Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Бизнес с друзьями как брак «по залету», или Почему читать Адизеса нужно до начала проекта В случае когда один из партнеров занимает

Стенгазета поздравление с днем воспитателя

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Можно ли получить «церковный развод»? Есть ли развенчание в церкви у католиков? Неизлечимое психическое заболевание

Добрый день, дорогие наши посетители!

Каковы те причины, по которым сегодня Церковь допускает возможность развода для венчанных супругов?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Первая и главная причина, как основание для развода, указана в Евангелии, когда Господь, в Нагорной проповеди, говорит о нерасторжимости брачного союза, кроме вины прелюбодеяния. То есть такого искажения брака, после которого можно говорить о том, что, по сути дела, он, как единство двух людей перед Богом, перестает существовать.

Ибо церковный развод – это не санкция супругам расстаться, это констатация того, что их брак уже перестал существовать, как такое единство, которое перед Богом в Церкви может быть освящено. И Церковь об этом свидетельствует: да, это трагедия, это беда, но этого больше нет. Грех прелюбодеяния разрушает брак или искажает его настолько, что он может быть скорее не сохранен, а воссоздан. Воссоздан покаянием, которое приносит согрешивший, и прощением, которое дарует невиновный в этом грехе. И речь здесь идет не о сохранении, а именно о воссоздании, о возрождении, о новом строительстве семьи.

Каждый, кто испытал такое несчастье, по опыту знает, что после прелюбодеяния одного из супругов, приходится заново восстанавливать и скреплять все истончившиеся или порванные ниточки отношений. И это становится возможным, если только есть действительная готовность простить. Но если прощение невозможно, то по церковным канонам, невиновному супругу дается право вступления в другой законный брак.

В исторической жизни Церкви был расширен круг оснований для развода, но это исходило из того же самого принципа, то есть присоединение к прелюбодеянию такого рода грехов, которые, по сути дела, также делают брак реально несуществующим.

И в Византии, и потом на Руси, и в более близкое нам время – на Церковном Поместном Соборе 1917–1918 годов, а затем – на юбилейном Соборе 2000 года – были перечислены причины, по которым допускается расторжение церковного брака. Собственно, достаточно будет упомянуть два последних церковных постановления.

Итак, на Соборе 1917–1918 годов говорится, что, кроме прелюбодеяния или вступления одной из сторон в новый гражданский брак, основанием для развода считается:

— Отпадение одного из супругов от Православия. То есть, в том случае, если он был верующим христианином, но после некоего внутреннего кризиса ушел или в другую веру (скажем, в какую-нибудь секту: к мормонам, к иеговистам, в московскую церковь Христа – и стал практикующим ее адептом, тем более в нехристианскую религию – к тем же кришнаитам), или просто стал воинствующим атеистом, то понятно, что такого рода отпадение делает невозможным церковный брак, и невиновной стороне дает право на развод.

— Неспособность к брачному сожитию одного из супругов, либо как следствие врожденных противоестественных телесных пороков одного из супругов, либо как следствие намеренного самокалечения, бывшее до брака. Скажем, вступая в брак, жених или невеста, по какому-то безответственному недомыслию сокрыли, что неспособны к нормальной брачной жизни. В таком случае, конечно же, второй супруг свободен от брачных обязательств. До революции была целая секта скопцов, да и сейчас есть некоторые нехристианские культы, также допускающие какие-то самокалечения, самооскопления. И ясное дело, если один из супругов впал в такое катастрофическое заблуждение, в такую ересь, то он просто, по определению, не может быть нормальным членом семьи.

— Заболевание проказой, поскольку эта болезнь поставляет человека вне всех социальных возможностей в силу необходимости его полной и пожизненной изоляции. Поэтому считать другого супруга связанным узами брака с тем, кто все равно будет оторван от него навсегда (я не имею в виду возможность материального попечения и окормления), Церковь также не считает необходимым.

— Заболевание сифилисом, ведь в девяноста девяти случаях из ста, если не в девятьсот девяносто девяти из тысячи, ответственность за это лежит на самом заболевшем, и не связана со случайными факторами.

