Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Программа воспитания и социализации обучающихся «Ступени к успеху. Проблема цели воспитания в педагогике. Воспитание- это деятельность направленная на развитие личности

Елена Ахламова
Роль воспитательного процесса в становлении личности дошкольника в условиях ДОУ

Для современного этапа развития теории и практики формирования и развития личности характерна тенденция к гармоничному сочетанию государственного, общественного и личностного начал в целостном педагогическом процессе .

Согласно ст. 2 закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности , создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства .

Воспитание представляет собой основное звено социализации человека, формирования его сознания, моральных привычек и поведения. Оно предусматривает формирование отношения людей к нормам и правилам поведения. Процесс воспитания длительный , непрерывный и комплексный, а его составляющими являются цель, задачи, содержание, методы, формы и конечный результат.

Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Известный российский педагог Е. Бондаревская пишет : “Воспитание … следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку… педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений” . А. Мудрик формулирует определение «воспитание » следующем образом : «…относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в различных общественных , государственных, частных и религиозных воспитательных организациях , более или менее способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия его обособления » . В монографии «Воспитание : современные парадигмы» приводится мнение Н. Болдырева, где процесс воспитания «…можно определить как целенаправленную и взаимосвязанную деятельность воспитателей и воспитанников , способствующую формированию и развитию личности и коллектива » . По определению, данному известным педагогом И. Харламовым, “под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом : знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями” .

В современной педагогике, декларирующей гуманистический характер воспитания , процесс воспитания определяют как “эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников , ведущее к достижению указанной цели” . При этом, организация воспитательного процесса требует определенной последовательности действий, направленных на реализацию соответствующих целей. Таким образом, в общем виде воспитательный процесс можно представить как последовательность действий, состоящую из трех основных этапов : выдвижение цели; реализация цели в совместной деятельности и общении, имеющих определенное содержание; получение результата и его оценка.

Во взаимодействии педагог и воспитанник (воспитанники ) руководствуются своими целями, ценностями, мотивами. Несмотря на то, что цели есть у каждого участника воспитательного процесса , для реализации взаимодействия нужны общая цель, совпадение интересов в совместной деятельности. Только тогда возможен положительный результат процесса воспитания . Таким образом, воспитательный процесс представляет собой объединение действий и мнений автономных субъектов (воспитателей , детей, коллективов, социальных групп и др., структурная целостность которых может быть представлена в общем виде и отображена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура процесса воспитания

Такая логика построения воспитательного процесса дает возможность развивать в соответствии друг с другом цели, содержание, способы деятельности, критерии оценки результатов. Целенаправленность и целесообразность процесса , объединяя субъектов и все компоненты процесса воспитания , создают возможность организации взаимодействия на основе определенных отношений.

Воспитание – это своего рода механизм управления процессом целенаправленной и осознанно контролированной социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание ) . Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Для наглядности виды воспитания представлены на рисунке 2.

Воспитательная система направлена , в первую очередь, на формирование и становление конкурентоспособной личности , при этом организуя и регламентируя границы воспитательного процесса , с учетом определенных характеристик основываясь на интеграции педагогических технологий. Все это поможет достижению четко поставленной и конкретной цели.

Рис. 2. Классификация видов воспитания

Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса , методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, детского сада, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер. Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека , готового и способного жить в современном для него обществе.

Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психической деятельности, педагогика создает теории о том, как целенаправленно использовать их знание и механизмы осуществления для руководства развитием человека.

З. Фрейд, автор метода психоанализа, утверждал, что особенности личностного развития человека закладываются преимущественно в детстве. При этом каждая фаза развития ребенка является результатом разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями внешнего социального окружения . Отсюда следует, что нормальное детское развитие служит основанием полноценного развития личности уже во взрослом состоянии.

Воспитание в силу его направленности и организованности среди всех факторов социализации ученые рассматривают как наиболее значимый в развитии личности . Это же относится и к обучению как составляющей целостного педагогического процесса , задачей которого является развитие личности . Факторы, влияющие на развитие личности , представлены на рисунке 3.

Рис. 3 Факторы, влияющие на развитие личности

В связи с этим задача воспитания и образования состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития индивидуальных способностей и творческого потенциала личности .

Л. С. Выгодский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития» . Поэтому задача воспитания состоит в том , чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка , занимающего активную жизненную позицию. При этом образование и воспитание оказывают влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой, то есть в саморазвитии .

На современном этапе развития общества вопросы воспитания необходимо рассматривать комплексно и глобально, с учётом основных составляющих, имеющих как непосредственное, так и косвенное влияние на воспитательный процесс .

Педагогика как наука имеет одной из своих функций познание процессов обучения и воспитания . Результатом этого познания является установление закономерностей и принципов воспитания в целостном педагогическом процессе . На схеме Приложения 1 нами представлены общие закономерности воспитания , которые реализуются с системой принципов воспитания (общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм , правил и рекомендаций) .

