Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Страхи родителей за детей. Мамины страхи

С появлением ребенка у родителей возникает огромное количество страхов, причем половина из них ни чем не обоснована. Одна мама больше волнуется за своего ребенка, другая меньше, но страх все равно присутствует. Причем во многих случаях эти страхи очень похожи. Конечно, больше всего на свете мамы боятся за ребенка, когда он маленький. Они боятся взять его на руки, купать, правильно пеленать и так далее. Со временем и приобретением опыта становится легче, но место бывших переживаний занимают новые. Вдруг ребенок упадет с кровати, выльет на себя кипяток, наестся стирального порошка – на каждом шагу его подстерегают разные опасные ситуации! Но результатом безмерных родительских страхов может оказаться воспитание болезненного ребенка, которому не разрешают бегать по лестницам, кататься на качелях, гладить соседского котенка, его через пять минут заставляют мыть руки. Маме повсюду мерещатся опасности.

Понятно, что многие страхи абсолютно естественны, так проявляется материнский инстинкт. Но если родительский страх приобретает патологический характер, это будет мешать как самим родителям, так и ребенку. У родителей, которые не боятся за своего, малыш всегда везде прыгает, бегает, катается на роликах, участвует вместе с другими в каких –нибудь исследовательских работах. Рассмотрим, казалось бы, такой безобидный страх мамы, как боязнь того, что их ребенок может простудиться на улице. Они постоянно надевают на ребенка теплые вещи, даже если на улице тепло и безветренно. Даже кутание ребенка в невероятное количество одежды может иметь серьезные последствия, и не только в физическом плане. Как оказалось, постоянное укутывание со временем приводит ребенка к неврозам. Когда человеку жарко он начинает потеть, и, не имея возможности раздеться, начинает раздражаться. То же самое происходит и с ребенком. Когда под огромным слоем одежды малыш обливается потом, он становится капризным, иногда даже агрессивным. А так как мама не позволит ему раздеться, изменить свое состояние он не сможет. Очень скоро раздражение превращается в привычную эмоцию ребенка. Во многом усталость, капризы, раздражительность и даже истерики спровоцированы жарой. Кроме того, тяжелая и объемная одежда стесняет движения, ребенок просто лишается возможности полноценного движения и развития. Самая большая опасность состоит в том, что слишком много слоев одежды символизирует несвободу, что в свою очередь формирует застенчивость, низкую самооценку, трудности в общении с другими детьми, плохую успеваемость и много других негативных последствий.

Постоянный страх за ребенка приводит к тому, что на прогулки малыш сидит рядом с мамой, а велосипеды, самокаты, коньки он видит только на картинках. Такой надуманный и ненормальный страх лишает маму возможности получать удовольствие от материнства, ведь ее жизнь – постоянная тревога за ребенка. А ведь в этой ситуации страдает и сам ребенок, он растет человеком, который так и не научится преодолевать трудности, что в свою очередь станет преградой на пути к успеху. Боязнь перед препятствиями закрепляет в сознании малыша страх неудач. Таким образом, родители становятся причиной ошибок, которые их ребенок совершают в жизни, на пути к достижению успеха. Ребенок, за которого мама постоянно боится, будет всегда сомневаться в своих действиях, остерегаясь того, что сделает что-то неправильно. Ужас ошибок и чрезмерная осторожность превратит его в человека, не уверенного в своих силах, который не сможет самостоятельно принимать решения. Не секрет, что в жизни, прежде чем добиться чего-то весомого, приходится совершать ошибки, и это нормально. Родители, которые внушают своему ребенку боязнь сделать ошибку, лишают его свободы мышления, отнимают у него возможность воспринимать сложившуюся ситуацию с другой стороны.

Как решить проблему страха за ребенка?

Многие проблемы имеют разные пути решения. Многие родителей чересчур нервно воспринимают оценки своего ребенка, как, будто это их самих недооценили, это проявление бессознательной оценки их родительской успешности. Задача родителей – воспитывать ребенка в атмосфере безопасного познания, на которую не будет влиять школьная успеваемость. И, естественно, формировать у него сознание того, что на родительские чувства не влияют оценки, принесенные из школы. Очень распространена позиция, когда родители испытывают страх «унижения» перед учителем, все это потом находит свой выход в беспощадном и агрессивном отношении к ребенку. Получается, что малыш ответственен за внутреннее состояние мамы и папы, ведь только от него зависит, придется родителям краснеть и испытывать стыд или нет. Ребенку приходится нести бремя двойной ответственности, не только за себя, но и за эмоциональное состояние родителей. Соответственно он начинает выстраивать систему психологической защиты и от учения, и от школы, и от родителей. К слову сказать, ни в коем случае нельзя воспитывать в ребенке стремление к поощрению каких-то заслуг (материальное вознаграждение за хорошие отметки, уборку комнаты, мытье посуды). Это приводит к тому, что для ребенка главное будет награда, а не результат, не стоит менять ценности достижения успеха.

