Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Что такое добродетели? Добродетель и порок. Чем мир спасётся? главные добродетели в сказках м.е. салтыкова-щедрина

Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.

Основные понятия

Добродетель и порок — для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в обществе. Такими, например, могут быть:

  • вежливость;
  • дружелюбие;
  • умение сострадать и сопереживать;
  • ответственность;
  • честность;
  • работоспособность и так далее.

Порок — обратная сторона добродетели, а точнее, ее противоположность. Любой поступок, приводящий к причинению вреда самому себе либо окружающему миру, можно считать порочным. Исходя из этого, пороком можно признать и предосудительные черты характера:

  • лень;
  • жадность;
  • зазнайство;
  • лживость;
  • зависть и другие.

Анализ и исследование человеческих пороков и добродетелей всегда интересовали умы просвещенных людей как древних, так и более современных. Собственную классификацию добродетелей составляли разные философские и религиозные учения.

Во времена античности

Еще древние греки замечали, что путь к праведности довольно тяжел. Добродетель не дается от рождения, дорога к ней терниста и требует немалых усилий. Исходя из древнегреческой философии различают такие ее виды:

  • умеренность;
  • мудрость;
  • мужество;
  • справедливость.

Главенствующую роль при этом великий Сократ отдавал мудрости, а источником возникновения каждой считал разум. А вот его ученик, не менее великий философ Платон считал, что каждая из добродетелей зиждется на персональном свойстве души: мудрость исходит от разума, а мужество опирается на волю. При этом он также отмечал, что каждому сословию более присуща какая-то определенная добродетель — так, не стоит ждать мужества или мудрости от ремесленника, а умеренности - от воинов или правителей.

Рассуждая о том, что такое добродетели, нельзя не вспомнить и Аристотеля, разделившего человеческую сущность на добродетель воли (этическую) и ума (дианоэтическую). Он считал, что чувственная, неразумная часть любого человека послушна его умственной (разумной) части. Добродетель при этом определялась как умение находить во всем «золотую середину», отклонение же в ту или иную сторону признавалось пороком. То есть это своеобразное мерило между недостатком или избытком чего-либо.

О великий ренессанс

В Средние века, во времена Ренессансного гуманизма, добродетель — virtus — считалась главной категорией, определяющей идеальную личность. Uomo virtuoso — так звался человек, ею обладающий. Понятием этим охватывался целый комплекс нравственных норм, приобретающий с течением времени более разнообразные оттенки.

С одной стороны, понятие о том, что такое добродетели, основывалось на положениях античной этики и трактовалось как разумное самоограничение в духовных и физических потребностях. С другой, образ идеального человека — uomo virtuoso — немного смягчался новыми идеями о нераздельности тела и души, земных и духовных потребностях. Поэтому идеальным считался человек не только разумный, но и деятельный, ведь первейшая обязанность человека — постоянное саморазвитие, стремление к познанию и полезной деятельности.

«Новые» времена

С течением времени понятие о том, что такое добродетели приобретало новые формы. Один из ведущих представителей философии «нового» времени — Спиноза — считал добродетелью пользу, которую человек способен принести окружающему миру. А вот согласно Канту, добродетель — есть твердая моральная устойчивость в следовании своему долгу, никогда, впрочем, не становящаяся привычкой, а всякий раз требующая осознанного выбора.

Небезызвестный политический деятель, писатель и дипломат Бенджамин Франклин в собственной автобиографии обозначил принцип «тринадцати добродетелей», которые должны быть присущи успешному человеку:

  • спокойствие;
  • скромность;
  • справедливость;
  • умеренность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • порядок;
  • молчание;
  • решительность;
  • искренность;
  • воздержание;
  • чистота;
  • целомудрие.

По большому счету, список этот можно продлить еще многократно, например, педантичные немцы определяют его гораздо большим числом пунктов.

Прусские добродетели

  • терпение;
  • смирение;
  • кротость;
  • целомудрие;
  • усердие;
  • умеренность;
  • любовь.

Внутреннее противостояние

Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь, согласитесь, понимание слова добродетели, ее смысла, еще не означает соответствующего поведения.