А. Мудрик выделяет три основных принципа воспитательного процесса :

1. Принцип гуманистической направленности воспитания – предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции; на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

2. Принцип природосообразности воспитания – предполагает , что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов , согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума. В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

3. Принцип культуросообразности воспитания – в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям.

Для успешного педагогического процесса важно знание и использование в практической деятельности педагога основных принципов воспитания . Это позволяет педагогу осознанно и с творческим началом подходить к решению воспитательных задач с учетом условий действительности .

Принципы воспитания – это обоснованные педагогические положения, содержащие закономерности и отражающие требования к содержанию, методике и подходам ведения воспитательного процесса . Принципы отражают передовые педагогические идеи, задачи и ценности образования. Стоит отметить, что данные принципы представляют фундаментальные положения, среди них нет главных и второстепенных. Следовательно, их следует использовать комплексно в воспитательном процессе .

На наш взгляд, основополагающим принципом на современном этапе является приоритет воспитания над обучением , способствующий становлению нравственных идеалов и ценностей, направленность на развитие индивидуальности личности .

Комплексный подход в воспитательном процессе предусматривает создание и внедрение научно обоснованной интегрированной системной программы воспитания по принципу : “образование на протяжении всей жизни”, а также системы контроля её эффективности. Только в воспитании подход должен быть гораздо строже, так как, если касательно образования можно учиться “на протяжении жизни”, а можно и … не учиться, то от “сбоев” в системе воспитания вреда гораздо больше и последствия от них более тяжелые.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до школы. Ядром интереса дошкольной педагогики является ребенок возрастом до 6-7 лет, и факторы, которые влияют на его развитее в семье, дошкольных учреждениях , в обществе в целом. Значимость её исследований, рекомендаций обусловлена тем , что именно в этом возрасте стремительно развиваются физические и психологические качества ребенка, формируются контуры его личности . Именно в приобщении ребенка к миру людей является самой важной задачей дошкольной педагогики , реализация которой на каждом историческом этапе, в разных социальных, этнических, культурных средах имеет свои особенности. В этом процессе берут участие родители, педагоги, общество.

Ключевой задачей организации работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) является создание условий для реализации гарантированного права детей дошкольного возраста на получение общедоступного и качественного дошкольного образования и воспитания .

Понятие «предметно-развивающая среда» дает С. Новоселова, педагог определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития» .

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение, т. е. эти характеристики взаимосвязаны и имеют немаловажное значение. Для реализации воспитательно-образовательного процесса пространственная организация среды создает комфортные, относительно стабильные условия . А ее наполнение способствует активизации разных видов деятельности ребенка, стимулирует его развитие и направлено на обновление, систематическое дополнение и вариативность. Другими словами можно сказать, что пространственная организация среды является формой, а наполнение – содержанием развивающей предметно-пространственной среды. При этом, важное значение имеет баланс формы и содержания, т. е грамотное наполнение с нерациональной обстановкой как и разумная пространственная организация с необоснованным наполнением не смогут обеспечить соответствующего образовательного и развивающего эффекта.

Целенаправленная организация образовательно-воспитательной среды в ДОУ играет огромное значение в формировании и гармоничном развитии личности ребенка , его правильном воспитании . Помимо основных функций, она несет и эстетическую, вызывая у ребенка чувство радости при встрече с воспитателем и сверстниками , эмоционально позитивное отношение к детскому саду, желание посещать его каждый день.

Создавая в ДОУ предметно-развивающую среду любых возрастных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста детей, на которых нацелена данная среда, а также психологические основы конструктивного взаимодействия дошкольников и воспитателя , как основных участников целостного педагогического процесса .

В связи с существенными изменениями в законодательной базе дошкольного образования сегодня все детские сады находятся в процессе изменения и преобразования, обновляется их материально-техническое оснащение и интерьеры, игровое оборудование, детская и игровая мебель. Все это реформирование содержательного наполнения образовательно-воспитательной среды благоприятно должно отразится на целостном педагогическом процессе и нацелено оно , в первую очередь, на эффективное воспитание подрастающего поколения, гармоничное развитие личности .

Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности.

Коррекционная деятельность - имеет более узкую направленность. Она нацелена на решение в процессе развития ребенка конкретных проблем, связанных с исправлением недостатков развития психики и свойств личности, неадекватных форм поведения и самочув­ствия.

Объектом психокоррекционных воздействий бывают как здоровые, так и больные дети. Коррекцией нарушений психического и личностного развития здоровых детей занимаются психологи, специалисты по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекцией аномального развития - медицинские психологи, патопсихологи и нейропсихологи.

Традиционно психологическую коррекцию рассматривают в широком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция - ϶ᴛᴏ комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле – метод психологического воздействия , ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития качеств личности.