— Длительное и безвестное отсутствие кого-то из супругов, который уехал неизвестно куда, бросил свою семью, и о нем нет никаких вестей. Или многолетнее отсутствие мужа, не вернувшегося с войны, когда уже истекли те естественные сроки ожидания, по которым можно надеяться на то, что он жив и вернется. Однако это только право на развод, но не обязанность. То есть это не значит, что вдова, ожидающая своего не вернувшегося с войны мужа, неправо поступит, если останется ему верной до конца. Конечно, она выше поступит. Но просто Церковь не связывает ее такого рода обязательствами на всю жизнь, тем более, если ей, на ее жизненном пути, еще встретится достойный человек.

— Осуждение мужа или жены к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния. Это дореволюционная норма судебного приговора, которая применялась к самым тяжким преступникам, скажем к убийцам или к покушавшимся на жизнь Государя. Понятно, что в наше время Церковь не считает жену серийного убийцы, о преступлениях которого она ничего не знала, связанной с ним узами брака, Церковь также не может возлагать на нее такие бремена.

— Посягательство на жизнь и здоровье либо супруги (супруга), либо детей – что сейчас происходит, как правило, в состоянии алкогольной или наркотической зависимости, когда человек впадает в некое неадекватное состояние и представляет угрозу для жизни близких. Конечно же, считать, что несчастная супруга такого наркомана должна претерпеть от него даже и убиение, когда он накурился очередного наркотика, в том числе, быть может, еще и детей, было бы противно самому смыслу любви, как закону церковной жизни.

— Снохачество и сводничество, то есть побуждение супруга к непотребным связям с другими лицами. (Кстати, под эту категорию подпадают и все участвующие в экстракорпоральном оплодотворении на стороне, даже несмотря на то, что элемент полового удовольствия здесь исключен.)

— Извлечение выгод из непотребств супруга (супруги). То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

— Неизлечимая тяжелая душевная болезнь, которая делает человека абсолютно и на всю жизнь неадекватным.

— Злонамеренное оставление одного супруга другим, к примеру, когда жена говорит мужу: живи-ка ты сам, как хочешь, у меня теперь своя жизнь, не лезь ко мне, как хочешь, так и обретайся. И выгоняет его из квартиры. Разумеется, это также является основанием для развода.

В настоящее время Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнился такими причинами, как:

— Заболевание СПИДом (основания здесь такие же, какие и при заболевании сифилисом).

— Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм и наркомания.

— Совершение женой аборта при несогласии мужа, увы, вошедшее в жизнь нашего Отечества скорее уже в XX столетии. То есть в том случае, если муж прилагал все возможные усилия к тому, чтобы не допустить убийства младенца во чреве матери, но она, вопреки всему, на это пошла, тогда понятно, что нравственное сознание мужа-христианина может противиться тому, чтобы и дальше жить с женщиной-детоубийцей».

Венчание – это одно из таинств, совершаемых православной церковью. Красивая и торжественная церемония привлекает молодоженов. Но часто случается так, что венчание – это всего лишь дань современной моде, молодые супруги не понимают огромной ответственности, которую они взяли на себя. Развенчание церковного брака осуждается и не приветствуется священством. Ведь отношения, благословленные Богом – это раз и навсегда!

Основные причины расторжения брачного союза, освященного церковью

При официально состоявшемся разводе в органах ЗАГС, бывшие супруги желают расторгнуть свои отношения и в церкви, но для этого необходимо наличие особо веских причин, причем их факт нужно будет доказать:

  • Неверность (измена, прелюбодеяние) одного из супругов. Лишь эта причина по Учению Христа ранее была единственным поводом к разводу. Это огромный грех и в настоящее время по этому основанию практически не бывает отказов.
  • Отпадение одного из супругов от православной веры . Для признания этой причины церковь потребует доказательство перехода в другое вероисповедание или признание себя атеистом. Самым страшным грехом считается переход человека в мусульманство или язычество.
  • Многобрачие (многоженство). Имеется в виду обзаведение одним из супругов второй семьи на стороне при наличии ныне существующей. Это категорически запрещено как с православной, так и с гражданской точки зрения.
  • Наличие венерических заболеваний у одного из супругов . Еще одно доказательство супружеской измены.
  • Длительное отсутствие мужа или жены (пропажа без вести). Причем церковь признает без вести пропавшим человека по истечении 2 лет (для принимавших участие в военных действиях и для моряков), в остальных случаях срок отсутствия исчисляется 5 годами. Российское Законодательство в данном случае признает человека умершим.
  • Попытки причинения вреда жизни и здоровью домочадцев (супруги (га), детей, родителей). Подразумевается, в том числе, и совершение сексуальных или развратных действий в отношении несовершеннолетних детей.
  • Тюремное заключение мужа или жены .
  • Душевная болезнь . Неизлечимое психическое заболевание, часто представляющее опасность для окружающих.
  • Полное бесплодие мужа или жены .
  • Кровосмешение . Половая связь или заключение брачного союза с кровными родственниками.