Конечно, ребенок становится самым главным в жизни родителей, они стараются его оберегать. Остается только научиться «дозировать» свой страх. Навязчивый страх становится настоящим бедствием, он приносит душевные муки и терзания. Заметьте, что ребенок, за которым установлен постоянный контроль, чаще своих сверстников оказывается в неприятной ситуации. Вдобавок ко всему он быстро приобретает собственные страхи, становится замкнутым, боится перемен, неохотно идет на контакт. Вывод - необходимо бороться с патологическим страхом за ребенка. Научитесь доверять другим людям, отпускайте малыша к бабушке, дедушке, водите его в садик. Живите насыщенно и интересно, начните, прежде всего, с себя, избавьтесь от своих комплексов и недочетов, а уже потом воспитывайте из ребенка идеального человека.

Страхи и фобии - распространенные причины обращений среди моих клиентов. Чаще всего эти люди ничего не ведают о причинах своих фобий. Также мало кому известно, что страх и фобия это не одно и то же.

Как сказал классик: “Жизнь человека это история его страхов”. И это утверждение верное, если посмотреть под определенным углом. По мере своего развития ребенок получает много информации и перерабатывает ее.

Неизбежно ребенок встречается с ситуациями, которые пугают его. Отдельные события расцениваются как травматические и посредством психической защиты “вытеснения” убираются из сознания в бессознательную область психического аппарата, вытесняются.

Несмотря на то, что данный страшный эпизод стерт из сознания, якобы забыт, он продолжает оказывать влияние на сознание ребенка (и взрослого!) и давать о себе знать, например, в виде фобии.

В качестве первой иллюстрации приведу знаменитую фобию Фрейда. Как известно отец психоанализа страдал от сидеродромофобии (боязнь поездов). Любая поездка на поезде, а таких было много, превращалась для него в сущее страдание.

Посредством самоанализа, анализа собственных сновидений и бесед с матерью о своем раннем детстве, Фрейд смог разгадать причину недуга. Все произошло, когда ему не было и трех лет. Маленький Зигмунд и его родители отправились на поезде в другой город.

По пути в тот город ребенок вел себя предельно спокойно. В пункт назначения семейство Фрейдов прибыло поздно вечером и было решено остановиться в привокзальной гостинице. Свободного номера с двуспальной кроватью не оказалось, поэтому пришлось арендовать два одноместных номера по соседству. Маленький Фрейд, само собой, остался с матерью. Малыш лежал на кровати и наблюдал за тем как его мать, облаченная в пижамное платье, готовилась ко сну.

Естественным образом влюбленный в свою мать ребенок предвосхищал как через мгновение-другое он будет спать рядом с обожаемой матерью, зачарованный теплом и запахом ее тела.

Однако произошло то, чего Зигмунд предугадать не смог - в номер вошел отец и позвал жену к себе в покои. Она покорно согласилась и направилась в сторону открытой двери. В момент, когда мать выходила из номера, раздался громкий гудок паровоза - вот, что примерно вспомнил взрослый Зигмунд Фрейд через некоторое время после беседы с матерью о том вечере.

Именно этот гудок и стал для малыша символом пугающего расставания с матерью. На обратном пути малыш безутешно плакал каждый раз когда слышал гудок паровоза.

Произошедшее в номере травматическое событие было “забыто” посредством вытеснения. Вместо этого страха возникла фобия. Поезд символизировал жуткое событие - расставание с любимой матерью.

Фобия стала защитным забором, ограждающим от страха разлуки.

Вот еще короткий пример: распространенная среди мужчин гинекофобия - боязнь женщин. Частой причиной этого, хотя и не единственной, является так называемая фаллическая мать и, как правило, сопутствующий слабый, безавторитетный отец. В норме когда отец структурирует жену и защищает ребенка от материнского произвола (подробно об этом я писал в одной из ).

Все это способствует мощному усилению таких страхов ребенка как: страх кастрации; страх наказания, а позже и страх смерти.


Также подобные условия воспитания ребенка однозначно способствуют формированию “негативного Эдипова комплекса” со всеми вытекающими последствиями. Негативный эдипов комплекс связан с любовью ребенка к родителю одного с ним пола и ненавистью к родителю противоположного пола.

