Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

«Теории»: «Зеленый дом». Педагогический проект Франсуазы Дольто. Ф. Дольто найти ключи понимания к детям

Детский психоаналитик Франсуаза Дольто
Дольто Ф., как психоаналитик и педиатр, считала, что дети страдают в основном из-за конфликтов и нарушений в семье.
В своей работе с детьми, она всегда умела разъяснить каждому родителю - как понимать своего ребенка, как прислушиваться к нему и уважать его. Каждому родителю просто необходимо знать своеобразные коды к пониманию своего чада.

Коды к пониманию
1. Ребенок - это личность. Ребенок – это личность, даже только что появившийся на свет. Он не собственность родителей, и его желания, мнения заслуживают внимания. Новорожденный не игрушка. Это полноценный человек, занявший место рядом со своими родителями. Необходимо уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери. Если взрослый проявляет физическую агрессию по отношению к ребенку, то это потому, что он не имеет с ребенком связи через язык: он не видит в нём человеческое существо.
2. Насытить ребенка речью. Человек – это прежде всего «языковое существо», даже если он младенец, ещё не умеющий произнести ни слова. Совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить своё отличие от другого человека (в первую очередь - от матери), чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.
3. Говорить честно. Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. Слушать и слышать. И прежде всего – говорить с ним честно. Ребенка не возможно обмануть, потому, что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – «совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает». Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.
4. Понимать язык тела. Языком своего тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказывать.
5. Воспитывать ребенка – это значит информировать его о том, что ему докажет опыт риска. Самый конструктивный путь – очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая.
6. Каждому своё. Очень важно научить детей сопоставлению, показать им, как в обществе распределяются роли и функции.
7. Научить ребенка самостоятельности. Дольто Ф. в своей книге "На стороне ребенка" пишет, что научить самостоятельности это не значит "автономизировать ребенка", так как если самостоятельность предоставляют, значит, её не было. Речь же идёт о предоставлении ребёнку свободы и свободы пользоваться свободой. Для этого необходимо, чтобы родители держали дистанцию по отношению к своему ребенку и доверяли ему. Это не значит проявлять к нему безразличие - совсем наоборот. Это значит надо любить в ребенке самостоятельность. Родители же скорее готовы во всем уступить, например, не позволять себе оставить ребёнка дома одного, потому что к этому их обязывает его каприз. "Если я не сделаю того, что хочет мой ребенок, говорит такая мама, - он скажет, что я противная и что я его разлюбила". Но я не соглашаюсь с матерями, которые рассказывают о подобных сценах: "Ну и что, если он вам это сказал? Вам, что больно? Пусть выскажется. Ему это во благо, а вам большого вреда не нанесёт. Когда вы оставляете ребенка одного, объясните, что вам нужно развеяться, повидаться с друзьями. Одному дома ему будет совсем неплохо. Если будет скучно, пусть сходит к соседям, позовёт приятелей...". Для того, чтобы ребенок обрел свою самостоятельность, нужно, чтобы тот взрослый, который занимается с ним, подавал ему со своей стороны пример свободы и отстаивания собственной автономности. Сколько взрослых принимает взаимоотношения с детьми лишь как дуэль: отца с дочерью, преподавателя - с учеником.
Другое общее заблуждение - это уверенность в том, что самостоятельность ребёнка должна проявляться лишь со сверстниками, в компании, в группе. Ну и стараются подобрать ребенку группу - заместителя семьи. Но так ли необходимо, то, чтобы ребёнок обязательно был в компании, если ему этого не хочется? Если он хочет быть в одиночестве - пусть будет; не препятствуйте проявлению этого желания ребенка. Напротив, приветствуйте любую его инициативу. Только узнав, что и как, он сможет понять, что именно ему надо. Но произойдёт это лишь в том случае, если он сможет реализовать свои желания и испытывать результаты их воплощения - сразу, потом и через некоторое время.
О детской сексуальности
Дольто, как психоаналитик, считает, что никакая физическая или умственная усталость не прогонит у детей фантазии, связанные с неосознанными половыми побуждениями.
Поэтому дети могут быть свободны, раскованы самостоятельно принимали решения, но при этом необходимо сексуальное просвещение и развитие зрелости с чувством ответственности за свои поступки.
Ф.Дальто замечает: "Не всё можно объяснить в терминах биологии. если имеешь дело с возрастом, когда человека буквально распирает и он непрерывно фантазирует.
В любом случае, эта информация чересчур запаздывает. Потому что сексуальность играет важнейшую роль с самого момента нашего появления на свет; ребенок без конца выражает её день за днем на языке тела. Неосознанные половые влечения влекут за собой межличностную коммуникацию, которая остается неизменно одной и той же между людьми с начала их жизни. К моменту созревания, когда появляется чувство ответственности, психика, являющаяся метафорой тела, могла бы уже оказаться достаточно зрелой для ответственности за половой акт, в котором сочетается эмоциональные, социальные и психологические отзвуки" (1, с.37).
Литература:
1. . Дольто.Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.

