Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Сценарий родительской семьи: влияние и последствия. Родительская семья

Со стороны ребенка семью можно представить как семь «я», т. е. в виде семи человек, из которых четверо образуют две прародительские семьи (бабушка и дедушка ребенка по линии матери и отца), двое - родительскую семью (мать и отец ребенка), седьмым является сам ребенок (рис. 2).

Рис. 2. Семья ребёнка.

Данные о прародительской семье мы узнаем из интервью с родителями. Их надежность обеспечивается психологическим контактом с врачом. Ввиду этого стандартизированное интервью проводится в конце исследования, когда родители уже имеют некоторый навык заполнения личностных опросников и бесед с врачом, доверяют ему и видят первые успехи от психотерапевтического контакта врача с ребенком.

В настоящем и последующем разделах представлена только часть полученных результатов, объем которых более значителен. Статистические данные приводятся только в некоторых, наиболее заслуживающих внимания случаях. Следует отметить, что далеко не все родители обращаются за психотерапевтической помощью даже при наличии тяжелого невротического состояния у ребенка. Вызвано это разными причинами, в том числе выраженной психопатологической отягощенностью самих родителей, злоупотреблением алкоголем, наличием патологической ревности, асоциальными установками или низкой культурой семьи. Кроме того, в поле зрения врача не попадает семья отца ребенка, если родители разведены. Поэтому полученные нами данные не претендуют на абсолютную полноту.

Многолетний опыт работы позволяет с уверенностью сказать, что алкоголизм, психопатия и психические заболевания не типичны для изучаемых семей. Чаще речь идет об отдельных невротических и характерологических проявлениях, а также о соматической патологии.

В прародительских семьях характерологические нарушения встречаются чаще, чем в родительских и тем более - у ребенка с неврозом. Это не означает, что в прародительских семьях нет неврозов, но они встречаются не так часто. В отличие от прародительских в родительских семьях чаще имеют место нарушения невротического круга, достигающие своего клинического апогея в заболевании ребенка.

Таким образом, на протяжении жизни трех поколений (прародители - родители - ребенок) происходит снижение выраженности характерологических изменений и накопление изменений невротического круга. Центром психопатологического перекреста будут родители, у которых сочетаются характерологические и невротические нарушения. Существование этого перекреста не позволяет сделать однозначного сравнения невроза ребенка с «психопатическим осколком» прародительской семьи, так как эта взаимосвязь носит более сложный и опосредованный характер. Главным патогенным фактором, проходящим «красной нитью» через все поколения, является психотравмирующий опыт межличностных отношений. Основным звеном передачи этого опыта для ребенка является родительская семья.

Некоторые из патологических стереотипов отношений в прародительской семье закрепляются в опыте формирования личности будущих супругов и родителей и отражаются в виде тех или иных существующих у них в настоящем семейных установок. Так, мать ребенка может непроизвольно стремиться во всем доминировать в жизни семьи и тем более в воспитании детей, отражая в этом не столько реальную необходимость, сколько авторитарные черты личности своей матери. Однако это стремление проявляется уже в ослабленном и, главное, непоследовательном виде, поскольку она в какой-то мере осознает его неадекватность и имеет, в отличие от своей матери, уже только часть ее авторитаризма при одновременно большем невротизме. То же относится к стремлению матерей чрезмерно контролировать своих детей, что, однако, по их же собственным словам, никогда реально не получается. Кроме того, мать ребенка при отсутствии в детстве приемлемых для нее эмоциональных отношений со своим отцом неосознанно хочет восполнить их в отношениях с мужем, выбираемым по признаку похожести на ее отца. Отец ребенка неосознанно отражает в отношениях с женой невротическую привязанность к своей матери в детстве, ожидая от жены такой же степени заботы и внимания. Мы видим, что в изучаемых семьях выбор брачного партнера происходит по типу невротически мотивированного взаимодополнения, которое облегчает, в известной мере, взаимоотношения в начале брака. При этом доминантные черты в характере супруги и ее установки на опеку и влияние, идущие от ее матери, сочетаются с установками супруга на заботу и зависимость, идущие от его невротической привязанности к своей матери. По сравнению с избыточным влиянием матерей (бабушек) влияние отцов (дедушек) на формирование личности будущих супругов и родителей крайне недостаточно, что обусловлено в основном разводом или смертью отца. Таким образом, патогенное влияние тех или иных нарушений в прародительской семье на последующие поколения идет как от бабушек, так и от дедушек ребенка, и эти нарушения имеют тесную взаимосвязь. Наибольшая роль принадлежит бабушке по материнской линии и дедушке по отцовской, когда имеет место двусторонний сдвиг в сторону как избыточного воспитательного влияния бабушки, так и недостаточного влияния дедушки. Отражение первого сдвига мы находим в установке матери с доминантными чертами характера на чрезмерно строгий контроль в отношении ребенка, ее излишней принципиальности и негибкости в вопросах воспитания и супружеских отношениях. Отражением второго сдвига являются мягкость характера отцов, недостаточная самостоятельность и незрелость их чувства отцовства.

