Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей. Чего хотят женщины от мужчин? Эмоциональная поддержка

Специалисты в области изучения эмоциональных процессов взаимодействия личности с окружающей средой особое место в формировании характера и субъективных реакций на внешние объекты выделяют так называемой эмоциональной сфере.

Это понятие принято использовать при описании сторонних факторов, влияющих на формирование личности, а также ответные реакции человека на них.

В психологии принято выделять две формы проявления человеческих переживаний по отношению к своему поведению, а также объектов, с которыми личности приходится взаимодействовать:

  • эмоции – перманентно возникающая оценочная реакция по отношению к каждому отдельному событию или действию. Является простейшим проявлением переживаний человека, вызванных удовлетворением либо неудовлетворением тех или иных потребностей;
  • чувства – более комплексное проявление эмоций. Характеризуется системным отношением к внешним факторам или событиям, которое зачастую обосновывает совершенно разные модели поведения человека в различных ситуациях. Зачастую является причиной возникновения устойчивых предрассудков.

Эмоциональная сфера является совокупностью проявлений человеческих переживаний, как чувств, так и эмоций по отношению к комплексу объектов окружения, а также по отношению к собственному поведению.

Составляющие компоненты эмоциональной сферы могут иметь как положительный, так и отрицательный окрас, а сформированное соотношение между ними будет определять психоэмоциональное состояние человека.

Влияние брака на эмоциональную сферу женщины

Женщины являются менее устойчивыми к эмоциональным потрясениям, и такое кардинальное изменение в ее жизни, как брачные отношения, трансформирует эмоциональное взаимодействие женщины с окружающим миром по двум причинам:

  1. изменяется круг ближайшего общения, как и удельный вес времени коммуникации с разными людьми, в частности с супругом, из-за чего происходит перенимание эмоциональных привычек;
  2. женщина с психологической точки зрения становится более зрелой, чувствуя дополнительную ответственность на себе, что ведет к ускоренной переоценке ценностей.

Характеристики эмоциональной сферы в браке у представительниц прекрасного пола также напрямую зависят от ее возраста и времени пребывания в браке. Принято выделять две переходные формы психоэмоционального созревания женщины.

Ранняя взрослость

Указанный период является поворотной точкой в самопозиционировании любой личности. Решения, равно как и взаимодействие с внешним миром теперь осуществляется с позиции взрослого человека.

На раннем этапе и мужчины, и женщины мыслят и выбирают модель поведения исходя из соображений построения карьеры и брачных отношений.

И если для социальной роли мужчины эти направления являются однородными, то для супруги они расслаиваются и вступают в конфликт.

Стремление добиться одновременного успеха и в карьере, и в семейных отношениях зачастую заканчивается для женщины чувством тревоги по поводу того, что она жертвует чем-то из этих двух аспектов, даже в тех случаях, когда по общему мнению она добилась успехов и в том, и в другом.

Объясняется это психологической склонностью слабого пола к саможалению, а также высоким чувством ответственности, особенно в случаях, когда у семьи уже есть дети. Также сложность периода ранней взрослости усиливается из-за того, что традиционно женщины не склонны к поиску наставника или типовой модели поведения.

В период ранней взрослости женщина особенно нуждается в обратной реакции со стороны окружающих (похвала, сострадание и др.).

В зрелом возрасте

В зрелом возрасте у женщин наблюдается сокращение динамики эмоций и чувств. Наблюдаются продолжительные периоды сохранения эмоций одной модальности, чаще всего негативных, но нередки случаи, когда бодрость духа сохраняется пожилыми людьми до конца жизни.

Низкий уровень эмоциональности объясняется изменением социальной и семейной роли женщины.

После ухода на пенсию и начала семейной жизни детей эмоциональная сфера супругов во многом становится схожей и не отличается ярким проявлением эмоций и чувств.

Особенно остро негативная направленность настроения проявляется у людей, не принимающих свой новый статус или испытывающих неудовлетворение в связи с выходом на пенсию.

Изменения эмпатии

Эмпатией в психологии называют способность человека сопереживать эмоциям другого. Способность к эмпатичному слушанию – это понимание не только вербальной части речи, но и всего комплекса эмоций и переживаний оратора.

Традиционно женщины на 15-25% эмпатичнее мужчин. Значение меняется в зависимости от характера и возраста каждой отдельной пары личностей. Особенно остро эта разница между полами проявляется в 40-60 летнем возрасте пары.

Как уже говорилось ранее, значительные изменения происходят в пожилом возрасте. Во-первых, после 60-ти лет уровень резко снижается независимо от полового признака. А во-вторых, по результатам многих исследований значения склонности к эмпатии у супругов практически уравниваются, иногда даже с перевесом в сторону мужчины.

Показатели склонности к эмпатии пропорционально растут от 15-ти до 60 лет. Небольшая просадка наблюдается между 30-40 годами. Эксперты объясняют этот феномен максимальной загруженностью супругов в этом возрасте как карьерной, так и семейной.

Возрастная динамика сентиментальности

Под понятием сентиментальность принято понимать чувствительность личности к выражениям переживаний . Внешние впечатления вызывают острое проявление эмоций и чувств.

Сентиментальность определяет нестабильность эмоциональной сферы личности. Графики показателей динамики сентиментальности в зависимости от возраста и пола во многом похожи с данными по эмпатии. С очевидным преимуществом женщин во всех возрастах.