Дольто, Франсуаза
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Франсуа;за Дольто (фр. Fran;oise Dolto; 6 ноября 1908, Париж - 25 августа 1988, Париж) - французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности. Она зарекомендовала себя как исключительно тонкий и одаренный клиницист, стала известной благодаря введению и концептуализации понятия «бессознательного образа тела», а также общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей». Радиопередачи, книги, многочисленные выступления и семинары, создание «Зелёного Дома», курирование экспериментальной школы Новилля, участие в подготовке Конвенции Прав Ребёнка и многое другое стали важной частью её наследия, её вклада в то, чтобы голос ребёнка мог быть услышан взрослыми.
Биография
Франсуаза Дольто родилась 6 ноября 1908 года в Париже, в состоятельной буржуазной семье военного инженера Анри Маретт и Сюзанн Деммлер, правнучки крупного металлопромышленника Августа Деммлера, известного своей меценатской деятельностью и прогрессивными, социалистическими идеями. Она была четвёртой из семерых детей (две дочери и пять сыновей).
Франсуаза с детства отличается живым и цепким умом, она много наблюдает и много спрашивает - зачастую ставя взрослых в тупик своими вопросами по поводу их слов, их действий и тех объяснений, которые они ей дают. С восьми лет маленькая Франсуаза мечтает стать «врачом-воспитателем», дабы сделать так, чтобы дети не страдали от «непонимания взрослых». Семья Маретт, будучи вполне счастливой и открытой миру, внезапно переживает смерть старшей дочери, Жаклин, которая в 18 лет умирает от рака. Эта смерть оборачивается настоящей трагедией для матери Франсуазы, которая впадает в «патологический траур», жизнь их семьи больше никогда не будет прежней. Большая часть упреков и разочарований от этой смерти выпадет на долю маленькой Франсуазы. Впоследствии мать будет категорически противостоять идее дочери стать врачом и всеми силами будет стремиться, чтобы Франсуаза сложила свою жизнь, повинуясь идеалам своего круга и своего времени, став образцовой супругой, матерью, хранительницей очага.
Путь к обучению и обретению независимости будет долог для Франсуазы (только в 25 лет она сможет поступить в школу медсестер, а потом, после её окончания на медицинский факультет) и превратится в путь становления её характера, прояснения существа её устремлений, выверения её этики – этики желания. На этом пути наиболее значительную роль для неё сыграет встреча с психоанализом (собственный анализ, который она пройдет у Рене Лафорга в 1934-37гг.) и встреча с её будущим мужем Борисом Дольто, без которого, по её словам, она никогда бы не стала тем, кем стала.
Борис Иванович Дольто, выходец из России (уроженец Симферополя), эмигрировавший в1918 году в Турцию, а затем в Париж, получит образование врача-ревматолога, и станет создателем новой медицинской дисциплины – кинезитерапии (двигательной терапии) - и основателем Французской Школы Массажа и Ортопедии. Их удивительный творческий союз обогатит мысль и дело каждого, которое выльется в то, чтобы показать тонкое, сложное и многообразное взаимодействие тела и психики. В семье Дольто родится три ребёнка: Жан-Кризостом (певец, выступавший под псевдонимом «Карлос», Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (врач-гаптономист (фр.)).
Франсуаза Дольто оставит после себя более десятка книг, подавляющее большинство из которых она напишет после смерти мужа в1981 году. Смерть настигнет её на 79 году жизни, 25 августа 1988 года. Франсуаза Дольто завещает выгравировать на надгробной плите рядом с датами её жизни даты жизни Бориса Дольто и слова из Евангелия: «N’ayez pas peur, je suis le chemin, la v;rit; et la vie» St.Jean (14, 6).
Путь аналитика
По окончании учёбы и защиты медицинской диссертации («Психоанализ и педиатрия») в 1939 году Франсуаза Дольто посвящает себя психоаналитической работе, которую будет вести вплоть до самой смерти в 1988 году. Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым».
С 1938 года Франсуаза Дольто станет членом Парижского Психоаналитического Общества (SPP). Но ей, как и Жаку Лакану, Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA) в 1963 году запретит принимать участие в подготовке и обучении молодых психоаналитиков - преподавать и проводить дидактические анализы. Этому решению будет предшествовать десятилетие конфликтов, переговоров и противостояний с IPA, которые начнутся с момента, когда Франсуаза Дольто, Даниель Лагаш и Жюльетт Фавез-Бутонье, несогласные с авторитарным стилем правления Саши Нахта, сконцентрировавшего в своих руках управление Институтом Психоанализа и Парижским Психоаналитическим Обществом, выйдут из членов Парижского Психоаналитического Общества (SPP) и создадут новую психоаналитическую организацию - Французское Психоаналитическое Общество (SFP). К ним присоединится Жак Лакан. Но акт ухода повлечет за собой автоматическое приостановление их членства в Международной Психоаналитической Ассоциации, за чье признание и разгорится борьба, которая выльется в череду комиссий, призванных оценить работу нового сообщества и возможность его аккредитации. Эта работа будет увенчана окончательным решением комиссии под председательством Тюрке об исключении Дольто и Лакана из листа дидактиков, что подвигнет Лакана выйти из SFP и основать в 1964 году новую аналитическую организацию, которую он назовет Парижской Школой Фрейдизма (EFP), к которой тотчас присоединится Франсуаза Дольто. На протяжении всей жизни она сохранит дружеские и рабочие отношения с Жаком Лаканом, с которым их будет связывать взаимное уважение и долгий институциональный путь. В 1980 году после роспуска Школы Лаканом Дольто, подозреваемая в намерениях занять место лидера французского психоанализа, будет подвергнута резким нападкам со стороны коллег по Школе. Основное острие критики, похожей больше на травлю, будет направлено против её «популяризации» психоанализа - цикла передач «Когда появляется ребёнок», которые она вела на радио Франс-Интер в 1976-1977 годах - и на её никогда не отрицаемое религиозное чувство (в 1977 году вышла книга «Евангелие сквозь призму психоанализа»).