Например, такие мужчины, компенсируя нехватку отцовского внимания, часто создают очень крепкие дружеские отношения с другим мужчиной. Эта дружба, скорее, похожа на отношения гомосексуальной пары (без соития). Такие друзья ревнуют друг друга к другим друзьям и к девушкам, с которыми и без этого все сложно.

Фобия защищает от встречи с бессознательным страхом и является символом этого страха.

И каждая из них защищает человека от встречи с каким-нибудь страхом, то есть от пугающих бессознательных влечений. Например, от бессознательного страха смерти или влечения к смерти.

Влечение к смерти по Фрейду относится к “фундаментальной категории влечений, противоположным влечениям к жизни, цель которых - полное устранение напряжения. Эти влечения главным образом направлены внутрь, на саморазрушение, и лишь вторично проявляются в форме влечения к (внешней) агрессии, к разрушению”.

Опираясь на вышесказанное можно заключить и то, что страх, от которого защищает фобия, формируется в детстве. Очевидно, что нет ни единого варианта исключить развитие страхов у ребенка, но попытаться минимизировать эти шансы и не способствовать развитию страхов - можно.

Формирование фобий в детстве

Даже без вмешательства взрослых в процесс психического становления ребенка, он неизбежно встретится с событиями, которые вызовут страх, тревогу. Предотвратить подобное - невозможно. Однако можно попытаться воспитывать ребенка таким образом, чтобы минимизировать вероятность его психической травматизации, вместо того, чтобы культивировать в нем страхи и тревогу.

К психологам вообще, и ко мне в частности, регулярно обращаются родители, которые жалуются на “плохое поведение” своих детей. Некоторые из родителей умудряются даже обвинять своих отпрысков в этом.

Большинство вовсе не задумываются о том, что их “не ребенок, а чудовище какое-то” в общем-то обычный ребенок, а поведение его обусловлено непосредственно обстановкой в семье - взаимоотношениями “мать - отец”, “мать - ребенок”, “отец-ребенок”.

Известно, что поведение ребенка - это всегда симптом родителей, но почему-то некоторые из них так не считают, а надеются, что ребенок это такое существо, которое “ничего не понимает, ведь он маленький” и растет сам по себе как фикус - главное вовремя поливать.

А если ребенок вдруг стал капризным, беспокойным и, то это значит, что “у него шарики за ролики заехали”. К сожалению, зачастую приходится залечивать детские раны, которые нанесли их же родители.

При этом стоит отдать должное всем родителями, которые все же приводят своих детей к специалистам. Некоторые из тех, кого в свое время не привели родители, приходят сами уже в зрелом возрасте, жалуясь на тревоги, панические атаки и фобии.

Страхи буквально отравляют жизнь ребенка. Он словно живет в тюрьме, а надзиратели в ней это страх наказания, страх неодобрения, боязнь взрослых, боязнь Бога, Дьявола и тд.

Как результат - ребенок живет в страхе и испытывает ненависть к жизни и всем ее компонентам. Если страхи вовремя не проработаны, они “вырастают” вместе с ребенком и продолжают отравлять жизнь, но уже взрослому человеку.

Наверняка и у многих из вас, уважаемые читатели, есть один или несколько страхов, тревога или панические атаки, природа которых вам не известна. Откуда они?

Хочу заметить, что страхи бывают разные - те, что помогают нам жить - рациональные и те, что мешают - иррациональные.

В каком то смысле все люди - трусы. Кто-то скрывает свои страхи, кто-то нет. В трусливости нет ничего плохого, если страхи не мешают комфортно жить.

Рациональный страх смерти - охраняет наши жизни. Например, в природе страх, именуемый “инстинктом самосохранения” способствует сохранению вида.

Среди “пси-специалистов” есть категория, которая считает, что причина всему - наследственность, генетика, что странно. Однако общепризнанного научного ответа на вопрос “почему одни дети рождаются храбрыми, а другие - с “заячьей душой” - нет.

Возможно генетика, а возможно это связано с внутриутробным развитием. Может быть, в силу определенных обстоятельств тревожная беременная мать каким - то образом передает свою тревогу плоду.

И если на данном этапе развития науки специалисты не имеют возможности отслеживать и сопровождать внутриутробное психическое состояние будущего ребенка, чтобы тот не родился, например, робким, то методы правильного взаимодействия с ребенком сразу после его рождения неплохо изучены и находятся в свободном доступе.

Несмотря на обилие этих материалов именно неправильное воспитание часто делает детей застенчивыми и трусливыми. Впоследствии они вырастают во взрослых с отравленной душой, которые вероятно воспитают таких же детей.

