Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Развивалки для новорожденных 1 месяц. Развивающие игры и занятия для новорожденного. Когда развивать новорожденного

Посредством игры происходит развитие новорожденного – играя, малыш познает мир, получает первые навыки общения сначала с родителями, а потом со сверстниками. Во время развивающих игр у младенцев тренируется мелкая моторика и двигательные навыки, развивается интеллект, внимание и память. Родителям важно знать, как правильно играть с новорожденным ребенком, чтобы помочь его правильному развитию.

Детские игры с новорожденными малышами

Этап общения с ребенком через игры наступает в период с 3-х до 6-ти месяцев. К этому времени он уже вовсю гулит, активно пытается ползать и садиться. Поэтому ему можно предложить новые игры, которые продолжат его гармоничное развитие. В этом возрасте малыш пытается все ухватить, тренируя моторику и координацию движений. В первое время он хватает все предметы, располагая все пальцы кисти на одной стороне, но со временем большой палец он начинает противопоставлять остальным. В ходе игры с новорожденным, для того чтобы захват всегда был правильным, следует как можно больше давать ему хватать и снабдить необходимыми предметами, удобными для хватания.

Для первых игр новорожденного подойдут погремушки с достаточно тонкой ручкой, деревянные ложки, небольшие баночки, в которые можно положить какой-нибудь наполнитель. При этом баночки должны быть надежно закрыты, чтобы ребенок ненароком не проглотил их содержимое. Среди малышей этого возраста пользуются огромной популярностью запаянные прозрачные пакеты, в которых продают фасованные крупы и макароны. Малыш может долго наблюдать, как движутся внутри макаронины при потряхивании пакета. Аналогичный интерес вызовет прозрачная пластиковая бутылка, в которую налито некоторое количество воды или насыпаны та же крупа или мелкие предметы.

Во время игр с новорожденным малышом, делайте так, чтобы малыш умел хватать предметвы любого положения: лежа на животе и на спине, сидя на руках у родителей. Не нужно препятствовать тому, что ребенок тянет в рот схваченный предмет, ведь это один из способов узнать свойства этого предмета. Необходимо только внимательно следить, чтобы он не пробовал на вкус предметы небольшого размера, которые легко проглотить, с острыми краями или мелкими деталями, которые могут отломиться во рту. На этом этапе малышу для развития мелкой моторики пальцев рук надо давать рвать бумагу, но ни в коем случае не газету, так как свинец, входящий в состав типографской краски, вреден для здоровья ребенка. В этом возрасте дети очень любят совершать экскурсии по квартире на материнских руках, когда она показывает и называет предметы мебели, интерьера. Особенной популярностью пользуются экскурсии на кухню.

Если малыш увидит зеркало, то, скорее всего очень им заинтересуется. Ему нравится следить за своей мимикой и движениями, улыбаться и видеть в зеркале ответную улыбку.

Развивающие игры для младенцев 4-9 месяцев

В возрасте 4-5 месяцев малыш уже пробует ползать, поэтому большое внимание следует уделить развитию этого способа передвижения. Малыша надо регулярно выкладывать на животик. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время ползания опирался на ладошки, а не на сжатые кулачки. Следует также учить его переворачиваться со спины на живот и наоборот.

К 7 месяцам ребенок хорошо переворачивается со спины на живот и с живота на спину, уверенно хватает погремушки и пытается перекладывать их из одной руки в другую.

В 8 месяцев малыш полностью освоил ползание и уже старается вставать на ножки, держась за опору. Если его поддерживать под мышки, он будет пытаться переступать ножками.

В 9 месяцев он уже много времени проводит, бодрствуя, занимается со своими игрушками, собирая и перекладывая их.

В этот период жизни малыша, т. е. с 4-ти до 9-ти месяцев, можно предложить ему новые игры, направленные на его развитие. В первую очередь это должны быть игры для новорожденных, развивающие мелкую моторику рук, которые одновременно тренируют и развивают речевые центры головного мозга ребенка. Если вы знаете, как играть с младенцем, не ленитесь целенаправленно заниматься развитием мелкой моторики, ваш ребенок начнет разговаривать раньше и внятнее своих сверстников. Для этой цели почти универсальной развивающей игрой для грудничков является обычная пластмассовая пирамидка, состоящая из колечек разной величины, нанизывающихся на стержень. Давать ее ребенку можно уже с полугода, но в этом возрасте он сможет только снимать колечки со стержня, а взрослому придется снова и снова надевать их. Причем в ходе игры с новорожденным ребенком рекомендуется надевать колечки правильно, от большего к меньшему, чтобы малыш приучался к порядку и усваивал закономерность.

Позже малыша надо учить листать странички книги, сначала картонной, а через некоторое время и обычной. Нужно следить и обращать внимание ребенка на то, чтобы он перелистывал странички по одной. Как ещё играть с грудничком, чтобы развивать его мелкую моторику? Многие родители замечают, что детям этого возраста очень нравится играть с застежками-молниями и застежками на липучке. Эти развлечения также тренируют мелкую моторику, только нужно следить за тем, чтобы пальчики малыша не попали в молнию.

