Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Отношение к старикам должно быть правильным. Удовлетворенность жизнью и отношение к старости пожилых людей

Каждому воздастся по вере его, как гласит старая поговорка. Я верю в перерождение человеческих душ. Я не верю в ад и рай, кроме тех, что сами люди создают на Земле. Смерть для меня - всего лишь смена тела.
Но я намерена продержаться в своём нынешнем теле как можно дольше, потому что у меня есть цель, которой я живу, и которая наполняет смыслом мою жизнь. И этого смысла мне хватит до конца моей жизни и даже на все последующие мои жизни. Эта моя цель - собрать и сплотить свою Дикую Стаю из себе подобных, сохранять и укреплять Единство Дикой Стаи, которая есть ни что иное, как большая семья родных по духу.
Когда я постарею и не смогу больше участвовать на равных в проделках и творчестве своих детей и внуков, я посвящу себя и всё время оставшейся мне жизни воспитанию детей Стаи, своих внуков, правнуков и праправнуков, буду передавать им свои знания, накопленные за эту жизнь, вкладывать в них своё мировоззрение и свои идеалы, свои духовные ценности, свой смысл жизни, буду учить их сохранять Единство Дикой Стаи и свою дружбу. Я ещё собираюсь увидеть, как будут отстаивать мои идеалы праправнуки моей Стаи.
И только когда это тело износится настолько, что не сможет полноценно выполнять свои функции и не позволит мне дальше заниматься делами Дикой Стаи, я покину это тело, чтобы воплотиться в одном из своих прапраправнуков и продолжить хранить Единство Дикой Стаи.
Я уверена, что мне удастся задуманное. Я из рода долгожителей, а вечная молодость моей души и моего сознания, которую я сама себе запрограммировала, пожелав навсегда остаться подростком, позволит мне и в старости остаться такой же, какая я сейчас и не отступить от своей цели! Я верю в себя и свою Дикую Стаю!

Рецензии

Привет, Диана!)
Я вижу, это написано давно, в 2012.
Сейчас у тебя до сих пор такое отношение к старости и смерти?
Смущает даже не стая, а твоя хватка за это...А если детки захотят свободы от стаи?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


«Бессмертно все, что невозвратно,
и в этой вечности обратной
блаженство гордое души».

В. Набоков

В развитых странах увеличивается продолжительность жизни и в связи с этим возрастает количество пожилых людей. Как общество относится к старикам? Налицо две противоположные тенденции, восходящие ещё к первобытности.

С одной стороны, низкая оценка старости. Скажем, в позднем Европейском Средневековье, уже подготавливавшем Новое время, старость выявляла свои отрицательные стороны по двум моментам. Во-первых, по своей связи с болезнью. Болезнь рассматривалась в христианской теологии как наказание за грех. Вслед за язычеством, особенно в повседневном здравом смысле, больные, увечные и старики получали заниженную социальную оценку. Эта заниженная повседневная оценка выразилась в фаблио Фаблио как жанр французской городской литературы получил особенное распространение в XIII в. Это сравнительно небольшое по объему комическое повествование, которое, как правило, заканчивалось моралью. См.: Словарь средневековой культуры. М.: 2007. с. 353 и далее. Иллюстрации можно почерпнуть у Мольера, который более понятен, чем фаблио. Напр. «Жорж Данден, или Одураченный муж» как в жанре французской городской литературы. Там также проявляется возрастная мифология, где обманываемый муж воплощает старость (в календарных праздниках – «уходящий год»). Он рогат, нещадно бит и – обратим внимание! – доволен. Юноша, особенно бродячий клирик, любвеобилен и удачлив.