Пика сентиментальности личность достигает в 45-55 лет с очевидным провалом показателей в пожилом возрасте. Как показывают данные исследования по разным выборкам испытуемых, динамика изменения сентиментальности у мужчин имеет почти всегда один и тот же вид. В то время как отклонение показателей исключительно среди женщин достаточно велико.

Но закономерность в полученных результатах все же прослеживается. Сентиментальность замужних женщин намного выше, нежели незамужних. Этот феномен учеными объясняется наличием приобретенных маскулинных признаков в поведении у второй группы.

Кроме того, уровень сентиментальности напрямую зависит от типа и степени экстраверсии характера женщины.

Изменения выраженности интенсивности и длительности, переживаемых эмоций

Эмоциональная возбудимость – единственный показатель, который, согласно исследованиям, менее выражен у женщин, чем у мужчин.

С возрастом разница в возбудимости минимизируется и практически сходит на нет к старости .

Психологи отмечают стабильность показателей у женщин во всех возрастах, в то время как у сильного пола наблюдается ярко выраженная отрицательная динамика.

Противоречивые результаты показывают оценочные исследования интенсивности эмоций у разных полов в зависимости от возраста. За исключением среднего возраста, на который приходится пик интенсивности эмоций у мужчин. Интенсивность эмоций у женщин на порядок выше.

Ну и заключительным предметом исследований в области эмоциональной сферы является продолжительность эмоций. Как уже было сказано ранее, пожилые люди теряют динамичность эмоционального состояния, и однородные периоды настроения продолжаются у них достаточно долго.

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.

Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40–50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает таковой 15–20-летних в два раза. В дальнейшем происходит резкое падение уровня эмпатии как у женщин, так и у мужчин, минимум наблюдается в 60–75 лет. В этой возрастной группе уровень эмпатии даже ниже, чем у 15–20-летних.

Таблица 1.4. Выраженность эмпатии у взрослых мужчин и женщин разного возраста, баллов

У мужчин уровень эмпатии во всех возрастных группах, кроме последней, ниже, чем у женщин (различия достоверные в трех возрастных группах).

Возрастные изменения сентиментальности. Под сентиментальностью понимают излишнюю эмоциональную чувствительность, имеющую оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальный человек способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, он легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные «чувства» по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным.

Возрастная динамика выраженности сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007) представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Возрастная динамика изменения сентиментальности

Как следует из представленных на рисунке данных, среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50–60 лет. Однако в возрасте 61–75 лет происходит резкое снижение сентиментальности. Между смежными возрастными группами различия достоверные в большинстве случаев (на уровне 0,05–0,001).

Следует отметить, что средние значения показателя сентиментальности у мужчин значительно ниже значений показателя сентиментальности женщин во всех возрастных группах. Выявленные различия статистически достоверны во всех возрастных группах, кроме одной.

Возрастная динамика свойств эмоциональности. К свойствам эмоциональности отнесены эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций. Как видно на рис. 1.10, среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15–20 и 21–30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. В выборке 51-60-летних женщин наблюдается незначительное повышение уровня эмоциональной возбудимости, однако уже в следующей возрастной выборке, у женщин в возрасте 61–75 лет, происходит резкое снижение данного показателя и он достигает своего минимума.

Рис. 1.10. Выраженность свойств эмоциональности у взрослых разного возраста. Эмоциональная возбудимость (верхний рисунок), интенсивность (средний рисунок) и длительность эмоций (нижний рисунок)

Таким образом, можно говорить о том, что имеется тенденция снижения у лиц женского пола уровня эмоциональной возбудимости от юношеского к пожилому возрасту.

У мужчин, в принципе, наблюдается та же тенденция (хотя плохо выраженная) изменения с возрастом уровня эмоциональной возбудимости, а именно постепенное ее снижение (лишь в выборке мужчин 41–50 лет происходит достаточно значительный скачок вверх данного показателя, а далее вновь наблюдается его снижение). Так же как и в выборках женщин, эмоциональная возбудимость максимальна в возрасте 15–20 лет и минимальна в возрастной группе 61–75 лет.

Следует отметить, что у мужчин уровень эмоциональной возбудимости во всех возрастных группах был значительно ниже, чем у женщин (различия достоверны).

Возрастная динамика выраженности интенсивности эмоций. Максимальная интенсивность эмоций у женщин наблюдается в выборке 15–20 лет; далее происходит постепенное снижение с возрастом выраженности данной характеристики эмоций, хотя в возрасте от 31 года до 60 лет наблюдается стабилизация выраженности этого свойства эмоциональности.

У мужчин заметна та же тенденция, но выражена она менее отчетливо в связи с большим разбросом среднегрупповых значений интенсивности эмоций в разных возрастных группах. Однако, так же как и в выборках женщин, интенсивность эмоций у мужчин менее всего выражена в старших по возрасту выборках, т. е. в возрасте 51–60 и 61–75 лет.

Показатели интенсивности эмоций во всех возрастных группах, кроме группы в 31–40 лет, у мужчин были ниже, чем у женщин. Различия достоверны в четырех возрастных группах из шести.

Возрастная динамика длительности переживаемых эмоций. Данные, полученные в отношении этого свойства эмоциональности, существенным образом отличаются от данных, полученных в отношении эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, а именно наблюдается не снижение показателей, а, наоборот, постепенное их увеличение. Другими словами, мы можем сказать, что в то время как эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций с возрастом уменьшаются, длительность переживаемых человеком эмоций, наоборот, возрастает. Это наблюдается как у женщин, так и у мужчин. У мужчин в возрасте 31–40 лет происходит некоторое снижение данного показателя, но уже в возрасте 41–50 лет мы видим его заметный скачок вверх, и далее он повышается вплоть до самой старшей из обследованных нами выборок мужчин 61–75 лет.