Со временем малыши проявляют все больший интерес к тому, что творится на кухне. Поэтому матери могут брать с собой ребенка и на кухню, например в коляске, и заниматься своими делами. А для него наверняка найдется какая-нибудь интересная вещь. Детей все еще занимают прозрачные бутылки, наполненные водой или крупой, пластмассовые ложки и другая одноразовая посуда. Ребенок может учиться складывать пирамидки из пластиковых стаканчиков, греметь самодельными погремушками из баночек, наполненных различным содержимым. Хорошей детской игрой для новорожденных являются «дочки-матери», когда нужно понарошку варить «кашу» и «кормить» игрушки. Он с удовольствием повторяет все, что делает мама на кухне: «размешивает» еду, «раскладывает» ее по тарелкам и пытается впихнуть ее в рот куклам и игрушечным зверушкам.

Когда он активно пытается ползать, лучше всего выделять время для того, чтобы тренировать навык ползания. Лучшим местом для этого является пол, конечно, чистый, застеленный ковром и сверху одеялом, по которому малыш и должен передвигаться. Следует убедиться в отсутствии сквозняков. Для того чтобы стимулировать малыша к ползанию, можно положить его любимую игрушку на некотором расстоянии от него, и для того чтобы ее взять, ему придется проползти.

Или привязать к игрушке ленточку, и каждый раз, когда ребенок приближается к игрушке, потихоньку отодвигать ее. Но надо обязательно дать малышу схватить вожделенную игрушку - его законную добычу.

Через некоторое время можно разложить на одеяле несколько игрушек на определенном расстоянии и предложить малышу переползать от одной к другой.

На видео «Игры с новорожденным» показано, какие первые развивающие занятия можно проводить с грудничками:

Развивающие занимательные игры с грудничками

Как ещё играть с новорожденным, достигшим полугодовалого возраста? Очень полезно играть в прятки. Вначале на виду у ребенка надо спрятать игрушку, прикрыв ее, например, пеленкой, но так, чтобы часть оставалась видна, и попросить его найти, чтобы он понял правила игры. Потом нужно усложнить задачу и спрятать эту игрушку, когда ребенок не видит, но чтобы она по-прежнему оставалась частично видна. Малыш должен постараться найти ее, хотя с первого раза это может не получиться.

Такая игры с младенцем тренирует память ребенка, способность создать образ невидимого предмета. Потом мама может спрятаться и сама, когда ребенок отвернулся, а потом позвать его. Если малыш не смог сразу найти маму, надо выглянуть и позвать его снова. Он будет очень рад, что мама нашлась. Конечно, малышу хочется не только постоянно искать игрушки и родителей, но и спрятаться самому, да так, чтобы его не сразу нашли. Не отказывайте ему в этом удовольствии. Так ребенок будет чувствовать себя любимым и нужным.

В 9 месяцев малыш обычно уже хорошо ползает и пытается стоять, не держась за опору. Еще немного, и он сделает свой первый самостоятельный шаг. А пока он активно «ходит» по квартире, поддерживаемый за обе руки.

В 10-11 месяцев ребенок уже ходит, держась за одну руку, достаточно уверенно. Примерно в это же время малыш произносит свои первые осмысленные слова.

Новые развивающие игры с грудничками направлены на укрепление этих навыков.

Когда малыш активно учится ходить, очень полезно подниматься и спускаться по склонам и ступенькам.Обычно подъем дается малышу легче, поэтому с него и нужно начинать. Постепенно ребенка следует приучать переступать через небольшие препятствия - ветки, лужицы. Когда у малыша, получается, выполнять эти задания, даже не совсем правильно, его обязательно надо хвалить. Ведь он уже не только реагирует на ласковую интонацию, но и понимает смысл сказанных слов.

Когда малыш научится хорошо координировать свои движения игры с новорожденными младенцами должны быть направлены на развитие у них чувства ритма.

Для этого можно прохлопывать с ним ладошками или простукивать песенки и стишки.

Дети в этом возрасте просто обожают исследовать различные банки и коробки - картонные, пластиковые, с закрывающимися или завинчивающимися крышками, разных цветов и размеров. Можно положить в какую-нибудь коробочку игрушку или карандаш, закрыть и отдать малышу. Он будет слышать звук и знать, что внутри что-то есть. Постепенно он догадается, как открыть крышку, чтобы увидеть, что же там гремит. Эти игры способствуют развитию у младенцев мелкой моторики и в какой-то мере логического мышления, ведь надо еще догадаться, как открыть коробку.

Во время купания можно запустить в ванну несколько мячиков или «водоплавающих» игрушек и предложить малышу схватить их. В воде игрушки становятся скользкими, и взять их в руки не так-то просто.

В этом возрасте малышу уже можно покупать первые книжки. Пусть текста в них будет немного, гораздо больше его привлекают большие и красочные картинки, изображения Разных зверей и предметов.

Важно, чтобы они как можно больше соответствовали действительности. Вместе с малышом надо листать книжки и четко называть то, что изображено на картинке. Если это зверь, то можно показать, как он «разговаривает» (кошка - «мяу-мяу», коровка - «му-му»). Скоро ребенок начнет повторять и усвоит, что и как называется. Имеется еще множество развивающих игр грудничков, их можно придумать и самим. Регулярные занятия, проводимые вместе с малышом весело и интересно, разовьют его физически и интеллектуально и укрепят эмоциональные связи в семье.

Статья прочитана 2 177 раз(a).

е бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка. Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий — привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку . Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне . Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку . Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный : с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки . Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы . Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки . Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной . Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы , у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.


Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых . Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Читайте также:

Просмотрено

Многодетные семьи: Как выстроить цепочку взаимопонимания между членами семьи?

Все о воспитании, Медицина, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Почему беременным нужно отказаться от вредных привычек?

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Вкусная манная каша — она вредная для детей или полезная?

Это интересно!

Просмотрено

Изумительная реакция лабрадора, который познакомился с мальчиком с синдромом Дауна

Общение младенца с мамой происходит не только во время кормления и подготовки ко сну, но и во время игр. Как и во что поиграть с грудничком?

Ошибочно полагать, что с новорожденным не нужно играть. Дескать, он ничего не умеет и мало что понимает - что с ним, в принципе, можно делать? Но младенцы развиваются очень быстро, и чем больше времени мама будет уделять правильным играмправильным играм с малышом, тем быстрее кроха освоит необходимые навыки. Мы составили список полезных развлечений для самых маленьких.

До месяца. Игра «Где звук?»

Что развивает: слух, восприятие, внимание.

Как играть: возьмите негромкую пищалку, музыкальную игрушку или свистульку и издавайте с ее помощью звуки то с одной стороны от головки малютки, то с другой. Поначалу малыш будет в недоумении, но со временем станет поворачивать голову в ту сторону, откуда идет звук.

Игры с малышом 1-4 месяцев

1 месяц. Игра «Проследи-ка»

Что развивает: зрение, восприятие, внимание.

Как играть: возьмите яркий привлекательный предмет или светящуюся игрушку и то подносите ее к личику малыша (на расстоянии около 20-30 см), то отводите подальше. Водите предметом из стороны в сторону достаточно медленно, чтобы кроха успел сфокусировать на нем свой взгляд.

2 месяца. Игра «Потрогай»

Что развивает: тактильное восприятие, моторику.

Как играть: соберите коллекцию различных по фактуре предметов. Пусть это будут кусочки меха и разных тканей, бархатная бумага, губка, кусочек оргстекла и прочие материалы. Водите ладошкой малыша по этим предметам. Можно также сшить или купить игровой коврик, состоящий из разнообразных лоскутков, и выкладывать младенца на него. Еще полезно вкладывать в ручки крохи удобные игрушкиудобные игрушки, например, погремушки, и потрясывать ими.

3 месяца. Игра «Ку-ку»

Что развивает: зрение, внимание, восприятие, память.

Как играть: закрывайте лицо ладонями, листом бумаги или платком, а потом волшебным образом появляйтесь перед малюткой. Еще можно выглядывать с разных сторон листа или платка и смотреть, угадает ли малыш, где возникнет ваше лицо.

4 месяца. Игра «Танцы»

Что развивает: моторику.

Как играть: включите зажигательную мелодию или детскую песенку и «потанцуйте» с крохой. Пока он лежит на коврике или пеленальном столике, сделайте с ним зарядку: поднимайте и опускайте ручки и ножки, поворачивайте малютку с бока на бок, приподнимайте, когда он крепко держится за ваши руки. Потом возьмите малыша и покружитесь с ним по комнате.

Игры с малышом 5-7 месяцев

5 месяцев. Игра «Мешочки»

Что развивает: тактильное восприятие, слух, моторику.

Как играть: возьмите несколько плотных тканевых мешочков и наполните их разными крупами, бусинами, кусочками пенопласта или шуршащими элементами (например, полиэтиленовыми пакетиками). Надежно зашейте мешочки и дайте малютке. Такая игра надолго займет любопытного кроху!

6 месяцев. Игра «Малышовые прятки»

Что развивает: память, внимание, восприятие, речь.

Как играть: возьмите любимую игрушку малыша или яркий предмет и накройте его платком. Потом откиньте платок, чтобы найти пропажу. Озвучивайте все, что происходит: «Где мишка? Он потерялся? Мишка, ты где? Вот он!».

7 месяцев. Игра «Окошки»

Что развивает: память, внимание, восприятие, моторику.

Как играть: смастерите из плотного цветного картона домик с открывающимися окошками. Пусть в каждом окошке малыша ждет какой-то предмет или герой. Сделайте ставни достаточно крепкими и надежными, чтобы кроха мог открывать и закрывать их многократно.

Игры с малышом 8-11 месяцев

8 месяцев. Игра «Батут»

Что развивает: моторику.

Как играть: возьмите малыша подмышки и поднимайте его так, будто он прыгает на батуте. Поднимайте и опускайте его на диван, пол или ваши колени, чтобы он отталкивался и как бы подпрыгивал. Эта игра отлично тренирует мышцы ног.

9 месяцев. Игра «Стаканчики»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, моторику.

Как играть: купите или соберите из подручных средств набор стаканчиков, коробочек или баночек разных размеров. Главное, чтобы они могли вкладываться один в другой наподобие матрешки. Хорошо, если стаканчики будут разноцветные. Покажите малышу, как маленький предмет можно класть в большой. А потом пусть кроха попытается сам проделать это с вашей помощью.

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память.

Как играть: вырежьте из картона геометрические фигуры разных размеров и разных цветов. Показывайте крохе парами: разные фигуры одного цвета, одинаковые фигуры разных размеров и пр. Называйте фигуры и цвета, указывайте, что - большое, а что - маленькое.

11 месяцев. Игра «Кукольный театр»

Что развивает: внимание, мышление, восприятие, память, речь.

