Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Развитие творческого воображения у детей дошкольников. Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

Опыт работы воспитателя ДОУ, Развитие творческого воображения у детей

Аннотация: В статье раскрывается необходимость уделения внимания развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе.

Творчество у взрослых высоко ценится в нашем обществе. Личное творчество способствует изобретательности, инновациям социальным и культурным. Творческие люди умеют быстро, эффективно отвечать на различные вопросы, творчество помогает в достижении их жизненных целей. Творчество - это как набор навыков и уникальный и индивидуальный характер структуры, которая развивается на протяжении детства и дорабатывается в подростковом и зрелом возрасте. Образование и воспитание играет ключевую роль в его развитии. Поэтому необходимо развивать творческое воображение у детей, которое станет в дальнейшем и предпосылкой развития познавательных процессов, многие психологи уже пришли к единому мнению, что логическое мышление невозможно развить без предпосылки развития творчества.

Необходимо поощрять творчество у детей и не бояться раскрашенных обоев и мебели. Ведь маленький творец не замечает, как творчество его выходит за рамки альбомного листа. Не следует ругать ребёнка, а беседовать с ним, а возможно и купить обои широкого метража и позволить ребенку выплеснуть свое воображение. Кто знает, может быть растёт будущий гений, а мы своими упрёками тушим искру креативности. Надо помнить, что воображение ведёт к инновационной деятельности, уникальным идеям и опыту.

Доказано, что если творчество не развивать в детстве, то его невозможно развить в более позднем возрасте. Дети легко придумывают вымышленные ситуации и сказочных героев, верят в чудо и ждут волшебства, с лёгкостью преобразуют изображения. Преобразование изображения это творческий навык, который естественно и неотъемлемо присутствует у детей дошкольного возраста.

Неоценимый вклад педагога - уважать выбор ребенка на основе понимания и приверженности детской мудрости в отношении их потребностей в обучении и воспитании. Необходимо с детьми взаимодействовать, сотрудничать, планировать, опираться на предыдущие темы или начинать новые проекты. Чем больше степень свободы, тем богаче творческого роста. Если дети будут получать удовольствие от творческой деятельности, это также будет способствовать интересу к учебе, который будет способствовать в более поздних стадиях онтогенеза в процессе приобретения знаний. [Дориан О, Коннор стр3-5]

Воображение принадлежит к числу главных психологических завоеваний дошкольного детства, следствия развития воображения у дошкольников очень разнообразны. Вопрос о природе детского воображения до сих пор предмет острых дискуссий. От того, как мы взрослые ставим вопрос, зависит выбор стратегии развития творческого воображения ребёнка. У ребёнка присущ смысловой подход к решению встающих перед ним задач, но авторы многих программ обучения упускают это из вида, делают упор наовладение техническими приёмами. Довольно часто забывают о развитии у детей смыслового видения мира, основанного на воображении. Однако не стоит и забывать, что только у детей после 4 лет складывается опыт сюжетно-ролевой игры, внутри которой воображение формируется в своей общей форме, если ранее то такое видение едва ли будет полноценным. Ребёнок на занятии должен быть «волшебником», «мастером», «выдающимся художником», так как вступая в игровой образ у детей проявляется мотивация к созданию своих «шедевров». Творческое воображение позволяет ребёнку пройти свой путь интеграции в человеческую культуру, проникновение во внутренние миры других людей и – главное - в свой собственный внутренний мир. [В.Кудрявцев, стр. 77-78]

Выбирая педагогический подход, который поддерживает творчество у детей педагог, сделает счастливыми детей. Счастье является центральным этапом в детстве. Только в силах педагога и взрослых сделать детей счастливыми и творчески развитыми. Педагог задает тон и обязан учитывать отношения между детьми и ним, а также каждого ребенка и его сверстников. Атмосфера в воспитательно-образовательной деятельности важна для детей, только чуткий педагог понимает это, а так же то, что нельзя торопить и давить на детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что воображение присущая нам черта, без которой невозможно сделать будущее. Что проявляется оно в детстве, но связано с опытом из действительности. Развивая творчество, необходимо давать волю воображению, так как возможно растёт будущий гений и надо помнить об этом.

