Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Развитие обуви с древних времен. На пути к ремонту обуви. Обувь древнего Рима

История обуви насчитывает не одну тысячу лет. Первые башмаки в истории человечества напоминали портянки, изготовленные из шкур животных и утеплённые травой изнутри. Подобные ботинки были надеты на ногах ледяной мумии человека «Эци», найденной в 1991 году в Эцтальских Альпах. Возраст мумии составляет около 5300 лет.

Ещё более древняя находка обнаружена в Армении при раскопках пещеры Арени: ботинки, сделанные из цельного куска кожи и затянутые шнурками, имеют возраст 5 500 лет. Но самой древней известной обувью считаются сплетённые из травы сандалии, которым 8000 лет. Эти сандалии найдены в пещерах штата Миссури (США) около полувека назад.

Обувь в Древнем Египте

В Древнем Египте носили сандалии из волокон пальм и папируса. Эта обувь, напоминающая современные «шлёпанцы», держалась на ногах благодаря кожаным ремешкам. По свидетельству «отца истории» Геродота, на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города. Сандалии разрешалось носить только представителям высшей знати, и даже супруга фараона ходила босой.

Обувь в Древнем Израиле

В библейские времена евреи изготавливали обувь в виде кожаных сандалий, к подошве которых крепились ремешки. Во время носки ремешки обёртывались вокруг стопы, захватывая и голеностопный сустав. Именно в такой обуви Иисус Христос ходил по Земле Обетованной.

Обувь в Древней Греции

Древние греки совершили революционный скачок в развитии обувной индустрии, пошив левый и правый ботинок по разным выкройкам.

Обувь в Древнем Риме

Древние римляне изготавливали несколько видов обуви. Деревянную обувь с кожаным верхом носили бедняки. Должностные лица обували сандалии, ремни которых поднимались выше лодыжки. Чиновники из знатных семей надевали высокие башмаки из кожи. Солдатской обувью служили «калиги» - полусапоги, состоящие из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Именно по названию этой обуви римский император Гай Юлий Цезарь получил своё прозвище - Калигула, что на латыни означает «сапожок».

Обувь в Древней Индии

В Древней Индии религия запрещала использовать телячьи кожи, поэтому обувь делали из душистых пород сандалового дерева. Туфли из ткани, пошитые для индийских махараджи, отличаются богатством отделки. Они расшиты нитями из чистого золота и декорированы драгоценными камнями.

Обувь в эпоху средневековья и классицизма

В средневековой Европе в моду вошли остроносые туфли и сапоги. Щёголи украшали кончики носков колокольчиками или бубенчиками. Чтобы зрительно увеличить рост вельможи и сделать обувь более изящной, к ней прибивали деревянные каблуки. До XVIII века дамы носили грубые ботинки на толстых каблуках, но затем на смену им пришли элегантные туфельки из бархата, шёлка и яркой парчи. Кавалеры обували ботфорты, а на бал надевали туфли с бантами из атласной ленты. В конце XIX века в России получили широкое распространение валенки, до этого покупку войлочных сапог могли позволить себе лишь состоятельные люди. Начиная с XII века и до 1930-х годов, русские, литовцы и латыши плели лапти из древесного лыка и берёсты.

Обувь в XX веке

В начале века обувное производство в России процветало в Марьиной роще. В местных мастерских трудились башмачники, успешно конкурировавшие с заграничными обувщиками. За прошедшее столетие разработано столько моделей и фасонов обуви, сколько человечество не придумало за всю историю своего существования. Сегодня в условиях жёсткой конкуренции существует лишь одна проблема - выбора! На фоне изобилия товаров во главу угла ставятся показатели качества и комфортности обуви.

Греки дома ходили босые. Только выходя из дому, они надевали обувь; но, вошедши в дом, они сейчас же ее сбрасывали. Самой древней и простой обувью были подошвы, обыкновенно кожаные, иногда пробковые, которые прикреплялись к ноге одним или двумя ремешками, связывавшимися или скреплявшимися на верхней части ступни.

Множеством ремешков, переплетавшихся по всему подъему ноги выше лодыжек, отличались сандалии, которые снабжались иногда каблуками и широким ремнем над пальцами или пришитыми с обеих сторон кусками кожи, соединявшимися на подъеме и закрывавшими часть ноги; такие сандалии походили отчасти на наши туфли и употреблялись только женщинами.

Более сложные подошвы по обеим сторонам ступни и около пятки были снабжены особой плетеной оторочкой, через нее продевали укрепленный между первыми двумя пальцами ремень, который завязывался над косточками. Оторочка заменялась иногда кожей, которая скреплялась над пальцами широким, а над подъемом ноги узким ремешком.

Крепиды были исключительно греческой обувью, равно как и хламида исключительно греческой одеждой; кто одевался в эту последнюю, тот употреблял и крепиды. У мужчин эта обувь была снабжена толстой, обыкновенно подбитой гвоздями подошвой, в особенности у воинов, преимущественно македонских.

К башмакам, делаемым на колодке, принадлежали так называемые эмбады , которые завязывались на верхнем конце подъема. Это была грубая мужская обувь, особый вид которой представляет лаконский (красный) башмак и кожаные, снабженные ремнями башмаки крестьян и пастухов.

Кожаные или войлочные ботинки с отверстием для пальцев, плотно стягиваемые шнурком и доходящие до икр, носили название эндромид ; употреблялись они охотниками и состязателями в беге, и потому пальцы ног оставались свободными.

Из остальных многочисленных родов обуви приведем еще следующие: военные сапоги и сапоги, введенные Ификратом, с голенищами; котурны, высокие сапоги вроде эндромид, отличавшиеся от последних только тем, что покрывали всю ногу; они были или элегантные, как на статуях Артемиди, Гермеса, Диониса и некоторых императоров, или простые; элегантные желтые дамские башмаки и похожие на них сикионские башмаки.

Обувь делалась главным образом из кожи, но также из войлока, подобно шляпам. Цвет обуви, как видно из предыдущего, был различный, большею же частью черный. Чистилась и намазывалась обувь чем-то вроде нашей ваксы, при помощи губки. Носить починенные или подбитые гвоздями башмаки считалось неприличным.

Римляне, не имевшие привычки ходить босиком, носили дома подошвы с ремнями и туфли. Во время обеда эта обувь снималась. Носить публично подошвы или туфли считалось, неприличным точно так же, как носить тунику вместо тоги. Поэтому вместе с тогой надевали высокие кожаные бащмаки, доходившие иногда до икр (а иногда и выше) и связываемые спереди ремнями.

Формой и цветом обуви этого рода римские сословия отличались одно от другого. Так, красный или фиолетовый башмак, доходящий до икр, связанный спереди элегантными ремешками, служил отличительным признаком патрицийского происхождения. Он назывался муллеус и носился курульными чиновниками, принадлежавшими по происхождению к патрициям.

