Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Воспитанность: врожденное или приобретенное? Врожденные или приобретенные

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Врожденные или приобретенные?

Врожденные или приобретенные?

В отношении способностей этот вопрос всегда был особенно волнующим. Ведь от наличия или отсутствия способностей в жизни любого человека зависит очень многое. Проблема способностей крайне важна не только для психологов, но и для педагогов; более того, в определенные моменты истории эта проблема приобретала и общественное, и идеологическое значение.

Итак, получаем ли мы способности по наследству, или же они формируются у нас при жизни, под воздействием воспитания и обучения? На протяжении всей истории психологии исследователи давали самые разные, подчас диаметрально противоположные ответы на этот вопрос.

Во второй половине XIX века естествоиспытатели были воодушевлены и захвачены теорией эволюции Ч. Дарвина. На этих страницах нет смысла обсуждать сильные и слабые стороны этой теории, но бесспорно то, что дарвиновские идеи оказали огромное влияние на развитие всех наук о человеке. Это в полной мере относится и к психологии. Так вот, один из наиболее убежденных сторонников дарвинизма, британский ученый-энциклопедист сэр Фрэнсис Гальтон, стал в определенном смысле основоположником психологического изучения способностей.

В центре его внимания находилась именно проблема наследуемости/прижизненного развития гениальности, и две его известные работы имеют весьма показательные названия: «Потомственные гении» и «Ученые-англичане: природа и воспитание».

По мнению Гальтона, способности (среди которых прежде всего его интересовал интеллект) являются индивидуальными особенностями, способствующими выживанию. В соответствии с дарвиновским принципом естественного отбора интеллект, обеспечивающий наилучшее приспособление человеческой особи к условиям внешней среды, передается по наследству, подобно многим физическим характеристикам.

Гальтон увлеченно собирал факты, подтверждающие наследуемость интеллекта, и при помощи статистических методов сформулировал доказательства того, что гениальность и специальные способности в конкретных областях (например, способность к изучению тех или иных наук) передаются в семьях из поколения в поколение. Вслед за Гальтоном и другие ученые заинтересовались исследованиями наследуемости способностей, таланта и гениальности.

Основные доказательства сторонников точки зрения, согласно которой эти индивидуальные особенности определяются наследственностью , таковы: прежде всего, нередко указывают, что способности обычно проявляются у детей очень рано – в таком возрасте, когда они еще просто не успели бы сформироваться под воздействием воспитания, а лишь могли быть переданы по наследству. Действительно, музыкальная одаренность Моцарта заявила о себе, когда гению было всего лишь три года, а знаменитый математик Вильгельм Гаусс начал проявлять незаурядные математические способности, будучи всего лишь на год старше. Замечательные русские художники И. Репин и В. Суриков проявили свою художественную одаренность в очень раннем возрасте, задолго до того, как их стали систематически обучать рисованию.

Еще более веским доводом считается существование профессиональных династий : это доказательство восходит как раз к изысканиям сэра Фрэнсиса Гальтона, который в своих исследованиях собрал немало примеров таких семей, в которых одаренность отличала представителей многих поколений. (Собственно, и сам он служил неплохим подтверждением этого феномена, если учесть, что столь много значивший для него как ученый Чарльз Дарвин приходился ему двоюродным братом, их общий дед был известный медик, поэт и философ Эразмус Дарвин, да и вообще эта большая разветвленная семья дала миру немало талантливых, несомненно, интеллектуально одаренных людей.)

Действительно, всем нам известны примеры таких династий: музыканты Бахи, актерская династия Самойловых, художники и зодчие Брюлловы, знаменитые цирковые династии – Кио, Дуровы, Запашные. Существуют династии биологов и математиков, финансистов и филологов, а уж о династиях медицинских и говорить нечего – порой кажется, что профессия врача и в самом деле передается по наследству, как цвет глаз и форма носа.