Также следует обратить внимание на то, что во всех возрастных выборках у мужчин по сравнению с женщинами длительность переживания эмоций меньше.

Таким образом, учитывая все полученные нами данные об эмоциональных проявлениях мужчин и женщин, можно сделать вывод, что на протяжении всех возрастных этапов мужчины имеют меньшую эмоциональность, чем женщины. В отношении возрастных изменений различных проявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Сентиментальность и эмпатичность до определенного возраста возрастают и снижаются к старости; эмоциональная возбудимость и интенсивность переживания эмоций с возрастом снижаются, а длительность переживания эмоций возрастает. В результате, если у девушек и молодых женщин (15–20 и 21–30 лет) и юношей и молодых мужчин (15–20, 21–30 и 31–40 лет) показатели эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций превалировали над показателем длительности эмоций, то затем, начиная с возраста 31–40 лет, соотношения меняются. Теперь уже показатели длительности эмоций превалируют над показателями эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций.

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 тысяч человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом, причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (WorldbValues Study Group, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми.

Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (Helson, Lohnen, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались начиная с двадцатисемилетнего возраста до достижения 52 лет. <…> В этот период наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций <…>

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожеки Коланц (Mroczak, Kolanz, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели <…> Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

М. Аргайл, 2003. С. 186–187.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости Мышечная сила у мужчин растет до 25 лет, а затем начинает снижаться и в возрасте свыше 50 лет уменьшение достигает 10 кг и больше (рис. 1.13). У женщин максимум мышечной силы достигается раньше - в 21–22 года, затем тоже

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости Ответственность как черта личности в период зрелости практически остается на стабильном уровне (Е. П. Ильин, Е. Черницкая). Так, в возрасте 25–30 лет она равнялась 5,4 балла, в возрасте 31–40 лет - 5,0, в возрасте 41–50 лет - 5,3 и

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый - адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап - упрочение своего профессионального статуса; работник

Из книги Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? автора Инина Наталия Владимировна

Из книги автора

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги автора

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости Юношеский возраст был назван Э. Эриксоном периодом психосоциального моратория, который является продолжением подросткового возраста вплоть до момента взрослости. Молодому человеку дается некоторая отсрочка в

Из книги автора

ПЕРИОД ВОЗМУЖАЛОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ До настоящего времени еще слишком мало исследованы изменения форм человеческого организма и их отправлений, связанные с периодом возмужалости. Между тем изменения эти тесно соединены с физической

Из книги автора

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям: облегчить выражение эмоций; получить ощущение принадлежности к группе; получить возможность

Из книги автора

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные

Из книги автора

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

Понятно, что период взрослости слишком широк, чтобы можно было говорить о каких-либо более или менее общих характеристиках эмоциональной сферы. Поэтому ограничим рассмотрение динамики эмоциональных процессов в этот возрастной период отражением в них основных возрастных задач развития.

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, – это достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим (Крайг, 2003).

Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные (Крайг, 2003).

Стернберг определяет три основные составляющие любви: интимность, страсть и решение/обязательство.

Интимность – чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения.

Страсть, вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления (Изард, 1999). Любовь – страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное – люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет – она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности.

Решение/обязательство – последняя вершина треугольника любви. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.



Представляют интерес двойные комбинации трех основных характеристик:

Связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;

Связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;

Совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником.

Любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью (Купер, 1998).

Близость может разрушаться негативными чувствами – гневом и раздражением. Страх быть отвергнутыми также препятствует близости, особенно когда он подталкивает к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другим, а не реализация важных внутренних потребностей. Традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами (Крайг, 2003).

Бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь. Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызвал именно любимый человек. Интенсивность чувств и взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных эмоций разного рода.

Ревность – это одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что человек стремится любым способом причинить вред объекту любви-ненависти.

Иногда раздражение, ненависть или гнев, вызванные ревностью, не выражаются открыто, а обращаются на самого ревнивца и приводят к самоненавистничеству; ревнивец сам себя изводит. Самоистязание оборачивается пассивностью, беспомощностью, разочарованием и в конце концов приводит к состоянию, не исключающему самоубийства.

Ревность может иметь и другой исход: активность, жажду деятельности. Если беспокойство первоначально обязано своим возникновением возрастающему недоверию, сопровождаемому желанием преследовать неверного возлюбленного, то рано или поздно оно превратится в месть. В данном случае ревность ослепляет человека, как гнев.

Если человек осознает, что все мы испытывали в детстве чувства беспомощности и крайней зависимости, что всех нас однажды бросали ради другого, что подобный опыт является закономерностью человеческого развития, то он обретет силы для того, чтобы смириться с реальностью и не расплачиваться болезнями за неизбежные потери. Осознавая неизбежность болезненного чувства беспомощности, мы получаем шанс мобилизовать и реализовать потенциал психической энергии, которую таят в себе ревность и другие страсти. В результате межличностные отношения только выиграют, станут более интенсивными и плодотворными (Куттер, 1998).

Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. В период ожидания ребенка супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки молодых родителей, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка.

Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы.

Несмотря на то что некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери при этом могут демонстрировать различные реакции на появление первого ребенка. И все же появление первого ребенка – это скорее переход семьи в новое состояние, чем ее кризис (Крайг, 2003).

Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее. Это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования эмоциональной взаимной привязанности. Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность. Эмоциональная доступность – это не просто физическое присутствие или физическая близость матери, это ее готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. В некотором смысле чувствительность к потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия.

Другой компонент материнской любви – эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает. Матери интересен ее малыш: что бы он ни делал, все возбуждает в ней любопытство и вызывает восхищение. Результатом этого интереса становится игровое взаимодействие между матерью и ребенком (Изард, 1999).

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карьеры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевают заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. Зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн, 2000).

Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами. Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, – то, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения. Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни (Майерс, 1996).

Эмоции играют немаловажную роль и в профессиональной деятельности. Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру (Реан, 2003).

Выдержки из статьи А. Х. Пашиной «Психология и практика. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы». Психологический журнал, № 006, С. 98-105.

Результаты современных исследований и практика семилетней работы Центра психологической помощи женщинам «Ярославна» показывают, что, с одной стороны, вытеснение женщин с рынка труда, отсутствие реальных государственных институтов их социальной и правовой защиты, а с другой – напряженная ситуация в обществе, провоцирующая постоянные стрессы у мужчин, привели к серьезному увеличению фактов насилия в отношении женщин в России. Всемирная организация здравоохранения заявила, что насилие является такой же серьезной причиной смерти и инвалидности женщин репродуктивного возраста, как рак, и приводит к ухудшению здоровья чаще, чем дорожные происшествия и малярия вместе взятые.

В РФ о насилии в отношении женщин начали открыто говорить около 10 лет назад. Постепенно все больше людей приходит к пониманию, что утверждения, отражающие общественное сознание в связи с проблемой насилия в отношении женщин («бьет – значит, любит»; «женщина сознательно провоцирует насилие, потому что ей это нравится»; «она сама виновата в том, что ее бьют»; «насильники – это пьющие, малообразованные или психически больные мужчины»; «мужчины страдают от женского насилия значительно больше» и т.д.) не более чем удобные мифы, позволяющие представителям одного пола манипулировать судьбами другого. К настоящему времени и наше общество признало, что насилие – это не редкие события, имеющие место в отдельно взятых семьях, причиной которых является дурной характер жены или алкоголизм мужа, а страшная «эпидемия», поразившая все слои общества. Насилие было признано социальной проблемой, требующей серьезного внимания специалистов, государства в целом и незамедлительного решения.

Серьезность проблемы подтверждают такие данные. С 1998 по 1999 г. смертность женщин в результате насилия и убийств возросла на 17.4%. Согласно статистике МВД, в 2000 г. 60% всех тяжких преступлений произошло в семьях, жертвами их в подавляющем большинстве случаев были женщины и дети. Ежегодно два миллиона детей уходят из дома из-за невозможности пережить насилие в родительской семье.

Но есть и другая статистика, которая не отражена в сводках уголовных преступлений. У 80% женщин, обратившихся за первичной психологической помощью, как правило, уже выражены тревожные или депрессивные расстройства, или же наблюдается высокий уровень риска их заболеваний. Как оказалось, 70% из них испытывают хронический семейный стресс. Известно, что депрессия является одним из основных факторов суицидального поведения, рост которого отмечается среди россиянок. Звонки на телефоны доверия кризисных центров России показывают, что 2/3 женщин, обратившихся за психологической помощью, переживают стресс, причиной которого чаще всего является насилие. Получив серьезные психологические или физические травмы, они не обращаются в органы правозащиты (исключения крайне редки и чаще всего бесполезны). Поэтому эти факты скрыты от «глаз» общества, несмотря на то, что оно в связи с проблемой насилия несет невероятный урон в самых различных сферах.

Чрезвычайно важные аспекты проблемы насилия вообще и в отношении женщин в частности остаются за редким исключением за пределами интересов наших исследователей. Несмотря на приведенные выше, на наш взгляд впечатляющие цифры, мы не можем сказать, насколько распространено это явление; какие особенности общественных отношений порождают насилие одной личности над другой и, в частности, насилие в отношении женщин; как насилие отражается на психическом здоровье жертвы и ее окружения; какими специфическими чертами «жертва» насилия отличается от личности, в опыте которой не было насилия; что происходит с человеком перед тем, как болезнь проявится на телесном или поведенческом уровнях и т.д. Не секрет, что специфическое поведение женщины после пережитого насилия окружающие рассматривают не как его последствия, а как особенности характеристик ее личности – «истеричка», «мазохистка» и т.д. Это разрушительно действует на внутренние ресурсы женщины, так необходимые для восстановления их психологического благополучия.

Цель настоящей работы состояла в том, чтобы установить: 1) связь различных видов насилия с социологическими характеристиками респондентов и 2) выявить особенности эмоциональной сферы женщин, переживающих те или иные виды насилия.

В связи с этим основные задачи исследования сводились к тому, чтобы установить: соотношение числа женщин, переживающих, по их субъективной оценке, какое-либо насилие и не подвергающихся ему; наличие или отсутствие связи проявления насилия с возрастным, образовательным, семейным и трудовым статусом женщин; степень близости/отдаленности социального окружения, к которому принадлежит субъект насилия; соотношение различных видов насилия между собой; особенности влияния различных видов насилия в отношении женщин на состояние их эмоциональной сферы.