Долгое время такое положение вещей воспринималось как некий парадокс. И действительно — логически понять, как можно вести неправедную жизнь, зная о том, что она порочна, довольно трудно. Именно поэтому в эпоху античности знание, не примененное на практике, таковым не считалось. Согласно Аристотелю и Сократу, если человек знает, как правильно, а поступает вопреки, то это означает, что действия его основаны не на истинном знании, а на личном мнении. В таком случае человеку полагается достичь настоящего знания, подтвержденного практически.

Исходя же из христианского учения, плохие мысли и поступки человека говорят о грешности его тела, а значит, нужно полностью отрешиться от земной практичности и рациональности, отринуть грешную плоть, мешающую достичь истинной духовной гармонии.

Как бы то ни было, но независимо от того, понимается ли добродетельность как разумность или праведность, обретается она человеком в процессе осознания двойственности своей натуры и способности к разрешению внутреннего конфликта.

Что сделает вас добродетельным

От самого рождения и до смерти человек живет в обществе себе подобных. Наблюдая за поведением других людей, постигая законы, принятые в социуме, он вырабатывает некую модель поведения. Получая одобрение или порицание своих поступков со стороны других людей, человек выстраивает для себя некую шкалу ценностей, следование которой считает наиболее приемлемым.

Основным шагом на пути к познанию добродетели можно считать признание значимости и ценности других людей. Живя в социуме, невозможно ориентироваться исключительно на личные интересы и убеждения. Только признание живущих рядом, трезвая оценка собственных моральных качеств, постоянное самосовершенствование могут сделать человека достойным подражания.

Как по традиции выглядят семь добродетелей

Издревле скульпторы и художники воплощали свое видение пороков и добродетелей в самых различных образах. Чаще всего это были изображения молодых красивых женщин в длинных одеждах, имеющих при себе разнообразные атрибуты.
Христианские добродетели, например, могли выглядеть так:

  • Вера — девушка в белом одеянии, держащая в руках крест, знаменующий смерть Христа, или хрустальную чашу. Также может изображаться со щитом или светильником в руках.
  • Другая добродетель — Любовь — первоначально выглядела как жертвенный агнец или пеликан, в канонической живописи выглядит как женщина со множеством ласкающихся детей либо с пылающим сердцем в руке. Также довольно популярно другое изображение — девушки, одной рукой сеющей семена, а другую прижимающей к сердцу.
  • Надежда — девушка в зеленых одеждах, склоненная в молитве, иногда с крыльями или якорем. В другой версии она протягивает руки к солнцу в молитвенном жесте, а подле нее сидит сгорающий Феникс.
  • Мужество, благоразумие, умеренность и справедливость тоже изображались в женских обличьях.

Какая лучше, куда стремиться?

Удивительно, но, объясняя само понятие добродетели и предлагая пути к ее постижению, ни один из величайших философов античности и современности так и не смог достоверно определить, что же есть высшая добродетель. Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу). Вероятно, каждый сам может определить для себя, какую же из них почитать больше других, ведь невозможно достичь совершенства во всех направлениях.

Внеклассное мероприятие «Добродетели и пороки»

Цель: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

личностные

    развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

    воспитывать желание быть духовно красивым человеком

метапредметные

    развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

    формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

    создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

    уточнить смысл понятий «щедрость», «дружелюбие», «мужество»

    формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

Ход занятия:

Учитель: Рада приветствовать вас на нашем занятии. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением.

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт № 1. Прочитайте написанные слова.

Д рачливый, заб о тливый, гру б ый, сп р аведливый, о баятельный,

ще д рый, в е рный, мс т ительный, милос е рдный, трус л ивый, внимател ь ный

Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?

(разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества)

Подчеркните положительные качества красным карандашом, отрицательные - синим.

Что ещё заметили? (выделены красным цветом буквы). Составим слово.(добродетель)

Какие из наших слов вы отнесли бы к добродетелям?

Сможете назвать слово противоположное по значению слову «добродетель» (порок)

(карточки фиксируются на доске)

Еще в далекие-далекие времена люди, уже научившиеся различать добро и зло, разделили свои качества на хорошие и плохие. Первые они назвали Добродетелями , а вторые Пороками. О добродетели и пороке люди размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?

Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня на уроке мы порассуждаем, что такое добродетель и что такое порок.

Древнегреческий учёный Аристотель говорил: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».

Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий».

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Словарная работа : нищий, обитель, от глада, взор

Учитель:
Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок заметен)

На какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)

Физминутка

Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.