Иллюстрируем данные о прародительской семье статистическими выкладками. В поколении прародителей детей с неврозами неполная семья по линии матери (84 семьи) и отца ребенка (66 семей) встречается в 39%, несколько чаще (60%) при неврозе страха у детей. Смерть одного из членов прародительской семьи при этом заболевании отмечается достоверно чаще, чем при остальных неврозах (t=2,l; p<0,05). В большинстве случаев при неврозе страха речь идет о внезапной смерти членов прародительской семьи. Это показывает, что лежащий в основе невроза у детей страх смерти имеет под собой весьма реальную основу.

Другой заслуживающий внимания факт заключается в том, что развод в родительской семье происходит достоверно чаще при наличии развода в прародительской семье (t=3,6; p<0,001), т. е. отсутствие модели полной семьи облегчает решение матери и отца ребенка о разрыве супружеских отношений.

Бабушки по обеим линиям чаще имеют мягкие, чем жесткие, черты характера, дедушки - наоборот. При неврозе страха у детей у их прародителей наблюдается обратное соотношение.

У прародителей наиболее часто проявляется такая черта личности, как сензитивность, включающая повышенную эмоциональную чувствительность, ранимость, обидчивость и впечатлительность. Сензитивность часто сочетается с гиперсоциализацией (заостренным чувством ответственности, долга, обязанности, трудностью компромиссов) и тревожностью (выраженным беспокойством, волнениями по любому поводу, плохой переносимостью ожидания).

Сензитивность, гиперсоциализация и тревожность представляют базисную триаду личностного типа реагирования в прародительской, родительской семье и у детей с неврозами. Наиболее отягощены бабушки девочек по материнской линии.

Конфликтные отношения достоверно чаще (t=2,7; p<0,01) встречаются в прародительских семьях по линии матери (63%), чем по линии отца (36%). У матери ребенка с неврозом страха конфликты в прародительской семье происходят достоверно чаще, чем при остальных неврозах. Сходство или различие по признаку мягкость - твердость характера практически не влияет на частоту конфликта между супругами в прародительских семьях.

Отношения в прародительской семье между родителями и детьми отличаются проблемным характером. Конфликты отмечаются чаще у бабушки ребенка и его матери (40%), реже - у бабушки ребенка и его отца (17%).

В каждой третьей семье прародители характеризуются как чрезмерно строгие и деспотичные. Менее всего это относится к бабушке ребенка по отцовской линии. Гораздо чаще имеет место непонимание прародителями своих детей. Исключением опять же являются отношения между бабушкой и отцом ребенка, когда непонимание встречается в трети случаев. Выраженный недостаток эмоциональной теплоты или ее отсутствие в прародительской семье отмечает каждая вторая мать со стороны обоих родителей и каждый второй отец со стороны своего отца и только каждый четвертый отец - со стороны своей матери.

Отсутствие эмоционального контакта в прародительской семье чаще имеет место у родителей детей с неврозом навязчивых состояний и неврозом страха. Недостаток тепла и заботы сопровождается чувством одиночества и тревоги, чем в немалой степени объясняется стремление родителей, особенно матерей, компенсировать свою предшествующую эмоциональную неудовлетворенность гиперопекой по отношению к детям, которая является своеобразным симптомом неудовлетворенности матери, ее защитой от страха одиночества и отчуждения в прошлом и настоящем. Из этого следует, что в гиперопеке нуждаются не столько дети, сколько сами родители, для которых она выполняет своеобразную психотерапевтическую роль. Ничем иным нельзя объяснить нередко наблюдавшееся нами парадоксальное, на первый взгляд, явление, когда улучшение состояния ребенка сопровождалось ухудшением эмоционального состояния матери, нередко вплоть до обострения или манифестации невроза с ведущим тревожно-депримированным фоном настроения. Происходящее в процессе психотерапии улучшение эмоционального состояния ребенка с неврозом, в том числе уменьшение его тревоги и страха, делает менее актуальным и чрезмерную заботу, излишнее предохранение от опасности и беспокойство. В этих условиях невротическая потребность матери в избыточной заботе о ребенке оказывается неудовлетворенной, а наиболее доступный путь выражения ее беспокойства - блокированным. Субъективное ощущение своей «ненужности», отсутствие конкретной цели, неспособность переключить внимание на новые, более позитивные стороны взаимоотношений с ребенком являются факторами декомпенсации эмоционального состояния матери. Поэтому мы серьезно задумываемся над тем, следует ли спешить с улучшением эмоционального состояния ребенка с неврозом без предварительной или параллельной психотерапевтической помощи матери, а также отрегулирования некоторых проблем семейных взаимоотношений.