Результаты и их обсуждение

Нами исследовались четыре основных вида насилия: 1) психологическое , в частности те его проявления, которые наиболее часто упоминаются женщинами в разговоре с психологом по телефону доверия, то, что вызывает обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь: критика (имеется в виду деструктивная, недоброжелательная, с намерением унизить: «не так выглядишь», «не умеешь готовить»); унижение («обзывает», «грубо обращается»); угроза («заведет другую женщину», «бросит», «заберет детей»); изоляция («запрещает общаться с близкими, выходить на улицу» и т.д.); 2) экономическое (лишение ресурсов, необходимых для поддержания физического и психологического благополучия – «заставляет просить деньги на необходимые расходы», «контролирует, как используются средства», «упрекает в неумении тратить» и т.д.); 3) прямое физическое (толчки, пощечины, избиения) и 4) сексуальное (изнасилование, сексуальные домогательства – «силой заставляет вступать в интимные отношения», «принуждает делать то, что мне категорически не нравится» и т.д.).

Вне зависимости от того, кто обидчик, 65.6% респонденток отметили, что в отношении них осуществляется одно или несколько видов насилия. Чаще всего женщины подвергаются насилию в семье, где обидчиками выступают родители или муж/бывший муж/сексуальный партнер. Кроме того, обращают на себя внимание несколько моментов. Первый: унижение и критика – наиболее распространенные виды насилия в отношении женщины как в семье, так и за ее пределами. Второй: число случаев сексуального насилия, происходящего на работе и дома (в последнем случае насильник – это собственный муж, бывший муж или сексуальный партнер), больше, чем где- либо еще. Судя по обращениям на телефон доверия, в действительности несоизмеримо большее количество женщин могли бы рассказать о сексуальном насилии со стороны мужа. Однако в общественном сознании укоренилось другое представление, а именно: все, что позволяет себе в постели муж, насилием не считается, как бы субъективно это ни было отвратительным и нежелательным. Даже если женщина рассматривает происходящее как насилие, говорить о столь интимной сфере ее жизни «не положено». Тем более, не поймут «откровений» относительно сексуального насилия или посягательства на работе: «не захотела бы, не было бы», – строгий приговор общества. Таким образом, полученные нами сведения не согласуются с распространенными в обществе мнениями (мифами) о том, что чаще всего изнасилование происходит на улице, поздней ночью, в темных переулках, а насильники – пьяницы, извращенцы, маньяки и т.п. Третий момент: количество женщин, переживающих домашнее насилие, вдвое больше, чем терпящих насилие (с их субъективной точки зрения) со стороны системы (работа, общество). Что корни семейных конфликтов, неблагополучия в семье в целом женщина ищет, например, в чертах характера своих или мужа. Соответственно, сфера вопросов и ответов, касающихся ее личных проблем, ограничивается исключительно семьей. Можно утверждать, что сосредоточенность на семье как основополагающей ценности мешает женщине задуматься о политике государства, выражающейся в разном отношении к мужчинам и женщинам.

Исследование показало, что:

    Возраст женщины не является фактором, связанным с проявлением насилия в ее адрес. Не выявлено также каких-либо корреляций между возрастом и состоянием исследованных показателей эмоциональной сферы.

    Наличие или отсутствие мужа и/или детей само по себе также не связано с особенностями эмоциональной сферы женщины. В то же время факт замужества и наличие детей достоверно связаны с проявлением насилия в ее адрес. А наличие детей связано с экономическим и физическим насилием, унижением и изоляцией в собственной семье. При этом женщина, имеющая детей, в своем поведении, в отношениях с мужем/партнером и родителями чаще использует тактику избегания конфликтов. По словам женщин, обратившихся на телефон доверия, смыслом такого поведения является сохранение семьи. Но, как видно из рассказов тех же женщин, эта тактика не приводит к предотвращению насилия. Более того, со временем акты насилия становятся более частыми, а жестокость возрастает. В то же время статус замужней женщины с детьми чаще, по сравнению с незамужними, избавляет ее от критики, унижения и экономического насилия со стороны родителей.

    Совпадение трех составляющих жизни женщины – замужество, дети и работа – значительно увеличивают вероятность проявления насилия со стороны мужа. Надо заметить, что в этом случае профессия женщины не играет какой-либо роли. Переживание насилия замужней, имеющей детей и при этом работающей женщиной в достоверно большей степени оказывает деформирующее влияние на такие параметры ее эмоциональной сферы, как социальная эргичность и пластичность. Трудности в процесс социальной адаптации добавляет и то, что свой женский опыт и необходимость вклада в общественно значимые дела они «меряют» по мужским стандартам, а возможность участия в них, оценку собственной роли, значимость своего труда и вознаграждение – по женским, заниженным стандартам. Достаточно редко собственная жизнь рассматривается ими сквозь призму двойной, а часто и тройной занятости. Вместе с тем результаты показывают, что работающая женщина, по сравнению с неработающей, в меньшей степени переживает ощущение изолированности от общества. Она более объективно оценивает ситуацию насилия как разрушительную, не оправдывая подобное поведение мужа/партнера или родителей, и реже испытывает страх перед обидчиками.

Взаимосвязь переживаемых видов насилия. Психологическое насилие, будь то критика, унижение или угроза, способствует проявлению всего спектра насильственного поведения в отношении женщины и со стороны мужа или партнера, и в родительской семье. Критика родителей достоверно сопровождается изоляцией, унижением, экономическим и физическим насилием, а также угрозами в родительской семье. При этом увеличивается вероятность быть подверженной сексуальному, экономическому и психологическому (унижение, критика) видам насилия со стороны других.

