Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Что такое матриархат? Переход от матриархата к патриархату. Что такое

от греч. pater отец и arche начало, власть)

преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАТРИАРХАТ

(patriarchy) "Власть отца". Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было обосновано божественное право королей (divine right of kings). Слово "патриархат" используется также феминистками для осуждения практики (как осознанной, так и неосознанной), при которой отцы, сыновья и/или мужчины (вообще) занимают главенствующее положение по отношению к матерям, дочерям и/или женщинам. Всевозможные виды патриархальных обычаев широко распространены даже в обществах, претендующих на осуществление равных возможностей (для мужчин и женщин).

Под патриархатом в современной научной литературе принято понимать «гендерную власть», выражающуюся в том, что мужчины занимают в обществе доминирующее по отношению к женщинам положение. Патриархат - это характеристка структуры всего общества, а не отношений, например, в отдельных семьях и трудовых коллективах: неравенство полов воспроизводится независимо от личных предпочтений и намерений отдельных мужчин и женщин; оно поддерживается общественными нравами и условиями организации общественной и частной жизни. Патриархатный гендерный порядок приписывает мужчинам и женщинам жестко определенные роли, стандарты поведения, исполнения которых требует от них общество.

Патриархат достаточно многолик: он может существовать как в классическом варианте, так и в более скрытых формах. Классическая форма патриархата преобладает в традиционных обществах, где основой патриархальных отношений выступает большая семья, включающая представителей нескольких поколений.

«Классический патриархат» представляет собой семейный уклад, предполагающий безусловный авторитет отца в семье, сильное влияние родителей на заключение браков, главенство мужа над женой и вторичный статус дочери по сравнению с сыном. В настоящее время такое устройство отношений между полами характерно для большинства мусульманских стран, Индии, сельских областей Китая, некоторых регионов Латинской Америки и пр. Патриархальное общество жестко контролирует сферу сексуальных отношений, предписывая женщине сохранение девственности до брака, ограничивая ее знания о сексе, связывая ее сексуальную жизнь преимущественно с воспроизводством рода, а не с получением удовольствия. Личная свобода выбора молодых мужчин при заключении брака также ограничивается. Статус женщин зависит от социальной позиции их мужей, отцов и братьев. В таком обществе женщины ограничиваются не только в выборе мужа и решении о деторождении, но и в свободе передвижения, общения. Они не должны оспаривать мнение старших и мужчин. Получать образование и работать вне дома женщина может, только получив согласие мужа и старших родственников. Будучи полностью зависимой от окружающих, в случае утраты кормильца женщина остается без средств к существованию, если ее не поддержит другой мужчина или старшие женщины клана. Однако, пока патриархат функционирует «нормально», он защищает и поддерживает тех, кто играет по его правилам, в том числе и самых зависимых своих членов. Итак, распределение власти при патриархате предполагает неравенство по полу и возрасту и жестко закрепленные половые роли.

* Чтобы описать гендерные отношения, связанные с доминированием мужчин над женщинами, мы употребляем два разных термина – «патриархальный» или «патриархатный» – в зависимости от того, о каком конкретно обществе мы говорим. Патриархальное общество – это общество традиционного типа, где преобладают большие многопоколенные семьи, в которых (как и в обществе в целом) не только женщины подчиняются мужчинам, но и младшие безоговорочно подчиняются старшим. «Патриархатными» мы называем более современные общества, где роль традиций невелика, преобладают так называемые супружеские семьи (вместе живут только супруги и их несовершеннолетние дети), влияние старших на младших проблематично, но тем не менее мужчины имеют разные преимущества и обладают над женщинами властью (в той или иной форме).

