Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Семья и брак, дети и образование в древней греции. Семья и брак в древней греции

11:00 / 19 нояб. 2016

Журналист встретилась с представительницей греческой общины - Софьей Евстафиади (Дагдаляниди). Она поделилась рецептами народных блюд и рассказала, как выбрать настоящие оливки и какие они - настоящие сувлаки.

В Новороссийске прекрасно уживаются более 120 народностей. В нашем городе соседствуют люди разных культур, религиозных взглядов и традиций. Сегодня НАШ материал посвящен греческой культуре и понтийской кухне.

Готовим сирон

Сегодня мы будем готовить традиционное понтийское блюдо - сирон, - такими словами встречает меня Софья на кухне. - Это блюдо довольно просто в приготовлении, отлично подходит для встречи с друзьями или родными. Оно пришло в нашу семью из семьи моей мамы, и мы часто готовим его дома.

Сирон - горячая греческая закуска из лаваша.

Ингредиенты:

  • Лаваш
  • Сливочное масло (200 граммов)
  • Чеснок (3-4 зубчика)
  • Кефир
  • Сметана


Сегодня мы используем лаваш из магазина, а в традиционном рецепте его тоже готовят самостоятельно. Для этого используют постное тесто: мука, соль, вода. Тесто раскатывают, подсушивают на сухой сковороде и закутывают, чтобы лаваш не сох и не ломался при готовке, - рассказывает Софья.

Раскладываем лаваш на столе и закручиваем его в тугой рулетик:


После нарезаем его кусочками шириной 1-2 сантиметра:


Выкладываем получившиеся рулетики в емкость:


Готовим соус для блюда

В старину готовили соус из кислого молока, но в современном варианте мы используем кефир и сметану. Их нужно смешать. Консистенция должна быть более жидкой, чем сметана. Добавляем в соус чеснок по вкусу. Мы любим поострее, - комментирует свои действия Софья. - Кто-то кладет в соус творог, так оно получается более сытным.


Тем временем, хозяйка уже поставила греться чайник. Кипяток понадобится нам на следующемо этапе приготовления блюда. Им нужно залить выложенные рулетики, чтобы лаваш стал мягким.


Совет от хозяйки: заливать блюдо нужно до тех пор, пока рулетики не покрылись водой.

После этого накрываем блюдо крышкой на пару минут. В это время на плите уже растапливается сливочное масло:


Следующий этап: открываем нашу емкость с рулетиками и заливаем их соусом.

Совет от хозяйки: Нужно ложкой раздвигать рулетики, чтобы соус пропитал их со всех сторон.


После этого заливаем блюдо поджаренным сливочным маслом:


Блюдо готово! Можно садиться к столу!


Совет от хозяйки: Сирон нужно подавать и есть максимально горячим, пока масло не остыло.

Блиц-опрос:

- Много ли греков живут в Новороссийске?
- Мы состоим в Новороссийском городском греческом обществе. Там зарегистрировано более 3000 человек. Но очень много представителей нашей культуры, которые не записались в общество, но проживают в Новороссийске.

- Говорят ли в вашей семье на греческом языке?
- К сожалению, я греческий не знаю, а родители говорят и понимают.

- Какие праздники принято отмечать в вашей культуре?
- Как и все, мы отмечаем Новый год, Пасху и другие крупные праздники. Греки особенно почитают Деву Марию, поэтому большие гуляния проходят каждый год в день Успения Богородицы - 28 августа. Вся община приезжает в район Неберджая, в часовне неподалеку проходит служба, а потом - празднование. Это всегда большое событие. Также мы всегда отмечаем День независимости Греции (25 марта) и День Охи. Кроме того, широко празднуем Старый Новый год. В этот день к нам приходит много гостей в национальных костюмах: поют песни, танцуют, колядуют.

День Охи - государственный праздник в Греции и на Кипре, который отмечается 28 октября в память об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому премьер-министру Иоаннису Метаксасу 28 октября 1940 года. Греческое слово «όχι» означает «нет». В этот день греческому правительству было предъявлено требование позволить итальянским войскам войти на территорию Греции и занять «стратегические позиции» или, в противном случае, была бы объявлена война. Как утверждают, ответ был краток: «όχι», то есть «нет». Утром 28 октября греческое население, независимо от политиков, вышло на улицы, скандируя «Охи».


