», «бибики» и т.п. могут нанести серьезный вред темпам и качеству речевого развития.
    • НЕ пропускайте дефекты в произношении слов вашим ребенком. Повторите за малышом «непослушное» слово ясно и четко. Попробуйте предложить произнести слово еще раз, может быть, по слогам. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.
    • НЕ волнуйтесь, если не удается добиться результата сразу. Важно, чтобы ребенок с вашей помощью старался овладеть всеми звуками родного языка и правильным произношением слов.
    • НЕ считайте, что процесс развития родной речи может идти сам собой. Такая точка зрения чревата различными нарушениями речевого развития. Они, в свою очередь, создают массу проблем младшим школьникам. Неумение ребенка связно излагать мысли, пересказывать текст, формулировать ответ на вопрос, наконец, просто устанавливать контакт со сверстниками и учителями - вот последствия невнимания родителей к развитию речи своего малыша. Давайте постараемся уберечь своих детей от таких трудностей. Учите ребенка говорить!

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу - имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека - лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» - перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» - при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» - во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки - хватунюшки…» - делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать - для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова - начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей - удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность - ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Первые недели после рождения кроха проводит как бы в полудреме. Считается, что в это время мир вокруг себя он видит словно в тумане. Да и слух крохи еще слабоват: на негромкий шум он фактически не реагирует. Но примерно на третьей неделе в арсенале младенца появляется удивительное новшество: эффект замирания. Он сосредоточивается при каких-то приятных ему звуках. А когда вы наклоняетесь над кроваткой или берете его на руки, замечаете, что взгляд малыша уже не блуждает, а пытается зафиксироваться на вашем лице.
Что это значит? А то, что начался важный этап в жизни вашего малыша. Его можно назвать «Ты здесь? Как я рад!» Кроха уже хочет (и может) активно общаться с вами. Верный признак этого – появление комплекса оживления. Так психологи называют ряд активных действий малыша, возникающих в радостной для него ситуации. Он двигает ручками и ножками, поворачивает головку, а позже – начнет улыбаться и издавать звуки. Так начинается благоприятное время для разговоров с малышами.

Постепенно словно сами собой в «лексиконе» крохи появляется агуканье, гуление, лепет, а потом и звукоподражательные слова. Что ему необходимо, чтобы впоследствии иметь правильную речь? Умение слышать, видеть, повторять и активно двигаться.
Пусть станет правилом в вашей семье: когда вы разговариваете с недавно родившимся малышом, не растягивайте слова, произносите их отчетливо, достаточно громко, старайтесь выделять ударный слог.
Ваши фразы должны сопровождаться необходимой по смыслу интонацией. И конечно, говорить с крохой надо ласковым голосом, побуждая его прислушиваться к вашей речи. Вот только не надо сюсюкать!
Наоборот, важно все звуки хорошо проговаривать. Запоминая их, со временем кроха сам начнет правильно произносить слова.
Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, изучает артикуляцию и потом подражает вам. Поэтому следите, чтобы малыш не только слышал ваш голос, но и хорошо видел ваше лицо.
Пока не так важно, о чем именно вы говорите, важно, как вы это делаете. Малышам очень нравится ритмичная речь.
Читайте ему русскую классику – Пушкина, Тютчева, Есенина, известные детские стихи и потешки. Почаще напевайте крохе детские песенки – месяцев в пять он «запоет» их вместе с вами. Это поможет ему легко перейти к активной речи.

Чтобы малыш хорошо развивался, постарайтесь обеспечить его новой информацией и новыми впечатлениями в соответствии с возрастом. Лучше всего это делать во время игрового общения.
Слух и речь тесно связаны, поэтому, общаясь с малышом, обращайте его внимание на звуки. Например, позвоните в колокольчик и спросите: «Где звенит?»
Задавайте крохе вопросы, побуждая его взглядом отыскивать близкого человека, животных, предметы: «Где папа?» или «Где окно?». Сначала называйте объекты, которые имеют постоянное место. А потом усложните задачу – переходите к тем вещам, чье местоположение часто меняется.
Ребенку в возрасте 9-10 месяцев давайте простые задания: «Найди мишку» или «Положи куколку». Полезно ребенку выполнять одно действие с разными предметами: «Погладь маму, мишку, собачку».