“Здоровые свободные дети не боятся будущего, они смотрят вперед с радостью. В свою очередь, их дети тоже встретят жизнь без болезненного страха перед завтрашним днем”. А. Нилл

Поговорим об ошибках в воспитании, которые допускают родители во время воспитания детей

Большинство психологов сходятся во мнении, что наибольший вред психике ребенка наносится с момента его рождения и до 5 лет жизни.

Вред, который поселится в его душе на всю жизнь. Именно в этот период ребенок переживает важнейшие стадии психического развития: оральная, анальная, фаллическая стадии.

Конечно же необходимо отметить, что “воспитание” страхов в ребенке, как и многого другого, начинается еще до его рождения. Если будущая мать тревожна и закомплексована, то велика вероятность того, что мать, сама того не осознавая, “передаст” все это ребенку в процессе воспитания. У любого ребенка всё начинается с матери.

Снимаю шляпу перед теми женщинами, которые это понимают и ради будущего своих детей обращаются со своими тревогами к специалистам еще до рождения ребенка - то, что можно назвать “ответственный подход”.

Основные ошибки в воспитании, провоцирующие неврозы, страхи, фобии

Однозначно будет ошибкой наказывать ребенка за его естественный сексуальный интерес.

Помимо наказаний за подобного рода интерес, многие родители, но чаще мамы и бабушки, запугивают ребенка, например, карой небесной и подобными мифическими пророчествами, что увеличивает вероятность вырастить ребенка - труса.

Проклятия это вообще один из мощнейших источников детских страхов. Ребенок не знает о культурных нормах и о том, что взрослые в какой-то момент определили сексуальный интерес как нечто недопустимое, грешное.

Поэтому ребенок смело исследует себя и вдруг слышит от взрослого, который “все знает”, что-то вроде: “не трогай, а то отвалится; Боженька покарает; Черти ночью заберут под кровать ” и тд.

Что происходит в такой момент в психике ребенка, который пока крайне наивен и верит всем словам старших, в чудеса и в Деда Мороза? - Формируется страх кастрации, который кстати примерно одинаков у девочек и у мальчиков.

“Вынь руки из под одеяла. А то - все отсохнет, волк укусит” и тд - вот, что звучит в головах несчастных, запуганных детей.

Вероятно, вы даже не представляете сколько тревожных детей, а впоследствии взрослых, которые запуганы именно таким способом обращаются к психологам. А сколько не обращаются.

“Сексуальное ограничение идет рука об руку с определенной трусливостью и осторожностью, между тем, как бесстрашие и отвага связаны со свободным удовлетворением сексуальной потребности, писал Фрейд.

Помимо наказаний еще один верный способ сделать ребенка трусом - это запугивать(!) его карой небесной, адом, чертями и тому подобным.

Известно, что страх и влечение всегда идут вместе. Что это значит? Бессознательный страх кастрации может одновременно стать желаемым как наказание за мастурбацию, за сексуальное влечение. На поверхности - тревога.

Также в связи с вышеописанными методами воспитания дети нередко страдают ночными кошмарами, бессонницей. Почему? Естественно у ребенка есть эротические фантазии, мысли о сексе. Но он уже узнал от взрослого, что все это грешные мысли, что за это черти покарают и он неминуемо отправится в Ад.

Результат - ребенок “горит” в своих сновидениях адским пламенем, его терзают чудовища за его “грязные” мысли и “нечистую” совесть. А нечистую совесть, кстати говоря, ребенку формируют нерадивые родители.

Теперь стоит упомянуть колыбельные песни.

Одна из самых популярных русских-народных колыбельных включает в себя следующие слова:

“Баю-баюшки-баю,
не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок”

Такое послание вряд ли способствует крепкому, спокойному сну. Перспектива быть “ухваченным за бочок”, в случае приближения к краю кровати - далеко не радужная.

Дети действительно верят, что какой-то волк, вероятно прячущийся где-то в темном месте детской комнаты, сидит и ждет, пока ребенок подвинется к краю кровати.

Выбирайте колыбельные, которые не пугают детей карой волчьей, а иначе у ребенка может развиться никтофобия боязнь темноты. Чаще всего люди заполучают ее в раннем детстве, испытав сильный страх, порой надуманный, в темной комнате или на ночной улице. Например, волк утаскивающий за бочек. Со временем причина страха забывается, но боязнь самой темноты не проходит.

Или боязнь остаться одному. Если мама, папа уйдут, то кто же от страшного волка защитит? (монофобия).