- Какие еще традиционные блюда готовятся в вашей семье?
- Есть блюдо, которое наш папа всегда готовит на Старый Новый год. Оно называется кешкек. Это блюдо готовят почти сутки! Сначала долго, обычно всю ночь, варят домашнюю курицу в большом казане. После этого убирают кости и добавляют шелушеную пшеницу, варят на протяжении дня. Когда крупа уже очень сильно разварилась, добавляют домашнее сливочное масло и интенсивно мешают, как будто взбивая блюдо, чтобы оно получилось буквально воздушным. Получается очень вкусно и очень сытно! Еще готовим ксигалан (закваска, в приготовлении которой используют желудок домашнего животного - козы, барашка и т.п.), малез (обжаренная в сливочном масле мука с добавлением сыра) и другие.

- Как вы используете оливковое масло? Как его правильно выбрать?
- Оливковое масло нельзя использовать для жарки. Так вы убьете все полезное в нем. Его лучше добавлять в салаты и другие блюда без термической обработки. А для жарки мы используем нерафинированное недезодорированное кукурузное масло. Хорошее оливковое масло можно купить в Новороссийске в специализированных магазинах. Его можно узнать по специфическому зеленоватому цвету и аромату. То же самое можно сказать и о маслинах: те, что продаются в массмаркетах без косточек - они ненастоящие, их соус отдает медикаментами - вряд ли стоит включать их в свой рацион. Попробуйте один раз настоящие маслины из Греции и вы не сможете от них отказаться!

- Продают ли в Новороссийские настоящие сувлаки?
- В нашем городе несколько искажено понятие "сувлаки". В греческой культуре сувлаки - это шашлык на шпажке и все. Здесь же сувлаки называют мясо в лепешке с овощами. Для этого блюда скорее подходит греческое название гирос.

- Дают ли греки, проживающие в Новороссийске, своим детям необычные имена?
- Наверное, для вас это некая экзотика, а для нас это обычные имена. Детей называют Одиссей, Аристотель, Манолис, Стефан, Анастас, Михалис, Янис, Афина. Когда у мужчины с греческим именем рождается ребенок, кто-то заменяет свое имя на русский вариант и дает соответствующее отчество, например Михалис может дать своему ребенку отчество Михайлович, Янис - Иванович. А кто-то оставляет отчество таким, каким оно должно быть - Михалисович, Янисович. Кстати, нужно не забывать, что уже привычные в нашей стране имена, такие, как Елена, София, Мария - тоже имеют древнегреческие корни!

- Существует миф, что греки медлительны. Это так?
- Они не медлительны, а просто так повелось, что те, кто живет в Греции, никуда не спешат. Это связано с особенностями климата: днем там очень жарко, температура превышает 40 градусов. Поэтому днем там никто не работает: все оставляют дела и отправляются домой. Улицы буквально вымирают и оживляются только когда жара начинает спадать. Может быть, поэтому за нашим народом закрепился такой стереотип.

Ваша девичья фамилия - Дагдаляниди, а нынешняя - Евстафиади. Значит ли это, что в вашей культуре принято выходить замуж за "своих"?
- Да, у нас стараются выйти замуж и ли жениться на человеке "своей" нации. Что касается нашей семьи, родители с детства прививали нам культуру и традиции, наверное, поэтому так сложилось, что мой выбор спутника жизни был по душе и мне, и моим родителям, - заключает Софья.

"Наша Газета" выражает благодарность за помощь в подготовке материала Новороссийскому городскому греческому обществу, семье Дагдаляниди и нашей героине - Софье Евстафиади (Дагдаляниди).

  • Ранее НАША училась готовить стейк у новороссисйкого шеф-повара Артема Бугаенко.

ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Заочное отделение

Юридический Факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

На тему: Семейно-брачные отношения в Древней Греции.