(А. Шварценеггер)

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 3 из 31)

Тема геронтоцида (умерщвления стариков) восходящая к архаике, сохранилась в превращенных формах и до сегодняшнего дня. В эксцентрической комедии Американский фильм Фрэнка Капры «Мышьяк и старое кружево» (1944). Действие происходит в доме двух приятных, но безумных тетушек, Эбби и Марты Брюстер, которые умерщвляют ядом всех, кто вступает в контакт с ними. Тетушки убивают людей и закапывают трупы в погребе с соблюдением трогательных траурных церемоний... Безумие тетушек на самом деле предстает как атавизм, т.е. как пережиток архаики. , исполненной черного юмора, две благопристойные на первый взгляд старушки убивают всех пожилых джентльменов, которые хотели бы снять комнату в их доме.

Видео 2. Фрагмент из фильма "Мышьяк и старое кружево" (реж. Ф. Капра, 1944).

С другой стороны, почтительное отношение к старости. Старость уже в Античности и вообще в стабильном традиционном обществе чаще всего рассматривалась как ценность, - лучшее время жизни. Отсюда же непреходящая тема старости в портретной живописи, напр. портреты стариков и старух у Рембрандта, портрет Ермоловой у В. Серова. Эта почтительность есть результат долгого развития цивилизации.

Портреты.


(Сократ. Античный бюст)


(В. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой. 1905 г.)


(Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.)

Новоевропейская цивилизация, буржуазное общество относится к старости противоречиво. С одной стороны, оно вообще низко оценивает старость. Но с другой стороны, буржуазное общество не может не наследовать традицию мировой цивилизации по высокой оценке старости.

Сейчас, на излете новоевропейской цивилизации возникает потребность, так сказать, заново «тематизировать» старость, разработать систему ценностных стереотипов для того, чтобы старик мог с душевным комфортом идентифицироваться Идентификация - специфическое социальное отношение, в котором личность отождествляет себя с определенной группой, например: Я – «молодой человек», «Я – студент», «Я – пенсионер», «Я – женщина», и т.п. со своим возрастом. Здесь обретают вторую жизнь ценностные установки античной философии, вообще – традиционного общества. В современном мире, поскольку в нем господствует культ молодости, классическая греческая философия поможет нам перенести процесс старения менее болезненно.

Культура античного и христианского мира исходила из двух жизненных моделей, заслуживающих подражания: героя типа Ахилла с его короткой, но насыщенной событиями жизнью


(Франц фон Мач. Торжествующий Ахилл. 1892 г.) и почтенного старца-философа (в христианстве – Мафусаила)


(Пьеро делла Франческа. Мафусаил. 1550 г.)

стремящегося к спокойной, внутренне сосредоточенной жизни. В христианской изобразительной традиции можно проследить соответственно образ Бога-Отца, Моисея, Ноя, и образ Бога-Сына, Христа, святого Себастьяна.


(Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1475 г.)

Древние полагали, что наиболее почетна смерть либо в ранней юности, либо в глубокой старости, так как преклонный возраст, несмотря на все его минусы, - возраст торжества разума.

Старость и страх

Феномен старости в плане личного существования может быть раскрыт через категорию страха. Страх возможен в двух проявлениях: в модусе боязни, т.е. низкого страха и в модусе высокого страха, который религиозные люди называют страхом Божьим. Под знаком страха происходит старость, т.е. период жизни, который протекает во все более ясном видении неминуемой смерти. Но в зависимости от того, какой страх преобладает, складываются различные судьбы старости. Соответственно возникает старость настоящая, подлинная, достойная, с одной стороны, и старость не подлинная, жалкая, неудавшаяся, - с другой.

Подлинные старики и неудавшиеся старики

В каждом конкретном человеке, достигшем соответствующего возраста, есть моменты настоящей старости, и моменты не подлинной старости. Дело в том, какие моменты в нем преобладают. Соответственно, разделяются, с одной стороны, настоящие старики и с другой, те, которые оказались не на высоте призвания старости, - неудавшиеся старики. Настоящие старики захвачены прежде всего высоким страхом, - страхом не выполнить своего предназначения в мире, не исполнить свой долг. Неудавшиеся старики одержимы низким страхом, боязнью. Сюда относятся, например, старики-сластены, старики-сладострастники и старики-честолюбцы, одержимые волей к власти.