Также развитию страхов, а как следствие фобий, способствует ситуация когда родители и ребенок спят в одной комнате.

Рационализации на тему “жилищных условий” я уже слышал много раз.

Ребенок спит и вдруг, в ночи слышит незнакомые звуки, издаваемые родителями, например, во время полового акта. Ребенок может подумать, что “папа обижает маму”.

Позже мальчик, идентифицируя себя с отцом - агрессором может, как вариант, вырасти садистом, так как в его представлении секс связан с причинением страдания.

А девочка мазохисткой, так как в ее представлении секс связан с терпением, мама ведь терпела. Известная и распространенная сексуальная фантазия у женщин - быть изнасилованной, как минимум понарошку.

Жилищные условия - жилищными условиями, но наверняка можно найти время и место, чтобы удовлетворить свои потребности без свидетелей.

Будет здорово, если мать, бабушка, дедушка воздержится от запугиваний ребенка отцом.

Всем известно как это обычно бывает: “Ах, ты негодник, вот придет отец с работы и устроит тебе!”. И вот ребенок сидит в страхе и ждет когда же придет изверг-отец. Когда раздается звонок в дверь у ребенка от страха дыхание замирает, в прямом смысле.

Если так будет продолжаться регулярно, то вероятно, ребенок превратится в дрожащий осиновый лист или у него сформируется акустикофобия - боязнь разных звуков, в числе, которых и звук дверного звонка.

К акустикофобии могут приводить и другие факторы, например: громкие ссоры родителей, услышанные ребенком в детстве или крикливый учитель в школе. Ребенок запуган, со временем появились учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, гиперпотливость, бледность или мраморность кожи, пульсация в голове, покалывание в руках или ногах и прочие сопутствующие фобиям и неврозам симптомы.

И начинаются регулярные хождения по поликлиникам, где через какое-то время, после того как таблетки не помогут, терапевт скажет: “мы сделали, что могли, видимо вам к психологу ”.

Но если, все же мать запугивает ребенка отцом, он должен поступить мудро и никогда не воплощать в реальность страшные пророчества матери. Помимо того, что ребенок сможет избежать печальных для него последствий, отцу не достанется вся ненависть ребенка, которую тот направлял на мать до прихода отца.

Конечно же не стоит врать своим детям о том какими вы, родители, якобы были милыми ангелочками в детстве.

Как вы всех слушались, как великолепно учились, как муху в жизни не обидели. Если сын спросит у отца хулиганил ли тот в детстве, то отцу следует ответить честно, если он хулиганил. Например: “Да, сынок, я разбил пару стекол в школе и подбил воробья из рогатки. Не могу сказать, что горжусь этим, сейчас я бы так не поступил, но что было - то было”. В любом случае не будет лишним уважительно обсудить с ребенком причины его такого поведения, если тот хулиганит.

Здорово, если честные ответы отца будут распространяться на все вопросы ребенка.

То, чего никогда не надо делать родителям так это запугивать детей чем-то или кем-то.

Как часто приходится слышать, проходя мимо детской площадки, как мать пытается “воспитывать” своего ребенка запугиваниями типа “Прекрати, а то тебя дядя полицейский, баба Яга, черт лысый заберет”.

Помимо того, что со временем ребенок обнаружит, что его мама - врунья, у него может возникнуть фобия. Например боязнь динозавров, призраков, драконов и тд. Или полицейских (полициофобия). Блюстители порядка станут для него символом того, кто наказывает за “плохое” поведение или за “плохие” мысли.

Дети всегда связывают страх со своими провинностями - поступил, подумал “плохо” и сразу страх наказания. Как вариант, воспитанный запугиваниями ребенок, чувствует вину за свои сексуальные мысли, мастурбацию или еще какие то “плохие” поступки, а боится полицейских на улице. Кстати подобные фобии часто формируются уже у маленьких детей, например у тех, кого воспитывает строгий отец или строгая мать.

Помните я писал выше о полициофобии? Думаю многие из взрослых, которые водят автомобиль были в следующей ситуации: находясь в пути за рулем, человек спокойно едет куда-то, правил при этом не нарушает. В какой-то момент водитель замечает сотрудника ГИБДД. Душа замирает, возникает сильная тревога, чувство вины, всякие мысли. Откуда это? Ведь данный человек ПДД не нарушал.

Полицейский - представитель власти - в этом случае может символизировать строгого, деспотичного отца, который своими методами воспитания и жесткими правилами поведения сформировал у ребенка страх перед отцом и наказанием. Отец в таком случае символизирует закон. В свою очередь полицейский, как представитель закона, символизирует строгого отца. Детский страх, как травматичный опыт, был вытеснен в бессознательное. “На поверхности” образовалась полициофобия, символизирующая страх перед строгим отцом.