Учитывая зависимость отхарактера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Психологическая коррекция должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на источниках, порождающих эти отклонения. По этой причине к анализу психологической структуры дефекта͵ выяснению причин его возникновения, использованию содержания и форм психологического воздействия на личность ребенка нужен в каждом конкретном случае глубоко продуманный методологический подход.

Главная задача психологической коррекции - укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности.

2. Основные направления психологической коррекции детей с ограниченными возможностями.

В практике психологической помощи таким детям сложились следующие направления психологической коррекции нарушений развития:

Первое направление - коррекция эмоционального развития ребенка. Цель коррекции - смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Эмоциональные нарушения среди детей и подростков встречаются часто. С точки зрения нарушения системы отношений к другим людям и самому себе выделяют три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

В первую группу входят дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений (повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения, особенно со сверстниками).

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды.

Для третьей группы – характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов - психическая травма.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в развитии ребенка осуществляется в рамках двух подходов: психодинамического и поведенческого.

Психодинамический подход предполагает создание условий, снимающих внешние социальные преграды, провоцирующие конфликт. Поведенческий подход означает нивелирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счёт усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.

По назначению методы коррекции эмоциональных нарушений делят на две группы: основные и специальные .

К основным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного искусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинᴦ.

Специальные методы - ϶ᴛᴏ тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых - устранение имеющихся дефектов с учетом индивидуально- психологических факторов.

По своей направленности методы бывают групповыми и индивидуальными .

Второе направление - коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности осуществляется в отношении детей с психическим недоразвитием (умственная отсталость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с поврежденным психическим развитием.

1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объём памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в воспроизведении информации, наблюдается недоразвитие мышления, невозможность образования понятий, трудности использования навыков и умений на практике.

В ходе коррекции детей с названными отклонениями в развитии учат усваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); формируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации, а также в игре.

2) При задержке психического развития у детей наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта вплоть до достижения нормального уровня развития. При этом эта тенденция зависит от причини задержки психического развития. У одних детей должна быть недоразвитие предпосылок интеллекта͵ у других – мотивационная сторона учебной деятельности, у третьих – зрительно-пространственное представление, память, внимание.

Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

3) При поврежденном психическом развитии (приобретенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инœертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь место органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целœенаправленность мышления, критичность, поведенческие реакции. Последствия поврежденного развития психики ребенка делят на три клинических этапа (М.О. Гуревич).

- Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, снижение объёма слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении динамики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации – удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с церебрастеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (снятие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).

- Церебропатия. У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, могут проявляться психопатоподобные реакции. Стоит сказать, что для них характерна неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния.

Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в школе, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых - усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.

- Слабоумие – проявляется в снижении умственной деятельности и умственной активности. Психологическая коррекция с такими детьми организуется с учетом специфики дефекта и проводится в двух направлениях: во-первых, принимаются меры к организации жизнедеятельности и общения ребенка в семье и в группах детей, где бывает ребенок. Во-вторых, учат доступным видам деятельности и проявляют заботу о развитии его эмоциональной и познавательной сфер (коррекция проводится по аналогии с коррекцией ребенка, имеющего психическое недоразвитие). Данная работа осуществляется в тесном контакте с родителями, логопедом, коррекционным педагогом.

Третье направление - психологическая коррекция поведения детей и подростков . Поведение это система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определœенной цели, реализации определœенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения воспринимается как нарушение поведения. Основными причинами нарушения поведения детей и подростков бывают: искаженное психическое развитие; дисгармоническое психическое развитие: искаженные семейные отношения и воспитательные влияния семьи; психическая и социальная депривация; дезадаптация, связанная с трудностями обучения и др.

1) Психологическая коррекция при искаженном психическом развитии. При искаженном психическом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящих к появлению патологических новообразований.

Одним из клинических выражений этого типа нарушений является детский аутизм. Его характерным признаком является неадекватность психических реакций. У детей, страдающих аутизмом, наблюдается быстрая истощаемость любой целœенаправленной деятельности, однообразное, стереотипное поведение, уход в фантазию, своеобразный грамматический строй языка.

Программа коррекции аутичных детей разрабатывается с учетом степени тяжести и специфики нарушения.

Задачи психокоррекционной работы с ними состоят в том, чтобы преодолеть негативизм при общении, смягчить характерный для таких детей сенсорный и эмоциональный дискомфорт, преодолеть отрицательные формы поведения, повысить психическую активность в процессе общения с взрослыми и детьми.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Обучение ребенка внешним контактам;

Обучения более сложным формам поведения;

Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

2) Психологическая коррекция при дисгармоническом психическом развитии . Данный вид дизонтогенеза определяется как психопатия или патологическое развитие личности . Лица, страдающие психопатией, не осознают свои характерологические особенности, недооценивают психотравмирующие ситуации, способствующие дезорганизации поведения. Сохранный интеллект ребенка не регулирует его эмоционально-волевые процессы. Названные особенности личностного развития негативно отражаются на поведении ребенка. Ему становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет личностную дисгармонию.