Выполнил: студент 22-22з гр. 1 курса

Юриспруденция

Фамилия: Сотников

Имя: Сергей

Отчество: Викторович

Проверил: Шкаревский Д.Н

Сургут 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции 5
2. Отношения отцов и детей 6
3. Положение женщины 8
4. Понятие и цель брака 12
5. Брако-разводный процесс 14
6. Имущественные отношения супругов 17
Заключение 22
Казус 23
Список использованной литературы 24

Введение

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно- правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Таким образом, данная тема является наиболее актуальной и в настоящее время.
Цель работы изучить особенности семейно-брачных отношений в Древней Греции.
Исходя их цели, можно выделить следующие основные задачи:
- изучить особенности брачно-семейного права Древней Греции;
- рассмотреть положение женщины в Древней Греции;
- рассмотреть понятие и цели брака в Древней Греции;
- изучить особенности брако-разводного процесса в Древней Греции;
- в заключении работы сделать необходимые выводы.

1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.
Господствующей формой брака становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Брак по расчету - особенно в среде имущих классов общества - становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.
Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (27г. до н.э. - 14г. н.э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. Была установлена в числе прочего уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере.
Был, наконец, введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.
Раздельность имущества супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены.
Меняется к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца намного облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) получает защиту претора. Облегчается порядок усыновления внебрачных детей и т.д.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца.
На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.
На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.
Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.
Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.
Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.
Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.
Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.
Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.
Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.
То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.
Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.
Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.
Спартанские женщины.
В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.
Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины - когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.
Афинские женщины.
Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.
Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.
Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.
В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.
У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.
Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех богатых женщин, которые замужеством обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее вместе с ними в хозяйство. Они становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.
Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками хозяйственных домашних забот, а женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь. Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.
Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.
Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив, интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один. С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.
Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни женщин, были посещения подруг и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.
Во время похорон главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.
У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым они относились с огромным благоговением. Они тайно собирались в специальных домашних молельнях для почитания целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.
Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.
Афинянин уважал и любил свою жену, не зная ее. Занятый трудами и развлечениями вне дома, он жил возле нее, довольствуясь той добросовестностью, с которой она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего. Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

4. Понятие и цель брака

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Брак - в правовом смысле является формой длительного (обычно пожизненного) союза мужчины и женщины, основанного на любви и удовлетворении инстинкта продолжения рода.
Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города - государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству.
Брачные отношения в Спарте.
Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам, в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы - доминирующей ценности спартанского общества.
Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.
Мужчины Спарты – это были, прежде всего, воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.
Брачные отношения в Афинах.
В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось.
Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.
Безбрачие же в древнегреческом обществе, как правило, не каралось законом, но считалось серьезным нарушением религиозных традиций. В следствие безбрачия человек подвергался моральному порицанию, которое не влекло за собой утрату гражданских и политических прав.

5. Брако-разводный процесс

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Греческие писатели обычно применяют к нему выражения, указывающие на его религиозное значение. В древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, «гамос», его обычно обозначали словом «телос», что означает священная церемония, как будто брак был преимущественно священным обрядом.
Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.
У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому".
В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.
Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел - это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.
Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.
Все вышеописанное - лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома.
Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы, затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.
Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.
Развод был почти неизвестен в древние времена Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.
В Древне Греции развод был как бы двух видов. То есть, расторжение брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены. Они называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.
Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.
Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.
Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.
Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.
Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия.
Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.
Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.
Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый брак с лицом моложе разведенного.