Как будет показано далее, родители детей с неврозами не только непроизвольно компенсируют, но и повторяют многие из проблем взаимоотношений в прародительской семье, в том числе непринятие индивидуальности детей, отсутствие понимания их возможностей и потребностей и т. д. Это объясняется формированием патологических установок и стереотипов отношений, которые действуют как заданные, запрограммированные или даже как внушенные в жизненном опыте. Кроме того, осознание своих ошибок, пусть даже и частичное, происходит в результате попыток родителей понять причины невротического заболевания ребенка уже «post factum». Определенная роль в повторении неадекватного опыта межличностных семейных отношений принадлежит тем особенностям личности родителей, которые являются общими с особенностями личности прародителей. К ним относятся, в первую очередь, сензитивность, гиперсоциализация и тревожность. Конституционально-генетической предпосылкой сензитивности является эмоциональная чувствительность или в более широком плане - эмоциональная реактивность, гиперсоциализации - инертность нервных процессов, нередко проявляющаяся ригидностью мышления. Конституционально-генетической предпосылкой тревожности является заострение инстинкта самосохранения. Развитие этих предпосылок происходит под влиянием неудачного опыта межличностных отношений.

Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Зарубежные исследователи подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на развитие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Б. Стил, Д. Поллок описали грубое, пренебрежительное обращение с детьми в двух и трех поколениях семей. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (Gelles R. J.), часть из них в детстве страдали от холодного отношения со стороны своих родителей, унижающего достоинство, угнетения, в большинстве семей дочерей «воспитывали» грубостью, криком, а часто и побоями**, т. е. они находились в неблагополучной психотравмирующей среде. Только в 1 / 3 случаев, по данным Брутман В. И., Панкратовой М. Г., Ениколопова С. Н., женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. Многие росли без отца. Развод родителей пришлось пережить в детстве (до 12 лет) 18% женщин***. В целом ряде работ отчетливо продемонстрировано крайне отрицательное влияние низкого материального достатка, культурного уровня воспитывающей семьи на формирование ролевых основ личности девочки, что в итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства (Goldston R., McLoyd V.C.,WilsonL.).

В. Лосева и А. Луньков* приводят типичные установки, которые будущая мать может усвоить от своих родителей: «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении»; «Ты сама еще ребенок; как же ты можешь воспитывать детей?»; «Ты - эгоистка, а мать должна уметь жертвовать всем ради детей»; «Не торопись заводить детей. Поживи в свое удовольствие»... Разумеется, все описанные директивы даются родителями своим дочерям с благими намерениями, не с целью нанести им вред, однако они негативно влияют на установку желания иметь детей.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию семейных отношений

Шнейдер Л. Б данное учебное пособие составлено на основе курса лекции по психологии семейных.. введение в психологию семейных.. исторический очерк становления психологии семьи..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шнейдер Л. Б.
Психология семейных отношении, Курс лекции. - М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2007, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»). Данное учебное пособие составлено на основе курса лекц

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии
Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моде

Социально-демографическая ситуация
В 1997 г. в Волгодонске родилось 1506 человек, умерло - 1576, а в 1998 г. родилось 1457 человек, умерло - 1595. На каждую тысячу человек трудоспособного возраста приходится 532 пенсионера и ребенка

Разводимость
Статистика разводов. 1995 г., г. Мирный, Якутия Период Заключено браков Расторгнуто браков январь-декабрь

Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений
Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, студент может столкнуться с некоторыми трудностями: 1. Представление о мисти

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней
Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закон

Проблематика значимых отношений в системе психологического знания
Проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов. А. А. Кроник и Е. А. Кроник описали последовательность изучения этой проблематики, которую примем

Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании
Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семенных отношений сводятся к набору простых закономерностей, суть которых такова: □ раньше с

Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков
Полученные исследовательницей результаты по образу идеальной семьи в сознании подростков представляют три условные группы. Первую составили изображения, на которых структуру семьи м

Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте
Вступление в брак и создание семьи ныне настолько заурядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения мон

Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений
Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г.