Библиография:
1. Дориан О,Коннор Development in Early Childhood The Role of Educators
2. В.И.Кудрявцев. Феномен детской креативности.Дошкольное воспитание,5,2006.

Татьяна Ануфриева
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАЕВОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развития творческого воображения у детей дошкольного возраста »

Воспитатель :

Ануфриева Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ИГРЕ .

«Мы рождены, чтоб сказку

сделать былью.» А как жить так,

чтобы из были сделать сказку?»

Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. Это и вообразить невозможно ! Благодаря воображению человек живет как минимум в двух мирах : реальном и воображаемом . Человечество никогда не достигло бы нынешнего уровня развития , если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать , представлять.

Воображение сделает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным . Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ребенка в волшебника и взрослые, находясь рядом с ребенком, увидят, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя» что их окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!

В каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Нет среди дошкольников не талантливых и не способных детей . Увидеть и развить этот талант , помочь ребенку найти свое «я» - дело окружающих взрослых. Так давайте же поможем нашим малышам! И тогда волшебник сделает и нас, и наших ребят счастливыми.

Добро пожаловать в группу «Золотой ключик» . Здравствуйте, милые малыши- карандаши, озорники - шалунишки. Какие же вы все разные : темненькие и светленькие, с голубыми глазками и с карими! Смышленые, внимательные глазки смотрят вопросительно; а что же будет дальше? Давайте дружить, детки! Я приглашаю вас в удивительное путешествие А золотой ключик откроет нам дверь в страну волшебного детства.

Удивительные открытия ждут нас впереди. В добрый путь!

Веселый, озорной Буратино и его друзья встречают нас, знакомятся с малышами и приглашают в волшебную жизнь - сказку. Сказка начинается.

Для детей 3-4 лет характерен такой уровень развития воображения , при котором пусковым моментом является предметная среда. Именно она дает состояться внутренней позиции, делающей воображение воображением .

На первом этапе необходимо научить малышей не однозначно воспринимать окружающие их предметы.

Игорь и Рома сидят на ковре и стучат кубиком по столу. На вопрос : «Что ты делаешь?» оба малыша отвечают : «Стучу» . А вот вопрос «Чем стучишь9» сразу ставит детей по разные стороны барьера. Игорь говорит то, что есть на самом деле : «Стучу кубиком» , а Рома говорит, что он стучит молотком. У Игоря воображение еще не выделилось в самостоятельный процесс, он не умеет переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать действия. Воображение Ромы развито гораздо лучше . Это сравнение необходимо для того, чтобы понять, чему мы должны обучать ребенка на самом первом этапе целенаправленного развития воображения . Если мы хотим помочь малышу увидеть предмет неоднозначно, расширить границы окружающего его мира с помощью мира сказки и волшебства, давайте специально разведем оптическое и смысловое поля. Пока ребенок не научился воображать , уберем от него игрушки, имеющие свою логику, с которыми можно действовать лишь однозначно, например заводные, электронные. Взамен же дадим ему многофункциональные предметы, то есть предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации. Это разнообразные кубики, коробки, крупные пуговицы, части конструкторов и так далее. Но предметы сами по себе не развивают воображение ребенка . Здесь нужна помощь взрослого. Предлагая Игорю кубики, попросила его. покатать машинку. Если ребенок легко справится с этим заданием, то можно усложнить его. Предлагая один и тот же кубик, попросила Игоря покатать его как машинку и погладить им, как утюгом. Если ребенку трудно выполнить действие, выполняю его сама. Игорь просто наблюдает. Затем предложила ему выполнить это задание совместно со мной.

Наблюдение Игоря за действиями воспитателя, эмоциональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

После того, как Игорь научился самостоятельно «гладить» кубиком, можно переходить к следующему, второму этапу.

У детей 3-4 лет появляется интерес и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения . Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный . Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее. Многие дети затрудняются описать картинку.