Изоляция женщины в родительской семье достоверно связана с сексуальным насилием, которое может проявляться в родительской же семье, отдаленном социуме, ее мужем или партнером. Об этом свидетельствуют также звонки на телефон доверия тех, кто пережил сексуальное насилие. Достаточно часто это «домашние» девочки 14 – 20 лет, которых родители оберегали от «сомнительного» общения, лишая их возможности приобретать опыт построения общения, в том числе предупреждать, избегать и противостоять насилию.

Оказалось, что сексуальное насилие достоверное связано с проявлением его физического и экономического видов. При этом сексуальное насилие со стороны мужа «идет рядом» с сексуальным насилием в родительской семье и в отдаленном социуме. В такой ситуации женщина подвергается и физическому, и экономическому видам насилия, изоляции и унижению.

Факт переживания сексуального насилия на работе связан с насильственным поведением мужа/партнера: унижением, изоляцией, физическим, экономическим и психологическим (критика) видами насилия.

Соотношение видов переживаемого насилия и характеристик эмоциональной сферы. Обнаружено, что практически все виды переживаемого насилия оказывают достоверное влияние на характеристики ЭСф (эмоциональной сферы). Но насилие в родительской семье (в частности, психологическое и экономическое) оказывает деформирующее влияние на эмоциональный фон женщины. Когда обидчик – муж, в случаях переживания экономического, физического видов насилия и особенно при психологическом (унижение, далее, в порядке уменьшения «плотности» связи, – угроза, критика) – у женщины наблюдается невероятно высокое превышение нормы показателей социальной эмоциональности и тревожности.

Оказалось, что критика со стороны мужа/партнера достоверно связана со всеми исследованными составляющими эмоционального фона: боязнью его настроения, генерализованным страхом (когда причина не выделяется, «страх вообще»), одиночеством, виной. Унижение и угрозы приводят, в первую очередь, к появлению чувства страха; остальные переживания также присутствуют. Количество женщин, испытывающих постоянный страх настроения партнера или избегающих конфликтов с ним (оба показателя с высокой степенью достоверности связаны с переживанием насилия), больше, чем тех, кто указал на наличие какого-либо насилия в свой адрес. Это наводит на мысль, что в реальности фактов насилия в отношении респонденток значительно больше, чем указано в анкетах. Такое несоответствие можно объяснить двояко: женщины осознанно не были искренними (стыдно, страх осуждения) или привычное поведение мужа действительно не рассматривалось ими как насилие. В телефонных беседах с консультантом 50% женщин (от общего числа переживающих физическое или сексуальное насилие со стороны мужа или партнера) не квалифицируют такое поведение (отношение) как насилие. Это, с их точки зрения, привычная семейная жизнь; без этого, мол, в семье не бывает. А в случаях даже невыносимых страданий от психологического насилия в семье мысль обратиться за помощью к специалистам приходит только единицам.

Интересно отметить, что переживания в связи с психологическим насилием со стороны мужа не распространяются на проявление их в родительской семье. Характер отношений «жертвы» с родителями в этом случае не меняется. И наоборот, все, что женщина «получает» (в смысле насилия) в родительской семье, переносится в собственную и сказывается на отношениях с мужем/партнером.

Обнаружена положительная связь между всеми видами насилия в отношении женщины и оправданием ее обидчика. От 73% женщин (насилие в собственной семье) до 89% (насилие на работе) отметили в анкете, что они оправдывают своих обидчиков. Осуществляемые в отношении их «принуждающие» действия переживаются ими как правомерные, общепринятые способы реагирования на конкретные ситуации. Данные нашего исследования показали, что оправдание обидчика практически не связано с возрастом женщины, с наличием или отсутствием у нее семьи, детей. Опыт зарубежной практики показывает, что при наличии чувства вины перед обидчиком и оправдании его действий «жертвой» отсутствует перспектива прекращения насилия по отношению к женщине.

Для «жертв» насилия особенно характерен запрет на проявление эмоций. Это относится не только к негативным эмоциям, но и позитивным переживаниям, обнаруживать которые, с их точки зрения, во-первых, «не прилично», а во- вторых, со временем их становится так мало, что они вообще не замечаются женщиной. В клинической практике хорошо известно: непременные последствия вытеснения чувств – разнообразные личностные и соматические расстройства.

Запрет на проявление эмоций, по мнению А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, которые в исследовании женщин, обратившихся за помощью в связи с переживанием депрессивных или тревожных состояний, получили подобную же картину, может определяться двумя факторами: 1. Другие не должны знать, что происходит в ее семье и с ней лично, поскольку это нанесет ущерб ее внешнему благополучию, «выносить сор из избы» – значит умалять достоинство «жалобщика» и т.д. (Подобные утверждения достаточно часто встречаются и в процессе консультирования женщин, обратившихся за помощью на телефон доверия). 2. Значительное количество женщин в последние годы обратились к религии, полагая, что в ней они найдут поддержку и облегчение. А церковь призывает к терпению и всепрощению.