Как играть: с помощью игрушек - обычных или надевающихся на пальцы - поставьте небольшой спектакль по мотивам стихотворения или сказки, которые знакомы крохе. Пусть у каждого героя будет свой тембр голоса и манера речи. А если в спектакле задействованы животные, им стоит продемонстрировать маленькому зрителю, как они мяукают, лают или мычат.

Все девять месяцев в ожидании ребенка вы в большей степени материально готовились к его появлению: покупали крошечные ползунки и распашонки, кроватку и балдахин, и много чего другого, необходимого для ухода за малышом. И вот у вас на руках долгожданный комочек счастья, которому нужна ваша любовь и забота. Малышу, прежде всего, нужны ваши нежные руки и любящий взгляд. Все манипуляции, которые вы проделываете день за днем, надо превратить в игру – от этого будет польза и малышу, и вам, ведь игра – это способ уйти будничной рутины. Прежде, чем перечислить и описать игрушки и игры, в которые можно и нужно играть с ребенком, хочу рассказать, зачем это надо делать.

Зачем надо играть с ребенком

Почему ребенку недостаточно того, чтобы его кормили, поили, мыли и укладывали спать. Почему малыш все время голоден для любви (раскрою секрет: дети растут от любви).

Если перестать разговаривать с ребенком, молча и бездушно выполняя «обязанности по воспитанию»,
Если стараться побыстрее положить его в кроватку, чтобы «не приучить к рукам»,
Если игнорировать плачь малыша и с первых дней заниматься сомнительной дрессурой, ребенком неизбежно овладеет синдром тяжелей физической и психической отсталости, а именно – госпитализм.

Малыш заболевает, если ему не хватает общения с родителями: физического и эмоционального контакта. В результате начинается замедляться развитие (в особенности умение ходить), ребенок плохо прибавляет в весе и мало растет. Тормозится развитие также и нервной высшей деятельности мозга. Зайдите в любой Дом малютки, где на попечении государства живут детки с рождения до трех лет (потом их переселяют в детские дома). Новорожденные лежат по боксам, с ними, конечно, общаются медсестры: но детей много, а женщин мало, всех на руках не поносишь. Впоследствии, прекрасная игровая, занятия, замечательные санитарно-гигиенические условия и полноценное питание, - все это все равно не компенсирует бедность детей на эмоции, речь и мышление воспитанников более ограниченны, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Все чаще госпитализм фиксируют и в неблагополучных семьях, где мамины объятия и улыбка являются дефицитом.

Так что, не думайте, что ваши разговоры с малышом ему не нужны, мол, он все равно ничего не понимает. Играя с ребенком, вы насыщаете его головку знаниями о мире, в который он пришел. Игра – это практика развития и большая школа жизни для малышей. Это правило, о котором уже давным-давно писал мой любимый американский педагог, детский психолог Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», цитрую: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра - то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере – плодотворны. Ошибочно думать будто игра - это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Какими должны быть игрушки у грудничка

Игрушки должны быть сделаны из материалов, которые останутся безопасными для малыша, даже если они попадут ему в рот (а это обязательно произойдет). А именно: качественный пластик, дерево, резина.

Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.

Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.

Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.

Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.

Итак, какие игрушки нужны грудничкам?

