Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Секреты башмаков. История вещей. Украшения и обувь древних греков и древних римлян

29.11.2010 - 11:23

Обувь прочно вошла в устное и литературное творчество. Достаточно вспомнить Золушку с ее хрустальной туфелькой, кузнеца Вакулу с черевичками от самой царицы, семимильные сапоги или сапоги-скороходы... Наш быт невозможно себе представить без обуви, а удобные туфли или сапоги - едва ли не самая главная вещь в гардеробе человека...

Шкура на ногах

Древний человек долго осваивался в неуютном и полном опасностей мире. Для защиты от холода и острых камней под ногами один доисторический умник додумался намотать на ноги куски шкуры убитого им зверя и этим начал многовековую историю обуви. Само собой, понятие мода тогда еще не существовало, и возможно, именно этим объясняется тот факт, что самодельная обувь того времени была гораздо удобнее современных туфель и ботинок от самых известных модельеров!

Вывод об удобстве самой первой обуви сделали ученые, изучавшие доисторического человека, найденного в 1991 году в Альпах. Они реконструировали пару его "ботинок" и обнаружили, что они более комфортны для ходьбы, сохраняют оптимальную температуру и быстрее высыхают от влаги. Столь практичная обувь была сделана из медвежьей кожи, а во внутреннюю часть для тепла в нее складывали сухую траву...

Но в странах с теплым климатом обувь требовалась несколько другая - в жару не очень приятно передвигаться в медвежьих шкурах. В Греции на ноги ремнями привязывали куски коры - именно так появились знаменитые сандалии, не утратившие своей актуальности и в наше дни - наверно, как раз потому, что они очень удобны при ходьбе. А в Древней Индии они изготавливались из душистых пород сандалового дерева, что, собственно, и дало им название.

А в Древнем Египте носили сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса. У ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, высокие башмаки, очень похожие на современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение.

Греки, кроме простых сандалий, носили полубашмаки с задником и сапоги на шнуровке с открытыми пальцами. Именно в таких сапожках обычно изображали богиню охоты Артемиду. А греческие куртизанки носили особые белые сапоги и сандалии, оставлявшие на песке след с надписью: "Следуй за мной".

Римляне в публичных местах появлялись исключительно в обуви, закрывающей всю ногу. Сенаторов и патрициев можно было узнать по черному цвету сандалий. Чем выше было положение римлянина в обществе, тем больше ремешков придерживали его обувь. Плебеи ходили в подошвах, привязанных к ноге одним шнурком...

На Востоке долго обходились лишенными жесткой подошвы тапками. Земляные и глинобитные полы в домах и отсутствие мостовых в селениях Азии не предполагали использование обуви с подошвой, которая создавала бы избыток пыли. Показательно, что тюркское слово "башмак" применяется в русском языке для обозначения обуви мягких, бесформенных очертаний. Это полностью применимо и к современным чувякам - мягкой кавказской и среднеазиатской обуви, весьма напоминающей европейские тапочки, появившиеся под восточным влиянием еще в V веке нашей эры.

Русь лапотная

Так издавна называли нашу страну - столь широкое распространение получил у нас этот вид обуви. Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет". Плелись они с помощью особого шила - кочедыка из лыка или бересты почти в каждом деревенском доме. Лапти носили не только русские, но и литовцы и латыши. А многие народы Азии изготавливали обувь из соломы или древесной коры.

Но суровой русской зимой никак было не обойтись без валенок с . Тот, кому довелось походить в них, сразу же скажет - в морозы это самая удобная и комфортная для человека обувь - в них ноге очень мягко, тепло и в тоже время она совершенно не потеет при ходьбе. Интересно, что валенки появились на Руси не так давно, а происхождение свое они ведут... тоже из Азии. На Руси валенки появились только в XVIII веке и сразу же полюбились ее жителям.

Простые валенки "катали" - отсюда второе название "катанки" - из овечьей или козьей шерсти. Производство валенок всегда носило кустарный характер, потому что никакая механизация не могла избавить мастеров от ручного труда. Одни валенки натирали пемзой, чтобы убрать лишний волос и придать им большую плотность, а другие, наоборот, ворсили, делая их пушистыми и мягкими на ощупь.

Средневековые модники

Пока Россия ходила в лаптях, в Европе в моду вошли туфли с длинными загнутыми вверх носами. В ХIV веке рядовой дворянин носил башмаки на полтора размера больше длины ступни, а барон - даже на два размера. В результате носок приходилось привязывать веревкой к ноге. А особым щегольством считалось прикреплять на загнутый кончик туфли колокольчик или бубенчик. Но вскоре длинноносой моде пришел конец - Филипп IV издал указ, согласно которому башмаки дворян не могли быть длиннее двух футов, то есть 60 сантиметров.