В реальной жизни отношения мужчин и женщин даже при ярко выраженном патриархате, конечно, не выглядят так,что все мужчины оказываются жестокими угнетателями, а все женщины - бесправными угнетенными. На самом деле картина гораздо сложней. Известная американская исследовательница турецкого происхождения Дениз Кандиоти для описания гендерных отошений в патриархальном обществе предложила понятие «патриархальная сделка». Такая сделка предполагает, что мужчины и женщины, следующие сложившемуся «общественному договору», получают выгоды, используя имеющиеся у них ресурсы. «Патриархальная сделка» - гарантия защиты и безопасности подчиненных, получаемая ими в обмен на безусловное следование предписанным ролям и обслуживание сильных*. Ответственность за организацию жизни сообщества (семьи, клана или общины в целом) в этом случае в целом возлагается на старших мужчин. Подтверждая свое зависимое положение и следуя общественным предписаниям, женщины используют разнообразные стратегии, стремясь усилить свою безопасность и улучшить жизненные шансы. В наиболее «жестких» системах патриархата у женщин практически нет открытых рычагов власти. В менее жестких патриархатных обществах женщины, не имея публичной власти, тем не менее обладают определенной автономией и авторитетом в рамках своих ролей. Соответственно они используют разные стратегии влияния, манипулируя ролями дочерей, матерей, жен, возлюбленных и сексуальных партнерш.

«Классический» патриархат предполагает минимальную автономию женщин или ее полное отсутствие, вторичный статус женщин в патриархальной родительской и супружеской семье. Одновременно господство мужчин в обществе возлагает на них ответственность за благополучие подчиненных (мужчин и женщин). Однако пример мусульманских стран Азии - стран «классического» патриархата (где девочки выдаются замуж родителями, подчиняются не только мужу, но и старшим родственникам) - показывает, что старшие женщины осуществляют контроль над отношениями в семье - во всяком случае, над своими невестками. Их «ресурсом» выступает материнское и супружеское влия-

* Патриархатная сделка может быть проиллюстрирована также механизмами воспроизводства дедовщины в призывной армии.

Ние, которое они оказывают на сыновей и мужей. Старшие женщины выбирают невесту для сына, и в дальнейшем невестка подчиняется свекрови и признает ее власть в семье. Старшие женщины заинтересованы в том, чтобы воспроизводилась их семейная власть, они манипулируют мужьями и сыновьями, препятствуют выделению молодых семей из расширенной семьи. Такие стратегии считаются основой «женского консерватизма». Им противостоят стратегии молодых мужчин, стремящихся отделиться от семьи, а также распространение романтической любви в современном мусульманском мире, которая создает потребность в выделении супружеской пары в «автономную единицу», независимую от старших родственников, и ограничении контроля с их стороны.

Таким образом, патриархат исторически многообразен и изменчив. При капитализме традиционный гендерный порядок начинает разрушаться под воздействием экономических, политических и культурных вызовов. Индустриальное общество формирует женские роли работающей матери, домохозяйки, самостоятельной женщины.

В основе капиталистического устройства индустриального общества лежит определенная гендерная идеология, которая поддерживает представления о естественном предназначении полов. Согласно этим представлениям мужчинам предписывается публичная роль, а женщинам - обязанности в частной сфере. Эта идеология в первой половине XX века в западных обществах поддерживалась различными концепциями - от психоанализа до популярной психологии и массовой культуры. Все они показывали и разъясняли природное женское предназначение, особенности женской психологии, учили женщину, как быть хорошей домохозяйкой, снабжая ее соответствующими предписаниями и рецептами. Одновременно женщине предлагались различные предметы потребления для реализации своей природной женственности и успешного выполнения «женской роли». При этом сохранялось неравенство по признаку пола и подчеркивались различия между мужчинами и женщинами. Однако и эти, казалось бы, незыблемые и вполне функциональные отношения (мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается домохозяйством) были оспорены во второй половине 1960-х годов. Вызовы существующим гендерным границам пришли с разных сторон - со стороны женского, молодежного и левого движения, авангардной культуры, новых инфраструктурных возможностей. Счастливая домохозяйка (а все другие женщины считались либо несчастными, либо неудачливыми, либо не совсем нормальными) оказалась страдающей женщиной, чья жизнь ограничена четырьмя стенами комфортабельного дома. Она страдала от недостатка самостоятельности, невозможности реализовать профессиональные устремления, вторичности своей обслуживающей роли, одиночества, когда вырастали дети, а мужья делали карьеру. Эти проблемы, однако, считались скорее индивидуально-психологическими, чем социальными, и очень долго не признавались как общие для всех неработающих женщин.

И только в 1960-1970-е годы система, поддерживающая такие гендерные нормы, была осмыслена как патриархат. Феминистские исследования показывают, что женщины до поры до времени принимают условия, в которые их ставит патриархат, поскольку получают гарантии безопасности, не несут ответственности за важнейшие сферы жизни и зачастую - как рабы при господине - не осознают своего положения.