Читаю сказку. Все слушают затаив дыхание. Но вот я перевернула страницу, и появился рисунок. Всем уже не сидится. Каждый хочет его поближе рассмотреть. Картинка очень нравится ребятам. Но вот я прошу их изобразить, что нарисовано в книжке (на картинке девочка, которая бежит от стаи лебедей) . «Показать» картинку вызывается Настя. Она встает перед детьми, поднимает ногу и. замирает. Действительно, это точно соответствует рисунку. Может быть, Настя не поняла заданию. Прошу ее : «Расскажи, что нарисовано на картинке» . Она охотно перечисляет : «Девочка, гуси-лебеди, яблоня» . - «А что делает девочка?» - «А вот что» - и Настя снова принимает позу и замирает.

Такое непонимание рисунков связано с воображением . Поэтому для детей этого возраста очень полезны задания, в которых надо разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке простую сказку или историю. Начинать такую работу хорошо со знакомых ребенку книжек. Если ребенку" трудно сочинить историю, то ему надо помочь, задать наводящие вопросы. «Кто это? Что он делает? Куда идет? Что несет?» и так далее.

Помочь ребенку в понимании картинок можно и таким образом : оживите изображение, то есть делайте то, что нарисовано. «Настя, найди картинку, где показано такое же действие» .

Такие задания очень важны тем, что в них ребенок учится не просто видеть образ, а как это свойственно дошкольникам , двигающийся образ.

Следующий этап развития воображения у детей состоит из организации индивидуальную режиссерских игр.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Она практически всегда индивидуальна. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Особенностью этой игры является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия. Первое из ник - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать ребенку индивидуальное пространство для игры помогут разные ширмы. В нашей группе имеется множество видов ширм : мини-ширмы, ширма-занавес, книжка-раскладушка и так далее. Одна из любимых игр малышей - строить себе домики. Эти домики уютно располагаются под столом, под стулом, да где угодно. Детям там хорошо, там они хозяева. Это необходимо им для эмоциональной разгрузки. Там они чувствуют себя всемогущими, большими и сильными, независимыми от всяких мелких и крупных неприятностей

Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги или куске ткани. В нашей группе эффективно используется подвижный фланелеграф. Для его изготовления надо взять несколько кусков ткани разной расцветки, сшить их в целое полотно, затем прикрепить его к палке, чтобы фон можно было менять. Такой фланелеграф не занимает много места, да висит на стенах. Ребенок выбирает (отматывает) нужный фон, например, если он хочет играть в море, то голубой, и при помощи лоскутков разной формы, ниточек придумывает сюжет.

Второе условие, необходимое для организации режиссерской игры, - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала : кубики, коробочки, зверюшки, кораблики, куколки и так далее. Этих предметов должно быть много, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов.

Третье условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. Взрослый в этой игре выступает в роли зрителя. Но зритель не только хлопает в ладоши, но и просит пояснить те или иные действия, тем самым развивая сюжет . Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Задания «Придумай и покажи сказку» , «Изобрази мультфильм» и так далее помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

Организацией режиссерской игры не кончается целенаправленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте . Продолжается оно и в развитии образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализованной и почти полностью основана на личном опыте ребенка . Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли и так далее, то он достаточно легко участвует в образно-ролевой игре.

Например, артистическим способностям Кати родители уделяли большое внимание. Любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклями, где Кате отводилась определенная роль. Это сближало их, вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творческих способностях девочки. Поэтому в дальнейшем уже в детском саду Катя могла свободно перевоплотиться в какой-либо образ, легко и непринужденно участвуя в образно-ролевой игре.

Для расширения личного опыта детей , с целью овладения приемов вхождения в образ, развития артистического воображения мы с детьми часто посещали кукольные спектакли, цирковое представление, где дети были не только зрителями, но и непосредственными участниками

Большая роль в развитии артистических способностей детей отводится личному примеру педагога : Поэтому рядом с детьми должен находиться человек творческий , в совершенстве владеющий техникой перевоплощения в любой образ.