6. Имущественные отношения супругов

Приданое
Жена, как правило, приносила приданое своему мужу. Отец не был обязан давать приданое дочерям, и если он это делал, то по доброй воле. Сын, наоборот, став главой семьи, был связан этим обязательством по отношению к сестрам. В самом деле, так как сын был единственным наследником, то казалось справедливым, чтобы он отдал часть наследства сестрам, чтобы помочь им устроиться, тем более что если они не выходили замуж, то оставались на его попечении. Закон Древней Греции предписывал ближайшим родным наделять бедных девушек-сирот приданым или брать их замуж.
Размер приданого никогда не был большим, за исключением Спарты во второй половине IV века. В Афинах тридцать мин считались средним приданым. Чаще всего оно давалось деньгами или движимостью, но не запрещалось включать в него недвижимость и даже землю.
При назначении приданого не требовалось вмешательство никакой официальной власти. Достаточно было простого заявления перед свидетелями. Не запрещалось присоединять к этому письменный акт или прибегать к некоторым средствам гласности, но и это не было обязательным. Когда кто-либо выдавал свою дочь замуж, то, передавая приданое зятю, он брал от него закладную на его земельную собственность. Такого рода сделка оформлялась при помощи особой надписи на каком-нибудь виде недвижимости.
Имущество, принесенное в приданое, находилось в распоряжении мужа, но он был обязан передать его неприкосновенным своим детям. Если брак расторгался, то муж возвращал приданое родителям жены или выплачивал им за него по 18% его стоимости в год. Если жена умерла раньше мужа и при этом была бездетна, то приданое возвращалось к тем, кто его дал, или к тем, кто представлял их интересы.
Наследование.
В первую очередь в Древней Греции правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей - дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми, родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская род
и т.д.................

Доброго времени суток, читатели блога

В продолжение темы — статья о греческой семье.

Российские и греческие семьи в принципе похожи: их объединяет тот факт, что и наши детки и греческие, бывает, до седых волос сидят на шее у родителей. Т.е греческие родители всячески помогают уже взрослым детям. В остальном, все как и у нас: есть семьи дружные, есть не очень, похожие проблемы во взаимоотношениях. Главой семьи негласно считается мать при видимом главенстве отца.

Женятся здесь поздно, зачастую уже пожив в гражданском браке и нажив детей.Нередко совмещают свадьбу и крестины первенца. Греки, как парни так и девушки не стремятся гулять,они больше любят стабильность, часто встречаются пары, которые вместе с 16 лет.

Детей рожают поздно,за 30, стремясь обеспечить себя жильем и стабильностью,прежде, чем обзаводиться потомством.

На мой взгляд (и это также мнение некоторых моих знакомых-россиянок, проживающих в Греции), греки очень балуют своих детей. Маленьким дозволяется практически все, бегать, шуметь в общественных местах, никто их не одергивает, окружающие только улыбаются, даже если детский шум им мешает.

От повзрослевших детей требуется только получать хорошие оценки, обычно домашняя работа на них не возлагается: все делают мамы и бабушки. Детей не воспитывают, как у нас, в беспрекословном подчинении взрослым. В этом есть и свои плюсы. Но и думать самостоятельно, греческих детей тоже не учат.

Но, когда подросток может сказать родителям все, что угодно – тоже не очень хорошо. Словом, нужна «золотая середина». Повторюсь, что этот вывод сделан на основании наблюдения за несколькими греческими семьями, и, возможно, не отражает картину в целом, а только тенденции к воспитанию.

Очень радует отношение греческих мужчин к своим детям. Тех, кто при разводе, уклоняется от выплаты алиментов, крайне мало. Отцы желают не только материально содержать своих детей, но и всячески участвовать в их жизни: навещают, проводят много времени с детьми, отвозят на различные занятия и обратно.

Гречанки часто манипулируют отцовскими чувствами, выторговывая себе привилегии при разделе имущества, например. Хотя греческая женщина в случае развода лучше защищена законом, чем россиянка. Может быть поэтому, разводов в Греции меньше.

Традиционно семьи собираются вместе на большие праздники, такие как Пасха и Рождество, даже если живут в разных городах. К бабушкам-дедушкам относятся очень уважительно,особенно если видят их раз в год)

Одним словом, люди как люди, такие же как и были, как говорил Воланд, только квартирный вопрос их испортил. И это как раз очень относится к грекам, дележ наследства становится темой, которая вполне может разделить навсегда родных братьев и сестер, что есть, то есть.