Обувная мода резко изменилась в XV веке. Туфли укоротились, но стали заметно шире - до шестнадцати сантиметров. Затем к ним прибили деревянные каблуки. Подолы дамских платьев скрывали обувь, видеть которую считалось неприличным, и поэтому никто особо не следил за дизайном женских туфель. Зато мужская мода здесь не знала удержу - мужчины красовались в совершенно экзотических башмаках. Но вскоре дамы догнали и перегнали мужчин в вопросах красоты обуви.

В XVIII веке юбки укоротились настолько, что туфли вышли на всеобщее обозрение. Обувь в результате стала легкой, причудливо украшенной - в качестве материалов при изготовлении женской обуви использовались кружева, шелк, бархат и парча. В середине века в моду вошли узенькие туфли на высоких и средних каблуках, украшенные пряжками, бантами, драгоценностями или цветными стразами - искусственными драгоценными камнями.

Но в XVIII веке, в эпоху Просвещения, врачи и философы начали выступать против вредных для здоровья корсетов и узких туфель на высоких каблуках. Появились бальные шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве. Их украшали букетиками и вышитыми гирляндами или мелкими композициями из бисера. Обувь крепилась с помощью лент, которые завязывали крест-накрест несколько выше щиколотки.

В эпоху Наполеона появляются тяжелые ботинки на пряжке, похожие на армейские ботфорты. Эти ботинки стали прообразом современной европейской обуви для мужчин. С 70-х годов XIX века изменяется набор материалов для производства обуви. В употребление входят более твердые сорта кожи, а бархат и шелк исчезают. Меняется и конструкция туфель: верх собирают из пяти и более деталей, сшиваемых на машине. Форма обуви становится более жесткой, появляются шнуровка и застежки. Дамская обувь в принципе тоже мало отличалась от современных моделей - высокие башмачки или ботинки на невысоком каблуке, опушенные мехом.

В кроссовках - на свадьбу

В истории XX века наибольший прорыв, пожалуй, произошел в спортивной обуви - она становится необычайно популярной, и носят ее все! Наибольшее распространение получили кроссовки, в которых поистине ходит и стар и млад. В США, например, на этот вид обуви каждый год тратится более семи миллиардов долларов. А если эти кроссовки от ведущего модельера, то они могу стоить больше самых дорогих швейцарских часов!

Культ кроссовок в Америке так высок, что в популярном американском фильме "Отец невесты" дочь главного героя, владельца фабрики про производству спортивной обуви, идет к алтарю именно в белых "свадебных" кроссовках, специально сшитых именно к этому дню.

А придумали их в 1936 году баскетболист Чарльз Тейлор и промышленник М. Конверс. Тогда кроссовки представляли собой парусиновые туфли на резиновой подошве, с укрепленным мысом, на шнуровке и высотой до середины лодыжки. Вскоре эта обувь широко распространилась за пределами баскетбольных площадок.

Интересно, что принесет XXI век в развитие обуви? Какие туфли и ботинки мы будем носить через 10 или 20 лет? Никто не сможет ответить на этот вопрос. Но ясно одно - развитие моды идет по спирали и возможно, что те же валенки в модернизированном виде скоро станут опять так же популярны, как 200 лет назад...

  • 4152 просмотра

Приобретение новой пары обуви считается одним из самых эффективных средств шопинг-терапии. Обращая пристальное внимание на внешний вид, удобство колодки и качество подгонки обуви, редко задумываемся об истории происхождения обуви. Многообразие моделей и фасонов обуви отражает богатую и долгую историю «приземленного» предмета гардероба. Первые свидетельства о прототипах обуви относятся к доисторическим временам и насчитывают не одно тысячелетие.

Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, считает, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Ученый проанализировал особенности скелета людей, живших в эпоху среднего и позднего палеолита. Особое внимание он обратил на мизинец стопы, заметив, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться форма стопы. Возможно, это происходило из-за ношения тесной обуви.

С резким похолоданием и развитием первых цивилизаций, древние люди начали одеваться в шкуры животных и обматывать ноги кожей. По мнению палеонтологов, первая обувь в истории человечества представляла собой подобие армейских портянок из шкур животных, утепленные изнутри сухой травой, а для крепления на ноге использовалось лыко деревьев. Но до наших дней древняя обувь со стельками из сена не сохранилась.

В Древнем Египте во дворце фараона и храмах полагалось ходить босиком. В повседневной жизни древние египтяне защищали ноги от горячего песка обувью, похожей на сандалии. Вся обувь шилась по одному лекалу без учета естественного изгиба стопы. Подошва обуви изготовлялась из пальмовых листьев или папируса, а крепилась к ступне кожаными ремешками. Богатые египтяне украшали ремешки сандалий изысканной декоративной росписью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Также при археологических раскопках найдена египетская обувь, отдаленно напоминающая тапочки, с закрытым носом без задника.

Древняя Греция знаменита классическими сандалиями без каблука с высокой шнуровкой, благодаря богу - покровителю торговли Гермесу и его крылатым сандалиям. Законодательницами женской обувной моды считались греческие гетеры, которые могли посещать места скопления мужчин. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Это стало настоящей революцией в обувном производстве, так как началось разделение обуви на правый и левый, которые шились по двум разным лекалам - так появилась первая обувная пара.