Нетрадиционные (особые) семьи
К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет таки

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений
В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений 1.законные (юридически оформленные, фиксированные)

Различные категории современной семьи
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разн

Современная модель семьи, ее особенности
Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы - нормативных члено

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья
Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с этим социальным институтом на протяжении всего XX века (эмансипация детей от р

Психологическое здоровье современной семьи
Психологическое здоровье семьи - это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессионал

Реализация индивидуальных потребностей в браке
Если опираться па три самых общих подхода к семье, т. е. рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношении, можно заметить, что представления

Многообразие семейных функций
Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репро

Традиционные и современные функции семьи
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная сем

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина - женой и матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной

Анализ деформаций семейного функционирования
Вследствие различных обстоятельств могут происходить различные нарушения функций семьи. Существует множество факторов, которые могут способствовать подобным нарушениям: особенности

Динамика семейных отношений
Перемены - это то, что присуще каждой семье. Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событии и таком небольшом жизненном простр

Периодизация семейной жизни
Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья - не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая

Период ухаживания
Человек - не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спа

Молодая семья, ее задачи и особенности
Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги. Кроме того, необходимо проанализировать т

Пожилой человек и семья
На современном этапе развития общества человечество сохраняет самое большое количество старых и пожилых людей по сравнению с предыдущими эпохами. Их численность превышает численност

Аттракция
Наиболее подробно прояснение закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений выполнено Л. Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных

Механизмы возникновения симпатии
В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику. Первый этап эмоциональных отношений по Гозм

Феномен любви и ее типы
Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не


Психологи знают немногое о любви, «а то, что мы пишем о ней, - говорит З. Рабин, - создано лучшими поэтами и романистами». Такое понятие, как «любовь между мужчиной и женщиной», в д

Условия сохранения эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке. С. Д. Лаптенок

Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
Дэвид Берне приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них: 1. мышл

Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали по окраинам Вифинии, все двери города оказались запертыми, никто не пожелал приютить их. На склоне холма, возвышав

Адаптация супругов в семье
Термин «адаптация» в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям*. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния

Семейные ссоры
Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток непр

Специфика супружеского конфликта
В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения пре

Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений
«...Жестокость к своим родным - преступление, и неужели мы рождены, чтобы делать друг другу больно? Люди! Мы же люди!» Светлана, 14 лет, г. Омск. Накопление

Честь, прощение и примирение
Прощение и честь. С такой дилеммой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый человек. Конечно, если у него не совсем атрофировано чувство собственного достоинства или способность прощ

Искусство прощать и искусство принимать прощение
Процесс прощения. Единственное описание процесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет вклю

Детско-родительские отношения
До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
В настоящее время пренатальный период психического развития только начинает изучаться. В семидесятые годы итальянский психоаналитик Сильвио Фанти обосновал существование еще одной с

Становление пренатального материнства
А.Инстинкт материнства. Материнский инстинкт является основополагающим в жизни и направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив

«Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
Существует гипотеза, что, находясь в материнском лоне, «девять месяцев мы пребываем в ситуации любимых и желанных существ»* и испытываем полное блаженство. Грэхэм говорит так: «Мате

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода им

Материнство как психологический феномен
Материнство - сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, к

Материнство: врожденное или приобретенное?
Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине XX столетия. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем

Формирование материнства
Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленьк

Взаимодействие с собственной матерью
Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот п

Игровая деятельность
Игровая деятельность интерпретируется в разных психологических подходах в зависимости от взглядов на роль игры в развитии личности (проигрывание личностных конфликтов в психоанализе

Няньчание
В психологии отмечается важность для женщины опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте*. Результатом такого опыта является, помимо освоения некоторых навыков обращения с

Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
При адекватной заполненности этапа няньчания впечатления от контакта с ребенком в тактильной сфере, которые по соматическому компоненту во многом совпадают с таковыми в половой, «за

Взаимодействие с собственным ребенком
Этот этап является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, перио

Особенности развития материнства в современных условиях
В наши дни материнство, занимая незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Зарубежн

Семья как персональная микросреда развития ребенка
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и пс

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
На всех этапах развития ребенка в семье как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспи

Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи зачастую упрощается. Словно в природе существует определенный набор заклинаний или вербальных схем, имеющих лечебное свой

Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый

Влияние семьи на развитие ребенка
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определе

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особ

Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности
Некоторые авторы (Э. Эриксон, Фреш) полагают, что природа возникновения внутренних конфликтов лежит в особенностях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособно

Дошкольник в семье
Рождение личности. Личность - это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировозз

Одаренный ребенок в семье
Сензитивный период для развития способностей наступает до того, как ребенок пойдет в школу, где им займутся специалисты, поэтому в период дошкольного и младшего школьного детства се

Ребенок в неполной и смешанной семье
В. Сатир считает, что проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негати

Мальчик в семье
Актуальность темы «Роль отца и матери в жизни мальчика» особенно велика на рубеже веков. Стираются многие традиции, умирают стереотипы. Роль мужчины меняется вместе со временем. Для