Второе место занимал так называемый сенаторской башмак, по форме, кажется, не отличавшийся от предыдущего; на его подъеме переплетались крестообразно четыре ремня, которые обматывались потом вокруг ноги до самых икр; цвета он был черного и украшался на подъеме серебряным полумесяцем. О башмаках сословия всадников нам ничего не известно.

Самым грубым башмаком, делавшимся из невыделанной кожи, был перо , доходивший до косточек, а иногда и выше, и связывавшийся здесь ремнем. Такой формы сапоги, только несколько повыше, носились охотниками и солдатами, до сотника включительно. На подъеме и на нижней части голени они связывались ремнями, подошвы подбивались обыкновенно гвоздями.

Крестьяне носили еще деревянные башмаки. Женские башмаки (называемые обыкновенно кальцеоли ), делались из мягкой белой, красной, желтой и темно-зеленой кожи и различным образом украшались (иногда жемчугом и драгоценными каменьями).

Высокая обувь, несколько напоминающая наши чулки, в верхней части прекрасно украшенная, которая встречается на помпейских изображениях, получила свое начало от бинтов, которыми больные и изнеженные люди обвязывали не только голени, но даже иногда и ляжки.

О перчатках упоминается уже в Одиссее как о средстве, предохраняющем руки от шипов. У римлян о них часто упоминается как о средстве, предохраняющем руки от холода. Так, например, в пути секретарь Плиния пишет в перчатках. Греки и римляне очень любили всякие украшения.

Прежде всего они заботились об украшении головы. Кроме природного ее украшения - волос, о которых мы выше говорили, самым натуральным и вместе с тем самым обыкновенным украшением были у греков и у римлян венки, сплетаемые из цветов и листьев различных растений.

Венки издревле употреблялись в Греции и в радостных, и в печальных случаях. Ими украшали себя и приносящие в жертву, и пирующие; ими украшались и архонты, и ораторы; ими награждались и победители в состязаниях, и заслуженные граждане.

В позднее время стали заменять цветы золотом.

Наиболее распространенными были у греков, а позднее и у римлян венки, которыми покрывали свои головы пирующие и которые делались обыкновенно из роз, фиалок, мирта, сельдерея и плюща; украшались такими венками при попойках потому, что считали их средством против опьянения. Таких венков было несколько родов.

Кроме венков, греческие и римские женщины вплетали в свои волосы еще красивые повязки, из которых наиболее известна греческая сфендона , повязка, часто украшенная золотом, жемчугом и драгоценными каменьями; своей высокой и широкой серединой она или выделялась из волос наподобие диадемы, или же придерживала сзади волосы. Она ничем не отличалась от налобника или начельника, о котором упоминается уже у Гомера.

Другого рода женским украшением была коронка . Кроме того, женщины украшали свои волосы нитками жемчуга и собирали их в сетки, по большей части весьма искусно сплетенные из золотой канители, которые прикреплялись к волосам шпильками из слоновой кости.

Шпильки эти, подобно различным другим украшениям, встречаются в древних гробницах и в Помпеях и поражают своей прекрасной отделкой. Кроме шпилек, встречаются еще серьги, цепочки или шейные повязки и прекрасно отделанные застежки.

Серьги римских женщин отличались самыми разнообразными формами. В Похмпеях чаще всего встречаются серебряные и золотые серьги, имеющие вид маленьких полушариев. Наиболее красивы серьги, имеющие вид больших капель, особенно если они состоят из жемчужин.

Такие серьги стоили неимоверно дорого. Так, например, жемчужные серьги, которые Цезарь подарил матери Брута, стоили 6 миллионов сестерций. На шеях римлянок красовались ожерелья и цепочки из серебра, жемчуга и драгоценных каменьев.

Руки греческих и римских дам украшались блестящими браслетами или запястьями, очень часто в виде змеи; ноги зыше косточек украшались золотыми кольцами.

Не лишним считаем сообщить некоторые цены уборов. Так, убор матери Алкивиада, Дейномахи, стоил 50 мин. Но убор этот покажется не дорогим, если сравнить его стоимость со стоимостью уборов жен и любовниц римских вельмож, например Лоллии Паулины, супруги Калигулы, убор которой стоил более 2 миллионов рублей. В Помпеях и Геркулануме и во многих других местах найдено значительное количество античных украшении и драгоценностей; они и до сих пор служат образцами для наших золотых дел мастеров.

Кольца, о которых Гомер нигде ничего не говорит, греки стали носить приблизительно с начала 6 века до Р. X., заимствовав их, по всей вероятности, у восточных народов, где употребление их распространено было с незапамятных времен. Первоначально носили их только с практической целью, как печатки. Кольца делались сначала из обыкновенных металлов и не украшались каменьями; впоследствии лее они делались из драгоценных металлов и украшались очень искусно отделанными каменьями.

Скоро они стали употребляться как украшение и носились обыкновенно на четвертом пальце левой руки. Люди, слишком занятые собой, носили много колец; но это считалось не совсем приличным. Само собой разумеется, что и женщины украшали свои руки кольцами.

Римляне в древние времена носили, по этрусскому обычаю, железные кольца и употребляли их вместо печаток; носить золотые кольца имели право только сенаторы и всадники. Рассказывают, что Сципион Африканский Старший первый стал носить кольцо, украшенное драгоценным граненым камнем.

Впоследствии стали носить по несколько перстней, украшенных драгоценными каменьями с вырезанными на них изображениями лиц и разных предметов. У людей, не обладавших изящным вкусом, руки были почти сплошь покрыты множеством перстней; Квинтилиан советует оратору не обременять рук перстнями и ни в коем случае не надевать их на средние сгибы пальцев. Уже в конце Республики изготовлялись для хранения перстней особые футляры и даже шкатулки для целых их коллекций.

Остается упомянуть еще о прекрасных резных камнях, выпуклых или выдолбленных, известных теперь под общим названием "гемм ": они вставлялись для украшения в застежки, пояса, оружие и сосуды из драгоценных металлов.

Застежки и пряжки, употреблявшиеся для застегивания платья и поясов, делались в более позднее время исключительно из драгоценных металлов, серебра и золота и украшались часто каменьями. Форма их была различна.

Греческие и римские женщины, при своей страсти к нарядам и украшениям, не могли, конечно, обойтись без зеркала. Впрочем, у греков употреблялись только ручные зеркала, делавшиеся из блестящего, выполированного металла круглой формы с элегантной рукояткой, представлявшей чаще всего Афродиту, богиню красоты.

На них походили римские зеркала, иногда четырехугольной формы, которые украшались на оборотной стороне, по этрусскому обычаю, чеканной работой и делались сначала из смеси олова и меди, а впоследствии также из чистого серебра с вызолоченной оборотной стороной.

Само собой разумеется, что подобные зеркала были чрезмерно дороги; но еще дороже были большие стоячие зеркала, о которых, равно как и о стенных зеркалах, упоминается во время первых императоров и позже. Плиний упоминает еще и о стеклянных зеркалах, изобретенных финикиянами.