Видео 3. Фрагмент из фильма "Лучше не бывает" (реж. Дж. Брукс, 1997).


(Тициан «Папа Павел Третий с внуками». 1546 г.)


(В. Серов. Портрет К.П. Победоносцева. 1902 г.)


(В. Серов. Портрет Эммануэля Нобеля. 1909 г.)

Демокрит Демокрит - греческий философ (460 - 371 до н.э.) - основатель атомизма. Он считал, что высшее благо это блаженство; оно состоит в покое и веселье души и верней всего может быть достигнуто благодаря обузданию желаний и умеренному образу жизни. говорил, что настоящий старик должен быть приветлив и серьезен. Если у человека к старости начинает преобладать разум, то старость удалась. Отсюда подлинная серьезность настоящего старика. Напротив, неудавшаяся старость являет собой такую трагедию личной судьбы, когда человек, вступая в возраст старости, тем не менее сохранил преобладание чувственной или яростной души. И мы на лице его можем прочесть устремления чувственности или устремления гордыни.

Движение по возрастам проявляется в изменении сферы желаний. Желания настоящего старика – это желания разумной души. Они направлены за пределы своего тела, онирастождествляются с телом старика. Старик, преодолевая наивную идентификацию со своим телом, выходит за рамки своего тела прежде всего через общение с другими. Особаяприветливость старика обусловлена тем, что он как бы уходит от своего тела в общение с Другими.

Есть такая притча об Иоанне:

Блаженный Иоанн евангелист дожил в Эфесе до глубочайшей старости, так что ученики едва могли на руках приносить его в церковь, и, не имея силы сказать долгой речи, он в собрании паствы каждый раз ничего не говорил, кроме следующих слов: «Милые дети мои, любите друг друга!» Наконец, ученики и братия, наскучив тем, что слышали одно и то же, сказали: «Учитель, почему каждый раз говоришь ты одно и то же?» На то дал он им ответ, достойный Иоанна: «Потому, что эта заповедь Господа, и если ее одну исполнять, то и довольно».

И молодые люди отвечают старикам «встречной любовью» (см. о любви к старикам в «Пушкинской речи» Достоевского).

В соответствии с этим возникает особый статус старческой красоты, которая овевает настоящих стариков. Красота старости – это результат работы над собой, результат подлинной удавшейся жизни. Гимн женской старости в фильме «Александра» Александра Сокурова, где показана прекрасная стать старой Галины Вишневской, восходящая к неолитическим Венерам.

Видео 4. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).
Видео 5. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).

Рита Леви-Монтальчини, итальянский нейробиолог, старейшая из живших в 2009 году лауреатов Нобелевской премии, сказала на пресс-конференции в Риме, устроенной по случаю её 100-летнего юбилея: «Несмотря на то, что мне исполняется сто лет, соображаю я сейчас – спасибо опыту – гораздо лучше, чем тогда, когда мне было двадцать».


(Рита Леви-Монтальчини)

Первый шаг к настоящей старости – это «выход за пределы своего тела». Для настоящего старика старческие недомогания его тела не стоят на первом плане. Он думает не о своем телесном благополучии в первую очередь, а о благополучии своих ближних (детей, внуков, учеников). Радости их духа, души и тела, радости их молодых душ – это главные радости старика. В этом конкретный смысл любви настоящего старика к детям и внукам.

Конкретно такое растождествление со своим телом у старика осуществляется через практику аскезы. Собственно, аскеза это первый внешний признак настоящего старика. Освобождаясь с помощью аскезы от непосредственной идентификации со своим телом, растождествляясь со своим телом, он идентифицируется не только с телами Других, но идентифицируется и с произведениями культуры, а также и с вещами мира вообще. Искусство и культура готовят нас к достойной старости, учат нас выходить за рамки своего тела, идентифицироваться с телами Других, с телом своей нации, со всем человечеством, с биосферой, с Землей, со Вселенной и, наконец, с Абсолютом. В этом глубинный смысл образования; оно представляет по сути дела подготовку к настоящей старости.

