Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

«Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности младшего школьника". Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Д.ю.н. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А.

В последние годы наблюдается возврат к традиционным базовым ценностям государства и общества, к проблемам формирования у российской молодежи гражданской позиции, внутренней потребности в духовно-нравственном совершенствовании, воспитании уважения к историко-культурному наследию народов, населяющих Россию. Приоритетным направлением реализации данных задач, на наш взгляд, являются образовательные технологии, направленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня уже порядком подзабытое слово «патриотизм» снова звучит с самых высоких трибун. Так, в послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к исто-рии, традициям, культуре своей страны».
Согласно справочной и научной литературе, понятие «патриотизм» не имеет однозначного определения. В разные исторические и у разных народов идея патриотизма понималась соответственно уровню развития государства и общества. Неслучайно Н.Г. Чернышевский отметил, что «… употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним» .
Слово «патриотизм» греческого происхождения. В широком смысле означает любовь к Отечеству. Но есть и другие трактовки этого термина:
- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);
- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, за-боту о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);
- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967) .
Практически все указанные выше определения подчеркивают направленность патриотизма на государство, территорию, народы, ее населяющие. Эту особенность отметил Г.Гегель, утверждавший, что «патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно и чем больше доверия испытывает он к государству» .
При этом любое государство не может обходиться без ценностей как генераторов, вырабатывающих цели своего развития. Вопрос в ценностном выборе, механизмах трансляции ценностей обществу, открытом или скрытом их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления. Под высшими ценностями государства, как правило, понимаются желаемые со-стояния наиболее важных для его устойчивого существования и развития факторов.
Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед Родиной означала для них не только ее военную защиту, но и активное участие в государственном управлении. Подобный подход отнюдь не случаен, ибо любое государственное управление не может обходиться без активного использования базовых ценностей в качестве генератора целей своего развития. Проблема заключается в их выборе, механизмах трансляции обществу, открытом или завуалированном их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления, алгоритме обратной связи общества и государства. Базовые ценности весьма сложно сформировать искусственно и насильно навязать обществу, как это пытались сделать и в 1917 г., и в начале 90-х гг. прошлого века. Как показало время, нежизнеспособные элементы через короткий исторический период были отторгнуты обществом, ибо базовые ценности объективно формируются независимо от желания индивидов в процессе функционирования конкретного государства в конкретной политической обстановке.
При этом в мировой практике имели место случаи, когда базовые ценности закреплялись и транслировались обществу в форме нормативных правовых актов. Так, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. Президент США Дж. Буш подписал «Патриотический акт» (Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему), единогласно поддержанный Конгрессом США .
Данный акт значительно расширил права и возможности специальных служб в контроле за на-селением, что вызвало поток протестов со стороны либералов и поборников гражданских свобод. Но сферы конституционно охраняемых прав и свобод американцев закон не коснулся, так как предусматривал расширение спектра действий разведки и контрразведки по обеспечению национальной безопасности. Поэтому закон нашел понимание у большинства населения страны. Следует отметить, что национальная безопасность, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства – один из центральных вопросов политологии и права. Таким образом, в современном научном дискурсе концепт национальной безопасности соотносится с безопасностью личности, бизнеса, государства и общества в целом. При этом национальная безопасность обеспечивается не только с помощью специальных служб. В числе существенных факторов национальной безопасности, как отмечено выше, особо выделяется патриотизм. Анализ современной политической ситуации в Российской Федерации со всей очевидностью диктует задачу активизации патриотического компонента, необходимость отражения ценностного позиционирования в официальных документах высшего государственного уровня. В этой связи значительно возрастает роль и значение культуры, так как именно в сфере культуры общество выявляет и закрепляет базовые ценности, а на государство ложится обязанность их поддержки и защиты. Негативные социокультурные процессы, имевшие место в последние десятилетия, стали одним из опасных источников угроз безопасности Российской Федерации, так как они ведут к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации базовых ценностей. Фактически речь идет о кризисе культуры, который при непринятии должных мер в конечном счете неминуемо приведет к падению демократической власти, как это имело место на Украине.
Как известно, культура (от латинского cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях . Основная миссия культуры – формирование личности, деятельной сущности человека. Таким образом, кризис культуры может повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с формированием личности и, как следствие, с обеспечением существования общества и государства. Большинство проблем, порожденных кризисом культуры, разрешить силовым путем невозможно. Эффективность их решения будет во многом зависеть от того, как государство и общество сумеют восстановить уважение к базовым ценностям.
Каждое общество исторически вырабатывало свой набор базовых ценностей. Однако до на-стоящего времени ценностные ориентиры наших соотечественников постигались в основном интуитивно или в философском ключе аксиологии, что породило идейную разноголосицу, а также дискуссию о патриотизме с преобладанием публицистической риторики. Как следствие, перед научным политологическим сообществом возникает задача анализа патриотического ценностного основания государственной политики Российской Федерации как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере.