Характерно,что очень редко оставляют стариков без присмотра, и не определяют их в дома престарелых, каковых в принципе в Греции и нет. Обычно пожилые члены семьи живут с родственниками, в крайнем случае, нанимают круглосуточную сиделку, вроде компаньонки. Что опять же показывает, насколько уважительное отношение к старшему поколению. Надеюсь, что влияние запада никогда не сведет на нет этот аспект жизни греков.

Древние греки и иудеи - исторические современники, однако их представления о браке были диаметрально противоположными. Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и

обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы-доминирующей ценности спартанского общества.

Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Мужчины Спарты были прежде всего воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Известно высказывание древнегреческого мыслителя Пифагора Самосского, показательное с точки зрения взгляда на женщину в V веке до н. э., что от мужчин берет начало порядок и свет, а от Женщин исходит хаос и тьма.

Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

В конце прошлого века мужской костюм жителей Пирея, по наблюдениям русских путешественников, выглядел следующим образом: на голове у мужчин - красная феска, «...узенький белый воротничок ложится на красный или голубой красиво расшитый камзол с висячими разрезными рукавами. Из-под нарядного камзола видна белая рубашка, стянутая у талии цветным кушаком; от него до колен спускается белая широкая фустанелла (юбка). Ниже колен ноги затянуты в узкие гамаши..., пурпурно-красные или голубые, с синими кистями и шитьем, а ноги обуты в красные башмаки с узкими концами или в сандалии. Плащ из мохнатой козлиной кожи с висячими рукавами, а у богатых - голубое пальто с красным воротником служит им верхним платьем в суровое время года» 1 . Еще на рубеже нашего века большинство горожан носило подобный костюм и лишь немногие - пиджачную тройку. Главное, что бросалось в глаза путешественникам, это красочность национального костюма и его богатая орнаментация. Что касается фустанеллы (см. главу «Албанцы)», то это- принадлежность старинного костюма, общего для греков и албанцев; его и сейчас носят королевские гвардейцы. Крестьяне материковой Греции обычно носили не только фу- станеллу, но и узкие сравнительно короткие штаны.

Ныне национальный костюм встречается редко, главным образом в сельской местности. Разумеется, чаще его можно видеть на пожилых людях. Костюм общеевропейского образца, появившийся в Греции накануне революции 1821 г., теперь почти вытеснил народную одежду. Например, молодые рабочие носят сравнительно узкие брюки и хлопчатобумажную цветную рубаху навыпуск - костюм, удобный для работы.

Народный костюм и его отдельные элементы встречаются у населения островов, где национальные черты быта сохранились в большей степени, чем на материке. Мужчины носят черные или синие широкие шаровары (Jpaxsg, белую рубашку jtovxafxiGo, жилет со множеством пуговиц yeXixo, красный или черный широкий пояс и красную феску (в прошлом к феске прикрепляли короткую шелковую черную кисточку). На Крите носят сапоги с высокими голенищами, куртку темного цвета - из толстого сукна у горцев и из тонкого - у обитателей равнин. Киприоты иногда, подобно туркам, обматывают феску платком. Куртки у них цветные. В прошлом веке знатные лю ди и на‘материке надевали длинные шаровары и носили тюрбаны.

Зимой мужчины надевали плащи из козьей шерсти, очень широкие, с длин ными рукавами и капюшоном. Такие плащи носили почти по всей Греции^ а раньше их экспортировали и в другие страны Средиземноморья. Состоятельные люди носили плащи из сукна, подбитого овчиной. Старинная обувь - типа мокасин из телячьей, бычьей или свиной кожи (простой плоский кусок кожи, привязанный к ноге кожаными ремнями) - сохранилась лишь в горах, так как она удобна для ходьбы по горным тропам.

Женский народный костюм, также как и мужской, в значительной степени заменен теперь городским европейским платьем. Традиционный костюм имеет много вариантов. Основной комплект состоит из длинной белой рубахи туникообразного покроя с длинными широкими рукавами. Вышитый подол рубахи виден из-под длинной и широкой юбки ероозга. Поверх рубахи надевают короткую шерстяную или шелковую безрукавку яркого цвета или же куртку с длинными рукавами и глубоким вырезом на груди. В некоторых областях этот костюм сменили длинные платья с широкими рукавами.