Учитель:

Можем ли мы бороться с пороками? Как это сделать? (ответы детей)

Просто отвыкнуть от греховных привычек недостаточно. Нужно обучиться добродетели.

Псалмопевец Давид восклицает: Уклонися от зла и сотвори благо.

Возьмите конверт № 2. Работа в парах.

Дополните строчки.

Побеждай гнев – мягкостью,

Зло – ____________________,

Жадность – _______________,

Ложь – ___________________.

Не показалось ли вам, что у нас получился хороший совет? Нравится ли вам этот совет? Почему?

Учитель : послушайте «Притчу о двух волках…»

Что обозначает это слово? (ПРИТЧА, малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (""премудрость"").

Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель : Что же имел в виду мудрый индеец? (борьба зла и добра в душе)

Когда мы совершаем отрицательные (положительные) поступки, какого волка мы кормим?

Физминутка

Дети встают в круг

Дети получают солнышко, передают его из рук в руки и называют добродетелей своего соседа по парте, своего друга, своего одноклассника.

Учитель:

Вы сейчас назвали много добродетелей своих друзей. Как можно стать добродетельным?

Согласитесь ли вы со мной, что одно из главных побуждений человека к добродетели есть страх Божий, боязнь греха? За грехи Бог наказывает не только в будущей вечной жизни, но и в земной. Наказание может выразиться в болезни, в расстройстве обычных дел, в плохом настроении, в унынии, подавленности. Страх Божий через постоянное упражнение в добродетели превращается в Божественную любовь.

А сейчас мы поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

1.Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Возьмите конверт № 3

Прочитайте рассказ К.Д. Ушинского «Лошадь и осёл»

Заполните таблицу

Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.
- Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.
(добродетели: трудолюбивый, послушный, ответственный. пороки: гордость, глупость, немилосердие)
Учитель: В конверте № 4 у вас картинки. Мальчики возьмут картинки мальчугана, а девочки принцесс.

Я буду называть черты характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет - зеленый.

Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

Ученик читает стихотворение

Леон Кон "Учила меня бабушка..."

Учитель: К чему призывает нас автор этих строк? (Не отвечать на зло – злом.)
Да, действительно, если на зло отвечать добром, то Мир станет лучше и добрее.
Давайте вспомним, о чём мы хотели поразмыслить в начале нашего занятия?

И к какому же решению мы пришли?

Закончить урок я хотела бы такими строками:

« Добрый человек не тот,

кто умеет делать добро,

а тот, кто не умеет делать зла»

Учител ь: вы согласны со мной? Тогда, я думаю, наш урок не прошёл зря.

Итог

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема конспекта урока

«Добродетель и порок»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Шляхова В.Н.

ГБОУ СОШ №1970

Москва 2012

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Цель урока : создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности - добродетелью и пороком;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;

УУД

Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью. .

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Оборудование:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с.

3. Диск по курсу ОРКСЭ

4. Проектор.

Урок №7.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Слайд 1.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)

Учитель:

Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего.)

Объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)

Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие -добродетель и плохие - пороки. Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»

Слайд 2.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.

Слайд 3.

Добродетель и порок - это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.

Слайд 4. (Работы с текстом на стр. 17 учебника)

Слайд 5.

О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?

(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень сложно быть всегда добродетельным)

Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?

Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки. Послушайте притчу:

Слайд 6.

Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Что же имел в виду мудрый индеец? (Высказывания детей)

Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души - волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задание 1 группе учащихся:

  1. В электронном пособии в разделе Хрестоматия найдите материал «Виды добродетели» и выпишите слова, которые характеризуют добродетель.

Задание 2 группе учащихся:

  1. Прочитайте сказку, заполните таблицу (Приложение 2).

Задание 3 группе учащихся:

  1. Прочитайте сказку, ответьте на вопросы (Приложение 3).

Подводятся итоги работы групп.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выполните задание по выбору на стр. 19.
VI. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного.

Урок №8.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ

Обобщение по выполненным домашним заданиям.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.

Слайд 7.

Знакомство детей с точкой зрения Аристотеля на то, что такое добродетель. «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». А также приводится пример из электронного пособия.

Этот человек жил много веков назад. Как вы думаете, почему столько поколений людей хранят в памяти не только его имя, но и мнение этого человека?