Исследование значимости базовых ценностей для государства осуществляется в пространстве исторического времени. В качестве критериев оценки следует принять устойчивость и воспроизводство базовых ценностей по истечении определенного исторического периода. Самовоспроизведение базовых ценностей означает их родовую связь с существованием общества. Субъективная воля индивида может стать фактором изменения общественного сознания, ведущего к социальной дезорганизации, к появлению модели, которую Л. Гумилев определил понятием «химеры» . Так, в период предшествующий Первой мировой войне и последовавшими за ней революциями, патриотизм перестал быть базовой ценностью прежде всего для российской элиты того времени. Как отмечала современница указанной эпохи А. Тыркова-Вильямс, «это слово произносилось не иначе как с улыбочкой. Прослыть патриотом было просто смешно. И очень невыгодно. Патриотизм считался монополией монархистов, а все, что было близко самодержавию, полагалось отвергать, поносить ».
Рассуждая о проблемах, приведших к революции 1917 г., А.Солженицын писал, что «ее причины нельзя объяснить единой глупостью или единым низменным движением, природной склонностью к измене, задуманным предательством. Это могло быть только чертою общей моральной расшатанности власти… померкло национальное сознание («примитивный патриотизм») и образованный слой переставал усматривать интересы национального бытия. Национальное сознание было отброшено интеллигенцией – но и обронено верхами. Так мы шли к своей национальной катастрофе» .
Интересная черта истории – способность повторяться для тех, кто не делает должных выводов из трагического прошлого. Так, отсутствие патриотизма, предательство «верхами» национальных интересов своей страны привело к катастрофическим последствиям для постсоветской Украины.
В период строительства советского государства произошел возврат к базовым ценностям. Патриотизм стал основой национального единения, который помог стране выстоять в Великой Отечественной войне. Однако в 90-е годы, когда происходило разрушение советской идеологической парадигмы, обществом вновь овладела «химера» космополитизма. Сторонники глобализационных процессов стали считать путь унификации культур через разрушение национальных государств и цивилизаций объективным вектором развития миросистемы. Проповедуется коллаборационистский подход, суть которого заключается в бессмысленности сопротивления Российского государства и общества внешнему влиянию господствующих мировых сил.
Следует объективно признать наличие противоречий в формулировках идеологических постулатов по вопросу базовых ценностей в современной российской политике. Поиск путей их разрешения является в современной обстановке весьма актуальным. Сегодня патриотизм проявляется не в той степени, как это было в советское время. Однако возможность гордиться своей страной является та-кой же потребностью граждан России, как это было в прежние времена. Если в 90-е годы оценки молодым поколением собственной страны резко упали, то к 2010 г. число молодых людей, гордящихся Родиной, возросло: согласно опросу Фонда общественного мнения с 2006 г. по 2014 г. число россиян, считающих себя патриотами, выросло с 57 до 75 % . Заслуживает внимания тот факт, что в дейст-виях политических лидеров население желает видеть приверженность не только закону, правопорядку, справедливости, но и приверженность патриотическим ценностям (свыше 45 %).
Уровень патриотизма россиян с особой силой проявился в вопросе о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. Президент России В. Путин в своем обращении к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества подчеркнул, что «в сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бес-сильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века. Твёрдость внешнеполитической позиции России основывалась на воле миллионов людей, на общенациональном единении, на поддержке ведущих политических и общественных сил. Я хочу поблагодарить всех за этот патриотический настрой. Всех без исключения. Но нам важно и впредь сохранять такую же консолидацию, чтобы решать задачи, которые стоят перед Россией» .
Результаты социологических исследований показывают, что сегодня большинство россиян считают себя патриотами России, уважают традиции и культуру своей страны, сохраняют память о своих предках, гордятся необъятными размерами своей страны и запасами полезных ископаемых. Мечтают видеть Россию ведущей мировой державой, богатой и процветающей страной .
Важным условием укрепления российской государственности является сохранение целостности страны и единства ее народов. Необходимым условием успешного решения этой задачи является формирование общероссийского и регионального патриотизма. По существу следует выработать исторически новый тип патриотизма, в котором традиционные культурные смыслы должны сочетаться с новыми аспектами, отражающими видоизмененную миросистему. Глобализация не отменяет национальные государства, но изменяет форматы коммуникаций между ними. Появление качественно нового типа мировой культуры ставит перед Российским государством задачу переформулирования содержательного понятия патриотизма от теоретического и общеизвестного «патриотизм – это лю-бовь к Родине» к действенному «патриотизм – это также служение Родине». Ведущую роль в решении данной задачи должно взять на себя политологическое сообщество.
Литература
1. Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 05.12.2014. Доступ: http://skuky.net/96248 Дата обращения: 20.04.2015.
2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. М., 1947.
3. Кудря А.Д. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. Доступ: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3284 Дата обращения: 25.05.2015.
4. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2.
5. USA PATRIOT Act of 2001 Доступ: http://itlaw.wikia.com/wiki/USA_PATRIOT_Act_of_2001 Дата обра-щения: 20.04.2015.
6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2003. 600 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез в биосфере земли. М.: Мысль, 1993.
8. Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. Том первый 1799-1824. // Доступ: http: lib.rus.ec/b/139691/read Дата обращения: 20.04.2015.
9. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4303. 2007. 27 февраля.
10. О патриотизме. Сколько патриотов среди россиян? И кого можно считать патриотом? 23.04.2014. Доступ: fom.ru/TSennosti/11471 Дата обращения: 20.04.2015.
11. Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. Доступ:

Новости

Не болтай!

Министерство Обороны России выпустило серию пропагандистских плакатов, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений военнослужащих и гражданского персонала ведомтсва в области нарушений режима секретности и гостайны. Подобные плакаты, во многом, продолжают традиции, заложенные советскими художниками-иллюстраторами в первые годы советской власти.

Новости

Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности?

Белоруссия, в отличие от многих иных государств пост-советского пространства, практически избежала волны терроризма, столь характерной для 90-х и 00-х годов. Однако это не означает, что эта трансграничная проблема ее не волнует. В начале октября в Минске под патронажем МИД Республики Беларусь и Департамент транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ прошла международная конференция «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху». По данным МИД Беларуси, участниками конференции были руководство ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, Контртеррористического управления ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, а также высокопоставленные представители стран-участниц ОБСЕ и стран-партнёров, представители бизнес-сообщества, гражданского общества, аналитических структур.

Ватан – кунештен гузель,

алтындан къыйметлидир

Аталар сёзю

Сегодня, когда существует угроза раскола в крымскотатарском обществе, необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Издавна крымские татары проявляли национальный патриотизм и любовь к своему историческому наследию, родной земле, с уважением относились к традициям и обычаям представителей других народов, проживающих рядом. Никто не сможет упрекнуть этот народ в том, что, вернувшись из мест насильственной высылки, они какими-либо способами нарушали покой на полуострове. В советский период (да и сейчас тоже) складывались различные страшилки и небылицы о «кровожадных татарах, которые придут и будут всех резать». А истинная цель этого миролюбивого народа – мирное проживание в родных краях.

Некоторые наши соседи считают эти явления не народной ценностью, а какой-то угрозой. И всячески стараются внести раскол в крымскотатарское общество. Чтобы достичь этой цели, прибегают к так называемой информационной войне. Нередкостью стали так называемые интернет-тролли – пользователи, деятельность (часто оплачиваемая) которых заключается в провокации эмоциональных перепалок или выдающие себя за других людей. Представляясь или регистрируясь под крымскотатарскими именами они устраивают информационные провокации в различных сообществах в соцсетях.

Стоит отметить, что особенно в последние годы наша молодежь старается всячески идентифицировать себя со своей нацией. Об этом говорит не только широкое распространение среди молодых ребят ношения одежды с национальной атрибутикой, но и их осознанное восприятие существующей ситуации на полуострове. Возможно, не вся крымскотатарская аудитория соцсетей, в частности, патриотических сообществ, понимает суть национальной идеи, но такие группы в виртуальном мире для того и существуют, чтобы развивать патриотизм и научить его проявлять. Крымскотатарская молодежь всегда была открыта к знаниям о прошлом Крыма, его коренном народе, о деятельности национального движения. Поэтому здесь очень важно объективно воспринимать информацию и в интересах народа ее использовать.