Сегодня многие пары, регистрируя свой брак, предпочитают сопровождать данный процесс красивым обрядом венчания в церкви. И лишь единицы осознают всю серьезность религиозного таинства, а также ответственность, которая возлагается на них после венчания.

Приходя к гражданскому расторжению брачных уз, супруги задаются вопросом: ? В православной церкви предусматривается для этого специальная процедура.

В чем принципиальное отличие «развенчания» от гражданского развода?

Как известно, гражданский развод может совершаться в одной из двух инстанций:

  • в ЗАГСе;
  • в суде.

Это будет зависеть от некоторых обстоятельств, а именно: от наличия несовершеннолетних детей, обоюдного/необоюдного согласия супругов, явки/неявки на назначенные предыдущие заседания и т. д.

Расторжение брака в церковном порядке не имеет градации относительно инстанций. Церковь не осуществляет судебных разбирательств относительно бракоразводных дел, несмотря на наличие или отсутствие у супругов детей. Чтобы получить резолюцию священнослужителя на разрыв брачных уз, достаточно подать ходатайство в епархию .

Важно знать! Развод в церковном порядке совершается уже на основе акта о гражданском расторжении брака: или решения суда.

Где проще развестись: в церкви или гражданских органах?

В некоторых случаях процедура церковного развода может быть существенно проще, чем в гражданском его варианте. Прежде всего, это касается тех случаев, когда расторжение брака проходит в суде.

Судебный процесс более длительный, чем в ЗАГСе и церкви. Разбирательство может продлеваться неоднократно судьей, поскольку оно совершается в случае:

  • наличия несовершеннолетних детей;
  • несогласия одного из супругов на разрыв брачных уз;
  • неявки в ЗАГС.

Несмотря на относительную простоту процедуры, не стоит легкомысленно относиться к вопросу о церковном браке и разводе. Церковь очень негативно относится к фактам разрыва семейных уз, а также их причинам.

К сведению! Желающим «развенчаться» необходимо будет тщательно подготовиться к аргументации причин для этого. Список их ограничен, четко прописан в некоторых церковных актах. В этом заключается сложность процедуры церковного развода, в отличие от гражданского. Обычным желанием супругов здесь не обойтись.

Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода?

Еще в 1917-1918 гг. Собором Православной Церкви был принят акт – «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» . Документ определил причины, которые считались «законными» в церковных кругах для прекращения брака между обвенчанными супругами. Данные обстоятельства и сегодня принимаются церковью в качестве весомых поводов для совершения процедуры «развенчания».

Прежде всего, документом, регулирующим вопросы о церковном браке и его расторжении, сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000). В 10-й главе данного документа – «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» – излагается позиция церкви по отношению к разводам, процедуре их совершения.

Также в 2000 г. был принят «Устав Православной Церкви», в котором отдельное внимание уделено процедуре разбора бракоразводных дел епархиальными священнослужителями.

Интересно! Православная церковь Московского патриархата приняла решение собрать требования к заключению и расторжению церковных браков в пределах одного специализированного документа – «О церковном браке» (2015). С его проектом можно ознакомиться на официальном сайте религиозной структуры.

Связь между церковным, гражданским и фактическим видами брака

Гражданский брак – это отношения, официально зарегистрированные в специальных государственных органах. Регистрация – принципиальное отличие гражданского брака от фактического – не оформленного в установленном законом порядке.

Интересно! Как оказывается, в наше время ошибочно незарегистрированное сожительство называют гражданским браком.

Церковным браком называются отношения, освященные с помощью специальной церковной процедуры – венчания. В некоторых странах только церковные брачные союзы признаются легальными, такими, которые имеют юридическую силу.

В нашей стране соотношение между этими видами брачных уз таково: гражданский брак наделен юридической силой, которой не имеют остальные виды. Фактические союзы не получают одобрения священнослужителей. Церковный же брак «накладывается» на гражданский: церковь рекомендует сначала официально узаконить отношения между супругами, и только после этого скреплять союз перед Богом .

Что служит основанием для церковного развода?