Помимо накопления и некоторой статистической обработки подобных данных, психологи, разумеется, проводили (и проводят) специальные исследования, касающиеся наследования конкретных способностей. Так, Ю. Б. Гиппенрейтер приводит пример одной из такого рода работ: исследователи изучали музыкальные способности детей, сопоставляя их с соответствующими способностями родителей. Основные результаты исследования оказались следующими:

На первый взгляд, полученные данные, как и все, известное нам о профессиональных династиях, подтверждают идею о наследуемости способностей. Но уже второго, чуть более вдумчивого взгляда достаточно, чтобы усомниться в этом. В самом деле, разве можно во всех этих случаях исключить воздействие среды, условий воспитания, развития, обучения? Ведь вполне очевидно, что в музыкальной семье ребенок с рождения окружен музыкой, и с высокой степенью вероятности можно предположить, что родители-музыканты особое внимание уделяют именно музыкальному развитию своего чада. То же самое относится и ко всем прочим династиям: в силу семейных традиций или же просто по причине своих личных склонностей и интересов родители создают ребенку условия, благоприятные для развития «семейных» способностей. Попросту говоря, они учат ребенка прежде всего тому, что лучше всего умеют сами.

Следовательно, данные, подобные приведенным выше, о «наследуемости» способностей на самом деле отражают не только генетический, но и средовой вклад: влияние и наследственности, и условий развития .

Для изучения проблем наследуемости/приобретенности тех или иных психологических свойств более надежным является близнецовый метод . Тут сама природа идет навстречу исследователям, предоставляя им уникальный материал для работы. Ведь однояйцевые близнецы имеют совершенно идентичный набор генов. Таким образом, можно сравнивать, например, насколько схожи между собой по каким-то параметрам дети с одинаковыми условиями развития, но несколько разным наследственным материалом (просто братья и сестры), и дети, идентичные и по условиям среды, и по наследственности.

Другой вариант – изучение однояйцевых близнецов, растущих в разных условиях (что бывает, например, в случаях развода родителей с разделением детей, при усыновлении близнецов в разные семьи).

«Близнецовые исследования» в определенной степени подтверждают генетические предпосылки способностей: у однояйцевых близнецов обнаруживается гораздо больше сходства в уровне тех или иных способностей, чем у «неодинаковых» братьев и сестер. Более того, даже разлученные в самом раннем возрасте близнецы, воспитывающиеся в очень отличающихся условиях, все же обнаруживают поразительное сходство по многим показателям (речь идет именно о выраженности тех или иных способностей).

По многим – но далеко не по всем. Более того, даже близнецы, живущие в одной семье, все-таки обладают далеко не идентичными способностями. Так что предварительно можно сделать вывод: наследственность играет роль в формировании способностей, но пока что мы не можем сказать, какую именно.

Посмотрим теперь на доказательства оппонентов – сторонников идеи, согласно которой определяющую роль в развитии способностей играет среда – условия жизни, особенности воспитания и обучения .

Начнем с нестрогих, но зато очень наглядных примеров – достижений великих педагогов , подчас собирающих вокруг себя настоящие плеяды одаренных учеников, весьма напоминающие профессиональные династии, но в основе их – не работа генов, а работа самих педагогов.

Одним из таких уникальных мастеров был японский музыкант-педагог Синити Судзуки . Главный его постулат гласил, что каждый ребенок талантлив. Талант не передается по наследству, он потенциально заложен в любом ребенке. Раскрытие потенциальных способностей зависит только от среды, в которой ребенок растет и развивается.

«Что касается врожденных задатков или наследственности, то я убежден, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты» (Синити Судзуки ).

Судзуки обучал игре на скрипке совсем маленьких (3–4-летних) детей: на концертных выступлениях собиралось не несколько десятков, а несколько тысяч его учеников! По-настоящему выдающимися музыкантами стали среди них считанные единицы (то есть не больше, чем в среднем выделяется очень талантливых музыкантов среди обычных людей) – но все ученики Судзуки оказывались способными научиться играть на скрипке и получать от этого большое удовольствие.

Музыкальный слух очень часто считают сугубо наследственной способностью: он от рождения либо есть, либо отсутствует. Судзуки придерживался совсем другой точки зрения: он был твердо убежден, что слух можно развить у любого ребенка. Можно возразить: наверняка вы знаете либо по своему опыту, либо по опыту знакомых – у лишенных слуха родителей обычно и дети получаются такими же. Это ли не наследственность?

По мнению Синити Судзуки, проблема все же не в наследственности, а именно в опыте, который приобрел ребенок. Когда обнаруживается, что у него якобы нет музыкального слуха? Самое раннее – года в три-четыре, но обычно позже, лет в шесть-семь, когда его приводят на прослушивание в музыкальную школу. Но ведь к этому времени он уже успел многому научиться – в том числе и… немузыкальности.