При помощи зеркал греческие женщины, а по их примеру и римские, расписывали свои щеки румянами и подкрашивали ресницы и брови. Обычай этот, не одобрявшийся мужьями, сообщал лицам греческих женщин и девушек ту свежесть, которой им недоставало вследствие постоянного затворничества.

Для этой цели употребляли белила, киноварь, добываемую из морского мха, и несколько других растительных веществ; брови подкрашивали сажей или порошком из сурьмы; места под глазами подкрашивали красноватой краской. В изобилии употреблялись греками и римлянами благовонные мази и масла, а именно: нардовые , розовые , шафранные , косатиковые , майоранные и т. п. За них платились часто значительные суммы денег; приготовлением их прославились Делос, Коринф, Родос, Телос и другие города.

Хранились духи и притиранья в разных коробках. Щипцы, употреблявшиеся древними для завивки волос, ничем не отличались от наших.

Римские женщины, в особенности позднейшего времени, еще и другими средствами восстанавливали утраченную свежесть своего лица и чистили зубы зубным порошком, а иногда заменяли их искусственными.

В заключение нужно заметить, что афинские и римские женщины защищались от солнечных лучей и дождя складными зонтиками, похожими на наши, которые носились или ими самими, или их служанками; обмахивались веерами, Имеющими вид раскрашенных листьев или сделанными из павлиньих перьев: утирали лицо платком, который употреблялся и мужчинами, особенно со времен Аврелиана.

Мужчины, кроме того, уже с древних времен употребляли палки, часто согнутые сверху. Особенно распространено было ношение палок в Спарте, хотя встречались они и в других местах. От этих палок следует отличать жезл, более длинную палку, которая издревле служила знаком царской и судебной власти и жреческого, пророческого и герольдского достоинства. В древние времена она давалась герольдами ораторам, когда эти последние хотели обратиться к собранию с речью.

Из этого длинного жезла образовался более поздний короткий посох, который носили в Риме сначала цари, а впоследствии и консулы, и полководцы и которым римский сенат награждал за особые заслуги иностранных государей.

Триумфаторский жезл, который употреблялся триумфаторами при триумфальном шествии, а впоследствии стал носиться и императорами, отличался от упомянутого выше короткого жезла тем, что украшен был золотым орлом.

Кандидат исторических наук Д. ОСИПОВ.

История русского средневекового костюма и сегодня остается слабоизученной темой. Если в Разрядных книгах, Лицевых подлинниках, в описаниях царских свадеб, описях имуществ и других рукописных материалах упоминаются царские наряды и одежда знати, то, как выглядел простой горожанин, остается практически неизвестным. Русский историк и археолог И. Е. Забелин отмечал: "Древние наши летописи, как и другие древние письменные памятники, не оставили нам подробностей о старом быте, при помощи которых возможно было бы с точностию изобразить всю обстановку древней жизни. Так, относительно древней нашей одежды мы получаем некоторые очень и очень немногие ее названия и не имеем понятия, какого покроя была эта одежда. С другой стороны, мы имеем даже рисунки верхней одежды и не можем достоверно сказать, как эта уже видимая нами одежда называлась". Еще меньше известно историкам о формах повседневной обуви, ее конструкции, декоре, способах раскроя и сборки. И действительно, сложно отыскать достоверную информацию о городской обуви даже допетровского времени. А между тем спрос на такую информацию достаточно велик. Как показала выставка, посвященная истории московской обуви XII-XVIII веков, эта тема привлекает внимание не только археологов, но и театральных художников, этнографов, искусствоведов, современных обувщиков-технологов да и участников клубов исторической реконструкции.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Изображение фараона Хнумхотепа, обутого в сандалии, которые никто (кроме знати) не имел права носить. ХХ век до н.э.

Сапожные принадлежности и инструменты XVII века, найденные при раскопках на улице Пречистенка в Москве: 1 - лекала из бересты; 2 - сапожные иглы; 3 - раскроечный мел; 4 - воск; 5-7 - ножи; 8 - ножницы; 9 - оселок; 10 - шило.

Сандалии и башмаки времен Древнего Рима, а также часть военной экипировки для защиты ног - поножи.

Такие туфли XII века были найдены во время раскопок в Московском Кремле.

Башмаки XVII века, найденные при раскопках Манежной площади, имеют вшитую подошву, накладной задник и прорези для ременного крепления.

При раскопках в Москве обнаружена очень простая и широко распространенная обувь, бытовавшая почти без изменений на протяжении XII-XIX веков, - поршень. Эту обувь сгибали из единого куска кожи, складывали носок, а остальное собирали и подтягивали ремешком.

Эти сапоги, богато украшенные вставками, изображены на гравюре немецкого дипломата и путешественника Зигмунда Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и 1526 годах.

Обувная колодка-правило, на которой будущий башмак или сапог выправляли с помощью молотков, какие показаны справа.

Офицер драгунского полка начала XVIII века в ботфортах.

Ботфорты - не столько обувь, сколько доспехи, надежно защищавшие ноги всадника во время атаки на строй пехотинцев.

Один из образцов так называемых форейторских сапог. В них вставляли уже обутые ноги. Форейторские сапоги крепились к оглоблям, составляя как бы единое целое с упряжью.

Богато украшенные золотым шитьем по бархату домашние сапоги. Россия, XIX век.

Такими вплоть до конца XIX века оставались кожаные галоши.

Самой первой обувью, предохранявшей ноги от холода, была шкура с ног животного, снятая чулком. Такие "башмаки", существовавшие уже в каменном веке, известны по этнографическим материалам, хранящимся в парижском Музее человека. А вот подлинная древнейшая обувь в виде мягких меховых сапог с пришитой подошвой найдена археолога ми в курганных погребениях скифского времени (IV век до н.э.) Центрального Алтая.

В южных краях, где не было надобности защищать ноги от холода, развитие обуви шло по иному принципу. Здесь она изначально подчеркивала высокое социальное положение ее владельца; к примеру, в Древнем Египте сандалии могли носить только фараон и его ближайшее окружение. Это подтверждает сохранившаяся фреска на стенах гробницы фараона Хнумхотепа в Бени-Гасане (Египет. Среднее царство, XII династия. XX век до н.э.).

Обувь не только подчеркивала сословную принадлежность человека, но и служила своеобразным опознавательным признаком, определяющим род. "Так было прежде у Израиля при купле и при мене, для подтверждения какого-либо дела: один снимал башмак свой и давал другому и было это свидетельством Израиля " (Книга Руфь, глава 4, стих 7).