Дух патриотизма у нашей молодежи высокий, ей просто необходимо развиваться в правильном направлении, где приоритетны принципы национального движения. Не переступать через единую идею миролюбивости и дружбы, помощи и милосердия, верности принципам и единства, поддержки и увеличения нас как нации. Здесь стоит подчеркнуть, что максима газеты «Авдет» –«Дёрт бизни къуртараджакъ!» – работает, о ней знают уже наши читатели. К тому же, «Дёрт бизни къуртараджакъ!» настолько распространилась, что на вопрос, как вы понимаете национальную идею крымских татар, многие отвечают этим высказыванием. Кроме этого, на свадьбах, днях рождениях и других мероприятиях большинство пожеланий заканчиваются этим выражением.

В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты: государство, школа, СМИ, семья. Несмотря на то, что, к сожалению, мы не имеем собственной государственности, и наша численность составляет около 25 % от всего населения Крыма, уровень патриотизма крымских татар формируется историческим опытом. Кроме этого, крымскотатарский язык как полноценный урок не изучает в школах большая половина его носителей. Остается только семья. Порой кажется, что эта ситуация делает нас только сильнее, вселяет большую убежденность, насколько крепкая наша любовь к Родине.

Привязанность молодежи к Крыму во многом объясняется патриотизмом, верностью принципам их родителей, бабушек-дедушек, которые сумели вернуться на Родину. А также сохранением и важностью идентификации себя как крымтатарина.

Что я могу сделать для своего народа?

Таким важным вопросом должен задаваться каждый крымский татарин, который причисляет себя к этой нации.

Первое – мы должны сохранить свой народ и стать сильнее: духовно и материально. Если мы будем повышать уровень выполнения канонов нашей религии через увеличение знаний о ней, то мы станем крепче в своих действиях и обещаниях. Если наших соотечественников в сфере крупного бизнеса станет больше, то и возможность помощи различным социальным проектам станет выше.

Второе – укрепить свои семьи, огромнейшее внимание уделять воспитанию своих детей, не забывать о многодетности.

Третье – жить на Родине. Как много об этом говорится в последнее время. Но ведь этому есть причины! Уехав с полуострова, вы обрекаете свой народ на ослабление его позиций. Ведь вместе с вами уезжают ваши будущие дети, которые должны расти в Крыму и приумножать нацию.

Четвертое – если говорить о духовном вкладе в развитие крымскотатарского общества, то первое это, конечно, искреннее сопереживание и помощь соотечественникам, которые в данное время находятся в трудном положении. Сколько наших детишек нуждаются в дорогостоящем лечении, с каждым годом растет количество неполноценных семей, где мать или отец остаются одни с больными детьми. В таких случаях первые, кто должны приходить на помощь – это свои же родные соотечественники. Помощь должна присутствовать везде. Мы должны ценить труд друг друга, быть честными и справедливыми, не обижать и не оскорблять чувства друг друга.

Пятое – если же все-таки из-за жизненно важных причин ты не на Родине и очень тоскуешь по ней, то ты можешь помочь своему народу оттуда. Не забывай, откуда твои корни, говори об этом своим детям, помогай, если можешь, информационно, духовно, культурно, финансово. Последнее можно воплотить в таких простых и нужных вещах, как помощь национальным изданиям, материальная поддержка нуждающихся, вклад в открытие национальных классов, которые несоответствующее оборудованы, помощь в издании словарей, пособий, художественной литературы на родном языке, помощь талантливым, одаренным детям. Слушай онлайн первую и единственную в мире крымскотатарскую радиостанцию «Мейдан» и смотри первый и единственный в мире крымскотатарский телеканал «ATR».

Важно не поддаться расколу, который грозит нам, не смотреть равнодушно на все описанные жизненные случаи. Для того, чтобы быть сильными внешне, сначала нужно быть по-настоящему едиными внутри.

  • Егоров Василий Витальевич , студент
  • Северо-Восточный Федеральный университет
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • ПАТРИОТИЗМ
  • ВЕТЕРАНЫ

Посвящена к исследованию детьми патриотизма как нравственной ценности гражданского общества. Ориентирована на пробуждение гражданского чувства, патриотического осознания.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