В силу предпочтения «клинического свидетельствования» теоретическим штудиям и благодаря неустанной устной передаче, она заслужила репутацию скорее гениального практика, чем теоретика. В то время как для самой Дольто теория навсегда останется лишь концептуальной попыткой понять её собственную практику. При всем разнообразии техники - рисунок, лепка, символическая плата за сеанс, «кукла-цветок»… - основным «рабочим инструментом» Дольто будет слово, и её практика будет преследовать цель «по ту сторону языка, заимствованного из мира взрослых, дать [ребенку] язык, который соответствует возрасту его реального развития». Её способность точно отыскивать момент «сбоя» в самых архаических пластах психики и проговаривать на понятном ребёнку языке те связи, которые он выстроил с этим миром, был даром Дольто, поражающим окружающих. Для самой же Дольто за всеми её вмешательствами и словами стояла ясная логика и концептуальное прояснение, которое она будет стремиться передать молодым аналитикам на своих семинарах по детскому психоанализу. В этой работе по передаче аналитического опыта, Дольто изобретет новую форму обучения - будущие практики будут принимать непосредственное участие в самом ведении аналитического сеанса с детьми. Она обучит не одно поколение аналитиков, её труды и её подход повлияют на качественное, принципиальное изменение работы с детьми в детских садах, в больницах, в роддомах, в интернатах[. Целое поколение французских детей будет воспитано на «идеях Дольто», что во многом сведет тонкую и сложную - как сама психика и жизнь - мысль Дольто к набору легко воспроизводимых рецептов и карикатурных упрощений.
Её работы и мысли сейчас заново открываются, в 2008 году в честь столетнего юбилея Дольто прошёл целый ряд научных и культурных мероприятий во Франции (фр.). В 1990 году был создан «Документальный Архив Франсуазы Дольто», открытый для исследователей и для всех, кто интересуется творчеством Дольто.
Бессознательный образ тела и символообразующие кастрации
В ходе своей многолетней аналитической практики, а также благодаря детским консультациям в клинике Трюссо (1940-1978) и в центре Этьен Марсель (1962-1985), Дольто создаст собственный метод работы с детьми, уделяя особое внимание самому раннему, «архаическому» периоду жизни ребёнка, рассматривая все его жизненные проявления - соматику, коммуникацию и аффекты - как сообщения, которые необходимо расшифровать и перевести в язык. Её теория «бессознательного образа тела» станет теоретической попыткой осмыслить все то «неречевое» богатство телесного опыта, которое закладывается с самого момента рождения ребёнка. Соответственно, этот образ тела является живым и подвижным синтезом всех эмоциональных и физических переживаний ребёнка, своего рода бессознательной символической инкарнацией желающего субъекта, который существует и структурируется благодаря и в отношениях с другими. Рассматривая человеческое существо как несущее в себе присущее только ему желание жить, расти и развиваться, она отстаивает право на уважение желания каждого, даже самого маленького ребёнка, не подразумевая под этим удовлетворение всех его просьб и чаяний. Ответственное отношение к себе и к окружающим, по мнению Дольто, закладывается лишь благодаря языку, открытым ко всякому вопросу общением, смысл которого в том, чтобы объяснить каждому новорождённому, пришедшему в этот мир, его устройство, его правила и его законы. Выдвигая тезис о символообразующих кастрациях, Дольто постулирует, что на каждом этапе психического и физического взросления ребёнка есть моменты, когда он вынужден столкнуться с ограничением своего желания и с невозможностью его реализации. Этот момент труден и мучителен для ребёнка, но именно тогда он открывает, что культура и цивилизация накладывает запрет не на желание, а на неприемлемый человеческим сообществом - в перспективе коллективного сосуществования - способа его реализации и предлагает наработанные веками иные, сублимирующие способы его реализации.
Зелёный Дом
Приняв самое активное участие в создании Зеленого Дома в 1979 году– вместе с Пьером Бенуа, Колетт Лонжиньон, Мари-Элен Маландран, Мари-Ноэль Ребуа и Бернаром Тисом – Франсуаза Дольто до самой смерти работала принимающей, принося свой аналитический опыт и знания в открытое социальное пространство, куда может прийти каждый, кто только готовится или уже стал родителем. Задуманный как место отдыха, общения и встречи с другими детьми и другими взрослыми, Зеленый Дом открыт для детей от 0 до 4 лет в сопровождении взрослых или же для будущих родителей, только ожидающих появление ребёнка на свет. Зеленый Дом - это пространство слова, слова о повседневных заботах и о буднях воспитания, это место, где можно общаться, завязывая свои отношения с миром, с первых моментов жизни. Это «пространство в партнёрстве с родителями, с гарантией анонимности, которая ни имеет ничего общего с анонимным, безличным приемом, но скорее с идеей того, что никто не оценивает и не сравнивает детей»[. Модель работы Зеленого Дома получила широкое признание у детей, родителей и профессионалов и за 30 лет существования значительно распространилась как во Франции, так и за рубежом.