Может, мы тоже попробуем узнать, что такого он говорил? (работа с материалом стр.20-21)

Вопросы и задания.
1. Назовите поступки, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные.
2. Как вы понимаете высказывание философа, что добродетель стоит между двумя пороками.

IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Давайте послушаем рассказ из хрестоматии К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.

Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.

Поделом мне! - подумала лошадь. - Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.

Ребята, каким пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордостью. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.

Итак, правильному оцениванию своих поступков и дальновидности нужно и можно учиться. А помогает нам, в этом нелегком деле, народная мудрость - пословицы.

Вы знаете много пословиц о добре и зле и легко справитесь с моим заданием.

Слайд 9.

Молодцы, справились!

  1. ИТОГИ УРОКА

Ребята, давайте вспомним отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий», с которого мы начинали изучение нашей темы. Как вы думаете, как должен был поступить просивший милостыню? (ответы детей)

А вот как рассматривает похожую ситуацию автор Леон Кон в своем стихотворении «Учила меня бабушка»

Слайд 10.

Да, действительно, если на зло, отвечать добром, то Мир станет лучше и добрее.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выполнить задания к урокам 7-8 из электронного приложения.

Приложение 1.

Словарь.

Обитель - монастырь.

Глад - голод.

Подаяние - милостыня нищему; подать бедному человеку.

Нищета - крайняя бедность.

Приложение 2.

СКАЗКА ПРО ЖАДНОСТЬ.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...

(М. Пляцковский)

Приложение 3.

Сказка «Семь дочерей»

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

(В.А. Сухомлинский)

Вопросы:

Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?


Слово «добродетель» имеет два значения. Оно может обозначать обобщающее понятие, тождественное моральности: «добродетельный человек» - то же, что «моральный человек». Соответственно «порочный» - то же, что «аморальный». Такое словоупотребление, разделяемое порой и философами, теоретиками морали, имеет под собой основание: человек либо морален, либо нет. Он либо добродетелен и, стало быть, отвечает тому образу личности, который предполагается так или иначе толкуемой моралью, либо порочен.

В другом значении это слово обозначает качество характера человека - его способность наилучшим образом проявлять себя. При таком понимании добродетели предстают различными по своему предметному содержанию и выражающими разные грани характера морального индивида, стремящегося на каждом поприще, в разных отношениях к наиболее достойному утверждению себя. В реальной жизни индивид может быть добродетельным в одном и порочным в другом, например быть мужественным и несправедливым, искренним и похотливым, работоспособным и несдержанным, честным и ленивым и т.д. Но такая разноречивость характера свидетельствует всего лишь о недостатке у него последовательности в приверженности моральному образу жизни. В этике, как в классической, так и в современной, подобная разноречивость характера всегда рассматривалась как проявление моральной ущербности. Добродетель - это не просто качество характера, это такое качество, которое сознательно избирается человеком. В практическом воплощении добродетели обнаруживается в конечном счете моральная стойкость личности. Таким образом, два значения слова «добродетель» сходятся и объединяются по внутреннему смыслу: сколь бы разными ни были добродетели как моральные качества человека, их подлинность проявляется в моральности личности, в принятии ею идеала морального совершенства.

И в одном, и в другом значении «добродетель» сохраняет тот смысл, на который указывает древнегреческое слово «arete». Одно из значений этого слова, относительно позднее, - «совершенство» (не только нравственное). Первоначальные значения - «пригодность», «плодовитость», «эффективность», «высокое мастерство». В частности, мастерство и эффективность в ратном деле, и тогда «arete» - это доблесть, храбрость, мужество . Аристотель, имея в виду разные значения слова «arete», отмечал, что добродетель доводит до совершенства то, добродетелью чего она является . То же и с латинским «virtus»: наряду с общими значениями «совершенство», «нравственное совершенство» оно означает, причем изначально, воинскую доблесть, храбрость, мужество, достоинство, дарование . Греческое и латинское слова, обозначающие порок, нравственное несовершенство (др.-греч. - kakon, лат. - vitium) имеют аналогичные частные значения. «Какбп» восходит к слову «kakos» - «плохой», «низкий» в смысле «незнатный». Латинское «vitium» означало «дефект», «недостаток», «слабость», «промах», «болезнь», а наряду со значением «причинять вред» - и «насилие» .