Однако патриархат исторически изменчив, гендерное устройство меняется по мере изменения отношений собственности, структуры занятости, форм семейной жизни, сексуальных практик. Во второй половине XX века возросла самостоятельность женщин в выборе жизненного пути и профессии, в создании семьи и принятии решений о деторождении, в способности зарабатывать деньги и делать карьеру. Постепенно патриархат теряет безусловную законность в глазах многих людей и трактуется как нарушение справедливого порядка. В определенном смысле он начинает отступать в историческое прошлое.

Исследователи приходят к выводу, что в конце ХХ века произошел слом основных патриархатных структур в Северной Америке, Латинской Америке (с некоторыми исключениями), в Японии, Корее, государствах Океании, в Восточной Европе и России. Во многих обществах наступила постпатриархатная эпоха. Тем не менее, система гендерного неравенства, при которой зарплата женщин не превышает двух третей мужской зарплаты, сохраняет феномен «стеклянного потолка», ограничивающего возможности профессионально-должностного продвижения женщин (им сложнее повышать квалификацию, ездить в командировки, работать сверхурочно, поскольку на них лежит основная ответственность за организацию семейного быта), продолжает воспроизводиться. Так, мягкие и малозаметные механизмы воспроизводства «стеклянного потолка» связаны, например, с организацией рабочего времени в современном бизнесе (особенно в России), требующей от управляющих и наемных работников находиться на работе вечерами, в выходные дни, а также совместно с коллегами посещать места досуга - бани, бассейны, боулинги, клубы, дачи и рестораны. Женщина либо ограничена в таких возможностях, либо вынуждена приспособиться к так называемому мужскому стилю поведения, испытывая давление со стороны семьи по поводу плохого выполнения домашних обязанностей. Но часто ей либо не предлагают продвижения по службе выше определенного уровня, либо она от него отказывается, считая, что не справится, или из-за того, что не может себе этого позволить. При этом ни руководители, ни сами женщины не видят никакой дискриминации в существующем устройстве. Постпатриархатный порядок ограничивает формирование лидерских навыков у женщин, поскольку «правильная» женственность трудно совместима с требуемыми качествами руководителя - умением рисковать, конкурировать, принимать управленческие решения, нести ответственность за бизнес, а в российском случае - еще и постоянно маневрировать между законом и криминалом. Так срабатывают невидимые механизмы патриархата.

Как же тогда женщина может добиваться своих целей? Увы, в основном через манипулирование. Эта особая женская стратегия вырабатывается в ответ на заведомо неравноправные условия конкуренции. Французский социолог Пьер Бурдье в своей работе «Мужское господство» пишет, что господствующая точка зрения приписывает женщинам такие негативно оцениваемые свойства, как хитрость, интриганство (вспомним Шекспира, Толстого!), которые являются оборотными чертами женского обаяния и сексуальной привлекательности. Очевидно, что и хитрость, и интриганство воспитываются у женщин в контексте подчинения.

Матриархатом в истории принято называть гипотетическую форму устройства общества, при которой власть принадлежала представительницам прекрасного пола. Теория о нем возникла в противовес доминирующей на протяжении многих веков в науке патриархатной. Однако достоверного подтверждения существования такой модели общества на сегодняшний день не имеется.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего - в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность - отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность - супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей - в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм - во главе рода становится дядя по материнской линии.

Заблуждения о матриархате. Теория Бахофена

В советской теории о первобытном строе гипотеза о существовании общества матриархата в доисторические времена оставалась признанной до середины ХХ века, в западном же эволюционизме - до его начала. Она получила право на существование благодаря труду Бахофена «Материнское право», изданному в 1861 году. Античный философ и ученый Аристотель считал, что патриархатная семья изначально доминировала в общественном устройстве.

Бахофен же, опираясь на античную мифологию, утверждал, что матрилинейность в обществе предшествовала патриархальным устоям. Для ее обозначения ученый использовал термин «гинекократия».

Л.Г. Морган и Ф. Энгельс о матриархате

Теория Бахофена получила развитие в книге американского антрополога Л. Г. Моргана «Древнее общество», изданной в 1877 году, в которой была выдвинута гипотеза о материнском роде как начальной, допатриархатной форме родового устройства. Она получила развитие в известной работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). К концу ХІХ века представление о существовании в истории человечества эпохи матриархата стало не только популярным, но и общепризнанным.