Главным элементом щегольства были «крепиды» - сандалии в виде подошвы с бортиком и задником, на котором ремешки переплетались до щиколотки, подчеркивавшие стройность ног. В VIII-II вв. до н.э. у греческих женщин большим спросом пользовались «эндромиды» - высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой, пальцы ног оставались открытыми. Также у гетер пользовались спросом высокие сапоги-чулки - персикаи.

Впервые обувь на высокой платформе - котурны, начали носить древнегреческие актеры театров во время представлений, чтобы увеличить свой рост и быть виднее публике.

В Древнем Риме обувь выполняла утилитарные и статусные функции, каждой социальной прослойке предназначалась своя форма обуви. Повседневная женская обувь была белого, а мужская - черного цвета. Только в особо торжественных случаях состоятельные жители Рима надевали пурпурные и алые туфли, украшенные жемчугом и вышивкой.

Патриции и плебеи носили solea - кожаные сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Только обувь знати прикреплялась к ноге четырьмя ремнями, а у плебеев крепилась одним ремешком.

Простолюдины носили calceus - туфли, закрывающие полностью ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Солдатам полагалось носить caligae - прочные башмаки, подбитые гвоздями, а актеры носили socci - специальные веревочные тапочки.

У древних евреев, несмотря на традицию снимать обувь в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить особое уважение, обувь отличалась разнообразием и высоким качеством. Для ее изготовления использовались кожа и шерсть, тростник и дерево. В обувном гардеробе состоятельных городских жителей помимо сандалий и башмаков, были туфли и сапоги. Первая обувь на каблуках появилась в Древнем Израиле. В каблуки дорогой обуви вставлялись флаконы с благовониям.

В экипировке древних ассирийских воинов кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были высокие башмаки, отдаленно напоминающие современные ботинки.

У скифских племен - предков восточных славян, основным видом обуви были мягкие высокие сапоги, в которые заправлялись штаны. Сапоги обтягивали ногу, напоминая кожаный чулок. Обувь крепилась к ноге ремнями, охватывающими ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. Верхняя часть чулка выправлялась наружу поверх сапога, и расшивалась полосками орнамента из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен - так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха, кожи и цветного войлока. Обувь выглядела несколько своеобразно, была похожа на современные унты, древние прозвали такую обувь «скифской».

Женщины в скифских племенах носили невысокие полусапожки, которые надевались на войлочный чулок, окантованный красной тесьмой. Женские полусапожки изготовлялись из тонкой кожи красного цвета и были богато орнаментированы узорами. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы - для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить.

Богатая отделка подошв скифской обуви удивляет историков - у степных народов Азии при обычае сидеть, сложив ноги пятками наружу, тоже надевали обувь с такими украшениями.

Средневековая Европа отличалась необыкновенной вычурностью нарядов и обуви. Она отвергла открытую обувь, которую было не принято носить в высшем свете, отдав предпочтение закрытым туфлям с длинными, загнутыми вверх носами. По моде того времени, кончик носка украшался колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только закрытую обувь.

В XIV веке по длине носка обуви судили о состоятельности и знатности владельца. Обувь князей была на три сантиметра длиннее стопы, сапоги баронов - на два сантиметра, а туфли рядовых дворян - на полтора сантиметра длиннее естественного размера ноги. Ходить в длинной обуви было крайне неудобно, поэтому чтобы не спотыкаться, носки обуви загибали вверх, а для надежности их приматывали к ноге бечевкой или кожаным шнурком.

По мнению историков, самой древней обувью на территории России считаются поршни (постолы) - башмаки, которые сделаны из мягкой кожи. Факты из истории обуви в России подтверждают, что богатые и знатные женщины и мужчины носили мягкие сафьяновые сапожки, яркие, украшенные богатыми деталями. Бедные люди носили сапоги из грубой кожи, лыковые лапти с онучами - современные портянки и оборами - завязками.

Невероятное облегчение принес европейцам XV век, когда обувь с длинными узкими носками сменилась на широкие короткие туфли. Она имела массивные носки и слишком легкий задник, который при ходьбе норовил соскользнуть с ноги, поэтому туфли фиксировали на подъеме стопы тканевыми или кожаными завязками. Для большей изящности туфель, обувщики прибивали к ним деревянные каблуки, а на носках делали разрезы, через которые становилась видна тканевая обувная подкладка.

В Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и расширением передней части обуви, сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

Особой изящностью отличалась обувная мода XVI века: каблуки были достаточно высоки и отделаны кожей, а голенища сапог были настолько длинными, что доходили до середины бедра. Такая обувь была особенно удобна для верховой езды и для охоты - основных развлечений европейской знати.