Судзуки объяснял это так: с самого рождения ребенок слушает, как поет мама (а все мамы хотя бы время от времени напевают своему чаду песенки). И если мама поет неверно, ребенок запоминает именно такие, фальшивые, мелодии. В этом японский педагог, кстати, видит одно из доказательств того, что удивительно точный слух присутствует у каждого ребенка! Ведь сумел же совсем еще младенец запомнить и в точности воспроизвести мелодию так, как ее исполняла мама. Иными словами, он научился петь фальшиво. И наследственность тут роли не играет.

Далее мысль Судзуки приводила к следующему заключению: если ребенок научился быть немузыкальным, то вполне возможно и переучить его, то есть развить в нем музыкальные способности. И Судзуки действительно разработал методику, благодаря которой добивался почти стопроцентного успеха в развитии слуха у детей немузыкальных родителей.

Если работа отдельных выдающихся педагогов – это все-таки примеры уникальные, и они не могут как таковые рассматриваться в качестве строгих научных доказательств, то есть и более распространенные примеры прижизненного развития способностей. В этом смысле очень богатый материал представляют исследования различных культур. Известно, что представители некоторых культур порой обладают (массово) какими-то специфическими особенностями – можно предположить, что эти способности активно развиваются у каждого человека из данной культуры благодаря каким-то внешним обстоятельствам.

Для того чтобы привести пример, еще раз обратимся к труду Ю. Б. Гиппенрейтер. Совместно с О. В. Овчинниковой и под руководством крупного ученого-психолога А. Н. Леонтьева она занималась исследованием звуковысотного слуха (который, кстати, и является основой музыкальных способностей); были получены весьма интересные результаты. Исследователи выявили, что примерно у каждого третьего взрослого русского звуковысотный слух совершенно не развит. А вот все принимавшие участие в исследовании вьетнамцы оказались обладателями абсолютного слуха!

Ученые объясняют это впечатляющее различие тем, что русский и вьетнамский языки принципиально различны: один является тембровым языком, а другой – тональным (так же, как, например, и китайский). Что такое тональный язык? Это язык, в котором смысл произносимых слов определяется, помимо прочего, высотой звука. Понятно, что в нашем родном языке такой функции нет: произносимые звуки различаются по тембру, а не по тону. Таким образом, каждый вьетнамец «вынужденно» развивает музыкальные способности (конкретно – звуковысотный слух) с первого же года жизни, в процессе овладения речью. Русскоязычный ребенок такой обязательной тренировки не получает.

Помимо многочисленных исследований способностей у людей, психологи в своих спорах о врожденности/приобретенности способностей нередко используют и данные, полученные в экспериментах на животных. И здесь доказательства своей правоты могут обнаружить сторонники обеих точек зрения! Вот лишь пара примеров.

Эксперимент 1. Лабораторных крыс обучали находить выход из лабиринта. После наблюдения за поведением животных экспериментаторы отбирали наиболее успешных крыс (самых «умных»), в другую группу относили самых «глупых» зверьков, медленнее других справлявшихся с задачей. Далее животных скрещивали внутри каждой группы, выводя таким образом линию «умных» и линию «глупых» крыс. Через несколько поколений различия между успешностью «способных» и «неспособных» животных достигали весьма впечатляющих размеров. Таким образом, было показано, что генетическая предрасположенность к успешному обучению существует и может накапливаться из поколения в поколение.

Эксперимент 2. Крысят, принадлежащих к искусственно выведенному семейству «умных», выращивали в очень бедной стимулами среде. У них не было никаких впечатлений, возможностей чему-то учиться, активно действовать. И наоборот, крысятам из «глупой» линии создавали обогащенную, развивающую среду для развития. После того, как крысята подросли, их помещали в лабиринт и оценивали успешность его прохождения. На этот раз результаты «умных» крыс, выращенных в обедненной среде, оказались столь же низкими, как у «глупых» животных из первого эксперимента. Успешность же исходно «глупых» крыс, имевших хорошие условия развития, была сопоставима с показателями «умных» крыс из эксперимента 1.