Гипотезы ученых основывались на отдельных этнологических, археологических и антропологических данных, однако весомых доказательств существования первобытного матриархата представлено так и не было. Матрилокальность, матрилинейность и иные признаки матриархального общества и сегодня присутствуют у отдельных племен. Однако это не является доказательством существования в прошлом матриархального общественного уклада.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках - не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Примеры матриархата в современном обществе

Некоторые народы и народности сохранили матриархальные черты до сегодняшних дней. По мнению ученых, матриархальный строй, если он и существовал когда-либо, со временем уступил место патриархальному обществу как более развитому и совершенному. Переход от матриархата к патриархату, таким образом, произошел естественным образом в ходе прогресса. Безусловно, существуют и патриархальные племена, ведущие образ жизни, весьма далекий от того, к которому привыкли жители крупных городов. Однако ни одно из обществ (или объединений) матрицентричных не достигло высокого уровня развития.

Туареги

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан - полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок - лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Народность мосо

Небольшая народность мосо, насчитывающая всего 57,5 тысяч человек, проживает в Китае, вблизи от тибетской границы. Китайское правительство считает мосо и народ наси одним и тем же народом, но культурные отличия между ними имеются.

Мосо широко известны как народ с матриархальными устоями. Что такое матриархат применительно к этому народу? Родословная и наследование у них ведутся по женской линии, во главе семьи стоит женщина. Они практикуют гостевые браки, и отец ребенка женщины мосо может быть неизвестен ей самой, так как она может состоять в отношениях одновременно с несколькими мужчинами. Хотя в наше время это скорее исключение: отцы принимают участие в жизни потомства, дарят подарки к праздникам, а дети навещают отцов в их домах. Но основные заботы о потомстве ложатся на плечи матери и ее семьи. Мужья, равно как и жены, не переходят на жительство в дома супругов, и общего имущества у них нет.

Естественно, дети живут в семье матери. Мужей и жен как таковых у мосо не существует. Семья бездетной женщины берет на воспитание ребенка из другой семьи, который имеет те же права, что и родные дети. Приемная девочка может впоследствии возглавить семью и стать матриархом.

Женщины мосо занимаются домашней работой и ухаживают за скотом. На плечах мужчин - охота, рыбная ловля, работа в поле, а также религиозные церемонии. Все важные решения в семье принимают именно женщины, а не мужчины, и ребенок после рождения получает фамилию матери, а не отца. Безусловно, народность мосо не является полностью матриархальной, однако гостевой брак, матрилинейность и материнское право на детей позволяют причислить его к матрицентричным.

Минангкабау

Народность Минангкабау, проживающая в Индонезии и насчитывающая около 7 млн представителей (4 из них - на о. Суматра), является самой многочисленной с матриархальными устоями. У нее присутствует матрилокальная организация поселений, и все население материнских общин под названием нагари принадлежит к одному из четырех родов по женской линии, называемых суку. По преданию, 4 рода произошли от легендарных матерей-прародительниц. Они подразделяются на кампуэнг (кэмпунг) - основные сельскохозяйственные единицы, которые, так же как и суку, имеют своих советников и старейшин. Это большие матрилинейные семьи, включающие несколько поколений. Для них характерны расчленение на джураи, включающие три-четыре поколения, взаимовыручка и взаимопомощь. Важные решения принимаются на семейных советах.

Инициативу в сватовстве проявляют родные невесты. После свадьбы супруги ночуют в доме жены, но мужья чаще всего с утра отправляются в дом своей семьи, где живут их матери.

«Матриархат» в России

Отдельные черты гипотетических матриархальных или матрицентричных обществ можно обнаружить во многих странах, в том числе и в России. Так, согласно особенностям отечественного семейного права, доминирует материнское право на детей, то есть при разводе они остаются с матерью почти в 90 % случаев. Более того, мать имеет возможность запретить отцу детей видеться с ними. Российская семья является в определенной степени матрицентричной, то есть мужчины часто предпочитают устраняться от решения семейных проблем, ограничиваясь добыванием средств к существованию. Женщина в среднестатистической российской семье, в отличие от западных стран, имеет доступ к деньгам мужа, и раздельные финансы у супругов, в отличие от западных стран, в наших семья скорее редкость.