Женская обувь была ничем не примечательна, приличия категорически не позволяли дамам демонстрировать даже носки своих туфель на публике, не говоря уже о щиколотках. Зато обувная мода была исключительно мужской прерогативой, мужчины щеголяли в роскошной обуви - в ботиночках на высоких красных каблуках. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.

Период конца XVII - начало XVIII веков можно назвать ренессансом женской обуви. В истории одежды произошло значимое событие для развития обувного дела: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи на изящных каблучках, позаимствованных у мужчин. Когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, а с укорачиванием юбки высота подошв увеличивалась. Светским дамам стало дозволено демонстрировать изящную и богато украшенную обувь, которую они охотно выставляли напоказ. Туфли отшивали из яркой парчи и шелка, декорировали вышивкой и камнями.

Галантные кавалеры не упускали возможности щегольнуть обувью на высоких каблуках, расписанной лаковыми миниатюрами. В эпоху барокко и рококо мода на роскошные балы привела к вычурности обуви, к обильному украшению женской и мужской обуви тканевыми бантами, лентами и бисером. Обувь шили из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, желтого цветов. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета.

Повседневная мужская обувь была чрезвычайно изысканна: для верховой езды по-прежнему были популярны ботфорты до середины бедра с голенищами-раструбами, которые подворачивались до колена, и квадратными носами. Непременный атрибут мужской обувной моды того времени - шпоры. Изначально они были предназначены для верховой езды, но в эту эпоху становится хорошим тоном носить ботфорты как аксессуар на балах и повседневной жизни.

Простолюдинам в европейских городах XVII - XVIII веков не было особого дела до роскошных бантов, шпор и гамашей - основной обувью для бедных жителей городов и деревень были сабо - грубые деревянные башмаки.

Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. В начале - середине XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. В женской и мужской обувной моде основной доминирующей моделью стали ботинки и полуботинки эргономичной формы с удобными застежками и шнуровками. Форма обуви становится более жесткой, самая модная модель - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты.

В начале прошлого века российских башмачников называли «волчками» за то, что они тачали обувь в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей, как одинокие волки. Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали многие заграничные модники, чтобы заказать обувь.

XX век стал триумфальным для обувной моды: радикальное изменение стиля одежды вывело обувь на первый план и сделало ее важным элементом при создании модного образа. С точки зрения эргономики наблюдаются две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, женская и мужская обувь тяготеет к комфорту - это ярко проявляется в спортивной, полуспортивной и повседневной обуви. С другой стороны, «парадная» женская обувь экспериментирует с высотой каблука и формой колодки, временами приобретая гротескные и абсолютно не эргономичные формы.

Новаторство XX века состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии. А после II Мировой войны дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Этот век стал революционным в истории производства обуви. На это повлияло разнообразие материалов и обувной фурнитуры для изготовления обуви.

В XXI век совершенствуются не только колодки, стельки и модели обуви, но и формы розничных продаж. Появляются обувные салоны-магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков. Только сейчас обувь себе может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.

В настоящее время в обувной промышленности используются натуральные и синтетические материалы. Использование искусственного сырья позволяет существенно снизить себестоимость обуви, а современные технологии позволили приблизить их свойства к характеристикам натуральных материалов. Для изготовления подошвы каблука, используются различные виды пластика, резина, дерево и кожа; обувная подкладка, в идеале, должна быть кожаной в демисезонной и зимней обуви - текстильной и меховой, но допустимо применение искусственных материалов. Верх обуви может быть изготовлен из кожи и ее разновидностей - замша, нубук, или искусственной кожи, резины, текстиля и пластика.

Согласно ГОСТу, по своему назначению обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую, комнатную, спортивную и обувь специального назначения. Список разновидностей обуви поражает воображение:

Ботинки, оксфорды, ботильоны и полуботинки;

Сапоги и полусапоги;

Калоши и галоши;

Туфли: голливудские, балетки, деленки, лодочки;

Сабо и мюли;

Мокасины;

Ботфорты;

Ковбойские сапоги и казаки;

Зимняя обувь: валенки, унты, угги, апрески;

Летняя открытая обувь: босоножки, сандалеты, сандалии, котурны;

Вьетнамки, сланцы, шлепанцы;

Спортивная обувь: кеды, кроссовки, сникерсы, вибрамы, конверсы, эспадрильи;

Национальная обувь: лапти, черевики, ичиги;

Домашняя обувь: тапки, чувяки;

Ботфорты, кирзовые сапоги, калиги, берцы;

Детская обувь: гусарики, пинетки.

Об обуви написано так много, что сказать что- то неизвестное невозможно. Поэтому напомним некоторые интересные, возможно малоизвестные факты из истории обуви.

Если Вы когда-нибудь задумывались о том, какой из предметов Вашего гардероба самый важный, то оказалось бы, что это Ваша обувь . В неудобном пальто, к примеру, можно ходить, и даже достаточно долго. А попробуйте походить долго, в неудобной обуви. Проблема и огромная.

В процессе эволюции обуви, выделились четыре, независимых и разных по конструкции, типа обуви - сабо , сандалии, туфли, ботинки и полуботинки, сапоги и полусапожки.