Например, ситуация сложилась так, что дети никак не хотели убирать за собой игрушки. Что делать? Сообщаю детям, что мне надо срочно уйти и заведующая пришлет кого-либо другого. Дружелюбно попрощавшись с ребятами, закрываю дверь, быстро надев на голову первый попавшийся платок, через минут буквально «влетаю» в группу и говорю скрипучим чужим голосом : «Здравствуйте, ребята. Я Баба - Яга. Я очень люблю детей , которые не убирают игрушки. Они мои большие помощники и друзья. Ой, ой, ой! Зачем же вы убираете игрушки? Я сейчас растаю! Ой, не убирайте, пожалуйста.» И исчезаю за дверью. Игрушки были быстро убраны на место, это оказалось несложно сделать, а дети вместе с вернувшимся воспитателем весело обсуждали происшедшее.

Дети очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом Поэтому организовать игру образного характера труда не составляет. Можно поиграть гак : воспитатель, одев необычный наряд или не переодеваясь, молча кого-либо изображает, а ребенок должен угадать, кого. Затем взрослый и ребенок меняются ролями, и малыш уже сам с помощью костюма и мимики загадывает загадки, а взрослый отгадывает их.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией. Полученные в процессе этой игры навыки дети успешно применяют в более старшем возрасте : в КВНах, в конкурсах и так далее.

Однажды в один дождливый осенний вечер, когда многих детей уже забрали родители, когда настроение у всех было грустное, я предложила детям : «Давайте поиграем в КВН для малышей» . Разделив детей на две команды , придумала им задание. Одна команда должна была показать любимого героя мультфильма, а другая - инсценировать песню. Через минут ребят не было слышно. Они шептались по разным углам, и через какое-то время перед нами появился Саша с шарфом на шее. Он поправил шарф специфическим жестом, поднял палец и сказал : «Ребята, давайте жить дружно!» «Да это же знаменитый Леопольд!» - догадались мы.

Вторая команда показала вот что : посередине группы встал Виталик, а Женя завернул его в зеленое одеяло. Потом, найдя где-то сломанную клюшку, он подкрался к завернутому в одеяло Виталику и начал этой клюшкой бить по полу, возле ног мальчика. После этого Женя поднял завернутого Виталика и унес его из комнаты. Конечно, мы не могли не узнать песенку «В лесу родилась елочка» . И вечер показался нам не таким дождливым и безрадостным, а дети с азартом ждали новых заданий.

Коренным образом изменилось настроение и детей , и взрослых. А во всех этих волшебствах повинны образно-ролевая игра и воображение , которое помогло ей состояться.

Время, насыщенное удивительными играми и упражнениями пролетело незаметно. Сказочные герои : озорной Буратино, Мальвина, Пьеро и Артемон подружились с ребятами, помогая им преодолевать все трудности, на пути в сказку В группе воцарилась атмосфера дружбы, добра и взаимопонимания. Наши малыши подросли, стали мудрее. Мир сказки поглотил их полностью.

Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств: близость темы игр к опыту ребенка. Отсутствие опыта становится препятствием в развитии сюжета игры. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребенка.

Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием. Часто это длительные творческие игры. Длительная творческая игра высшая ступень развития игры. Ее специфика состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет, проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании подсобных материалов. Основной ее признак – это устойчивый интерес ребенка к роли им выполняемой, и к определенной теме игры.

Развитие детского воображения в игре зависит во многом от характера чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления поддерживают интерес к теме игры и обогащают ее содержание.



Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжета - сложение), как более сложного способа построения игры, и собственно, предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задейственного в ней взрослого.

Для развития творческого воображения особенно важны игры – фантазирование, придумывание. Освоенные в совместной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разнотекстовые роли, помогают детям более успешно развертывать самостоятельную игру.

Сюжетно – ролевая игра обогащает развитие творческого воображения детей только в том случае, если она обретает развитые формы, богатое содержание, сложный сюжет.

Для развития творческого воображения средствами сюжетно ролевой игры необходимо:

Развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей,

Обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях;

Формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Среди различных видов игры особое место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.

Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.

Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности. Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо:

Развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;

Дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;

Развивать познавательную активность;

Формировать эмоциональный контроль;

Для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными), вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи.

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Большой вклад в развитие творческого воображения может внести еще одна деятельность – это изобразительная. В процессе овладения детьми изобразительной деятельностью таятся большие возможности для развития творческих способностей, однако, проблема эта сложна и состоит она из двух частей с одной стороны, нужно культивировать творческие способности ребенка, а с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Таким образом, проблема развития творческого потенциала ребенка посредством изобразительной деятельности предстает как проблема организации этой деятельности.
При руководстве изобразительной деятельности не надо натаскивать детей, заставлять их рисовать, надо играть с ними, рассказывать им сказки, просить их самих сочинять.

Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисование - это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Значительный скачок как в развитии самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему нравится. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. (Груздева А.В., Арсёнова М.А., 2013)

Рисование популярно среди детей 5 - 6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем больше развито у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В старшем дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творчески.

Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. И. Ю. Кулагина доказала в своих исследованиях, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Так как рисование наиболее популярный вид продуктивной деятельности дошкольников, именно в этой деятельности появляется возможность выявить наиболее характерные черты развития детского воображения, посредством анализа продуктов деятельности детей. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение и другие приемы. Именно педагогически правильные воздействия на ребенка приведут к увеличению уровня развития воображения.

В процессе освоения изобразительной деятельности детям необходимо привить определенные навыки и умения, вырабатывать приемы изображения, то есть необходимо целенаправленность обучение детей, привитие им художественного опыта. При этом приветствовать творческое изменение образца изображения (его величины, деталей, цвета). В процессе обучения ребенка изобразительной деятельности советовать и рекомендовать нужно осторожно, так как это отучает видеть разные неповторимые дома, листья, грибы и видеть их по-своему. Ребенок часто оказывается скованным, ограниченным частной формой действий, шаблонов. Художественное качество детских рисунков заключается в том, что в них запечатлена душа ребенка, изумленная окружающим миром, очарованная его красочностью, движением, бесконечным разнообразием.

В развитии творческого воображения рисующих детей большую помощь оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий.

Таким образом, один из способов амплификации детской изобразительной деятельности заключается не в передаче им конкретных и жестких способов построения образа, а в обогащении их чувственного опыта, создании особой поэтической атмосферы сотворения образа, развитии детской наблюдательности.

Вторая линия амплификации изобретательной деятельности – это развитие сюжетной линии воплощения образа: необходимо добиться разнообразия сюжетов, воплощаемых в рисунках и пластилиновых скульптурах; необходимо обсуждать с детьми замысел, предлагать новые интересные для них темы. «Приучайте ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».

Необходимо разводить понятие терминов «замысел» и «тема». Тема
рисунков легко формулируется в словах, иногда только в названии. Замысел же предполагает наглядное представление будущего рисунка, хотя бы в общих чертах. Многие дети не понимают самой задачи: замыслить, представить себе будущий рисунок, до того, как его начать. Воспитатели сами чаще ограничиваются только названием темы или перечислением входящих в неё предметов. Таким образом, воображение не развивается, дети не учатся «замысливать». Лишь в тех случаях, когда ребенок наглядно представляет себе задуманное содержании, он при соприкосновении с материалом ищет средства воплотить образы, созданные его воображением. Случайные ассоциации, если и возникают, то не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или заполнить его. Овладев способом формирования у детей сюжетно – изобразительного замысла в рисунке, мы получим возможность побуждать и направлять воображение.

Когда замысел рисунка родится из сюжета литературного произведения, воображение играет главную роль. Оно опирается на художественные образы. Некоторые литературные произведения носят описательный характер, их содержание легко переносится в пространственную форму рисунка. Очень подходят и народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы фантазии. Действие в сказке развертывается непрерывно и плавно. Обычно для рисунка выбирается один эпизод, который легче организуется пространственно.