Соперничество детей в семье
В психологии семейных отношений много внимания уделяется взаимоотношениям супругов, воспитанию одного ребенка или взаимодействию в многодетных семьях, но исследователи обходят пробл

Психологические особенности старшего и младшего ребенка
Рассмотрим подход к данному вопросу таких психологов, как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас, Р. Ричардсон и др. В древности, когда общество жило по более суровым зак

Сексуальная символика русского фольклора
Проблема отношения полов всегда была актуальна в сфере супружеских взаимоотношений. Разные авторы, размышляя на эту тему, акцентировались на разных ее сторонах: полоролевые стереоти

Проблема отношения полов
Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавшийся мужским, активно и успешно осваивается женщинами. Создаются различные движения, учебные программы, печатаются публикации по проблем

Гендерные исследования
Понятие «гендер» в психологии - это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является био

Понятие жизненного и сексуального сценария
Понятие «жизненный сценарий» было введено в психологию известным американским психотерапевтом психоаналитического направления - Эриком Берном. Каждый человек еще в детстве,

Стадии психосексуального развития ребенка
Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека. Благополучное сексуальное развитие есть основа построения «здоровой» интимной жизни. Формирование сексуальности на

Сексуальные расстройства
В основу данного подхода положена трехфазовая модель сексуальных расстройств: расстройства, связанные с нарушением фазы возбуждения, такие как импотенция и подавленное женское возбу

Подготовка молодежи к семейной жизни
Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операциональная подготовка. Коммуникативные умения, владение пси

Концепции и формы распада семейных отношений
Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь - не всегда источник радостей, она не может всегда

Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
В современной европейской семье психологически развод - это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада. Перечислим причины роста разводо

Стадии развода
Развод - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для описания развод

Постразводная ситуация
К социально-психологическим последствиямразвода относят: □ снижение рождаемости; □ ухудшение условий семейного воспитания; □ падение производительности

Контрольные тесты для проверки знаний студентов
Тестовые задания по курсу «Психология семейных отношений» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия. Тесты предназначен

Эволюция семьи в истории человеческого общества
Заполнить пробелы 1. Сфера................. семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется.................. 2. Пре

Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
Заполнить пробелы 1. Периодизация................ и................ включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими детьми, семью с подростком, выход повзрослевших

Методы изучения семьи
Заполнить пробелы 1. Основные диагностические подходы к изучению семьи: ................... («модель Мак-Мастерса»),................ («трехосевая классификация проблемных семейс

Формирование супружеской пары
Заполнить пробелы 1. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как......................................... с нами,....

Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Специфика общения в семье
Заполнить пробелы 1. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется...................... 2. Причиной

Психогигиена интимных отношений
Заполнить пробелы 1. По мнению Мастерса и Джонсона, в процессах, связанных с половым актом, можно выделить 4 фазы: ............. ............ .............. ............ .

Взаимоотношения поколений в семье
Заполнить пробелы 1. Семья - сложная система отношений, основанная на............. или родственных связях, она объединяет не только................ но и их детей,.............

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
Заполнить пробелы 1. Дети, которым родители обеспечивают постоянную.............. и................ контакты, развиваются................. 2. По Валлону, стадия жизни реб

Детско-родительские отношения в школьном возрасте
Заполнить пробелы 1. Как утверждает психосексуальная теория З. Фрейда, .........развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения......... через.......... зоны, специф

Супружеские конфликты, их причины и профилактика
Заполнить пробелы 1. Типовой причиной нарушения супружеских отношений является........................... жены. 2. Умение понимать свои эмоции связано с развитием способно

Половой диморфизм
Заполнить пробелы 1. В России самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет ………….. 2. По-видимому, у женщин творческие поте

Предбрачные ожидания и степень их реализации-нереализации в семейной жизни
- специфика предбрачных ожиданий в современной действительности; - влияние ожиданий на развитие чувств; - жизненные ценности супругов и формирование системы притяз

Специфика общения в семье и профилактика супружеских конфликтов
- открытость, диалогичность и экспрессивность семейных коммуникаций; - личностные свойства и позиции, наиболее значимые для межличностного общения; - распределение

Психологическая коррекция дезорганизации семейных отношений
- методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений; - принципы оказания помощи семье и коррекционные стратегии; - этические требования в работе с сем

Вопросы для подготовки к зачету
1. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества. 2. Тенденции развития семьи в современном мире. 3. Основные функции семьи и их характеристи

Родительская семья как образец для подражания

Многое из того, что происходит в семье, существенно влияет на развитие ребенка. Если говорить о взаимодействии родителей и детей, то наиболее важными являются три аспекта: родительское подкрепление, идентификация и принятие ребенка. Рассмотрим подробнее, что это такое. Кстати, важно заметить, что эффективно эти три механизма работают лишь во взаимодействии. Противоречия между родительским подкреплением, идентификацией и принятием могут негативно сказываться на ребенке.