Если причиной для гражданского развода может стать изъявленное желание супругов или кого-то из них, то для церковной процедуры одного его недостаточно. Чтобы церковь проявила снисхождение и дала разрешение на расторжение брака, необходимы очевидные доказательства того, что семья распалась, а шансов на ее восстановление не существует более.

Одним из наиболее ярких доказательств для церкви может считаться раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени.

Безоговорочными причинами, по которым церковь удовлетворяет желание супругов на «развенчание», считаются:

  • конфликты между супругами на почве разных вероисповеданий;
  • признание одним из супругов своей измены;
  • официально подтвержденные в медицинском порядке заболевания одного из супругов: СПИД, сифилис, алкоголизм, наркомания, душевные расстройства;
  • засвидетельствованные врачом неизлечимые проблемы с репродуктивной функцией одного из супругов;
  • аборт без ведома и согласия мужа.

Церковь также предусматривает расторжение брака в том случае, если он был фиктивным, основанным на насильственном принуждении, шантаже и прочих незаконных методах, если имеются соответственные доказательства и признания.

«Развенчание» также разрешается, если совместное проживание супругов становится невозможным в силу чрезмерной конфликтности, применения насилия в семье, покушения на жизнь одного из ее членов (в том числе и ребенка).

Церковные каноны позволяют расторгнуть брак, когда он считается незаконным и согласно гражданским законам:

  • один из супругов на момент регистрации данного брака имел другие нерасторгнутые брачные узы;
  • вступил в следующий брак в процессе данной супружеской жизни;
  • супруги, вступившие в брак, приходятся друг другу родственниками;
  • один из супругов, будучи в браке, начинает отношения с близким родственником.

Важно знать! Снисходительна церковь к одному из супругов и тогда, когда второй пропал без вести и отсутствует пять лет . В этом случае каноны позволяют освободить человека от уз. Это касается и ситуации, когда муж или жена являются серьезными правонарушителями, осужденными на наказание с тяжелыми последствиями (конфискация имущества и т. д.).

Как правильно составить прошение о расторжении церковного брака (образец)?

Чтобы совершить расторжение брака, скрепленного церковным обрядом, необходимо составить и подать специальное прошение на имя епархиального архиерея – представителя епархиального управления .

Данный документ может составляться и подаваться как одним, так и двумя супругами, желающими расторгнуть брак. Чтобы выполнить процедуру правильно, избежать возможных задержек в рассмотрении дела из-за ошибок в заполнении бланка, предлагается ознакомиться с образцом прошения о расторжении церковного брака.

Это достаточно простой по своей структуре документ, не требующий слишком большого количества данных. Чтобы его составить, необходимо указать:

  • фамилии, имена и отчества супругов;
  • дату венчания;
  • место совершения обряда;
  • название храма;
  • причину расторжения брака.

К сведению! Если есть желание на вступление в повторный церковный брак у одного или обоих супругов уже на момент развода, в прошении можно прописать и этот момент: попросить разрешения у епархии, указав данные будущих жены и/или мужа.

Подача прошения о расторжении церковного брака

Итак, как мы уже указывали выше, прошение о «развенчании» подается на имя епархиального архиерея. А это значит, что относить документ следует не в храм, в котором священник совершил таинство венчания, а непосредственно в саму епархию (любого уровня) . Дело будет передано на рассмотрение архиерею, потому что в его компетенции – принимать решения о расторжении уз.

Подавать прошение в епархию можно в любой день недели, кроме выходных. Для этого присутствие обоих супругов не обязательно. Эту процедуру может осуществить кто-то один.

Рассматриваются только те прошения, к которым прилагается установленный пакет документов:

  • копия документа о гражданском разводе (свидетельства);
  • оригинал свидетельства о венчании;
  • копии документов, которые будут обосновывать причину церковного развода (при необходимости);
  • копии паспортов разводящихся супругов.

Важно! Супругам нужно будет лично присутствовать при рассмотрении в назначенное время.

Процедура рассмотрения прошения в епархии

Процедура рассмотрения каждого прошения индивидуальна. Но в ней можно выделить несколько общих шагов:

  • просмотр прошения и прикрепленных к нему документов комиссией в той епархии, куда они были поданы;
  • передача пакета документов представителю высшего (областного) епархиального управления, который будет принимать решение по делу;
  • рассмотрение дела вместе с супругами во время личной беседы.