История возникновения обуви

Точная дата возникновения обуви неизвестна. Историки еще не сошлись в едином мнении на этот счет, но наиболее вероятно, что обувь появилась в Европе, около 30 тысяч лет назад.

К такому мнению пришли ученые, исследовав изменения костей стопы людей, живших в те времена. Уменьшался и изменялся мизинец стопы, менялась форма самой стопы. Возможно, что «обувь» изначально представляла собой кусок дерева или какого-то растения. Скорей всего, первая обувь представляла собой кусок шкуры, намотанной на ногу. Впоследствии в эту шкуру стали подкладывать сухую траву или листья, что утепляло обувь и позволяло меньше чувствовать неровности почвы.

Полагают, что активно носить обувь начали пастухи и путешественники и воины, т. е. приходилось много ходить.

С течением времени обувь видоизменялась, в зависимости от климата и, скажем так, сырьевых запасов региона.

Обувь древнего Египта

Так, например, египтяне делали из пальмовых листьев. К ноге они крепились кожаными ремешками.

В древнем Египте обувь - сандалии - показывала общественное положение хозяина, и носить обувь позволялось только фараону и его приближенным.

Сандалии стоили очень дорого. Стоимость сандалий фараона была равна годовому бюджету небольшого города.

Интересно, что жена фараона не имела права носить обувь. Она ходила босиком. Во дворце фараона и в храмах обувь носить не разрешалось. Ее необходимо было оставлять за порогом.

Позже обувь перестала быть привилегией знати, ее стало носить и простонародье.

Именно землепашцы древнего Египта придумали каблук. С каблуком было легче ходить по рыхлой земле, т.к. он создавал хороший упор ноге.

Женщины помните, что каблук создал пахарь.

Но обувь все равно оставалась очень дорогой, поэтому основное население ходило босяком. Известны были также сандалии с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные домашние тапочки, а так же обувь с закрытой пяткой.

Обувь Ассирии

В древней Ассирии кроме сандалий из кожаных ремней с закрытой пяткой, воины носили высокие сапоги , похожие на современные. Женщины украшали свою обувь богатой вышивкой.

Как сказал один великий модельер - «Мода не возвращается, но оглядывается».

Обувь древней Греции

Примерно в то же время стали изготавливать обувь уже двух видов - открытую и закрытую, но не делалось различия в изготовлении правого и левого башмака.

Древние греки совершили настоящую революцию в производстве обуви, когда стали делать заготовки для левой и правой ноги.

Интересно, что в средние века об этом забыли и изготовляли одинаковую обувь, как для правой, так и для левой ноги. Говорят, изобретению правого и левого башмака способствовали гетеры. По их заказу обувь подбивалась гвоздями так, чтобы на песке оставались следы с надписью «Следуй за мной».


В древней Греции носили:

Башмаки, которые закрывали стопу, имели каблук, на ноге удерживались с помощью шнурков, которые модно было завязывать красивым бантом. Богатые люди часто делали очень богатую обувь, фантазии в изготовлении обуви были неисчерпаемы. Иногда даже, в каблук обуви вкладывали флакончики с духами, которые сами по себе стоили очень дорого.

Сапоги , - в основном, это была обувь солдат и путешественников. Сандалии носили все.

Кроме вышеперечисленного, в Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить:

  • полуботинки с задником
  • для модниц - пользовавшиеся большим спросом, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног
  • перосикай - сапоги - чулки из мягкой кожи
  • эндромиды - сапоги без носка
  • актеры на сцене носили котурны - сандалии на высокой подошве.

Обувь древней Иудеи

В древней Иудее делали обувь трех видов сандалии, башмаки и сапоги. Материалом служили: кожа, шерсть, дерево.

Обувь древнего Рима

У римлян существовало несколько видов обуви и по обуви всегда можно было отличить патриция от простолюдина.

Обувью свободных римлян служили сандалии и полусапоги. Это было обязательное дополнение к ноге.

  • calceus - высокие башмаки, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком
  • solea - сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Solea носили только дома. Считалось неприличным ходить по улице в сандалиях. Отправляясь в гости, сандалии брали с собой и надевали в гостях.
  • Socci - плетёные верёвочные тапочки, их носили актёры, игравшие в комедиях.
  • Солдатской обувью были caligae - башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями.

Император Калигула получил прозвище именно от названия солдатских сапог.

Примеры некоторых видов римской обуви

Женская обувь была в основном белого цвета, мужская обувь - чёрного. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним. Именно римляне первыми стали заботиться о своей обуви - они втирали в кожу масло для продления срока службы обуви.

Скифская обувь

В древней Скифии мужчины и женщины носили мягкие сапоги, по виду напоминавшие кожаный чулок. Сапог крепился на ноге при помощи ремней, обхватывавших ступню и щиколотку. Сначала скифы надевали войлочные чулки с войлочной же подошвой, а потом, сверху войлочных чулок-сапоги.