Родительское подкрепление. В психологии выделяют два вида подкрепления: положительное (поощрение желательных форм поведения) и отрицательное (порицание нежелательного поведения). В самом примитивном виде этот метод реализуется в системе воспитания, известной нам как метод «кнута и пряника». В более приемлемой форме подкрепление проявляется, например, в улыбке, когда ребенок сделал что-то хорошее, или в огорчении из-за плохого поведения малыша.

Каким образом родительское подкрепление может проявляться в воспитании мальчиков и девочек? Например, мы уже очень много говорили о том, что родители в большей степени поощряют традиционно-маскулинную деятельность мальчиков и традиционно-фемининную деятельность девочек, чем деятельность, которая считается не традиционной для биологического пола ребенка. Но даже если родители не навязывают ребенку какой-то деятельности, они по-разному реагируют на склонности, которые проявляет ребенок. Исследователь Кальдера обращает внимание на то, что даже если родители не демонстрируют своих предпочтений в выборе игр и игрушек ребенку, то все равно они проявляют гораздо большую активность, когда играют с ребенком в игры и игрушки, традиционные для пола ребенка, чем когда играют в игры, типичные для противоположного ребенку пола. Таким образом, родители скрыто демонстрируют ребенку свое одобрение.

Одобрять и порицать можно разное поведение, в том числе и не совсем адекватное ситуации.

Четырехлетний Сережа гулял во дворе с папой. Он копал лопатой снег. Неожиданно бегущий мальчик, немного постарше Сережи, налетел на него и сбил с ног. Сам мальчик тоже упал и, вставая, начал было извиняться. Но не успел. Сережа быстро ударил мальчика по голове лопатой. От неожиданности тот снова сел на землю. «Молодец, сынок. Настоящий мужчина. Надо сдачи сразу давать, а то на шею сядут», – похвалил папа Сережу.

Чему научил папа Сережу? Какое поведение он подкрепил похвалой? Он поощрил агрессию.

Идентификация – отождествление себя с родителем (чаще всего своего пола). В этом случае ребенок подражает родителю, старается быть на него похожим. Как мы уже упоминали, обычно ребенок независимо от пола сначала идентифицируется с матерью, потом с родителем своего пола, то есть мальчик с отцом, а девочка – с матерью.

Грише семь лет. Он первоклассник. Мама старается приучить мальчика быть аккуратным. Она часто ругает его за разбросанные по дому вещи, заставляет пылесосить. Гриша нехотя выполняет просьбы мамы, часто только для того, чтобы избежать наказания (мама запрещает Грише смотреть телевизор и играть в компьютерные игры). Папа Гриши никогда не делает никакой работы по дому. Правда, он заметно активизируется, когда мама ругает Гришу, и тоже начинает его воспитывать.

В этом примере мы видим противоречие между подкреплением и идентификацией. Гриша идентифицируется с папой (по признаку пола). Он видит, что мужчина в их доме не выполняет никакой домашней работы, и поступает так же, подражая папе. Но при этом Гриша получает отрицательное подкрепление (его могут наказать). В этом случае ребенок находится в довольно сложной, противоречивой ситуации.

Принятие ребенка родителями. Почему важно принимать ребенка? Когда родители принимают ребенка таким, какой он есть (в совокупности как положительных, так и отрицательных качеств), они способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, его самосознания, помогают ему эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Шестилетняя Лена – очень медлительная девочка, флегматичная, любит все делать не торопясь, обстоятельно. Она не любит больших, шумных компаний, предпочитает проводить время с книгой. Ее родители, наоборот, очень общительные, шумные и быстрые люди. Они очень расстраиваются, глядя на совершенно необщительную дочь, и всеми силами стараются «включить» ее в общество. Они постоянно ходят в гости, приглашают друзей с детьми к себе домой, привлекают Лену к шумным играм, различным затеям. Стараются, чтобы Лена была заводилой. Девочка очень устает от этих мероприятий и старается не ходить в гости.

Что мы видим здесь? В первую очередь – неумение принять ребенка таким, какой он есть, и стремление сделать его похожим на самих себя. Очень часто родители ждут от спокойного ребенка активности на детских праздниках, требуют встать в хоровод, веселиться и петь песни вместе со всеми. Таким родителям довольно сложно принять, что их ребенок существенно отличается от них самих.