Если отец не хочет, чтобы его ребенок вырос замкнутым, запуганным и, что называется нервным, то из методов воспитания следует исключить ненависть и недоверие. И не быть для своего ребенка прокурором-обвинителем, тюремщиком, строгим цензором и тд.

Часто дети чувствуют вину за те мысли, о которых не помнят вовсе. Например за то, что желали смерти своим родителям. Или убивали кого-то в своих фантазиях. Убить в понимании ребенка это всего лишь убрать с дороги.

Например: не разрешил ребенку смотреть его любимый мультфильм - получай звонкую очередь из невидимого или игрушечного пулемета с криками “ты убит!”. Обычная ситуация. Для ребенка это значит не убить в понимании взрослого, а “уйди и не мешай смотреть мультики!”.

От некоторых родителей можно получить ответный “залп” в виде проклятия “тебя Бог за это накажет”, “вот умру, потом пожалеешь”. Потом на порогах кабинетов пси-специалистов появляются люди, например с депрессией или тревогой, причиной которым является сильно чувство вины за смерть отца или матери. Они буквально убеждены в том, что ответственны за это.

Минимизировать появление страхов подобного рода и чувства вины - можно. Для этого родителям нужно воздержаться от воспитания криками и битьем. Таким образом у ребенка будет значительно меньше причин ненавидеть своих родителей и фантазировать о их смерти, а значит будет меньше поводов для возникновения подобных тревог.

Воспитание запугиваниями заставляют ребенка вести себя хорошо не потому, что он того хочет, а потому что он боится наказания. В этом случае ребенок “соглашается” с родительскими взглядами и ценностями, не потому что принимает их, а потому что боится родительского или мифического гнева.

Также как и воспитание в стиле “веди себя хорошо и тогда тебе воздастся” - нельзя отнести к правильному способу.

Фрейд писал: “Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствия в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в некоем потустороннем мире”. Понимаете?

Запугивая детей, родители эгоистично облегчают себе жизнь. Ведь такие дети требуют гораздо меньше внимания в силу того, что избегают общения с родителями.

Огромный опыт пси-специалистов, работающих с семьями и с детьми в частности, показывает, что наиболее счастливые семьи - те, в которых “родители честны и откровенны с детьми и не морализируют. В таких семьях детям неведом страх. Отец и сын там друзья, и такая атмосфера благотворна для любви. В других семьях любовь убивают страхом.

Надутая важность одних и принужденная уважительность других не пускают любовь в семью. Навязанное уважение всегда связано со страхом”. А. Нилл.

Подводя итог можно сказать, что воспитать смелого, жизнерадостного и не закомплексованного ребенка, не так уж трудно: просто вместо того, чтобы запугивать ребенка, вызывать у него чувство вины и страх перед наказанием, родители должны проявлять уважение и понимание к ребенку и его чувствам.

Гинотт писал: “К ребенку нужно относиться так же, как к дорогому гостю - то есть уважительно”.

Очень часто родители, обеспокоенные тем, что у их ребенка появились те или иные страхи, стараются «помочь» ему быстрее от них избавиться. Кого-то волнует, не вырастет ли их сын отъявленным трусом, а дочь истеричкой. Для кого-то непереносимо то, что ребенок ноет, плачет, чего-то требует. Некоторых тревожит вероятность столкнуться со своими скрытыми за ежедневной рутиной страхами, детскими тревогами, которые радостно активизируются, соприкоснувшись со страхами собственного ребенка. А иногда мы просто растеряны и не знаем, как правильно реагировать на ситуацию, когда ребенок проявляет страх, как дать ему в этот момент точку опоры и сделать этот опыт максимально легким.

Нельзя приуменьшать или обесценивать страх ребенка

«Да нечего тут бояться, подумаешь какой-то жук!» — такие «безобидные» фразы говорят большинство взрослых напуганному малышу, пытаясь его успокоить. Однако, послание, которое получает таким образом ребенок мало влияет на страх, который остается для него все той же объективной реальностью возбуждения его нервной системы со всеми регуляторными процессами, которые природным образом запускаются в его теле (как и в теле каждого из нас в моменты страха). Послание убеждает ребенка в том, что его чувства неправильные, неуместные, а значит и с ним что-то не так. Невозможность соотнести то, что я чувствую с тем, что я понимаю создает у ребенка еще большее напряжение и тревогу.