В древности обувь изготавливали из шкуры задних ног тотемного, то есть священного для данного племени или рода, животного. Считалось, что только в этом случае она будет обладать всеми необходимыми качествами. Этнографические исследования северных народов подтверждают устойчивость этой традиции: детали меховой одежды человека строго соответствовали частям шкуры животного - это, кстати, отражено и в этимологии. Так, у ненцев, хантов и манси название меховой куртки - парка (порга) переводится как "туловище". Для изготовления рукавиц ненцы и ханты использовали камусы - куски шкуры с передних ног оленя, а обувь шили только из камусов задних ног (саамское "камус" - шкура с ног оленя, песца, зайца).

При переходе человека по какой-либо причине из одного рода в другой, сопровождавшемся сменой правового статуса, следовала и смена обуви. Интересные исследования ритуальных свойств обуви провела сотрудница Государственного Эрмитажа Е. И. Оятева. В частности, она приводит описание обряда введения в род незаконного сына, зафиксированного в древненорвежском судебнике. Кульминационное действие обряда - вступление нового члена рода в ритуальный башмак, символизирующий "след тотема". Таким образом посвящаемый приобщался к роду тотема и получал его покровительство и защиту.

Та же практика существовала при передаче прав на наследство незаконнорожденному сыну. Наследником в полном смысле этого слова он мог стать лишь после того, как наступал на след (термин "наследник" возник задолго до появления понятия о наследовании имущества). Важно отметить, что вступать в ритуальный башмак или на след тотема надо было только "правильной", то есть правой, ногой. Неслучайно во многих языках правая сторона символизирует все светлое, правильное, доброе, тогда как левая - темное, злое и несправедливое. В этой связи интересно сравнить смысловой и дословный перевод такой английской фразы: "The boot is on the other leg". Это идиома - "Другой виноват", а в дословном переводе - "Сапог на другой ноге".

Всем известно идиоматическое выражение: "встать не с той ноги" - с левой. Но древний человек и обувь наделял магической силой. В России магические свойства обуви проявляются в некоторых ритуальных действах и гаданиях, где башмак с правой ноги выступает в качестве амулета-оберега. Или вспомним крещенские гадания, описанные в балладе "Светлана" Василием Андреевичем Жуковским:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

Куда покажет носок упавшего за ворота башмачка, оттуда и ждать сватов.

История обуви - неисчерпаемая тема. Ее изучение порой дает ответы на самые разнообразные и невероятные вопросы. И тем не менее в современной литературе по истории костюма (включая мультимедийные издания и ресурсы мировой информационной сети) трудно отыскать достоверную информацию по истории обуви. На сайте единственного в России Музея обуви имеется только справочная информация, а многочисленные обувные русскоязычные сайты в основном носят рекламный характер.

Между тем в Европе существует не менее двух десятков специализированных музеев, многие из которых насчитывают в своих коллекциях десятки тысяч обувных моделей. В них же демонстрируются сапожные инструменты, разнообразные аксессуары и экзотические модели, собранные со всего света. В Италии это широко известный Флорентийский музей имени Сальваторе Феррагамо, в Англии - крупный обувной музей, расположенный в городе Стрит, среди немецких крупнейшим считается Музей обуви и кожи, находящийся в городе Оффенбахе. Такие музеи ведут активную работу и являют собой образовательные центры, на базе которых проводят занятия и конкурсы для дизайнеров, этнографов, историков костюма, археологов и современных обувщиков-технологов.

Уникальные образцы кожаной и матерчатой обуви в России рассредоточены в фондах разных музеев. Так, обширная коллекция моделей конца XVIII-XIX веков экспонируется в уже упомянутом Краеведческом музее города Кимры Тверской области, считавшегося в XIX веке "столицей сапожного царства". Великолепные экземпляры туфель XVIII и XIX веков имеют фонды Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа и историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Однако по сложившейся традиции музеи не выставляют обувь как самостоятельную тему, а включают в общую экспозицию быта той или иной эпохи, где она теряется на фоне других экспонатов.

Единственная специализированная обувная выставка, получившая название "След в истории", прошла в 2002 году в Московском музее археологии на Манежной площади. Здесь была собрана московская обувь XII-XX веков, самые разнообразные ее виды - от простейших лаптей и кожаных поршней (см. фото вверху) до современных моделей. Особый интерес представляли сапоги и туфли XII-XVII веков, богато украшенные расшивкой, цветными вставками и тиснением. Находящиеся рядом детали костюма и разнообразные аксессуары лишь оттеняли основные экспонаты, подчеркивая их связь с одеждой.

Почему такая выставка разместилась в стенах археологического музея? Да потому, что бoльшая часть представленных на ней моделей и сапожных инструментов, датированных XII-XVIII веками, была найдена во время раскопок в Москве.

Обнаружение обуви в культурном слое - довольно редкий случай, поскольку кожа и другая органика, пролежав в грунте не одно столетие, как правило, очень плохо сохраняются. Но и найти обувь это еще не все. Извлеченные из слоя находки начинают интенсивно высыхать и разрушаться. Чтобы вернуть коже ее утраченные свойства и собрать из разрозненных кусочков целые формы, требуются услуги высокопрофессиональных реставраторов. И в конечном счете этот кропотливый труд оказывается оправданным.

Взяв в руки подлинную средневековую обувь, можно убедиться в высоком уровне мастерства ее изготовителей. Например, верх кожаных туфель XII века (из раскопок в Московском Кремле) выкроен из одного куска кожи, обернутого вокруг стопы. Отложные берцы (удлиненные боковины головок) скрывают линию прорезей, в которые пропускались ременные оборы (шнурки), крепившие обувь к ноге. Головка туфель богато орнаментирована расшивкой, располагавшейся по оси носка.

Средневековые мастера, работавшие вручную, использовали оригинальные приемы, которые повышали качество их продукции. Например, чтобы добиться большей износоустойчивости подошвы, ее кроили с удлиненной и заостренной пяткой, которую затем вшивали в соответствующий вырез мягкого задника. Это позволяло вынести шов из зоны наибольшей нагрузки и предохранить нить от намокания и истирания.

В XII веке бoльшая часть обувных мастерских занималась как выделкой кожи, так и шитьем обуви. Однако довольно скоро сапожники отделяются от кожевников. Обувные лавки тяготеют к местам торга и оживленным улицам. А кожевники и сыромятники образуют свои компактные поселения - слободы, где-нибудь на берегах рек или больших ручьев с проточной водой: кожевенное производство требовало много воды.

В Москве сыромятная конюшенная слобода, или Сыромятники, появляется в начале XVII века на правом берегу Москвы-реки, где еще в XVI веке был густой лес, принадлежавший Андроньеву монастырю. По переписи дворов 1638 года эта слобода насчитывала 38 дворов. В 1653 году ее население составляло уже 53 двора. С XVIII века, после перемещения столицы в Петербург, тяглецы сыромятной слободы перестали получать большие заказы, и этот район постепенно заселился представителями других профессий и сословий. Сегодня название этой московской слободы сохранили Верхняя и Нижняя Сыромятнические улицы, расположенные в районе Курского вокзала.