Пятилетний Вадим любит все делать с папой. Они часто вместе моют посуду, убирают квартиру и даже чинят автомобиль. Папа очень хочет вырастить мальчика, который сможет хорошо выполнять любую работу, будь то работа по дому, в огороде или в мастерской. Поэтому папа использует такой прием: он всегда указывает Вадиму на ошибки и обращает внимание на то, что он, папа, все сделал хорошо, потому что много трудился, долго учился – и вот результат. Например, вчера папа показал Вадиму плохо вымытые чашки и заставил перемывать. Вскоре папа стал замечать, что Вадим реже проявляет инициативу, избегает того, что у него плохо получается, и старается делать только то, что у него получается хорошо.

Что же происходит? Папа использует только отрицательное подкрепление. Он часто ругает Вадима и никогда не хвалит. А так как мальчик идентифицирует себя с отцом, хочет быть похожим на него, то у него складывается впечатление, что папа все делает очень хорошо, а он – плохо. Поэтому Вадим нашел для себя такой выход. Он предпочел ничего не делать, чтобы и ругать его было не за что.

Есть мнение, что достаточно родительского примера, чтобы ребенок сам захотел делать все то, что делают родители. Это спорно. Потому что иногда ребенку не хватает пространства для деятельности, так как все делают родители.

Вике семь лет. Она живет в хорошей, дружной семье. Мама и папа не делят домашние дела на «мужские» и «женские», все делают вместе. Вместе моют посуду, вместе убирают квартиру. Они не заставляют Вику ничего делать, так как считают, что она сама должна захотеть сделать что-то полезное. Ждут ее инициативы. Но Вика ничего не делает. Все вокруг уже сделано до нее и за нее. А если она и хочет включиться, то не знает как. Папа моет посуду, мама вытирает и раскладывает по местам. И так всегда. Вика чувствует себя лишней.

Если вы хотите включить ребенка в вашу деятельность, помогите ему. Дайте задание, покажите, что без его помощи вам не справиться. Нужно показать ребенку его значимость в вашей семье.

Из книги Детский сад и подготовка к школе автора Бирюков Виктор

Совет 9 Пишем путем подражания Вы – полбуквы, ребенок дорисует Магнитная азбука – не панацея, которая поможет ребенку освоить грамоту. Грамотность – вообще не то, что дается без труда. Ведь почти всю жизнь человечество провело в неграмотности. Недаром первая из трех

Из книги Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов автора Петрова Вера Ивановна

Семья В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

Он образец мужчин Для каждой девочки отец - это представитель малоизвестной для нее расы мужчин. На его примере она учится тому, что можно ожидать от любого представителя его пола. Девочка учится шутить, спорить, обсуждать различные темы с отцом, и все эти умения она потом

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Семья Домой вернулись, за окном метет. На батарее сушатся носки. Поигрывая крышкой, пар идет. На кухне мы особенно близки. Сидим и дружно чай горячий пьем. И каждый – словно счастием простужен. Мы чувствуем, как здорово живем, Когда внутри уютней, чем

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Семья Семья является основной ячейкой общества. У табасаранцев до недавнего времени сохранялись большие неразделенные семьи. Такие семьи назывались «аьхю хизан». Отец нам часто рассказывал о своей семье, которая объединяла до 6 семейных пар и составляла более 30 человек.

Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Семья Она же «Дочки-матери», развлечение для детей всех времен и народов. Одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Особенно интересно играть в тех семьях, где есть не один ребенок.Дети и родители распределяют между собой роли. (Обычно дети и родители с удовольствием

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Родительская любовь Когда дети подрастут, родители начинают понимать, что в некоторых ситуациях открыто демонстрировать свою любовь к ребенку нежелательно. Видя, что школьнику не нравится производить впечатление «маминого» сынка, родители становятся сдержаннее. И все

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Глава 5 Родительская депривация. Жестокое обращение Понятие «родительская депривация» вошло в научный обиход в 6о-е – 70-е годы прошлого века, когда врачи и психиатры стали признавать определяющую роль эмоциональной связи с родителями для развития ребенка. Говоря простым

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Детский темперамент – родительская отзывчивость Как мы уже говорили, каждый ребенок рождается с определенным уровнем потребностей. Чтобы они могли добиться уровня заботы, в котором нуждаются, дети обладают вызывающим привязанность поведением, то есть «неотразимыми»

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Родительская привязанность как способ раннего воспитания Свойственный Марте материнский подход к ребенку есть не что иное, как родительская привязанность, то есть такой подход, который выявляет все лучшее и в родителе, и в ребенке. Привязанность начинается с вашей