От рождения до 3 месяцев
  • Традиционно родители дарят своему ребенку погремушку. Их может быть много. Они выполняют задачу привлечения внимания ребенка. Сначала мама тихонько потряхивает игрушкой в 15-20 см от лица ребенка, малыш пробует сфокусировать на ней взгляд, и с каждым разом это у него получается все лучше и лучше. Вскоре ребенок сам сможет схватить погремушку и обязательно попробовать ее на вкус. Хорошо, если в вашей коллекции будут погремушки контрастных цветов. Также годится все безопасное без мелких деталей, что можно сжимать и хватать.
  • Разноцветный – электронный или заводной мобиль. Надо прикрепить его к краю кровати и завести механизм: мобиль начнет движение и зазвучит музыка. В первые месяцы жизни малыша мобиль очень даже занимает ребенка, у мамы появляется возможность передохнуть в то время, как кроха смотрит за крутящимися игрушками и слушает приятную мелодию. Так развивается слух и зрение.
  • Даже новорожденному можно будет интересен воздушный шар, наполненный гелием (он прекрасно парит в воздухе). Если в семье есть старший ребенок, поручите эту миссию ему. Так вы убьете сразу двух зайцев: первенец почувствует свою значимость, ведь ему дали возможность сделать что-то для своего братика или сестренки, а младший получит лучшего друга на всю жизнь. Так, после того, как старший ребенок вдоволь наиграется и продемонстрирует все возможности шарика, привяжите его к ручке малыша. Сначала ребенок не сможет установить связь между своим движением и полетом шарика надо головой. Знание и умение манипулировать этим предметом обязательно придет, но немного позже.
  • Пока малыш не способен различать полутона и светотени, а занять его все-таки надо, в такой ситуации на помощь придет обыкновенная рожица, нарисованная лично вами обыкновенным черным фломастером. Тут не важны ваши художественные способности: главное, чтобы у лица были все черты, присущие нормальному человеку. То бишь: глаза, нос, рот. Малышу будет очень интересно рассматривать картинку, почти так же, как ваши дорогие черты. Подобный эффект имеют другие черно-белые картинки.
  • К трем месяцам малыш не просто реагирует на любые звуки, он активно ищет его источник. В это время вам очень пригодятся музыкальные игрушки: дудочки, пищалки, погремушки, колокольчики. Разговаривайте с ребенком всегда и везде: он живо интересуется не только, о чем вы там ему рассказываете, ему важна интонация, любые переходы от тихого до громкого звука. Комментируйте абсолютно все: машина едет, фен жужжит, собачка лает, телефон звонит и т.д.
  • Неваляшка, конечно, еще подождет, пока малыш ее сможет лично попробовать свалить, но, все же, ее тоже вполне можно запустить в мир ребенка. Просто раскручивайте и пытайтесь опрокинуть неваляшку до тех пор, пока это действие не надоест ребенку. Игрушка обнаруживает в ребенке желание познавать все больше и больше, также неваляшка способствует развитию зрения.
  • Очень практичную и простую игрушку вы можете сделать сами. Купите толстую, широкую резинку для волос, хорошенько пришейте к ней маленький колокольчик – все, готово. Теперь одевайте ребенку эту игрушку попеременно на оба запястья руки. Малыш будет подергивать ручками, в это время колокольчик будет звенеть: забава та еще, всем малышам нравится! Формирует координацию движений, умение сосредотачиваться на звуке.
  • У вас обязательно должны быть игрушки, выполненные из материалов различных фактур: мягкие, шершавые, скользкие и.т.д. Можно просто вкладывать ребенку в ручку кусочки разных тканей. Так у ребенка вы будете развивать тактильную чувствительность. Ощупывая поверхность различных материалов, малыш на другом уровне познает окружающий мир. Можно пошутить: наденьте на ножку ребенка носочек. Кроха обязательно потянется за ним, сначала будет пытаться снять его, а когда это получится – обязательно засунет в рот (поэтому игрушки, и все, что вы даете ребенку, надо постоянно мыть).
  • В три месяца малыш уже умеет внимательно следить за предметом. Покажите ему маленькое представление. Прямо на краю кроватки пусть с вашей помощью туда-сюда побегает какая-нибудь зверушка: зайчик или медвежонок, это неважно. Ребенок будет непременно следить за перемещением мохнатого товарища и наверняка наградит вас гулюканьем.
  • Развивающие коврики украсят будни вашего малыша. А заодно выработают у ребенка правильное отношение к кровати, где он только спит, а не играет. Таким образом, кроватка будет у него ассоциироваться со сном и отдыхом, а вот развивающий коврик – с бодрствованием и игрой. Игрушки, подвешенные на дугах коврика, настолько интересны, что могут заменить многие экземпляры, продающие отдельно и по гораздо более высокой цене. Коврик снабжен и безопасным зеркальцем, в которое малышу будет весьма интересно посмотреть на себя. Игрушки выполнены из различных материалов, в них вставлены «шуршалки» и «трещалки». Развивающий коврик будет развивать вашего ребенка незаметно и комфортно для него. Пригодится до 1 годика.

От 4 до 6 месяцев

  • Ближе к четырем месяцам детей многих начинают беспокоить прорезающиеся зубки, поэтому в коллекции игрушек должен появиться прорезыватель. Обычно их выполняют в форме различных зверей, птиц или рыбок, поэтому прорезыватель вполне можно считать еще и игрушкой. Она специально сделана так, чтобы ее можно было удобно сосать, жевать, даже грызть.
  • Мобиль не теряет своей актуальности, только вот в период от трех до шести месяцев детки становятся намного сильнее, чем прежде. Поэтому внимательно проверяйте, насколько надежно прикреплен мобиль перед тем, как запустить его для ребенка. Малыш уже спокойно дотягивается до подвешенных игрушек, поэтому плохо закрепленный мобиль грозит упасть при любом резком движении ребенка.
  • Небольшой мягкий кубик или мячик, такой, чтобы ребенок спокойно мог его захватить ладонью. Было бы вообще замечательно, если внутри игрушки будет бубенец. Тогда помимо зрительно-моторной координации, вы разовьете в своем ребенке еще и слух. Ближе к шести месяцам вы можете посадить ребенка к себе на колени и дать возможность ему уронить мячик или кубик на пол. «Бах, упал!- в тот самый день вы совершите революцию в голове у ребенка. В ближайшее время (даже если вы сами не показывали, как падают предметы), выбрасывание игрушек из кровати станет самым любимым развлечением. Это вытворяют дети всех поколений. Это же так весело!
  • В предыдущие три месяца вы уже показывали малышу, как играет дудочка, как свистит свисток, теперь, когда ребенок хорошо держит головку и может не менее десяти минут пролежать на животе, можно показать ему небольшое пианино, которое работает на батарейках. Малыш с удовольствием будет нажимать клавиши, извлекая новые звуки.
  • Никогда не устаревают и всегда актуальны обычные бусы с крупными бусинками. Их можно трясти, ощупывать, хватать, совершенствуя при этом координацию движений и получать новые тактильные ощущения. Было бы неплохо, если бусы будут сделаны из дерева, все-таки природные материал предпочтительнее пластмассы.