Символична фундаментальная предусмотрительность Марка Аврелия, который подбирал книги в деятельном возрасте, чтобы читать их в старости. Культура как таковая, существующая не для обустроения материальных условий жизни, а как самоцель, - особенно гуманитарная культура, (философия, литература, живопись и т.д.) необходимы именно для старости. Старый Дарвин Дарвин Дарвин Ч. Автобиография. Перевод проф. К.А. Тимирязева // Полное собрание сочинений Чарльза Дарвина. Под ред. проф. М.А. Мензбира. Госиздат, М.-Л., 1925, с. 3-42. «…в одном отношении мой ум изменился за последние двадцать или тридцать лет. До тридцати лет, и даже немного позднее, я находил большое удовольствие в чтении поэтов: Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли: даже еще школьником я с великим наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами…в былое время живопись доставляла мне значительное, а музыка высокое наслаждение. Но вот уже несколько лет, как я не могу выносить ни одной строки поэзии: пробовал я недавно читать Шекспира, но он мне показался скучным до тошноты. Я почти потерял и прежний вкус к живописи и музыке. Музыка, вместо того, чтобы доставлять удовольствие, обыкновенно только заставляет меня еще усиленнее думать о том, чем я занимался» горько сожалел, что, превратившись в машину для переработки позитивных фактов, недостаточно уделял внимания музыке, искусству. В результате, он на склоне лет должен был довольствоваться массовыми сентиментальными романами, внутреннюю пустоту которых он в глубине души не мог не чувствовать.


(Чарльз Дарвин. 1878 г.)

Старость как творческий возраст

Творчество как производство новых и значимых идей – это коллективный процесс. В нем всегда может быть выделен новатор, который генерирует новые идеи, и так сказать, «отвечает» за новизну результата. Но необходим и «консерватор», который проверяет действительную значимость идей, высказанных новатором, так сказать «ответственный за значимость». Вот старик часто весьма успешно выполняет эту «вторую», но совершенно необходимую роль творческого «консерватора».

Старость поэтому это креативный возраст, не менее креативный, чем юность и зрелость, но творчество старика развертывается в особом измерении, а потому подчас не заметно так, как созидательная активность юности. Но без стариков творчество юности было бы невозможно.

Творчество старика не акцентировано на новизне, оно акцентировано на значимости. Старик – не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее «упорядочиватель» и систематизатор. Без его охранительной и систематизаторской работы само новое было бы невозможно. Вне системы, вне рамки значимого новое представало бы как просто хаос, случайные отклонения от существующего. Поэтому упорядочивающая культурная деятельность старика есть необходимое условие возможности новаций молодых.

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 16 из 31)

(Х. Гольбейн. Эразм Роттердамский за конторкой. 1523 г.)


(Тициан «Автопортрет Тициана»)


(В. Серов. И.Е. Забелин. 1892 г.)


(В. Серов «Н.А. Римский-Корсаков». 1898 г.)

У старика особые отношения с вещами. Он выходит из своего тела в жизнь вещей. Опредмечивание в вещах – фундаментальная процедура старости. Произведения культуры как бы изымают вещи из времени, представляя собой способ достижения бессмертия.

Специфический, сохраняющий и систематизирующий характер творчества старика накладывает печать на существование его авторства.Авторствование есть соблазн молодости, это проявление высокого страха молодости не оставить по себе следа. Старик любит свои произведения, которые он оставитпосле себя и вместо себя, но он не придает особого значения своему авторству, разве что только с позиции ответственности. Настоящий старик любит культуру в себе, а не себя в культуре. В связи с этим творчество старика отягощено заботой об авторствовании лишь в той мере, в какой он несет ответственность за свое произведение.

Старик и история

Старик особое внимание уделяет сохранению и осмыслению тех вещей, которые его окружают. В связи с таким особым интересом к вещам особая роль в деятельности старика отведена истории. Если думающему, духовно и душевно активному молодому человеку свойственно вести дневник своей жизни, выплескивая в культурные формы фиксированного слова фонтан эмоций и переживаний, то старик пишет мемуары.