Так называемая "Кожевницкая черная полусотня" известна с конца XIV века. По преданию, она основана татарами, занимавшимися выделкой кож из лошадиных шкур. По переписи дворов 1638 года эта слобода насчитывала 51 двор, а в 1653 году их стало 74. В современном городе название слободы сохранила Кожевническая улица, пролегающая от Павелецкого вокзала до Новоспасского моста.

Выделка кожи и производство обуви - долгое и трудное занятие, поэтому и стоили сапоги недешево. В XVI веке за пару обычных сапог платили в среднем от 25 до 50 копеек, за эти деньги тогда можно было купить семь пудов ржаной муки или пуд коровьего масла.

Шитью обуви нужно было долго и упорно учиться. Срок ученичества для сапожного дела в средневековой Москве составлял пять, реже - три-четыре года. Если ученик сам платил за обучение или это делал пославший его на обучение помещик, то срок ученичества мог сократиться и до двух лет. После окончания ученичества мастер обязан был снабдить ученика необходимыми инструментами.

Подмастерье занимал промежуточное положение между учеником и мастером. Прежде чем открыть самостоятельное дело, его дважды должны были освидетельствовать, иначе говоря, он демонстрировал свою работу и выполнял заданный от управы "урок". Для получения должности мастера существовал возрастной ценз - не моложе 24 лет.

Фасоны сапог - основного вида городской обуви на протяжении четырех столетий - постоянно менялись. В XVI веке, после Ливонской войны, в России быстро распространяется наборный каблук. В первой трети XVII века в моду входят сапоги с особенно высоким каблуком. При раскопках нередко встречаются женские туфли с очень высоким каблуком - 7-8 сантиметров. На таких каблуках женщины, должно быть, выглядели беспомощно, поскольку обувная конструкция того времени не предусматривала супинаторов, а также жестких берцев, которые держали бы стопу. История лишний раз подтверждает, что тяга к красоте, как она понималась в разное время, толкала людей на любые муки. Кстати сказать, нездоровое увлечение "высокой модой" осуждалось православной церковью. Митрополит Даниил, блюститель старины и обличитель дурных нравов, высказывался так: "Ты на небо не взираеши … яко свинья пребывая долу ничиши о красоте сапожной весь ум свой имея…"

Увеличивается численность городского населения, и вслед за этим происходят перемены в организации городских ремесел. В начале XVIII века указами Петра I в России вводится цеховая организация по типу средневековых цехов Западной Европы. Одной из первых мануфактур в Москве становится кожевенный двор, основанный в 1701 году.

Процесс разделения труда происходит и в обувном производстве. В начале XVIII века появляются цеха башмачников, сапожников, черевичников. (Черевички - мягкие туфли, сшитые из тонкой кожи с чрева - черевия - животного.) Специалисты отмечают, что особенностью русского цехового строя было отсутствие многочисленных ограничений на права вступления в цех, которые существовали в городах Западной Европы. Уже в первом указе о создании организации городских ремесленников предписывалось: "В цехи писать ремесленных всяких художеств и гражданских жителей как из Российских всяких чинов, из иноземцев завоеванных городов, так и чужестранных людей ". Принцип открытых цехов сохранялся в России до конца XIX века, когда цеховую систему упразднили.

С конца XVII века в армии по европейскому образцу наряду с мундирами вводится специальная обувь. В фондах отдела ткани и костюма Государственного исторического музея хранятся рейтарские ботфорты (от французского bottes fortes) - высокие сапоги с широким раструбом. Такие сапоги можно видеть на портретах Петра I и его сподвижников. Специальные ботфорты носили офицеры конных полков. Высота их голенища достигала 65 сантиметров. Однако эти громоздкие и тяжелые сапоги являлись не столько обувью, сколько выполняли роль доспеха. Из-за громоздкости они непригодны для пеших прогулок, зато надежно защищали ноги всадника при столкновении с вражеской пехотой.

В качестве защитного кожуха использовали и так называемые форейторские (ямщицкие) сапоги. Форейторами (от немецкого Voreiter) называли верховых, сидящих на одной из передних лошадей, запряженных цугом. В такие сапоги, крепившиеся к оглоблям и составлявшие одно целое с упряжью, вставляли уже обутые ноги. Жесткая кожа этого "сапога" предохраняла ноги от ударов или давления оглобли при повороте и защищала от дорожной грязи.

Обувь второй половины XVIII и XIX веков практически не отличается от западноевропейских моделей. В крупных московских магазинах можно было купить модную обувь ведущих европейских производителей. Цветные репродукции из французского журнала "Галатея" донесли до нас образцы модного костюма пушкинской эпохи. Видно, как на смену сапогам снова приходят башмаки и туфли. Знатным людям сапоги продолжали служить лишь на охоте или в качестве домашней обуви.

В Историческом музее хранится пара так называемой "внутрипокойной" обуви - сапоги столичного вельможи графа Николая Шереметева, изготовленные из зеленого бархата и богато украшенные золотым шитьем. Такую обувь носили дома вместе с домашним халатом - шлафроком (от немецкого Schlafrock - cпальная одежда). Несмотря на то что шлафрок - это домашняя одежда, не считалось зазорным принимать в нем гостей, но лишь в том случае, если халат был дорогим, с богатой отделкой.

К обуви, практически вышедшей ныне из употребления, относятся резиновые галоши. Но еще более непривычны для нас галоши кожаные. Несмотря на то что резиновая обувь была известна с 1803 года, галоши до конца XIX века чаще делали не из каучука, а из кожи. Они имели вид невысоких полуботинок, надеваемых поверх более легкой обуви, предохраняли ее от грязи и сырости. О преимуществе кожаных галош перед резиновой обувью говорит обозреватель столичных мод за 1860 год: "Конечно, резиновые галоши лучше других исполняют свое назначение, но они так безобразны, что многие от них отказываются и употребляют кожаные галоши ".

С развитием машинного производства не только расширяется ассортимент продукции, но и увеличивается ее количество. Первое упоминание о швейной машине появляется в газете "Ведомости Московской городской полиции" за 1856 год: "В магазине Беккера на Кузнецком мосту получена между прочими вещами американская машина самошвейка, шьющая всякие материалы, на которой ребенок может производить работу за 11 человек". А в 1883 году в Америке запатентована обувная машина, заменившая наиболее сложную ручную операцию в создании обуви - затяжку. При ручной работе мастер за десятичасовой рабочий день мог затянуть колодки 5-10 пар. Машина за то же время обрабатывала 500-700 пар.

В начале XX века в женскую моду прочно входят высокие ботинки на шнурках. Эту уличную обувь носили с пальто. Высокие каблуки и узкая колодка таких моделей подчеркивали изящность щиколотки, обнажавшейся из-под приподнимавшегося края одежды. Прочная шнуровка и жесткие берцы надежно фиксировали стопу. По сути, эта конструкция представляла собой спущенный на ногу корсет. Удобная и красивая обувь оставалась в моде не одно десятилетие и неоднократно повторялась впоследствии. У мужчин в это время становятся популярными полуботинки.