В этой связи основной целью психокоррекции детей с дисгармоничным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и устранение или сглаживание психотравмирующих факторов.

Важно пробудить у ребенка или подростка интерес к своей личности и особенностям поведения, научить распознавать психотравмирующие ситуации, обучить его большему количеству вариантов поведения, которые можно использовать в трудных ситуациях, развить способность к саморегуляции и самооценке.

Для реализации этих целœей рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр-драматизаций, система психорегулирующих тренировок, методов психодинамического, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции.

Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности." 2017, 2018.

«Личность Сталина» - В сентябре 1894 года Иосиф, блестяще сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Детство. В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879. И.В. Сталин. Юность.

«Личность учителя» - Главное в школе – люди, а затем уже учебные программы и методы преподавания. Цель педсовета. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса. Учитель всегда настроен на успех своих учеников. Эффективный учитель всегда начинает урок вовремя. Учитель ориентирован на создание позитивной атмосферы класса и школы.

«Воспитание личности школьника» - Поликультурность; Я – гражданин. Задача этнокультурного образования -. Художественно-эстетический профиль: Педагогическая необходимость-. Духовность; Я – совесть. Подпрограмма «Воспитание толерантности и культуры мира у школьников». Целостность всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию ценностей россиянина.

«Человек как личность» - Расширить знания учащихся о влиянии социальной среды на человека. Индивидуальность – плохо? Развиваем психологическую зоркость и словарный запас. «Картинная галерея». Цели. Сильная личность Работа в тетради с таблицей: Человек – личность. Чем человек отличается от животных? Закрепление материала. Нужно уважать себя, но к своим поступкам относиться критически…

«Личность и индивидуальность» - От общего к частному. Боги. Психологические отличия. Чингачук-большой змей. Я думаю- следовательно, я - существую!! Идеальный вариант. Индивид и Индивидуальность. Человек-один из людей. Неизменные законы природы, -изменчивые человеческие установления. Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные.

«Структура личности» - Г.Адлер. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Г. Олпорт. «Личность есть вершинный уровень развития человека. А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: Объект исследования - личность. 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.

Деятельность и развитие личности

В процессе деятельности происходит всестороннее развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на пассивное созерцание и усвоение готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) виды деятельности. Особый ее вид для школьников всех возрастов – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо, предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к ним и предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Есть сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, спустя рукава. Разумеется, к высоким результатам это не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в ней проявляющаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности – постоянная и одновременно сложная задача воспитателей. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека подвижны и переменчивы. Поэтому на различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ученика, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, т.е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности имеет избирательный характер. Развитие ее происходит под воздействием не любых влияний, а главным образом тех, которые выражают потребности человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к жизни. Это не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в условия, где бы он мог активно действовать, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития.

20. Понятие о социализации, её сущность. Роль социализации в развитии личности школьника.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Академик В. М. Бехтерев

Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению душевных расстройств. Руководясь этим, я полагаю, что собравшиеся здесь не посетуют на меня, если я займу их внимание вопросами, связанными с личностью и охраною ее здоровья и правильного развития с точки зрения врача-психиатра.

Прежде всего мы должны выяснить для себя, что следует понимать под названием личности?

Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими противоречиями в науке. Действительно, по поводу понятия личности высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого держались различные психологические школы.

Так, некоторые из английских ассоционистов, как J. St. Mill, понимают личность как ряд представлений, из которых все от первого до последнего ассоциативно сцеплены друг с другом и могут воспроизводиться памятью, образуя собою как бы один сознательный ряд. Благодаря этому память и личность рассматриваются как различные явления одного и того же порядка.

По James’y дело сводится к тому, что каждая мысль знает обо всем, что ей предшествовало в сознании, причем каждая мысль, потухая, передает следующей в наследство знание о своем психическом содержании.

Очевидно, что и по James’y личность является также функцией памяти, но сущность личности по James’y сводится к тому, что каждая мысль является обладательницей содержания всех предшествовавших мыслей, причем, не зная самое себя, она, в свою очередь, будет узнана после своего отживания последующей мыслью.

По В. Sidis’y, чистое «я» или личность не представляет собою ряда мыслей, потому что «несвязанный ряд не может образовать единства личности; также личность не простой синтез проходящих мыслей, потому что в каждой пробегающей волне сознания может существовать синтез или память, а личности все-таки не быть». 1

«Центральный пункт “я” или личности заключается в том факте, что мысль знает и критически контролирует в самом процессе мышления, в самый момент своего существования». «Одним словом, только момент самосознания делает сознание личностью».