Добродетели и пороки - это определенные качества личности, по которым ее оценивают окружающие.

Добродетель - это также способность действовать решительно; это «моральная сила в выполнении своего долга», как говорил Иммануил Кант . Для того чтобы стать добродетельным, человек должен научиться действовать в соответствии с собственными принципами вообще. Установка на добродетель предполагает в человеке чувство собственного достоинства и гордости и, стало быть, стремление его сохранить. Уважая себя, т.е. заботясь о своем достоинстве, человек не может совершать определенные поступки, если о них, как он может предположить, придется впоследствии сожалеть, если их придется стыдиться, если их могут быть вменить ему в вину.

Добродетель - показатель совершенства человека. Но в то же время добродетель - условие его совершенства; она, как полагал Джон Стюарт Милль, обеспечивает достижение наибольшего счастья. Вместе с тем добродетель представляет собой благо само по себе и нет «ничего благотворнее всемерного укрепления в людях бескорыстной любви к добродетели» .

Установка на добродетельность как совершенство основывается на сознании целостности внутреннего мира, «равности» индивида самому себе. Некоторые современные исследователи моральной психологии склонны рассматривать целостность как одну из необходимых добродетелей человека. Между тем исторически в рамках культуры, в частности в рамках морали, были выработаны особые представления об искренности и чистоте, содержательно соответствующие представлению о целостности характера. Название одной из добродетелей - целомудрие, близкое идее чистоты, прямо указывает на «умудренную целостность» внутреннего мира человека.

В связи с этим отдельно встает вопрос: насколько целостность характера является условием добродетели? Например, добродетель честности предполагает, что человек не просто честно ведет дела и не позволяет себе мошенничества. У кого-то честность может быть следствием убеждения, что честность - это лучшая стратегия в отношениях с людьми, обеспечивающая максимальный успех. Кто-то может быть честным из опасения, что любое мошенничество рано или поздно обнаруживается и себе дороже прослыть не заслуживающим доверия. В обоих случаях имеет место прагматическая или благоразумная мотивация к честности. В отличие от такой мотивации честность как добродетель, т.е. как действительное качество характера, выражается в признании честности, правдивости ценными самими по себе, а не из-за возможных последствий. Честный человек честен во всем и со всеми - в делах, в личных и групповых отношениях, в поступках, которые совершаются на виду у всех и которые вряд ли станут известны кому-то. Честный человек не признает «смягчающих обстоятельств», оправдывающих исключения из требования честности и правдивости, и не допускает такого ни у посторонних, ни и у близких, которые как будто больше других заслуживают снисхождения.

Аристотель, первым разработавший систематизированное учение о добродетелях, специально указывал, что добродетель целостным образом характеризует личность. Только самореализуясь всецело, личность может осуществить себя в качестве добродетельной личности. Недостаточно одного доброго дела, чтобы проявить свою добродетель и обрести блаженство: «ведь одна ласточка не делает весны, и один теплый день тоже; точно так же ни за один день, ни за краткое время не делаются блаженными и счастливыми» . Необходимо постоянное утверждение добродетели, на протяжении всей жизни. В добродетельности, по Аристотелю, человек только и обнаруживает себя как человек в собственном смысле слова, действуя разумно и выражая себя во всей своей полноте.

В концепции добродетели (и как противоположности - порока) в этико-философском плане подчеркивается такой важный аспект морали, как личностный. В понятии ценности отражается надлежащее содержание решений и поступков человека. В понятии требования - та сторона морали, которая связана с формами организации, или регуляции, поведения, обеспечивающими претворение этого содержания на практике. Понятие добродетели указывает на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное в своем поведении. В моральных рассуждениях и этических исследованиях эти разные стороны морали далеко не всегда представлены должным образом. Между тем предполагаемое ими различие акцентов в восприятии морали позволяет дифференцированно и, следовательно, более тонко анализировать этические проблемы.

Источник порока – праздность и пресыщенность. А источник застоя и прозябания - нищета и изнуряющий труд ради пропитания. И если человеческое общество с ранних этапов своего зарождения искало пути к облегчению труда и ухода от нищеты и голода, то почему наше, уже развитое, просвещенное, сытое общество не ищет путей уйти от порока и развращенности?