Об обувных фасонах того времени рассказывает журнальная реклама. Особенно широкий выбор предоставляли покупателям известные московские обувные магазины В. Свешникова и Л. Королева, располагавшиеся на Никольской улице и на улице Ильинка, напротив Гостиного двора.

Сегодня настоящих сапожников, владеющих навыками ручного изготовления обуви, практически не осталось. Сложная технология этого процесса, требующая высокого мастерства, дает, как нам кажется, право реабилитировать слово "сапожник", долгое время означавшее отсутствие профессионализма.


Приобретение новой пары обуви считается одним из самых эффективных средств шопинг-терапии. Обращая пристальное внимание на внешний вид, удобство колодки и качество подгонки обуви, редко задумываемся об истории происхождения обуви. Многообразие моделей и фасонов обуви отражает богатую и долгую историю «приземленного» предмета гардероба. Первые свидетельства о прототипах обуви относятся к доисторическим временам и насчитывают не одно тысячелетие.

Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, считает, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Ученый проанализировал особенности скелета людей, живших в эпоху среднего и позднего палеолита. Особое внимание он обратил на мизинец стопы, заметив, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться форма стопы. Возможно, это происходило из-за ношения тесной обуви.

С резким похолоданием и развитием первых цивилизаций, древние люди начали одеваться в шкуры животных и обматывать ноги кожей. По мнению палеонтологов, первая обувь в истории человечества представляла собой подобие армейских портянок из шкур животных, утепленные изнутри сухой травой, а для крепления на ноге использовалось лыко деревьев. Но до наших дней древняя обувь со стельками из сена не сохранилась.

В Древнем Египте во дворце фараона и храмах полагалось ходить босиком. В повседневной жизни древние египтяне защищали ноги от горячего песка обувью, похожей на сандалии. Вся обувь шилась по одному лекалу без учета естественного изгиба стопы. Подошва обуви изготовлялась из пальмовых листьев или папируса, а крепилась к ступне кожаными ремешками. Богатые египтяне украшали ремешки сандалий изысканной декоративной росписью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Также при археологических раскопках найдена египетская обувь, отдаленно напоминающая тапочки, с закрытым носом без задника.

Древняя Греция знаменита классическими сандалиями без каблука с высокой шнуровкой, благодаря богу - покровителю торговли Гермесу и его крылатым сандалиям. Законодательницами женской обувной моды считались греческие гетеры, которые могли посещать места скопления мужчин. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Это стало настоящей революцией в обувном производстве, так как началось разделение обуви на правый и левый, которые шились по двум разным лекалам - так появилась первая обувная пара.

Главным элементом щегольства были «крепиды» - сандалии в виде подошвы с бортиком и задником, на котором ремешки переплетались до щиколотки, подчеркивавшие стройность ног. В VIII-II вв. до н.э. у греческих женщин большим спросом пользовались «эндромиды» - высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой, пальцы ног оставались открытыми. Также у гетер пользовались спросом высокие сапоги-чулки - персикаи.

Впервые обувь на высокой платформе - котурны, начали носить древнегреческие актеры театров во время представлений, чтобы увеличить свой рост и быть виднее публике.

В Древнем Риме обувь выполняла утилитарные и статусные функции, каждой социальной прослойке предназначалась своя форма обуви. Повседневная женская обувь была белого, а мужская - черного цвета. Только в особо торжественных случаях состоятельные жители Рима надевали пурпурные и алые туфли, украшенные жемчугом и вышивкой.

Патриции и плебеи носили solea - кожаные сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Только обувь знати прикреплялась к ноге четырьмя ремнями, а у плебеев крепилась одним ремешком.

Простолюдины носили calceus - туфли, закрывающие полностью ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Солдатам полагалось носить caligae - прочные башмаки, подбитые гвоздями, а актеры носили socci - специальные веревочные тапочки.

У древних евреев, несмотря на традицию снимать обувь в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить особое уважение, обувь отличалась разнообразием и высоким качеством. Для ее изготовления использовались кожа и шерсть, тростник и дерево. В обувном гардеробе состоятельных городских жителей помимо сандалий и башмаков, были туфли и сапоги. Первая обувь на каблуках появилась в Древнем Израиле. В каблуки дорогой обуви вставлялись флаконы с благовониям.

В экипировке древних ассирийских воинов кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были высокие башмаки, отдаленно напоминающие современные ботинки.

У скифских племен - предков восточных славян, основным видом обуви были мягкие высокие сапоги, в которые заправлялись штаны. Сапоги обтягивали ногу, напоминая кожаный чулок. Обувь крепилась к ноге ремнями, охватывающими ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. Верхняя часть чулка выправлялась наружу поверх сапога, и расшивалась полосками орнамента из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен - так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха, кожи и цветного войлока. Обувь выглядела несколько своеобразно, была похожа на современные унты, древние прозвали такую обувь «скифской».

Женщины в скифских племенах носили невысокие полусапожки, которые надевались на войлочный чулок, окантованный красной тесьмой. Женские полусапожки изготовлялись из тонкой кожи красного цвета и были богато орнаментированы узорами. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы - для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить.

Богатая отделка подошв скифской обуви удивляет историков - у степных народов Азии при обычае сидеть, сложив ноги пятками наружу, тоже надевали обувь с такими украшениями.

Средневековая Европа отличалась необыкновенной вычурностью нарядов и обуви. Она отвергла открытую обувь, которую было не принято носить в высшем свете, отдав предпочтение закрытым туфлям с длинными, загнутыми вверх носами. По моде того времени, кончик носка украшался колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только закрытую обувь.

В XIV веке по длине носка обуви судили о состоятельности и знатности владельца. Обувь князей была на три сантиметра длиннее стопы, сапоги баронов - на два сантиметра, а туфли рядовых дворян - на полтора сантиметра длиннее естественного размера ноги. Ходить в длинной обуви было крайне неудобно, поэтому чтобы не спотыкаться, носки обуви загибали вверх, а для надежности их приматывали к ноге бечевкой или кожаным шнурком.

По мнению историков, самой древней обувью на территории России считаются поршни (постолы) - башмаки, которые сделаны из мягкой кожи. Факты из истории обуви в России подтверждают, что богатые и знатные женщины и мужчины носили мягкие сафьяновые сапожки, яркие, украшенные богатыми деталями. Бедные люди носили сапоги из грубой кожи, лыковые лапти с онучами - современные портянки и оборами - завязками.

Невероятное облегчение принес европейцам XV век, когда обувь с длинными узкими носками сменилась на широкие короткие туфли. Она имела массивные носки и слишком легкий задник, который при ходьбе норовил соскользнуть с ноги, поэтому туфли фиксировали на подъеме стопы тканевыми или кожаными завязками. Для большей изящности туфель, обувщики прибивали к ним деревянные каблуки, а на носках делали разрезы, через которые становилась видна тканевая обувная подкладка.

В Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и расширением передней части обуви, сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

Особой изящностью отличалась обувная мода XVI века: каблуки были достаточно высоки и отделаны кожей, а голенища сапог были настолько длинными, что доходили до середины бедра. Такая обувь была особенно удобна для верховой езды и для охоты - основных развлечений европейской знати.

Женская обувь была ничем не примечательна, приличия категорически не позволяли дамам демонстрировать даже носки своих туфель на публике, не говоря уже о щиколотках. Зато обувная мода была исключительно мужской прерогативой, мужчины щеголяли в роскошной обуви - в ботиночках на высоких красных каблуках. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.

Период конца XVII - начало XVIII веков можно назвать ренессансом женской обуви. В истории одежды произошло значимое событие для развития обувного дела: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи на изящных каблучках, позаимствованных у мужчин. Когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, а с укорачиванием юбки высота подошв увеличивалась. Светским дамам стало дозволено демонстрировать изящную и богато украшенную обувь, которую они охотно выставляли напоказ. Туфли отшивали из яркой парчи и шелка, декорировали вышивкой и камнями.

Галантные кавалеры не упускали возможности щегольнуть обувью на высоких каблуках, расписанной лаковыми миниатюрами. В эпоху барокко и рококо мода на роскошные балы привела к вычурности обуви, к обильному украшению женской и мужской обуви тканевыми бантами, лентами и бисером. Обувь шили из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, желтого цветов. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета.

Повседневная мужская обувь была чрезвычайно изысканна: для верховой езды по-прежнему были популярны ботфорты до середины бедра с голенищами-раструбами, которые подворачивались до колена, и квадратными носами. Непременный атрибут мужской обувной моды того времени - шпоры. Изначально они были предназначены для верховой езды, но в эту эпоху становится хорошим тоном носить ботфорты как аксессуар на балах и повседневной жизни.

Простолюдинам в европейских городах XVII - XVIII веков не было особого дела до роскошных бантов, шпор и гамашей - основной обувью для бедных жителей городов и деревень были сабо - грубые деревянные башмаки.

Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. В начале - середине XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. В женской и мужской обувной моде основной доминирующей моделью стали ботинки и полуботинки эргономичной формы с удобными застежками и шнуровками. Форма обуви становится более жесткой, самая модная модель - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты.

В начале прошлого века российских башмачников называли «волчками» за то, что они тачали обувь в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей, как одинокие волки. Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали многие заграничные модники, чтобы заказать обувь.

XX век стал триумфальным для обувной моды: радикальное изменение стиля одежды вывело обувь на первый план и сделало ее важным элементом при создании модного образа. С точки зрения эргономики наблюдаются две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, женская и мужская обувь тяготеет к комфорту - это ярко проявляется в спортивной, полуспортивной и повседневной обуви. С другой стороны, «парадная» женская обувь экспериментирует с высотой каблука и формой колодки, временами приобретая гротескные и абсолютно не эргономичные формы.

Новаторство XX века состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии. А после II Мировой войны дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Этот век стал революционным в истории производства обуви. На это повлияло разнообразие материалов и обувной фурнитуры для изготовления обуви.

В XXI век совершенствуются не только колодки, стельки и модели обуви, но и формы розничных продаж. Появляются обувные салоны-магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков. Только сейчас обувь себе может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.

В настоящее время в обувной промышленности используются натуральные и синтетические материалы. Использование искусственного сырья позволяет существенно снизить себестоимость обуви, а современные технологии позволили приблизить их свойства к характеристикам натуральных материалов. Для изготовления подошвы каблука, используются различные виды пластика, резина, дерево и кожа; обувная подкладка, в идеале, должна быть кожаной в демисезонной и зимней обуви - текстильной и меховой, но допустимо применение искусственных материалов. Верх обуви может быть изготовлен из кожи и ее разновидностей - замша, нубук, или искусственной кожи, резины, текстиля и пластика.

Согласно ГОСТу, по своему назначению обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую, комнатную, спортивную и обувь специального назначения. Список разновидностей обуви поражает воображение:

Ботинки, оксфорды, ботильоны и полуботинки;

Сапоги и полусапоги;

Калоши и галоши;

Туфли: голливудские, балетки, деленки, лодочки;

Сабо и мюли;

Мокасины;

Ботфорты;

Ковбойские сапоги и казаки;

Зимняя обувь: валенки, унты, угги, апрески;

Летняя открытая обувь: босоножки, сандалеты, сандалии, котурны;

Вьетнамки, сланцы, шлепанцы;

Спортивная обувь: кеды, кроссовки, сникерсы, вибрамы, конверсы, эспадрильи;

Национальная обувь: лапти, черевики, ичиги;

Домашняя обувь: тапки, чувяки;

Ботфорты, кирзовые сапоги, калиги, берцы;

Детская обувь: гусарики, пинетки.

Сегодня хочу немного углубиться в историю появления на наших стройненьких ножках чулок и туфелек.

Не всегда чулки были столь элегантными как сейчас. Раньше их вязали на станках, были они достаточно грубыми и служили в основном только для тепла, а никак не для красоты. Первые вязаные носки были найдены в коптских гробницах V века н. э., затем, однако, искусство вязания было надолго утрачено и восстановлено только в XIII веке. До этого времени чулки шили из полотна или тонкой кожи. В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; в эпоху бургундской и испанской моды, т. е. до XVII века носили цветные, часто многоцветные чулки-панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную.

В те времена чулки носили и мужчины, причем они же были и основными потребителями сей продукции. Кавалеры эпохи барокко и рококо надевали к облегающим панталонам до колен белые шелковые чулки; при Людовике XIV носили светло-синие или красные чулки до колен. Элегантные женщины в подражание маркизе де Помпадур начинают носить кружевные чулки. В XIX веке с модой на длинные трубообразные брюки мужские чулки теряют свое значение, укорачиваются, постепенно превращаясь в носки, которые являются частью мужской одежды до наших дней. Женщины в середине XIX века начинают носить белые чулки; чем больше укорачиваются женские юбки, тем большее внимание уделяется чулкам и обуви. В 1900-1914 гг. в моду входят фантастические ажурные чулки, большей частью кружевные, с различными узорами (усики, цветочки), иногда же эти узоры имеют символическое значение (якорь, паутина). Материалом для этих чулок служит большей частью шелк и тонкий хлопок (так наз. флёр). Особенно элегантными считались гладкотканные чулки с ручной или машинной вышивкой определенного мотива - цветов, птиц и т. д. или с вставками из брюссельских кружев. Наряду с этими элегантными чулками носили чулки спортивного характера в клетку или полоску, которые тоже иногда надевались и к элегантному туалету. С развитием трикотажной промышленности nocrfe 1920 года побеждают шелковые чулки, преимущественно телесного цвета. В современную эпоху чулки из искусственного шелка полностью заменены чулками из синтетических волокон. Время от времени возвращается мода на цветные шерстяные или хлопчатобумажные чулки, вообще же шерстяные чулки, носки, гольфы, вязанные вручную или машинной вязки, остаются теперь принадлежностью исключительно спортивной одежды.