Если предыдущие авторы стараются ограничить понятие личности, отождествляя ее или с памятью, как делает D. St. Mill, или с потоком преемственно передающихся мыслей, как допускает James, или с самосознанием, как признает В. Sidis, то имеются авторы, которые чрезмерно расширяют понятие личности, отождествляя с этим понятием все вообще процессы психической деятельности.

Так, проф. Анфимов, говоря о личности или «я», замечает, что к характеристике личности относятся все психические процессы, составляющие в целом наши умственные способности. Наше «я» не представляет собою отдельной сущности в психической жизни человека: это, вероятно, только особая функция сознания, формирующая сложную картину нашего душевного мира. Оно со строго психологической точки зрения есть частное явление в жизни сознания, которое может быть, может и не быть.

" Sidis В. Психология внушения. - СПб., 1902.

Итак, психология личности по проф. Анфимову «обнимает собою в практическом смысле все, что составляет ум человека, а в научном - все те сложнейшие процессы, которые рассматриваются в школьной психологии в отделе познания, чувства и воли»".

Другие авторы в личности видели нечто объединяющее и синтезирующее в психической жизни. По Janet’y личность есть не что иное, как соединение в психической жизни индивида всего прошедшего, настоящего и предвидимого будущего. Такой вывод им сделан из анализа дезагрегации или расчленения психических процессов при болезнях личности. По Ribot’y 3 , ввиду фактов удвоения и утроения личности следует признать отличительной особенностью последней координацию психических процессов. Единство координации и отсутствие координации - вот две крайности, среди которых вращается личность.

Некоторые авторы, развивающие тот же взгляд, отличительными признаками личности признают наиболее полную гармонию, наивысший синтез и объединение и рассматривают самую личность как выражение гармонии и единства психических отправлений.

Эти определения в общем довольно близко подходят к сути дела, но и они еще не могут быть признаны полными.

Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека.

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации личность как понятие содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдвигается, как легко видеть, и объективная сторона личности. Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями.

" Анфимов. Личность и Сознание: Актовая речь. - Томск.

J Ribot. Des maladies de la personalite.

Психическая жизнь есть не только рад субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным радом объективных явлений.

В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.

По Ribot, «реальная личность - это организм и его высший представитель мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью».

Мы не погрешим против истины, если скажем короче: личность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями - индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям.

Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.

Если мы, пользуясь сделанным нами определением личности, обратимся к выяснению ее роли в общественной жизни, то должны будем признать, что личность представляет собою ту основу, на которой зиждется современная общественная жизнь.

Народы нашего времени представляют собою не бессловесные стада, как было в старое доброе время, а собрание более или менее деятельных личностей, связанных во имя общих интересов, отчасти общим племенным родством и некоторым сходством основных психических черт. Это есть как бы собирательная личность с ее особыми племенными и психологическими чертами, объединенная общими интересами и стремлениями как политическими, так и правовыми. Поэтому вполне естественно, что прогресс народов, их цивилизация и культура зависят от степени развития личностей, его составляющих.

С тех пор как человечество вышло из периода рабства, жизнь народов, распадающихся на отдельные сообщества, обеспечивается деятельным участием каждого члена сообщества в создании общего блага, "в преследовании общей цели. Здесь-то и выдвигается значение личности как самодеятельной психической особи, которая в общем ходе исторических событий выступает с тем большей силой, чем дальше народ стоит от рабства, являющегося отрицанием всяких прав личности.

Какую бы отрасль труда мы ни взяли, развитая деятельная личность выдвигает в ней новые планы и новые горизонты, тогда как пассивные лица, выросшие в условиях рабства, способны лишь к повторению и подражанию.

Да и самое существование современных государств зависит, как известно, не столько от внешней силы, олицетворяемой органами власти, сколько от нравственного сплочения личностей, их составляющих.

«С тех пор как стоит мир, - читаем мы в статье С. Глинки “Попранные истины” (Н. В.), - одни лишь нравственные начала прочно сплачивают людей. Если сила и могла поддерживать тот или иной государственной строй, то разве временно, и то государство, которое пренебрегало нравственными силами и предполагало возможным опираться только на оружие, носило в себе зародыш разложения... Никакие многочисленные армии не могут спасти того государства, в котором расшатаны нравственные устои, ибо и сила самих армий зиждется исключительно на нравственных началах».

Значение личности в исторической жизни народов ярче всего выступает в те периоды, когда силою вещей их социальная деятельность идет повышенным темпом. Как всякая другая сила, так и сила личности обнаруживается резче всего при сопротивлении, т. е. в соперничестве и в борьбе, а потому значение личности выступает особенно ярко как в мирном соперничестве народов на почве труда и культуры, так и в те периоды, когда для народа является необходимость борьбы со стихийными бедствиями или с внешними врагами.