Во всех вариантах женского костюма фартук остается его неизменной принадлежностью. Пояс- широкий, с большими серебряными или позолоченными пряжками. На голову женщины раньше надевали вышитую феску с двумя помпонами, позднее ее заменили двумя фабричными платками. Один платок повязывали под подбородком, а второй складывали сборками и обвязывали вокруг головы. В последнее время женщины носят один платок, сложенный треугольником и завязанный на левом виске бантом. В Аттике платок повязывают вокруг головы, спуская из-под него на лоб несколько рядов подвесок в виде монет. У жительниц Эвбеи платок лежит свободно вокруг шеи, а его концы спускаются по спине. В других районах Греции приняты иные головные уборы: на острове Корфу женщины носят высокие белые накрахмаленные шапки, в Македонии шапочки маленькие, остроконечные, отделанные вуалью, бахромой, спускающейся с верхушки, и цветами сбоку. Иногда шапочки украшают монетами и бусами. Волосы в праздничные дни оставляют распущенными, в будни заплетают в косы.

Весь женский костюм, особенно праздничный, богато украшен вышивкой и золотым позументом. Из украшений носят серебряные или позолоченные пряжки на поясе и цепочки со старинными монетами на груди.

Обувью женщинам служат башмаки на кожаной подошве с матерчатым - шелковым или хлопчатобумажным - верхом, часто покрытым вышивкой.

Общественная жизнь

В настоящее время общественная жизнь греческого народа, имеющего древние демократические традиции, развивается в тяжелых условиях.

Жизненный уровень трудящихся чрезвычайно низок. Спад и застой производства привел к безработице (в 1959 г. не имели работы около 25% всех рабочих в стране) со всеми ее последствиями - нищетой, болезнями.

Национальная интеллигенция пополняется в основном молодежью средних классов. Но многие из имеющих высшее образование не могут получить работы ни на государственных, ни на частных предприятиях. Безработица вынуждает тысячи молодых трудоспособных людей покидать родину и искать работу за границей.

Наиболее массовые общественные организации страны - профессиональные союзы, возникшие еще в конце XIX в. Большинство их объединено ныне во Всеобщую конфедерацию труда Греции. Необходимость борьбы за жизненные интересы привела к усилению забастовочного движения. Из года 4 В год растет количество забастовок, в которых участвуют горняки, каменщики, кожевники, работники печати и городского транспорта, государственные служащие, учителя, студенты. Они требуют повышения заработной платы, восстановления демократических свобод, отмены антирабочих законов, прекращения преследований прогрессивных общественных деятелей, проведения мирной внешней политики. Усиление забастовочного движения в Греции свидетельствут о росте классового сознания трудящихся.

Значительную роль в общественной жизни страны играет православная церковь, имеющая большое влияние на верующих, особенно в деревнях.

Для политической жизни современной Греции характерна многопартийность. Новые политические буржуазные партии возникают обычно накануйе парламентских выборов. Продолжительное время у власти стоял Национально-радикальный союз, который был создан в 1956 г. В целом это - проамериканская партия, хотя в ее составе есть сторонники английской и западногерманской ориентации. Большинство буржуазных партий объединилось в так называемый Союз центра. Основное ядро его составляет либеральная партия (основана в 1910 г.). В результате парламентских выборов 1963 г. Союз центра пришел к власти.

Рабочие, передовые интеллигенты, сознательные слои крестьянства, мелкой, а отчасти и средней буржуазии сплачиваются вокруг Единой демократической левой партии (ЭДА) - наиболее передовой демократической партии в Греции (создана в 1951 г.). Она стремится к объединению всех демократических сил страны. Печатный орган этой партии - газета «Ай^р]» - ч<Авги» («Заря»).

Коммунистическая партия Греции, как уже говорилось, с 1947 г. находится на нелегальном положении.