Женщины в России имеют право избирать и быть избранными, они могут работать на разных должностях, вплоть до высших эшелонов власти.

Черты патриархального уклада в российском обществе

Вместе с тем, как отмечается в рядке публикаций, российское общество все же имеет больше патриархальных черт, нежели матриархальных. Мальчика с детства приучают к мысли, что он - будущий глава семьи и обязан принимать важные решения, девочек же учат быть мудрыми, гибкими, «шеей» для мужа-«головы», подстраиваться под его желания и избегать конфликтов, заботиться о супруге и детях. Кроме того, во многих случаях мужчины при условии одинакового образования, квалификации и пр. зарабатывают больше женщин. Случаи домашнего насилия в России по-прежнему не редкость. В помощь потерпевшим создаются кризисные центры однако многие женщины стесняются или просто не считают нужным обращаться в них, считая побои или психологическое насилие в семье обычным делом. Таким образом, говорить о матриархате в нашей стране если и можно, то скорее с оттенком иронии. Признаки и патриархата, и матриархата присутствуют в нем в равной степени.

Современное состояние теории

В настоящее время теория матриархата практически не имеет сторонников в ученых кругах. Нет никакого подтверждения, что в определенную эпоху существовал такой общественный порядок. Более того, исторические данные показывают, что на протяжении всех этапов развития человечества существовало относительное равноправие мужчин и женщин, и они выполняли свои собственные социальные роли. Представления о периоде матриархата как об эпохе главенства женщин во всех сферах, таким образом, можно считать ошибочными.

В середине ХХ столетия проблема гипотетического матриархата отошла на второй план. Обсуждались в основном матрилинейность и патрилинейность и порядок их чередования в истории тех или иных сообществ. Термин «матриархат» в основном стали применять к укладу в известных матрилинейных племенах.

Вместо заключения

В современной науке термин «матриархат» не используется, хотя в бытовом значении он употребляется нередко - например, для подчеркивания доминирующей роли женщин в тех или иных ситуациях, в семье, учреждении и т. д. О его роли как гипотетического общественного уклада вспоминают довольно редко. Таким образом, на вопрос о том, что такое матриархат, можно ответить так: это гипотетическая форма устройства общества с доминирующей властью женщин, существование которой на сегодняшний день наукой не подтверждено.

Таки напишу, ибо, судя по откликам, тема не последней важности.

Начну издалека: периодически появляются у меня клиенты - дети авторитарных или просто жестоких родителей. Нормальный запрос: "хочу быть достаточно хорошим для...". То есть, на самом деле, человек приходит не со своей проблемой, а с желанием другого человека.
Первое, что я говорю в таких случаях: авотфиг. Я не работаю с чужими запросами. На первой встрече я всегда проясняю: кто заказчик, кто заинтересованное лицо, кто оплачивает сессии. Не то, чтобы это сильно меняло ход работы, но всегда важно, почему клиент пришел и за чьи деньги.
В случае авторитарных родителей - опять же - стандартная ситуация, что на вопросы типа "А как Вам?", "А что Вы хотите?" человек отвечает "Не знаю", "Не понимаю" и "А как надо?". И месяца два-три уходит как раз на то, чтобы человек откопал в себе хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее личность, и услышал ее голос. Пусть тихий, пусть порой сомневающийся и заглушаемый воплями командующих родителей ("мне плевать, что ты хочешь" и "у тебя все равно ничего не получится"), но все-таки хоть какой-нибудь. С ним уже можно работать.
Напоминаю: процесс "до" - два-три месяца, а то и значительно дольше. При этом авторитарные родители ездят по личности человека "всего-то" пятнадцать-двадцать лет.

Патриархальное общество уничтожало самосознание женщин в течение тысячелетий. Очень хорошо то, что происходит с личностью женщины в таком обществе, описал нобелевский лауреат Памук в романе "Красное": Османская империя, средневековье, у женщины умирает муж, за счет которого она существовала (при этом барышня не из последней семьи, дочь очень умного и продвинутого персонажа). Она тут же начинает поиск... правильно, другого мужчины, который придумает, как ей дальше жить. Все, на что она способна, - это просчитать стратегию соблазнения так, чтобы человек и не сорвался, и не "получил свое и сбежал". Она не осознает себя, как нечто отдельное или целостное, - она всего лишь придаток.
Патриархальное общество приучает женщину к месту в иерархии где-то между собакой и лошадью. Она полностью зависит от мужчины, все решения принимает он, все рерсурсы семьи зависят от него. Она принимает одно решение: не принимать никаких решений.
К сожалению, многие женщины в России века двадцать первого пытаются вести себя также, как эта турецкая барышня.