Казалось бы, так легко уйти от порока как уходят люди от тяжкого труда и нищеты. Но, оказывается, человек легко уходит только от трудностей. Порок же идет от избытка, пресыщенности и праздности. Иными словами, порок провоцирует богатство, но не бедность. Бедность может решиться на преступление, т.е. на нарушение закона, установленного богатыми. А порок нарушает лишь условности, созданные человеческим общежитием именно ради устранения порока как образа жизни. Но, увы, порок – это разновидность упоения богатством и уйти добровольно от него не способен ни один богатый.
Когда-то Аристотель, рассуждая об этике, говорил, что любой человек стремится к счастью и благополучию. Стремление к счастью зависит от вашего выбора, ведущего к добродетели или пороку. Правильный выбор – это путь к счастью через добродетель, а неправильный выбор – путь от счастья через порок. И порок, и добродетель зависят от привычки. Развив хорошие привычки, вы сможете получать от них удовольствие. Удовольствие же от порока будет вести к вредным привычкам, от которых трудно избавиться.
Хорошие привычки, или моральные добродетели, - это привычки делать правильный выбор среди благ, действительных и кажущихся.
Вредные привычки, называемые Аристотелем пороками, - это привычки делать неправильный выбор.

Аристотель подбирал всегда пороки парами, исходя из того, что порок от богатства может сочетаться с пороком, происходящим от бедности.
Так, например, жадность у бедного, вызванная его бедностью, у богатого становится расточительностью. Трусость бедного – дерзость богатого. Бесчувственность у бедного – распущенность у богатого. Корыстолюбие бедного – мотовство богатого; мелочность бедного – чванство и пошлость богатого.
Одной из важнейших добродетелей, ведущих к счастью, Аристотель считал умеренность.
Умеренность дает нам силы сопротивляться тому, что кажется хорошим в данный момент ради того, что действительно хорошо для нас в долгосрочной перспективе. Она позволяет нам желать богатства в нужном количестве - только как средство к другим благам, а не в качестве конечной цели.

Цель человека – это счастье. Но стремление к счастью эгоистично в той степени, что хорошая жизнь субъективна и не является хорошей жизнью для кого-то другого. Но, когда мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не учитывая счастье других, оказывается, что нельзя быть абсолютно эгоистичными и успешными.
Именно поэтому, по мнению Аристотеля, умеренности и мужества недостаточно, и должна быть еще и справедливость.

Итак, если древние греки умели понять откуда происходят пороки, и какие социальные условия порождают расцвет пошлости, распущенности, вседозволенности, дерзости, граничащей с хамством, расточительности, уничтожающей природные ресурсы и надежды будущего, то нам в наше время начинать играть в конспирологию, изобретать тайные общества, якобы, стремящиеся растлить нас, ни к чему не ведет, кроме апатии и бездеятельности.

Увы. Порок не порождается заговорами элит, и деградация культуры мало зависит от усилий финансовых кругов сохранить свое влияние.
Конспирология хороша лишь для тех, кто пытается понять, почему мало симпатичная личность сегодня стала ведущей, и почему кто-то внезапно выиграл в рулетку у судьбы. Хотя, если верить Аристотелю: «как моральная добродетель не дают нам следовать в неверном направлении или выбирать плохие вещи, так и удача предоставляет нам действительные блага, получение которых находится не полностью в нашей власти». И в случае конспирологии, хотя колесо Фортуны раскручивают тайные круги элиты, но останавливается оно все же очень часто по воле случая.
Аристотель жил в IV в. до н.э. и его этика ни в чем не уступает христианским истинам. Более того, в отличие от евангельских притч и поучений, у Аристотеля налицо чисто научный подход, основанный на опыте и логике.
Чем нам не учебник жизни? Но вот беда, чем дальше общество уходило от Античности, тем меньше и меньше оно заботится о добродетелях и порицает порок, если вообще способно отличить его от добродетели, тем более понять причины их порождающие. Нужно было возникнуть настоящей науке, политэкономии, чтобы понять причины, по которым до сих пор процветает порок, а не добродетель. Такая наука появилась в 19 в. Более того, в 1917 году возникло государство, которое воплотило плоды новой политэкономии, и создало общество, вполне удовлетворяющее учению Аристотеля.
Но в нынешнем времени, после опыта построения социализма, после великих достижений этой системы, вместо изучения опыта великого государства, вместо достижений свободного разума и опыта мы находим очередную глупость конспирологии, домыслов, заговоров и прочей ни на чем не основанной фантасмагории. Впечатление такое, что люди в XXI в. растеряли остатки когда-то полученных в ВУЗах знаний и несутся без дороги и мысли вниз под гору сплошным комом снега (если не грязи).