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Каким образом родительская привязанность облегчает воспитание Возможно, вы никогда прежде не считали родительскую привязанность инструментом воспитания, однако это так. Родительская привязанность – все равно что иммунитет, привитый ребенку в целях защиты от

Из книги автора

Родительская тревожность Можно сказать, что тревожный родитель - это тот, кто не способен дать своему ребенку любовь, честь, уважение, доверие.Недавно мать одного нового ученика приехала в Саммерхилл. На все выходные она отравила жизнь мальчику. Он не был голоден, но она

Родительская семья как образец

Не секрет, что всё, что вы говорите и делаете по отношению к вашим детям, влияет на их развитие. Но не все родители осознают, что все что, они говорят и делают по отношению друг к другу, также оказывает влияние на их детей. Как вы общаетесь со своим партнером, как выражаете любовь и решаете конфликтные ситуации, все это запечатлевается в детском мозгу как потенциальная модель будущих семейных отношений. Вне зависимости от желания ребенка, она будет оказывать влияние на его семейную жизнь в будущем. Супруг или супруга вашего ребенка будут благодарить или, напротив, проклинать вас, в зависимости от того, что вы передали своему ребенку.

Дети вместе с вами проживают ваше супружество

Ваша супружеская жизнь касается не только вас и вашего партнера. Конечно, есть интимные моменты в ваших отношениях, но, в общем и целом, ваша супружеская жизнь протекает на виду у остальных домочадцев. Каждый, кто живет в вашем доме, проживает ваше супружество вместе с вами. Наибольшее влияние ваши отношения оказывают на ваших детей.

Сколько ссор в месяц вы хотите, чтобы ваша дочь имела с ее будущим мужем? Могу поспорить, что ваш ответ будет "ни одной". Тогда ответьте на вопрос, сколько раз в день, месяц, год вы ссоритесь с собственным мужем/женой? Можете ли вы научить дочь конструктивно решать конфликты или, вообще, обходиться без них, когда каждый день она слышит, как вы, ссорясь, оскорбляете друг друга? Конечно, возможно, что ее будущее супружество будет не похоже на ваше по ряду причин. Например, у нее перед глазами могут быть примеры более успешных и гармоничных семей (семьи бабушек и дедушек, знакомых). Она может работать над собой в психологическом плане, читать специальную литературу, посещать тренинги или специалистов. Но, влюбом случае, это не освобождает вас, родителей, от ответсвенности за то образование по семейным отношениям, которое вы ей дадите. Является ли на данный момент ваша семья лучшей моделью, которую вы можете предложить вашим детям?

Как вы решаете конфликты?

Если вы по какой либо причине обижены на мужа/жену, вы дуетесь? Вы объявляете байкот на несколько дней? Если вы разозлились на супруга/супругу, хлопаете ли вы дверьми, кричите, оскорбляете вашего партнера?

Как бы вы себя не вели, учтите, что за вами внимательно наблюдают ваши дети и как "губки" все "впитывают". Всё - и хорошее, и плохое. Прежде чем учить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, вы должны сами научиться конструктивно улаживать ссоры и извлекать пользу из выяснения отношений. Помните, что дети не любят слушаться своих родителей, но охотно им подражают.

Умеете ли вы договариваться?

В гармоничной семье каждый из партнеров должен уметь когда-то уступить, когда-то настоять на своем. Модель жертвы или домашнего тирана не лучший образец для вашего ребенка. Пусть ваши дети видят, что вы, с одной стороны, уважаете чувства и желания друг друга, но в то же время, не забываете и о своих потребностях.

Как вы демонстрируете любовь к вашему партнеру?

Видят ли ваши дети, как вы с мужем/женой оказываете друг другу знаки внимания, говорите комплименты, заботитесь друг о друге, помогаете друг другу? Проводите ли вы вместе свой досуг, есть ли у вас совместное увлечение? Дети должны быть уверены не только в том, что родители их любят, но также они должны видеть, что мама и папа любят друг друга.

Как в вашей семье обстоят дела с ответсвенностью?

В нормальной семье (при условии, что дети уже достаточно взрослые) оба партнера работают, внося свой в семейный бюджет, а также выполняют свои обязанности по дому и уходу за детьми. Ненормально, когда один из членов семьи живет за счет других, или тратит семейные деньги на развлечения, а семья при этом страдает.

Начните с себя

В этой статье перечислены только некоторые аспекты семейной жизни, которые оказывают влияние на развитие детей. Вы не можете изменить поведение вашего мужа/жены, но вы можете измениться сами. Посмотрите на свое поведение со стороны. Хотели бы вы, чтобы ваши дети брали с вас пример? Будут ли они счастливы в личной жизни, подражая вам? Если ответ отрицательный, то вам есть над чем работать.

Материал: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0130.shtml

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...