На основании всех описанных фактов (и, разумеется, огромного числа других, полученных учеными за столетия наблюдений и экспериментов, исследований способностей у людей и животных) можно сделать следующий вывод: «Факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего» (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2008).

Из книги Как справляться с гневом ребенка автора Кэмпбелл Росс

10. Врожденные реакции на авторитет Вы, вероятно, обратили внимание, что в предыдущих главах я несколько раз упоминал о существовании двух типов людей. Первый тип составляет 25 процентов, а второй – 75 процентов. Сейчас я хочу объяснить, что это такое.В ходе своей

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы. Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или

Из книги Женщина, преступница или проститутка автора Ломброзо Чезаре

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

Вкусы приобретенные Людей привлекают и одновременно отталкивают вещества, вкус которых находится на грани приемлемости. (…) О такой пище мы говорим, что «к ее вкусу надо привыкнуть». Это верно для такой пищи, как, например, мягкий сыр или яйца под маринадом. Но еще больше

Из книги Библия языка телодвижений автора Моррис Десмонд

5. Страхи врожденные и страхи приобретенные Существуют страхи врожденные и страхи приобретенные. Врожденные вызываются раздражителями, с которыми субъект не знаком на личном опыте. Птицы, питающиеся змеями, инстинктивно избегают ядовитых экземпляров, хотя никогда

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ВРОЖДЁННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Действия, которым не нужно учитьсяИсключительная способность учиться на примерах из окружающей среды - величайший генетический дар человека. Существует даже точка зрения, по которой эта врождённая способность затмевает все остальные. Есть и другая

Из книги Любовь и секс: как мы ими занимаемся автора Даттон Джуди

VII. ПОТРЕБНОСТИ: ВРОЖДЕННЫЕ - ПРИРОДНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ -СОЦИОГЕННЫЕ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯПОТРЕБНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТЬФундаментальным свойством живой материи

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Сексуальные странности - врожденные или приобретенные? Однажды, в середине 1980-х годов, няня катила в коляске по парку мальчика по имени Хейвлок Эллис. И вдруг ей понадобилось остановиться на минутку. В этот момент, вспоминает Эллис в своей биографии «Моя жизнь», он

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Врождённые свойства Итак, ребёнок появляется в мир как дикий необузданный ослёнок. Так его у нас и определяют: «дикий ослёнок», толкаемый в разные стороны сильными «ослиными» желаниями, которые исходят из животного начала человека. Так по Б-жественному плану человек

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Приобретённые свойства Теперь обратимся к качествам приобретённым. В момент появления в мир человек – как бы «чистый лист бумаги». Ещё ничего не прожито. Но постепенно события жизни, окружающая среда в активной и пассивной форме начинает формировать личность

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Врожденные инстинкты Еще один источник появления идеализаций лежит в нашем первобытном прошлом. Невзирая на неимоверно сложное устройство объекта под названием «человек», нужно отметить что он произошел от каких-то животных. И это происхождение проявляется в его

Из книги Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха автора Тойч Чампион Курт

Гендер: культурные/приобретённые различия между мужчинами и женщинами (сознание) Гендер – это те роли, которые общество и культура приписывают каждому полу. Гендерные роли закладываются в детстве и более чётко прорисовываются позднее, по мере того как, наблюдая и слыша

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги автора

Унаследованные и приобретенные модели поведения Существуют унаследованные и приобретенные модели поведения. BID (базовое внутреннее направление или желание) – это унаследованные модели поведения, которые могут заблокировать вам путь к успеху, в частности, в семейной

Развитие сложных моделей тестирования и измерения интеллекта стимулировало исследования его природы. Здесь мы кратко рассмотрим некоторые самые важные и яркие моменты нескончаемой полемики по этому вопросу.

Врожденное или приобретенное? Когда-то жаркие, споры вокруг проблемы «природа или воспитание» все еще вспыхивают редкими искрами на страницах научных и популярных изданий. Например, Артур Йенсен вызвал целую бурю дискуссий, когда заявил, что 80% того, что измеряют тесты IQ, наследуется и только 20% определяется средой. Далее он высказал убеждение, что интеллект определяется расовой принадлежностью, при этом количество интеллектуальных генов чернокожих меньше, чем у белых людей. В проведенном исследовании граждане США, причислявшие себя к чернокожим, при выполнении IQ-тестов действительно набирали в среднем на 10-15 баллов ниже, чем граждане США, причислявшие себя к белому населению. Однако в последние годы эта разница все больше и больше сокращалась, и сегодня большинство исследователей соглашаются, что приспособления к экономическим и социальным различиям в жизни черных и белых детей практически уничтожили различия между этими группами по уровню IQ.