От 7 до 9 месяцев

  • В этом возрасте дети уже умеют сидеть, границы их возможностей расширяются. Теперь можно предложить ребенку деревянный молоточек с колышками, которые нужно забивать. Конечно, все действия вы сначала продемонстрируете сами, ребенок потихоньку будет повторять и вскоре тоже начнет попадать по игрушечным «гвоздикам». Благодаря такой работе у ребенка укрепятся мышцы рук, успешно будет развиваться моторно-зрительная координация.
  • Вот и настало время выбрасывать игрушки из кроватки, параллельно с этим хулиганством развивается мелкая моторика, слух, зрение, познавательные способности.
  • Самое время, если вы еще до сих пор не приобрели, купить малышу мягкие книжки. Пусть их будет несколько и сделаны они будут из разных материалов. Такие книжки можно при желании сделать и самим. Книги могут быть тканевые и сделанные из пластика. Они удобны во всем: если испачкаются, то быстро и легко моются, их можно жевать и не бояться испортить. С ними можно даже купаться. Научите малыша переворачивать странички, обязательно называйте, кто и что нарисовано в книге. Обычно все дети с интересом вглядываются в красочные, яркие картинки. В библиотечке вашего ребенка должны быть и обычные книги, но лучше всего, если они будут выполнены из толстого ламинированного картона. Так они прослужат дольше, и, быть может, доживут до рождения следующего вашего ребенка.
  • Ежедневные купания превратят в праздник специальные игрушки, предназначенные для игр в воде. Кораблики, уточки с утятами, губки в виде зверушек, заводные рыбки, которые надо ловить сачком и.т.д. Игрушки лучше всего давать ребенку всегда, когда он принимает ванну. Ведь это для вас гигиеническая процедура перед отходом ко сну, а для ребенка - это долгожданный праздник в конце дня, прекрасное развлечение и способ снять усталость и напряжение.
  • Игровые центры сочетают в себе несколько различных игрушек: телефон, крутящиеся шарики, движущиеся фигурки и много чего другого.
  • Удовольствие не из дешевых, но весьма увлекательно для ребенка.

От 9 до 12 месяцев

  • Пирамидку можно было приобрести и пораньше, но в 9 месяцев она должны быть уже непременно. Обязательно обратите внимание на то, как она сделана. Жизненный опыт показывает, что самая лучшая пирамидка сделана со стационарным основанием, в которое вставлен и хорошо закреплено стержень (вообще не вынимается), на который ребенок будет одевать колечки. Можно приобрести две такие пирамидки: одну деревянную, другую мягкую, кольца которой сделаны из ткани. Моторно-зрительная координация, мелкая моторика, последовательность действий, изучение цветов, - все это с успехом десятилетия подряд развивает в ребенке пирамидка.
  • Игрушки-вкладыши. Бывают в форме стаканчиков, они вкладываются один в другой, а также могут быть использованы для построения настоящей башни. Игрушки-вкладыши развивают познавательный интерес, мелкую моторику (что важно для развития речи) и, кончено, координацию движений.
  • Обычные кубики, деревянные или пластмассовые. На них могут быть нанесены цифры или буквы, впоследствии по ним можно будет изучать алфавит или счет. А пока вы будете строить, а малыш с удовольствием разрушать. А скоро он составит маленькую башенку из двух кубиков, так в вашем доме начнется эра великого строительства.
  • Игрушка Матрешка может заменить собой и куклу, и игрушку-вкладыш. Изобретенная в 19 веке, она стала народной любимицей, особенно среди детей. Состоит из двух частей, внутри каждой Матрешки находится еще одна, поменьше. Число кукол от шести до бесконечности, все зависит от высоты Матрешки. На примере этой игрушки ребенок учится понимать размер (маленькая, большая), форму, цвета, развивается речь, логика.
  • Деревянные или пластмассовые поверхности, в которых проделаны отверстия различной формы, к этим логическим игрушкам прилагаются вкладыши, подходящие по форме к отверстиям. Квадратные кубики могут пролезть только в квадратные отверстия, круглые предметы – только в круглые.
  • Игрушки-каталки снабжены колесиками и длинной ручкой. Пригодится и машина-каталка. Обратите внимание: колеса должны быть большими. Машины с маленькими колесами двигаются с трудом, ребенок нервничает, психует. Так что, лучше не продешевить и купить такую машину, которая не будет пылиться или вызывать отрицательные эмоции, а только радовать ребенка и развивать у него координацию движений. Такие машины будут интересны не только мальчикам, но и девочкам (что подтверждает пример моей дочери).
  • Потихоньку знакомьте ребенка со всеми спортивными игрушками. Хорошо, если у вас в доме есть хотя бы маленькая шведская стенка. Дети обожают залазить куда угодно и где угодно. Пусть развивают мышцы рук, координацию движений и растут здоровенькими!
  • Металлофон, синтезатор на батарейках, барабан, дудочки – развивают слух и моторно-зрительную координацию.
  • Научиться предсказывать движение предметов, развить зрение и познавательные способности поможет желоб или игровой центр, в которых по спиралевидным проволочкам вниз скатывается шарик.
  • Прыгающая лягушка, убегающая под кровать мышка – заводные игрушки никогда не надоедят малышам и способны осушить самые горькие слезки.
  • Обычная или тряпичная кукла небольшого размера с крупными чертами лица должна быть не только у девочки, но и у мальчика. Ребенок должен уметь позаботиться о кукле: покормить ее, покачать, уложить спать. Так начинается воспитание в будущем мужчине хорошего отца. На куклах хорошо обучать ребенка, как называются части тела, лица, элементы одежды.

Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки

Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)».

Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает:
«Потягунюшки,
Потягунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходюнюшки,
А в ручки = хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!»

Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху:
«Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»

Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать:
В светлом теремочке
«Выросла (имя девочки)
Люди ее любят,
Все ее голубят».

Как играть с новорожденным ребенком

Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш.

Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.

Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.

И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».

Появление ребенка в семье приносит радостные хлопоты вкупе с толикой тревоги.

Родителей беспокоит множество вопросов, их восприятие малыша всегда субъективно, мама и папа пытаются сравнивать развитие своего ребенка со средними, весьма условными нормами. Как он должен развиваться, почему так много спит, видит ли он, слышит ли…

Как играть с новорожденным, какие игрушки будут ему интересны и нужны ли вообще игрушки новорожденному? Беспокойство совершенно иррационально, поскольку не поддается контролю и возникает из-за невозможности понять свое ненаглядное чадо.

Надо ли развлекать младенца или как перестать беспокоиться

Еще неделю назад ваш малютка слышал и «видел» мир из благополучной «маминой колыбели», он был как бы в защитном «коконе», мир вне мамы был неинтересен и неопасен. Но состоялся «выход в свет», и теперь новорожденного окружают другие звуки, запахи, цвета, движения. Казалось бы, малютка должен «впитывать» новые ощущения всем существом своим, но он спит почти сутками, просыпаясь на «покушать». Что можно успеть в те минуты, когда он не спит? И надо ли его как-то развлекать, может, песенки петь или сказки рассказывать?

От рождения до месяца жизни

  • прежде всего, надо успокоиться и принять тот факт, что действительно в первый месяц жизни младенец будет много спать. Это период адаптации к новому состоянию, новорожденные тратят много сил на привыкание к другому образу жизни, поэтому им нужен крепкий сон. Когда младенец бодрствует значительную часть суток, но не плачет, оживлен и активен - это исключение, которое напрямую связано с его физиологией, причин для беспокойства нет. Если же отсутствие сна сопровождается криком, плачем - посещение педиатра не будет лишним;
  • конечно, есть и врожденные рефлексы, но все же малышу необходимо время на «перестройку» систем организма. За минуты бодрствования малыш должен получить самое главное - мамину любовь, тепло и защиту. Мамин голос, ее запах, улыбка, бережные прикосновения помогут младенцу адаптироваться быстрее. Специально настраивать себя на игру с ребенком одной-двух недель от роду бессмысленно, и беспокоиться о том, что вы упустите какой-то важный период для развития - не стоит. Скорее наоборот, чем больше вы будете стараться развлечь ребенка, тем быстрее он устанет, и тем острее будет реакция на утомление. Хорошо, если ваша попытка закончится только плачем малютки, но могут быть и более серьезные последствия;
  • потратьте время «НЕ сна» на гигиенические нужды (переодевание, подмывание, воздушные ванны), но при этом разговаривайте, пойте песенки, ребенку ваш ласковый спокойный голос необходим! Можно сделать легкий массаж или просто оставить лежать в кроватке, но при этом постоянно говорите с ним. Вы можете ничего не услышать в ответ, но ребенок вас услышит, это его зона комфорта, не лишайте его уверенности, максимально сохраните тот особый контакт, который объединял вас до его рождения;
  • будьте уверены, малыш видит, чувствует и слышит все, что происходит рядом с ним. Если он просто смотрит, как вам кажется, в «никуда», на деле в возрасте до месяца, младенец учится фокусироваться на объемном созерцании предмета. Вмешиваться в столь сложный процесс не надо, но и наблюдать постоянно одно и то же, каждый день - это уже не познание, не развитие, не развлечение, поэтому объект наблюдения надо менять.

Ребенок к месяцу четко не видит, он только учится фокусировать взгляд на крупных предметах, игрушках, движениях людей, поэтому не надо часто менять обстановку возле кроватки, лучше больше гулять с малышом. Разговаривайте, чаще берите его на руки, ходите с ним по комнате, даже танцуйте - потратьте время с пользой для малыша и себя.

Ребенок в 1 месяц может следить взглядом за предметом, поворачивать голову на звук, «петь» гласные звуки, отзываться на голос мамы подобием гуления. Он меньше спит, больше времени проводит в наблюдениях, значит, нужны игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать. Развлекать малютку можно только в период хорошего настроения, когда его ничто не беспокоит, он здоров, сыт и всем доволен. В противном случае самая забавная игра будет только раздражать дитя. Слезы и крик - это лишь самая малая «награда» за игру в тягость.

Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев

Тактильные (игры-прикосновения) дают максимум впечатлений, во время такой игры можно поглаживать ненаглядное чадо по животику, касаться стоп, ладошек. Все игры подобного плана позволяют младенцу видеть лицо мамы и одновременно ощущать ее, слышать мамин голос. Во время игры надо напевать, дети превосходно чувствуют ритм попевок, потешек народного фольклора, мелодичность которых успокаивает. Мамы развлекают новорожденного играми-прикосновениями с момента рождения, первый раз взяли на руки - и вот он, контакт, понятный и близкий.