Так как личность вносит в общую сокровищницу человеческой культуры плоды своего самобытного развития, то вполне понятно, что сообщества и народы, имеющие в своей среде более развитые и более деятельные личности при прочих равных условиях, будут обогащать человеческую культуру большим количеством предметов своего труда и лучшим их качеством.

Кажется, нет надобности доказывать, что мирное соперничество народов и его успехи покоятся на развитии личностей, входящих в их состав. Народ, слабый развитием составляющих его отдельных личностей как общественных единиц, не может защитить себя от эксплуатации народов с высшим развитием образующих его личностей. А между тем можно ли сомневаться в том, что этой истиной до сих пор еще пренебрегаем мы, русские, в большей мере, нежели какие-либо другие народы Европы?

Было время, когда полагали, да и теперь еще многие полагают, что мы удерживаемся в семье европейских народов нашей военной силой. Какое жалкое заблуждение! Право сильного, без сомнения, обеспечивает известное место на материке Европы, но оно не дает еще права на уважение со стороны других народов, на признание его в своей семье и во всяком случае ничуть не обеспечивает от их эксплуатации.

Мирная борьба народов - это есть испытание общественной самодеятельности личностей, их составляющих. И можно быть уверенным, что в этой борьбе при прочих равных условиях побеждает всегда тот народ, который силен развитием входящих в его состав личностей. Народ же, у которого совершенно неразвита общественная жизнь, у которого личность подавлена, обречен на разложение и утрату своей самостоятельности.

Не менее ярко выступает значение личности в борьбе со стихийными бедствиями, как голод и др., а равно и в борьбе с внешними врагами. Народ с высшей культурой, где личность достигла большого совершенства, не знает голода, так как возможные его бедствия в зависимости от условий природы он давно предвидел и предусмотрел, а то, что не могло быть предвидено, предотвращается общими усилиями деятельных личностей, всегда готовых стать в ряды передовых бойцов за общественное дело.

Столкновение народов или войны - это есть социальный кризис, в котором значение личности должно выясняться наиболее выпуклым образом. Нужно ли искать тому примеров? Ведь только что окончилась Русско-японская война, в которой противопоставлены были два народа: с 130 миллионами жителей с одной стороны и 50 миллионами с другой. Один народ является представителем испытанной в культуре белой расы, другой принадлежит к желтой расе, о культуре которой до сих пор говорили лишь с различными оговорками. Казалось бы, может ли быть какое-либо сомнение в результатах борьбы? А между тем более 1 / 2 года велась нами бесславная война, в которой победа за победой доставалась врагу.

Что может это значить? Как можно объяснить себе смысл столь тяжелых событий, но ответ я полагаю у всех на устах: «И битвы народов выигрываются теми, кто дышит свободой, как родным воздухом», - читаем мы в одной из многочисленных газетных статей, посвященных вопросам, связанным с бывшей войной.

Да и могло ли быть иначе, если с одной стороны «терпение» - этот лозунг пассивных личностей, было возведено с самого начала в принцип борьбы, тогда как в другой стране была объявлена борьба за жизнь, за право, за свободу!

Было бы неимоверно тяжело для нашего национального самолюбия представить здесь картину более светлого характера, которая создается для личности условиями общественной жизни в Японии. И мы отклоним от себя эту неприятную задачу. Заметим лишь, что личность в Японии не задавлена формализмом. Там не торжествует буква над смыслом, там наука не служит предметом странной иронии, там различные ведомства не торопятся изгонять ее отовсюду. Напротив того, знания и опытность ценятся там очень высоко и всякое научное открытие применяется тотчас же к делу, как мы видим это по многочисленным примерам из бывшей войны.

С другой стороны, не знаем ли мы примера, когда духовно возрожденная Франция во времена великой революции остановила полчища врагов, ее окружавших? А все войны за освобождение, не доказывают ли они воочию, как возвышается дух народа, его мощь и сила с освобождением тех пут, которыми ранее оцеплялась личность.

Можно ли вообще сомневаться в том, что внешняя сила народа питается из источника той духовной силы, которую образуют личности, его составляющие. Если личность опутана бесправием, как тиной, если таким образом самый источник духовной силы народа засоряется, то можно ли говорить о силе народа, о его мощи?

Известно, что современные войны требуют от участника борьбы некоторой доли самостоятельности, находчивости в трудных случаях и ясного понимания как цели борьбы, так и тех действий, в которых он участвует. Все это возможно только при соответственном развитии личности, при известной степени ее образования, при сознании прав, за которые идет борьба, и при поддержке в ней того духа инициативы и самодеятельности, без которого немыслимо вообще осуществление какого бы то ни было социального дела.

Между тем что же мы видим у нас? К сожалению, необходимо признать, что дело идет здесь не об одном только недоразвитии личности, но и о прямом ее подавлении. Личность залавливается еще при самом зачатке своего развития в школе, дающей ей неподходящую духовную пищу вместе с тяжелым нравственным гнетом, уничтожающим в ней всякую самодеятельность; она залавливается в семье, где господствуют и пользуются покровительством закона патриархальные нравы и обычаи; она систематически залавливается даже там, где государство непосредственно опирается на ее силу и мощь, т. е. в войсках; она залавливается в общественной жизни при проявлении лучших ее стремлений.