Исследования Йенсена были подвергнуты массовой критике, и нет необходимости продолжать их обсуждение на страницах нашего сайта, но стоит заметить, что такая оценка его работ помогла созданию отрицательного отношения к возможности генетического вклада в детерминацию интеллекта. Некоторые ученые отстаивают позицию, согласно которой не существует никаких данных, свидетельствующих в пользу того, что гены каким-либо образом влияют на уровень IQ.. Выдающийся исследователь развития Сандра Скарр подчеркивала, что, несмотря на наличие отрицательной оценки со стороны коллег, исследование Йенсена внесло важнейший вклад в науку. Однако такая оценка не позволяет считать его выводы более достоверными.

В настоящее время взгляды специалистов отличаются единством: исследователи пришли к согласию, что наследственность и факторы среды в равной степени влияют на интеллект и что это динамический, реципрокный процесс. Дальнейшее рассмотрение факторов среды, воздействующих на интеллектуальное развитие и достижения, представлено ниже.

Общие и специальные способности

Некоторые тесты интеллекта определяют интеллект как унитарное свойство, однако большинство из них определяют его как комбинацию нескольких способностей. Шкала интеллекта Векслера для детей, например, включает в себя отдельные субтесты для оценки общей осведомленности, понятливости, арифметических навыков, словарного запаса объема внимания, образного мышления и других способностей. Этот тест дает оценку вербального, невербального интеллекта и общую оценку интеллекта, объединяющую две предыдущие. Современная версия теста Стэнфорд-Бине следует аналогичным путем, разбивая общий интеллект на отдельные компоненты.

Одним из активных сторонников представления о том, что интеллект состоит из нескольких независимых способностей, является Ховард Гарднер. На основании изучения неврологии, психологии и антропологии он первоначально выделил семь основных категорий интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, трансперсональный и интраперсональный, а позднее добавил к ним натуралистический (природный), и их общее число стало равняться восьми. Природный интеллект представляет собой способность опознавать и классифицировать растения, минералы и животных, в том числе камни, травы и все разновидности флоры и фауны. Другими словами нам необходимо знать, на каких животных следует охотиться, а от каких убегать. Этот уровень интеллекта у разных людей сильно различается. Гарднер считал, что природный интеллект имеет особое значение для выживания человека как вида. Несложно проследить, как мог измениться такой вид интеллекта у человека в ходе эволюции.

Таким образом, хотя количество баллов, получаемых неким ребенком по шкале академических способностей, измеряемых большинством интеллектуальных тестов, оказывается, например, ниже среднего, он может набрать высокие баллы по остальным функциям интеллекта, таким как способность понимать чувства и мотивы других людей. Конечно, необходимо учитывать, использует ли ребенок различные виды интеллекта.

Роберт Стернберг придерживался другой позиции и разработал свою иерархическую концепцию интеллекта, включающую три части. Согласно Стернбергу, контекстуальный интеллект (относящийся к контексту, в котором находится индивид) связан с адаптацией к окружающей среде и тем, что можно назвать «здравым смыслом»; эмпирический интеллект (связанный с личным опытом индивида) - это способность справляться с новыми задачами или ситуациями так же успешно, как и с привычными, и, наконец, компонентный интеллект (рассматриваемый исходя из его компонентов) приблизительно соответствует способностям, измеряемым с помощью тестов IQ. Стернберг с коллегами применяли свою иерархическую трехсоставную модель к различным проблемам: интеллектуальное обучение в школах, взаимосвязь интеллекта и креативности, составные части здравого смысла (практического интеллекта — сайт) и методы его диагностики, кросс-культуральные различия интеллекта. Здесь перечислены лишь некоторые из них. В своей последней «теории успешного интеллекта» акцент, делаемый Стернбергом на практических аспектах интеллекта в жизни, сохраняется, наиболее полно они представлены в сводке ниже.