Послушайте несколько минут небольшой фрагмент из знаменитой книги «Опыты», очень советую Вам впоследствии ее прочитать.

Мишель де Монтень, французскийписатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Аудио 1. Фрагмент аудиокниги. М. Монтень. "Опыты", «К читателю».

Мемуары - это сама непосредственная история, это, прежде всего, история своего тела, души и духа, рассказ о своей жизни как о целом. Воспоминаниями, если они записаны, дается цельность восприятия мира. В этом смысле настоящий старик не только может, но и должен помнить; он, не только может, но и должен писать воспоминания. Мемуары в широком смысле слова – это сама основа культуры, историографии, - её нулевой пласт, опредмеченная память. Старик, таким образом, пишет не только мемуары, но иисторию вообще. В этом смысле старик – историк по определению.

Органическая склонность старика к истории связана с тем, что он видит себя в контексте целого. Молодого человека господствующая чувственная душа соблазняет на ситуационное поведение. Настоящий старик ведет себя не ситуационно, он ведет себя, имея в видуконтекст всей своей жизни. Каждый свой поступок он соотносит со всей своей прожитой жизнью, которая к тому же раскрывается с позиций целого (Вселенной), как его подлинной жизни. И целое (Вселенная, Абсолют) действительно оказывается его жизнью в результате его духовной работы.

Настоящая старость, таким образом, – это видение своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия. У молодости не может быть такого видения, т.к. целое жизни молодого человека не сложилось, жизнь еще не случилась. Конечно, возможна интуиция своего будущего молодым, но эта интуиция всегда относится только к сфере возможности, но не действительности. Ведь жизнь молодого может сложиться (случиться) по-разному, и никто не может сказать, как она сложится в действительности. Случайность, в мягких лапах которой находится молодой человек, предстает как судьба. Случайность в жизни молодого вовсе не есть «непознанная необходимость». Старик, в жизни которого уже все случилось, освобождается от случайности как судьбы, он оказывается на стороне необходимости, и необходимость, - если это настоящий старик, - оказывается на его стороне.

Если настоящая старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт. Жалкая роль многих современных стариков определена не тем, что дети уделяют старикам «недостаточно любви, уважения и внимания», - не тем, что правительство «не обеспечивает» их «достойной» пенсией, медицинским обслуживанием, и т.д. Обеспечить их всем этим так же невозможно, как наполнить бочку Данаид.


(Дж. У. Уотерхаус. Данаиды. 1904 г.)

Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» современного общества потребления и поддались на эту провокацию. В этих эфемерных «ценностях» главное – чувственные удовольствия, брызжущий во все стороны избыток физических сил, успех, богатство, и т.д. Этот набор ориентиров и для молодого опасен и разрушителен, а для старика в духовном плане он просто гибелен. Настоящий старик сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины, он не требует большой пенсии от государства, постоянно находящегося в «сложном положении». Он с пониманием относится к той мере любви и заботы, которые уделяют ему дети. Он озабочен не тем, чтобы получить(«причитающееся, заработанное»), а тем, чтобы отдать, чтобы быть по возможности нужным. Специфика желаний настоящего старика именно в том, чтобы, как это и свойственно разумной душе, -отдавать, а не брать.

Неудавшийся старик захвачен жестким, «мертвым» единством со своим телом. Его трагедия в том, что ему представляется высшим несчастьем его индивидуальная смерть. Настоящий старик не боится смерти своего тела, поскольку дух его уже вышел за его пределы, - поскольку он уже свободен в своей идентификации. Старость в этом смысле уже здесь и теперь есть «жизнь после жизни», или - подлинно духовная жизнь. Высокий страх настоящего старика лишь в том, что он не сможет в достаточной мере «воспарить» над своим телом, так сказать «выйти» из него.


(И. Ф. Стравинский. 1965 г.)