Когда малыш подрастет, можно использовать более сложные игры. Главное, не забывайте все время комментировать действия – свои и карапуза, побуждать его к ответной реакции. Например, возьмите пластиковую пятилитровую бутылку с широким горлышком и несколько шариков. Посадите малыша себе на колени или рядом. Покажите ему бутылку, шарики, дайте потрогать новые предметы.
Возьмите шарик и покажите малышу, как он падает в бутылку. Говорите при этом: «Бух!». Бросьте туда же еще 1-2 шарика. Затем дайте малышу очередной шарик и помогите бросить его в бутылку. Спросите: «Где шарик?» – «Бух шарик, упал». Побуждайте кроху повторять за вами не только действия, но и звуки.

Постепенно кроха оттачивает свое ораторское мастерство – то повторяет звуки за вами, то «говорит» сам с собой. Чтобы эти тренировки были удачными, создайте ему необходимые условия.

Малышу важно слышать свой собственный голос. Поэтому в семьях, где присутствует постоянный фоновый шум (например, от телевизора), ему учиться труднее.
Психологи установили, что для полноценного развития речи ребенку необходима свобода движения.
Ежедневно делайте малышу легкий массаж: гладьте кисти рук, затем слегка надавливайте на каждый пальчик (от кончика к запястью), сгибайте-разгибайте их. При этом декламируйте детские стишки. Например, отличной предречевой тренировкой могут стать народные игры «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона».

По материалам журнала «Жду малыша»

Инструкция

Можно подумать, что маленький ребенок не понимает человеческую речь до того, как сам научится говорить, не может ответить родителям и поэтому разговаривать о чем-то серьезном с ним ни к чему. Однако это не так. Именно благодаря речи других людей ребенок постепенно учится различать сначала знакомые звуки, потом слова, а затем и целые фразы. Происходит этот процесс задолго до развития четкой речи у самого ребенка.

Общаться с младенцами родителям нужно самыми разными способами, но основных среди них два: подражая речи ребенка или в привычном для взрослого стиле, как будто общаетесь на равных. Сюсюканья с малышом не может избежать ни один родитель, ведь детки такие маленькие и славные, так и хочется потрогать их за щечки, сказать им что-нибудь нежное и милое. Не отказывайте малышу в таком общении, так вы покажете ему базовые звуки: «агу», «ма-ма», «па-па», «ба-ба», интонацию выражений, научите основам родного языка, из которых потом ребенок сложит свое первое слово. Родители, разговаривая на языке младенца, подсознательно понимают, что так они становятся ему ближе и понятнее, ребенок четче улавливает интонацию, которую ему хотят донести.

Но увлекаться сюсюканьем все же не стоит. Ведь в своей повседневной речи люди так не разговаривают, а потому младенцу нужно учиться говорить, как взрослые, а не им подстраиваться под его говор. Большую часть своего общения с ребенком посвятите обычной манере разговора, рассказывайте ему о том, что собираетесь сделать, описывайте действия, которые уже делаете. Причем, не нужно произносить безликих слов «он» или «она», называйте вещи своими именами: «Медвежонок будет спать», «Сашенька покушал». Вам в этом случае придется, конечно, перенимать инициативу в общении, для этого задавайте вопросы самостоятельно и сами же на них отвечайте, комментируйте действия малыша.

Разговаривать с ребенком следует открыто и честно, фальшь он всегда заметит. И при этом он будет вам отвечать. Через некоторое время вы уже сумеете различить, гуление ребенка: радость, обиду, скуку, а что значит плач: потерю, голод, боль. Почти на любую фразу матери ребенок будет отвечать звуками, это еще не речь, но уже ее зачатки, которые по мере развития ребенка будут совершенствоваться.

Малыш должен видеть артикуляцию матери, как движутся ее губы, как изменяется выражение, он обязательно должен наблюдать за разговорами, постоянно слышать родную речь - иначе как он сможет запомнить огромное количество слов, научится повторять за взрослыми и воспроизводить слова и предложения? Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, сохраняя зрительный контакт, давайте ему потрогать ваши губы и лицо в процессе общения. Так малыш сможет лучше запомнить артикуляцию взрослого и воспроизвести ее в будущем.

Для наилучшего развития речи читайте маленькому ребенку как можно больше. Используйте для этого детские стихи и песни - ритмические выражения малыш воспринимает гораздо лучше, чем обычную речь. Некоторые психологи для развития речи ребенка советуют читать детские сказки классиков - в них запечатлена потрясающая образность и содержится превосходный словарный запас.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...