3 248

PSYCHOLOGIES №30

Франсуаза Дольто, с уважением к детям

Среди классиков детского психоанализа Франсуаза Дольто занимает особое место. Еще в восемь лет она решила, что станет «»: девочка росла в большой семье и видела, что многие болезни на самом деле телесные реакции детей на сложности в отношениях с родителями и другими близкими людьми. Зачем брату вызвали врача, прописали диету и постельный режим, ведь живот заболел у него после того, как за обедом поругались двое взрослых домочадцев! Если бы врач разобрался в этом, то лечение, возможно, и не понадобилось бы. Таким понимающим врачом она и решила стать, и дальнейшие события лишь укрепили ее стремление.

Когда Франсуазе было 12 лет, умерла от рака ее старшая сестра Жаклин. Семья долгие годы жила под давлением этой страшной утраты; мать, как казалось Франсуазе, не могла простить ей, что она осталась жить, а Жаклин нет. Возможно, именно поэтому призванием Франсуазы стала помощь детям, которые страдают из-за нарушенных отношений в семье.

В последние годы жизни главным делом Франсуазы Дольто стал «Зеленый дом» (Maison verte) – семейный клуб, куда взрослые могли приходить с маленькими детьми. Получив здесь первый опыт общения вне семейного круга, ребенок не боялся расстаться с матерью и без слез начинал ходить в детский сад. В журнальных статьях, в радиопередачах, которые слушала вся Франция, в своих книгах Франсуаза Дольто сделала психоаналитические знания живыми и доступными, дав возможность многим родителям самим учиться понимать своего ребенка, прислушиваться к нему и уважать его.