Сводка: Компоненты успешного интеллекта по Стернбергу

Определение успешного интеллекта

— Способность достигать успеха в жизни
— Согласно личным стандартам и нормам
— В рамках данного социокультурного контекста

Типы навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Аналитические
— Креативные (творческие)
— Практические

Употребление навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Адаптация к окружающим условиям
— Формирование окружающих условий
— Выбор окружающих условий

Механизмы использования навыков обработки информации, необходимых для успешного интеллекта

— Обращение своих сильных сторон себе на пользу
— Коррекция своих слабых сторон
— Компенсация своих слабых сторон

Резюме

1. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость восприятия и реагирования.

2. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде бла­годаря разумному мышлению и разумным действиям.

3. Было предложено несколько схем, описывающих структуру ин­теллекта. Спирмен выдвинул идею о том, что существует фактор общего интеллекта и факторы отдельных специфических способностей. Терстоун выделил семь первичных умственных потенций, по которым можно судить о деятельности интеллекта в целом. Другие исследователи (например, Гилфорд) выделяли до 120 факторов. Томсон напротив,

Адаптация и творчество 459

считает, что интеллектуальная деятельность специфична для каждой конкретной задачи. Йенсен различает способности к конкретному и к абстрактному мышлению.

4. Кэттелл выделяет врожденный «аморфный» (жидкий) интеллект, состоящий из потенций, на базе которых развивается интеллект «крис­таллизованный», причем это развитие продолжается всю жизнь. Соглас­но представлениям Хебба, оценить можно только интеллектД, фор­мирующийся на основе потенциального интеллекта А и жизненного опыта.

5. Существуют три группы факторов развития интеллекта. Генети­ческие факторы определяют тот потенциал, который наследует ребенок. Другие врожденные факторы действуют от момента зачатия до момента рождения; такими факторами могут быть хромосомные аномалии (на­пример, при болезни Дауна), неполноценное питание плода или забо­левания матери во время беременности. Факторы окружающей среды чрезвычайно разнообразны; к важнейшим из них относится правильное или неправильное питание грудного младенца, его психическая сти­муляция, место в ряду рождающихся в семье детей, принадлежность к тому или иному социальному классу и, наконец, школьное образо­вание.

6. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов пред­принял в начале века Бине. Этот ученый ввел представление об ум­ственном возрасте, позволяющем оценить интеллектуальное развитие того или иного ребенка по сравнению с его одногодками. В дальнейшем на основании соотношения между умственным и хронологическим возрастом был выведен менее относительный показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).

7. После теста Бине появились и другие тесты на умственное раз­витие. Наиболее известны из них тесты Стэнфорд-Бине, армейские тесты и шкалы интеллекта Векслера для взрослых и детей. Однако в 70-х годах их реальная ценность была поставлена под сомнение, и постепенно ими стали пользоваться все реже. Тем не менее некоторые исследователи все еще продолжают применять их при изучении наследования интеллекта.



8. Применение интеллектуальных тестов, в частности, позволило построить кривые распределения интеллекта среди населения. В соот­ветствии с этими кривыми у 2-3% людей имеется умственная отста­лость, а у 1-2%-чрезвычайно высокий уровень интеллекта.

9. Исходя из того, что существуют разные способы решать ту или иную задачу, Гилфорд подразделил мышление на конвергентное и ди­вергентное. Последнее лежит в основе творческого мышления и харак­теризуется пластичностью, гибкостью и прежде всего оригинальностью решений. По-видимому, при IQ 120 и выше исчезает корреляция между интеллектуальными и творческими способностями. Можно также ду­мать, что в отношении этих двух способностей нет разницы между двумя полами.

10. Уоллак и Каган показали, что если у ребенка одинаково высоки

460 Глава 9

или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, то он адаптируется в обществе достаточно легко -в отличие от детей у которых выражен только один тип способностей.

11. Многие исследователи пытались выявить личностные особен­ности творческих людей. По-видимому, наиболее типичные из этих способностей - это антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему слож­ному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.

Читая эту главу, мы постоянно видели, насколько еще оживленны дискуссии о наследовании интеллекта. Разумеется, это обусловлено тем, что этот вопрос имеет важное философское и политическое значение. Здесь больше, чем где-либо, играют важную роль предубеждения ис­следователей. Порой они даже начинают превалировать над необхо­димой каждому ученому осторожностью в истолковании фактов. Это в особенности касается областей науки, имеющих прямое социальное значение.