Женщины у скифов носили полусапожки красного цвета, из тонко выделанной кожи, богато орнаментированной, украшенной шерстяной тесьмой и кожаными аппликациями. Голенища сапог сшивались из квадратиков меха и кожи. Даже подошвы украшались красивыми узорами их бисера, сухожильных нитей, лоскутков кожи. Историки предполагают, что украшения подошв, имело смысл только если существовал обычай сидеть, скрестив ноги калачиком. Так принято сидеть у степных народов Азии.

Такая обувь выглядела настолько своеобразно и красиво, что получила собственное имя - скифской.

На пути к ремонту обуви

Страны, с более холодным климатом изготовляли, в основном, закрытую обувь – прародители современных туфель.

Старинные туфли представляли собой цельный кусок кожи, который мог сгибаться в носке и пятке. Передняя часть заготовки и ее верхний край стягивался кожаным ремешком. Внешне это походило на мешочек-кошелек. Также туфель мог быть комбинированным - т. е. кусок кожи с пришитыми ремешками.

Конечно, это была крайне неудобная, грубая обувь, с большим количеством складок, которые причиняли владельцу обуви массу страданий и неудобств. Носить такую обувь приходилось довольно долго, прежде чем она принимала форму ноги и становилась более или мене удобной. Но парадокс заключался в том, что к тому времени, когда обувь становилась удобной для ношения - она снашивалась до дыр.

Следующий шаг на пути эволюции обуви - изменение кроя заготовки.

Уменьшилось число складок, а главное изменилась форма заготовки - заготовка стала прямоугольной и в нее как бы упаковывали стопу. До этого заготовку вырезали по форме стопы с припуском. Позже сделали шов в пяточной части, а потом и в передней части заготовки. Обувь стала намного удобней.

Еще позже поняли, что сначала изнашивается низ обуви, тогда как верх остается целым. Так, постепенно пришли к возможности ремонта обуви и появлению у сапожников узкой специализации - ремонтника обуви.

Изначально, такие ремонтники обуви просто зашивали дырки на подошве, потом начали ставить кожаные заплаты на подошву, и только потом стали делать отдельно подошву по контуру следа ноги.

Так появился прообраз современной подошвы, хотя многие считают создателями подошвы скифов.

Греки дома ходили босые. Только выходя из дому, они надевали обувь; но, вошедши в дом, они сейчас же ее сбрасывали. Самой древней и простой обувью были подошвы, обыкновенно кожаные, иногда пробковые, которые прикреплялись к ноге одним или двумя ремешками, связывавшимися или скреплявшимися на верхней части ступни.

Множеством ремешков, переплетавшихся по всему подъему ноги выше лодыжек, отличались сандалии, которые снабжались иногда каблуками и широким ремнем над пальцами или пришитыми с обеих сторон кусками кожи, соединявшимися на подъеме и закрывавшими часть ноги; такие сандалии походили отчасти на наши туфли и употреблялись только женщинами.

Более сложные подошвы по обеим сторонам ступни и около пятки были снабжены особой плетеной оторочкой, через нее продевали укрепленный между первыми двумя пальцами ремень, который завязывался над косточками. Оторочка заменялась иногда кожей, которая скреплялась над пальцами широким, а над подъемом ноги узким ремешком.

Крепиды были исключительно греческой обувью, равно как и хламида исключительно греческой одеждой; кто одевался в эту последнюю, тот употреблял и крепиды. У мужчин эта обувь была снабжена толстой, обыкновенно подбитой гвоздями подошвой, в особенности у воинов, преимущественно македонских.

К башмакам, делаемым на колодке, принадлежали так называемые эмбады , которые завязывались на верхнем конце подъема. Это была грубая мужская обувь, особый вид которой представляет лаконский (красный) башмак и кожаные, снабженные ремнями башмаки крестьян и пастухов.

Кожаные или войлочные ботинки с отверстием для пальцев, плотно стягиваемые шнурком и доходящие до икр, носили название эндромид ; употреблялись они охотниками и состязателями в беге, и потому пальцы ног оставались свободными.

Из остальных многочисленных родов обуви приведем еще следующие: военные сапоги и сапоги, введенные Ификратом, с голенищами; котурны, высокие сапоги вроде эндромид, отличавшиеся от последних только тем, что покрывали всю ногу; они были или элегантные, как на статуях Артемиди, Гермеса, Диониса и некоторых императоров, или простые; элегантные желтые дамские башмаки и похожие на них сикионские башмаки.

Обувь делалась главным образом из кожи, но также из войлока, подобно шляпам. Цвет обуви, как видно из предыдущего, был различный, большею же частью черный. Чистилась и намазывалась обувь чем-то вроде нашей ваксы, при помощи губки. Носить починенные или подбитые гвоздями башмаки считалось неприличным.