По своей длительности беседа священнослужителя с супругами не регламентирована никакими документами, как и ее содержание. В течение этого времени супругов будут пытаться всячески примирить.

Если этого сделать не удается, уже бывшим супругам выдается документ с резолюцией священника о прекращении брака.

Повторный церковный брак: миф или реальность?

Относительно повторных браков, церковные каноны достаточно строгие. В результате выполнения определенных требований существует возможность получить разрешение на повторное венчание разведенного с другим человеком. Церковью допускается не более трех браков.

Очередной церковный брак чаще всего разрешается для того супруга, который не был виновником расторжения уз в первом случае. В такой ситуации таинство венчания проходит традиционно, как и в первый раз. Но если оба брачующиеся вступают в церковный брак повторно, то процедура венчания для них будет немного отличаться от первой: на них венцы не будут возлагаться (процедура «вторым чином»).

Церковный канон также предусматривает возможность повторного брака и для «провинившегося» в предыдущем «развенчании». Но для этого необходимо выполнение церковных требований – совершения покаяния путем выполнения епитимий.

Епитимия – это так называемое «наказание», которое налагается церковью для искупления греха виновником «развенчания». По своей форме епитимии могут существенно отличаться:

  • паломничество в святые места;
  • пост;
  • подаяние милостыни и проч.

Срок выполнения епитимии (в среднем от двух до трех лет), ее форму выбирает священник. Она зачастую зависит от меры «греха», который привел к расторжению церковного брака.

По результатам «отбывания церковного наказания» и искупления греха священник принимает решение: удовлетворить или отклонить прошение человека о повторном венчании.

Интересно! Для получения разрешения на вступление в третий церковный брак условия и срок епитимии ужесточаются. При этом у желающего не должно быть детей от первых двух браков, а возраст его не должен превышать 40 лет.

Таким образом, церковный развод – это не вымысел, а реальная процедура, которая совершается церковью. Но в связи с наличием возможности «развенчаться» не стоит легкомысленно подходить к скреплению брачных уз путем церковного таинства. Принимая решение о венчании, нужно руководствоваться не мечтами о красивой церемонии, а серьезностью намерений и готовностью отвечать за свои действия.

Рассказывает священнослужитель

На видео ниже дает ответы на вопросах о развенчании настоятель Храма Святого Василия Великого — отец Аркадий.

Проверенные временем и жизненными испытаниями чувства молодых людей настолько сильны, что требуют своего продолжения не только в гражданском браке, но и в церковном благословении. Но бывает и так, что некоторые венчаются, отдавая дань моде, для придания торжественности свадьбе, ради красивых фотографий. А со временем чувства угасают, супруги расторгают гражданский брак и ищут способы получить церковный развод. Но сделать это не всегда легко, ведь по церковным канонам венчанная пара остается мужем и женой даже после получения в ЗАГСе свидетельства о расторжении брака.

Что такое церковный развод?

В церковном лексиконе нет понятия «развод». Браки совершаются на небесах, и человеку не позволительно разлучать тех, кого сочетал Бог. Пара, прошедшая обряд венчания, считается до конца жизни связанной семейными узами. И даже после смерти ушедший первым супруг будет ожидать свою половинку на небесах. Церковный брак издревле рассматривается как единственный и не допускающий повторного. Но как поступить, если супруги официально подали на развод, расторгли гражданский союз, а после кто-то из них желает еще раз выйти замуж или жениться, пройдя снова таинство венчания?

Ни один священник не разрешит венчаться, пока не расторгнут предыдущий церковный брак. Если для общества приемлемо наличие светского развода и свидетельства о расторжении брака, чтобы считать человека свободным, то церковь этот документ не устраивает. Он является лишь основанием для проведения процедуры так называемого церковного развода. Духовенство соглашается на рассмотрение подобного вопроса только в некоторых случаях. Обратиться за получением разрешения может супруг, не являющийся причиной распада семьи.

Каждый случай рассматривается индивидуально, учитываются факторы, приведшие к разводу. Вы не получите разрешения по какой-то личной прихоти, желанию кому-то что-то доказать или насолить. Церковью оцениваются лишь объективные причины, делающие жизнь в браке нецелесообразной. Есть шанс получить пастырское снисхождение у супругов, долгое время не проживающих вместе, но для этого им нужно доказать, что восстановление семьи не имеет смысла.