Меня всегда смешила поговорка "муж голова, а жена - шея". Если голова дурная, то никакие бонусы и плюшки шею не спасут - ей будет плохо. И за дурную голову разрубают, ломают и душат как раз шею.
У всех женщин, живущих сейчас в России, за спиной сотни, а то и тысячи лет авторитарного родительства мужского общества, века безответственности, бесправия, безразличия к телесным, физическим и духовным границам. Практически у всех - интериоризированный шовинизм, уверенность в том, что женщина хуже, слабее и глупее мужчины. Легко набить морду обидчику извне. Справиться с раскаленными огромными буквами "ТЫ БЕЗ МУЖЧИНЫ НИЧТО" в собственной голове - практически невозможно без посторонней помощи.
Примеров - бесконечное количество. "Женщина не может быть одна", "Для женщины главное - дети", "Успешные женщины - несчастны", "Либо семья, либо работа" - это пишут и говорят сами женщины, игнорируя все противоречащие примеры.
Именно поэтому порой умницы и красавицы спорят и ссорятся из-за таких мужчин, что волосы дыбом встают. Многовековой страх остаться в одиночестве или умерет старой девой (а в патриархальном обществе женщина без мужа, отца или братьев имеет на выбор четыре профессии: содержантки, проститутки, вдовы на пенсии и нищенки) привязывает женщин к бессмысленным и бесплодным, ограничивающим и унижающих их отношениям.
При этом они еще и пытаются стать этаким угождающим дублем: всегда веселая, всегда красивая, неконфликтная, улыбчивая, всепрощающая, никогда не высказывающая своего мнения, боящаяся оспорить даже самое глупое высказывание своего мужчины (он же боится умных женщин) барышня, которая никогда не устает и всегда хорошо выглядит. Я, когда слышу от старого обрюзгшего мужика, что его жена, которая выглядит на пятнадцать лет моложе него, "уже не то и ее срок прошел" испытываю много чувств. В первую очередь - к самой женщине, которая постоянными компромиссами приучила мужчину, что он - царь и бог в любом виде, а она недостойна его ни при каких обстоятельствах.
Одна из клиенток сказала, что она хотела бы стать для своего мужчины марсианином из романа Бредбери, который превращается в то, что от него хотят видеть. На мой ответ, что он плохо кончил - попал в толпу и попросту разорвался между многочисленными противоречивыми желаниями - она сказала, что ее это не пугает. А ведь стать таким марсианином - личностное самоубийство.
Более того, мужчины сейчас порой сами уже не хотят и не могут нести сто процентов ответственности и принимать все решения (на самом деле это ведь тоже не сахар), они пугаются постоянного угождения и возвеличивания, видят в этом источник проблем и сбегают. А женщина продолжает идти за ними, жалобно спрашивая: "Что я могу сделать, чтобы тебе понравится?", не понимая, что от нее ожидают, что она хотя бы раз попробует сделать то, что понравится ей самой. Это - первый шаг на сложном пути взросления и принятия ответственности.

Феминистки порой и выглядят так ужасно потому, что они - протестующие подростки. Они уже поняли, что "папа не всегда прав", но еще не во всем способны принять ответственность за свои решения, а порой и попросту идут по пути деструкции: частицы "не". "Я не буду готовить!", "Я не буду краситься!", "Я не буду ухаживать за собой!", "Я не буду женственной!", "Я не буду милой!". Здесь еще нет осознания своего "я" - "что я хочу? а чем это может для меня закончиться?" - только протест против. К тому же давно известно, что все, что на самом деле нужно подростку - внимание этого самого папы. Грубо говоря, нет ничего патриархальнее, нежели воинствующая феминистка. За всем, что она делает, стоит "Папа, почему ты меня не любишь?".
Но это хотя бы первый шаг. В Европе, по моим ощущениям, дело уже продвинулось дальше, нежели в Америке или (тут мы вообще в начале пути) России. Там женщины уже позврослели и начали осознавать, что они утащили у мужчин слишком много одеяла и настало время отдавать какую-то часть обратно. В США же, судя по феминистским статьям и законопроектам, барышни пока потрясают отобранным одеялом и радуются, не осознавая, что пытаются построить ту же патриархальную культуру, только наоборот. Ну а в Росии женщины, если продолжить метафору, периодически дергают одеяло, но так пугаются собственной храбрости, что тут же укутывают мужчину по самые уши.