Выводы

Именно старик это и есть человек как таковой в том смысле, что он старостью подводит итог своей жизни. Юность и даже зрелость в этом аспекте – это всего лишь подготовка к старости. Старость в своем явлении это нисходящее движениечеловеческой жизни, но по сути своей естьвосходящее движение к высокому отождествлению с мировым целым, с Абсолютом, с Богом.

Послушайте фрагмент из книги. Ч. Айтматова "И дольше века длится день". Аудио 2.

Вопросы для самопроверки

1. Считаете ли Вы себя старым человеком?

2. Боитесь ли Вы своей старости?

3. Старость – это не только формальные показатели возраста. Кого Вы назвали бы старым человеком?

4. Кого Вы могли бы привести как пример достойной старости, знакомы ли Вы с настоящим стариком, который именно в старости достиг полноты своей жизни?

5. Могли бы Вы привести пример из художественной литературы «несостоявшегося старика»?

6. Согласны ли Вы с тем, что старик способен к творческой активности, - в каких смыслах, в каком отношении с другими?



Вопрос о том, с какого возраста человека нужно считать старым, в современном обществе поднимается все чаще. Подростки, не задумываясь, отнесут к этой категории всех, кто достиг 25 лет. А работодатели считают неперспективными тех, кому уже больше 40 лет.

Каковы же границы пожилого возраста? И каким в обществе должно быть отношение к старости?

Мнение общественности

Среди многих людей бытует мнение, что пожилой возраст делает человека более подверженным несчастным случаям, свидетельствует о плохой обучаемости чему-то новому и забывчивости. Но так ли это?

Факты говорят об обратном. Самое быстрое увядание происходит с человеком в возрасте от 30 до 40 лет. Каждый третий, погибший в автомобильной аварии,- это молодой человек до 25 лет. Никаких научных доказательств, что с возрастом умственные способности здорового человека снижаются, не существует. Мнение о том, что старость и немощь идут рука об руку, не соответствует действительности - многие люди, которые переживает пожилой возраст, относительно здоровы и, более того, не считают себя старыми.

Отношение к старости

Мы наблюдаем, что сегодня общество «помешано» на молодости и в пожилых представляют в искаженном свете. Среди ведущих на телевидении вы не встретите пожилого человека. Мы наблюдаем парадокс: никогда прежде в истории человечества не делалось так много для социальной и экономической защиты членов общества, у которых пожилой возраст. Однако мнение о них в обществе крайне отрицательно.

Для многих людей пожилой возраст не является помехой, чтобы осваивать компьютер и другие новинки технологии. Они с удовольствием учатся и передают свой опыт другим.

Также уходить на заслуженный отдых отказывается все большее число людей пенсионного возраста.

Продолжайте стремиться к активной жизни

Пожилой возраст - это не помеха для счастливой жизни. У всех пожилых людей есть одна общая черта: они целенаправленно занимаются какой-либо полезной деятельностью, то ли оплачиваемой работой, то ли добровольным трудом.

Продолжайте оставаться активными, делайте физические упражнения, интересуйтесь другими людьми всех возрастов и удовлетворяйте свои духовные потребности.

Старайтесь смотреть на мир проще и привносите в свою жизнь разнообразие.

Прислушайтесь к совету Всемирной организации здравоохранения, который будет полезен и молодым и пожилым: «Как здоровье способствует активной жизни, так и активная жизнь дает отличную возможность сохранить здоровье».

На способность радоваться жизни в может в определенной мере повлиять предвзятое мнение окружающих, однако не забывайте, что радость определяется собственным взглядом пожилого человека на свою жизнь.

Тема: «Уважительное отношение к старости»
Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста , повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;
Задачи:

Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах развития общества, воспитания молодёжи;

Продолжить формирование нравственных качеств личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
Оборудование: мультмедийный проектор, презентация Power Point, видеосюжет «О старости», фонограммы музыкальных композиций («А годы летят», «Как молоды мы были», Энрике Морриконе «Осень»).
Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: час общения.