Лучше признать вместе с ребенком тот факт, что он испугался этого жука. Чем больше мы говорим о его чувствах и о самом пугающем объекте — тем быстрее незнакомое и пугающее становится понятным и обыденным, а страх постепенно уходит.

Нельзя переубеждать ребенка

«Мама, эта собака злая! Я ее боюсь!» Порой так хочется быстро переубедить ребенка — что ты! Собака добрая! А ты уже такой большой и смелый, ты же ее совсем и не боишься — правда?

Ребенок оказывается в серьезном замешательстве: с одной стороны он переживает сейчас страх перед этой собакой, с другой — уверенность в том, что мама — это человек, который знает как устроен мир, к словам которого он максимально открыт весь период детства. Мама — это пример на который он равняется для освоения этого мира. Получается, что внутренний конфликт от этой неразрешимой задачи накладывается на уже имеющееся нервное возбуждение ребенка. Он может начать отстаивать свою позицию или согласиться с маминой, но подавленный страх вернется с удвоенной силой, даже если прямо сейчас удалось его скрыть.

«Закалять» мужество — ошибка

«Ты же мужчина! Нечего нюни разводить! Воды он боится! Вот полезай и перестанешь бояться!» — приговаривает папа, затаскивая силой своего упирающегося и рыдающего сынишку. Иногда родители оставляют ребенка в темной комнате в целях профилактики или борьбы со страхом темноты. К чему приводят подобные «закалки» — к страху, переходящему в ужас от того, что самые близкие люди, к которым ребенок привязан, а следовательно, ориентирован природным инстинктом стремиться к ним за защитой в ситуациях опасности (о чем ребенку сигнализирует его страх), полностью игнорируют его и его переживание. Помощи ждать не придется, доверять — нельзя и более того, доверять — опасно!

Нельзя кричать и проявлять агрессию

Испуганный ребенок нуждается в поддержке, понимании, ориентировании и помощи в интеграции пугающего опыта. Если же родитель в такой момент сам ведет себя агрессивно — кричит, шлепает, дергает за руку — ребенок переживает двойной страх. Страх ситуации заставляет его тянуться к заботящемуся о нем взрослому, чтобы получить защиту и ориентирование в напряженной ситуации, исследовать ее под защитой того, кто лучше ориентируется в мире. Однако, агрессия взрослого также вызывает у ребенка страх, что подсказывает ему на уровне инстинкта стремиться прочь от пугающего, а значит, опасного объекта!

Страх ребенка — это не каприз

Ребенок не может регулировать свой страх волевым усилием, способность к которому у него, к тому же, только начинает развиваться. Поэтому никак нельзя рассматривать детский страх как форму каприза. Для ребенка его переживание — реальность. Страх требует исследования и разрядки, а не взывания к приличному поведению.

Нельзя наказывать за «трусость»

Наказание всегда вызывает страх. Страх умноженный на уже имеющийся страх вряд ли приведет ребенка к мужеству. Мужество рождается изнутри как способность признать, прожить свой страх и действовать в ситуации сознательно, а не под влиянием импульса или чужого волевого воздействия.

Нельзя полностью изолировать объект страха из жизни ребенка

Желание уберечь ребенка от страхов в попытках «защитить слабую нервную систему» малыша — еще одно частое заблуждение. Порой взрослые стараются избегать любых ситуаций, где ребенок может встретиться с пугающими его объектами. Хотя нервная система ребенка действительно нуждается в заботе и защите от перевозбуждения, стоит позволять ребенку сталкиваться с объектом страха при поддержке заботливого и спокойного взрослого, готового озвучивать все происходящее и на уровне чувств, и на уровне событий для малыша.

Каждый эпизод страха, с которым сталкивается твой ребенок, может помочь ему поверить в себя, стать смелее, научиться доверять тебе и окружающему миру, дать ему опыт действовать даже тогда, когда нет уверенности в себе. Каждый эпизод страха может дать тебе шанс научить ребенка доверять и находить в себе точку опоры.

Для большинства родителей, чей ребенок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы: “Как следует относиться к школьным отметкам?”, “Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?”, “Следует ли помогать ребенку в учебе дома или нет?” и т.п. Обычно ответы на эти вопросы определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Ведь фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Будучи одновременно учителем-предметником, классным руководителем и родителем детей я имею свой взгляд на эту проблему. Но сначала остановимся на типичных страхах родителей, которые выделяют психологи:

  • страх перед тем, что его ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». При этом под престижем многие понимают солидность вывески, высокую учебную нагрузку, большое количество дополнительных занятий и учебных дисциплин. Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
  • страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителем, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;
  • страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;
  • страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей. Он порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.