Нам представляется, что такие качества, как смирение и терпение, наряду с послушанием, скромностью и т.п., не являются приобретением в зрелом возрасте. Они чаще воспитываются у девочки уже в раннем детстве, поскольку, как принято считать, необходимы для «хорошей» жены, т.е. для исполнения «главной» роли в ее взрослой жизни. Стоит отметить, что для русской женщины замужество – это традиционная жизненная стратегия, которая сложилась в результате не менее традиционного стиля воспитания. Мама сознательно или бессознательно с пеленок формирует установку на то, что женщина не равна мужчине, что женщина – для мужчины. По сути, этот стиль воспитания вполне можно рассматривать как проявление домашнего насилия в отношении ребенка женского пола. Ведь осознанное формирование только такого видения собственной судьбы накладывает существенные ограничения для самореализации в будущем способностей и возможностей женщины. Кроме этого, оно порождает неумение пользоваться своими правами или защитить их в случае насильственных действий в ее адрес. Как жена, воспитанная в подобном духе, она сразу принимает роль жертвы, определяя этим особенный характер отношений с мужем и впоследствии – детьми. Уйти от обидчика мешает множество причин. В их числе те самые стереотипы, которые были сформированы в родительской семье и обогащены затем социальными институтами. Что же касается насилия, то она уверена, что оно присутствует во всех семьях, что, тем не менее, семья – это «женское предназначение», и только она ответственна за происходящее в ней, поэтому развод – признак ее поражения как женщины.

Существует мнение, что свобода как одна из основных человеческих ценностей, с точки зрения русской женщины, миф. Поскольку статус замужней женщины более престижен, замужество рассматривается как личная жизненная карьера. К сожалению, в настоящее время огромное число женщин действительно готовы отказаться от свободы ради замужества, ради мифического «мира» в семье, где торжествует насилие, и сомнительного «будущего» своих детей. Эти женщины чувствуют себя беспомощными, часто больными и никому не нужными. К сожалению, они не подозревают или не принимают во внимание, что именно насилие, проявляемое самыми близкими людьми, является причиной утраты их здоровья.

Выводы

    Результаты статистического анализа показали, что 65.6% женщин исследованной выборки, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия семьи, детей, работы, характера профессии, по их субъективной оценке переживают какое-либо насилие. Наличие работы у замужней женщины, имеющей детей, является отягощающим фактором в проявлении насилия со стороны мужа.

    Наиболее распространенный вид насилия в отношении женщин, вошедших в данную выборку, – психологическое, далее частота встречаемости уменьшается в следующем порядке: экономическое, сексуальное и физическое. Проявление какого-либо одного вида насилия в отношении женщины достоверно часто сопровождается проявлением другого (других) вида насилия.

    Достоверно чаще насилие проявляется родителями и/или мужем (бывшим мужем или сексуальным партнером). При насилии в семье увеличивается вероятность быть подверженной ему и за ее пределами. Сексуальное насилие женщина чаще всего переживает на работе и затем – от собственного мужа/партнера. Обнаружена положительная связь между всеми видами насилия в отношении женщины и оправданием ее обидчика.

    Любое насилие, как правило, актуализирует весь спектр переживаний (страх, одиночество, вина), вне зависимости от того, кто является обидчиком. При этом, если женщина подвергается насилию в родительской семье, то в основном «страдает» ее эмоциональный фон. В случае, когда обидчик – муж или партнер, происходит и чрезвычайное повышение уровней тревожности (ситуативной и конституциональной) и социальной эмоциональности. Показатели социальной эргичности и пластичности, наоборот, в ситуации насилия ухудшаются.

Введение. 3
1. Эмоции и ценности в жизни человека. 6
2. Психологические особенности одиноких женщин. 13
3. Исследование ценностной сферы одиноких женщин. 24
Заключение. 32
Список литературы. 34

Введение

Последнее десятилетие ХХ века стало периодом сильных потрясений в обществе. В России проблемы семьи, старательно в СССР не затрагиваемые, вдруг стали одной из важнейших тем в средствах массовой информации даже в провинции. Причина информационного взрыва - деградация семьи как ячейки общества. Поводов для тревоги более чем достаточно. Обратимся к фактам. По данным доктора наук (УГАТУ) Р.Т.Насибуллина, в России доля детей, рожденных женщинами, не состоявшими никогда в зарегистрированном браке, постоянно растет. Она составила в 1986 году 9,5 процента, в 1990-м - 14,6, в 1992-м - 17 процентов, в 1994 году - 19,6 процента.
Примета нашего времени - неполные семьи. Это значит, что в силу каких-то обстоятельств ребенок «при себе» имеет только одного родителя, но тем не менее, тут семья. Как правило, ребенок живет лишь с мамой (хотя иногда бывает, что и с папой, но крайне редко).
После войны, когда «свободных» мужчин брачного возраста было очень мало, на женщину с ребенком «со стороны» окружающие смотрели вполне терпимо. В Зауралье в первые послевоенные годы каждый десятый ребенок рождался одинокой женщиной.
Тогда, после войны, женщины за тридцать, понимающие, что природой созданы для материнства, старались любой ценой реализовать это. А, кроме того, желательно было через беременность женить на себе мужчину.
Весь парадокс нынешней ситуации вот в чем. Если женщина прежде последним аргументом в том, чтобы окончательно «привязать» к себе мужчину, считала рождение от него ребенка, то сейчас положение стало с точностью до наоборот - мужчина стремится зачастую побыстрее сделать приплод, надеясь им удержать женщину возле себя. Времена иные - эмансипация, равноправие полов (по крайней мере, декларированное Конституцией), растущее самоуважение побуждают женщину к большей независимости от мужчины. Последние это явно не учитывают, считая по-старинке, что путь к сердцу избранницы лежит через предлагаемый ей достаток в обмен на роль бесплатной домработницы и по совместительству наложницы. В подавляющем большинстве браки распадаются по инициативе женщины.
Произошло, на первый взгляд, необъяснимое: достаток мужчины вовсе не гарантирует ему счастье в семейной жизни. В массе своей российские девушки за эти годы перестали ждать принца на коне. На обязательном супружестве после интимной близости они уже не настаивают. Ученые Уфимского научного центра РАН два года назад провели выборочное исследование в молодежной среде, пытаясь спрогнозировать ситуацию во взаимоотношениях полов. Печально, но факт: свыше половины опрошенных (учащиеся старших классов школ и студенты) ориентированы только на свободную любовь без намека даже на какие-либо семейные отношения. Возможно, здесь максимализм, свойственный юности. Но дыма без огня не бывает: в родильных домах все чаще и чаще рожают матери- одиночки.