Под словом «обувь» подразумеваются все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний. С античных времен известны сандалии со шнуровкой, которые использовались в повседневной носке вплоть до эпохи средневековья. До сих пор на Балканском полуострове носят «опанки», очень похожие на эти сандалии. В средние века начали носить особые носки из кожи или фетра, доходящие до колена, на которые, особенно в плохую погоду, обували деревянные сандалии. Каблуки появляются только в XVII столетии вместе с обувью до щиколоток, которая украшалась бантами, лентами и розетками. Красные каблуки и красные канты подметок были в то время привилегией придворных дам и господ. Наряду с ними в XVII веке носили большие сапоги, которые воронкообразно оттопыривались на уровне икры, а позднее даже украшались кружевом. В XVIII веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, в XIX веке их сменили высокие или полувысокие ботинки.

Башмаки с пряжкой - обувь XVIII столетия, снабженная черным каблуком и, в соответствии со средствами владельца, серебряной или золотой пряжкой, иногда даже украшенная драгоценными камнями. Такие башмаки надевали кавалеры к белым чулкам и коротким обтягивающим панталонам в торжественных случаях и на выход. Их называли escarpins. В восьмидесятые годы XIX века в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Эта обувь любого вида (полуботинки или ботинки на шнуровке) изготавливалась только из черной или коричневой кожи, а для особых случаев даже из черной лакированной кожи; легкие летние ботинки делались из белого полотна.

Башмаки «утиный клюв». После 1450 года острый нос клювообразных башмаков становится более коротким и закругленным, как бы напоминающим «утиный клюв». Так возникает обувь с таким названием. Другие названия: «вольи пасти», «медвежьи лапы». Эти плоские, очень открытые башмаки с широкими закругленными носками были особенно типичны для времени Реформации. Изготавливались они чаще всего из желтой или черной кожи; дворяне носили башмаки из тонкой цветной кожи, бархата или шелка.

Ботинки со шнуровкой (Stiefeletten) - низкие ботинки первой и второй трети XIX века.

Гамаши - застегивающиеся чулки из сукна или кожи, иногда также вязаные, без ступни. Уже франки и лангобарды носили зашнуровывающиеся чулки как средство защиты от непогоды; гамаши же в современном понимании появились только в XVII веке во Франции, и оттуда распространились в остальные страны. Для гамашей характерна застежка на пуговицы по бокам. В XVIII веке они были принадлежностью солдатской униформы. С появлением галош они утратили свое практическое значение в дамской моде. В мужской моде иногда появляются короткие полугамаши: летом - из белого полотна (предохраняют попадание пыли в обувь), а зимой — из светлосерого сукна.

Деревянные башмаки - вырезались из куска дерева и различным способом украшались, даже инкрустировались серебром. Носят их до сих пор в приморских странах (Голландия, Финляндия, Фризские острова), потому что по песку удобнее ходить на деревянной подошве, чем на кожаной.

Домашние туфли - мягкая обувь, делается из фетра или шерсти.

Калиге—сапоги римских воинов с подошвой, укрепленной острыми гвоздиками. Удерживалась на ноге с помощью ремешков, которые оставляли кончики пальцев свободными, а над щиколоткой шнуровались, образуя подобие сетки.

Калцеус - римский кожаный ботинок, доходящий до щиколотки, позднее был заимствован некоторыми германскими племенами. Карбатина - самый распространенный тип античной обуви. Она представляла собой кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.

Клювовидные башмаки (Schnabelschuhe) - были завезены в Европу с Востока во время крестовых походов в XII и XIII столетиях. Во Франции они получили название poulaine и прижились везде, где господствовала бургундская мода. Они были пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем собственно подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в них вообще можно было ходить.

Котурн (греческий kothornos) - обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в античной Греции в высших сословиях. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготавливались из цветной кожи и богато украшались.

Крестьянские башмаки (Bundschuhe) — тип лаптей. Они представляли собой подошву с загнутыми краями, прикрепляемую к подъему ноги ремешками. Этот тип обуви был известен уже древним германцам, сельские жители пользовались ею вплоть до XVI—XVII веков. С XIII века они стали символом народных масс, с XV века - боевым символом восставших крестьян. В Чехии их также называли опенками и изготавливали из лыка, фетра и дерева. Лапти - недолговечная обувь из лыка, березовой коры и т. д.

Ледерсены (Ledersen) - высокие мужские сапоги.

Пантофли - произошли от котурна, через Византию попали в Италию, где их называли «пантофли» - пробковая обувь, а в конце XV века появляются во Франции (pantoufle). Первоначально это была модная мужская обувь, которая была призвана делать мужчин более импозантными. В XIV и XV веках пантофли сажались на толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь (по-немецки их называли Trippen).

В XVI веке пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. В конце XVIK века они превращаются в обычные домашниетуфли, которые получают разнообразные областные названия.

Сандалии (из греческого) - самая древняя обувь вообще. Представляла собой просто подошву, прикрепленную к ноге ремешками. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса. Классическая форма сандалий запечатлена на греческих скульптурах. Римляне называли свои сандалии solea. В находках из коптских гробниц, кроме сандалий, обнаружен еще другой вид обуви со шнуровкой, изготовленный из кусков кожи, края которой нарезаны ремешками. Сандалии появились еще раз в конце средневековья, но потом надолго утратили свое значение и вновь вошли в моду только в конце XVIII столетия во Франции в эпоху Директории, когда господствовала мода, подражающая античности.

Сапоги — по всей вероятности, уже с самого начала были солдатской обувью, и известны уже по скульптурным произведениям древнего времени; не забыты также и сапоги диктатора недавнего времени.

Скулпонэ - деревянные башмаки римских рабов и бедноты.

Триппен (Tripperi) - в XV и XVI веках своего рода верхняя обувь, которая надевалась на клювовидные ботинки. Эта обувь делалась на деревянной подметке, которая присоединялась к ботинку с помощью кожаных ремешков.

Чулки-панталоны (Beinling). В XII веке бывшие в повседневной носке чулки-панталоны разделяются на панталоны и длинные чулки, которые присоединяются к первым с помощью шнуровки. К этой одежде носят высокие ботинки - до щиколотки. Иногда же к чулку просто прикреплялась кожаная подошва. С XV века чулки срастаются с панталонами в одно целое (см. bruche).

Эскарпэн (escarpin) — появились в конце XVIII века, сначала без каблуков и носились с камзолом и брюками до колен. В XIX веке они стали принадлежностью бального туалета мужчин. Иногда также называются Schallenschuhe - ботинки с пряжкой.

по материалам книги Иллюстрированная энциклопедия моды. авторы Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....