Как родитель я тоже подвержена этим страхам, именно теперь, когда мои дети оканчивают 11 класс, моя тревожность только возрастает. Сначала не ошибиться в выборе предметов для сдачи ЕГЭ, затем получить допуски по всем предметам, написать пробное ЕГЭ, получить необходимые баллы по ЕГЭ для участия в конкурсе в ВУЗе, не ошибиться с выбором профессии.

Ко всем вышеперечисленным страхам, которые выделили психологи добавим ещё несколько – наиболее распространённые. Из своей практики могу сказать, что некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как, будто эти оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Иными словами, родители, просматривая тетрадь или дневник, часто забывают, кто они сейчас на самом деле: отцы и матери своих детей или же дети некоего Суперродителя, символом которого выступает учитель.

Если мы помогаем ребенку делать уроки, то главным критерием для нас должна быть обратная связь от него типа «понял – не понял», а не то, какую отметку за совместно достигнутое с нами понимание он получит завтра в классе. Поэтому в домашней работе с ребенком не стоит пытаться копировать деятельность учителя: он делает свое дело, а мы должны делать свое. Наша задача – обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, вне зависимости от складывающихся у него отношений с учителем и школьной успеваемости. И, естественно, подчеркнуть, что наши чувства к нему и наше отношение к себе не зависят от оценок, которые он принесет из школы.

В работе классного руководителя мне приходилось сталкиваться с родителями, которые используют бытовые «воспитательные» формулировки типа: «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» или «У мамы из-за твоей двойки заболело сердце – так она расстроилась». К этому же типу эмоционального шантажа можно отнести и интерпретацию родителями школьной успеваемости ребенка как признака его отношения к родителям («Если бы ты нас любил, ты бы не огорчал нас двойками».) Все эти «воспитательные меры», адресованные отнюдь не к познавательной, а к эмоциональной сфере ребенка, будучи во многом обусловлены родительскими «школьными страхами», заставляют и ребенка бояться школы: ведь это пространство, где может произойти нечто, «из-за чего меня будут меньше любить, или, что еще ужаснее, подумают, что я их люблю недостаточно».

Подобного рода эмоциональный шантаж эксплуатирует уже имеющуюся у ребенка способность в отношении своеобразного обмена: менять свои действия на чьи-то чувства и своими чувствами вызывать действия окружающих .

Проявление страхов родителей перед школой
можно наблюдать на родительском собрании, когда вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся и со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия. Поэтому на родительском собрании я стараюсь говорить только о хороших моментах из школьной жизни ребёнка, обязательно похвалю и ребёнка за его успехи в школе, и родителей – за хорошее воспитание в семье. Если есть негативная информация, то я стараюсь не конкретизировать, а говорить только в общем, не переходя на фамилии. При необходимости поговорить с родителем, я прошу задержаться после собрания для индивидуальной беседы. Эта форма работы намного эффективнее, ибо родитель видит перед собой соучастника его проблемы, а не врага, который хочет его опозорить в присутствии всех родителей.

Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные ими из их собственного детства, настолько велики, что находят свой выход в жестоком и агрессивном отношении к детям. Учителя, зная это, чувствуют себя скованными и в оценке таких детей, и в разговоре с их родителями. Взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным за свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания". Эта позиция носит чрезвычайно распространенный характер: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо".
Тогда ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителя. Часто такой груз оказывается непосильным для ребенка, и он выстраивает систему психологических защит от всего сразу: и от школы, и от родителей, и от учения.

Предупреждая страхи родителей по поводу влияния неблагополучных или криминальных компаний, хочется заметить следующее. Если в вашего ребёнка вы с раннего детства закладывали моральные принципы – представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; если вы всегда уважали и ценили его личность; если развивали его ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, то за ребенка вы можете быть спокойны. Но если тревога не покидает вас, есть уникальный, но очень сложный способ решения проблемы, на который редкие родители могут отважиться: воспитывать вашего сына не самого по себе, а вместе с его компанией. Для этого создайте ребятам благоприятные условия для общения в вашем доме. Да, у вас дома будет страшно шумно – это первый минус, вы потратите на это много времени – второй. Но зато ваш ребёнок будет у вас на глазах, а не слоняться неизвестно по каким подъездам. Следовательно, вам будет спокойней – это плюс. Еще один плюс состоит в том, что вы будете знать (а точнее, слышать) об интересах и увлечениях вашего сына, и вовремя сможете на них повлиять. Третий плюс – вы лучше узнаете друзей своего ребенка и сможете разобраться, почему именно эти дети ему интересны.

В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...