Ее даты

  • 6 ноября 1908: Франсуаза Маретт (четвертый ребенок в семье) родилась в Париже.
  • 1931: поступает на медицинский факультет университета.
  • 1934-1937: в течение трех лет проходит личный психоанализ.
  • 1938: знакомится с крупнейшим французским психоаналитиком Жаком Лаканом.
  • 1939: защищает диссертацию «Психоанализ и педиатрия»; начинает прием как детский психоаналитик.
  • 1942: выходит замуж за врача и мануального терапевта Бориса Дольто, эмигранта из России (позже у них родятся трое детей).
  • 1976-1978: впервые в Европе выступает в радиопередаче, отвечая на письма слушателей с позиций психоаналитика.
  • 1979: под руководством Франсуазы Дольто в Париже открывается «Зеленый дом».
  • 25 августа 1988: Франсуаза Дольто скончалась в Париже.

Ключи к пониманию:

Ребенок – это личность

В детстве Франсуаза Дольто дала себе обещание постараться никогда не забыть, каково это – быть маленькой. Став детским психоаналитиком, она утверждала, что ребенок, даже только что появившийся на свет, является личностью. Он не собственность родителей, и его желания, мнение заслуживают внимания. Уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери, – таково было нравственное кредо Дольто.

Насытить его речью

Для Франсуазы Дольто человек – это прежде всего «говорящее существо», даже если он младенец, еще не умеющий произнести ни слова. Она утверждала, что совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить свое отличие от другого человека (в первую очередь – от матери), чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.

Говорить честно

Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. И прежде всего – говорить с ним честно. Дольто утверждала, что ребенка невозможно обмануть, потому что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – «совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает». Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.

Понимать язык тела

Важнейшая теоретическая идея Франсуазы Дольто родилась благодаря рисункам ее маленьких пациентов. Она пришла к выводу, что детский спонтанный рисунок отражает бессознательное представление ребенка о собственном теле. Дольто считала, что его образ – это первый опыт самоощущения человека. С помощью рисунка, через символическое отражение языка тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказать.

Книги Франсуазы Дольто

  • Когда рождается ребенок. Юнипринт, 2004.
  • На стороне ребенка. У-Фактория, 2004
  • На стороне подростка. У-Фактория, 2006
  • Бессознательный образ тела. Ergo, 2007

Текст: Дарья Михеева

Источник фотографий: Инга Аксенова

Франсуаза Дольто (фр. Franoise Dolto; 6 ноября 1908, Париж - 25 августа 1988, Париж) - французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности. Она зарекомендовала себя как исключительно тонкий и одаренный клиницист, стала известной благодаря введению и концептуализации понятия «бессознательного образа тела», а также общественно значимой работе, которую она вела во имя «Дела детей» . Радиопередачи, книги, многочисленные выступления и семинары, создание «Зелёного Дома», курирование экспериментальной школы Новилля, участие в подготовке Конвенции Прав Ребёнка и многое другое стали важной частью её наследия, её вклада в то, чтобы голос ребёнка мог быть услышан взрослыми.

Биография

Франсуаза Дольто родилась 6 ноября 1908 года в Париже, в состоятельной буржуазной семье военного инженера Анри Маретт и Сюзанн Деммлер, правнучки крупного металлопромышленника Августа Деммлера, известного своей меценатской деятельностью и прогрессивными, социалистическими идеями. Она была четвёртой из семерых детей (две дочери и пять сыновей).

Франсуаза с детства отличается живым и цепким умом, она много наблюдает и много спрашивает - зачастую ставя взрослых в тупик своими вопросами по поводу их слов, их действий и тех объяснений, которые они ей дают. С восьми лет маленькая Франсуаза мечтает стать «врачом-воспитателем», дабы сделать так, чтобы дети не страдали от «непонимания взрослых» . Семья Маретт, будучи вполне счастливой и открытой миру, внезапно переживает смерть старшей дочери, Жаклин, которая в 18 лет умирает от рака. Эта смерть оборачивается настоящей трагедией для матери Франсуазы, которая впадает в «патологический траур» , жизнь их семьи больше никогда не будет прежней. Большая часть упреков и разочарований от этой смерти выпадет на долю маленькой Франсуазы. Впоследствии мать будет категорически противостоять идее дочери стать врачом и всеми силами будет стремиться, чтобы Франсуаза сложила свою жизнь, повинуясь идеалам своего круга и своего времени, став образцовой супругой, матерью, хранительницей очага.