В статье «Одна из причин наших поражений», помещенной в «Слове» за инициалами Н. Р. П., мы читаем: «Жизнь солдата сказочно невероятна; ум, природная русская смекалка систематически убивается; не скажем, что это делается намеренно, а просто, вследствие дисциплины «не сметь рассуждать», и так изо дня в день в течение 4-5 лет (лучших лет в жизни человека, прибавим от себя). Он ходит на маршировку, делает чисто ружейные приемы, изучает в первый год службы словесность: кто командир роты, батальона, полка, долг часового на посту и многое, что не относится к боевой жизни, ни к жизни вообще, причем живет чисто животною жизнью без всяких интересов. Спросите любого солдата что-нибудь из общественной жизни, он ничего не знает...»

Правильная законность в стране везде и всюду считается гарантией личности. Но возможна ли законность при существовании так называемой политической полиции, когда, как было еще недавно, одного подозрения в разномыслии с представителями полицейского режима по основным вопросам нашей государственности достаточно, чтобы дело грозило лишением свободы без всякого суда, одним лишь административным распоряжением.

Совместима ли вообще полная сила закона в стране, где представители политической полиции являются вершителями судьбы людей, не остающихся равнодушными при виде всюду царящего беззакония и заявляющих о необходимости признания новых начал общественного правопорядка?

Не переполнены ли наши тюрьмы лицами, которые повинны разве лишь в том, что, желая блага родине, они были провозвестниками новых идей и иных порядков в нашей стране. С новым укладом нашей общественной жизни, когда то, за что ратовали эти лица и за что они так тяжко пострадали, уже получает реальное бытие, можем ли мы оставаться равнодушными к их горькой участи и не вправе ли мы искать путей к тому, чтобы вопиющее зло не торжествовало впредь над ними и чтобы вместо смрадной тюрьмы они пользовались широким простором родных полей, где дышалось бы легко и свободно.

А участившееся за последнее время применение смертной казни, этого позорного и возмутительного произвола сильной власти над личностью человека, не доказывает ли, что в отношении основных прав человеческой личности мы подвинулись за последнее время не вперед, а назад.

«В смертной казни правосудие обагряет себя человеческой кровью и как бы тонко ни была придумана апология казни - убийство всегда остается убийством. Для взора чистой совести смертная казнь всегда будет являться не в ореоле юридического акта, но под мрачной маской самого банального убийства, к которому кощунственно прикреплено знамя правосудия. Для ока совести на плахе и на эшафоте правосудие подвергается позору и бесславию» 1 .

Какая глубокая ирония сокрыта в самом слове «правосу- дие», когда речь идет о смертной казни! Имеет ли вообще " Сикорский И. Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни. - Киев, 1906.

право человек отнимать от другого то, что не может быть даруемо человеческой властью? Но если лучшие умы времени не находят оправдания для применения смертной казни в делах уголовных, то, кажется, нет достаточно слов, чтобы выразить то глубокое возмущение и негодование, которое подымается в душе человека при одной мысли о том, что люди, облеченные властью, считают себя вправе уничтожать жизнь себе подобных только потому, что их чувства, взгляды, поступки и убеждения не отвечают желаниям первых.

Человеконенавистничество, достигающее столь крайних пределов, является для современного общества делом величайшего позора, от которого с негодованием отворачивается человек, не погрязший в тине юридической диалектики. Для нас, русских, тяжесть этого позора должна быть еще более ощутительна, так как благодаря смертной казни мы едва не лишились гениального Достоевского и известного писателя Мельшина.

Для нас, психиатров, не лишено значения то обстоятельство, что если недоразвитие личности приводит к ее пассивности, дряблости, недеятельности и последовательно к отсталости всего общества, то подавление личности, в особенности при ее природной или приобретенной неустойчивости, если, конечно, это подавление не может быть отпарировано соответствующим противодействием, приводит нередко к развитию астенической реакции, заканчивающейся весьма нередко самоуничтожением в виде той или другой формы самоубийства или же болезненным состоянием в виде тяжелых форм неврастении и других общих неврозов и даже психических расстройств; в слабых же натурах приводит к развитию лести, приниженности и к более или менее полному обезличению.

Самоубийство у душевно здоровых лиц, как и все другие акты самообороны человеческой личности, имеет в различных случаях неодинаковые мотивы, но все же в общем за малыми исключениями оно является страшным укором обществу «в смысле протеста против того порядка вещей, который сделал это непреодолимое стремление к смерти, этот неестественный импульс к самоуничтожению фатальным* 1 .