  • Возьмите малыша на руки, старайтесь быть в его поле зрения, пусть он смотрит на вас или хотя бы в вашу сторону. Лицо мамы - это главный объект изучения для маленького человека, гримасничайте, чаще улыбайтесь, медленно поворачивайте свою голову в стороны. Уже в 2 месяца в ответ на улыбку ребенок будет улыбаться сам, сможет следить за вашими движениями, поворачиваться на ваш голос.
  • Развлекать малютку можно и во время массажа или пеленания. Погладьте его ладошку, ласково пощекочите пальчики, назовите по имени, возьмите на руки и покачайте, прижмите бережно к груди - это развивает чувство защищенности и баланса. Добавьте музыку - ребенок сам «подскажет», какая музыка ему приятна. Покачайте его вверх-вниз («качели»), но не поднимайте младенца высоко, чуть выше маминых глаз. Пощекочите губами животик, ласково спросите «а чей это животик? Моего (имя) животик». Чтобы развлечь кроху не обязательно покупать сложные яркие игрушки, иногда достаточно тактильных игр с мамой.

Игры - наблюдения за мамой входят в развлекательный «рацион» ребенка почти с рождения, ее лицо он видит во время кормления, укачивания, гигиенических или лечебных процедур.

  1. Положите малыша в кресло-шезлонг для новорожденных, перенесите кресло на кухню, в моменты бодрствования дитя с удовольствием будет за вами наблюдать. Двигайтесь медленно, чтобы он успел зафиксировать взгляд на вас, покажите яркое полотенце, миску, блестящую ложку - это все интересно, занимательно и познавательно в соединении с вашими «рукодельными» попевками («я взяла ложку, она такая красивая, я буду помешивать кашу, а потом приготовлю…» - и дальше все в ритмичном темпе "ля-ля-ля, ля-ля-ля").
  2. Перенесите кресло в комнату, где вы отдыхаете, «расскажите», что вы будете делать. Да, скорее всего, младенец быстро уснет, но он будет рядом с вами, и когда проснется, снова увидит ласковое доброе лицо мамы (игра во время просыпания «кто у нас проснулся? (имя) проснулся, мамочку увидит, песенку услышит»). Импровизируйте, главное ваш голос, интонация, и немного названий предметов - это уже познание мира через ваши действия и слова.
  3. Наклоняясь над крохой можно напеть простые слоги (ля-ля-ля, гу-гу-гу, та-та-та), вы подготовите «почву» для гуления, он будет повторять следом за вами, но делайте все медленно, чтобы у малыша было время «сосредоточиться» на повторение.
  4. Цветные игрушки, мобили, развивающие коврики, гелевые шарики, неваляшки будут полезны трехмесячному малышу, но все дозировано, не в «утомляющем» избытке. Погремушку вкладывайте в ладошку малютки, он рефлекторно ее сожмет, потом откинет - это развитие моторной функции, чуть позже ребенок будет удерживать погремушку дольше, будет тянуться к ней (игры «посмотри, что у меня есть» с погремушками, колокольчиками, неваляшками и проч.). Чем проще форма подвесных игрушек, тем легче малышу будет их «ловить», тем дольше он будет играть сам.
  5. Надутые гелием шарики - это вообще находка для рассматривания, выбирайте одноцветные шарики, привяжите их к кроватке. Шарики будут двигаться от малейшего дуновения, кроха сможет наблюдать за ними долго, к тому же шарики одного цвета можно заменить или вообще убрать на время, а потом снова привязать, но уже поближе к малютке. Когда он сможет дотянуться до ленточки (обычно это происходит в два-три месяца), веселье продолжится - шарик будет «прыгать» даже при сжимании ленточки в кулачке.

На бумажных одноразовых тарелках можно нарисовать смешные рожицы, ребенок будет их рассматривать, если «личиками» двигать (на обратной стороне тарелки приклейте резинку, чтобы надевать на ладонь) - кроха будет следить за ними взглядом. Игры «Что это такое? Личико такое, улыбочка на личике, вот идет личико гулять…» и продолжайте импровизацию. Только однотонные игрушки, черно-белые или чуть позже цветные - это позволит малютке «увидеть» разницу цветов, можно даже заметить, какой цвет для него приятен больше других.

Любую «развлекалочку» держите на расстоянии в 40-50 см, не ближе! Можно взять в руки яркую погремушку и покачивать ею в стороны, когда кроха «увидит» игрушку - начать медленно двигать ее в стороны, чуть позже вверх-вниз. У всех новорожденных дальнозоркость, поэтому нельзя подвешивать мобиль непосредственно над головой младенца, повесьте его чуть впереди и выше. Можно сделать самодельную подвеску с погремушками, привязанными на разной высоте, и снова напевайте, привлекайте внимание крохи - «вот висит игрушка, игрушка погремушка, красивая игрушка, веселая игрушка».

Ребенок хорошо слышит с рождения, но находить источник звука не умеет. Развлекайте его звуком колокольчика, постукиванием барабанных палочек друг о друга, потопыванием во время «танцев» с крохой, и напевайте все, что вы делаете. Знакомство с миром идет быстрее, если мама вовремя начнет играть с младенцем.


Простые правила для любой игры

  1. Если видите, что кроха устал - срочно заканчивайте любую игру, а на время сна вообще убирайте игрушки, которые он может случайно задеть.
  2. Развлекать малютку звуковыми игрушками, мобилями, музыкой, звоночками во время бодрствования можно и нужно, но спать ребенок должен в тишине.

Простые игры, простые развлечения и мама - это все, что жизненно необходимо младенцу в первые месяцы, не надо ничего усложнять. Дитя вырастет быстро, успейте насладиться временем, когда ему не надо ничего, кроме мамочки.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...