Путь к обучению и обретению независимости будет долог для Франсуазы (только в 25 лет она сможет поступить в школу медсестер, а потом, после её окончания на медицинский факультет) и превратится в путь становления её характера, прояснения существа её устремлений, выверения её этики – этики желания. На этом пути наиболее значительную роль для неё сыграет встреча с психоанализом (собственный анализ, который она пройдет у Рене Лафорга в 1934-37гг.) и встреча с её будущим мужем Борисом Дольто, без которого, по её словам, она никогда бы не стала тем, кем стала.

Борис Иванович Дольто, выходец из России (уроженец Симферополя), эмигрировавший в 1918 году в Турцию, а затем в Париж, получит образование врача-ревматолога, и станет создателем новой медицинской дисциплины – кинезитерапии (двигательной терапии) - и основателем Французской Школы Массажа и Ортопедии. Их удивительный творческий союз обогатит мысль и дело каждого, которое выльется в то, чтобы показать тонкое, сложное и многообразное взаимодействие тела и психики. В семье Дольто родится три ребёнка: Жан-Кризостом (певец, выступавший под псевдонимом «Карлос», Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (врач-гаптономист (фр.)).

Франсуаза Дольто оставит после себя более десятка книг, подавляющее большинство из которых она напишет после смерти мужа в 1981 году. Смерть настигнет её на 79 году жизни, 25 августа 1988 года. Франсуаза Дольто завещает выгравировать на надгробной плите рядом с датами её жизни даты жизни Бориса Дольто и слова из Евангелия: «N’ayez pas peur, je suis le chemin, la vrit et la vie» St.Jean (14, 6)

Путь аналитика

По окончании учёбы и защиты медицинской диссертации («Психоанализ и педиатрия») в 1939 году Франсуаза Дольто посвящает себя психоаналитической работе, которую будет вести вплоть до самой смерти в 1988 году. Своим учителем в работе с детьми она считала Софи Моргенштерн, первого детского психоаналитика во Франции, специалиста по детским рисункам, работавшую в Париже до начала 2-й мировой войны. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым»

3 248

PSYCHOLOGIES №30

Франсуаза Дольто, с уважением к детям

Среди классиков детского психоанализа Франсуаза Дольто занимает особое место. Еще в восемь лет она решила, что станет «»: девочка росла в большой семье и видела, что многие болезни на самом деле телесные реакции детей на сложности в отношениях с родителями и другими близкими людьми. Зачем брату вызвали врача, прописали диету и постельный режим, ведь живот заболел у него после того, как за обедом поругались двое взрослых домочадцев! Если бы врач разобрался в этом, то лечение, возможно, и не понадобилось бы. Таким понимающим врачом она и решила стать, и дальнейшие события лишь укрепили ее стремление.

Когда Франсуазе было 12 лет, умерла от рака ее старшая сестра Жаклин. Семья долгие годы жила под давлением этой страшной утраты; мать, как казалось Франсуазе, не могла простить ей, что она осталась жить, а Жаклин нет. Возможно, именно поэтому призванием Франсуазы стала помощь детям, которые страдают из-за нарушенных отношений в семье.

В последние годы жизни главным делом Франсуазы Дольто стал «Зеленый дом» (Maison verte) – семейный клуб, куда взрослые могли приходить с маленькими детьми. Получив здесь первый опыт общения вне семейного круга, ребенок не боялся расстаться с матерью и без слез начинал ходить в детский сад. В журнальных статьях, в радиопередачах, которые слушала вся Франция, в своих книгах Франсуаза Дольто сделала психоаналитические знания живыми и доступными, дав возможность многим родителям самим учиться понимать своего ребенка, прислушиваться к нему и уважать его.