Семья, семейные обычаи и обряды

В греческих семьях до сих пор сильны патриархальные традиции. Подчиненное, зависимое положение женщин в городе поддерживается в значительной степени тем обстоятельством, что женщины средних классов в большинстве случаев не работают на предприятиях и в учреждениях, следовательно, экономически целиком зависят от мужа. Чрезвычайно тяжело положение женщин-горожанок, вынужденных работать по найму, например в табачной промышленности. Труд фабричных работниц оплачивается ниже, чем труд мужчин. Рабочий день работниц длится по 12 и более часов. Несколько общественных организаций женщин Греции борются за улучшение условий их труда, за демократические права женщин.

В среде горцев, занимающихся главным образом скотоводством, женщины сравнительно более самостоятельны, чем у жителей долин - земледельцев по премуществу. Но и здесь и там женщины ведут тяжелую трудовую жизнь. Крестьянка встает утром раньше всех в доме, делает уборку, готовит пищу для всей семьи, потом берет на плечи самого маленького ребенка и идет в поле, где работает до позднего вечера. Вернувшись домой, женщина не отдыхает. Пока муж сидит в кофейне, она занимается хозяйством - печет хлеб, стирает, присматривает за детьми.

Мужчины в Греции вступают в брак чаще всего в возрасте около 23 лет, а девушки-в 18-20 лет. В крестьянских семьях родители обычно стараются выдавать дочерей замуж очень рано. С пятнадцатилетнего возраста девушки начинают работать за ткацким станком, с этого возраста они называются «фантина» (ткачиха). Это значит, что они уже взрослые, готовят приданое и могут выходить замуж. С малых лет девушек учат вышиванию. Вышивка занимает особое место в жизни женщины, так как доходы от продажи вышитых изделий составляют часть семейного бюджета.

Даже в настоящее время в некоторых селах Фракии и Олимпа родители не считаются с мнением дочери или сына и часто устраивают браки вопреки их желанию. Обычно крестьяне женятся на девушках своего села. Свадьбе у греков, как и у других народов, предшествует обручение. Часто по общему согласию родителей обручают детей очень малого возраста - шестисеми лет.

Когда одевают невесту к венцу, ее подруги поют, а она должна плакать, выражая этим печаль расставания с родным домом. Жених приходит в дом невесты в сопровождении музыкантов. Жениха и невесту провожают в церковь с пением и танцами. При приближении свадебной процессии к церкви раздается звон церковных колоколов, друзья жениха стреляют в воздух из ружей, взрывают динамитные шашки. Во время обряда венчания, помимо шаферов, которые стоят рядом с венчающимися, фигурируют так называемые xovjiJtapog (кумпары), три - пять человек, стоящие позади них. Кумпаров выбирают невеста или жених среди холостой молодежи; они считаются пер- вьши лицами на свадьбе после молодых. Впоследствии кумпары должны крестить детей этой четы - в этом смысле греческий кумпар соответствует русскому куму. Во время бракосочетания кумпары держат большие свечи, заменившие в современном обряде факелы, которые в античности были эмблемой Гимена - бога брака. Из церкви новобрачных ведут в их новый дом. Путь освещают свечами (свадьба начинается всегда вечером). По дороге к дому молодежь танцует.

Вступая впервые в дом мужа, молодая совершает магический обряд, который должен обеспечить благополучие новой четы: в некоторых местностях Греции она наступает на сошник, в других - на тарелку и разбивает ее. На острове Крит молодой подносят блюдо с медом и она, окунув палец в мед, чертит на дверях знаки креста. В некоторых районах материковой Греции мужчины чертят на дверях знаки креста кинжалами.

Начинается пир, который длится до утра, а иногда и несколько дней (традиционный срок свадебного обряда - восемь дней). Пир сопровождается пением, танцами, стрельбой.

Греческая свадьба сохранила много интересных пережитков далекой старины. Таково, например, курение фимиама во время традиционного кругового танца, в котором участвуют новобрачные. Их осыпают конфетами, монетами, зерном, лимонными и миртовыми листьями. Это - пережиток античного свадебного жертвоприношения или магического обряда, символизирующего плодородие, богатство, изобилие. Пережитком патриархальных отношений является обычай, по которому невеста должна целовать ноги родителям и родственникам жениха. Лицо невесты закрывают белым покрывалом; его подымает дружка во время свадебного пира.