Начало: видеосюжет «О старости».
Учитель: Ребята, как вы уже наверное догадались, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о старости. Эта тема выбрана неслучайно: ежегодно 1 октября, начиная с 1991 года, отмечается Международный день пожилых людей. В нашей стране этот праздник именуется Днём пожилого человека и отмечается на основании
Ведущий 1. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник наших родителей, бабушек и дедушек, день, когда мы отдаём им свою любовь, уважение и признательность.
Ведущий 2. Целью проведения Дня пожилого человека является привлечение внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, обеспечения им независимости, участия в жизни общества, необходимого ухода и поддержания их достоинства.
Ведущий 1. В рамках Дня пожилых людей проводятся бесплатные концерты, благотворительные спектакли, киносеансы, вечера отдыха, конкурсы художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди пожилых людей. Ко Дню пожилых людей традиционно приурочены мероприятия чествования долгожителей, супружеских пар, персональные выставки работ ветеранов.
Учитель: А мы посвящаем этому важному событию сегодняшний классный час.

(Звучи фонограмма песни «А годы летят…»)

Учитель: Да, годы неумолимы. И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить, что подразумевается под понятием «старость». (Слайд 3)

(Давалось предварительное задание двум обучающимся, которым учитель предоставляет в данный момент слово):


Учащийся 1.Старость - возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма.
В старости изменяются внешний вид, работоспособность, психика человека, течение многих заболеваний. Кожа истончается, становится менее эластичной, появляются морщины, пигментные пятна; волосы седеют, выпадают; уменьшается острота зрения, происходит помутнение хрусталика вплоть до развития катаракты. Ограничивается подвижность суставов, снижается умственная работоспособность, легче возникает утомление, наблюдается ослабление памяти на текущие события, нарушается сон. Темп старения, степень изменения органов и систем неодинаковы у различных людей.
Учащийся 2. Старость - закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение - неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием возрастной патологии и увеличением вероятности смерти.
Учитель: Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55-60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет - старыми, с 90 лет - долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92-95 годам.
Хотя в истории известно немало фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.
Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.
Ведущий 1 (на фоне медленной композиции «Осень» Энрике Морриконе):

Какая жизнь у старика – (Слайды 4 – 10)

Конечно же, паршивая:

И пенсия невелика,

И одежонка вшивая,

И детям на него плевать,

И белый свет - с копеечку…

Но нужно ж как – то доживать,

Хоть с краю, на скамеечке!

А ведь была у старика

Когда – то жизнь хорошая,

Любили девки казака

И вороные лошади;

И от зари, и до зари

Не знало тело устали –

А вот теперь (ну хоть умри!)

Все тропки перепутались…
Теперь достаточно клочка –

Уж лучше и не спрашивай! –

Раздумья старика

Подкашивают заживо:

Куда несётся этот мир.

С компьютером и плеером?

И овевает внук – вампир

Мечту кровавым веером…

Какая жизнь у старика?

Как ни суди, но прошлая!

У богача, у бедняка –

Нет ничего хорошего!
Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.
Ведущий 2. Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания. (Слайд 11)
Ведущий 3. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону . Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз … (Слайд 12)
Ведущий 4. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. (Слайд 13)
Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.
«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.
Ведущий 1. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания. Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой? (Слайд 14)
Учитель. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт?
(организуется общение)
Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек . Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.
Ведущий 2. Нередко быт семьи – стирка, глажение белья, приготовление пищи, уборка квартиры, лежат на плечах наших бабушек. А место для отдыха бабушке отведено, как правило, на кухне. Зато внучка или внук имеют отдельную комнату. Одним словом, всё для детей и внуков и ничего для себя! А что же в ответ?
Учитель. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение многих из нас и общества в целом к немощным старикам.
«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками , четвёртые … Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботёсанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:
- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова , взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
-Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
-Как это кем? Дочерью, конечно.
-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, -ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:
- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».
- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор.»
Учитель. Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации ? Что вы думаете по этому поводу?
(организуется общение)
Учитель. Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.
« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».