Ее даты

  • 6 ноября 1908: Франсуаза Маретт (четвертый ребенок в семье) родилась в Париже.
  • 1931: поступает на медицинский факультет университета.
  • 1934-1937: в течение трех лет проходит личный психоанализ.
  • 1938: знакомится с крупнейшим французским психоаналитиком Жаком Лаканом.
  • 1939: защищает диссертацию «Психоанализ и педиатрия»; начинает прием как детский психоаналитик.
  • 1942: выходит замуж за врача и мануального терапевта Бориса Дольто, эмигранта из России (позже у них родятся трое детей).
  • 1976-1978: впервые в Европе выступает в радиопередаче, отвечая на письма слушателей с позиций психоаналитика.
  • 1979: под руководством Франсуазы Дольто в Париже открывается «Зеленый дом».
  • 25 августа 1988: Франсуаза Дольто скончалась в Париже.

Ключи к пониманию:

Ребенок – это личность

В детстве Франсуаза Дольто дала себе обещание постараться никогда не забыть, каково это – быть маленькой. Став детским психоаналитиком, она утверждала, что ребенок, даже только что появившийся на свет, является личностью. Он не собственность родителей, и его желания, мнение заслуживают внимания. Уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери, – таково было нравственное кредо Дольто.

Насытить его речью

Для Франсуазы Дольто человек – это прежде всего «говорящее существо», даже если он младенец, еще не умеющий произнести ни слова. Она утверждала, что совсем маленький ребенок стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребенка в человеческое общество – и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить свое отличие от другого человека (в первую очередь – от матери), чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.

Говорить честно

Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. И прежде всего – говорить с ним честно. Дольто утверждала, что ребенка невозможно обмануть, потому что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – «совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает». Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.

Понимать язык тела

Важнейшая теоретическая идея Франсуазы Дольто родилась благодаря рисункам ее маленьких пациентов. Она пришла к выводу, что детский спонтанный рисунок отражает бессознательное представление ребенка о собственном теле. Дольто считала, что его образ – это первый опыт самоощущения человека. С помощью рисунка, через символическое отражение языка тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказать.

Книги Франсуазы Дольто

  • Когда рождается ребенок. Юнипринт, 2004.
  • На стороне ребенка. У-Фактория, 2004
  • На стороне подростка. У-Фактория, 2006
  • Бессознательный образ тела. Ergo, 2007

Текст: Дарья Михеева

Источник фотографий: Инга Аксенова

Глубокое всестороннее исследование детства и личности ребенка, предпринятое Франсуазой Дольто в произведении «На стороне ребенка», принесло автору всемирную известность.

Для Ф. Дольто существенно все: права ребенка, реформа образования, аутизм, влияние телевидения и компьютера, детская сексуальность, детские комплексы, раннее развитие и т. д. Она ведет читателя за собой, лишая его привычных стереотипов, уплощенного восприятия детства, позволяя посредством тонкого, целостного анализа увидеть многомерность мира ребенка, его сложность и неоднозначность. За методом Ф. Дольто-психоаналитика стоит подход философа, психолога, социолога – личности, чутко улавливающей происходящие в мире изменения и их отражение на системах воспитания и образования детей.

Издание адресовано каждому взрослому, стремящемуся расширить границы познания в отношении детства и научиться понимать и любить...

  • 25 января 2017, 01:11

Жанр: ,

Книга «На стороне подростка» была создана французским психологом Франсуазой Дольто по многочисленным просьбам читателей. В этом издании, как и в своей книге «На стороне ребенка», Ф. Дольто сохраняет подход к освещению темы детства и отрочества – глубокий, деликатный и вдумчивый. Она поднимает такие «неудобные» темы, как сексуальность и гомосексуальность, одиночество и школьные трудности, употребление наркотиков, самоубийства, взаимоотношения родителей и подростков, побеги и др. Автор размышляет о том, каковы социальные предпосылки подростковых проблем, предоставляя читателю возможность подумать, как встать на сторону подростка.

Издание адресовано родителям, педагогам, психологам, семейным психотерапевтам, социальным работникам и...

  • 9 ноября 2015, 03:00

Жанр: ,

+

Книга «Ребенок зеркала» (L’enfant du miroir) представляет собой публикацию беседы Ф. Дольто и Ж.-Д. Назьо на семинаре, организованном Ж.-Д. Назьо. Это своего рода введение в актуальную проблематику современного психоанализа и прежде всего психоанализа ребенка. Живой и заинтересованный диалог ученых затрагивает следующие темы: роль зеркала в жизни ребенка; сон и дыхание; функция человеческого лица; случай детской шизофрении; меланхолия; что представляет собой рисунок ребенка?

Для врачей, психотерапевтов, психологов и всех, кто занимается детьми и интересуется проблемами...

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...