Римляне, не имевшие привычки ходить босиком, носили дома подошвы с ремнями и туфли. Во время обеда эта обувь снималась. Носить публично подошвы или туфли считалось, неприличным точно так же, как носить тунику вместо тоги. Поэтому вместе с тогой надевали высокие кожаные бащмаки, доходившие иногда до икр (а иногда и выше) и связываемые спереди ремнями.

Формой и цветом обуви этого рода римские сословия отличались одно от другого. Так, красный или фиолетовый башмак, доходящий до икр, связанный спереди элегантными ремешками, служил отличительным признаком патрицийского происхождения. Он назывался муллеус и носился курульными чиновниками, принадлежавшими по происхождению к патрициям.

Второе место занимал так называемый сенаторской башмак, по форме, кажется, не отличавшийся от предыдущего; на его подъеме переплетались крестообразно четыре ремня, которые обматывались потом вокруг ноги до самых икр; цвета он был черного и украшался на подъеме серебряным полумесяцем. О башмаках сословия всадников нам ничего не известно.

Самым грубым башмаком, делавшимся из невыделанной кожи, был перо , доходивший до косточек, а иногда и выше, и связывавшийся здесь ремнем. Такой формы сапоги, только несколько повыше, носились охотниками и солдатами, до сотника включительно. На подъеме и на нижней части голени они связывались ремнями, подошвы подбивались обыкновенно гвоздями.

Крестьяне носили еще деревянные башмаки. Женские башмаки (называемые обыкновенно кальцеоли ), делались из мягкой белой, красной, желтой и темно-зеленой кожи и различным образом украшались (иногда жемчугом и драгоценными каменьями).

Высокая обувь, несколько напоминающая наши чулки, в верхней части прекрасно украшенная, которая встречается на помпейских изображениях, получила свое начало от бинтов, которыми больные и изнеженные люди обвязывали не только голени, но даже иногда и ляжки.

О перчатках упоминается уже в Одиссее как о средстве, предохраняющем руки от шипов. У римлян о них часто упоминается как о средстве, предохраняющем руки от холода. Так, например, в пути секретарь Плиния пишет в перчатках. Греки и римляне очень любили всякие украшения.

Прежде всего они заботились об украшении головы. Кроме природного ее украшения - волос, о которых мы выше говорили, самым натуральным и вместе с тем самым обыкновенным украшением были у греков и у римлян венки, сплетаемые из цветов и листьев различных растений.

Венки издревле употреблялись в Греции и в радостных, и в печальных случаях. Ими украшали себя и приносящие в жертву, и пирующие; ими украшались и архонты, и ораторы; ими награждались и победители в состязаниях, и заслуженные граждане.

В позднее время стали заменять цветы золотом.

Наиболее распространенными были у греков, а позднее и у римлян венки, которыми покрывали свои головы пирующие и которые делались обыкновенно из роз, фиалок, мирта, сельдерея и плюща; украшались такими венками при попойках потому, что считали их средством против опьянения. Таких венков было несколько родов.

Кроме венков, греческие и римские женщины вплетали в свои волосы еще красивые повязки, из которых наиболее известна греческая сфендона , повязка, часто украшенная золотом, жемчугом и драгоценными каменьями; своей высокой и широкой серединой она или выделялась из волос наподобие диадемы, или же придерживала сзади волосы. Она ничем не отличалась от налобника или начельника, о котором упоминается уже у Гомера.

Другого рода женским украшением была коронка . Кроме того, женщины украшали свои волосы нитками жемчуга и собирали их в сетки, по большей части весьма искусно сплетенные из золотой канители, которые прикреплялись к волосам шпильками из слоновой кости.

Шпильки эти, подобно различным другим украшениям, встречаются в древних гробницах и в Помпеях и поражают своей прекрасной отделкой. Кроме шпилек, встречаются еще серьги, цепочки или шейные повязки и прекрасно отделанные застежки.

Серьги римских женщин отличались самыми разнообразными формами. В Похмпеях чаще всего встречаются серебряные и золотые серьги, имеющие вид маленьких полушариев. Наиболее красивы серьги, имеющие вид больших капель, особенно если они состоят из жемчужин.

Такие серьги стоили неимоверно дорого. Так, например, жемчужные серьги, которые Цезарь подарил матери Брута, стоили 6 миллионов сестерций. На шеях римлянок красовались ожерелья и цепочки из серебра, жемчуга и драгоценных каменьев.

Руки греческих и римских дам украшались блестящими браслетами или запястьями, очень часто в виде змеи; ноги зыше косточек украшались золотыми кольцами.

Не лишним считаем сообщить некоторые цены уборов. Так, убор матери Алкивиада, Дейномахи, стоил 50 мин. Но убор этот покажется не дорогим, если сравнить его стоимость со стоимостью уборов жен и любовниц римских вельмож, например Лоллии Паулины, супруги Калигулы, убор которой стоил более 2 миллионов рублей. В Помпеях и Геркулануме и во многих других местах найдено значительное количество античных украшении и драгоценностей; они и до сих пор служат образцами для наших золотых дел мастеров.