Учитель. Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?
(Организуется беседа)
Ведущий 3. Джон Леннон однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств и неприятностей.
Учитель. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной коляске , покупать дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том, что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить моё состояние можете».
Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить. У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу, полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь организм – идёт необратимый процесс его разрушения.
Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть. Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди.
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна. Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости. Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.
- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)
«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)
Ведущий 1. Подлинная гуманность общества ли, семьи или отдельной личности определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи нашим сородичам . И для самопознания, для постижения скрытых черт и собственной натуры самые точные критерии – сочувствие, добросердечное внимание не только к тем, кто имеет и умеет, но и к тем, кто уже всё отдал.
Ведущий 2.
Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

Сегодня с пеной у рта принято рассуждать, что отвратительное отношение к старикам – это результат государственной заботы. Мол, маленькие пенсии, унизительные очереди, мизерные льготы провоцируют неуважение молодежи к пожилым людям.

Понятно, что наши инстинкты превалируют над разумом, и забота человеческого рода, как можно лучше и стабильнее обеспечить жизнь потомству, а не тем, кто дал жизнь. Почему-то мы не прогнозируем заранее, что созерцая пример личного нашего с вами отношения к своим бабушкам и дедушкам, к своим родителям мы создаем стереотип отношения наших детей к нам в старости.

В советское время еще как-то пытались, внушали, что старики – это гордость, ветераны фронта и труда. Мы должны сказать спасибо, что они выиграли войну и подняли на ноги из развалов такую огромную страну.

Мысль понималась и принималась, пока оставались люди, которые видели своими глазами эти события.

Но что делать сегодняшнему поколению, которое не то, что не видело и по большей части не слышало в должной мере об уважении в принципе.

Не спорю, что социальные программы могли быть и получше, и можно было бы запустить ролики социальные в инет и по телевиденью о взаимосвязи поколений. А в школах должны быть программы, отработанные психологами, на коррекцию отношений между поколениями в семье.

Еще один упущенный фактор: пока молод и особенно болезни не трогают, ты недопонимаешь, что мучает пожилого человека. Проблемы со здоровьем откладывают отпечаток на личные взаимоотношения.

Совершенно неважно, что болит, как болит, но это мешает, выбивает из активной жизни, меняет характер и поведение стареющих людей. И неуживчивость, и вредность тут совершенно не причем.

Подобные ситуации меняют отношения в семье: пожилому человеку не хочется постоянно говорить о тяжести и боли, молодому не понять, почему старики так занудствуют. Так и рождаются тяжело запущенные недопонимания и обвинения.

А будущее поколение мотает на ус, не разбираясь в тонкостях взаимоотношений, а копируя стереотипы поведения. У папы и мамы как всегда не хватает времени и смелости объяснить ребенку, почему бабушка или дедушка «дурят».

Хорошо, если это так. А что мы даем взамен. Когда будем «возвращать долги»?

Старый человек в мудрости любой нации воспринимался как младенец: что стар, что млад. Это говорит не о его безумии или неадекватных поступках, а о его беспомощности во многих вещах.

Следовательно, ему требуется дополнительная забота и внимание. Не оставите же вы без присмотра годовалого или даже трехгодовалого ребенка на кухне среди ножей, рядом с кипящим молоком и т.д. Так и с пожилыми людьми. Не постоянный контроль, а дополнительное внимание к мелочам не повредит.

Что еще кошмарней, когда старики неизлечимо больны или прикованы к постели. Созерцая жестокость и равнодушие к боли их собственных детей, оправдывающих себя усталостью и тем, что жизнь продолжается, волосы встают дыбом.

Естественным стала и оценочная система в отношениях поколений: а что ты мне дал, ты меня просто родил. За что тебе сказать спасибо или помогать? Представляю, как хочется закричать попавшим под такой пресс, лучше б я тебя не родил.

Помните, заблуждение – что молодость вечна. Она протяженнее, чем старость. Но и вас это настигнет. Какой мерою меряете, такой и вам отмерится. Не хотите досматривать стариков, вас придется досматривать.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....