Да, приходится говорить банальные истины, известные давным-давно, но постигаемые многими исключительно на своих ошибках. Увы, все чаще те, кто пытается догнать ушедший поезд и любой ценой создать благополучную семью, терпят в российских условиях сокрушительное поражение. Наш возродившийся с претензиями на копию западного капитализм, не подкреплен в обществе должным финансовым достатком для нормальных семейных отношений. В частности, женщина с рождением ребенка не может целиком посвятить себя только его воспитанию, не думая при этом, где взять деньги.
В период перестройки больнее всего смена общественного строя ударила по сильной половине, потерявшей побудительные мотивы к семейной жизни. За исключением очень небольшого количества («новые русские»), мужчины рождения конца семидесятых годов не в состоянии обеспечить нормальный финансовый достаток семье. В какой-то мере тут, возможно, сказывается инфантильность молодых мужчин, нежелание или неумение сражаться за место под солнцем. И слабый пол осознал это, как отсутствие настоящих мужчин. Более дальновидные женщины, засидевшись в невестах, вовсе не кидаются на шею первому встречному и, забеременев, к браку не стремятся. Одной ребенка в наших экономических условиях поднять все же... легче (при помощи государства как матери-одиночке, хотя она и невелика), чем при двух «детях» - инфантильный муж-сверстник зачастую тот же самый ребенок.
Можно предположить, что подобная смена ролей семейных, деловых отражается на развитии личности как мужской половины, так и женской. Так или иначе изменившиеся условия жизни должны создать предпосылки возникновения новых приоритетов и ценностей у личности.
В данной работе мы рассмотрели особенности эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Цель работы – исследование эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Задачи:
1. Изучение теоретических вопросов, касающихся эмоционально-ценностной сферы личности в целом и одиноких женщин в частности.
2. Проведение исследования ценностной сферы одиноких женщин.
3. Обработка и анализ результатов исследования.
Объект исследования – личностные особенности одиноких женщин.
Предмет исследования – ценностная сфера одиноких женщин.
Исходя из анализа литературных источников, мы выдвинули следующую гипотезу: в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы.

1. Эмоции и ценности в жизни человека

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
С.Л. Рубинтшейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

Таблица 1. Сферы эмоциональных проявлений
(по С.Л. Рубинштейну)
Органическая (аффективно-эмоциональная) чувствительность Элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей
Предметные чувства Связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.
Обобщенные мировоззренческие чувства Мораль, отношение человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определить, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих эмоциональных переживаний, доминирование положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
На возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей) непростой. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты, стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительного следования им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки выбранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
В течение жизни человека эмоции и чувства развиваются. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по нескольким направлениям. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, к чему стремится. Основные различия в эмоциональной сфере связаны с различием именно в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки личности, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.
Таким образом, ценностные ориентации человека предопределяют направленность его мотивационной сферы, его интересов и потребностей. Начальный этап в осознании потребности – влечение. Оно вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него. Целый мир тончайших человеческих чувств – эстетических и моральных включается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.
Ценности человека являются составляющей частью как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни - повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов.
Концепция жизни - система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях. Это понятие используется так же как синоним философии жизни - совокупности общих правил, принципов, норм, которыми человек руководствуется в повседневной практике. Концепция жизни представляет собой обобщение жизненного опыта и житейской мудрости, выводы о том, что человек считает для себя хорошим и плохим, иерархию ценностей. В нее входят перспективные цели и повседневные жизненные задачи, личные приоритеты.
Эмоционально-ценностная сфера человека взаимосвязана, в первую очередь, с персональным мироощущением и выявляет степень духовно-нравственной зрелости личности. Ее содержание определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности.
Наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, конкретизирующееся в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.
Эмоционально-ценностное отношение человека к миру начинается с эмоционально-ценностного отношения к самому себе. Генезис эмоционально-ценностного отношения к себе, прежде всего, зависит от развития эмоциональной сферы человека, от его эмоционального опыта в целом.
Интеграции эмоционально-ценностных отношений к себе предшествует первоначальная дифференциация эмоций. Если человек испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего, то эта радость выступает как «подкрепление» выполняемых действий. Поэтому человек и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуативными, временными, неустойчивыми, становится устойчивым эмоциональным отношением к себе.
Переживания, связанные с осознаванием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются активным внутренним фактором процесса интеграции эмоционально ценностного отношения к себе и формирования самосознания в целом.
Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный «фонд» самосознания, который, включаясь на любом уровне в процесс самопознания и саморегулирования, в большей степени направляет их, придавая им индивидуальный, личностный характер и сам постоянно уточняется.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения - с другой, объединяются в самооценку. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок - единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения - предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных, иногда мучительных и безуспешных поисках личности самой себя, в непрерывном внимании к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить своё место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

Скачать бесплатно

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...