Кольца, о которых Гомер нигде ничего не говорит, греки стали носить приблизительно с начала 6 века до Р. X., заимствовав их, по всей вероятности, у восточных народов, где употребление их распространено было с незапамятных времен. Первоначально носили их только с практической целью, как печатки. Кольца делались сначала из обыкновенных металлов и не украшались каменьями; впоследствии лее они делались из драгоценных металлов и украшались очень искусно отделанными каменьями.

Скоро они стали употребляться как украшение и носились обыкновенно на четвертом пальце левой руки. Люди, слишком занятые собой, носили много колец; но это считалось не совсем приличным. Само собой разумеется, что и женщины украшали свои руки кольцами.

Римляне в древние времена носили, по этрусскому обычаю, железные кольца и употребляли их вместо печаток; носить золотые кольца имели право только сенаторы и всадники. Рассказывают, что Сципион Африканский Старший первый стал носить кольцо, украшенное драгоценным граненым камнем.

Впоследствии стали носить по несколько перстней, украшенных драгоценными каменьями с вырезанными на них изображениями лиц и разных предметов. У людей, не обладавших изящным вкусом, руки были почти сплошь покрыты множеством перстней; Квинтилиан советует оратору не обременять рук перстнями и ни в коем случае не надевать их на средние сгибы пальцев. Уже в конце Республики изготовлялись для хранения перстней особые футляры и даже шкатулки для целых их коллекций.

Остается упомянуть еще о прекрасных резных камнях, выпуклых или выдолбленных, известных теперь под общим названием "гемм ": они вставлялись для украшения в застежки, пояса, оружие и сосуды из драгоценных металлов.

Застежки и пряжки, употреблявшиеся для застегивания платья и поясов, делались в более позднее время исключительно из драгоценных металлов, серебра и золота и украшались часто каменьями. Форма их была различна.

Греческие и римские женщины, при своей страсти к нарядам и украшениям, не могли, конечно, обойтись без зеркала. Впрочем, у греков употреблялись только ручные зеркала, делавшиеся из блестящего, выполированного металла круглой формы с элегантной рукояткой, представлявшей чаще всего Афродиту, богиню красоты.

На них походили римские зеркала, иногда четырехугольной формы, которые украшались на оборотной стороне, по этрусскому обычаю, чеканной работой и делались сначала из смеси олова и меди, а впоследствии также из чистого серебра с вызолоченной оборотной стороной.

Само собой разумеется, что подобные зеркала были чрезмерно дороги; но еще дороже были большие стоячие зеркала, о которых, равно как и о стенных зеркалах, упоминается во время первых императоров и позже. Плиний упоминает еще и о стеклянных зеркалах, изобретенных финикиянами.

При помощи зеркал греческие женщины, а по их примеру и римские, расписывали свои щеки румянами и подкрашивали ресницы и брови. Обычай этот, не одобрявшийся мужьями, сообщал лицам греческих женщин и девушек ту свежесть, которой им недоставало вследствие постоянного затворничества.

Для этой цели употребляли белила, киноварь, добываемую из морского мха, и несколько других растительных веществ; брови подкрашивали сажей или порошком из сурьмы; места под глазами подкрашивали красноватой краской. В изобилии употреблялись греками и римлянами благовонные мази и масла, а именно: нардовые , розовые , шафранные , косатиковые , майоранные и т. п. За них платились часто значительные суммы денег; приготовлением их прославились Делос, Коринф, Родос, Телос и другие города.

Хранились духи и притиранья в разных коробках. Щипцы, употреблявшиеся древними для завивки волос, ничем не отличались от наших.

Римские женщины, в особенности позднейшего времени, еще и другими средствами восстанавливали утраченную свежесть своего лица и чистили зубы зубным порошком, а иногда заменяли их искусственными.

В заключение нужно заметить, что афинские и римские женщины защищались от солнечных лучей и дождя складными зонтиками, похожими на наши, которые носились или ими самими, или их служанками; обмахивались веерами, Имеющими вид раскрашенных листьев или сделанными из павлиньих перьев: утирали лицо платком, который употреблялся и мужчинами, особенно со времен Аврелиана.

Мужчины, кроме того, уже с древних времен употребляли палки, часто согнутые сверху. Особенно распространено было ношение палок в Спарте, хотя встречались они и в других местах. От этих палок следует отличать жезл, более длинную палку, которая издревле служила знаком царской и судебной власти и жреческого, пророческого и герольдского достоинства. В древние времена она давалась герольдами ораторам, когда эти последние хотели обратиться к собранию с речью.

Из этого длинного жезла образовался более поздний короткий посох, который носили в Риме сначала цари, а впоследствии и консулы, и полководцы и которым римский сенат награждал за особые заслуги иностранных государей.

Триумфаторский жезл, который употреблялся триумфаторами при триумфальном шествии, а впоследствии стал носиться и императорами, отличался от упомянутого выше короткого жезла тем, что украшен был золотым орлом.

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...