В самом деле, из утверждения, что доказана наследственная природа интеллекта, вытекают далеко идущие следствия. Это позволяет, в част­ности, почти автоматически оправдать социальное неравенство: можно будет утверждать, что социальный успех всегда ждет тех, кто рожден для этого успеха, поскольку ум этим людям дан от природы. Это даст также основание считать, подобно Гальтону, что если условия жизни лиц из привилегированных классов лучше, чем у низших классов, то это связано с тем, что интеллект представителей высших классов позволил им создать такие условия.

Кроме того, утверждение, что доказана не только наследственная природа интеллекта, но и неравномерность его распределения между различными группами населения, позволяет оправдывать расистские идеи о неравенстве этих групп. Это может также повлечь за собой формирование каст, и представители некоторых из них могут быть сочтены «гражданами второго сорта». Эти люди будут вынуждены заниматься лишь «черной» работой, а их человеческие права будут ограничены, поскольку с генетической точки зрения они якобы менее способны участвовать в решении общественных проблем, требующих определенного уровня интеллекта 1 . В самом крайнем случае дело могло бы дойти до запрета «скрещиваний», способных привести к снижению генетического потенциала «высшей» группы.

К сожалению, эти идеи не относятся только к области фантастики. История фашистской Германии 30-х годов и некоторых государств, в которых даже в наши дни белое меньшинство держится у власти,

1 Подобные идеи уже высказывались древними греками и римлянами.

Адаптация и творчество 461

опираясь на подобные расистские концепции, неопровержимо дока­зывает, что опасность таких тенденций существовала и продолжает существовать.

В демократических странах такие взгляды тоже могли бы привести к серьезным последствиям. В частности, они могли повлечь за собой прекращение демократизации школы, так как стало бы очевидным, что суммы, затрачиваемые на «подтягивание» детей из низших слоев, пускаются на ветер. Поэтому чрезвычайно важно внести в эту дискуссию ясность и рассмотреть некоторые утверждения и те данные, на которых они основаны.

Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства.

Способности – это врожденное

    Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

    О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Исследования подтверждают

Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Способности могут быть сформированы в течение жизни

    Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.

    Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.

Психологические факторы развития способностей

    для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.

    познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.

    взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.

    у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.

Знаете ли вы? Врожденное или приобретенное?

Что определяет интеллект: генетический фактор или наше окружение? Простой ответ – и то, и то, но обсудим вопрос подробнее. Гены не оказали бы никакого влияния без надлежащего окружения, и наоборот. Оба фактора должны взаимодействовать в процессе развития ребенка. И встает интересный вопрос: как именно они взаимодействуют?

Во многом наши гены устанавливают верхний предел развития. Например, рост. Представим себе двух детей с одним и тем же набором генов (например, однояйцевых близнецов). Одного из них (назовем его Том) в детстве кормили плохо, и он недополучил необходимого количества белков и вырос несколько ниже, чем его брат Майк, который превосходно питался. С другой стороны, если потребности Майка в питательных веществах были удовлетворены, никакие дополнительные порции рыбы и курицы не сделают его выше, поскольку он достиг своего генетического предела. Вместо этого он просто растолстеет. Другой ребенок, Джефф, родители которого передали ему гены с большим потенциалом, но также не могли обеспечить ему нормальное питание, может вырасти такого же роста, как и Майк. Эмигранты, приехавшие из бедных стран в более богатые, часто сталкиваются с тем, что их дети заметно перерастают родителей. Точно так же экономический прогресс в стране может привести к увеличению среднего роста популяции.

Сэм столкнулся с этим эффектом в собственной семье. Его рост ‑ шесть футов один дюйм, что на несколько дюймов выше, чем рост любого человека из поколения его родителей, выросших в дореволюционном Китае. Рост его брата Эда – шесть футов шесть дюймов, он возвышается над всеми ними. О таком росте даже не слышали поколением раньше. Рожденные в Америке, братья являют собой пример влияния развитой страны на рост ее жителей.