Также довольно-таки успешно становление воображения происходит при сочинении сказок. Одним из эффективных методов работы воспитателя в данном аспекте является обучение дошкольников сочинению сказок. Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство дошкольника с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Данная проблема отражена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. ,

Проблемам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О.М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др. Эти авторы описали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок-страшилок, их структурные компоненты и действующих лиц, доказали возможность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста благодаря упражнениям в операциях «опредмечивания» и «включения» при восприятии и сочинении рассказов и сказок, операций комбинирования и экспериментирования, моделирование. Вместе с тем, в этих исследованиях не рассматривались закономерности, условия и факторы развития и формирования процесса сочинения дошкольниками сказок и его влияние на общий уровень воображения.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе были рассмотрены основные аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса. Однако, воображение не следует сводить к разновидности творческого мышления.

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.

Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания.

Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

· произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

· возникновение воображаемого плана её реализации.

Итак, воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:

· в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения - фантазирование;

· ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

· воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

· воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребенок перестает действовать.

Старший дошкольный возраст, по мнению психологов, возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью в развернутости сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта. Следовательно, в этом возрасте необходимо создать позитивные условия для развития творческого воображения.

Для развития творческого воображения имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство.

Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - 120 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. -398с.

3. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка. СПб.: Паритет, 2007. – 96с.

4. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: КноРус, 2006. - 255с.

5. Возрастная и педагогическая психология. /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Московский университет, 2012. – 272с.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – // М., Педагогика, 2012. – 563 с.

7. Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г.И. Гайсина // Учитель Башкортостана. - 2010. - №6. - С. 110-113.

8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России. 2005, - 512с.

9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 568-569.

10. Груздева А. В., Арсёнова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. 2-е издание. М., Академия, 2009. – 342 с.

12. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2005. -368с.

13. Запорожец А. В. Восприятие и действие. 2-е издание. М., Академия, 2008. 316 с.

14. Ильенков Э. В. Школа должна учить и мыслить. 2-е издание. М., Издательство МПСИ, 2009. – 312 с.

15. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. М.: Феникс, 2013. – 352 с.

16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.

17. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М.: Сфера, 2007. - 464с.

18. Ланге, Н.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Н. Ланге – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Академия, 2007. – 369 с.

20. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Издательство МГУ, 2011. – 687 с.

21. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. 2-е издание. М., Академия, 2012. 254 с.

22. Мухина В. С. Возрастная психология. М., Академия, 2006. 328 с.

23. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Высшее образование, 2006. - 460с.

24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология:учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 448 с.

25. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -298с.

26. Петровский А.В. Психология/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М.: Академия, 2011. – 340 с.

27. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.:

28. Рейтман У. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. М., Академия, 2012. 534 с.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб., Питер, 2012. – 409 с.

30. Смирнова О. Е. Детская психология. – М., Владос, 2006. - 366 с.

31. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -287с.

32. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 65-68.

33. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., Академия, 2006. – 406 с.

Принципы развития творческого воображения

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные

6. последствия, а не абсолютные достоинства.

7. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 - 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как помочь дошкольникам развить свое творческое воображение

Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников - читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра - лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Написав курсовую работу и проанализировав литературные источники, я могу сделать выводы, что воображение - это очень сложный психический процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения.

Воображение - это не просто какая-то отдельная функция нашей психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Воображение, её механизмы и процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь разгадать эту загадку, они разрабатывали различные научные теории, в которых пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении воображения. Было дано определение воображению, как психическому процессу. Были выявлены виды воображения, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид воображения превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов воображения, её закономерности.

Очень подробно были проанализированы виды воображения.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность воображения, которая определяет основное направление при изучении вопросов воображения в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития воображения в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается воображение в различных видах детской деятельности.

Проблема развития воображения - одна из наиболее важных, на сегодняшний день. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

29.Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

Старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже. Календарный возраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени. В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтенная старость. Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше. Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.

«Психологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение ин круга интересов частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека за частую снижается самооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе.

Влияние социальных и психологических на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тест, но связана с другими неблагоприятными для них полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.

Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.

Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стили жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...