Девушек нередко похищают. Поводом для этого бывает отказ родителей выдать дочь за просящего ее руку или же нежелание самой девушки выйти за нелюбимого. Иногда похищение происходит по обоюдному согласию сторон, с тем чтобы избежать свадебных расходов.

Невеста обязательно должна иметь приданое, которое мать начинает готовить для дочери, когда той исполняется шесть-семь лет. В день свадьбы приданое, уложенное в сундуки, перевозят в дом мужа. Землю и недвижимое имущество отец передает только сыновьям. На Кипре обычай требует, чтобы деревенская невеста имела к свадьбе свой дом.

В крестьянском быту вплоть до второй мировой войны местами сохранялись древние родильные обычаи и обряды. После родов женщине не полагалось выходить из дома в течение сорока дней.

На Крите и в других местах Греции как только женщина разрешится от бремени, к ней собираются родственницы и подруги, которые песнями и танцами стараются развлечь молодую мать. По местному поверью, она будет страдать от злых духов, если останется одна. На острове Карпафос принято, чтобы новорожденного обнял самый красивый человек и чтобы ему первый раз дала грудь красивая, сильная и мудрая женщина. В этих народных обычаях заложены древние представления о возможности передачи красоты и силы с помощью магии.

Детей пеленают туго для того, чтобы они выросли стройными. Этот обычай, по-видимому, не греческий, а появился под влиянием других народов, потому что произведения античного искусства всегда изображают детей голыми и в описаниях древних авторов не упоминается обычай пеленания.

На шею ребенку вешают так называемые фо^а%тарьа (филахтирия) - обереги, амулеты, чтобы сохранить его от злого глаза, от лихорадки и других болезней. Многие из этих болезней обозначаются, как у древних греков, эв~ фемическими именами. Например, колики у ребенка называются «его сладкое», оспа - «благословение» и т. п. Крестный отец (кумпар) готовит необходимое белье для крестин и подарки гостям. Первого в семье мальчика называют по имени дедушки, а девочку - по имени бабушки. Это продолжается веками, поэтому в семье повторяются одни и те же имена.

В погребальных обрядах заметно, как христианство приспособилось к языческому ритуалу.

Греки верят, что душа покойника покидает тело через рот. Как только человек умрет, тотчас же открывают окна и двери, чтобы облегчить душе умершего путь на небо.

Перед погребением тело умершего обмывают вином и заворачивают в саван. В доме разбивают все сосуды, употреблявшиеся покойником при жизни, или льют воду во дворе. На улицах, по которым проходит погребальная процессия, закрывают все окна, чтобы злой дух не проник в дома, льют воду или разбивают сосуд для воды. На Кипре, как в Греции, бьют посуду над могилой. Вероятно, этим обычаем можно объяснить находки большого количества черепков при раскопках захоронений в древних Микенах.

Духовных лиц от архимандрита и выше хоронят в сидячем положении. Присутствовать на похоронах считается долгом каждого жителя села. По окончании литургии в церкви раздают г|)г)%бл;т]та (психопита) - пирог с сыром, а также инжир, маслины, по стакану раки. Кутью делают через три дня после смерти и в последующие годы в дни поминок.

После возвращения с кладбища все провожавшие тело идут в дом умершего и там пьют кофе и раки. Во Фракии все умываются после похорон, чтобы не явился во сне умерший. По народному поверью, души остаются на земле не меньше 40 дней, поэтому на протяжении этого срока каждый вечер над могилой зажигают светильник.

Через три года после похорон родственники раскапывают могилу и вынимают останки. Кости обмывают вином, затем их кладут в особый деревянный ящик или полотняный мешок и хранят их в общем ассуарии кладбища. Вещи покойного раздают тем, кого он больше всех любил при жизни. Раз в год поминают усопших. В народе верят, что если живые почему-либо не -сделают поминок, то умершие станут звать их к себе или тревожить во сне.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...