Интеллект развивается сходным образом, если не считать, что влияние на него окружающей среды сложнее и хуже изучено. Основные питательные вещества требуются для любого типа роста, однако развитие мозга, вероятно, определяется еще и другими факторами, например ‑ социальным опытом и интеллектуальной стимуляцией. По тому же принципу, если окружение отвечает определенному стандарту качества (хоть и не определенному точно), никакое количество дополнительных питательных веществ и стимулов не повысит уровень интеллекта ребенка выше установленного генетически предела.

Некоторые из этих изменений могут лежать в основ, эффекта Флинна ‑ феномена, замеченного новозеландским политологом Джеймсом Р. Флинном, который про анализировал результаты выполнения стандартизированного теста на IQ и их изменение со временем в 20 странах мира.

Он обнаружил, что в каждой стране средний показатель со временем стабильно увеличивался, в среднем – на три единицы в десятилетие. В некоторых странах, например в Дании и Израиле, показатели увеличивались даже быстрее – в среднем около 20 пунктов за 30 лет (чуть больше, чем одно поколение). Например, результат устного теста на IQ среднего 12‑летнего датского подростка в 1982 году превосходил результат 14‑летнего участника эксперимента поколения его родителей в 1952‑м.

Изменения в уровне интеллекта со временем отражают то, что тесты на IQ измеряют не просто естественные врожденные способности, но и эффект влияния окружающей среды, в которой растет человек. Хорошее питание и здоровье может привести к лучшему развитию мозга, а более активное стимулирование окружающей обстановки также способствует лучшему функционированию мозговых структур. Поскольку мы являемся социальными животными, эти факторы только усиливаются в процессе социальных взаимодействий с другими людьми, также хорошо развитыми, что приводит к позитивному обратному эффекту и влияет на более высокий результат выполнения теста. Благодаря полноценному питанию и стимулирующей окружающей среде, вполне возможно, что в среднем мозг человека в наше время стал более сложно устроен, чем сто лет назад.

Однако есть данные, что этот эффект начал пропадать. В Дании, стране с наивысшими показателями в недавнем прошлом, в последние годы средний уровень IQ перестал расти. Возможно, эффект окружающей среды может ограничивать развитие мозга, но только тогда, когда источников недостаточно (см. «Знаете ли вы? Врожденное или приобретенное?). Иначе говоря, как только количество бедных людей или людей, ограниченных в факторах развития, уменьшается, средний уровень IQ увеличивается. Это предположение подтверждается недавним исследованием испанских детей, чей показатель интеллекта увеличился через 13‑летний период. Больше всего повысился показатель детей с наименьшим уровнем IQ, тогда как среди детей, набравших результат выше среднего, изменений практически не было. Подтверждение этой идеи можно увидеть в американских исследованиях, доказавших, что в самых бедных слоях общества достижения детей напрямую связаны с ресурсами школы, но у более богатых учеников достижения больше зависят от наследственности и домашнего окружения.

Однако все эти изменения не означают, что наш мозг продолжает развиваться. Наоборот, поскольку эффект Флинна четко прослеживается уже через несколько десятилетий, это не может быть настоящей эволюцией. Эволюция обычно предполагает изменения в генах, которые передаются потомкам и поэтому требуют минимум одного круга репродукции и отбора. Затем появляются наследственные изменения, и поэтому человек, родившийся с улучшенными генами, позднее превзойдет своими показателями людей, выросших в тех же условиях.

Важно понимать, что естественный отбор работает, отталкиваясь от практических результатов. Не имеет значения, умеет ли животное искать пищу благодаря встроенной в его мозг уже при рождении автоматической программе поиска пропитания или же оно хорошо обучается этому на своем детском опыте. В любом случае, если это животное сможет находить достаточное количество пищи, оно выживет и с большей вероятностью сможет оставить потомство. Поэтому в результате естественного отбора мозг животного помогал ему выживать в окружающей обстановке. Разные животные могли добиться успеха, взаимодействуя или будучи способными выживать в различных ситуациях. Поэтому спор «Врожденное или приобретенное?» некорректен. Отбор способствует продвижению генов, которые особенно удачно приспосабливаются к окружающей обстановке.

Когда люди спрашивают, развивается ли все еще мозг человека, они часто имеют в виду вот что: «Правда ли, что генетические механизмы, определяющие размер мозга или его структуру, меняются?» На этот вопрос непросто ответить, поскольку, возможно, только через несколько поколений станут заметны какие‑нибудь изменения на эволюционном уровне.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...