В наше время, когда существует проблема отсутствия национальной идеи, необходимо уделять большое внимание гражданско- патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей . На сегодняшний день идут горячие споры по поводу того, можно ли считать российское общество гражданским или нет. Мнения расходятся. В данной статье мы должны рассмотреть патриотизм как нравственную ценность именно гражданского общества, поэтому будем считать, что оно все-таки в России существует. Патриотизм - гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению. Настоящий патриотизм проявляется в уважении к другим народам и странам, к их национальным обычаям. Это подтверждают слова профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осипова: «Патриотизм – это такая любовь к своему народу, при которой я не желаю зла никакому другому народу». Академик Д. С. Лихачев считал, что «это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества». В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты (государство, школа, СМИ, семья и др.). Как же сегодня обстоят дела в школе по данной проблеме? Ведь именно со школы начинается гражданское общество. Часто необходимая постоянная работа сводится к единичным воспитательным мероприятиям (выпуск газеты к Дню народного единства, конкурс «А ну-ка, мальчики!» к Дню защитника Отечества, урок Мужества накануне Дня Победы), которые являются малоэффективными. Так, например, в процессе подготовки к конкурсу «А ну-ка, мальчики!» в нашей школе в качестве домашнего задания нужно было подготовить презентацию на тему «Что значит быть защитником Отечества?». Презентация одного из классов свелась к тому, что девушка пела по-английски «We will rock you», а мальчики рядом с ней в такт топали ногами и хлопали в ладоши. Вот такое ныне странное понимание темы…

Сейчас как никогда важно использовать последнюю возможность приглашать «живые легенды» - наших ветеранов Великой Отечественной войны на уроки Мужества, чтобы ребята имели возможность из первых уст услышать о том, как тяжело давалась Победа. Такие встречи помогают молодежи лучше ориентироваться в истории Отечества, «приблизить» далекое и не очень историческое прошлое к современному ученику, чтобы он воспринимал отдаленные от него события как часть самого себя.

Тесно связано с воспитанием патриотизма проведение военно-спортивной игры «Зарница», вновь набирающей популярность среди учащихся нашей школы. Опыт проведения игры «Зарница» показывает востребованность и важность военно-патриотического и физического воспитания молодежи. Участие в данном мероприятии развивает качества, которые необходимы будущему защитнику Отечества: смелость, твердость характера, физическая выносливость, сила воли. В нашей школе ребята с удовольствием участвуют в «Зарнице», она является стимулом к учебе, так как ребята с хорошей успеваемостью могут выезжать на сборы. Хорошим воспитательным средством является посещение школьных музеев. Слушая рассказы о выпускниках прошлых лет, об их героических поступках в годы войны, ребята задумываются о том, смогли бы они так поступить. Не будем забывать, что мы воспитываем патриотизм не только во время внеклассных мероприятий. Каждый учебный предмет обладает большим патриотическим потенциалом, который необходимо реализовать. Так, например, рассказывая о великих русских ученых, писателях, деятелях культуры необходимо обращать внимание учащихся на то, что эти люди – граждане великой России. Однако, по моему мнению, первостепенную роль в воспитании гражданина играет семья. Будет ли человек патриотом или нет, зависит от того, какие качества привьют ему родители. Школа только может помочь развить эти качества. Хочется сказать, что патриотизм – добровольное чувство. Никого нельзя заставить любить свою страну. В этой черте – добровольности – патриотизм очень близко стоит к гражданскому обществу, является его частью. В советское время люди знали, что такое патриотизм, но думали о нем слегка в другом ключе – идеологическом.

Сейчас мы живем в ином обществе, страна меняется, развивается. Нужно признать: новое поколение – другое. Но необходимо, чтобы у этих детей не исчезло чувство патриотизма. Нужно помочь им разобраться в истории своей страны, в себе самих. Родители и учителя в силах это сделать.

Полученные результаты свидетельствуют о высоком спросе на политическое просвещение среди студентов старших курсов СВФУ на фоне одновременного снижения доверия средствам массовой информации (а также роста количества сомневающихся студентов к пятому курсу обучения). В связи с этим политическую социализацию в данной среде следует проводить ненавязчиво с привлечением альтернативной информации экспертного сообщества без готовых ответов и однозначных оценок по спорным вопросам .

Н. Г. Чернышевский писал, что историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Поэтому необходимо вырастить действительно достойных граждан своей страны, которые будут хранить нравственные ценности, доставшиеся им по наследству.

Список литературы

  1. Духина Т. И., Болотова Т. П. Политология: краткий словарь политологических терминов. – Ставрополь, 2010.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011-2015гг.
  3. Борисова У.С., Дьячковский С.Н. Особенности политических ориентаций студентов (на примере Северо-Восточного федерального университета) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - №5. С.36-41.