«По Марксу выходило, что производительные силы почему-то всё время рвутся вверх, словно бы у них есть «восходящий инстинкт» - и только людские предрассудки, консерватизм властей и косность традиций мешают их взлёту. Но откуда мог бы взяться у производительных сил этот загадочный «восходящий инстинкт»? Почему они всё время рассматриваются как поплавок, и никогда – как грузило?
А ведь речь идёт о миллионолетиях зверства, дремлющих в душе человека, чаще всего цивилизованного лишь поверхностно, как дрессированный зверь в цирке…»
Как же нужно умственно и нравственно деградировать, чтобы разумность древних и даже их понимание социальной среды, сводить к инстинктам зла, ненависти, кровожадности человеческой натуры, забывая, что даже звери не абсолютные эгоисты и всегда руководствуются спасительным инстинктом взаимопомощи, чтобы выжить.
В чем причина столь яростного отрицания разумности и логики? Почему вместо Просвещения и знакомства с наследием прошлых веков, это наследие постоянно ставится под сомнение и даже объявляется фальшивкой, состряпанной тайными врагами человечества, а единственно нужным и ценным признается Православие и необходимость превратить науку в богословие?
В пылу отрицания знаний и истории, начинаются то поиски ДНК, то разоблачения мастерства древних, то все направления в развитии общества, вызванные законами эволюции и прогресса, объявляются всего лишь тайным заговором элит. В этом поиске врагов, самые страшные враги идеальной системы «Бог-царь-народ»,конечно, являются злокозненные просветители во главе с Вольтером, масоны с иллюминатами и примкнувшими к ним Новиковым-Радищевым, декабристами (злодеи хотели Россию сдать Англии), да еще русофобом Чаадаевым. Масоны начали, (а может быть еще от Рождества Христова иудеи-поработители?) и европейские либералы продолжают разлагать смирное людское стадо, увеличивая порок тайными замыслами в виде рока, Битлзов, ЛГБТ, наркотиков, ювенальной юстиции и прочим ширпотребом. Мечтают алчные отнять святость жизни у народа-богоносца, населяющего Россию-Третий Рим.
Конечно, планы у элиты есть, но отнюдь не по злонамеренному растлению народа. Планы ничуть не изменившиеся за тысячелетия: сохранить свои богатства, упрочить свою власть и не позволить народу стать свободным от эксплуатации. Что же касается пороков, то они идут рука об руку с изменением социальной среды. Чем выше (именно по Марксу) в обществе уровень развития производительных сил, тем жестче конкуренция между капиталистами, тем глубже классовые противоречия в этом обществе, тем больший капитал сосредотачивается в руках кучки капиталистов, тем охотнее их обслуга тратит деньги, полученные от обслуживания капитала на развлечения, удовольствия, разврат.

Не было ни одного этапа в развитии человеческой цивилизации, когда бы образ жизни богатых не заражал желанием подражать и стремиться к нему всех, кто может получить даже самые скромные средства, чтобы не попытаться соответствовать элите. Иными словами, начиная от моды в одежде, танцах, еде вплоть до отрицания условностей и традиций, движение шло сверху вниз, но не наоборот. Даже в лучшие времена раннего христианства богатые не спешили подражать христианам и уж тем более, их святым отшельникам.

А в заключении мне хочется вспомнить М.А.Булгакова. Это тем, кто постоянно видит во всем происки жидов, масонов, либералов, забывая, что даже Аристотель понимал, что планы человеческие не всегда исполняются и очень во многом зависят от удачи. Вот и Булгаков:
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный,- для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план, хотя бы на смехотворно короткий срок, лет, скажем, на тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»
Булгаков прав при условии, что человеческое общество зависит от случайности или от Бога. Но законы, которые действуют в отношении природы, есть и в условиях развития человеческого общества. Эти законы так же неумолимы как любые законы. Капитализм перерос свои границы и сейчас представляет собой заросли дикого кустарника, загораживающего дорогу человечеству. Капитализм (Карфаген) должен быть разрушен.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...