Осознанное родительство и супружество отличается от всех вышеперечисленных вариантов не тем, что женщина (мужчина) готовит или не готовит, убирает или не убирает, работает или не работает. В партнерских отношениях проблемы решаются вместе на основании того, что хочет каждый из участников отношений, а не на основании того, как "надо" и "принято". И внешне эта семья может быть похожа на патриархальную. Но внутренняя атмосфера будет совершенно иной без "жертвенности" и "подчинения обстоятельствам". Это отношения разных - по полу, возрасту, семейной истории и профессиональным навыкам - но равных и уважающих друг друга партнеров.

В общем, какой вывод и о чем было все это "много текста". Патриархальное общество в течение тысяч лет сформировало образ "подчиненной" женщины, который есть в головах даже у очень умных и образованных женщин современности. Терапия этого состояния - на мой взгляд - аналогична той, что ведется с детьми, выросшими с жетскими доминирующими родителями. Просто она более долгая и куда более глубокая. И - вероятно - займет не одну сотню лет, если брать все общество в целом.
Плюсы такой терапии стандартные - человек начинает жить. Не подчиняться, справляться и жертвовать собой, а выбирать, думать и делать так, как он считает нужным. Он обретает самого себя, а ведь на самом деле - это единственное, что у него вообще есть и может быть.

Проверить себя на патриархальную женственность легко: задайте себе несколько вопросов и послушайте внутренние ответы на них: чьи задачи вы решаете в браке? какой у вас образ идеальной жены? насколько вы ему соответствуете и с какими интонациями говорите о своей роли (к примеру "я жена-ехидна - ничего не делаю по дому" - это тоже интериоризированный шовинизм)? знаете ли вы свои плюсы как партнера? какого мужчину предпочитаете видеть рядом с собой? легко ли вам принимать решения или приятней передавать эту функцию кому-нибудь другому? легко ли вам отказаться от своего мнения и желаний, чтобы все были довольны?
и так далее, и тому подобное...

Ответов для этого теста не будет - он открытый. Каждая женщина сама решает, насколько она хочет быть собой и насколько она готова от себя отказаться.

05Май

Что такое Патриархат

Патриархат – это социальная система, в которой мужчины являются центральными фигурами власти. Это включает в себя доминирование в социальной, культурной и юридической плоскости. Термин патриархат в буквальном переводе означает «правило отца ».

Патриархат в истории человечества.

Несмотря на распространенное заблуждение о том, что социальные системы всегда были патриархальными на протяжении всей истории, это далеко не так. Первые общества охотников и собирателей считались преимущественно эгалитарными.

Эгалитаризм – это концепция общества с равными правами для всех, невзирая на пол, возраст и так далее.

Такое равенство длилось довольно большой отрезок времени, но потом все изменилось в сторону патриархата. Точную причину данного перекоса власти в сторону мужчин назвать довольно сложно, но каждый сможет сделать для себя несколько логических умозаключений, с учетом того сложного периода в истории человечества. Скорее всего, основную роль сыграло превосходство в физической силе мужчин.

Суть патриархата.

В системе, основанной на патриархате, доминирует не только социальная система. Как правило, правительство состоит только из мужчин. Практическое влияние патриархальной системы состоит в том, что женщин считают гражданами второго сорта и часто эксплуатируют в угоду мужчинам. Женщинам не разрешают занимать руководящие должности, голосовать или владеть собственностью. В семейных отношениях мужчина является законным и культурным правителем. В самых экстремальных проявлениях патриархата, бывают случаи, когда женщина лишается материальной собственности прав на своих детей, если брак распадается.

Конечно, есть разные степени патриархата. Например, Соединенные Штаты исторически считались патриархальным обществом, но 20-й век внес много изменений в некогда доминирующее мужское общество. С развитием информационного культурного мира человечество стремится к эгалитаризму, но пока что, в большинстве стран доминирование мужчин все еще ощущается.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....