    Переход от тоталитаризма к демократии и гражданскому обществу труден и мучителен. Трудности переходного периода носят объектив­ный и субъективный характер. К объективным относятся факторы со­циально-экономического порядка. Субъективные определяются мента­литетом общества и его политических лидеров, уровнем их духовной культуры и состоянием гражданской позиции. Сложности становления нравственной и политической культуры являются питательной средой для создания политической нестабильности в обществе. Поэтому их пре­одоление - одна из основных задач создания гражданского общества и формирования этики гражданственности.

  • 6.4. Патриотизм - основной принцип этики гражданственности

  • В общем контексте этики гражданственности особое место занимает патриотизм, выступающий высшей идеологической ценностью политической этики. Не случайно поэтому во всех традиционных образовательных системах воспитание чувства патриотизма всегда было одной из главных идеологических за­дач. Однако от частого употребления «всуе» любое понятие мо­жет потерять свой первозданный смысл и значение, стать «за­тертым». Так случилось и со словом «патриотизм», превратив­шимся в общеупотребительный штамп. Поэтому педагогу имеет смысл, перефразируя В.В. Маяковского, попытаться «сиять за­ставить заново» понятие «патриотизм».

    Патриотизм - это глубоко личностное, заинтересованное отно­шение к Отечеству, Родине. Большинство людей испытывают непосредственную привязанность и любовь к своей стране, од­нако патриотизм - это не только естественная склонность и чувство любви, но и нравственная обязанность.

    Говоря о Родине, мы чаще всего говорим о «своей стране», а это понятие само нуждается в расшифровке. В понятии страны как территории в государственных границах присутствуют два аспекта: географический (страна - это леса и реки, «представи­телями» которых служат лес и речка нашего детства) и полити­ческий (страна - это государство и его история). Однако «исто­рии с географией» недостаточно, чтобы образовать настоящую Родину. С одной стороны, она дается человеку с рождения, ее не выбирают, но с другой - Родина - не столько объект в про­странстве и во времени, сколько предмет заинтересованности - моя страна. Это ценность, которая образуется в результате ос­воения и «присвоения» человеком социально-культурной дан­ности.

    Схематично и потому не совсем точно («в жизни так не бывает») этот процесс можно представить следующим образом:

    сначала у человека возникает зримый «образ Отечества», предмет эмоциональной привязанности или отторжения; обычно он формиру­ется в детстве родителями или учителем начальной школы;

    затем в результате идеологического воздействия и саморефлексии этот эмоционально-чувственный образ осознается как «идея Отечест­ва», содержащая сознательно принимаемые (или отвергаемые) его цен­ности;

    на основе ценностей и вырабатывается «идеал Отечества», стано­вящийся конструктивной программой действий личности и общества по преобразованию социума в «истинную Родину».

    Очевидно, что «образ» Родины и отношение к ней могут скла­дываться по-разному, поэтому у людей, живущих бок о бок, может быть разная Родина, разная «своя страна». Отсюда: Роди­ на - это духовная реальность, открывающаяся тому, кто заинте­ресованно к ней относится.

    Отношение к Родине выражается не только в чувствах, кото­рые могут быть пылкими, но ни к чему не обязывающими, но и в социальных действиях. Именно по ним можно судить о дейст­вительных нравственных качествах человека как патриота. Необ­ходимо с детства уяснить, что патриот - не тот, кто громче всех заявляет о своем патриотизме. Всякая любовь, в том числе и к Отчизне, интимна, в ней важна подлинность, а не парадные изъявления.

    Социальные действия, в которых проявляется отношение к Отечеству, во многом создают то Отечество, которое и является предметом нашей любви. Тот, кто ничего не делал во имя Роди­ны, подчас не понимает, в чем ее ценность.

    Человек с подобным нигилистическим сознанием задается вопро­сом: «А что Родина для меня сделала, почему я ей что-то должен?». Вопрос этот содержит несколько нравственных ошибок. Одна состоит в том, что Родина представляется персонифицировано, словно «тетень­ка», которая чего-то «недодала». Можно критиковать экономический и социальный порядок в своей стране, деятельность власть предержащих, но Родина, как мы пытались показать, это понятие другого плана, это идея, а не «лицо». Другая ошибка - меркантильное предположение, что долженствование - это обмен услугами, предполагающий, что сна­чала что-то будет сделано для меня, а потом уж я могу кое-что сделать для общества. При этом непонятно, на каком основании отдельный человек заранее претендует на блага и услуги Родины, в то время как сам согласен оказывать их только «в ответ». Третья нравственная ошиб­ка - это эгоистическое нежелание признавать существование чего-то высшего, более значимого и ценного, чем собственная персона. Мане­ра предъявлять моральные претензии к другим, в том числе к Родине - признак обыкновенного эгоизма. Известно высказывание американского президента Дж. Кеннеди: «Не спрашивай, что сделала Америка для меня; спрашивай, что я сделал для Америки».