Причины расторжения церковного брака

Обратившись к священнику с просьбой развенчать брак, вы должны привести ряд причин, доказывающих недопустимость проживания с супругом под одной крышей. Церковь примет во внимание ваше заявление, если:

  • Супруг вам изменил. В былые времена люди редко обращались в церковь с такой проблемой, потому что измена считалась большим позором. С точки зрения современной молодежи нет ничего зазорного в том, чтобы признать данный факт и разорвать отношения с недостойным человеком.

  • Один из супругов принял другую веру. В мире существует много религий, все они имеют право на жизнь. Но брак между людьми, верящими в разных богов, церковью не приветствуется.
  • По несчастливой случайности брак был заключен между близкими родственниками.
  • Супруг после гражданского развода завел новую семью. Бывает так, что люди, расторгнув свои отношения в ЗАГСе, вступают в новый гражданский брак, забыв о том, что они были повенчаны. Это является веской причиной для получения разрешения на церковный развод.
  • Диагностировано бесплодие супруга (жены). Это большая беда, против которой сложно что-то предпринять. Благодаря научному прогрессу существует несколько способов завести детей – суррогатное материнство, искусственное оплодотворение. В крайнем случае супруги могут взять ребенка из детского дома. Но не каждый пойдет на это. Поэтому церковь не противится естественному желанию человека завести другую семью, где он сможет иметь собственных детей.

  • Супруг/супруга отсутствует длительное время (более 5 лет), не дает о себе знать или находится в местах лишения свободы.
  • У супруга (или супруги) выявлено неизлечимое психическое расстройство, особенно, если его поведение несет угрозу жизни членов семьи.
  • У супруга или супруги проказа, сифилис, СПИД, хронический алкоголизм, наркомания.
  • Супруг систематически применяет насилие в семье, рукоприкладство. Для получения разрешения на развенчание следует доказать этот факт документально.
  • Жена сделала аборт, не глядя на желание мужа иметь ребенка. Здесь учитывается состояние ее здоровья и отсутствие противопоказаний к беременности и родам.

  • За супругом замечены сексуальные извращения, противоестественные пороки, особенно если они касаются собственных детей.

Как получить церковный развод после венчания?

Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Пишет прошение один виновник процесса, но к нему обязательно прикрепляется письменное согласие второго.

Православной церковью почитается институт семьи, любой развод истолковывается как большой грех, в совершении которого есть вина обоих супругов, поэтому разрешение Владыки будет получено лишь тогда, когда бывшие муж и жена осознают это и искренне раскаются. Не зря последними словами прошения будут: «Прощу прощения за расторгнутый брак». Лишь после такой процедуры люди будут готовы со всей серьезностью создать новую семью перед Богом.

При наличии веских причин развода, опишите их детально, с указанием места и времени свершившихся фактов (супружеской измены, рукоприкладства и т.п.) и подтвердите соответствующими документами. Например, психическое расстройство супруга или сделанный женой аборт подтвердит медицинская справка от лечащего врача. Рассмотрев все предоставленные бумаги, архиерей примет решение и выдаст резолюцию о том, что действие брака прекращено. В случае признания брака «безблагодатным» человек может заново пройти таинство венчания.

Видео: Процедура развенчания церковного брака

Часто люди, расторгнувшие гражданский брак, не задумываются о том, что между ними все еще остается связь, их союз перед Богом никто не отменял. Некоторые не принимают во внимание такой факт и продолжают жить свободной жизнью, завязывая новые отношения. Но для людей верующих очень важно при создании новой семьи обвенчаться, чем освидетельствовать свои серьезные намерения, искреннюю любовь и верность. А венчание становится невозможным, пока не расторгнут бывший церковный брак.

К процедуре развенчания стоит подойти со всей серьезностью, учесть все факты и доводы, чтобы не выглядеть смешно или глупо в глазах архиерея. Рекомендуется перед подачей прошения посоветоваться с батюшкой, учесть его наставления, и лишь после того обращаться в епархиальное управление. Посмотрите видео, в котором изложены советы мудрого священника, они направят вас на путь истинный и помогут устроить свою судьбу.

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически . Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый. Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Вам также будет интересно:

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...
Как заинтересовать девушку по переписке – психология
Современный ритм жизни диктует свои условия. Все чаще на смену личным встречам приходит...
Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях
Современного жителя большого города сейчас мало чем удивишь. При этом, конкуренция между...