Полагаю, что нет надобности доказывать, сколько самоубийств, этой острой реакции в виде последнего акта безуспешной борьбы личности с неблагоприятными условиями, обязано именно резкому подавлению личности, где бы оно ни проявлялось - в школе, в семье или на поприще общественной деятельности.

Подробный анализ случаев самоубийств среди здорового населения не оставляет сомнения в том, что самоубийством кончают большею частью неустойчивые или так называемые психопатические личности. Но кто может отрицать, что эти, хотя бы и неустойчивые личности, при иных условиях не совершили бы на земле всего, чему обязывал их долг пред человечеством, если бы на своем пути они не встретились с теми подавляющими влияниями и условиями, при которых самоуничтожение является единственной формой реакции.

Ведь мы дошли уже до того, что самоубийство в нашей средней школе среди юных подростков становится делом почти обычным, мало кого поражающим. Да что говорить об отдельных самоубийствах, хотя бы и уносящих ежегодно множество жертв, когда под общим гнетом время от времени происходят у нас массовые самоистребления, приводящие в ужас цивилизованный мир. Достаточно указать здесь на столь еще недавно случавшиеся массовые самоистребления наших сектантов, например, в Архангельской губернии, где, как говорят, до сих пор можно видеть места самосожжения людей, предпочитавших лютую смерть отдаче себя в руки властей.

При чтении подробностей этих самоистреблений леденеет в жилах кровь, а между тем эти ужасы, являющиеся яркой ре- акцией на общий гнет, случаются у нас и поныне, как в более

" Райхер. К вопросу о самоубийстве. - Изд. Виленской окружной лечебницы, 1905.

старые времена. Еще всем памятны недавние Терновские события в Бессарабской губернии, где люди закапывали себя живьем в могилы, чтобы отстоять права своей совести.

Более мягкую, но все же печальную форму реакции мы видим в массовых выселениях в другие страны наших сектантов, да и одних ли сектантов. Сюда относятся: выселение некрасовцев за Дунай, белокриницких переселенцев в Австрию, духоборов и менонитов в Северную Америку и т. п.

Эти формы реакции, конечно, не кровавые, так сказать, более разумные и более спокойные, но они в основе своей имеют те же самые мотивы, как и самоистребительные акты, а по своим последствиям для жизни государства они немногим менее тягостны, нежели предыдущие.

В других случаях при долговременном действии массы подавляющих условий как нравственных, так и физических реакция личности, как мы уже говорили ранее, выражается в форме ее болезни, т. е. неврастении и других общих неврозов и даже психических расстройств.

Попрание прав человеческой личности всегда отражается тягостным образом на нервно-психическом состоянии человека. Но когда это попрание достигает такой степени, что личность не гарантирована от внезапного обыска и ареста по одному лишь подозрению в политической неблагонадежности, когда человек из-за своих убеждений может быть направляем в ссылку или ввергаем в тюрьмы с одиночным заключением, в которых калечатся его духовные силы, когда возможны даже телесные наказания вопреки Высочайшему манифесту 1904 г. и когда происходят на глазах всех массовые убийства на улицах с ни в чем неповинными жертвами, то- нервно-психическое здоровье населения подвергается тяжкому испытанию, приводящему к увеличению числа нервных и душевных заболеваний в стране".

Нужно ли говорить, как много условий, подтачивающих душевное здоровье личности, могло бы быть устранено из нашего обихода при иных условиях общественной жизни,

" Эта часть речи вошла в одно из постановлений второго съезда отечественных психиатров.

при иных условиях общегосударственного режима и при иных экономических условиях. Вопросу этому нельзя не придавать значения, так как правильное развитие и здоровье личности является основой государственного благосостояния страны.

Ввиду вышесказанного естественно возникает вопрос, какие же причины пагубно влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию?

Обращаясь к разрешению первого вопроса, мы не будем здесь останавливаться на том, в какой мере на развитии личности отражается окружающая ее природа. Вопрос этот, хотя и не лишен значения, чтобы его обойти молчанием, но и настолько широк, что не позволяет на нем остановиться подробнее. Здесь можно лишь указать как на неподлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли также кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности.

Равным образом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия, характеризующиеся эндемическим развитием тех или других общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, подтачивая в корень физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас, черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла того культурного развития, как две другие расы.

При всей своей многочисленности представители этой расы никогда не играли выдающейся роли в истории. Этот важный факт нельзя не сопоставить с тем антропологическим фактом, что вместимость черепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности белой.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы Древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий.

Когда возникла борьба за освобождение греков от турецкого ига, многие представляли себе, что дело идет о восстановлении того же свободолюбивого народа, который оставил после себя замечательные памятники мысли и культуры, хранящиеся в различных музеях. Эта мысль увлекала многих, она возбудила симпатии к грекам со стороны лучших умов того времени, и война за их освобождение сделалась сразу популярной в Европе.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...