    Основные практические проявления патриотизма - защита своей страны от врагов и труд на ее благо. В широком смысле слова - это участие в социальных преобразованиях, заинтересо­ванные усилия по изменению общества, в котором ты живешь. А поскольку представления о том, в какую именно сторону долж­но двигаться общество, существенно различаются у разных социальных групп, то и патриотизм их имеет свои особенности. Но в любом случае патриотизм состоит в том, что человек ис­полняет свой долг перед Родиной, причем исполнение долга нуж­но не «Родине», а самому человеку, поскольку это дает ему мо­ральную ориентацию в жизни. Поэтому патриотизм выступает не как долг перед чем-то внешним, а как внутренняя потребность.

    К потребностям, формирующим патриотическое чувство, можно отнести следующие.

    Стремление к общности со своим народом, осознание, что от личного мнения и действий каждого зависит все происходя­щее в стране. В этом патриотизм сближается с коллективизмом. Своим патриотизмом личность - как часть народа - заявляет о своих претензиях влиять на принятие общественных решений, на судьбу страны. Такой патриотизм выражается в гражданской активности, деятельности по усовершенствованию обществен­ного целого.

    Потребность в покровительстве, защищенности некой вели­кой силой. Человек чувствует себя полноценным, когда при­надлежит «великой стране». Испытывая гордость за ее достиже­ния, он переносит достоинства Родины на себя, что питает его чувство самоуважения. Для таких людей символы Родины (флаг и гимн, территория и граница, правители и военачальники) часто становятся предметами бездумного поклонения. Действи­тельные же интересы и судьбы страны в таком контексте иногда приносятся в жертву идеологической абстракции патриотизма.

    Желание получить не просто покровительство, но и одобре­ние своих социальных действий, желание переложить ответст­венность с себя на «высшую инстанцию» - Родину. Это прояв­ляется, например, в стремлении объявить участие во всякой войне патриотическим долгом. Во многих случаях такой патрио­тизм оказывается лишь риторикой, прикрывающей деяния, нрав­ственный смысл которых весьма сомнителен. Следует иметь в виду, что декларируемая любовь к Родине и военно-патриоти­ческие лозунги не могут и не должны компенсировать отсутст­вие других нравственных достоинств.

    Проявление не столько любви к Родине, сколько ненавис­ти к ее врагам, к тем, кто мешает ей быть могучей и счастливой. И поскольку «Родина - это святое» и к ней претензии предъяв­лять нельзя, то виновного надо искать на стороне, а это прово­цирует агрессивные настроения по отношению к «врагам».

    Моральная вера в «высшее», родственная религиозной вере. Родина выступает тем объектом благоговения (Вл. Соловьев), от­ношения с которым организуют нравственную жизнь человека, придавая значимость всем его действиям. В этом контексте все его поступки будут выполнены в форме служения, иерархиче­ского соподчинения житейских частностей идеалу. Стремление к высшим ценностям наполняет само понятие Родины более богатым содержанием, поднимая ее из области историко-географической или политической в сферу духовности.

« Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия»

1. Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия

Прежде чем приступить к освещению данного вопроса, следует определиться, что же представляют собой базовые национальные ценности.

Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально–исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях .

Патриотизм – одна из базовых национальных ценностей. Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает: любовь к Родине; бескорыстную преданность и служение ей; нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества; патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие; наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия; готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности; признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности; гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке); превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами; уважение к другим народам и культурам .

Патриотизм как любовь

Определение патриотизма довольно часто встречается в различных словарях, статьях и научных работах, но каждый источник интерпретирует его по–разному. Большинство словарей даёт определение патриотизма, как любовь. Это может быть благородная любовь, большая чистая любовь, любовь к Родине, любовь к своему отечеству, любовь к благу и славе отечества и т.д. Все эти определения объединяет одно чувство - любовь. Что такое любовь и можно ли расценивать патриотизм как чувство? К примеру, словарь Ожегова даёт следующее определение:

«Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот - Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь .

Схожее определение можно найти в историческом, социологическом и большом энциклопедическом словарях:

«Патриотизм - любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств» .

Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее .

Патриотизм– любовь полный любви к отчизне. . Человек любит место своего рождения и воспитания, с Родиной связанны приятные моменты жизни.

Н.М. Карамзин выделяет 3 вида любви к отечеству: физическая, моральная и политическая . В первом случае любовь выступает, как привязанность к определённому месту, во втором случае любовь выражается к тем людям, которые связанные с этим местом, в третьем–это любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Н.М. Карамзин писал о том, что политическая любовь начинается с любви к своей истории, гордости за неё и героев прошлых лет.

Патриотизм как политический принцип

Так же многие другие источники расценивают патриотизм, как принцип. К примеру, философский словарь опубликовал следующее:

«ПАТРИОТИЗМ - (греч. patre - родина)–общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. . Именно поэтому понятие патриотизм и представляет собой один из принципов нравственности.

Политика–деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а так же деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями .

Тут патриотизм рассматривается не как чувство, которое присуще каждому человеку не зависимо от его политических убеждений, а патриотизм, как политическая позиция, т.е. как политический патриотизм.

Исходя из выше написанного, можно сказать, что патриотизм играет не последнюю роль в политике. Так как общее понятие патриотизма–это любовь к Родине и Отечеству, следовательно, стране нужны патриоты. К примеру, рассмотреть армию. Молодых людей, которые считают службу своим долгом, можно назвать патриотами. Страна нуждается в таких людях, чтобы армия была сильной и защищала Родину, но для того чтобы это делать в первую очередь надо любить её, заботиться о её процветании, о её интересах.

Когда речь заходит о политическом патриотизме, в первую очередь встаёт вопрос, а кто же выступает в этой роли патриотами?

Патриот, патриота, м. (греч. Patriots - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины .

Политик - человек, интересующийся вопросами политики. .

Следовательно, на поставленный вопрос мы можем ответить так: «в политическом патриотизме роль патриотов выполняют политики, которые, исходя из определений, интересуются жизнью страны, работают во имя интересов своей родины, состоят в различных государственных организациях, «поднимают» страну на новый, лучший уровень, делают всё возможное для процветания своей Родины. В их руках управление государством. Люди, которые относятся к органам высшей власти, должны любить свою страну, ибо только так они могут поддерживать государство на достойном уровне. Политик - это доверенное лицо государства».

Патриотизм как общественный принцип

Общество–совокупность людей, объединённых исторически общественным и социальными формами совместной жизни и деятельности. Общественный - относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе .

Патриотизм, как общественный принцип характеризует отношение людей к своей стране, которое проявляется их действиями. Любовь к родине, например, это забота об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям своего народа; уважение к историческому прошлому и вера в светлое будущее Родины; привязанность к месту жительства. У общества патриотизм в большинстве случаев проявляется во время больших исторических потрясений. Но патриотизм сплочает людей не только в радостные, но и в горестные моменты.

Патриотизм как моральная позиция

Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствовать требованиям определённого поведения, которые основаны на принятых в обществе представлениях, следовательно, каждый человек, который относится к обществу и придерживается его социальных установок, по определению должен являться патриотом.

Проанализировав выписки из словарей и газет, можно сказать, что единого общего определения патриотизма нет. Большинство источников даёт определение патриотизма, как любовь к Родине, отечеству, но так же есть и примеры патриотизма, как моральной позиции, нравственного и политического принципа, верность своей истории, преданность своей культуре. Если обобщить всё выше перечисленное воедино, то можно написать следующие: «Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Патриотизм начинается с любви к родным и близким и не заканчивается на любви к своему народу. Патриот обязан ценить свою историю, быть предан своей стране, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны».

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее .

Проанализировав литературу можно сделать выводы, что:

Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Чувство патриотизма передается из поколения в поколение и является весьма стойким.

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия.

В настоящее время встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях.

Заключение

Рассмотрев различные источники по данной теме, мы можем сделать ряд выводов.

Патриотизм - это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близким. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны.

В истории было много периодов спада и роста чувства патриотизма у русского народа и надо заметить, что в тяжёлые времена патриотизм объединяет людей, придаёт им веру в себя и свою страну.

6. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал, 2005.№4.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.–29 с.

8. Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.–239 с.

9. Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005.–705 с.

10. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

11. Ушаков Д.Н. Большой Толковый Словарь Русского языка, изд. АСТ, 2000.–848 с.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....